В своей прошлой статье меня попросили поделиться своей историей в учете. Не откладывая в долгий ящик расскажу как финансовый учет пришел в мою жизнь.

О себе

Я родился в простой советской семье: мама — учитель физкультуры, отец — военный инженер-строитель. Окончил педагогический университет, работал программистом. Как жили люди в те времена объяснять не буду, скажу одно — сложно. Как родители откладывали и планировали не знаю, но магическое слово “заначка” в нашей семье я слышал и не раз.

Долгий путь к учету

Первый раз идея вести учет у меня возникла лет 10 назад. У меня совершена крупная сделка, на 5 окладов. Я сразу сделал магическую заначку и стал дальше жить с мыслью о том, что эти деньги у меня лежат и дожидаются лучшего дня. Заначка была не в банке, а просто в столе, потому как с пластиковыми карточками я тогда опыта общения не имел. Иногда залезая неглубоко в отложенные деньги я делал себе зарубку о новом объеме заначки. Но спустя пару месяцев я понял что не учел больше половины зарубок и сумма там в два раза меньше, чем должна была быть по моим подсчетам. Но мысли об учете там и остались мыслями.

Я переехал в Москву. Снял квартиру на той же станции метро, где и работа. Через месяц подкинули идею проекта дополнительного заработка. Задача была собрать примерно 500 т. рублей. Я посчитал основные расходы и решил, что через год я ее соберу. Но случилось в течении двух первых месяцев случилось сразу два важных события, поставивших крест на данном плане. Во-первых, мои реальные расходы оказались выше и не позволяли мне накопить указанную сумму. То есть я представлял только примерно только ? своих расходов. Во-вторых у меня появилась девушка. Эти два события заставили меня сильно задуматься об учете. Так я второй раз подошел к мысли об учете. Но только к мысли, так как я не стал вести учет даже спустя год.

В третий раз я уже обдуманно сам пришел к мысли о том, что учет жизненно необходим. Я женился, достаточно хорошо зарабатываю, остатка нет, так как расходы равны доходам. Да, мы хорошо живем, но для крупных покупок нет никаких возможностей. А после отпуска возникает вечный вопрос: “Где деньги Зин?” Да, мою жену зовут Зина.

Первые шаги

Я принял решение что необходимо вести учет расходов. Цель была одна — понять куда уходят деньги. Никакой более высокой цели не было. Стояла сложная задача убедить в необходимости учета мою жену. Этот процесс проходил не за одну итерацию, но в конце она согласилась со мной, что необходимо понять куда уходят деньги, так как на текущий момент мы могли просчитать только половину своих расходов. В это время, я не мог придумать ничего лучше, кроме как вести расходы в evernote, так как главное требование было это общий ресурс для нас двоих. С точки зрения ввода данных это было адище. Ввод данных был мягко сказать совсем не удобным. Посчитать результат за месяц была вообще жесть. Мы несколько раз бросали, но через пару недель опять начинали вести учет. Так мы промучались полгода, но самое главное — мы выработали привычку заносить свои расходы.

Становление учета

Приняв решение, что дальше так жить нельзя, прошло полгода, а у нас нет четкой картинки, нет статистики, а есть непонятно какие данные. Я решил исправить положение и найти новый способ ведения учета. Главное требование по общему хранилищу данных никуда не ушло. Так как вносить расходы мы приучились сразу, то требовалось приложение на андроиде, так как у нас с женой телефон именно на нем. Еще одно требование было это управление списком статей расходов. А так как в бесплатном варианте под наши требования подходит всего пару приложений, то наш выбор пал на “Семейный бюджет”. На тот момент мне оно показалось идеальным. Здесь тебе и синхронизация, и возможность вести категории и подкатегории расходов, и шаблоны операций, и даже отчет, все что нужно было мне после прошлого ужаса. На просторах интернета были найдены категории расходов.

Категории до
— Автомобиль, личный транспорт (топливо, обслуживание)
— Бизнес, проекты
— Благотворительность
— Бытовая техника
— Гипермаркет (продукты, товары для дома)
— Долги, кредиты
— Дом (квартира, дача)
— Домашние животные
— Другое
— Ипотека
— Кафе и рестораны
— Коммунальные платежи
— Красота и здоровье
— Кредит
— Медицина, аптека
— Мобильная связь, интернет, ТВ, телефон
— Образование (ВУЗы, курсы, семинары)
— Общественный транспорт
— Одежда и обувь
— Отпуск, путешествия, дальние поездки
— ПО, книги и журналы, игры, музыка, фильмы
— Развлечения и праздники (кино, театр, выходные, дни рождения)
— Семья и дети
— Строительство и ремонт
— Финансовые операции (накопления, депозиты, инвестиции, эл. деньги)
— Хобби и увлечения
— Штрафы, налоги, комиссии
— Услуги
— Я не помню


Убрав из этого списка лишнее, как мы считали на тот момент, наш список превратился в следующее.

Категории после
— Автомобиль, личный транспорт (топливо, обслуживание)
— Благотворительность
— Бытовая техника
— Гипермаркет (продукты, товары для дома)
— Дом (квартира, дача)
— Кафе и рестораны
— Коммунальные платежи
— Медицина, аптека
— Мобильная связь, интернет, ТВ, телефон
— Общественный транспорт
— Одежда и обувь
— ПО, книги и журналы, игры, музыка, фильмы
— Развлечения и праздники (кино, театр, выходные, дни рождения)
— Финансовые операции
— Штрафы, налоги, комиссии
— Услуги


Да, мы избавились от многих категорий, так как на тот момент мы не затевали никакого строительства, не было денег на путешествия, нам казалось что остальные категории просто бессмысленны. Самое главное, что я считаю мы правильно сделали, это избавились от категории “Я не помню”. Данная статья расхода расслабляет и позволяет туда записать все то, что просто пропустил ранее. Для формирования дисциплины фин учета необходимо сразу отказаться от механизмов позволяющих себе расслабиться.

Я приступил к настройке приложения, внес статьи расходов, настроил синхронизацию между своим телефоном и жены, настроил валюту. И вот тут меня ждала первая проблема, валюту настроил, все в рублях, но по-умолчанию выставляются доллары. Я все перенастроил, переправил, перегрузил, опять доллары. После третьей попытки, я решил что доллары это рубли и стали спокойно вести учет.

В процессе использования от первоначальной идеи настроить чтение СМС для автоматического формирования записей решил отказаться. Во-первых потому как это надо настраивать, а легкого и удобного способа сделать это в приложении я не нашел. А во-вторых потому как нельзя по СМС автоматически определить тип расхода. Для тех, кто скажет что можно — определите к какой категории расхода вы отнесете СМС из гипермаркета, если в чеке у вас и продукты, и алкоголь, и бытхим, и возможно одежда и т.д. Сразу пришла идея, что по одному СМС можно внести табличку расходов по категориям, но ни одно приложение, в том числе используемое мной данным функционалом не обладает от слова совсем.

Дуализм расходов

В процессе ведения учета появлялись неоднозначные ситуации. Давайте остановимся на них подробнее. У нас есть друг Никита, к которому мы с удовольствием ездим на дачу. Баня, шашлыки, алкоголь, бешбармак и т.д. Все это расходы, которые с одной стороны можно отнести профильно на продукты, алкоголь, товары для дома, тот же бензин на машину, а с другой стороны это развлечение, отдых. Вводить расход сразу на две категории это бред, так как данный механизм, если делит сумму пополам не отражает действительности, а если записывает ее в обе категории просто задваивает сумму. В итоге для себя мы решили записывать все по статьям, как и должно быть, то есть продукты, алкоголь, бензин и т.д. А в идеале для себя решил что необходима система тегов, когда можно промаркировать расход, построить отчет, и узнать сколько всего денег ушло на поездку на дачу к нашему другу Никите.

Кстати к этой проблеме можно добавить расходы в путешествии, но мы для себя решили, что все расходы в путешествии, вне зависимости от назначения, продукты это, услуга ли, у нас попадают в одну категорию — путешествия.

Через пару месяцев мы уже имели какую-то статистику. Но приближалась зима и пришло понимание, что наша статистика неполная — мало расходов по важной категории — подарки. И мы решили подождать до конца зимы со сбором статистики.

Статистика

Прошла зима и собрав данные на первый анализ выяснили, что основные траты составляют 50%. Расходы мелкими записями набирают еще 50%. Мы думали, что где-то ошибка, что часть денег теряется и еще что, но то, что мелкие категории набираются на 50% стало для нас шоком. И тут стало понятно, что первоначальная привычка записывать все расходы очень нам помогла. Расход даже в 10 рублей мы вносим и это позволяет нам видеть всю картинку.

Весной мы купили собаку и опять мы добавили статью расходов. Опять надо собирать статистику, чтобы понять как изменились наши расходы. Для покупки собаки мы немного ужались в наших расходах и мне пришла идея вести учет доходов. Первоначально была идея выбрать идеальный момент, например с начала года. Но это все обман — тут не бывает идеального момента. Поэтому надо просто взять и начать делать.

Планирование

К концу года пришло понимание, что у меня есть на руках наша полная годовая статистика. И можно попробовать спрогнозировать расходы на следующий год. Решено — сделано. Взял годовые расходы, добавил 10% и взял это как план на год. Без разбивки по месяцам, просто общей суммой. В приложении я не нашел в бесплатном варианте данный функционал, поэтому пришлось дублировать учет и заводить файлик в гугл диске, с итоговыми месячными показателями.

План на год я корректировал примерно каждый месяц, потому как появлялись неучтенные моменты, новые проекты. Но это не расстраивало меня, так как я уже видел следующий шаг — планирование крупных покупок. Именно этим я и занялся. Узнал о том, что хочет моя любимая, добавил то что я хочу, посчитал и огорчился. Для части расходов не было возможности их выполнить, надо было решать, что будем делать, а что нет. Взяв данные затеял сложный разговор с супругой. Спорили, даже немного поругались, но нашли выход. Если есть цель, то ради этой цели можно экономить.

Эксперимент

Для обеспечения покупок было решено подрезать на два месяца бюджет на 30%. Мы перестали покупать лишнюю еду, стали больше смотреть на продукты, читать состав, сравнивать аналоги и где-то впоследствии перешли на более дешевую марку. В результате, в новый бюджет мы уложились. Но скажу сразу, если бы не цель, ради которой мы делали эту экономию, то ничего не получилось бы. То есть если вам необходимо сэкономить часть денег, то сразу ставьте цель — зачем. Экономить ради экономии это не цель, это не работает. А если это работает, значит у вас неправильный бюджет.

Выводы

Во-первых, пришли к выводу, что одежду надо покупать дорогую, потому как на горизонт в пару лет, это дешевле, то есть экономически выгоднее. Тоже самое с обувью. У меня вообще с ней проблема — при росте 185 см, весе 114 кг и размером 48 у меня обувь только на один сезон. В целях экономии решили перейти на дорогой бренд. Скажу заранее — идея с дорогой одеждой и обувью себя полностью оправдала, и позволила экономить в год до 20-40 тысяч на каждого человека.
Во-вторых, как писал выше, мы решили провести эксперимент, с целью оптимизации расходов. И по итогам приняли решение что будем устраивать иногда такие эксперименты, так как они позволяют встряхнуть расходы.
В-третьих, все решения о бюджете принимайте вместе, так как вы все-таки семья и жить на эти доходы и расходы тоже вместе.
В-четвертых, для учета расходов необходимы подкатегории. Возьмем к примеру те же расходы на автомобиль: ТО, налоги, штраф, шиномонтаж, ОСАГО, бензин и т.д. Собрав все это в одну статью — видишь одну сумму и не понимаешь ничего. От взгляда на нее становится страшно. А разбив все по подкатегориям, понимаешь почему расход месяц от месяца меняется. Также вести планирование по подкатегориям проще. Если у тебя все без форс-мажоров, то два раза в год шиномонтаж, один раз ОСАГО, один-два ТО.
В-пятых, планировать надо на год, но с помесячной детализацией. Причина этого шага хорошо понятна из предыдущего пункта.
В-шестых, закладывайте дополнительные расходы сверх плана, чтобы быть более готовым к внеплановым ситуациям. А если у вас все идет по плану, то вы можете освободившиеся деньги отправить на депозит, или распределить в ходе корректировки на другие статьи.
В-седьмых, иногда бывает морально тяжело от того, что у тебя все распределено и нельзя потратить на что-то другое. В этом случае возьмите и потратьте деньги на что-угодно. Развлекитесь, отвлекитесь. Но естественно потом запишите эти расходы. Да, они будут внеплановыми, но очень нужными. А деньги для этого расхода мы заложили в предыдущем пункте.

Что еще произошло в нашей жизни

Мы с женой вернули категорию обучение. Посмотрели сколько пропиваем, проедаем и стало стыдно. Мы оба педагоги по образованию и перестали заниматься образованием. Сейчас у нас есть бюджет и категория обучение имеет размер уже больше чем развлечения и плавно по масштабам приближается к кафе.
Мы стали учитывать долги. Да, мы относимся к тем людям, которые иногда дают в долг. И благодаря учету я могу понять могу я дать в долг, могу я потерять эти деньги.
Мы ведем список покупок при каждом походе в магазин и список крупных покупок.

Я прекрасно понимаю, что надо жить не уменьшая расходы, а увеличивая доход. Но если для увеличения требуются инвестиции, то лучший способ найти эти инвестиции это заглянуть в свой бюджет и он даст тебе ответы.

Теперь мы с женой формируем цели на год вперед. Пока их мало, и они не амбициозны, но мы только в начале пути и я знаю, что у нас все получится.

Да, я опять в поисках приложения, которое удовлетворит мои потребности. И теперь я готов на него платить деньги. Но увы, я до сих пор в поисках.

Комментарии (34)


  1. EJIqpEP
    27.12.2017 12:54

    Последние 5 лет использую вместе с женой сервис «Дребеденьги». Не знаю, как зарабатывает на нем автор, но его цена 500 рублей в год.
    Обычно оба заносим все траты с телефонов, оно синхронизирует все. Раз в неделю заношу траты из банка, который делались онлайн и жена перепроверяет сходится ли остаток наличных. Если заносить реже, то обычно есть недостачи и непонятно куда делись.
    Из того, что мне нравится в этом сервисе:
    1. Цена))
    2. Удобное планирование бюджета на каждый месяц. Там можно добавлять категории, чтобы видеть когда превысил расходы по категории
    3. Графики доходов, расходов за год.
    4. Каждую неделю на почту высылают бекап с всеми данными. Я один раз накосячил, удалив категорию и помогло все восстановить.


    1. valery1707
      27.12.2017 19:11

      Мы с женой тоже используем Дребеденьги:


      • Синхронизация между разными устройствами. Платно, но не так и дорого
      • Клиент под Андройд для меня весьма удобен
      • Веб интерфейс весьма удобен
      • Мы обычно забиваем чек супермаркета в Продукты, а я потом прохожу по чеку и, используя функционал разбивания одной транзации на несколько связанных в веб-интерфейсе, раскидываю по разным категориям
      • Там есть планирование бюджета, но у нас пока нет в этом необходимости
      • Ведём все траты. Абсолютно. Для меня это вообще норм, а жена втянулась со временем
      • Ведём все долги: я точно знаю кто и сколько должен нам, и кому должны мы. И самое главное — когда именно были движения по счетам.
      • Графики расходов хороши, а фильтрация расхода по куче параметров вообще позволяет определить всё что угодно
      • Там есть и теги — для возможности быстрой выборки трат из разных категорий
      • Бэкап в виде архива на почту может и не идеален, но душу греет
      • От распознавания СМС отказался по той же причине: никто не сможет без чека сказать в какие категории это дело разместить. Будь он трижди ИИ и имей интеграцию с банком.
      • Фотографии чека тоже можно прикреплять, но мне не удобно фотографировать сам чек — он иногда дико длинный. Проще положить в карман и потом от туда достать.

      В общем я дико доволен.


  1. Zlobnost Автор
    27.12.2017 12:59

    Я сейчас тоже смотрю больше в сторону этого приложения. Там есть необходимая система тегов. Но отсутствуют и другие необходимые мне инструменты. Например, разбиение суммы смс по нескольким категориям. Или возможности прикрепление фотографии чека к сумме расходов с смс. Но должен признать, что если за выделенный самому себе срок не найду ничего лучше, то остановлюсь на этом приложении.


    1. CuteCat
      27.12.2017 13:32

      Сам пользовался сервисом «Дребеденьги», но в последствии перешел на coinkeeper. Там можно прикреплять фотографии чека, на сколько это удобно не скажу, этим функционалом не пользуюсь.


  1. saaivs
    27.12.2017 13:06

    1. sergest
      27.12.2017 16:50

      Плюсую. Оно умеет распознавать смс, подключаться к некоторым банк-клиентам. Также умеет разбивать чек по категориям (удобно для походов в супермаркеты)
      И недавно научилось сканировать QR коды с чеков. Т.е. теперь вся детализация по покупке автоматом подтягивается в приложение.
      Подписка навсегда стоит что-то около 1300 рублей.


  1. wchupin
    27.12.2017 13:09

    Хороший анализ. Я тоже периодически порывался начать вести такой учёт, но всегда бросал, потому что казалось, что на него уходит чудовищно много времени. Сейчас вроде жена что-то там ведёт, но не знаю, насколько старательно и полно.

    Сейчас ситуация облегчается тем, что практически все расходы оплачиваются карточкой, наличку почти нет необходимости снимать. Было бы хорошо, если бы программа финансового учёта на телефоне как-то автоматически парсила SMS-ки, пусть даже просто конвертируя их в табличку «приход-расход-комментарий». Тогда можно было бы в Excel потом добавить разъяснение, на что именно были потрачены эти деньги. При этом общий чек из супермаркета можно было бы в том же Excel пост-фактум расписывать по категориям продуктов.

    В общем, спасибо, воодушевили попытаться завести такой бухучёт ещё раз…


    1. lostpassword
      27.12.2017 22:26

      Вообще мало времени уходит.
      Я по вечерам обычно записываю, и уходит не больше 10 минут (это если трат было много, и половина была наличкой, которую нужно долго и мучительно вспоминать).
      Самый трудный момент — первые несколько месяцев, пока привыкаешь и составляешь удобную тебе таксономию расходов.
      Не сказал бы, что учёт расходов — это прямо такой must have, но порой приятно бывает знать, сколько уходит в месяц на квартиру, сколько на питание, сколько на другие расходы.


  1. norlin
    27.12.2017 13:32

    Из всех приложений, которые я видел, самое адекватное и юзабельное – Coinkeeper. Пользовался им несколько лет, сейчас уже чуть больше полугода ничего не отмечаю, хотя надо бы.
    На начало этого года там было не всё перечисленное, но приложение живое, развивается и разработчики даже слушают фидбеки.


  1. ololowl
    27.12.2017 13:48

    Идеальное для меня приложение для контроля расходов это FinGen на андроид.
    Можно перенести базу из Financisto. Главное — умеет парсить СМС и автоматически создавать транзакции по заранее созданным шаблонам.


  1. Igor_Shumilov
    27.12.2017 14:08
    +1

    Я пользуюсь Sanuel Family. Есть десктопная версия, есть и мобильная с возможностью синхронизации. Я предпочитаю десктоп. Удобней с отчётами работать, в том числе графическими.
    Она позволяет вести счета в разных валютах, учитывать тип этих счетов (дебетовый, кредитный, долговой и т.д.). Есть категории и подкатегории, система тегирования каждой записи.
    Есть инструменты для планирования бюджета, достижения финансовых целей.
    Очень много всяких отчётов по расходам, доходам, денежному потоку и т.д. Учёт стоимости (и изменения стоимости) имущества.


  1. s_suhanov
    27.12.2017 14:25

    Я пользуюсь вот этим сервисом: https://hmbee.ru Есть бесплатный пробный период, автор сервиса лично отвечает на письма и помогает разобраться.


    Пользуюсь несколько лет и почти все нравится.


  1. Kutak
    27.12.2017 15:35

    Что категории «Я не помню» не должно быть в системе учёта, это автор совершенно прав. Для жителей США рекомендую сервисы: mint.com (попроще), для любителей задротства — ynab.com. Разница между ними, из моего личного опыта — на mint уходит меньше времени, чем на ynab.
    Вообще же со всем этим учётом иногда бывает так, что надоедает. Особенно когда уже в целом знаешь, что куда тратишь, и при этом не подвержен импульсивным покупкам. Не один раз я бросал учёт именно из-за того, что слишком много времени нужно было на внесение информации в систему. Так, к примеру, я пару лет использовал AbilityCash. Бросил из-за того, что надо было все транзакции вручную записывать. И так было со всеми остальными сервисами.
    Потом, гораздо позже, уже переехав в США, я узнал про YNAB. Он умеет синхронизировать практически всё. Для меня вообще концепция синхронизации всех карт, счетов и в целом финансовой информации с каким-то сайтом в интернете поначалу казалось дикой, но я стал его использовать. Однако что-то не сложилось с концепцией учёта, которую предлагает YNAB, и через месяц я его бросил. И открыл для себя Mint — он тоже смог синхронизировать все мои кредитные карты, банковские счета и всё такое. Mint не заставляет делать бюджеты, но при желании их делать можно, они опциональны.
    Говоря о финансовом учёте, нельзя не вспомнить одного человека — www.mrmoneymustache.com
    В общем весь его сайт посвящён финансовой независимости, и по теме написанного Zlobnost там много чего есть. Рекомендую тем, кто не боится читать длинные статьи на английском. Если вы уже ведёте учёт, но о сайте Mr. Money Mustache ещё не слышали и не знаете — срочно туда. Можете открыть для себя кое-что новое.


  1. VBKesha
    27.12.2017 15:58

    У меня вообще с ней проблема — при росте 185 см, весе 114 кг и размером 48 у меня обувь только на один сезон.

    Я понимаю что тема не о том, но примерно при таких же характеристиках(ну правда размер ноги 43) мне обуви хватало на 2-3 месяца, потом лопалась подошва. Сходил к ортопеду, сделали спец стельки, после ни разу подошва не лопалась.


  1. Iliya_karin
    27.12.2017 16:01

    Пользуюсь google spreadsheets уже года 4, листы являются категориями, обычные формулы, 1 лист общий свод доходов и расходов, и еще 1 файл который собирает информацию по категориям, по всему году. Более чем доволен, все видно, просто и прозрачно.


  1. alan008
    27.12.2017 16:49

    FinancePM на телефоне. Но я использую только для учета "своих" трат. Там есть сохранение данных в облако для передачи информации например с телефона на планшет, но с двух учеток подключиться к одному аккаунту и записывать разные расходы вряд ли получится


  1. igurylev
    27.12.2017 17:09

    «Домашняя бухгалтерия» на андроиде.
    Платежи наличными заношу сразу по факту оплаты, карточные — раз в день по SMS-кам или опять же сразу.
    Есть резервное копирование в гуглдиск по факту выхода из программы, так что когда внезапно помер телефон, после установки программы на новое устройство всё подтянулось из облака.


  1. AstorS1
    27.12.2017 21:32

    В части раздела «Дуализм расходов», как мне кажется, важно продумать то, что в компаниях называют учётной политикой. Например, соки я совмещаю в категории «Фрукты/овощи». Здесь важно, чтобы любой сок всегда относился сюда. Также, расход «Кафе/рестораны» входит в категорию «Питание».
    Т.е. подход должен быть одинаковым вне зависимости от ситуации. Но в целом, это не догма и может быть осознанно изменена/дополнена при необходимости.


  1. Zlobnost Автор
    27.12.2017 21:35

    Здесь вопрос индивидуальных правил. Мы для себя установили текущие правила. Для вас они могут не подходить полностью. Главное совместно выработать и принять это правила игры.


  1. SergeyKa_Ru
    28.12.2017 00:30

    Все делятся инструментом ) 4 года назад купил 1С Деньги. Не знаю сколько стоит сейчас, тогда по акции купил за 300 руб. Это на все время, покупка разовая. Функционал широк как по мне, есть все что нужно и даже более, в том числе и мобильное приложение, синхронизация и т. п.
    По самому учету — ленив я, после покупки вел год, потом стал забивать. Год не вел, потом опять год вел. Сейчас период забивания. Чувствую что скоро опять начну.


  1. pano696
    28.12.2017 08:43

    Использую CoinKeeper, там есть и категории и тэги, плюс быстрое и удобное занесение расходов, плюс от них же приложение Покупки, позволяет просканировав QR код с чека и сразу разнести все по категориям, особенно удобно после поездки в гипермаркет. Для годового бюджета и планирования на долгий срок табличка в Excel.


  1. Crush
    28.12.2017 10:15

    Очень рекомендую поглядеть на YNAB. Тут не так давно перебирали весь софт для бюджетирования и он в лидерах: thewirecutter.com/reviews/best-budgeting-apps-and-tools По сути YNAB это софт + система учёта, там есть свои правила. Если что, у меня есть на русском базовые переводы текстов и видео, могу дать. Минус один — достаточно высокая стоимость. Я переехал на YNAB после многих лет жизни на Дребеденьгах и это реально, глоток свежего воздуха )) Учёт ради учёта, крайне утомителен и малопродуктивен. А вот когда во главу угла принудительно впилен бюджет, то ситуация резко меняется в лучшую сторону. Да, и тоже ведём учёт вдвоем с супругой.


    1. Zlobnost Автор
      28.12.2017 10:24

      Я с вами согласен, учет ради учета попахивает бредом. Про бюджет согласен — когда он есть, ситуация резко меняется. С софтом YNAB не знаком, но раз для вас это глоток свежего воздуха, то с удовольствием изучу этот инструмент. И если вы можете поделиться информацией, то я открыт к диалогу и приглашаю вас в личку.


      1. Crush
        28.12.2017 10:46

        Отправил.


  1. axtrace
    28.12.2017 13:16

    веду учет расходов уже 2 года. К планированию тоже пришел органично, Как и вы.
    Сколько вы ведет учет расходов? Откуда выводы про дорогую одежду и обувь? (хотя я знаю поговорку «Мы не особо богаты, чтобы покупать дешевые вещи», но хочется эмперических данных)


  1. Zlobnost Автор
    28.12.2017 13:19

    Приведу пример на обуви. Раньше я каждый сезон покупал себе туфли и ботинки. Средняя стоимость 5-8 т. рублей. То есть за год я тратил примерно около 20 т. рублей. Пусть не посчитают за рекламу, но потом я открыл для себя марку Timberland. При цене 12 т. рублей за пару я ботинки ношу уже 4 года без проблем. Дальше считайте сами.
    Вот только все хорошее когда-нибудь кончается. Теперь качество у этой марки упало и я теперь в поисках нового обувного бренда.


  1. axtrace
    28.12.2017 13:24

    пользуюсь два года сайтом и приложением zenmoney. Функционал очень неплох.
    Главные выводы для меня по итогам ведения бюджета и учета расходов:
    1. Снижаются импульсивные покупки. Раньше при каждой покупке в 2-3 т.р., а уж тем более и меньше, я мыслил так: зарабатываю сотку, 2-3% ничего не решат. И при следующей также все мерил на сотку. Хотя правильно бы уже вычесть плату за аренду квартиры, другие обязательные расходы и предедыщуие расходы. Тогда и останется не сотка, а условно 50.
    2. Разовые расходы до 1000 р. (3-4 раза в месяц) особо ничего не решают. А вот систематичные подоные расходы решают многое (см. п.1)
    3. В годовом бюджете крупные расходы — это 25% аренда квартиры, 30% — расходы на питание и ребенка. Остальные 45% раскидываются на множество категорий, каждая их которых не превышает 5%. Медиана около 0.5%.


  1. zenio
    28.12.2017 13:37

    Веду учет финансов примерно 10 лет и по схожей схеме. Могу порекомендовать buxfer.com. Когда начал им пользоваться, понял откуда черпали вдохновение создатели easyfinance.ru, на котором провел приличное время.


  1. Eldhenn
    28.12.2017 16:08

    > Все это расходы, которые с одной стороны можно отнести профильно на продукты, алкоголь, товары для дома, тот же бензин на машину, а с другой стороны это развлечение, отдых.

    Синтетический и аналитический учёт. В синтетическом учёте это алкоголь, транспорт и товары для дома, а в аналитическом — развлечение и отдых.


  1. Zlobnost Автор
    28.12.2017 16:15

    Развлечение уже участвует в синтетическом анализе, если применять вашу терминологию. Если разделять так учет, то нужно полностью пересматривать систему учета. Плюс это двойной учет, что по факту является системой субконто в плане счетов в бух учете. Лично для себя считаю такой учет усложением. А если использовать систему тегов, то это фактически и есть предложенный вами аналитический учет.


  1. Eldhenn
    28.12.2017 18:24

    > Развлечение уже участвует в синтетическом анализе

    Ну так и вешайте его и на аналитический счёт «развлечение». Хотя я бы разбил = билеты, отели и прочее — раздельно.


  1. pvs043
    28.12.2017 22:20

    Александр, супер-статьи на важную жизненную тему! +100500

    Да, я опять в поисках приложения, которое удовлетворит мои потребности. И теперь я готов на него платить деньги.

    Лет 10 назад купил Домашнюю Бухгалтерию и с тех пор ежедневно завожу платежи по чекам/SMS на домашнем компе. У меня версия 5, в 6-й заявлена поддержка мобилок.
    Отмечу плюсы:
    1) лицензия на купленную ветку (5.x, 6.x) единовременная, при переустановке ОС нужно просто ввести код из полученного E-mail. (Добавили подписку на месяц 99 руб. в последней версии)
    2) Надежность. Встроенный Бэкап (у меня — 10 дней в папку OneDrive) безупречен. Данные за 10 лет никуда не потерялись.
    3) Полная свобода в конфигурации своих категорий расходов/счетов/доходов и т.д.
    4) Много-пользователи. Прочитав твою статью, настроил запуск HB в профиле жены (база данных общая) — работает!
    5) Trial period — можно спокойно оценить все возможности программы.
    6) Импорто-замещение ))))) Звучит смешно конечно, но эти русские парни сделали реально крутой софт!


  1. YuryZakharov
    29.12.2017 00:41

    А в сторону GnuCash не смотрели?
    Есть клиент под Андроид, с синхронизацией. Сам андроидного клиента не щупал, врать про него не буду.
    А сама GnuCash вполне достойная система.


  1. Zlobnost Автор
    29.12.2017 08:41

    Пока еще нет. Я когда искал пошел в google play, ввел фин учет и просто взял топ 10 или даже 20, сейчас уже не помню. И каждое приложение ставил, изучал, даже была сравнительная таблица. После выбора текущего приложения я ее удалил, хотя сейчас понимаю, что наверно полезная статья была бы.
    Но спасибо за подсказку, посмотрю и это приложение.