> 1 часть
После знакомства с особенностями нашей работы настало время поговорить о самом главном – об инструменте. Как ни странно, но многие люди думают, что труба – это общее название духовых. К ним относят и саксофон, и тромбон, и что только не относят. Под катом я хочу внести ясность в техническую часть нашей работы, и познакомить вас с различными предметами, которые здорово облегчают жизнь музыканту.
Моя труба. Фирма Shilke, модель B5. Произвдство Чикаго. Полупрофессиональная.
На этом я хочу завершить свой небольшой обзор технической части нашей работы. В следующей статье я хочу подробно рассказать историю эволюции инструмента, за которой весьма интересно наблюдать, и о том как и с кем произошел расцвет трубной музыки.
После знакомства с особенностями нашей работы настало время поговорить о самом главном – об инструменте. Как ни странно, но многие люди думают, что труба – это общее название духовых. К ним относят и саксофон, и тромбон, и что только не относят. Под катом я хочу внести ясность в техническую часть нашей работы, и познакомить вас с различными предметами, которые здорово облегчают жизнь музыканту.
Моя труба. Фирма Shilke, модель B5. Произвдство Чикаго. Полупрофессиональная.
Устройство
Это натуральная труба. На ней можно хорошо рассмотреть основной корпус без машинки
Источник: muswiki.ru/instruments/Natural_trumpet
Изготавливается из металла или реже из пластика, который резонирует на определенной частоте. Общепринятым стандартом для трубы является звук си бемоль малой октавы. Именно поэтому инструмент называется “труба В” или “sib”. Существуют также и другие виды: C, Es, D, G, F и пр, но они используются намного реже.
Натуральный обертоновый ряд трубы sib. 1-ый обертон “мертвый” — он почти не играется. В основном используется диапазон от 2 до 8-9. И да, у меня есть хроматизмы. Это 11 — 12 обертон и выше.
Назовем это так, объясню почему. Как представлено выше, на натуральном инструменте можно извлечь сильно ограничеснное число звуков. Чтобы преодолеть эту проблему, было разработано несколько механизмов. С их помощью можно удлинить основной столб воздуха, понизив частоту колебаний. Это дает нам последовательность обертонов от другого звука. Удлинив в достаточной степени инструмент, и создав возможность комбинировать различные варианты, мы получаем полностью хроматический инструмент.
Есть 3 основных системы:
1. Клапанная или пистонная. Как на моей трубе. Механика напоминает поршень и цилинд. В ненажатом состоянии отверстия в пистоне обеспечивают прямой ток воздуха, а при нажатии заворачивают его в дополнительную трубку.
2. Роторная. К ним относятся: валторна, туба, баритон, роторные трубы. Концепт похож на клапанный, но здесь вместо хода “вниз — вверх” ротор поворачивается по оси. Это обеспечивает меньший ход и меньший размер системы. Но в скорости она проигрывает клапанному, видать за счет нескольких передаточных элементов и большего трения. Также обычно роторная система использует не 3, а 4 или более трубок, что связанно с особенностью строения инструментов и рабочим диапозоном.
Источник:http://www.codamusic.ru/category.aspx?category=7130
3. Кулисная. Тромбон, кулисные трубы. Здесь используются две трубки, одна внутри другой. Выдвигая внешнюю, мы увеличиваем общую длину столба воздуха => звук понижается. Скорость у данного вида самая низкая, имеются сложности с точными переходами от звука к звуку, так как выдвигается все на глаз и слух. Но можно делать крутые подъезды и глиссандо. Конструкция очень простая, которая окончательно сформировалась уже во времена барокко.
Источник: totalbrass.de/index.php/tst-171-slide-trumpet-soprano-trombone.html
Были еще клапанные инструменты, с такой же системой, как у деревянных духовых, но они не прижились.
Для игры на улице используется пластиковый мундштук, если он есть конечно. Звук так себе, но зато губы не примерзают
Выполняет функцию звукоснимателя. Принимает в себя колебания, фокусирует и перенаправляет их в основной резонатор. Устройство это очень индивидуально. Нет, не так. Очень индивидуально. Это обуславливается тем, что губы у каждого человека разные, и исполнитель ищет себе то, что устраивает его по удобству и звуку.
Основные параметры – это глубина чашки и внутренний диаметр, шаг которого может составлять 0.05 мм. И что интересно, эту незначительную разницу можно почувствовать.
К выбору мундштука музыканты подходят очень щепитильно. Почти никогда не берут “вслепую”, обязательно попробуют. Причем желательно именно тот, который покупают. Если в Европейской части России с этим полегче, то у нас появление нового мундштука является целым событием. Обязательно все знакомые музыканты у тебя выпросят его поиграть, пообсуждают характеристики, звук. Кто то захочет себе такой же, кто то купит твой старый. Такая маленькая встряска и перестановка в спокойной жизни музыкантов.
У гитары колеблются струны, у дерева трость, а у нас колеблются сами губы. Это называется баззинг.
Инструкция по звукоизвлечению: говорите слог “эмь”. Делаете вдох носом. Выдыхаете в центр сомкнутых губ, почти как при свисте. Усиливаете поток воздуха до тех пор, пока губы не начнут вибрировать. Если не получается, то или губы сильно сжаты, или поток воздуха недостаточный.
Способов объяснения масса. Каждый из нас художник, видит и чувствует по своему, поэтому не удивлюсь, если некоторые из вас слышали другие инструкции.
Ради веселья мы вставляли в мундштук тубы (баса) гобойную трость и свистульку из игрушки. Звуки получались просто фееричными! Огромый низкий инструментвизжал как девчонка переливается обертонами, заходя в низкие глубины и улетал наверх к границе с ультразвуком!
Про губы еще можно добавить, что они устают. Это мышцы, которые выполняют крайне непривычную нагрузку – сдерживают вырывающийся поток воздуха. И чем больше и сильнее этот поток, тем быстрее они выдыхаются. Существуют множество комлексов упражнений, направленных на то, чтобы укрепить губной аппарат, развить его гибкость, силу и выносливоть. Конкретно об этом я еще буду вести речь в части про обучение.
Корпус
Это натуральная труба. На ней можно хорошо рассмотреть основной корпус без машинки
Источник: muswiki.ru/instruments/Natural_trumpet
Изготавливается из металла или реже из пластика, который резонирует на определенной частоте. Общепринятым стандартом для трубы является звук си бемоль малой октавы. Именно поэтому инструмент называется “труба В” или “sib”. Существуют также и другие виды: C, Es, D, G, F и пр, но они используются намного реже.
Натуральный обертоновый ряд трубы sib. 1-ый обертон “мертвый” — он почти не играется. В основном используется диапазон от 2 до 8-9. И да, у меня есть хроматизмы. Это 11 — 12 обертон и выше.
Система для хроматизации инструмента
Назовем это так, объясню почему. Как представлено выше, на натуральном инструменте можно извлечь сильно ограничеснное число звуков. Чтобы преодолеть эту проблему, было разработано несколько механизмов. С их помощью можно удлинить основной столб воздуха, понизив частоту колебаний. Это дает нам последовательность обертонов от другого звука. Удлинив в достаточной степени инструмент, и создав возможность комбинировать различные варианты, мы получаем полностью хроматический инструмент.
Есть 3 основных системы:
1. Клапанная или пистонная. Как на моей трубе. Механика напоминает поршень и цилинд. В ненажатом состоянии отверстия в пистоне обеспечивают прямой ток воздуха, а при нажатии заворачивают его в дополнительную трубку.
2. Роторная. К ним относятся: валторна, туба, баритон, роторные трубы. Концепт похож на клапанный, но здесь вместо хода “вниз — вверх” ротор поворачивается по оси. Это обеспечивает меньший ход и меньший размер системы. Но в скорости она проигрывает клапанному, видать за счет нескольких передаточных элементов и большего трения. Также обычно роторная система использует не 3, а 4 или более трубок, что связанно с особенностью строения инструментов и рабочим диапозоном.
Источник:http://www.codamusic.ru/category.aspx?category=7130
3. Кулисная. Тромбон, кулисные трубы. Здесь используются две трубки, одна внутри другой. Выдвигая внешнюю, мы увеличиваем общую длину столба воздуха => звук понижается. Скорость у данного вида самая низкая, имеются сложности с точными переходами от звука к звуку, так как выдвигается все на глаз и слух. Но можно делать крутые подъезды и глиссандо. Конструкция очень простая, которая окончательно сформировалась уже во времена барокко.
Источник: totalbrass.de/index.php/tst-171-slide-trumpet-soprano-trombone.html
Были еще клапанные инструменты, с такой же системой, как у деревянных духовых, но они не прижились.
Мундштук
Для игры на улице используется пластиковый мундштук, если он есть конечно. Звук так себе, но зато губы не примерзают
Выполняет функцию звукоснимателя. Принимает в себя колебания, фокусирует и перенаправляет их в основной резонатор. Устройство это очень индивидуально. Нет, не так. Очень индивидуально. Это обуславливается тем, что губы у каждого человека разные, и исполнитель ищет себе то, что устраивает его по удобству и звуку.
Основные параметры – это глубина чашки и внутренний диаметр, шаг которого может составлять 0.05 мм. И что интересно, эту незначительную разницу можно почувствовать.
К выбору мундштука музыканты подходят очень щепитильно. Почти никогда не берут “вслепую”, обязательно попробуют. Причем желательно именно тот, который покупают. Если в Европейской части России с этим полегче, то у нас появление нового мундштука является целым событием. Обязательно все знакомые музыканты у тебя выпросят его поиграть, пообсуждают характеристики, звук. Кто то захочет себе такой же, кто то купит твой старый. Такая маленькая встряска и перестановка в спокойной жизни музыкантов.
Источник звука
У гитары колеблются струны, у дерева трость, а у нас колеблются сами губы. Это называется баззинг.
Инструкция по звукоизвлечению: говорите слог “эмь”. Делаете вдох носом. Выдыхаете в центр сомкнутых губ, почти как при свисте. Усиливаете поток воздуха до тех пор, пока губы не начнут вибрировать. Если не получается, то или губы сильно сжаты, или поток воздуха недостаточный.
Способов объяснения масса. Каждый из нас художник, видит и чувствует по своему, поэтому не удивлюсь, если некоторые из вас слышали другие инструкции.
Ради веселья мы вставляли в мундштук тубы (баса) гобойную трость и свистульку из игрушки. Звуки получались просто фееричными! Огромый низкий инструмент
Про губы еще можно добавить, что они устают. Это мышцы, которые выполняют крайне непривычную нагрузку – сдерживают вырывающийся поток воздуха. И чем больше и сильнее этот поток, тем быстрее они выдыхаются. Существуют множество комлексов упражнений, направленных на то, чтобы укрепить губной аппарат, развить его гибкость, силу и выносливоть. Конкретно об этом я еще буду вести речь в части про обучение.
Полезные мелочи
В музыкальной школе я мало был знаком с тем, что за инструментом нужно ухаживать. И приехав в город, удивился многообразию различных предметов, которые позволяют улучшить и сохранить технические характеристики твоего инструмента.
Масло для пистонов
Барахла много не бывает
Как я говорил ранее, пистон напоминает поршень и цилиндр. Для того, чтобы регулярно не вытаскивать металическую стружку из клапана, разработана линейка масел. Они такие же, как и для автомобиля, только очень сильно очищены и избавлены от запахов. Я пользуюсь 2-мя типами синтетических масел американской фирмы. Одно для регулярной смазки, а второе для концерта. Последнее обеспечивает высокую скорость, но очень быстро вымывается.
Густое масло для крон
Кроны служат для регулировки строя, как колки на гитаре. Основной крон смазывается густым маслом, чтобы долго не высыхал и не выпадывал на репетиции, как у некоторых товарищей. А подстроечные, мелкие кроны, которые отходят от пистонов, смазываются жиже, чтобы можно было легко двигать во время игры.
Я использую густое красное масло, которым в оригинале смазывается пробка у мундштука деревянных духовых. Но как ни странно, ни кларнетисты, ни саксофонисты не оценили его, а вот все медники просто влюбились в эту красную липкую субстанцию.
Да, эта избитая жизнью банка по центру и есть спасительная смазка. Оригинальная коробочка лопнула, пришлось перелить.
Щетки
У меня их целый набор под разные нужды: для мундштука, для пистонов, для самой трубы. Они нужны для того, чтобы убирать со внутренних стенок инструмента различные отложения. Отложения завтрака, например. Брр, неприятное зрелище, все это вычищать. Особенно для постороннего человека.
Вообще ранее существовал, да и сейчас существует, целый культ того, что инструмент можно “раздуть”. Делается это так: Берешь новую трубу. Она якобы “нераздутая”, звучит плохо. Занимаешься на ней. И через месяц или два ее свойства волшебным образом меняются. Там нарастает слой отложений, по которым воздух нарезает канал, придавая тебе твой уникальный тембр. И ни в коем случае дудку нельзя чистить. Еще есть адепты, которые пытаются меня убедить, что воздух нарезает резьбу по металлу. Посмеялся тогда от души. Не спорю, может и существует в промышленности подобная технология, но человеческим легким она не подвластна.
Если разобрать этот процесс с физической и психологической стороны, то понятно, что человек просто привыкает к инструменту, познает его акустику. А вся слизь на стенках только мешает и гасит колебания.
Кстати, а “задуть” инструмент можно. Если его долго не чистить, то внутри все забивается, перекрывает канал, и труба перестает играть. Легко лечится теплой мыльной ванной, струей душа и щеткой.
Подставка для трубы
В разобранном виде этот предмет вызывает больше вопросов.
Для оркестровой репетиции с бесчисленными паузами вещь просто незаменимая. Так приходилось все часы в руке держать.
В театре был случай, когда один из моих коллег, будучи уже в возрасте, от длинных пауз засыпал. Поставит трубу на подставку, посидит, подождет и потихоньку под классическую музыку погружается в царство Морфея. Но как только сквозь сон он слышит мотив, который предвещает его вступление, во мгновение ока глаза распахиваются, рука отточеным движением срывает инструмент с подставки, и подносит его к губам! Все это занимает доли секунды. Дальше ситуация разворачивалась двумя путями: или мы быстро показываем где играем, или же так же молниеносно одергиваем коллегу от фальшстарта.
Держатель для карандаша
Невероятно удобное приспособление для хранения карандаша на самом инструменте. Всегда под рукой.
Спаситель по имени “Съ”
Бывают такие ситуации, что ты сидишь в классе, твоя труба лежит рядом. Все как обычно. Ты хочешь позаниматься, тянешься рукой и … Неловкое движение, и твой инструмент за десятки, а то и за сотни тысяч летит на пол. Время замирает…
Перед твоими глазами проносятся все сыгранные произведения, все пятнышки которые ты оттер, и все то время, которое вы провели вместе. Твоя рука несется вслед, пытаясь ухватить падающее творение, но пальцы пронзают пустоту. Твой друг, видя это, кричит и в прыжке пытается спасти от неминуемого. Но уже поздно… Глухой удар. За ним еще один более звонкий. Ты с замиранием сердца и дрожью в руках поднимаешь трубу, осматриваешь ее. Повезло. Удар пришелся на мундштук и на жесткое кольцо раструба. Ничего не помялось. Все действительно в порядке.
Проблема вскроется чуть позже. Сам мундштук и трубка, куда он вставляется, изготавливают из сплавов меди. Чтобы он держался, используется сила трения конусообразного соединения. И если удар пришелся по мундштуку, направленный вглубь трубы, то, как вы уже догадываетесь, просто так его теперь не вытащить. Можно попробовать выбить чем нибудь деревянным, но есть более гуманный способ.
Та-дам! Съемник для мундштука
Спаситель, которому в такие моменты хочется возносить оды. Да, это самый обычный съемник для конусных соединений.
Примочки, щеточки и масла
В музыкальной школе я мало был знаком с тем, что за инструментом нужно ухаживать. И приехав в город, удивился многообразию различных предметов, которые позволяют улучшить и сохранить технические характеристики твоего инструмента.
Масло для пистонов
Барахла много не бывает
Как я говорил ранее, пистон напоминает поршень и цилиндр. Для того, чтобы регулярно не вытаскивать металическую стружку из клапана, разработана линейка масел. Они такие же, как и для автомобиля, только очень сильно очищены и избавлены от запахов. Я пользуюсь 2-мя типами синтетических масел американской фирмы. Одно для регулярной смазки, а второе для концерта. Последнее обеспечивает высокую скорость, но очень быстро вымывается.
Густое масло для крон
Кроны служат для регулировки строя, как колки на гитаре. Основной крон смазывается густым маслом, чтобы долго не высыхал и не выпадывал на репетиции, как у некоторых товарищей. А подстроечные, мелкие кроны, которые отходят от пистонов, смазываются жиже, чтобы можно было легко двигать во время игры.
Я использую густое красное масло, которым в оригинале смазывается пробка у мундштука деревянных духовых. Но как ни странно, ни кларнетисты, ни саксофонисты не оценили его, а вот все медники просто влюбились в эту красную липкую субстанцию.
Да, эта избитая жизнью банка по центру и есть спасительная смазка. Оригинальная коробочка лопнула, пришлось перелить.
Щетки
У меня их целый набор под разные нужды: для мундштука, для пистонов, для самой трубы. Они нужны для того, чтобы убирать со внутренних стенок инструмента различные отложения. Отложения завтрака, например. Брр, неприятное зрелище, все это вычищать. Особенно для постороннего человека.
Вообще ранее существовал, да и сейчас существует, целый культ того, что инструмент можно “раздуть”. Делается это так: Берешь новую трубу. Она якобы “нераздутая”, звучит плохо. Занимаешься на ней. И через месяц или два ее свойства волшебным образом меняются. Там нарастает слой отложений, по которым воздух нарезает канал, придавая тебе твой уникальный тембр. И ни в коем случае дудку нельзя чистить. Еще есть адепты, которые пытаются меня убедить, что воздух нарезает резьбу по металлу. Посмеялся тогда от души. Не спорю, может и существует в промышленности подобная технология, но человеческим легким она не подвластна.
Если разобрать этот процесс с физической и психологической стороны, то понятно, что человек просто привыкает к инструменту, познает его акустику. А вся слизь на стенках только мешает и гасит колебания.
Кстати, а “задуть” инструмент можно. Если его долго не чистить, то внутри все забивается, перекрывает канал, и труба перестает играть. Легко лечится теплой мыльной ванной, струей душа и щеткой.
Из цикла “Как я мог раньше без этого жить?”
Подставка для трубы
В разобранном виде этот предмет вызывает больше вопросов.
Для оркестровой репетиции с бесчисленными паузами вещь просто незаменимая. Так приходилось все часы в руке держать.
В театре был случай, когда один из моих коллег, будучи уже в возрасте, от длинных пауз засыпал. Поставит трубу на подставку, посидит, подождет и потихоньку под классическую музыку погружается в царство Морфея. Но как только сквозь сон он слышит мотив, который предвещает его вступление, во мгновение ока глаза распахиваются, рука отточеным движением срывает инструмент с подставки, и подносит его к губам! Все это занимает доли секунды. Дальше ситуация разворачивалась двумя путями: или мы быстро показываем где играем, или же так же молниеносно одергиваем коллегу от фальшстарта.
Держатель для карандаша
Невероятно удобное приспособление для хранения карандаша на самом инструменте. Всегда под рукой.
Спаситель по имени “Съ”
Бывают такие ситуации, что ты сидишь в классе, твоя труба лежит рядом. Все как обычно. Ты хочешь позаниматься, тянешься рукой и … Неловкое движение, и твой инструмент за десятки, а то и за сотни тысяч летит на пол. Время замирает…
Перед твоими глазами проносятся все сыгранные произведения, все пятнышки которые ты оттер, и все то время, которое вы провели вместе. Твоя рука несется вслед, пытаясь ухватить падающее творение, но пальцы пронзают пустоту. Твой друг, видя это, кричит и в прыжке пытается спасти от неминуемого. Но уже поздно… Глухой удар. За ним еще один более звонкий. Ты с замиранием сердца и дрожью в руках поднимаешь трубу, осматриваешь ее. Повезло. Удар пришелся на мундштук и на жесткое кольцо раструба. Ничего не помялось. Все действительно в порядке.
Проблема вскроется чуть позже. Сам мундштук и трубка, куда он вставляется, изготавливают из сплавов меди. Чтобы он держался, используется сила трения конусообразного соединения. И если удар пришелся по мундштуку, направленный вглубь трубы, то, как вы уже догадываетесь, просто так его теперь не вытащить. Можно попробовать выбить чем нибудь деревянным, но есть более гуманный способ.
Та-дам! Съемник для мундштука
Спаситель, которому в такие моменты хочется возносить оды. Да, это самый обычный съемник для конусных соединений.
На этом я хочу завершить свой небольшой обзор технической части нашей работы. В следующей статье я хочу подробно рассказать историю эволюции инструмента, за которой весьма интересно наблюдать, и о том как и с кем произошел расцвет трубной музыки.
Akdmeh
Привет от музыковеда! Вижу, в последнее время здесь много музыки, самому, что ли, написать?
Рассказ интересный, со многими трубачами был знаком, но впервые слышал о пластиковом мундштуке. Сначала хотел попросить вас записать разницу между ними, но минута гугления, и результат нашел:
https://www.youtube.com/watch?v=IDCY8D357uI
С пластиковым мне звук на примере даже немного больше понравился — в нем меньше металла, но это дело вкуса.
P.S. Кстати, забыли о сурдине — она умеет давать интересный эффект и активно используется джазовиками, да и не только.
surrave Автор
Про запись стоит помнить, что все восприятие искажается звуко записывающим и воспроизводящим оборудованием. Я могу вам шопотом на ушко поиграть мягким звуком на обычном мундштуке без призвука характерного трубного тембра. А пластик он звучит плоско, сильно проигрывая металлу в тембре.
О сурдине не забыл, все в процессе.
Akdmeh
Об этом я как-то не подумал, спасибо! Если когда-то увижу трубача с мундштуками двух типов — проверю.
Halt
Кстати, к вопросу о пластике. Как-то на трубе видел видео о трубе :)
surrave Автор
Я как то наткнулся на пластиковые трубы в магазине. Стоили они на порядок дешевле обычных и под ними было примерно такое описание: «Не уступают по качеству звука профессиональным инструментам». Я сильно тогда усомнился над этим высказыванием, потому что смысл производить трубу за 200тыс, пытаться найти покрытие получше, сплав, форму, чтобы звучала очень круто, если можно купить пластик за 10тыс, который не уступает.
По видео могу сказать, что инструмент во всяком случае не плох. Он легкий на ответ, мягко звучит, держать не трудно. Но даже с моего телефона слышно, что звук средний. В живую оно конечно понятней было бы, многое не передать через запись, но здесь слышно.
А по поводу проплаченности и так понятно. Все люди, все хотят кушать.
Ugrum
Бурные аплодисменты, переходящие в овации!
И ждём продолжений...
surrave Автор
Спасибо. Рад что статья вызывает столько положительных эмоций :)
Ugrum
Действительно, очень интересно и живо, в красках излагаете новый для ГТ материал.
Кстати, вопрос. Байка о том, что если зритель/слушатель, сидящий в первом ряду на выступлении духового оркестра, достанет из авоськи лимон и начнёт смачно, со вкусом грызть его, то выступление может быть сорвано, как соотносится с действительностью?
surrave Автор
В действительности вас зашикают соседи и выведут из зала. Оркестр обычно сидит\стоит чуть в глубине и музыканты смотрят на дирижера и ноты. Поразглядывать публику можно, но не всегда. А если софиты врубили, то вообще ничего не видно.
А вот запах… С его помощью можно устроить настоящую диверсию! Так бывает вдохнешь во время игры чего нибудь интересное и такая безысходность! И сделать то ничего не можешь, знаешь что воняет, а играть то надо. Но если это репетиция, то обычно сразу прекращают, потому что работать при таких условиях нельзя.
alexhott
Гдето видел видео по изготовлению как раз трубы. Довольно занимательно смотреть как из листа сворачивают кривой профиль будущей трубы, сваривают, выкатывают, подрезают, полируют и тд. И в итоге получается красивый инструмент.
alexhott
А еще был удивлен что саксофонисты долго мусолят трость, так как на сухой играть нельзя.
Akdmeh
Вообще все тростевые инструменты очень в этом смысле привередливые.
Записывали на студии гобоиста — он всегда носит несколько тростей, на репетициях-оркестрах — то же самое. Кларнетисты вообще обычно носят два инструмента (ля и си-бемольный), а они еще и по-разному звучат. Два инструмента, правда, связано с удобством исполнения (аппликатурой, т.е., какими пальцами что нажимать) — ля-кларнетом удобнее исполнять тональности, где больше диезов, си-бемоль-кларнет — удобнее бемольные тональности. Мне слухового опыта не хватит, но духовики запросто различат.
Влияет качество трости, температура воздуха, влажность, настроение самого музыканта и, не исключаю, космические лучи и взмах крыла бабочки в мезозое.
С фаготами, кларнетами, саксофонами — та же история. Там где есть нелинейность в виде натуральных компонентов (древесины) — всегда будут отличия в звучании.
surrave Автор
Сухая трость не вибрирует. Обычно перед игрой ее размачивают в баночке, но если не хотят заморачиваться или опазыдывают, то могут и во рту. Процесс занимает минут 5-10. А непосредственно перед игрой они убирают лишнюю влагу и все то, что может помешать извлечь звук. Выглядит как обсасывание, но что поделаешь.
А кларнет и В на слух я врядли отличу, это уже удел кларнетистов. А вот писклявый Es-пиколло — легко.
Строй сильно колеблется от кучи параметров. В первую очередь это температура, из за которой расширяется и сужается инструмент, и мышечный тонус аппарата. У дерева еще зависит от тяжести трости. Если эти параметры в пределах нормы, то все остальное целиком зависит от исполнителя. Он должен знать свой инструмент, где у него низкие ноты, где высокие, где стройные. И ушами контролировать издаваемый звук. Если этого не делать, то в оркестре звучит каша.
Akdmeh
Кстати, да, не забудьте упомянуть трубу пикколо. Там еще обычно есть четвертый октавный клапан. Имели с ней дело?
surrave Автор
Имел, но мало. Сейчас бы с удовольствием поиграл.
Не октавный, а квартовый — стандартный 4-ый клапан у медных. У пиколло обертона смещены на октаву вверх и си бемоль малой у нее «мертвая». Но в игре она используется, поэтому добавили 4 клапан. Играть на ней тяжело. Верха сами не берутся, все компрессией легких.
thelongrunsmoke
Необязательно. Сейчас существуют синтетические и полу-синтетические трости. К примеру, Plasticover — звучит хорошо, живёт долго и размачивать не нужно. Представляет собой основу из тростника покрытую пластиком. Есть полностью синтетические трости от Legere.
На баритоновых саксофонах на тростнике сейчас почти и не играют.
Eldhenn
Тёплый ламповый звук без ламп, на механике! Воздух нарезает каналы! Это прекрасно, спасибо! Прогрев, то есть раздув, трубы! Шикарно же!
VictOr358
Это даже не ламповый, это труёвый паровой )) И Вы таки будете мне не поверить, но прогрев инструмента, особенно медного, абсолютная реальность. Перед каждой игрой ) Не знаю как на полу-про Schilke, но на ученической чешской (1985) Amati разница в настройке могла достигать весьма ощутимых значений, особенно в группе. На Amati тех лет был слишком толстый лак, и вопросы по поводу качества металла.
Резьба по соплям, естественно, ересь.
Роторная труба называется
NSU Ro 80корнет, и он реально медленнее.Вопрос уважаемому автору, а ГОИ — для поршней? Если да, то нам это запрещали. Хон можно было легко убить.
Просьба уважаемому автору, описать трубу для увертюры к опере Аида )
Вторая просьба уважаемому автору, сравнить лаки и покрытия трубной латуни, если возможно.
surrave Автор
Роторная труба — это труба с роторной машинкой. А корнет — это корнет. Это 2 разных инструмента.
ГОИ я полировал сурдины. Для поршней ни в коем случае нельзя использовать.
surrave Автор
Про трубу для Аиды ничего особенного сказать не могу. Судя по нотам использовались или уже хроматические инструменты, или хотя бы с парой клапанов.
Про лаки и покрытия могу сказать то, что это имеет значение, когда все остальные этапы освоения инструмента пройдены. То есть вы профессионал, умеете играть ВСЕ. Звук прекрасный. И вы уже думаете, как еще преукрасить, то что имеете. Тогда и настает время выбора покрытия трубы, позолоченных утяжелителей и пр.
По слухам инструменты без лака звучат лучше, но лично я еще не дорос до того уровня, когда мне это важно. И если мне придется выбирать инструмент, то критерии будут больше субъективные: звук, удобство, качество строя, скорость машинки. Если будет лак и шикарный звук за умеренную цену, то возьму не думая.
sutasu
Наверное, свистеть умеете виртуозно :)
surrave Автор
Нет, не умею вообще :) По идее дело тренировок, но все руки не доходили научится.
VDNX
Пришлось в детстве полгода поиграть на альте, впечатления не самые приятные. Не столько от преподавателей, никогда не отходящих после вчерашних похорон, сколько от многочисленных лужиц на полу и, соответственно, характерного запаха.
В связи с чем вопрос: как обстоят дела с гигиеной в профессиональной сфере? Сливаете жидкость куда попало или есть приспособления? Дезодоранты, антисептики и т.д., если вдруг приходится пользоваться чужим муншдтуком?
Кстати, вариант звукоизвлечения, которому нас учили — это как-бы плевки, т.е. проталкивание воздуха языком.
surrave Автор
Не завидую, если вас заставляли в подобном участвовать.
Забавно, но вы спросили то, что я удалил из статьи по причине «излишней нагроможденности» :)
Жидкость — вода в чистом виде. Никаких слюней и соплей. Конденсат, который осаживается внутри медной трубки из за разницы температур. Если после жмура зимой, то с примесью спирта. Поскольку это вода и там несколько капель, то обычно сливается на пол.
Это лично мой.
Ubuntaykin
Такой вопрос: вот смотрите — все звуки, извлекаемые на трубе — это обертоны так или иначе. Их частоты кратны частоте основного тона. Частоты некоторых обертонов очень близки или равны частотам равномерно темперированного строя, а другие — значительно отличаются. Эти звуки, получается, не используются?
surrave Автор
Если я правильно вас понял, то вы интересуетесь о звуках, которые можно извлечь на инструменте, но они не точно соответствует темперированному строю. Сказано ветиевато, но у нас это называется проще — нестройные ноты. И у каждого духового инструмента они свои.
Мне понравилось одно слово, касательно нашей братии. «Полутемперированные инструменты». То есть мы вроде можем сыграть хроматику, а вроде и не очень стройно выходит. Решается эта проблема 3 путями:
1. Дополнительная аппликатура. Чем выше вверх, тем большим числом комбинаций я могу исполнить одну и ту же ноту. Например, си бемоль малой всего одна, а ре второй уже четыре. Каждая из них отличается по строю в ту или иную сторону, и можно подобрать весьма точно. Больше эта доп аппликатура почти нигде не используется, только в спец упражнениях на скольжение.
2. Подстроечные кроны. Маленькие кроны на первом и третьем клапане, которые я могу двигать в процессе игры, как кулису, понижая звук. Требует определенной сноровки и согласованности действий.
3. Подстраивать губами на слух. Это самый удачный вариант по совокупности. Я могу взять звук точно и стройно, а могу слегка расслабить и понизить тон. А могу повысить. Причем сейчас мне достаточно знать, что у меня конкретная нота низкая и заранее быть готовым ее подстроить.
Ubuntaykin
Да, Вы поняли правильно. Правда, особенно интересуют те звуки, которые сильно далеко отстоят от темперированного строя. Наверное, приём №2 для них более всего подходит?
surrave Автор
Производители инструментов стараются сделать так, чтобы расхождение в строе было минимальным. А так есть всего 2 ноты, которые губами тяжело подстроить. Их да, приемом #2.
iShrimp
Кстати, хочу предложить автору обсудить эту тему подробнее.
Натуральный звукоряд (основной тон + набор обертонов) — это, по сути, основа гармонии, и слуховой анализатор человека стремится услышать в звучащей музыке простые (гармоничные, приятные) соотношения частот. Классическая и популярная музыка основана на гармониках от 1 до 6. Не пробовали ли вы играть высшие гармоники (7, 9, 11, 13...) прямо так, как они звучат, в составе какой-нибудь мелодии?
Например: гармоники 4,5,6 образуют мажорное трезвучие (кажется, так). Пусть основной тон С, тогда эти гармоники представляют собой ноты С,D,E.
Добавим 7-ю гармонику — это будет малая септима над С, но звучащая чуть ниже, т.е. ближе к А#, а не Bb, т.н. «блюзовая нота». Получается непривычное на слух, но довольно гармоничное сочетание 4:5:6:7.
Минорное трезвучие устроено сложнее — частоты соотносятся как 10:12:15 — поэтому оно звучит «грустно».
Что будет если составить трезвучие из 6, 7 и 9 гармоник? 9:6 — квинта. 7:6 — терция, которая меньше малой терции 6:5. Это будет называться даже не минорное, а «субминорное» трезвучие. Соотношения частот равны 6:7:9 — выглядит даже проще, чем 10:12:15, по ссылкам в википедии можно найти пример звучания (субъективно — звучит непривычно, но «стройно» и имеет какой-то оттенок национальной музыки).
Почему я обращаюсь к автору настоящей статьи: натуральный звукоряд исполняется «нативно» именно на духовых инструментах. В той же википедии я нашёл один пример — вступление к Serenade for Tenor, Horn and Strings, Op. 31 by Benjamin Britten, там же есть ноты этого фрагмента. Интересно, есть ли какие-то ещё исторические произведения, специально написанные в натуральном звукоряде?
surrave Автор
Интересная тема для обсуждения. Только упрется она в одну существенную проблему. Вы выражаете гармоники через соотношение частот, что можно легко отобразить через соотношение длин. Использовав скрипичную струну и линейку вы легко можете послушать результат. Но как это сделать на моем инструменте, если длины которые я могу добавить -фиксированные? Причем они подогнаны не под один тон, а под все, усредненяя разброс. К тому же мой звукоряд у меня в голове. В воображении, так сказать. На субъективных мышечных и слуховых ощущениях. Единственно как можно выполнить ваше предложение, это замерить количество Гц тона, математически высчитать остальные и по тюнеру их выстроить.
Произведения, построенные на основном звукоряде, есть. Для трубы их мало. Во временна барокко писали для трубы-кларино. Она в силу специфической формы могла играть без особых трудностей выше 8 обертона. Как пример, Бранденбургский концерт Баха #2.
Много произведений для натуральной валторны. Концерты Моцарта, например. У этого инструмента тоже специальная форма и 8-ой обертон расположен достаточно низко. + есть закрытые звуки, когда исполнитель рукой закрывает раструб, повышая звук на полтона.
iShrimp
Может я не совсем понимаю суть звукоизвлечения на трубе :) Я не предлагаю сидеть с цифровым тюнером и вычислять частоты — я имею в виду ряд гармоник, которые можно сыграть, не трогая вентилей, как на видео
surrave Автор
Попробовал :) Второго трубача нет, но смысл понятен. В классике такое не используется, разве что в новейшей. У Шнитке например. В джазе — возможно больше, но думаю больше в соло. Можете поискать в этнической музыке.
Поясню один момент.
Мысль у вас верная, но действительно не хватает практики. Хотите я все ноты завышу? Или наоборот, все сделаю низко, а блюзовую ноту — высоко? Наш аппарат — не машина и не способен к суперточному удержанию тона. Мы стремимся к этому, регулярно занимаясь, прокачивая слух, но тем не менее, мы все люди. А это полутемперированные инструменты.
Вот наглядно, что можно сделать без клапанов и кронов. Только одними губами и дыханием. Прошу прощение за качество: утро, только проснулся, да диктофон так себе.
Boriska007
Эх, вспомнились пять лет музыкальной школы на валторне… Оркестровые репетиции и выступления, полировка инструмента пастой ГОИ… Как же давно это было.
А губы и правда бывало очень сильно уставали и болели после продолжительной игры, особенно когда надо было брать высокие и громкие ноты.
По поводу звукоизвлечения тоже разные варианты были, в зависимости от того, какая требовалась артикуляция.
В общем, моё Вам самое искреннее уважение и пожелания творческих и профессиональный успехов!
Обязательно продолжайте свой цикл статей.
surrave Автор
Большое спасибо! Не ожидал встретить на сайте столько духовиков. Обязательно буду продолжать, материала еще как минимум на 2 статьи.
Boriska007
На самом деле, читая эту статью, в памяти потихоньку всплывали различные моменты из тех далеких уже дней, когда учился в муз.школе. И прогрев инструмента с периодическим сливом конденсата, и общие настройки в оркестре, даже как-то зимой на улице играли на каком-то местном мероприятии от управы района…
Вспомнился один такой момент, связанный с звукоизвлечением.
Воспроизведение не одного звука, а сразу аккорда. Продемонстрировал его мне мой преподаватель по валторне.
Если я правильно помню, там фишка в том, что мундштуком (т.е. губами) берется одна нота, а сам при этом как бы поешь другую. И в каких-то сочетаниях нот создается впечатление, что звучит более двух одновременно.
Преподаватель тогда продемонстрировал несколько таких аккордов. Я тоже попробовал, но у меня вполне ожидаемо ничего не получилось))
surrave Автор
Есть такой специфический прием. Нужно петь и играть. Он очень красиво звучит в низких инструментах, особенно тубе.
тубе
Boriska007
Очень круто, спасибо а ссылку.
Ну и так, шутки ради. Альтернативное название для ваших статей «Профессия — True Bach»))
surrave Автор
Можно :) но до Винсента мне еще далеко.
*Винсент Бах — трубач, мастер, изготовитель линейки мундштуков и инструментов.
MikeVC
Крутая статья!
Я всегда думал что в трубу просто дуют и жмут на кнопки.
А оказывается в трубу еще и «пердеть» надо
так чтобы слюни и сопли улетали в зрительный зал.Нашел в хламе кусок дюралевой трубы, поизвлекал много непотребных звуков, доволен :) краска вроде со стен не осыпалась про уши соседей не знаю :)
surrave Автор
Спасибо. Именно эти стереотипы я и хочу развеять. Слюни лететь не должны, они мешают. А так на просторах интернета натыкался на способ звукоизвлечения, который назывался «звук попердывания». :) не скажу, что для меня это сравнение корректно, но для некоторых это более чем доступное описание.
MikeVC
Я тут заинтересовавшись вопросом уже вычитал что в трубах есть специальные крантики для слива слюней застрявших в трубе и недолетевших до почтенной публики :)
Наверно чтоб они там внутри не булькали и не портили звук.
surrave Автор
Это не краник, а сливной клапан. С него сливается конденсат. Он осаждается в трубках из за разницы температур выдыхаемого воздуха и инструмента. Если слюни подпадают в мундштук, То забивают его и мешают играть.
Еще раз — слюни практически не попадают в инструмент. Сливается чистейшая вода. Пить не рекомендуется из за примеси масла и отложений на стенках.
MikeVC
:) да насчет слюней я прикалываюсь. Еще вспомнил разрушителей где они заряжали порохом трамбон.
Конденсат понятно причем чем холоднее тем его больше.
А меняется ли настройка трубы в зависимости от температуры и давления воздуха?
surrave Автор
Оу, жестокий эксперемент. Впрочем, результат предсказуем.
Строй сильно зависит от температуры инструмента. Если холодно, то он будет постоянно плавать. Играешь — нагревается, останавливаешься — остывает.
Ubuntaykin
Строй меняется из-за зависимости плотности (а стало быть, и скорости звука ) воздуха от его температуры. Пока играешь на инструменте, воздух внутри него приобретает определённую температуру, а при остановке — он быстро остывает до температуры окружающей среды. Из-за этой же зависимости нельзя сделать флейту с одним резонатором, чтобы идеально «строила» в нескольких октавах.
surrave Автор
А есть более подробная информация по теме?
Ubuntaykin
Когда прошлый комментарий писал, исходил из физических соображений. Во-первых, удельная теплоёмкость меди равна 385 Дж/(кг К), а воздуха при нормальных условиях 1005 Дж(кг К). То есть не воздух приобретает температуру меди (трубы), а наоборот. Во время игры трубач выдыхает воздух, температура которого выше температуры окружающей среды ( если, конечно, не играть в жаркую погоду), и труба, с одной стороны, нагревается этим воздухом, а с другой — охлаждается наружным воздухом, и внутри устанавливается в процессе игры некоторая температура. А если прекратить играть, труба (и воздух внутри неё) быстро охладится до температуры окружающей среды. Далее, скорость звука в воздухе пропорциональна квадратному корню абсолютной температуры (см. Википедию). Если температура воздуха упадёт с 303 К до 293 К, то скорость звука уменьшится в 1,017 раз. Частота звука f = c/l, где с — скорость звука, l — длина волны. Длина волны в трубе зависит только от геометрии самой трубы. Значит, и частота уменьшится во столько же раз. Это уже заметное изменение частоты, на 27,8 центов.
surrave Автор
Спасибо за это разъяснение. У нас народ грешит на сужение медной трубки. Но у меня в голове не стыковалось, потому что должна быть обратная связь. Диаметр уменьшается — строй повышается. А он понижается…
Спасибо, буду знать теперь.
Ubuntaykin
У меди температурный коэффициент расширения очень маленький, и объяснение с расширением трубки поэтому не годится. Надо, чтобы температура изменилась градусов на сто примерно, чтобы этот эффект себя проявил. Но тут уж скорее в самой трубе что-то поломается от возникших напряжений в конструкции.
VDNX
Справедливости ради, Вы о профессионалах. У учеников первых месяцев слюней в инструменте хоть отбавляй.
surrave Автор
Честно, уже не помню каково это :) Но о теме редко судят по ее новичкам.
Здесь же сложившийся стереотип о профессии в целом.
osipov_dv
Хм, оказывается играют вибрацией губ, а не воздух автоматом делает нужные завихрения и звучит! Я то думал как в детских игрушках встроены «пищалки»!
surrave Автор
Эта детская пищалка в одно время мне открыла глаза на мою глубочайшую ошибку в освоении трубы. Тогда на губы сильно давил. Поигрался с этой пищалкой и понял, что вся фишка в давлении, которое создают легкие. А прессинг губ ничего не дает, кроме зажатости. С тех пор постоянный прогресс, а тогда прям в потолок бился.
osipov_dv
Спасибо, шикарная статья, очень хочется продолжения. Тема для ГТ действительно нестандартная и гиковая, судя по комментариям, хорошо зашла многим.
vconst
Помню, как однажды меня удивила цена профессиональных концертных инструментов. Ну, я предполагал, что это не копейки, просто вообще не задумывался на эту тему. Но когда мне дали подуть в фагот, а потом сказали, что он стоит 8,5к евро — меня это сильно впечатлило :)
Вот в такую группу не хотите вступить? :)
Группа мечтающих насрать в тубу. Меня здорово удивило, но в этой шуточной группе есть серьезные музыканты, вовсе не школота для прикола :)
surrave Автор
Фагот — один из самых дорогих инструментов, если мне память не изменяет. А так почти все профессиональные инструменты стоят пятизначные цифры (рубли).
Цена не с неба падает. Очень кропотливый труд, ручная работа. Для медных важен сплав. Любые отклонения и неровности в термической и слесарной обработке приводят к худшему звуку. И чем глубже закапываешься, пытаешься сделать звук лучше, то тем больше мелких факторов, которые нужно учитывать. А у дерева там вообще темный лес. Машинка сложнее на порядок, чем у меди, а сам материал мало того, что редок, так и требует очень тонкой обработки.
Поэтому все и берегут свои инструменты, ухаживают за ними.
vconst
Как человека далекому от музыки — меня это буквально потрясло. Потом когда начинаешь задумываться, сложность и точность обработки, материалы и прочее — все становится понятно, но первое впечатление было сильное.
Как берегут — тоже видел :)
Снимал для обложки альбома несколько духовых в интересном ракурсе. Положил инструменты вдоль клавиатуры рояля и снял с очень небольшой глубиной резкости. Получилась этакая интересная завернутая «каша» из сильно размытых труб, клапанов и клавиатуры, но если не знать что там — то догадаться сложно. Когда складывал инструменты (мне, естественно, не доверили концертные, а одолжили студенческие у девочек из Гнесинки) то тяжелый фагот продавил клавиатуру и сыграл на ней «брямс», девочки дружно подпрыгнули и сыграли «ой», но опасности не было :)
MikeVC
Посмотрел в музторге трубы как в теме.
Ученическая 18тр ямаха чуть получше 40 а полупроф 80.
Подозреваю что концертные еще отличаются ресурсом на них можно играть хоть целый день много лет подряд. Ну и звуком конечно.
А вобще если ты музыкой зарабатываешь на жизнь, то можно купить инструмент и за 100 и за 200 и выше. Так в любой профессии.
surrave Автор
Ресурс у них у всех будь здоров, если ухаживать нормально. Да и количество игры за сутки тоже не показатель. Вы быстрее свой организм утомите, чем кусок металла. Максимум — лак слезет от пота. Но это решается тряпочкой между рукой и инструментом или специальной накладкой.
Цену определяет в первую очередь звук и удобство игры. В дорогих моделях используется более дорогой сплав, серебро на покрытие и пр.
vconst
Про ресурс инструментов — можно вспомнить скрипки Страдивари, им несколько сот лет, а играют в оркестрах до сих пор.Тонкое и хрупкое дерево…
surrave Автор
И спасибо за предложение, но я
завязалбольше по классике.olekl
А правда, что можно сорвать выступление духового оркестра, если зритель в первом ряду лимон начнет на кружочки нарезать? :)
surrave Автор
см. выше
wormball
А почему именно лимон и именно духового?
olekl
Представьте себе нарезаемый на кружочки лимон, как из него сок во все стороны брызжет, запах распространяется… А лучше возьмите и нарежьте :) А теперь попробуйте подуть в любую дудочку, хоть в детскую…
wormball
Похоже, у вас очень, очень тупой нож.
Bolt5
Вот интересно, всего три кнопки, а такой богатый диапазон звуков, как такое возможно.
Расскажите пож. об этом в следующей статье.
surrave Автор
Я постарался объяснить это в данной статье, но видать получилось не очень доступно. Постараюсь изложить более подробно.
На медных, посредством увеличения скорости выдыхаемого воздуха, можно брать ряд звуков, расположенных по обертонам. Когда я нажимаю кнопку, то к основной длине трубы добавляется маленькая трубка. Из за нее тон понижается на определенную величину. 1-ый клапан понижает на 1 тон, 2-ой клапан на 0.5 тона, 3-ий на 1.5 тона. Комбинируя их я могу заполнить пространство между обертонами по хроматизму. Так и играем. Передуваем и понижаем кнопками.
Для сравнения гитара работает наоборот. У нее струна укорачивается, чтобы взять более высокий звук.