Хочу рассказать о нюансах деловой коммуникации, которые сложно найти в учебниках, и столкнуться с которыми можно только на практике. Подразумевается, что с грамматикой и словарным запасом у вас уже всё хорошо. Если английский язык — рабочий, и вы с его помощью закрываете сделки или устанавливаете партнёрские взаимоотношения, то академические знания нужно оперативно конвертировать в ежедневно применяемые умения. Поэтому поделюсь, о каких нюансах делового общения следует помнить, когда ведёшь бизнес с носителями языка или просто иностранцами.
В российских компаниях, которые продвигают свои услуги на международной арене, легко выделить два типа основных типа коммуникаций: со своими зарубежными коллегами и с клиентами и партнёрами.
Эффективность внутренних коммуникаций измеряется градусом общей атмосферы в команде, а также успешностью выполнения совместных задач в отведённый срок.Наиболее критична для бизнеса ситуация, когда английский язык используется для общения с клиентами и партнёрами. Именно в процессе общения по телефону, лично или по электронной почте складывается представление о менеджере и компании, как о достойном, профессиональном и вызывающем доверие партнёре. И если для маркетинговых коммуникаций всегда можно нанять переводчика или агентство, чтобы привести все материалы к нужному стандарту, то продавцам и менеджерам по развитию бизнеса просто необходимо уметь убеждать и слушать на английском, оперативно реагируя на изменение ситуации.
А также не стоит недооценивать важность навыков коммуникации для менеджеров проекта и интеграторов, то есть для тех сотрудников, которые занимаются внедрением и запуском продукта или сервиса.
Трудности перевода
Считается, что основные сложности возникают при устном общении, когда помимо знаний грамматики и словарного запаса, в игру вступает произношение. И это достаточно справедливо в том смысле, что в разгар делового разговора внимание концентрируется на том, что нужно сказать и донести, и гораздо в меньшей степени на том, как.
Если вы замечали за собой огрехи в произношении английских слов, отрепетируйте, хоть даже с Google Translate Listen function, распространённые слова и конструкции вроде can’t, sheet и т. д.
Мозг носителя языка и человека, который изучал английский как иностранный, работает по-разному.Мозг носителя языка в первую очередь воспринимает звуковое сочетание и подбирает самое подходящее толкование сказанного, исходя из звучания и потом уже из контекста разговора. Мозг тех, кто изучает второй язык, чаще всего действует по принципу сначала идентифицировать слово, мысленно его написать и только потом перевести.
Иностранцы, много и плотно работающие с русскоязычными партнёрами, знают о наиболее часто совершаемых ошибках, связанных с различием звуков в разных языках, и могут относиться снисходительно к таким ситуациям. Но не факт, что повезёт в каждом конкретном случае. Неправильно произнесённое слово или фраза может звучать обидно и даже оскорбительно, и реакция собеседника будет зависеть от его внутреннего настроя.
Всегда существуют варианты избежать использования слова, если вы чувствуете сомнения, благо английский язык тоже достаточно богатый на словоформы и синонимы. В описанных выше примерах можно использовать заменители cannot, tab или paper в зависимости от контекста.
Вежливость ничего не стоит, но приносит много
Англичане как нация оказали значительное влияние на язык, который на самом деле в современном мире считается родным для многих стран. Их ставшие легендой вежливость и хорошие манеры нашли отражение и в языке.
Исследователи сравнили, что понимают под вежливостью носители англосаксонской и русской культур. Было выяснено, что для англосаксов это в первую очередь манеры и регулярное употребление слов please and thank you, в то время как русские часто закладывают в понятие вежливости более глубокие качества: это и забота о ближних, и образованность, и тактичность.
Эти различия хорошо иллюстрирует ситуация, с которой сталкиваются российские компании при работе с англоговорящими партнёрами: казалось бы, встреча прошла на ура, интересные презентации, живое общение, много комплиментов, но дальше сотрудничество не пошло. Важную роль в этом случае играет разница в восприятии — русские гораздо более скупы на комплименты и более прямы в обсуждении, поэтому часто воспринимают собеседника со своей же позиции, переоценивая его заинтересованность.
Здорово иметь дело с приятными и вежливыми партнёрами, просто нужно понимать природу происходящего и действовать сообразно ситуации. Чем больше вопросов, уточнений и встречных предложений по результатам встречи или переписки, тем более высока вероятность дальнейшего сотрудничества, чем больше комплиментов и общих фраз, тем это сотрудничество менее вероятно, просто это объясняют в не совсем привычной для русских форме.
Хороший чарт, набравший сотни тысяч публикаций в сетях, отлично помогает уловить тональность языка. Главное, воспринимайте его не буквально, как шпаргалку, а как инструмент, который настраивает вас на общение с представителем другой ментальности.
Конечно, при коммуникациях с американцами и другими представителями стран Содружества манер гораздо меньше, но тем не менее влияние английской нации на язык сохраняется. Поэтому при изучении языка для продаж и развития бизнеса важно, чтобы преподаватели подробно разбирали разницу в восприятии.
Что скрывается под русской суровостью
При более глубоком знакомстве с русскими, у представителей англосаксонских культур происходит вау-эффект. Внезапно открывается глубина русской души, хотя зачастую первое, а иногда и второе, и третье впечатление очень сдержанное, если не сказать негативное. Особенно это заметно в деловых коммуникациях, и связано c ментальными особенностями.
Русскоязычные бизнесмены достаточно прямолинейно выражают свое отношение, и его скорее воспринимают как отрицательное, хотя на самом деле это может не иметь ничего общего с реальностью. Конкретное «нет» или негативная оценка, выраженная более развернутым описанием, носителями культуры, менее склонной к прямому отрицанию, принимается за отрицание всей позиции или предложения и за сигнал к прекращению взаимодействия.
Это легко исправляется, если при изучении языка обращать на это внимание и добавлять в речь формы и конструкции, которые выражают негативный ответ, и сопровождая их призывом к продолжению переговоров, нацеленных на поиск устраивающего обе стороны варианта.
Например, вместо «No, that will never work» можно использовать более мягкий заход «I can see where you're coming from. Have you thought about...?». Или в такой конструкции «Here's what I want from you» более привычной уху англоязычного спикера будет такая фраза «I really like where this is going. Okay, let's do this next».Также следует учитывать, что некоторые национальности, включая русских, скорее склонны к конфронтационной модели взаимодействия, поиску решения через конфликт. Даже те, кто явно отрицают это, зачастую строят речь именно таким образом, а при переводе на английский подобная модель сохраняется в речи и вызывает недоумение с другой стороны.
Например, очень привычная форма повелительного наклонения для русскоязычного человека «Do this» или «You do this» в более корректном переводе на английский звучит как «Could you do this?».Описанные различия не «плохие» или «хорошие», это просто разница в восприятии и разница в выражении своей позиции, которые нужно научиться учитывать при ведении бизнеса с англоязычными партнёрами. Многочисленные успехи российских компаний на международном рынке – явное подтверждение тому, что это doable.
Напоследок хотел бы отметить, что я и сам каждый день совершенствую свой русский язык, и понимаю, что всегда есть куда расти. Я учусь улавливать тон, понимать юмор и другие нюансы, которые часто имеют определяющее значение при установке деловых контактов с российскими партнёрами.
Опыт и регулярное общение в деловой среде – самый лучший способ проникнуться разностью менталитетов и научиться доносить информацию партнёрам, говорящим и думающим по-другому, в выгодной для себя форме, а регулярные занятия с носителем, помогают достигать целей быстро.
От редакции
Курсы «Нетологии» по теме:
- очная программа «Руководитель digital-продукта»;
- очный курс «Data Scientist», Москва;
- офлайн-интенсив «Аналитика для руководителей»;
Комментарии (15)
dzm
30.05.2018 16:17Также следующее предложение не самое лучшее:
It's a bad idea.
Гораздо лучше использовать менее негативное:
It's not a really good idea.
agee
31.05.2018 01:04Важно понимать, что наше "this is bad" воспринимается ими не просто как неуместная прямолинейность, а как практически переход на личности или, что еще хуже, как открытое нежелание работать. Дело здесь не в ранимости, а просто в разных порогах восприятия грубости.
И если в русскоязычной беседе кто-то вместо "Не, не сработает" скажет "Не неси чушь", это также будет воспринято как нарочито агрессивное поведение. Просто пороги разные в силу сложившихся норм.
Здесь дело все в том, к чему ты привык. Я совсем немного прожил в Северной Америке, но уже заметил и за собой изменение в восприятии. Множество людей (просто так) улыбаются тебе при встрече — местная специфика. И тогда человек, который не улыбается, уже воспринимается как заранее негативно настроенный или не желающий с тобой иметь дело.
zurapa
31.05.2018 04:01+1Почему лицемерие англосаксов выдаётся за вежливость и обходительность?..
Посмотрите на историю взаимодействия этого народа! Давайте называть вещи своими именами!
Даже в статье явно объясняется картина лицемерия, как происходит. И тут же говориться, что это от вежливости.
Если я в России буду столь же обходителен, но не последователен в действиях, меня назовут лицемером…
Почему слово вы в английском интерпретируется, как уважительный тон. Почему если я со своими сослуживцами придя на работу в новый коллектив начинаю говорить на вы — это всех устраивает? Когда продолжаю в том же духе на протяжении года — это доставляет дискомфорт людям и неприятие? Может потому что люди при длительном общении обращение на вы воспринимают, как отстранённость, холодность, брезгливость?..
Что, если у англосаксов именно в этом ключе развивается культура? Почему мы видим именно такой характер действий? Почему мы говорим, что это от безграничной их вежливости? Когда это всего лишь лицемерие, пренебрежение и выдержка дистанции с оппонентом…
Где уважение к своей культуре?! (я к русским сейчас) Где уважение к своему языку?! Почему такой материал подаётся с позиции — они красавцы, а мы не правильные?
Всё это риторические вопросы для размышления. Не имел цели вступить с кем-то в полемику. Просто подумайте над этим.mimoprobegal
31.05.2018 05:48По-моему, статья просто предупреждает о различиях в менталитете, а не говорит, что кто-то из сторон прав, а кто-то нет.
striver
31.05.2018 08:28Всё это хорошо, но я так понимаю у тебя нет опыта ведения переговоров с потенциальными клиентами или партнерами за пределами своего отдела.
Uk2ka
31.05.2018 11:42Вот-вот, разделить все на хорошее и плохое и противопоставить :) Как раз об этом в статье есть!
Uk2ka
31.05.2018 12:08Я несколько лет была «ментальным переводчиком» между англо-американской и русскими командами в одной из топ3 российских IT-компаний на глобальном рынке. По-английски-то говорили вроде все, но к общему знаменателю приводились только ценой больших усилий. Я сначала думала, что это особенность конкретных людей, но с годами поняла и прочувствовала эту разницу.
striver
31.05.2018 13:25Я сначала думала, что это особенность конкретных людей, но с годами поняла и прочувствовала эту разницу.
Так в чем эта разница состояла?Uk2ka
31.05.2018 15:17Разница в восприятии между англоговорящими и русскоязычными. Если я буду описывать ее, то получится еще одна статья, как сделано выше :) Только опытом общения с носителями и разбором ситуаций, нарабатывается навык. У меня были идеальные условия для обучения, 100% англоговорящая команда, поэтому многие вещи, о которых вы никогда не услышите напрямую, обсуждались в кулуарах. И да, при том, что мой английский далеко не совершенен, я очень тонко чувствую нюансы, связанные с восприятием. И я регулярно отвечала на звонки с просьбами прокомментировать ту или иную ситуацию с точки зрения, а что он на самом деле имел ввиду, реально послал или просто не очень по-английски смог выразиться :).
striver
31.05.2018 16:18Я бы назвал это не только восприятием, а тем, что изначально разные местные школы изучения английского. У нас, в основном, обучают бритиш инглиш. Но это такой условный инглиш, что только в своем регионе можешь и понять, а если чуть далее — начинаются акценты, конструкции предложений и «суржики», не говоря уже об акцентах. Поэтому сложно понимать. Есть личный пример, как на одном ресурсе статьи просто понятно и легко читать. А вот слушать онлайн — просто боль.
Если же перейти на американ инглиш — это еще сложнее. Как бы все знают, но понять не могут.
Мое любимое. У Хеллен был Лорри, отгадывали сленговые слова
striver
Я прошу прощения, но
— это даже не бизнес инглиш, а начальные или средние классы школы.Это точно переговорщики используют? Основы дипломатии здесь и не валялись. Никто в здравом уме не должен такое произносить потенциальному заказчику или партнеру. Опять же, те же грабли, что и ду дзис. Это различие между have и mustт или going to и will.
WorldwideEnglish
Совершенно верные замечания, только я поспорю с одним: к сожалению, я не раз слышу куда хуже, чем No, that will never work в работе с потенциальными заказчиками или клиентами. Здравый ум не такой уж распространенный, как хотелось бы.
Keyten
Я пару лет назад видел здесь точно такую же статью (не буду утверждать, что слово-в-слово, но говорилось абсолютно всё то же). И про that will not work, которое поголовно используют все русские дипломаты, и про широкую русскую душу, удивляющую загнивающих англосаксонцев, и про вежливость, вместо которой у нас якобы прямолинейность.
Если столь низкосортные статьи на хабре публикуют, значит, это кому-нибудь нужно.
striver
А это печально. Уже в очередной раз убеждаюсь, что английский — это не как доп. опция в работе, а для многих главный инструмент… который на уровне лома и топора.
Keyten
Я имел в виду, что кому-то нужно публиковать статьи. Ведь просто пост со ссылками на себя не опубликуешь, заминусуют.