В последнее время процесс запуска онлайн-игр в КНР изрядно усложнился. В этой статье я пошагово разберу весь процесс «от и до».
Сразу скажу — так как мы полностью белые и пушистые, то всем требованиям мы пытаемся полностью соответствовать. Имея связи, контакты и «гуанси» некоторые моменты можно проскочить.
P.S.: Все изображения документов найдены в интернете и используются исключительно в целях наглядности
Итак, изначально вам требуется ООО в КНР с уставным капиталом не менее 1 млн юаней с 51% капитала китайского происхождения. Но это самый простой и понятный момент, его мы пропустим, тем более, что к IT он никакого отношения не имеет. Допустим, что юрлицо имеется и у вас на руках свежеотпечатанная лицензия на право занятия предпринимательской деятельностью.
Следующий шаг, обязательный для любого разработчика — оформление лицензии на занятия, связанные с извлечением добавочной стоимости в телекоммуникационной сфере (?????????). Именно с оформлением этой лицензии и связаны требования к юрлицу. Процесс оформления занимает 1-2 месяца, и за это время чиновники из Минпроминформатизации(???????) вынут из вас всю душу. Одновременно в эту лицензию добавляется домен, который потом станет связан с вашей компанией и с лицензией, и при покупке CDN, хостинга, закупке рекламного трафика — эта лицензия вам понадобится. По сути, основной документ.
После оформления лицензии ICP(Internet Content Provider), вам необходимо подготовить продукт к прохождению проверки чиновниками Минпроминформатизации. Для этого вам необходимо соответствовать целому ряду требований. Если по поводу многих требований из разряда «не содержать информации, направленной на свержение текущего строя» все понятно, то на неясных моментах я остановлюсь подробнее.
1) верификация пользователя. Во-первых — для того, что анонимное использование интернет-сервисов в Китае, по сути, запрещено, во-вторых — для определения его возраста (с возрастом связаны ограничения по времени игры — несовершеннолетним разрешено полноценно играть до 3 часов в день, от 3 до 5 часов он сможет получать 50% наград за игру, более 5 часов — 0% наград). Ну, тема ограничений для несовершеннолетних — тема для отдельной большой статьи, главное сейчас — то, что мы должны имплементировать проверку личности ДО входа в игру.
Для этого у нас подключено 2 API. Первый — проверка ID-номера пользователя. Для этого до входа в игру он должен ввести свое ФИО и номер ID-карты, после чего посредством apistore.cn(отличный сервис, рекомендую, но подобных посредников много) происходит сверка, и в случае, если apistore возвращает «ОК», мы проверяем возраст (любой номер ID-карты включает дату рождения — он всегда будет в формате ХХХХХХ19860817ХХХХХХ) и на основании этого включаем ограничения. Шутка, у нас очень ленивые разработчики и они предпочли не пускать в игру никого, кому не исполнилось 18 лет. Второй API — верификация по связке «номер телефона +ФИО». Даже в самом крупном пакете каждая проверка стоит около 4 центов. То есть любой привлеченный пользователь будет стоить вам минимум 4 цента, что значительно удорожает маркетинг и привлечение пользователей.
2) имплементация блок-листов и фильтрации непотребного контента. По сути, все антипартийное, антикитайское, про-тибетское, про-тайваньское и т.д. и т.п., всякие «жасминовые революции» в чате, никнеймах, аватарках должны или блокироваться, или заменяться звездочками. Но так как создание подобной системы с нуля — дело неподъемное, то мы идем по более легким путям:
а) умный путь А. Переложить фильтрацию на третью сторону. Благо, Wechat, Weibo и иные крупные социальные сервисы обладают подобной системой, постоянно обновляют ее, и все, что нам требуется — запретить редактирование никнеймов и аватарок и подтягивать их по OAuth при авторизации через сторонние сервисы. По этой схеме работает большинство игр — опция создания собственной учетной записи мало где доступна, везде — только логин через сторонние сервисы
б) умный путь Б. Создать предустановленный список пресетов для чата. То есть набирать текст самому пользователь не может. Он может только выбирать из имещиюхся вариантов. То же самое касается и аватарок — только выбор из предустановленных.
3) проверка игры на отсутствие обнаженной или полуобнаженной натуры (например, 91 требует «прикрытия одеждой частей тела ниже шеи и выше колена), отсутствие грубостей, мата, нецензурной лексики и т.д. и т.п.
Ну, продукт готов, и теперь вам необходимо оформить на него авторские права(????????????). Уделите внимание тому, что объектом авторского права является исходный код приложения, то есть при оформлении авторских прав, помимо обычных документов, вам потребуется предоставить 30 начальных и 30 последних страниц исходного кода приложения).
После того, как авторские права оформлены, можно приступить к последнему шагу — оформлению GPN — Game Publishing Number. Именно этот документ и является подтверждением того, что ваша игра прошла проверку и является законной и легальной. Без этого номера вы не сможете опубликовать ее ни в одном Android-магазине, равно как и в iTunes Connect поставить галочку напротив Китая.
Для его оформления вам потребуются все вышеуказанные документы, играбельная версия игры с учетными записями, на которых все разблокировано и все доступно, исходный код приложения, как и при оформлении авторских прав. Список внутриигровой валюты с курсом обмена на реальные юани. Шанс того, что в подверженным случайности покупкам(как при покупке бустеров в Hearthstone, в которых содержатся карты различной стоимости) будет та или иная покупка. Полное описание игры с описанием основных элементов управления и функционала. Носитель с копией игры или ссылка для ее загрузки. Наличие записей „скоро откроется“ или „скоро будет доступно“ в игре недопустимо. Естественно, при крупном обновлении игры(которое затрагивает минимум 30% кода), оформлять его придется заново. Занимает оформление около месяца.
Ну и после всего этого вам придет письмо из Управления издательскими делами и новостями, в котором они скажут, что замечаний нет, и игре под названием таким-то присвоен такой-то номер. Вуаля, процесс завершен, вы можете публиковать игру и собирать свой доход. Если, конечно, справитесь с интеграцией API различных Android-магазинов, проштудируете правила выпуска виртуальной валюты в приложениях, сделаете CDN и хостинг на территории Китая и прочая и прочая и прочая без конца.
Сразу скажу — так как мы полностью белые и пушистые, то всем требованиям мы пытаемся полностью соответствовать. Имея связи, контакты и «гуанси» некоторые моменты можно проскочить.
P.S.: Все изображения документов найдены в интернете и используются исключительно в целях наглядности
Итак, изначально вам требуется ООО в КНР с уставным капиталом не менее 1 млн юаней с 51% капитала китайского происхождения. Но это самый простой и понятный момент, его мы пропустим, тем более, что к IT он никакого отношения не имеет. Допустим, что юрлицо имеется и у вас на руках свежеотпечатанная лицензия на право занятия предпринимательской деятельностью.
Следующий шаг, обязательный для любого разработчика — оформление лицензии на занятия, связанные с извлечением добавочной стоимости в телекоммуникационной сфере (?????????). Именно с оформлением этой лицензии и связаны требования к юрлицу. Процесс оформления занимает 1-2 месяца, и за это время чиновники из Минпроминформатизации(???????) вынут из вас всю душу. Одновременно в эту лицензию добавляется домен, который потом станет связан с вашей компанией и с лицензией, и при покупке CDN, хостинга, закупке рекламного трафика — эта лицензия вам понадобится. По сути, основной документ.
После оформления лицензии ICP(Internet Content Provider), вам необходимо подготовить продукт к прохождению проверки чиновниками Минпроминформатизации. Для этого вам необходимо соответствовать целому ряду требований. Если по поводу многих требований из разряда «не содержать информации, направленной на свержение текущего строя» все понятно, то на неясных моментах я остановлюсь подробнее.
1) верификация пользователя. Во-первых — для того, что анонимное использование интернет-сервисов в Китае, по сути, запрещено, во-вторых — для определения его возраста (с возрастом связаны ограничения по времени игры — несовершеннолетним разрешено полноценно играть до 3 часов в день, от 3 до 5 часов он сможет получать 50% наград за игру, более 5 часов — 0% наград). Ну, тема ограничений для несовершеннолетних — тема для отдельной большой статьи, главное сейчас — то, что мы должны имплементировать проверку личности ДО входа в игру.
Для этого у нас подключено 2 API. Первый — проверка ID-номера пользователя. Для этого до входа в игру он должен ввести свое ФИО и номер ID-карты, после чего посредством apistore.cn(отличный сервис, рекомендую, но подобных посредников много) происходит сверка, и в случае, если apistore возвращает «ОК», мы проверяем возраст (любой номер ID-карты включает дату рождения — он всегда будет в формате ХХХХХХ19860817ХХХХХХ) и на основании этого включаем ограничения. Шутка, у нас очень ленивые разработчики и они предпочли не пускать в игру никого, кому не исполнилось 18 лет. Второй API — верификация по связке «номер телефона +ФИО». Даже в самом крупном пакете каждая проверка стоит около 4 центов. То есть любой привлеченный пользователь будет стоить вам минимум 4 цента, что значительно удорожает маркетинг и привлечение пользователей.
2) имплементация блок-листов и фильтрации непотребного контента. По сути, все антипартийное, антикитайское, про-тибетское, про-тайваньское и т.д. и т.п., всякие «жасминовые революции» в чате, никнеймах, аватарках должны или блокироваться, или заменяться звездочками. Но так как создание подобной системы с нуля — дело неподъемное, то мы идем по более легким путям:
а) умный путь А. Переложить фильтрацию на третью сторону. Благо, Wechat, Weibo и иные крупные социальные сервисы обладают подобной системой, постоянно обновляют ее, и все, что нам требуется — запретить редактирование никнеймов и аватарок и подтягивать их по OAuth при авторизации через сторонние сервисы. По этой схеме работает большинство игр — опция создания собственной учетной записи мало где доступна, везде — только логин через сторонние сервисы
б) умный путь Б. Создать предустановленный список пресетов для чата. То есть набирать текст самому пользователь не может. Он может только выбирать из имещиюхся вариантов. То же самое касается и аватарок — только выбор из предустановленных.
3) проверка игры на отсутствие обнаженной или полуобнаженной натуры (например, 91 требует «прикрытия одеждой частей тела ниже шеи и выше колена), отсутствие грубостей, мата, нецензурной лексики и т.д. и т.п.
Ну, продукт готов, и теперь вам необходимо оформить на него авторские права(????????????). Уделите внимание тому, что объектом авторского права является исходный код приложения, то есть при оформлении авторских прав, помимо обычных документов, вам потребуется предоставить 30 начальных и 30 последних страниц исходного кода приложения).
После того, как авторские права оформлены, можно приступить к последнему шагу — оформлению GPN — Game Publishing Number. Именно этот документ и является подтверждением того, что ваша игра прошла проверку и является законной и легальной. Без этого номера вы не сможете опубликовать ее ни в одном Android-магазине, равно как и в iTunes Connect поставить галочку напротив Китая.
Для его оформления вам потребуются все вышеуказанные документы, играбельная версия игры с учетными записями, на которых все разблокировано и все доступно, исходный код приложения, как и при оформлении авторских прав. Список внутриигровой валюты с курсом обмена на реальные юани. Шанс того, что в подверженным случайности покупкам(как при покупке бустеров в Hearthstone, в которых содержатся карты различной стоимости) будет та или иная покупка. Полное описание игры с описанием основных элементов управления и функционала. Носитель с копией игры или ссылка для ее загрузки. Наличие записей „скоро откроется“ или „скоро будет доступно“ в игре недопустимо. Естественно, при крупном обновлении игры(которое затрагивает минимум 30% кода), оформлять его придется заново. Занимает оформление около месяца.
Ну и после всего этого вам придет письмо из Управления издательскими делами и новостями, в котором они скажут, что замечаний нет, и игре под названием таким-то присвоен такой-то номер. Вуаля, процесс завершен, вы можете публиковать игру и собирать свой доход. Если, конечно, справитесь с интеграцией API различных Android-магазинов, проштудируете правила выпуска виртуальной валюты в приложениях, сделаете CDN и хостинг на территории Китая и прочая и прочая и прочая без конца.
Комментарии (3)
Jamdaze
18.01.2018 18:42Извените, но, это ад какойто. Почему весь мир полностью открыт для китайских товаров, а наоборот — хуй.
suharik
Статью о трех прочих ожидать?