Несмотря на то, что наша планета очень большая, ресурсов на ней все -таки ограниченное количество. Да, пока еще критической нехватки каких-либо элементов, минералов и прочих ресурсов нет (исключения, конечно, есть). Но глядя на масштабы нынешнего промышленного производства, становится понятно, что кризис не за горами. Понимают это и многие компании. Одна из них — корпорация Apple, которая сейчас пытается договориться с горно-добывающими предприятиями о покупке у них кобальта. Этот металл весьма ценен — он используется во многих сферах промышленности.

Но больше всего его требует индустрия производства аккумуляторов. А поскольку Apple — крупнейший производитель мобильных устройств, то и кобальта ей требуется огромное количество. Ситуация с дефицитом этого элемента (пока что он лишь намечается) усиливается с развитием электромобилей.

Массивные аккумуляторы таких машин требуют больших объемов кобальта, так что производителям мобильных устройств и аккумуляторов к ним приходится едва ли не становиться в очередь. Чтобы не стоять в этой очереди вместе со всеми, Apple и проводит переговоры, о которых идет речь. Кстати, на производство батарей к мобильным устройствам уходит около четверти всего добываемого в мире кобальта. Рост потребления этого элемента все время растет, и к 2030 году превысит 300 тысяч тонн в год.

Apple необходимо несколько тысяч тонн кобальта в год, что достаточно много. И по этой причине компания правдами и неправдами старается договориться с добывающими этот элемент компаниями. Причем переговоры начались не сейчас, компания стала делать предложения горно-добывающим предприятиям около года назад. Но тогда договориться не получилось, поэтому сейчас пришлось идти на новый круг переговоров.

Среди тех, кто пытается договориться с поставщиками кобальта — такие гиганты, как BMW AG, Volkswagen AG и Samsung. Все эти компании, а такие многие другие, размером поменьше — конкуренты. И не только на рынке автомобилей или мобильных устройств, но и на рынке добычи полезных ископаемых.

Одна из крупнейших в мире компаний, добывающих кобальт — австралийская Mines Ltd. Она уже договорилась о сотрудничестве с южнокорейской компанией SK Innovation Co. Суть договора — прямые поставки кобальта и никеля. Ну а сумма, о которой договорились стороны — $3,9 млрд. SK Innovation Co. Будет использовать эти элементы для производства аккумуляторных батарей для электромобилей. Производство налажено в Венгрии, поэтому компания станет выкупать весь производимый партнером кобальт и никель в течение 13 лет.

BMW также близка к заключению схожей сделки сроком в 10 лет. Об этом стало известно благодаря немецким СМИ, рассказавшим обо всем в начале февраля. Интересно, что в аккумуляторе телефона содержится всего 8 граммов кобальта. А вот в батарее электромобиля его в 1000 раз больше, поэтому желание производителей электромобилей получить кобальтовые резервы становится понятным.

Цена кобальта за предыдущие 18 месяцев утроилась, достигнув отметки в $80 000 за тонну. Две трети поставок приходят на заводы и фабрики из Демократической Республики Конго. Ситуация в этой стране не самая спокойная, поэтому, кстати, всегда есть угроза остановки добычи.



Еще одна проблема для конечных получателей кобальта в том, что цепочка поставок этого элемента достаточно велика. А поставщиков часто обвиняют в том, что они сотрудничают с правительствами стран, где разрешен детский труд. В некоторых случаях регулятор вводит определенного рода санкции, и цепочка поставок если и не рвется, то по ней проходит гораздо меньше нужных товаров за единицу времени, чем раньше.

Поэтому многие компании стараются искать пути решения проблемы, причем самыми разными способами. В прошлом году та же корпорация Apple начала вести переговоры и с теми компаниями, которые перерабатывают старые батареи. Ну а что касается детского труда, то корпорация пообещала, что «присмотрит» за шахтами в Конго, где добывается кобальт. Правда, это случится только в том случае, если Apple сможет договориться с горно-добывающими компаниями.

Комментарии (41)


  1. agat000
    23.02.2018 13:10

    Интересно, насколько рентабельно добывать ценные элементы из старых акков? Наладить сбор небольшая проблема, а вот переработка…


    1. amarao
      23.02.2018 13:57

      8 граммов в аккумуляторе. $80000/кг. Каждый аккумулятор — 64 цента max. При экстракции в 75%, меньше 50 центов.

      Осталось выяснить стоимость Б/У аккумуляторов, логистики и техпроцесса.


      1. Garbus
        23.02.2018 14:48

        Ну так там же не только кобальт, но и другие материалы. Так что может выйти и больше 64 центов. Вопрос по стоимости переработки конечно влияет, но когда легкодоступные материалы будут добыты, то переработка может стать выгодной даже без учета заботы об экологии и будущих поколениях.


        1. amarao
          23.02.2018 15:10

          Безусловно, может. Ключевое тут — низкая плотность на душу населения и сложность сборки/переработки.


          1. Garbus
            23.02.2018 19:54

            Ну тут как обычно всё упирается в организацию. Если сортировка и сдача мусора организована более менее хорошо, особых сложностей со сбором не вижу.
            А вот переработка, тут не совсем ясно, в чем сложность? Всё же извлекаем не целые элементы, а материалы. Тут конечно могут быть ухищрения от производителя на излишнюю «неразборность», но тут не знаю, есть законы и нормы, может в них что-то доработать потребуется.


            1. fido25080205
              24.02.2018 01:28

              А какая неразборность-то? Перемолоть их в пульпу и работать уже с ней. Совершенно явным образом эта пульпа будет богаче нужными веществами, чем любая руда.


              1. QWhisper
                26.02.2018 12:13

                Литий не сгорит разве если пропустим батарею, через дробилку?


      1. nickName0
        24.02.2018 01:15

        8 грамм * $80/грамм = $640
        — не очень правдоподобно.


        1. IgorKolpakov
          24.02.2018 09:36

          Килограмм кобальта стоит 80$, а не грамм. Следовательно, кобальта в аккумуляторе телефона — на 0,64$.


      1. fido25080205
        24.02.2018 01:18

        Там не только кобальт. А 50 центов — это вполне себе ощутимо… Так что вопроса по переработке IMHO нет — цивилизованные страны аккумуляторы так или иначе отделяют от мусора и, если и не перерабатывают, то, как минимум, накапливают. У нас — я уверен, что если начнут платить за них деньги, то их будут собирать и сдавать. Давно видели в мусоре свинцовый аккумулятор? 500-700 рублей, их стали реже выкидывать, а те, что выкинули, долго в мусорке не лежат.


        1. eyno
          24.02.2018 10:47

          Ага. Насчет свинцовых аккумуляторов — подтверждаю. Я вот в течение года дважды утром на своей машине его не увидел.


          1. fido25080205
            24.02.2018 19:33

            Ну до такого еще не дошло, в машинке обычно есть вещи поценнее аккумулятора, которые сопрут первыми. Но однозначно «просто выброшенный» аккумулятор долго не залежится, его оперативно подберут и сдадут. В старые времена отлично помню — дохлые аккумуляторы валялись повсюду и интересовали только ребятишек, как источник свинца, добываемого из них самым неэкологичным способом из всех возможных, т.е. на костре в консервной банке. Современные детки этого начисто лишены! :-)
            Аналогичным образом, в принципе, можно принудить сдавать всякий прочий хлам, в т.ч. и тот, что не приносит дохода при переработке. Ввести дополнительный (и существенный) побор, взымаемый при продаже чего-то, например, лампочки, который возвращается при переработке оной, подпитывая цепочку переработчиков. «Утилизационный сбор».


  1. AntonSor
    23.02.2018 13:25

    Именно кобальт? Не литий, не редкоземы? Именно с кобальтом кризис?


    1. blik13
      23.02.2018 14:44

      Среди прочих как я понимаю. В статье не написано ТОЛЬКО кобальт.


    1. vasili111
      23.02.2018 17:37

      Основные запасы кобальта в мире сосредоточены в одной стране, Конго. Страна нестабильная и нет уверенности в том, что поставки будут стабильными. Запасы других металлов (Литий, Никель) рассредоточены по нескольким странам и повода беспокойства по поводу них мало.

      P.S. Думаю скоро из новостей все чаще и чаще будем слышать про Конго.


      1. nickName0
        24.02.2018 01:22

        Кобальт — элемент №27, сосед железа (№26).
        Потому, принципиально, может добываться из шламов, при электролитической очистке.
        Например, из шламов при очистке меди — добывают не мало более ценных металлов.


  1. Calvrack
    23.02.2018 14:31

    Кажется в Африке довольно много кобальта, почему бы Эппл не поддержать африканцев честно платя им за честную работу?


    1. Ugrum
      23.02.2018 14:43
      -2

      Это дороже, чем кормить гуманитаркой.


    1. dumndum
      23.02.2018 15:17
      +1

      Эти вложения будут только до очередного военного переворота, после чего новый вождь с удовольствием все национализирует.


      1. webkumo
        23.02.2018 16:41

        Думаю у Apple найдутся средства на ЧВК, которая сможет обеспечить её интересы на горно-обогатительном комплексе. Останется только вопрос утрясти легальность использования этой ЧВК с точки зрения всяких ООН/ЕСПЧ/и прочих подобных.


        1. dumndum
          23.02.2018 17:10

          Вспомни сколько Apple полоскали в прессе за производство с использованием детского труда. А если ЧВК Apple будет воевать с армией другого государства, тут шикарный повод будет, думаю конкуренты не преминут воспользоваться.
          Да и вложений потребует больших, как бы нерентабельной идейка не оказалась.


          1. Ugrum
            23.02.2018 17:47

            А если ЧВК Apple будет воевать с армией другого государства,

            Скорее ЧВК Apple будет воевать с ЧВК другой корпорации, условной Tesla, inc.


          1. Alek_roebuck
            23.02.2018 23:25

            Предыдущая «Фруктовая компания» — настоящая фруктовая, не «Эппл», но в своё время очень влиятельная — имела свои ЧВК, подкупленную туземную полицию и туземные правительства, а в некоторых ситуациях даже умудрялась обеспечить отправку американского военного флота с целью «обозначить присутствие».

            Пиар против неё вёлся: например, произведения «Короли и капуста» и особенно «Сто лет одиночества». Что не помешало компании, поменяв название, худо-бедно дожить до наших дней, оставаясь в своей области одним из лидеров. Вы все прекрасно знаете эту фирму, пользуетесь её плодами — бананами с сине-желтой наклейкой «Чикита».


            1. agat000
              24.02.2018 20:17

              Голливуд именно в таком виде часто показывает будущее — «Власть захватили могущественные корпорации, которые ведут войну за колонии и ресурсы. В их владениях люди оказались на положении рабов. Плохая еда, вода и воздух...» Формат использован во многих фильмах и сериалах. Яркие примеры — «Вспомнить все» и «Экспансия».


          1. webkumo
            24.02.2018 02:12

            Ну так! Я и говорю:


            Останется только вопрос утрясти легальность использования этой ЧВК с точки зрения всяких ООН/ЕСПЧ/и прочих подобных.


        1. Ugrum
          23.02.2018 17:13

          Останется только вопрос утрясти легальность использования этой ЧВК с точки зрения всяких ООН/ЕСПЧ/и прочих подобных.

          Даёшь "Анклавы" IRL!


        1. areht
          23.02.2018 17:49

          И рекламу какую-то такую


    1. SergeyMax
      23.02.2018 21:52

      почему бы Эппл не поддержать африканцев честно платя им за честную работу?

      А что, 80 тысяч долларов за тонну честной работы, вы считаете, недостаточно? А сколько достаточно?


  1. Nathanson
    23.02.2018 16:22

    С такими масштабами потребления мы и без кобальта останемся. А как насчет астероидов тогда? В них есть кобальт в нужном количестве?


    1. AntonSor
      23.02.2018 16:26

      Должен быть…


    1. arheops
      23.02.2018 17:40
      +2

      В Конго разведанных месторождений на 6 миллионов!!! тонн. А добывают его там порядка 80тыс тонн в год. На 75 лет хватит точно. К тому времени найдут более глубокие залежи.
      Там проблема в том, что в Конго его добывать проще и дешевле всего. Потому если там заварушка начнется, добыча упадет в два раза.


  1. firk
    23.02.2018 17:00

    Самое время ещё поднять цены. И поднимать до тех пор пока очередь не рассосётся. (А может быть можно и дальше поднимать — вдруг окажется что выгоднее добывать в 50 раз меньше по цене в 10000 раз больше). Заодно поможет снизить потребление.


    1. Inine
      23.02.2018 21:41

      А потом эплы-теслы-бмв решают, что выгоднее разработать аккумуляторы без кобальта. И эффективый конголезский менеджер, который предложил понять цены, оказывается съеден собственным парламентом.


      1. firk
        23.02.2018 23:10

        Раз выстраивается очередь то заведомо можно поднять. Вопрос только в том, насколько.


        1. Hardcoin
          23.02.2018 23:47

          Очередь выстраивается за прямыми поставками. Без посредников, потому что у них покупать не хотят. Значит цену можно поднять до текущей цены посредников или немного ниже.


          1. firk
            24.02.2018 01:11

            В статье такого не сказано. В любом случае, даже то что вы написали моему утверждению не противоречит.


            1. Hardcoin
              25.02.2018 10:32

              Может разную статью читали. Я так прочитал, что всё хотят договориться именно с шахтами, что бы не покупать у перекупов.


      1. tormozedison
        24.02.2018 10:42

        «А потом эплы-теслы-бмв решают, что выгоднее разработать аккумуляторы без кобальта».

        И запатентовать.


  1. Crandel
    23.02.2018 17:21

    Интересно, как дела с этим у Маска с его гигафабрикой?


  1. BattleAngelAlita
    24.02.2018 16:25

    Может LiFePO теперь получат внимание исследователей и производителей? Кобальта там нету.


  1. HermaMora
    26.02.2018 09:05

    А поскольку Apple — крупнейший производитель мобильных устройств

    Один из, но не крупнейший