Не только российское правительство воюет с интернет-сервисами. Пока Роскомнадзор и ФСБ гоняются за Telegram, Трамп выбрал себе соперника помощнее – главный и самый прибыльный магазин интернета. Газета Washington Post, которой владеет Джефф Безос, писала разоблачительные статьи о Трампе еще со времен президентской кампании. Теперь настало время платить по счетам. Трамп всерьез решил уничтожить Amazon, или по крайней мере обесценить компанию, насколько это возможно. В последние недели цена акций интернет-магазина упала на фоне скандальных твитов и неожиданных решений главы Белого дома. Вероятно, в ближайшее время исполнится мечта всех мальчишек, и мы сможем увидеть, кто сильнее, президент США – или самый богатый человек на планете.
Твиты идут в бой
Когда ты президент США, твоего твиттера достаточно, чтобы обвалить акции любой компании. Дональд Трамп еще в 2016-м решил, что Washington Post устраивает на него «атаки» по приказу Джеффа Безоса. Сам Безос говорит, что в политику газеты не вмешивается, он просто дает деньги на её существование и проведение независимых расследований. Но его недружелюбие к Трампу тоже давно известно. Однажды он сказал, что может запустить Трампа в космос на своей ракете Blue Origin. В ответ Трамп предложил расформировать его компанию, потому что Amazon «слишком большой», и это монополия. О Google и Facebook он такие ремарки не делал.
В декабре Трамп нашел другой угол атаки. Часть доставок от складов к домам клиентом Amazon совершает через государственную почтовую службу. Те в любом случае проезжают по улицам и доставляют корреспонденцию, а интернет-магазин «догружает» их грузовики, если они не заполнены, и за это приплачивает.
29 декабря 2017 года Трамп затвитил:
Почему Почтовая служба США, теряющая миллиарды долларов в год, так мало берет с Amazon и других за доставку их посылок? Amazon становится богаче, а почтовая служба тупее и беднее? Надо требовать НАМНОГО БОЛЬШЕ!
Нападки усилились в конце марта, на фоне разгорающегося скандала с Facebook и Cambridge Analytica, с помощью которых, предположительно, Россия помогла Трампу выиграть выборы. Остальной Капитолий разносил Цукерберга, но старший Дональд по этому поводу выдерживал тишину. Источники внутри Белого Дома рассказали Axios, что президент «одержим» только интернет-магазином, и «спрашивает, есть ли такой антитрастовый закон или закон о конкуренции, по которому с Amazon можно что-то сделать».
Буквально на следующий день после выхода публикации Axios, Трамп пошел воевать в «Твиттер». Он обвинил Amazon в уплате слишком низких налогов, использовании государственной почтовой службы (а значит, денег всех налогоплательщиков), и вообще всевозможном «высасывании» денег из США.
… В отличие от остальных, они почти не платят налогов, используют нашу Почтовую службу как своего мальчика на побегушках (нанося огромный ущерб США), и банкротят много тысяч ритейлеров!
… Почта США теряет $1.50 на каждой посылке, доставленной для Amazon. Это миллиарды долларов. Если Почта увеличит свои ставки, Amazon будет платить еще $2,6 млрд, и они сейчас лоббируют, чтобы этого избежать. Это мошенничество должно остановиться. Amazon должен платить настоящую стоимость (и налоги) сейчас!
По поводу возросших трат на лоббизм Трамп, кстати, недалек от правды. Из тех. компаний Amazon сейчас в топ-3. Больше всех тратит Google ($5.02 млн за первые 3 месяца 2018 года), Amazon ($3,38 млн) и Facebook ($3,3 млн). Их подскочившие затраты на попытки влияния на законодателей связывают с ростом критики интернет-компаний, который начался при новом президенте. Хотя нефтяные и табачные корпорации в сумме пока что тратят больше.
В апрельских твитах Трамп обвинил лидеров Почтовой службы в сговоре с Amazon, и продолжил утверждать, что компания своей работой на самом деле наносит убыток американской экономике.
Amazon и USPS
Президент отчасти прав: почтовая служба США действительно находится в ужасном финансовом состоянии. Она ежегодно теряет массу денег (по $4-6 миллиардов). В 2017-м USPS показала прибыль, впервые за шесть лет, но вызвано это сокращением штата, закрытием части почтовых офисов, и очередным отказом расплачиваться по долгам. Но в том, что это связано с действиями Amazon, не верит почти никто. Дело в том, что почта США «подписалась» работать по четкому графику, а-ля публичный транспорт. Каждый адрес обязан быть обслужен один раз в день, шесть дней в неделю. Из-за этого ей приходится содержать один из самых больших в мире штатов сотрудников (600 тысяч), и выплачивать им всем государственную зарплату и государственные пенсии (в том же Amazon условия для сотрудников отнюдь не такие веселые).
Убытки связывают в первую очередь со снизившимся спросом на бумажную корреспонденцию. Американцы стали посылать меньше писем (-29% за период с 1998-го по 2008-й) из-за роста популярности e-mail. Также усилилась конкуренция со стороны частных компаний, в особенности FedEx. Подработка «на стороне» с доставкой посылок для Amazon, по словам представителей USPS, позволяет им снизить убытки и повысить заполненность почтовых грузовиков.
Свою информацию о том, что Почтовая служба США «теряет по $1.50 на каждой посылке» Трамп, похоже, получил из статьи в той же Wall Street Journal. Один из аналитиков, связанный с FedEx, сообщал о потерях в $1.46. Автор статьи, когда к нему обратились, сказал, что не подразумевал конкретно Amazon, а писал об общих потерях службы на доставке посылок.
Сама Почтовая служба сообщила, что мнение аналитика ошибочно, а доставка товаров является для неё одним из самых прибыльных сегментов бизнеса. О «потерях» из-за частных компаний они вообще ничего не слышали. Сейчас Почте по закону не разрешается брать за доставку ниже себестоимости.
Джефф Уилке, правая рука Джеффа Безоса, сейчас заведующий интернет-магазином (и вообще почти всем в Amazon, кроме AWS), говорит, что их связь с USPS – это «win-win».
Мы пережили четырех президентов. Больше двух десятилетий работаем с почтовой службой, чтобы выгодно доставлять товары клиентам и бизнесам по всему США. В процессе мы создаем множество рабочих мест. Это было отличное партнерство, и я надеюсь, мы и дальше сможем продолжать его и дальше.
USPS нужна Amazon для так называемой «последней мили» (доставки от складов к домам покупателей). Так компания выполняет 40% всех заказов в США. В некоторых крупных городах Почтовая служба даже начала работать по воскресеньям, потому что с Amazon это стало выгодно. Если убрать возможность сотрудничества двух компаний, они обе могут потерять миллиарды. Amazon будет вынуждена быстрее развивать собственные службы доставки, или обратиться к FedEx.
Эскалация
В 2017-м Трамп рассказал Axios, что из всех крупных IT-компаний ему нравится Facebook, потому что там он может найти свою аудиторию. Близкие к нему советники из Белого дома передают, что «он бизнесмен старого пошива, который привык к реальному, материальному миру: недвижимость, бумажные газеты, продуктовые магазины». «Богатые друзья президента во время игр в гольф говорят ему, что Amazon разрушает их традиционный бизнес. Многие его приятели, занимающиеся недвижимостью, говорят ему, что Amazon убивает торговые центры и выводит ритейлеров из бизнеса, и он тоже придерживается этого мнения».
В начале апреля Vanity Fair узнала, что Трамп, не слушая советников, предлагал поискать пути того, как можно атаковать компанию. Включая проведение расследования с привлечением ФБР и отмену больших гос. контрактов. Amazon с AWS – единственный частный провайдер облачных сервисов для государственных компаний, включая хранение секретной информации для Министерства обороны США, и это можно использовать против неё.
В итоге 13 апреля был выпущен приказ президента. Создать оперативную группу, которая будет расследовать «операции и финансы Почтовой службы». В документе нет ни слова про Amazon, но уполномоченная группа должна за 120 дней дать гос. органам рекомендации по поводу того, как можно повысить эффективность работы USPS. Вероятно, прекращение доставки товаров для третьих лиц станет одной из таких рекомендаций.
Один из источников, близкий к Трампу, сказал:
Эта вся ситуация с почтой, у него просто такое представление. Ему много раз объясняли на собраниях, что это представление неверно, и что почта на самом деле получает с Amazon массу денег, но его мнение не изменить.
Правительство США также намерено блокировать любые новые покупки интернет-магазина, чтобы не дать империи Amazon расти. Уже сейчас одна эта компания стоит дороже, чем все остальные крупные американские ритейлеры, вместе взятые. «Президент Трамп считает, что это может стать угрозой безопасности страны».
По материалам Bloomberg, Axios и The Verge.
P.S. Pochtoy.com доставляет в Россию товары из Amazon и других американских магазинов. От $8,99 за полкилограмма. А если после регистрации ввести код Geektimes, мы даем $7 вам на счет.