Сергей Нужненко darkboatman, ведущий системный аналитик SuperJob, делится опытом запуска IT-проектов с точки зрения аналитика.
По итогам выступления на прошедшем митапе у меня получается серия заметок, в которых я постараюсь, освободившись от ограничения форматом выступления, обсудить с вами принципы выполнения предпроектных задач и покажу несколько примеров из жизни.
Это пригодится представителям заказчика, системным, бизнес-аналитикам, менеджерам проектов, другим участвующим в запуске ИТ-проектов, итераций или спринтов.
Под предпроектом мы понимаем все задачи, которые надо выполнить до момента получения согласия всех сторон, утверждения бюджета, а главное — понимания, что мы делаем и зачем, а также каким способом, то есть кого надо привлечь и кому позже надо будет ставить задачу. Эти задачи одинаковы как для большого проекта, так и для короткой двухнедельной итерации.
Мы знаем, что, во-первых, хорошая постановка задачи — это половина решения, а, во-вторых, не столь важно, насколько продуктивно ты что-то делаешь, если при этом делаешь не то, что нужно. Системной предпроектной работе уделяется удручающе мало внимания. Подавляющее число обсуждений, книг и статей посвящено тому, что делать внутри проекта, или поиску продукта во взаимодействии с рынком. В серой зоне оказывается переход от понимания, что надо продавать, к самой работе.
Что нужно сделать для того, чтобы построить ИТ-систему или сервис?
Вот список больших задач, которые так или иначе решаются для любой системы:
Подчеркнутые пункты мы будем называть «предпроект».
Предпроект (хоть он и не всегда так называется) может выполняться в разных условиях: на систему в целом, на подсистемы или на каждую фичу продукта.
Все указанные задачи могут выполняться годы, месяцы или пролетать за неделю в рамках подготовки сессии планирования спринта, могут сопровождаться различным количеством бумаги и разными схемами взаимодействия участников.
Однако перед тем, как мы начнем фиксировать цели, пресловутые 4 параметра проектного треугольника — формулировать обязанности участников проекта, назначать внешние статус-митинги с участием спонсора и расчехлять другие общеупотребимые инструменты проектного управления — необходимо полностью выполнить задачи предпроекта:
1) Понять сроки и стоимость
2) Допродать систему:
3) Создать основание для приемки (контракт на объем и качество результата, называемое так же «техническое задание»)
4) Определиться с ресурсами: видами, этапами, сроками, объемами работ и источниками ресурсов
Без этого ничего (хорошего) не выйдет.
Все проблемы, о которых пойдет речь ниже, развиваются на заведомо неблагоприятном фоне, общем для всех предпроектов.
Надо быстро определиться со стоимостью системы на фоне высокой неопределенности.
Идет торг за бюджет и сроки — это конфликт, изначально заложенный в любой предпроект.
Заказчик хочет Сhrysler Escalade, денег есть на ГАЗ 69, но нужен ему Renault Logan. Бывает, что при этом поставщик решений хочет продавать яхты и самолеты, но реально может сделать только надувную лодку, а сейчас пойдет искать, у кого купить Logan.
Проект еще не «продан» и идет борьба за его запуск.
Мы расположили частые проблемы предпроекта по мере роста зрелости заказчика и других участников ИТ-проекта:
1) «Письмо Дяди Фёдора»
2) Не учтены полный ЖЦ и структура как системы, так и финансового актива
3) Не учтены задачи предпроектной фазы
4) Выбран неверный режим коммуникации требований
Обзор предлагаемых решений, о которых мы более детально поговорим в следующих разделах:
Кроме этого необходимо помнить о базовых принципах, которые мстят за невнимание к себе. Среди них:
Краткий обзор закончен, к деталям перейдем в следующих заметках серии.
По итогам выступления на прошедшем митапе у меня получается серия заметок, в которых я постараюсь, освободившись от ограничения форматом выступления, обсудить с вами принципы выполнения предпроектных задач и покажу несколько примеров из жизни.
Это пригодится представителям заказчика, системным, бизнес-аналитикам, менеджерам проектов, другим участвующим в запуске ИТ-проектов, итераций или спринтов.
Под предпроектом мы понимаем все задачи, которые надо выполнить до момента получения согласия всех сторон, утверждения бюджета, а главное — понимания, что мы делаем и зачем, а также каким способом, то есть кого надо привлечь и кому позже надо будет ставить задачу. Эти задачи одинаковы как для большого проекта, так и для короткой двухнедельной итерации.
Мы знаем, что, во-первых, хорошая постановка задачи — это половина решения, а, во-вторых, не столь важно, насколько продуктивно ты что-то делаешь, если при этом делаешь не то, что нужно. Системной предпроектной работе уделяется удручающе мало внимания. Подавляющее число обсуждений, книг и статей посвящено тому, что делать внутри проекта, или поиску продукта во взаимодействии с рынком. В серой зоне оказывается переход от понимания, что надо продавать, к самой работе.
Задачи предпроекта
Что нужно сделать для того, чтобы построить ИТ-систему или сервис?
Вот список больших задач, которые так или иначе решаются для любой системы:
- Понять наличие проблемы или возможности
- Выявить ожидаемую пользу (эффект) качественно или количественно
- Понять «образ решения» (концепцию или vision) и его стоимость
- Выделить бюджет в деньгах или натуральных ресурсах
- Определить виды ресурсов, объемы работ и начать их заказ
- Определить основание для приемки (как мы узнаем, что работа сделана)
- …
- (Здесь унылый список работ по проектированию, планированию, разработке, развертыванию, внедрению и т.п., который сегодня останется за рамками нашего обсуждения)
- …
- Приемо-сдать результат
- Измерить эффект
- Подтвердить возврат финансовых вложений
Подчеркнутые пункты мы будем называть «предпроект».
Предпроект (хоть он и не всегда так называется) может выполняться в разных условиях: на систему в целом, на подсистемы или на каждую фичу продукта.
Все указанные задачи могут выполняться годы, месяцы или пролетать за неделю в рамках подготовки сессии планирования спринта, могут сопровождаться различным количеством бумаги и разными схемами взаимодействия участников.
Однако перед тем, как мы начнем фиксировать цели, пресловутые 4 параметра проектного треугольника — формулировать обязанности участников проекта, назначать внешние статус-митинги с участием спонсора и расчехлять другие общеупотребимые инструменты проектного управления — необходимо полностью выполнить задачи предпроекта:
1) Понять сроки и стоимость
2) Допродать систему:
- Показать заказчику понимание его целей
- Показать пользователям решение их проблем
- Успешно завершить торг за бюджет
3) Создать основание для приемки (контракт на объем и качество результата, называемое так же «техническое задание»)
4) Определиться с ресурсами: видами, этапами, сроками, объемами работ и источниками ресурсов
Без этого ничего (хорошего) не выйдет.
Трудности
Все проблемы, о которых пойдет речь ниже, развиваются на заведомо неблагоприятном фоне, общем для всех предпроектов.
Надо быстро определиться со стоимостью системы на фоне высокой неопределенности.
Идет торг за бюджет и сроки — это конфликт, изначально заложенный в любой предпроект.
Заказчик хочет Сhrysler Escalade, денег есть на ГАЗ 69, но нужен ему Renault Logan. Бывает, что при этом поставщик решений хочет продавать яхты и самолеты, но реально может сделать только надувную лодку, а сейчас пойдет искать, у кого купить Logan.
Проект еще не «продан» и идет борьба за его запуск.
Обзор проблем и решений
Мы расположили частые проблемы предпроекта по мере роста зрелости заказчика и других участников ИТ-проекта:
1) «Письмо Дяди Фёдора»
2) Не учтены полный ЖЦ и структура как системы, так и финансового актива
3) Не учтены задачи предпроектной фазы
- Избыточная детализация требований
- Не представлены объем и достаточное деление системы
- Не проявлено понимание целей заказчика
- Нет основания приемки результата
4) Выбран неверный режим коммуникации требований
Обзор предлагаемых решений, о которых мы более детально поговорим в следующих разделах:
Кроме этого необходимо помнить о базовых принципах, которые мстят за невнимание к себе. Среди них:
- Понимание сути ИТ-системы и ее жизненного цикла
- Понимание взгляда на систему как на финансовый актив
- Понимание, что такое конус неопределенности и как его использовать
- Понимание основ оценки
- Понимание полного состава задач предпроектной фазы, невыполнение которых обрекает нас в лучшем случае на отказ от запуска проекта, в худшем — на мучения в заведомо провальном проекте, а в еще худшем — на кармические долги за мертворожденные ИТ-системы
Краткий обзор закончен, к деталям перейдем в следующих заметках серии.
Комментарии (4)
WizardryIB
28.12.2017 14:181. Предпроекты описаны только в стандарте PRINCE2.
2. Эффективным считается такой предпроект, после которого будет осуществлен старт ПРОЕКТА с четко определенными сроками, ресурсами и целями. Это и является основным ключевым показателем эффективности предпроекта.darkboatman
28.12.2017 17:42Такая точка зрения понятна. При этом она не защищает интересы заказчика и инвестора. Задача бизнес-аналитика со стороны заказчика во-первых закрыть 10 проектов с низкой или отрицательной отдачей и только во-вторых открыть 1, который даст высокую отдачу.
exehoo
Есть еще серьезная проблема вида «А кто заплатит за предпроектные работы?»
darkboatman
Спасибо за очень правильный вопрос!
Надо мне было усилить вот это:
Быстро и как можно дешевле. И не только со стоимостью, но и вообще с балансом вложений и отдачи, в чем бы она ни измерялась. Так как пока нет уверенности в том, что мы стартуем, никто не хочет платить за работы.
Собственно, кто будет платить, вариантов не так много и из них легко выбирать. А вот как его заставить платить и как сделать цену приемлемой, дальше мы обсудим.