Фото Виктора Сухорукова
Желающих жду под катом.
Все — на экскурсию!
Обычный ответ на вопрос – как вживую посмотреть стройку самого высокого небоскреба Европы – отрицательный. Суровые инженеры, с легкостью цитирующие в любое время дня и ночи нужный пункт правил техники безопасности и внутреннего режима, не оставляют лазеек. Экскурсантов надо инструктировать, экипировать, вести сквозь строительный ландшафт и провожать до КПП, возвращая в повседневность в том же румяном виде и добром здравии, что были по прибытии. Между тем под их отвественностью – двенадцать тысяч человек, работающих на стройке.
Поля для деятельности и без экскурсий хватает
От этой ситуации – в общем, справедливой и понятной, все же было немного грустно: строительство скоро заканчивается и очень хочется, чтобы беспрецедентный процесс возведения башни с самыми северными из небоскребных координатами на планете, остался в памяти неравнодушных к ней очевидцев. Ведь дальше начнется уже совсем другая история.
Люди будут приходить в амфитеатр на побережье, или на обзорную площадку, или в научный центр, или в планетарий – и это здорово. Но никогда посетителям открывшегося комплекса не увидеть, что в реальности стоит за этими объектами. Они не увидят титанические железобетонные конструкции, десятки тысяч тонн металла, сверхглубокие шахты свай, гигантские сверла буровой техники и мега массивные секции башенных кранов.
Строительные этапы и виды комплекса, которые уже стали историей
Много чего еще не будет видно за элегантностью завешенных интерьеров и экстерьеров. Как быть? И вот – мы придумали.
Lakhta 360
Там, где не пройти с сопровождающим, проведут технологии. Мы подготовили интерактивный тур – строительная площадка отснята в формате 360°. Передвигаясь за экскурсоводом можно смотреть направо-налево, под ноги и вверх. Вверху порой заметен наш помощник – зависший коптер с камерой. По стройке сопровождает ведущий серии экскурсий «Петербург глазами инженера», Антон Жирнов.
Наш сопровождающий не таков — речь его содержательна для ума и приятна для слуха
У Антона за плечами — километры пешеходных туров по местам инженерной славы Петербурга: с ним ходят на Витебский вокзал, включая чердачные помещения и тайный зал ожидания для важных пассажиров царских времен. Смотрят пролетарский авангард во Дворце культуры и техники им. Газа, что был построен для краснопутиловских рабочих. На старые промышленные здания Васильевского острова – целая эпоха со своей атмосферой. Конечно — на разводные петербургские мосты, разбираясь в сложных подъемных механизмах. И вот, теперь – к нам, на стройку. Впервые – с виртуальным туром.
Плохо, что не походить своими ногами? Не спешите – маршрут отличный и на камеру попала масса интересного.
Про маршрут
Точки экскурсионного маршрута (кликабельно)
Начало тура – под землей, в транспортном тоннеле под стилобатом.
Подземелья Лахта Центра… Вот такие аккуратные, совсем не страшные, за счет чего лишены всякой романтики. Подземный транспортный тоннель — прагматичное и элегантное решение: на надземной территории комплекса не будет автомобильного потока, пробок, погрузочно-разгрузочных работ. Вся транспортная логистика, склады, парковки — под землей.
***
Дальше – посмотрим на Арку главного входа. Про нее мы уже писали, но с тех пор многое изменилось. Строители все-таки успели собрать основной конструктив до морозов – это было нужно чтобы не перетянуть болтовые соединения металлических ферм безопорной арочной структуры, длиной 98 метров по точкам схода. На записи конструктив из арочных ферм проглядывает даже сквозь плотную сетку лесов.
Сейчас строители приступили к фасадным работам: уже установлена часть стеклянных колонн-стоек, к которым будет крепиться оболочка Арки.
***
Следующий пункт – путешествие сквозь ядро башни. Конечно, речь о поездке на лифте и рассказ о вертикальном транспорте. Будет две остановки – на 31м этаже – первом пересадочном и 83м – на уровне многосветного пространства обзорной площадки. К сожалению, вышележащие уровни подшпилевого пространства с этой точки не просматриваются – мешают строительные леса, но прямо по курсу тоже есть на что посмотреть.
31-й этаж: первый пересадочный, для тех, кому нужно добраться из нижней в среднюю или верхнюю транспортные зоны. Пространство двухуровневое: на нижнем уровне — посадка на первую палубу лифта- дабл-деккера, на верхнем — на вторую.
***
После отправимся к самому сложному объекту комплекса. Да, это не башня.
Многофункциональное здание Лахта Центра переворачивает ожидания – значительный перепад высотных отметок, два корпуса, восемь несущих ядер, площадь основания более 2 гектаров, длина фасада – 260 метров — длиннее, чем у Зимнего дворца, крупнейший в России атриум, покрытый светопрозрачной кровлей, 50 видов фасадного остекления – и это далеко не все.
На фото: два из четырех ядер южного блока МФЗ
Это здание неизменно вызывает эмоциональный отклик на грани антагонизма и обожания даже у многое повидавших международных подрядчиков. Объект, безусловно, обладает мощным потенциалом для исследований на тему строительного воплощения сверхсложных архитектурных замыслов: ведь одно дело, когда они на бумаге, и совсем другое — не отступить от идеи, спасовав перед сложностями материализации. Конечно, доподлинно неизвестно, что будут вспоминать, оглядываясь через 10-15-20 лет Samsung C&T Corporation, AECOM, Liebherr, Renaissance Construction в числе своих титульных и самых сложных объектов. Мне кажется, что МФЗ Лахта Центра в их перечне будет.
Золото строительной и инженерной практики, чемпионское здание — вот что такое МФЗ
Итак, что посмотрим на объекте? Обязательно — кровлю, сначала сверху. Крыши Петербурга — это ведь – классика петербургских экскурсионных традиций.
Потом взглянем на кровлю зоны атриума снизу. Благодаря светопрозрачности конструкции — примерно также она будет выглядеть и в дальнейшем.
Конструктивные элементы кровли атриума
Потом отправимся к одному из самых интересных общественных объектов комплекса — планетарию в форме шара. Когда первые посетители зайдут в атриум МФЗ и увидят левитирующий объект с 16-метровым диаметром, еще неизвестно, что они подумают. Ну а мы просто посмотрим, за счет каких конструкций будет достигнут эффект зависания — сейчас их отлично видно.
Что еще? Зал-трансформер, вид на залив, СОФ. Не планировал столько спойлеров, но остановиться сложно – тур действительно вышел насыщенный. Впрочем, вы все увидите и услышите сами. Хорошей прогулки!
ТРЕЙЛЕР ЭКСКУРСИИ
VR-экскурсия по строительной площадке тут. Рекомендуем просмотр через приложение YouTube VR c использованием VR-гарнитуры.
Комментарии (35)
MockBeard
16.05.2018 14:13Спасибо, очень интересно. Крупные сложные сооружения иногда обрастают легендами и байками, у вас такие есть?
makev Автор
16.05.2018 16:00Спасибо что читаете). По байкам — куда ж без них. Из запомнившегося — когда обсуждалось цунами на Финском заливе при падении башни, волной которого смоет Зенит-Арену… Но вообще отдельно такие истории не собирали – может кто-то из читателей поделится, было бы интересно, плюс может какие-то мифы удалось развенчать в следующих публикациях.
unxed
16.05.2018 18:50+2Ловите. Коллега во времена проекта на Охте предполагал падение (ну, слабые грунты, всё такое) с образованием не разводного пешеходного моста через Неву.
makev Автор
17.05.2018 12:35Остроумно)). Грунты на Охте и вправду были куда похуже, но без мощных исследований и расчетов геотехников такие здания, конечно, не строят. Никому не хочется иметь внеплановый неразводной мост. И тем, кто строит – в первую очередь).
Maddreg
16.05.2018 17:43+1В живую эта махина очень впечатляет, даже с приличного расстояния (фото сделаны с расстояния примерно 900м с разницей в 6 часов).
Заголовок спойлера
unxed
16.05.2018 18:47+2Кстати, по рендерам не казалось, что будет выглядеть так агрессивно — напоминает скорее клинок, нежели задуманный огонек газового пламени. Что-то мне подсказывает, что именно поэтому британцы придали аналогичному сооружению форму огурца.
Arty_Fact
16.05.2018 18:02+1А можно все-таки на реальную экскурсию? Я вам фоток красивых наделаю.
HawkeyePierce89
17.05.2018 12:37Тоже хотелось бы на реальную экскурсию. Повёлся на кликбейтовый заголовок, а под катом одно разочарование.
unxed
16.05.2018 18:38+2Минутка офтопика. С Троицкого моста таки видно башню на фоне Петропавловки. Жена (дочь скульптора и архитектора-музейщика) ерничает по поводу «плюнуть в вечность», я пожимаю плечами «к Эйфилевой башне же привыкли». При этом смотрится на мой скромный вкус на фоне Петропавловки ну так себе, а вот с нового моста Бетанкура — очень здорово. И, да, ирония судьбы, исходное местоположение на Охте Петропавловку не зацепило бы, градозащитники, конечно, отожгли.
Как там с транспортом? Метро (до Беговой-то пешком изрядно идти и это линия без пересадки на фиолетовую), скоростной трамвай, вторая колея жд? Авто всех не вывезут.unxed
16.05.2018 18:52Ну, краны, конечно, еще воспринимаются с такого расстояния как визуальный шум, посмотрим, как без них будет.
OriSvet
16.05.2018 20:07Там в теории будет своя станция метро, как в Деловом Центре в Москве, но это в очень дальней перспективе. А так, от Пионерской-Комендантского проспекта ходит транспорт в тот район, и наверное что-то придумают. Богатырский проспект как раз перестраивают-расширяют, плюс там же железная дорога рядом.
unxed
16.05.2018 20:36+1Там одноколейка с электричками раз в час. И так там люди на переезде у Старой деревни регулярно гибнут, а что будет, если уменьшить интервалы?
Метро — по оранжевой ветке в ту сторону 2 станции строятся, и еще 3-4, из которых только последняя будет у небоскрёба, даже не начинали.
Наземный транспорт будет делить дорогу с личными авто работающих в небоскрёбе.
Самое оперативное из осмысленного, что там можно сделать — нарисовать выделенку для трамвая и пустить современные составы типа «Чижиков» от небоскрёба до Чёрной речки мимо Беговой и Старой деревни.unxed
16.05.2018 22:41В перспективе можно будет продлить выделенку до Лесной, получив прекрасную скоростную северную транспортную хорду, соединяющую все пять веток метро.
Arty_Fact
17.05.2018 10:17Видно башню. Но признаюсь честно, я её не замечал, пока мне не сказали, что её видно. Её вообще много откуда видно.
До беговой идти действительно неблизко. А вот до трамвая, который идет до Старой деревни (с остановкой возле беговой) — 10 минут пешком. Также, я надеюсь, что все-таки реализуют изначальную задумку сделать Адмиралтейскую пересадочной (в планах, судя по сайту метрополитена, до сих пор есть).vlivyur
17.05.2018 11:24Я её не замечал, пока лампочки на ней не зажгли. А от меня 16 км до неё. С противоположного берега вообще отлично видно.
Адмиралтейскую если и сделают пересадочной, то не в ближайшее десятилетие.unxed
17.05.2018 16:33Как Горный откроют, и будет 2 станции на остров (в случае закрытия Василеостровской и Приморской), как всегда и было, да еще и на разных линиях, вполне могут начать Адмиралтейскую-2 делать.
vlivyur
17.05.2018 17:27Горный — это только одна станция. Вроде бы Адмиралтейской-2 в принципе нет, смогут ли они построить её без закрытия линии? Впрочем, Васька жил не так давно с одной станцией.
Arty_Fact
18.05.2018 11:18В принципе, конечно нет. Однако, изначально Адмиралтейскую и задумывали как пересадочную, задел на это есть. Чисто теоретически, можно будет сделать без закрытия текущей станции. Но в ближайшее десятилетие вряд ли будут что-то делать.
unxed
17.05.2018 16:31Без выделенки и длинных сочлененных трамваев с не квадратными колесами, боюсь, существующая линия не справится.
makev Автор
18.05.2018 09:52До ст. м Беговая – немногим больше квартала. Это 15-20 минут пешком, и скорее от метро будет развозка-маршрутки. По ж/д станции – в РЖД заявляли о готовности увеличить количество составов даже по однопутке — плюс 8 пар дневных поездов могут добавить, как пойдет пассажиропоток.
gt8one
17.05.2018 06:58После завершения строительства планируете выпустить фильм типа «Суперсооружения: Лахта Центр»?
allogik
17.05.2018 12:52Почему выбран именно небоскреб, а не технопарк малоэтажный, с двориками и фонтанчиками?
sserg82
17.05.2018 12:52Николай, смотрю я на фото и у меня возник ньюбский вопрос, наверняка уже где-то на него отвечали.
А как крановщик попадает в кабину крана? Неужели по лесенкам? Сколько тогда занимает подъем? А спуск? Или есть какой-то лифт? А как быть там с туалетом? Если он захотел в туалет, кран останавливается, он спускается или там есть какое-то подобие био туалета?makev Автор
17.05.2018 13:10На пике высоты кранов метров 90 — самые верхние, крановщики поднимались по лестнице в башне крана, да. Остальной путь — вполне комфортный — на лифте в самом небоскребе, оттуда — по переходному мостику на кран. Вот он, этот мостик:
И вот она, эта лестница:
Ну и туалеты в башне работают. В инстаграме есть видео на тему крановщиков — сюда не встраивается к сожалению. Подробности про краны есть в посте тут.
Murmand
Николай, читать вас одно удовольствие, но пожалуйста при оформлении статей прячьте гифки под кат.
makev Автор
Спасибо! Понял, ушло под кат
OriSvet
Присоединяюсь! Каждая статья — как приключение, это крайне интересно. С нетерпением жду окончания стройки, чтобы посмотреть это вживую:)