Несмотря на то, что наша планета очень большая, ресурсов на ней все -таки ограниченное количество. Да, пока еще критической нехватки каких-либо элементов, минералов и прочих ресурсов нет (исключения, конечно, есть). Но глядя на масштабы нынешнего промышленного производства, становится понятно, что кризис не за горами. Понимают это и многие компании. Одна из них — корпорация Apple, которая сейчас пытается договориться с горно-добывающими предприятиями о покупке у них кобальта. Этот металл весьма ценен — он используется во многих сферах промышленности.
Но больше всего его требует индустрия производства аккумуляторов. А поскольку Apple — крупнейший производитель мобильных устройств, то и кобальта ей требуется огромное количество. Ситуация с дефицитом этого элемента (пока что он лишь намечается) усиливается с развитием электромобилей.
Массивные аккумуляторы таких машин требуют больших объемов кобальта, так что производителям мобильных устройств и аккумуляторов к ним приходится едва ли не становиться в очередь. Чтобы не стоять в этой очереди вместе со всеми, Apple и проводит переговоры, о которых идет речь. Кстати, на производство батарей к мобильным устройствам уходит около четверти всего добываемого в мире кобальта. Рост потребления этого элемента все время растет, и к 2030 году превысит 300 тысяч тонн в год.
Apple необходимо несколько тысяч тонн кобальта в год, что достаточно много. И по этой причине компания правдами и неправдами старается договориться с добывающими этот элемент компаниями. Причем переговоры начались не сейчас, компания стала делать предложения горно-добывающим предприятиям около года назад. Но тогда договориться не получилось, поэтому сейчас пришлось идти на новый круг переговоров.
Среди тех, кто пытается договориться с поставщиками кобальта — такие гиганты, как BMW AG, Volkswagen AG и Samsung. Все эти компании, а такие многие другие, размером поменьше — конкуренты. И не только на рынке автомобилей или мобильных устройств, но и на рынке добычи полезных ископаемых.
Одна из крупнейших в мире компаний, добывающих кобальт — австралийская Mines Ltd. Она уже договорилась о сотрудничестве с южнокорейской компанией SK Innovation Co. Суть договора — прямые поставки кобальта и никеля. Ну а сумма, о которой договорились стороны — $3,9 млрд. SK Innovation Co. Будет использовать эти элементы для производства аккумуляторных батарей для электромобилей. Производство налажено в Венгрии, поэтому компания станет выкупать весь производимый партнером кобальт и никель в течение 13 лет.
BMW также близка к заключению схожей сделки сроком в 10 лет. Об этом стало известно благодаря немецким СМИ, рассказавшим обо всем в начале февраля. Интересно, что в аккумуляторе телефона содержится всего 8 граммов кобальта. А вот в батарее электромобиля его в 1000 раз больше, поэтому желание производителей электромобилей получить кобальтовые резервы становится понятным.
Цена кобальта за предыдущие 18 месяцев утроилась, достигнув отметки в $80 000 за тонну. Две трети поставок приходят на заводы и фабрики из Демократической Республики Конго. Ситуация в этой стране не самая спокойная, поэтому, кстати, всегда есть угроза остановки добычи.
Еще одна проблема для конечных получателей кобальта в том, что цепочка поставок этого элемента достаточно велика. А поставщиков часто обвиняют в том, что они сотрудничают с правительствами стран, где разрешен детский труд. В некоторых случаях регулятор вводит определенного рода санкции, и цепочка поставок если и не рвется, то по ней проходит гораздо меньше нужных товаров за единицу времени, чем раньше.
Поэтому многие компании стараются искать пути решения проблемы, причем самыми разными способами. В прошлом году та же корпорация Apple начала вести переговоры и с теми компаниями, которые перерабатывают старые батареи. Ну а что касается детского труда, то корпорация пообещала, что «присмотрит» за шахтами в Конго, где добывается кобальт. Правда, это случится только в том случае, если Apple сможет договориться с горно-добывающими компаниями.
Комментарии (41)
AntonSor
23.02.2018 13:25Именно кобальт? Не литий, не редкоземы? Именно с кобальтом кризис?
vasili111
23.02.2018 17:37Основные запасы кобальта в мире сосредоточены в одной стране, Конго. Страна нестабильная и нет уверенности в том, что поставки будут стабильными. Запасы других металлов (Литий, Никель) рассредоточены по нескольким странам и повода беспокойства по поводу них мало.
P.S. Думаю скоро из новостей все чаще и чаще будем слышать про Конго.nickName0
24.02.2018 01:22Кобальт — элемент №27, сосед железа (№26).
Потому, принципиально, может добываться из шламов, при электролитической очистке.
Например, из шламов при очистке меди — добывают не мало более ценных металлов.
Calvrack
23.02.2018 14:31Кажется в Африке довольно много кобальта, почему бы Эппл не поддержать африканцев честно платя им за честную работу?
dumndum
23.02.2018 15:17+1Эти вложения будут только до очередного военного переворота, после чего новый вождь с удовольствием все национализирует.
webkumo
23.02.2018 16:41Думаю у Apple найдутся средства на ЧВК, которая сможет обеспечить её интересы на горно-обогатительном комплексе. Останется только вопрос утрясти легальность использования этой ЧВК с точки зрения всяких ООН/ЕСПЧ/и прочих подобных.
dumndum
23.02.2018 17:10Вспомни сколько Apple полоскали в прессе за производство с использованием детского труда. А если ЧВК Apple будет воевать с армией другого государства, тут шикарный повод будет, думаю конкуренты не преминут воспользоваться.
Да и вложений потребует больших, как бы нерентабельной идейка не оказалась.Ugrum
23.02.2018 17:47А если ЧВК Apple будет воевать с армией другого государства,
Скорее ЧВК Apple будет воевать с ЧВК другой корпорации, условной Tesla, inc.
Alek_roebuck
23.02.2018 23:25Предыдущая «Фруктовая компания» — настоящая фруктовая, не «Эппл», но в своё время очень влиятельная — имела свои ЧВК, подкупленную туземную полицию и туземные правительства, а в некоторых ситуациях даже умудрялась обеспечить отправку американского военного флота с целью «обозначить присутствие».
Пиар против неё вёлся: например, произведения «Короли и капуста» и особенно «Сто лет одиночества». Что не помешало компании, поменяв название, худо-бедно дожить до наших дней, оставаясь в своей области одним из лидеров. Вы все прекрасно знаете эту фирму, пользуетесь её плодами — бананами с сине-желтой наклейкой «Чикита».agat000
24.02.2018 20:17Голливуд именно в таком виде часто показывает будущее — «Власть захватили могущественные корпорации, которые ведут войну за колонии и ресурсы. В их владениях люди оказались на положении рабов. Плохая еда, вода и воздух...» Формат использован во многих фильмах и сериалах. Яркие примеры — «Вспомнить все» и «Экспансия».
webkumo
24.02.2018 02:12Ну так! Я и говорю:
Останется только вопрос утрясти легальность использования этой ЧВК с точки зрения всяких ООН/ЕСПЧ/и прочих подобных.
Ugrum
23.02.2018 17:13Останется только вопрос утрясти легальность использования этой ЧВК с точки зрения всяких ООН/ЕСПЧ/и прочих подобных.
Даёшь "Анклавы" IRL!
Nathanson
23.02.2018 16:22С такими масштабами потребления мы и без кобальта останемся. А как насчет астероидов тогда? В них есть кобальт в нужном количестве?
arheops
23.02.2018 17:40+2В Конго разведанных месторождений на 6 миллионов!!! тонн. А добывают его там порядка 80тыс тонн в год. На 75 лет хватит точно. К тому времени найдут более глубокие залежи.
Там проблема в том, что в Конго его добывать проще и дешевле всего. Потому если там заварушка начнется, добыча упадет в два раза.
firk
23.02.2018 17:00Самое время ещё поднять цены. И поднимать до тех пор пока очередь не рассосётся. (А может быть можно и дальше поднимать — вдруг окажется что выгоднее добывать в 50 раз меньше по цене в 10000 раз больше). Заодно поможет снизить потребление.
Inine
23.02.2018 21:41А потом эплы-теслы-бмв решают, что выгоднее разработать аккумуляторы без кобальта. И эффективый конголезский менеджер, который предложил понять цены, оказывается съеден собственным парламентом.
tormozedison
24.02.2018 10:42«А потом эплы-теслы-бмв решают, что выгоднее разработать аккумуляторы без кобальта».
И запатентовать.
BattleAngelAlita
24.02.2018 16:25Может LiFePO теперь получат внимание исследователей и производителей? Кобальта там нету.
HermaMora
26.02.2018 09:05А поскольку Apple — крупнейший производитель мобильных устройств
Один из, но не крупнейший
agat000
Интересно, насколько рентабельно добывать ценные элементы из старых акков? Наладить сбор небольшая проблема, а вот переработка…
amarao
8 граммов в аккумуляторе. $80000/кг. Каждый аккумулятор — 64 цента max. При экстракции в 75%, меньше 50 центов.
Осталось выяснить стоимость Б/У аккумуляторов, логистики и техпроцесса.
Garbus
Ну так там же не только кобальт, но и другие материалы. Так что может выйти и больше 64 центов. Вопрос по стоимости переработки конечно влияет, но когда легкодоступные материалы будут добыты, то переработка может стать выгодной даже без учета заботы об экологии и будущих поколениях.
amarao
Безусловно, может. Ключевое тут — низкая плотность на душу населения и сложность сборки/переработки.
Garbus
Ну тут как обычно всё упирается в организацию. Если сортировка и сдача мусора организована более менее хорошо, особых сложностей со сбором не вижу.
А вот переработка, тут не совсем ясно, в чем сложность? Всё же извлекаем не целые элементы, а материалы. Тут конечно могут быть ухищрения от производителя на излишнюю «неразборность», но тут не знаю, есть законы и нормы, может в них что-то доработать потребуется.
fido25080205
А какая неразборность-то? Перемолоть их в пульпу и работать уже с ней. Совершенно явным образом эта пульпа будет богаче нужными веществами, чем любая руда.
QWhisper
Литий не сгорит разве если пропустим батарею, через дробилку?
nickName0
8 грамм * $80/грамм = $640
— не очень правдоподобно.
IgorKolpakov
Килограмм кобальта стоит 80$, а не грамм. Следовательно, кобальта в аккумуляторе телефона — на 0,64$.
fido25080205
Там не только кобальт. А 50 центов — это вполне себе ощутимо… Так что вопроса по переработке IMHO нет — цивилизованные страны аккумуляторы так или иначе отделяют от мусора и, если и не перерабатывают, то, как минимум, накапливают. У нас — я уверен, что если начнут платить за них деньги, то их будут собирать и сдавать. Давно видели в мусоре свинцовый аккумулятор? 500-700 рублей, их стали реже выкидывать, а те, что выкинули, долго в мусорке не лежат.
eyno
Ага. Насчет свинцовых аккумуляторов — подтверждаю. Я вот в течение года дважды утром на своей машине его не увидел.
fido25080205
Ну до такого еще не дошло, в машинке обычно есть вещи поценнее аккумулятора, которые сопрут первыми. Но однозначно «просто выброшенный» аккумулятор долго не залежится, его оперативно подберут и сдадут. В старые времена отлично помню — дохлые аккумуляторы валялись повсюду и интересовали только ребятишек, как источник свинца, добываемого из них самым неэкологичным способом из всех возможных, т.е. на костре в консервной банке. Современные детки этого начисто лишены! :-)
Аналогичным образом, в принципе, можно принудить сдавать всякий прочий хлам, в т.ч. и тот, что не приносит дохода при переработке. Ввести дополнительный (и существенный) побор, взымаемый при продаже чего-то, например, лампочки, который возвращается при переработке оной, подпитывая цепочку переработчиков. «Утилизационный сбор».