На написание этой статьи меня натолкнул забавный разговор, свидетелем которого я невольно оказался в гостях. Его участниками были мои друзья, отец и дочь. Дочь, от души посмеиваясь, рассказывала о том, как находясь в процессе поиска новой работы сходила на собеседование в очередное место, «а у них ДМС оформляют только для руководства, и даже кофе-машины в офисе нет». Отец же искренне не понимал, как можно менять работу второй раз за 4 года после окончания университета, сокрушаясь, что «молодежь хочет всего и сразу».
За свой трудовой путь, который я начинал в провинции, я успел поработать на заводе, ведущем свою историю с 50-х годов прошлого века, в проектном институте большой строительной компании, в частной инжиниринговой фирме, потом сменил род деятельности и переехал в северную столицу, поэтому основываясь на своем опыте я могу сравнивать и анализировать очень и очень многое.

Этот разговор натолкнул меня на размышления о ситуации, сложившейся в современной отрасли IT. О причинах такой ситуации рассуждать можно много, начиная от очень высокого спроса на специалистов, ведущего к увеличению зарплат и улучшению условий труда, заканчивая сильным влиянием западного менеджмента и стандартов работы иностранный компаний на наш рынок труда. Отбросив вещи вида «сегодня есть, завтра нет» типа зарплат в несколько раз выше средних по региону (из-за чего сейчас в IT лезут даже люди, не имеющие никаких способностей к этому и интереса, кроме денежного) и ажиотажа рекрутеров (стоит случайно выложить резюме на хедхантер, забыв поставить настройку видимости «не для всех», как телефон на следущий же день просто разрывают), я попытался составить список особенностей, которые в наше время стали стандартными в рабочем процессе в IT-сфере, и задумался о том, проникнут ли они в будущем в другие отрасли.

Жесткий график не нужен


Прошли те времена, когда люди работали «от звонка до звонка», каждое утро спеша на проходную чтобы не опоздать. Адекватные работодатели все чаще и чаще отказываются от фиксированного графика работы для сотрудников. Понятное дело, что это распространяется на людей, не задействованных в непрерывных процессах (например, технической поддержке) или живом общении с клиентами, но для всех остальных это более чем применимо и удобно. Вместо «пахать отсюда и до обеда» чаще всего устанавливают либо плавающее начало рабочего дня (придти в офис и начать работать можно в любое время в диапазоне, к примеру, с 7 до 12 часов утра), либо вообще ограничиваются «часами присутствия» (когда назначены совещания или еще какие-то совместные процессы), а остальное время работы работник планирует сам и его никто не «пасёт» на рабочем месте.

Аргументов разумности такого подхода множество.
Первый экономический — в классическим варианте опоздания порицаемы и за них работник может быть депремирован, а вот за то что он будет приезжать в офис раньше времени, ему, скорее всего, доплачивать не будут. В итоге человек вынужден закладывать каждый день запас времени для компенсации возможных пробок, перебоев с транспортом, личных причин, и т.д., чтобы всегда быть вовремя на рабочем месте — и таким образом совершенно бесплатно дарить работодателю свое личное время, которого за месяц, и уж тем более за год, набежит очень и очень немало. Плюс стресс из-за опасений опоздать.
Второй рациональный — образ жизни у всех разный, особенности организма у всех разные, хронотипы у всех разные, жизненные ситуации у всех разные. Кому-то комфортнее работать с утра, кому-то поздним вечером. Если «сову», не важно, хроническую (таким уж родился) или вынужденную (ребенок не мог заснуть, соседи устроили шумную пьянку, и т.п.) загонять в офис к 8 утра и заставлять работать, то ничего хорошего из этого не выйдет. Эффективность будет низкая, работник будет бесцельно тупить на месте, либо делать работу некачественно и с ошибками. В итоге сотрудник изматывает себя и свой организм, а работодатель тратит свои деньги на неэффективную и некачественную работу. Разреши человеку приходить не к 8 утра, а к 12 — и проблема волшебным образом решится.
И третий аргумент человечный. Это как минимум возможность спланировать день так, как удобно тебе — заехать с утра, или наоборот вечером, по делам, отвезти/привезти ребенка в школу, сходить к врачу, и многое другое, без унизительного написания заявлений и служебных записок каждый раз.

Опасения стороны руководителей
Многих руководителей, слышащих о подобных раскладах, либеральный график работы пугает: «Как же так, половина команды будет приходить с утра, половина вечером, а если Иванов срочно понадобится по важному вопросу?!». И тут надо отметить, в первую очередь, что если отсутствие человека на рабочем месте ведет к блокировке рабочих процессов, то значит сами эти рабочие процессы построены из рук вон плохо, и аналогичные проблемы возникнут если Иванов уйдет на больничный или его собьет автобус. В конце концов, мы живем в XXI веке. Для реально срочных вопросов всегда есть мобильный телефон, электронная почта, Skype, Slack, WhatsUp, Telegram, Jabber и еще десяток способов связаться и обсудить то что надо. А дергать коллег по не срочным вопросам — практика тоже порочная, т.к. вырывает дергаемого из рабочего ритма (и так называемого «состояния потока»), серьезно снижая его производительность, и ведет к неспособности других членов команды решать вопросы и искать информацию самостоятельно.


Как я уже упоминал выше, в современных IT-компаниях это скорее уже общепринятая практика. И это настолько хорошо и удобно, что лично я уже просто не рассматриваю вакансии с формулировками вида «Рабочий день 9:00-18:00», или, боже упаси, с 8:00 до 17:00, потому что для меня это в принципе неприемлемо. Того же мнения придеживается большинство моих коллег.

Отсутствие географической привязки


IT-шники придумали компьютерные сети, Интернет, электронную почту и месседжеры, и кому как не им брать все это на вооружение в своей повседневной работе. Проникновение широкополосного интернета, технологий удаленного доступа (ssh, RDP, VNC и д.р.), объединения сетей (VPN), совместной работы (online whiteboards, распределенные репозитории систем контроля версий), и общения (почта, месседжеры, групповые аудио- и видеозвонки) привело к тому, что программист может работать откуда угодно, главное чтобы там был стул, ноутбук и доступ в интернет. И индустрии это пошло только на пользу.

Компания может искать себе клиентов и заказчиков не только в своем регионе, но и по всему миру, и выбирать тех, кто дает более интересные задачи и платит в более выгодной валюте.
Команда разработчиков какой-нибудь компании может пилить проект совместно с такими же командами из других городов, объединяя усилия и знания.
Разработчик из глухого региона без нормальных рабочих мест, если он обладает достаточной самодисциплиной и самомотивацией, может трудиться на работодателя из столицы или другой страны.
Серьезная и преуспевающая компания может вообще не иметь своего офиса, но при этом успешно вести разработки.

И даже в компаниях с офисом и классическим рабочим процессом, руководство часто разрешает работникам по желанию работать из дома, чтобы те не тратили время на дорогу по пробкам, не испытывали проблемы «с кем оставить ребенка», и не усугубляли свое (и чужое) здоровье из-за легкого недомогания.

Комфорт важен. Отношения тоже. И плюшки, куда без них.


Набор «плюшек» появился, судя по всему, во-первых как преимущество на итак высококонкурентном рынке труда, где есть серьезная нехватка специалистов, а переманивать все более высокими зарплатами до бесконечности нельзя, а во-вторых как средство обеспечить максимально комфортные условия для продуктивной работы.

Поэтому в наше время в IT-компаниях можно встретить комфортные и красивые интерьеры, часто есть возможность работать не за столом, а валясь на мягком пуфике в переговорке, игровые зоны и тренажерные залы в офисе, обеды или снэки за счет работодателя, кофе-машину с хорошими зернами, компенсацию фитнеса для сотрудников, ДМС для работника и членов его семьи (учитывая плачевное состояние «бесплатной» медицины), массажные кресла и курсы иностранных языков, и многое другое. И если 10 лет назад подобное можно было только увидеть на фотографиях заморских офисов больших компаний типа Google, то сегодня это настолько распространено и воспринимается как должное, что встречаются даже такие прекрасные комментарии на хабре:
«Вот такие пассажи при описании российских вакансий вызывают приступ смеха минут на 15, честно. Когда кто-то пишет про официальное оформление (белая ЗП) как преимущество, или «соцпакет» или «оформление по ТК» как преимущество — это… я не могу подобрать слов, чтобы развернуто и литературно объяснить, насколько это глупо и смешно. Ну честно, как можно в качестве преимущества выдавать, что, по сути, кандидата не будут бить палками, ну если только по четвергам, и даже похлебки нальют. А не как у соседнего рабовладельца, где люди подножным кормом питаются.

Понятно, если в качестве преимуществ выдают что-то типа «выделим отдельный кабинет. Вся самая лучшая техника по запросу. Любая литература по запросу. Оплата курсов повышения квалификации. Бесплатные обеды, абонемент в спортзал. Дополнительные отпускные. ДМС. Гибкий график, возможность удаленной работы». Но когда говорят «псс, парень, приходи к нам, мы оформляем официально» — это… коллеги, это просто пздц, извините мой французский.»
(link)

Учитывая относительную молодость отрасли, и то, что многие современными компании были основаны молодыми выходцами из «обычных» организаций, натерпевшихся старперства, надуманной дисциплины и суровой субординации, то теперь часто можно встретить, во-первых, отсутствие дресс-кода в офисе (пусть разработчики приходят хоть в рваных джинсах, футболках с неприличными надписями и домашних тапочках, главное чтобы им было комфортно и чтобы работали хорошо), а во-вторых расслабленность и комфорт именно по части общения между сотрудниками — все обращаются друг к другу на «ты», причем не важно, разговаривают ли между собой студент-практикант, ведущий разработчик с сединой и основатель компании, любой сотрудник, вне зависимости от иерархии, может написать письмо или назначить митинг другому сотруднику, и многое другое. И это действительно позитивно складывает на отношениях между коллегами и атмосфере в офисе.

Высшее образование — не показатель знаний, возраст — не показатель опыта


Еще наши родители считали, что «главное — это получить образование», пытаясь пристроить своих детей в хороший вуз. Сейчас времена изменились, особенно в IT.
Современное высшее образование, за исключением пары-тройки топовых вузов, серьезно не поспевает за технологиями, и часто готовит специалистов очень далеких от реалий отрасли. Этот факт вылился на Хабре в довольно большую дискуссию в виде цикла статей "Необразованная молодежь".

Проблема недостаточности вузовского образования и нехватки молодых специалистов настолько остра, что многие крупные компании организовали свои собственные курсы и школы для начинающих разработчиков, в которых преподавателями выступают действующие специалисты компании, а успешно закончившие обучение получают по итогам предложения о работе.
И наоборот, доступность литературы, всевозможных курсов, онлайн-лекций от лучших университетов мира, большое количество опенсорс проектов, и многое другое, привели к тому, что есть огромное количество людей, получивших знания и ценный опыт не учась в университете.

В итоге какой-нибудь Вася, увлекающийся программированием с 15 лет, читавший специализированные книги ради интереса, изучавший языки программирования, библиотеки и технологии, делавший программы, игры или сайты ради фана и набивший на этом руку, а после успевший хорошо поконтрибьютить в десяток проектов на гитхабе, полувив обратную связь и посмотрев, как все устроено «изнутри», в итоге может быть гораздо опытнее, чем выпускник вуза с красным дипломом, или даже гораздо полезнее для компании, чем уже несколько лет работающий в офисе сотрудник. И платить ему будут соответствующие.
Наличие профильного высшего образования давно уже во многих местах не является обязательным условием при приеме на работу, и часто можно встретить высокоплачиваемых разработчиков, настоящих профессионалов в своей сфере, с образованием, совсем не относящимся к их деятельности, или даже вообще без диплома.

Работа — не на всю жизнь


Моя бабушка после распределения из института в молодости всю свою жизнь проработала в одном месте, оттуда же и уйдя на пенсию. Мой дед за свою жизнь сменил всего 2 места работы.

В наше время, опять же, все по-другому.
Когда ты работаешь уже два-три года на одном месте, за это время основательно прокачав свои скиллы, решая задачи в разы эффективнее и качественнее чем в начале своего пути на это месте, курсы валют скачут и цены в магазинах растут, а ты все так же имеешь тот же грейд (ту же дожность) и ту же зарплату, а руководство почему-то не заикается о повышении звания и индексации з/п, переход в другую компанию может быть вполне естественным, а в некоторых случаях и единственных решением проблемы, и людьми в отрасли это воспринимается как совершенно нормальный и совершенно логичный шаг.

Более того, технологии и стандарты в отрасли развиваются со стремительной скоростью, и сидя очень долго на одном месте, потом можно внезапно с грустью обнаружить, что то, чем ты занимался последние много лет, сегодня уже никому не нужно и мало где востребовано. К этому стоит добавить потерю интереса к проекту из-за скатывания в рутину, что тоже, в свою очередь, ведет к снижению эффективности решения задач и получения отдачи от рабочего процесса. Именно поэтому многие считают полезным менять работу каждые 3-4 года для предотвращения профессиональной деградации и выгорания.
В некоторых местах альтернативой этому высутпает свободная смена команд внутри компании — когда надоело или стало некомфортно в одном проекте, можно перейти в другой. И это, по-моему, тоже является одним из преимуществ «работы будущего».

Когда я писал этот материал, я ориентировался на опыт самого себя, моих коллег и моих знакомых, работающих в разных компаниях в Москве и Санкт-Петербурге (преимущественно филиалах иностранных контор, но не все), сайты с вакансиями, а также на отзывы на Хабре и различных других онлайн-сообществах. Я вполне понимаю, что то, что описано выше где-то может отличаться, а где-то может не выполняться совсем, и, безусловно, это может зависить от конкретной сферы деятельности, размера и происхождения компании, а также от удаленности ее от столиц и прочих «центров притяжения» информационных технологий. Но общая картина вырисовывается именно такая.

И после всего этого, хочется услышать мнение читателей о перспективах проникновения подобных весьма полезных практик в другие сферы и места. Инжиниринг? Проектные работы? Бухгалтерской дело? Маркетинг и реклама? Образование?
В каких сферах стоит ожидать «осовременивание» рабочих процессов в направлении создания более комфортных условий для эффективной работы? Где оно уже наблюдается?
Или же это все местные аномалии, объяснимые перегретым рынком и высокой конкуренцией? Буду рад любым комментариями.

Комментарии (23)


  1. Pro-invader
    28.04.2018 20:26

    IT — работа в стиле будущего, и стоит ли ждать такого везде?

    Отвечая на заголовок, нет, не везде. В энергетике (эксплуатация сетей) не предвидится.


    1. Whuthering Автор
      28.04.2018 20:32

      Эксплуатация требует непосредственного нахождения на месте и соблюдения довольно строгих регламентов, как я понимаю. А если рассмотреть, например, проектную работу в энергетике?


      1. Pro-invader
        28.04.2018 20:46

        Энергетика это очень консервативное направление, проектную работу еще можно завернуть в сторону благ IT, но при этом работодатели не спешат это внедрять.


        1. Whuthering Автор
          28.04.2018 20:48

          Ну я собственно к этому и подводил — есть сферы, в которых внедрить это реально, и, казалось бы, в выигрыше будут обе стороны — но почему-то внедрять не спешат, причём непонятно, есть ли для этого какие-то серьёзные причины, или просто закостенелость мышления лиц "наверху".


          1. DrPass
            29.04.2018 00:57
            -1

            Тут есть ряд нюансов. Начну по порядку:
            1. Все эти плюшки повышают комфорт и удобство сотрудников, но на производительность их труда в общем случае положительного влияния не оказывают. Наоборот, программист, работающий по фиксированному ежедневному графику, сидящий в отдельном кубикле, и которого не задалбывают скрамами и вообще лишними вопросами, зачастую будет намного продуктивнее аналогичного коллеги, работающему, как поэт, по вдохновению и в вольном режиме.
            2. В ИТ существует дефицит кадров. И работодателям за них приходится конкурировать, в том числе и по условиям труда. Почти всё это — итог конкурентной борьбы.
            3. В других отраслях, где нет жесткой конкурентной борьбы за сотрудников, потребности в этом просто нет. Упомянутые энергетики и так будут прекрасно выполнять свои задачи, и не воротить нос от отсутствия кофемашины в личном пользовании, а старая добрая премия очень даже неплохо мотивирует инженера-конструктора.


  1. Koyanisqatsi
    28.04.2018 20:33

    IT — работа в стиле будущего

    Ну кроме возможности работать удаленно никаких отличий от других инженерных профессий не увидел.


    1. Whuthering Автор
      28.04.2018 20:37
      +1

      Видимо, вам очень повезло.
      Переехав в окрестности Питера, я анализировал вакансии именно инжерной сферы сначала.
      Гибкий график работы встречается весьма нечасто, а обычно наоборот карточная система, требование диплома по специальности — наоборот, почти повсеместно, ДМС только в больших организациях и чаще на высоких должностях (типа ГИПа), а о всяких мелочах типа тренажеров и места для сна в офисе вообще можно только мечтать.
      Собственно, кроме денег и перспектив, именно комфортные условия работы и человеческое отношение к людям и было одним из факторов, побудивших меня к смене сферы работы.
      В регионах же об описанном вообще не слышали, рассказать — не поверят.


  1. NeverIn
    28.04.2018 21:10
    -1

    Через всю статью сквозит «я хочу работать по своим правилам» — это путь в свой бизнес, а заодно и возможность сбить пыл, юношеский максимализм.


    1. Whuthering Автор
      28.04.2018 21:38

      Вы о чем вообще? Я работаю по правилам, сложившимся в отрасли, и они меня более чем устраивают. А вот некоторые мои бывшие коллеги и знакомые о таком могут лишь мечтать. Это, имхо, несправедливо, об этом и статья.


      1. Whuthering Автор
        28.04.2018 21:56

        и юношеский максимализм, скажем честно, остался далеко позади, годы уже не те, мягко говоря :)


        1. VMichael
          29.04.2018 00:23

          А какие годы?
          По статье очень похоже на мысли юношеские.


          1. F0iL
            29.04.2018 00:30

            А можете сказать, что конкретно вас смутило в статье?
            Мне вот 31, и я примерно все описанное наблюдал и наблюдаю своими глазами в настоящее время.


            1. VMichael
              29.04.2018 00:43

              33 хороший возраст, можно сказать возраст Христа.
              Мне было 30 когда я в Москву приехал.
              Теперь ближе к 50.
              Что смутило?
              Обобщения смутили и максималистический стиль.
              Это обычно проходит с возрастом.
              Хорошо сказал журналист Парфенов (который Намедни вел), в свое время.
              «Хорошо быть уверенным и свободным, когда ты на коне. А вот потеряв работу и обнаружив, что тебя не берут никуда, а деньги заканчиваются, а кушать и кормить семью надо, уровень твоего гонора быстро уменьшается и вот ты уже согласен работать совсем на других условиях.»
              К теме ИТ.
              Да есть некоторое количество компаний и вакансий, где все прекрасно.
              Но! Это количество конечно.
              Даже если мы предположим, что все! ИТ специалисты имеют высокий уровень, поддерживают свою квалификацию, не ленятся, не имеют проблем с жильем, здоровьем, семьей, т.е. являются идеальными работниками, то на всех желающих этого количества вакансий не хватит.
              И кто то будет работать в худших условиях.
              Да, мне возразят, что спецов мало, взять негде, но, я отвечу на это, что на самом деле таких суперспецов требуется на рынке не так уж и много.
              Плюс не все могут быть/стать сеньорами в силу разных причин.
              И вот уже появляется слой людей (которые конечно же сами виноваты, что попали в этот слой, хотя см. выше) которые будут работать в худших условиях. И этот слой велик, он, по моим наблюдениям гораздо толще слоя тех, кто не будет смотреть на работу без оформления бесплатного ДМС.
              Вот цитата:

              Но когда говорят «псс, парень, приходи к нам, мы оформляем официально» — это… коллеги, это просто пздц, извините мой французский.»

              Но я знаю множество людей, работающих так. Они могут, сказать: «Нет, мы так не согласны», но см. выше пример про Парфенова.
              Вернувшись к максимализму — жизнь многогранна, увы, в шаблоны не всегда укладывается. Это с возрастом обычно понимают, но опять же не все, ибо, жизнь многогранна… :)


  1. an24
    28.04.2018 21:33

    Вы действительно думаете, что высшее образование нужно для того чтобы освоить профессию? Если да, то Вы очень далеки от настоящих задач современного высшего образования.


    1. Whuthering Автор
      28.04.2018 22:00

      Я этого не говорил, да и устраивать очередные дебаты в стиле цикла статей про необразованную молодежь в комментариях у меня, честно говоря, нет.
      В статье я просто-напросто отметил, что в IT наличие четырех-шести лет в вузе не является необходимым требованием при трудоустройстве. В отличие, например, от медицины, где человек без подтвержденного образования в большинстве случаев просто по закону не имеет права работать, и инженерной сферы, где у некоторых проектных организаций, с которыми я имел дело, наличие диплома соответствующей специальности является обязательным условием при трудоустройстве, четко обозначенным в вакансиях, и без этого с соискателем вообще не будут разговаривать.


      1. Scf
        28.04.2018 22:39

        А многочасовые собеседования по знаниям соискателя практикуются в других сферах, помимо IT?


        1. Whuthering Автор
          28.04.2018 23:52

          Интересно подмеченный вопрос.
          Как у меня сложилось представление, многочасовыми и многодневными собеседованиями страдают в основном только некоторые и весьма специфические компании, типа Яндекса.
          А так, процесс интервью в конторы разной величины (в том числе и очень известные в своей сфере) состоял обычно из короткой болтовни с HR по телефону, в среднем часового технического собеседования с разработчиками, и заключительным вторым этапом с менеджерами или лидами в среднем примерно на полчаса.
          Так что ничего специфического.


    1. sAntee
      28.04.2018 23:05
      +2

      У нас есть сотрудник в Лондоне вышку получавший — количество и качество полученных там профильных знаний отличается прямо на уровень.


  1. VMichael
    29.04.2018 00:29

    Это извечный вопрос:
    Такие условия труда, потому, что у компании денег много или у компании денег много, потому, что такие условия труда?
    Вовсе не однозначный ответ на него.
    Ибо довольно много компаний, как только прибыль снижается, режут плюшки влет.
    Например, у меня родственник работает в газпроме на нефтяной вышке кладовщиком. Попасть туда можно только по блату знакомству. Оплата весьма хороша, спортзал, пирожки круглосуточно с разными начинками (включая красную рыбу). Крабов в столовой подают периодически (родственнику вкус не пришелся).
    К чему это я? Да просто у компании это денег овер дофига, вот и создает такие условия, а не наоборот. На эти деньги за эти навыки легко набрали бы людей и на худшие условия.
    ИТ рынок перегрет. Есть некоторый дефицит специалистов.
    Да и то не во всех компаниях ИТ люди смеются над отсутствием ДМС для всех желающих.


    1. Whuthering Автор
      29.04.2018 00:37

      Звучит разумно. Но при этом далеко не все плюшки требуют финансовых затрат, а некоторве наоборот, позволяют оптимизировать рабочий процесс — например, гибкий рабочий график или возможность поработать из дома.


      1. VMichael
        29.04.2018 00:58

        Гибкий рабочий график хорош, когда работу можно нарезать на куски независимые или на потоки независимые. Если требуется обсуждения по ходу, то отличия графиков работы членов команды тормозит процесс. Нужно что то узнать/согласовать, а товарища нет на месте.
        Возможность поработать из дома хорошее дело, я вот сейчас тоже работаю из дома.
        Но каких то вещей не хватает.
        Когда Вася, Петя рядом, можно его быстро спросить (отвлечь от работы конечно), обсудить, переговорить. Удаленно с этим хуже. Не хватает живого общения (может мне лично), когда можно помозговать над проблемой. Удаленно как то не получается так.
        Кто там активно резал удаленщиков — руководитель Yahoo вроде, как раз по этим причинам, насколько я читал.
        Плюс в офисе настроится на рабочий лад как то легче, атмосфера другая.
        Но, опять же, работы разные, ситуации разные.
        Еще пример.
        Читал про компании, которые выпускают продукты для ИП Бухгалтерии: Контур и Мое дело. И пользовался обеими системами.
        В Контуре все строго с организацией работы. Все строго. График работы, график выпуска продуктов и т.д.
        В Моем деле атмосфера вроде как неформальная.
        Но заметного преимущества в конечном продукте я не заметил ни в том ни в том случае.
        Контур несколько больше понравился (и тарифы у него тогда были поменьше), но это может быть мое субъективное мнение.
        Я к чему. К тому, что организация работ на примере этих двух компаний не приводит к ярко выраженному различию в конечном продукте.
        Получается, что это сугубо индивидуальные предпочтения руководства и быть может людей в коллективе, а не какая то закономерность рынка.
        Ну, как мне видится.


      1. DrPass
        29.04.2018 01:04

        например, гибкий рабочий график или возможность поработать из дома.

        Это не оптимизация рабочего процесса, это тоже бонусы для сотрудников. Для рабочего процесса самый оптимальный вариант как раз тот, в котором сотрудники работают в одно время, и в лёгкой доступности друг для друга, а не стыкуются пару часов в день через мессенджеры, потому что одному удобнее с утра, а второму по ночам, и оба у себя в квартирах сидят. Аргументы, что у всех разные часы продуктивности, к данному кейсу не совсем применимы. Часы продуктивности зависят от режима человека. А фиксированное рабочее время — это тот самый режим и есть. Приходя в офис в одно и то же время, практически каждый человек автоматически подстроит свои биологические часы под это этот распорядок, это вопрос буквально пары недель.
        Кроме того, эффективная удаленная работа требует от сотрудника определённого уровня самоорганизованности. Он есть далеко не у всех.


  1. vism
    29.04.2018 03:02

    Удаленная работа дает рост навыков в ИТ примерно в 10-15% от работы в офисе.
    Может люди сами не пробовавшие и то и другое возразят. Но это видно из квалификации фрилансеров.
    Статья, это какие-то сферические единороги в радушном шаре. Нет учета минусов, которых очень много. Рассуждения в стиле, а вот классно было бы… Но мир реальный он другой. Люди ленивы. Многие не могут организовать себя. Многие с удовольствием бы работали меньше и получали больше

    Для компании перевод сотрудников на удаленку это остановка в развитии команды и решений. Да можно сделать гибкие часы, но минимум часов 5 все должны сидеть вместе и работать, чтоб можно было обращаться за помощью и делиться знаниями.
    В ИТ качественно удаленно может работать только ответственный человек и уже достигший высокого уровня проф. развития.

    Плохо организованны процессы?? Ха ха. А организуйте лучше, сделайте прибыльную компанию. Конечно в статье все что угодно написать можно. А вот реально управлять отделом трудно, строить успешную компанию совсем сложно.
    Наверное многие «не руководители» смотрят на плохо организованные процессы и думают, что вот они то бы ух! Вот руководство то застряло в прошлом и т.п.
    Только руководство то компанию выстроило и годами прибыль увеличивает, с их текучкой, неорганизованностью, серыми зарплатами, плохими собеседованиями и прочим. А иначе бы они и не смогли.
    Реальный мир, он другой. более сложный и жестокий. А диванные фантазии, на то и фантазии. Хороших руководителей мало, а бизнеса много. Нет столько управленцев, чтоб везде Гугл и Яндекс организовывать.