Появление Интернета подтолкнуло многие сферы бизнеса к применению инноваций и современных технологий. Розничная торговля не является исключением и в последние годы активно использует возможности Интернета вещей (Internet of Things, IoT). При этом IoT стал для ритейла не просто абстрактной системой связанных между собой датчиков, смартфонов, компьютеров и магазинов. Это инструмент, который дает возможность повысить эффективность бизнеса, изучить поведение покупателя и создать новые бизнес-модели.
Еще несколько лет назад ритейл удивлял наличием тепловых карт посещаемости, контролем длины очередей к кассам или подсчетом посетителей. Сегодня магазины массово используют в торговых залах mPOS-системы, планшетные компьютеры и различные мобильные приложения, позволяющие оптимизировать и контролировать торговые процессы. Но для дальнейшего развития и удержания клиента, норовящего уйти в онлайн-торговлю, традиционные розничные сети вынуждены постоянно совершенствоваться и использовать качественно новые IoT-решения. Они отличаются от существующих способностью собирать и анализировать намного больше информации о покупателях, работе продавцов и менеджеров, движении товаров и т.д.
Сегодня сбор, анализ и принятие правильных решений по рационализации процесса покупок и налаживанию взаимодействия с покупателем становятся главными драйверами развития ритейл-отрасли. Поэтому большинство крупных ритейлерских компаний взяло курс на использование IoT-технологий, чтобы повысить эффективность своей деятельности и удержать клиента. Кроме того, с их помощью они пытаются оптимизировать функционал вспомогательных служб и логистику.
Можно с уверенностью утверждать, что сегодня ритейл-торговля переживает фазу IT-революции, где главным инструментом выступает Интернет вещей. Она обещает принести не только новые возможности работы с клиентами, но и модернизировать всю цепочку торгового процесса, начиная с закупки товара и заканчивая его оплатой при покупке.
Сегодняшний покупатель достаточно избалован и технически продвинут. У него есть возможность мониторить рынок, и приобретать интересующие его товары в традиционном или Интернет-магазине, с помощью мобильного приложения или сделав звонок с клиентского сервиса. И он не прочь испробовать новые технологии покупок. Поэтому ритейлеры посредством IoT пытаются анализировать поведения покупателей и переосмыслить свои возможности ему угодить. Для этого они используют различные «фишки», например, персонализацию предложения, и применяют различные новшества.
Это могут быть электронные лейблы на полках с динамическим ценообразованием, самопроверкой через смартфон, интерактивные цифровые вывески, распознающие личность стоящего перед ними покупателя и подстраивая под него предложения товара, и много чего еще.
Одна из самых крупных международных розничных сетей Walmart, насчитывающая свыше 10 тыс. магазинов почти в 30 странах, во многом обязана своему успеху используемым IoT-технологиям. Благодаря им, Walmart обеспечивает покупателей теми товарами, в которых они испытывают потребность, что позволяет минимизировать их порчу и списание.
Внедрение специальных датчиков и создание «умного» пола позволяет отслеживать «дорожку потребителя» по всей площади маркета и анализировать, какие товары вызывают наибольший интерес у покупателей.
На основании этих данных устанавливается специфика клиента, его потребности и предпочтения. В свою очередь, исходя из этого, будут формироваться товарные запасы, которым отдает преимущество конкретный покупатель.
По прогнозам, уже к 2021 году свыше 75% всех магазинов глобальной торговой сети смогут не только распознавать, какие клиенты и когда приходят за покупками, но и подстраиваться под их посещение исходя из анализа истории предыдущих покупок.
Ожидается также, что в скором времени новое поколение беспроводной связи 5G и «умных» устройств с низким энергопотреблением позволят соответствующим IoT-технологиям для ритейла кардинально изменить поведенческую модель покупателя, полностью перестроив подходы к торговому маркетингу.
Наряду с новинками в работе с покупателями, Интернет вещей предлагает ритейлу и немало инновационных решений по управлению движением товара во всей логистической цепочке. Специфика розничной торговли такова, что здесь порой имеют значение даже незначительные, на первый взгляд, детали и нюансы. Сегодня ритейлеры активно внедряют IoT-технологии в таких направлениях, как контроль поставок, управление товарными запасами и другими активами, а также обработка платежей.
Здесь актуальная и своевременная информация играет первостепенную роль, и обеспечить ее оперативное поступление помогают «умные» устройства. Благодаря им, можно контролировать с точностью до нескольких минут сроки поставки товаров, фиксировать время и место его повреждения или порчи, учитывать при выстраивании логистики температурные факторы и т.п.
Для того чтобы товар своевременно появился на полке магазина, с помощью Интернета вещей создается система управления поставками, которая может сама сформировать заказ при снижении определенного количества товара. «Умные» полки с вмонтированными датчиками, которые определяют сокращение ассортимента, датчики контроля состояния скоропортящихся продуктов, приложения, отправляющие персонализированные, с учетом потребительских предпочтений, предложения покупателям — все это лишь малая часть решений для повышения эффективности ритейла.
Технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация), с помощью специальных RFID-меток дает возможность оперативно отследить всю цепочку поставок товара в режиме real-time. Также она позволяет компаниям розничной торговли повысить точность учета (до 95%), снизить риск внезапного возникновения дефицита, а значит, уменьшить вероятные потери. В совокупности, все эти факторы приводят к росту рентабельности торговли.
Как видим, оптимизация поставок, и автоматизация всего процесса движения товара от производителя до потребителя является ключевой сферой применения концепции IoT в розничной торговле. Для ее достижения ритейлеры вкладывают и будут вкладывать значительные ресурсы. В конечном итоге они окупятся за счет удовлетворения потребительского спроса на более высоком уровне, соответствующем сегодняшним запросам клиентов.
Стремительное развитие технологий и обилие инноваций, наряду с безусловным профитом, привносит и определенные трудности, как в целом для бизнеса, так и ритейла в частности. Речь о том, что постоянные изменения требуют частого пересмотра как уже налаженных бизнес-процессов, так и общей стратегии, а также дополнительных инвестиций, отдача от которых может быть растянута во времени.
Кроме того, если говорить о ритейле, то использование «умных» устройств будет приносить реальную пользу только в случае надлежащей обработки и анализа полученной от них информации. Это крайне важно и для персонализированного обслуживания покупателей, и для управления товарными запасами.
Поэтому, компании-ритейлеры вынуждены постоянно анализировать информационные потоки, поступающие с «умных» устройств, и на их основе корректировать свою стратегию работы с клиентами. Сбор данных является непростой задачей, притом, что их нужно «очистить» и трансформировать в нужную информацию.
Для того чтобы быстро и правильно оценивать поведение потребителя потребуется наличие соответствующей аналитической системы, которая способна отделить полезную информацию от несущественной. Кроме того, она должна интегрироваться с системой принятия решений. В совокупности, это способно удовлетворить клиентский спрос, увеличить выручку, ну и, конечно, позволит ритейлеру быть на шаг впереди от менее «продвинутых» конкурентов.
Сегодня IoT наиболее применим в крупных розничных сетях, которые могут позволить себе модернизацию бизнес-процессов и поэкспериментировать с технологическими новинками. По мере совершенствования беспроводных сетей и решения некоторых проблем энергопотребления, «умные» устройства станут востребованы и в «малой» рознице.
Ритейл уже не тот, правит там IoT...
Еще несколько лет назад ритейл удивлял наличием тепловых карт посещаемости, контролем длины очередей к кассам или подсчетом посетителей. Сегодня магазины массово используют в торговых залах mPOS-системы, планшетные компьютеры и различные мобильные приложения, позволяющие оптимизировать и контролировать торговые процессы. Но для дальнейшего развития и удержания клиента, норовящего уйти в онлайн-торговлю, традиционные розничные сети вынуждены постоянно совершенствоваться и использовать качественно новые IoT-решения. Они отличаются от существующих способностью собирать и анализировать намного больше информации о покупателях, работе продавцов и менеджеров, движении товаров и т.д.
Сегодня сбор, анализ и принятие правильных решений по рационализации процесса покупок и налаживанию взаимодействия с покупателем становятся главными драйверами развития ритейл-отрасли. Поэтому большинство крупных ритейлерских компаний взяло курс на использование IoT-технологий, чтобы повысить эффективность своей деятельности и удержать клиента. Кроме того, с их помощью они пытаются оптимизировать функционал вспомогательных служб и логистику.
Можно с уверенностью утверждать, что сегодня ритейл-торговля переживает фазу IT-революции, где главным инструментом выступает Интернет вещей. Она обещает принести не только новые возможности работы с клиентами, но и модернизировать всю цепочку торгового процесса, начиная с закупки товара и заканчивая его оплатой при покупке.
«Оцифровать» покупателя
Сегодняшний покупатель достаточно избалован и технически продвинут. У него есть возможность мониторить рынок, и приобретать интересующие его товары в традиционном или Интернет-магазине, с помощью мобильного приложения или сделав звонок с клиентского сервиса. И он не прочь испробовать новые технологии покупок. Поэтому ритейлеры посредством IoT пытаются анализировать поведения покупателей и переосмыслить свои возможности ему угодить. Для этого они используют различные «фишки», например, персонализацию предложения, и применяют различные новшества.
Это могут быть электронные лейблы на полках с динамическим ценообразованием, самопроверкой через смартфон, интерактивные цифровые вывески, распознающие личность стоящего перед ними покупателя и подстраивая под него предложения товара, и много чего еще.
Одна из самых крупных международных розничных сетей Walmart, насчитывающая свыше 10 тыс. магазинов почти в 30 странах, во многом обязана своему успеху используемым IoT-технологиям. Благодаря им, Walmart обеспечивает покупателей теми товарами, в которых они испытывают потребность, что позволяет минимизировать их порчу и списание.
Внедрение специальных датчиков и создание «умного» пола позволяет отслеживать «дорожку потребителя» по всей площади маркета и анализировать, какие товары вызывают наибольший интерес у покупателей.
На основании этих данных устанавливается специфика клиента, его потребности и предпочтения. В свою очередь, исходя из этого, будут формироваться товарные запасы, которым отдает преимущество конкретный покупатель.
По прогнозам, уже к 2021 году свыше 75% всех магазинов глобальной торговой сети смогут не только распознавать, какие клиенты и когда приходят за покупками, но и подстраиваться под их посещение исходя из анализа истории предыдущих покупок.
Ожидается также, что в скором времени новое поколение беспроводной связи 5G и «умных» устройств с низким энергопотреблением позволят соответствующим IoT-технологиям для ритейла кардинально изменить поведенческую модель покупателя, полностью перестроив подходы к торговому маркетингу.
IoT-управление товаром
Наряду с новинками в работе с покупателями, Интернет вещей предлагает ритейлу и немало инновационных решений по управлению движением товара во всей логистической цепочке. Специфика розничной торговли такова, что здесь порой имеют значение даже незначительные, на первый взгляд, детали и нюансы. Сегодня ритейлеры активно внедряют IoT-технологии в таких направлениях, как контроль поставок, управление товарными запасами и другими активами, а также обработка платежей.
Здесь актуальная и своевременная информация играет первостепенную роль, и обеспечить ее оперативное поступление помогают «умные» устройства. Благодаря им, можно контролировать с точностью до нескольких минут сроки поставки товаров, фиксировать время и место его повреждения или порчи, учитывать при выстраивании логистики температурные факторы и т.п.
Для того чтобы товар своевременно появился на полке магазина, с помощью Интернета вещей создается система управления поставками, которая может сама сформировать заказ при снижении определенного количества товара. «Умные» полки с вмонтированными датчиками, которые определяют сокращение ассортимента, датчики контроля состояния скоропортящихся продуктов, приложения, отправляющие персонализированные, с учетом потребительских предпочтений, предложения покупателям — все это лишь малая часть решений для повышения эффективности ритейла.
Технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация), с помощью специальных RFID-меток дает возможность оперативно отследить всю цепочку поставок товара в режиме real-time. Также она позволяет компаниям розничной торговли повысить точность учета (до 95%), снизить риск внезапного возникновения дефицита, а значит, уменьшить вероятные потери. В совокупности, все эти факторы приводят к росту рентабельности торговли.
Как видим, оптимизация поставок, и автоматизация всего процесса движения товара от производителя до потребителя является ключевой сферой применения концепции IoT в розничной торговле. Для ее достижения ритейлеры вкладывают и будут вкладывать значительные ресурсы. В конечном итоге они окупятся за счет удовлетворения потребительского спроса на более высоком уровне, соответствующем сегодняшним запросам клиентов.
«Услышать» датчик...
Стремительное развитие технологий и обилие инноваций, наряду с безусловным профитом, привносит и определенные трудности, как в целом для бизнеса, так и ритейла в частности. Речь о том, что постоянные изменения требуют частого пересмотра как уже налаженных бизнес-процессов, так и общей стратегии, а также дополнительных инвестиций, отдача от которых может быть растянута во времени.
Кроме того, если говорить о ритейле, то использование «умных» устройств будет приносить реальную пользу только в случае надлежащей обработки и анализа полученной от них информации. Это крайне важно и для персонализированного обслуживания покупателей, и для управления товарными запасами.
Поэтому, компании-ритейлеры вынуждены постоянно анализировать информационные потоки, поступающие с «умных» устройств, и на их основе корректировать свою стратегию работы с клиентами. Сбор данных является непростой задачей, притом, что их нужно «очистить» и трансформировать в нужную информацию.
Для того чтобы быстро и правильно оценивать поведение потребителя потребуется наличие соответствующей аналитической системы, которая способна отделить полезную информацию от несущественной. Кроме того, она должна интегрироваться с системой принятия решений. В совокупности, это способно удовлетворить клиентский спрос, увеличить выручку, ну и, конечно, позволит ритейлеру быть на шаг впереди от менее «продвинутых» конкурентов.
Сегодня IoT наиболее применим в крупных розничных сетях, которые могут позволить себе модернизацию бизнес-процессов и поэкспериментировать с технологическими новинками. По мере совершенствования беспроводных сетей и решения некоторых проблем энергопотребления, «умные» устройства станут востребованы и в «малой» рознице.