Не так давно, вернувшись домой с работы, где я в течении дня занимался ведением проекта коттеджного поселка – размещал на плане дороги и игровые площадки, давал указания строителям где посадить деревья и где посеять газоны, я сел за компьютер, чтоб играя в компьютерную игру – немного отдохнуть от трудного дня.

В игре, я размещал дороги и кузницы, давал указания строителям где посадить деревья и где посеять хмель и как отразить набеги сарацин. То есть занимался тем же самым, что и на работе. Разница с реальной жизнью, конечно, существовала – но незначительная. Современные игры всё больше и становятся копией реальности.

Почти, да не совсем. Отличие игры от реала должно быть – ведь на работе я воспринимаю свои действия как труд, а в игре – как игру. Сформулирую вопрос так – что есть в игре, что делает её именно игрой?

Магия? Нет. Мало того, что как говорил Артур Кларк, магия не отличается от развитой технологии, так еще и большая часть игр никак на магию не завязана. Не буду тянуть: Для меня самым главным отличием мира игры от реальности – является концепция Save/Load. Именно возможность откатить время назад и переиграть, попробовав другую тактику – делает игру интересной. (Те игры, например MMORPG, где нет такого элемента, нравятся мне меньше).

Не могу сказать, правда, что мои предпочтения совпадают с предпочтениями большинства – любовь к перебору вариантов привела меня к тому, что я только три года назад наконец-то закончил сюжетную компанию в Heroes of Might and Magic II и сейчас играю в «Возрождение Эрэфии» и «Stronghold».

Ну, а вспомнил я всё это потому, что столь любимая мной концепция Save/Load появилась довольно давно. Раньше, даже, чем компьютерные игры.

В 1904 году. Хотите узнать больше? Мы продолжим:

Сэру Эрнесту Данлопу Суинтону – генерал-майору, изобретателю танка и автору простенькой (на первый взгляд) юмористической книжки «Оборона Дурацкого Брода» – несказанно повезло. Он не только написал повесть, которую уже больше века читают и перечитывают, он – стал отцом нового, ранее не существующего направления в литературе. (Формально, известна как минимум одна повесть с этим приёмом и до него, но повесть Данлопа помнят до сих пор, в отличии от).

Так в чем же заключалась революционность приёма, раз книгу, написанную с его использованием, до сих пор изучают на уроках в военных училищах и пишут фанфики?

В книге подробно рассмотрен один день из жизни молодого британского лейтенанта с говорящим для англоязычных читателей именем: Бэксайт Фортот (Заднеумов-Крепкий – если переводить буквально). Отличник обучения, не имеющий практического опыта, он следует к месту службы в Южной Африке, где не так давно закончилась англо-бурская война 1899-1902 годов.

Проезжая через мелкий городишко герой травится шавермой, после чего ему снится сон в котором он, будучи командиром усиленного взвода в полсотни солдат, выполняет боевую задачу – пытается перекрыть единственный брод на небольшой речке и не допустить переправы большого отряда буров.

Задача – прямо как из учебника по тактике. Опыта у лейтенанта хватает – его учили как командовать дивизией и даже армейским корпусом. Солдаты лояльны и не саботируют приказы. Оружия и амуниции достаточно.

Что могло пойти не так?

Как оказалось – всё.

Весь опыт, все знания стратегии и тактики (Сопоставимые с познаниями кадета Биглера) не помогли нашему герою оборонить брод. Вероломные буры, напав на спящий отряд, без предъявления каких-либо претензий, без объявления войны уничтожают его, не потеряв вообще ни одного человека.

И тут бы и сказочке конец… но герой, просыпается снова на том же самом месте, с теми же солдатами и противником. И что самое главное – теперь он вооружен знаниями о предыдущей попытке.

Дальше нас ждет еще пять пробуждений и 22 урока извлеченные из суммы всех поражений. Не буду их пересказывать – книга маленькая, написана со столь ценимым Хабром вниманием к деталям – с картами и схемами, так что может быть смело рекомендована к прочтению.

На мой взгляд, именно использованный прием делает этот отличный учебник по тактике выдающимся. Он позволяет нам, при заданных вводных условиях, максимально включить читателя в процесс обдумывания возможных дальнейших действий героя.

Российскому читателю, правда, этот литературный (поначалу) приём более известен не по вышеупомянутой книге, которой были лишены советские читатели, а по фильму «День сурка». Не буду оригинальничать – и спорить с народным мнением. День так день.

После публикации книги Данлопа метод пошел в народ. Есть огромный список литературных произведений и фильмов, в которых, в той или иной мере обыгрывался «День Сурка».

Из наиболее интересных я могу рекомендовать объемистую повесть «Гадюкинский мост» Марченко Ростислава Александровича написанную по принципу «Тех же щей, только гуще влей».

Авторская аннотация:
Командир парашютно-десантного взвода лейтенант Александр Суровов в ходе неизвестного науке феномена провалившийся вместе с подчиненными в 1941 год не склонен предаваться рефлексиям. Окончив знаменитое училище и уже набравшись опыта в ходе службы в строю, он уверен как в своих силах, так и в своих людях, что до, что после их переноса. Пусть в его парашютно-десантном взводе с приданным пулеметно-гранатометным отделением и личным составом взвода обеспечения всего лишь 33 человека, однако у него есть автоматы АК-74М с оптикой, пулеметы ПКП и гранатометы бойцов, БМД-4М с полным боекомплектом, БТР-Д несущий крупнокалиберный пулемет «Корд» и автоматический гранатомет АГС-17, а также полный горючего наливник и три набитых боеприпасами Камаза-43501 в тылу. Хотя Александр неглуп, самолюбив и жаждет отличиться, он не только не рвется во встречном бою наголову разгромить танковую группу генерал-полковника Эриха Гёпнера, но пока даже не готов замахнуться на любой из его танковых батальонов. Все что ему нужно под гнетом сложившихся обстоятельств, — максимум сутки оборонять брод и железнодорожный мост через реку Чернянка в районе деревни Гадюкино не допуская переправы там войск противника и после выполнения данной задачи оторваться от них, желательно не оставив в трофеях врага никаких хайтеков из будущего. На первый взгляд стоящая перед Александром задача кажется довольно простой, однако враг имеет привычку создавать множество проблем, но тем ни менее читатель с быстрым и острым умом, несомненно, сможет все понять касательно складывающейся ситуации задолго до первого выстрела.

На мой взгляд, эта книга, несмотря на явно развлекательную функцию, феерически расставляет точки над Ё, поясняя – как и почему фашисты были остановлены только под Москвой. Сразу после Марченко я перечитал читанного в детстве Бауыржана Момыш-улы «За нами Москва. Записки офицера» — наверное, лучшую книгу о том периоде, написанную очевидцем и не почувствовал диссонанса.

Но, беллетризованными учебниками по тактике этот прием не исчерпывается. Для тех кто не смотрел, смело рекомендую «Грань будущего» (Edge of Tomorrow) — фантастический боевик, снятый Дагом Лайманом с Томом Крузом по повести «Всё, что тебе нужно — это убивать» японского писателя Хироси Сакурадзаки.

Кстати – это редкий случай, когда экранизация лучше книги. Японский оригинал, даром что номинировался на премию «Seiun» простоват до схематизма. (Попутно отмечу, что меня, как поклонника Хайнлайна, порадовала реализация в экранизации бронескафов. Не так, конечно, как у Грандмастера, но близко).

И наконец, я плавно подхожу к главной рекомендации сегодняшнего обзора: роману «Мать учения» (Mother of Learning) хорватского автора nobody103.

Дисклеймер: Это не научная фантастика. Это фэнтази. С магией и возможно, даже с эльфами. Почему же я рискую рекомендовать это произведение на сайте технической направленности? Из-за строго рационального подхода автора и героя к приключившейся с ним ситуации. Это настолько очевидно, что многие читатели даже сравнивают эту книгу с «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления» Элиезера Шломо Юдковского. (Где тоже полно магии – хоть книга, в целом, не об этом)

На самом деле, конечно, книги очень различны – ГПИМРМ дает более обильную пищу для ума, чем роман nobody103. «Мать учения» — не научно популярная книга, а развлекательная. Но с этой функцией она справляется хорошо. Автор, вводя внутренние правила, в дальнейшем старается их не нарушать, что, как я уже неоднократно писал, делает сюжет интересными с точки зрения читателя с техническим складом ума.

Итак: Юный Зориан хотел лишь спокойно завершить свое обучение магии. Вместо этого он вынужден отчаянно искать ответы, раз за разом проживая последний месяц…

Да, да – в книге есть магакадемия. Еще там есть няшная сестрица главного героя. Слава Автору — эти две надоевшие до скрежета зубовного сущности не играют в сюжете заметной роли, так что не спешите стирать файл с книгой, прочитав первые несколько страниц. Это полностью перекрывается плюсами – рациональным сюжетом, огромным размером книги и даже – проработкой (пусть и в мире магии) механизма, заставляющего героя крутиться во временной петле.

Вторым большим минусом – является то, что книга не то, чтоб просто недопереведена, как предыдущая моя большая рекомендация – роман «Червь» Джона МакКрэя. Она недописана. Автор пишет этот роман с 2011 года и конца роману не видно (Хотя сюжет явственно перевалил за середину). Удовольствия от чтения это не портит – свою порцию ответов на «Главные Вопросы Жизни в Этой Вселенной» вы получите, а финал Вам завернут позже. Добро пожаловать в мир книжных Веб-Сериалов.

Но пусть ответ на вопрос «Читать или нет» — будет на вашей совести – я, всего лишь знакомлю Вас с «параллельной литературой» — книгами, которыми не интересуются издательства, а среди них – роман nobody103 по уровню читательского внимания занимает одну из верхних строк.

Оригинал

Перевод

Сцена после титров:
Еще до того, как я пришел на Хабр, я обсуждал свою будущую стратегию с vconst, который уверял меня, что я гарантированно провалюсь.
— Аста, ты дурак, — говорил он, — Хабр – место где общаются умные люди. А ты что читаешь? Сишноту и попаданцев? Тебя заминусуют до абсолютного нуля и даже немного ниже.
— В первую очередь, я читаю книги, написанные умными людьми для умных людей. И то, что часть из них – не востребована редакциями, не делает их хуже. А что касается попаданцев к Сталину или магакадемий, прости господи, или даже сталкерианы – то нет плохих сюжетов. Есть неудачное исполнение. Вот в твоей любимой книжке, которую ты, как кролик, по кругу читаешь – разве нет магакадемии и магии? Разве это не фанфик на Гарри Поттера? Разве это не самиздат?
— Я даже спорить с такой глупостью не буду, — парировал vconst, — Вот зарегистрируйся на Хабре, тогда и поговорим.
Поэтому я публикую первую часть дорожной карты, чтоб было видно, на каком этапе реализации моего плана мы находимся на данный момент:

Вот когда напишешь свою первую статью на Хабре – тогда и поговорим.
Вот когда ты опубликуешь свои «астафизические» опусы – про Беовульфа, про мир Семи Ев, – тогда и поговорим.
Вот когда ты опубликуешь свой рассказ – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу книгу в жанре фэнтази – тогда и поговорим.
= ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ =
Вот когда ты рекомендуешь сообществу сталкериану – тогда и поговорим.
Вот когда ты начнешь на Хабре публикацию своего романа #ДАШАНАЛУНЕ – тогда и поговорим.
Вот когда ты напишешь пост, посвященный комиксам Оглафа – тогда и поговорим.
Вот когда ты организуешь встречу хабровчан в реале – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу Розова – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу попаданца к Сталину – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу фанфики на Стругацких – тогда и поговорим.
Вот когда ты…

Комментарии (45)


  1. kentaskis
    08.06.2018 15:45

    Да что там, в книге даже аналог Снейпа есть) Но, к счастью, лишь аналог, да и поведение аналога отличается в лучшую сторону.


    1. Gryphon88
      09.06.2018 12:47

      В книге два аналога Снейпа, второй жрец-некромант. Начиналась хорошо, а сейчас главные герои окрутели и стало суховато.
      Нет, читать про магакадемию, где учатся, а не обретают любовь и друзей, спасают мир, клеют томных вампиров… интересно и даже как-то неожиданно. Но написать такой производственный роман обычно не получается.


  1. JC_IIB
    08.06.2018 15:49

    Вот когда ты рекомендуешь сообществу Розова


    Несколько лет назад пробовал. Дропнул на середине первой книги.


    1. Zangasta Автор
      08.06.2018 15:59

      Я, с перерывами, жую этот кактус лет эту опупею лет десять, так что отвечу словами льстивого помощника одного из французских королей: Местами, Сир, она великолепна.
      Но, всё же — не будем забегать вперед — это следующий пункт плана.


      1. JC_IIB
        08.06.2018 16:08

        Не, если не заходит — я отправляю книгу на полку. К примеру, некоторое время назад я залпом проглотимши (sic!) "Рельсы" Мьевилля, и стремительно вонзил зубы в его же трилогию о Нью-Корбюзоне. Ема-а-а… консервный нож для мозгов. Ржавый. Дропнул от греха :)


        1. Zangasta Автор
          08.06.2018 16:11

          «таким образом можно испортить много отличного мяса»

          Если я буду в книжках ковыряться, то что я буду читать — когда дочитаю текущую дюжину? Писатели так меееедленно пишут.

          А что касается романа Китая — то «Вокзал потерянных снов» — по моему мнению, шедевр уровня книги года. Просто приём автора, который он копирует из книги в книгу — реалистичный сюжет в фантасмагорическом мире быстро приедается. Так что если бы первой твоей книгой Китая был «Вокзал» — уверен, зашел бы он.


          1. JC_IIB
            08.06.2018 16:14

            Я предпочитаю читать с удовольствием, а не через не могу. А то, что медленно — это ужас какой-то, тот же Батчер раньше книгу про Дрездена худо-бедно в год-полтора выдавал, а сейчас третий год закончить не может.


            1. Zangasta Автор
              08.06.2018 16:19

              Я предпочитаю читать с удовольствием, а не через не могу.
              Многие авторы как скейборд. Нет, не низенькие и с колесиками, а требуют привыкания. Нельзя просто сесть и поехать — сначала изволь потренироваться пару дней. Вот потом, когда авторский замысел раскрыт — книга интересна. Но не с начала.
              Очень часто я буквально продирался через дебри сюжета — в поисках смысла. Но — был вознагражден финальным твистом.


              1. JC_IIB
                08.06.2018 16:35

                Разные подходы, стало быть. Я и в игры играю на самом простом уровне сложности — мне интересна история, а не превозмогание.


          1. densss2
            08.06.2018 18:03

            А мне, вот, «Вокзал» не сильно зашёл. Хотя, вселенная там прикольная.


  1. Skigh
    08.06.2018 16:42

    У Филиппа Дика есть рассказ «Captive Market», где похожая ситуация показана с точки зрения NPC, так сказать.


  1. tvr
    08.06.2018 17:39

    Спасибо! Добавил в список к прочтению. Предыдущая ваша рекомендация — «Червь», очень хорошо зашла.


    1. Zangasta Автор
      08.06.2018 17:44

      Увы, это не Червь. (На хабр я с козырей зашел).
      Но тоже достойное чтиво — помню, читал 9 часов подряд (Весь путь с БКК в МСК)


  1. densss2
    08.06.2018 18:01

    Heroes of Might and Magic II… «Возрождение Эрэфии»

    Специальный аддон? :)))


    1. Zangasta Автор
      08.06.2018 18:05

      А то.
      У меня все «опечатки» несут смысл. Кроме тех, которые я допустил по невнимательности.


  1. mistergrim
    08.06.2018 18:27

    > Для меня самым главным отличием мира игры от реальности – является концепция Save/Load. Именно возможность откатить время назад и переиграть, попробовав другую тактику – делает игру интересной.

    А вот рогалики делает интересными как раз отсутствие такой возможности.


    1. Gryphon88
      09.06.2018 12:41

      Кому как. Отсутствие такой кнопки мне постоянно напоминает, как я пытался пройти Abe's Oddissee на PS1, не накопив на карточку памяти, в деревне, где постоянно скакало напряжение и отрубало свет.


  1. tommyangelo27
    08.06.2018 20:35

    Прочитав заголовок, подумал что статья о php.


  1. Wizard_of_light
    08.06.2018 22:00

    ИМХО, «эффект дня сурка» — это не про save/load, а как раз про начало игры заново каждый раз. Кстати, даже не задумывался об этом как о литературном приеме, и встречал всего раза три — не помню чей рассказ об изобретателе машины времени, у которого девушка упала с моста, а он попал в петлю времени, пытаясь её спасти, «Подробности жизни Никиты Воронцова» нашихвсё Стругацких, и до некоторой степени «Конгресс футурологов» Лема. Хотя «Конгресс футурологов» скорее как раз игрушка с побочными концовками :)
    Список планируемых достижений у вас интересно отсортирован — можно подумать, Розов страшнее Оглафа, а фанфики по Стругацким вообще бездна тёмная с мельканьем мрачных крыл :))


    1. Zangasta Автор
      08.06.2018 22:12

      … а фанфики по Стругацким вообще бездна тёмная с мельканьем мрачных крыл :))
      Я бы даже сказал крылов. А Розов да — страшнее Оглафа.


      1. tvr
        09.06.2018 10:23

        А Розов да — страшнее Оглафа.


        Да ладно, не так страшен он, как его малюют. Я не так давно упоролся и осилил всю Меганезию, подряд, без отвлечений на других авторов. Графомания та ещё, но местами весело.


        1. JC_IIB
          09.06.2018 10:35

          Графомания та ещё


          Мягко сказано.
          Впрочем, Оглаф — это вообще порнография в чистейшем виде, причем достаточно тупая, так что еще неизвестно а) кто хуже, б) нужен ли он здесь.


          1. Zangasta Автор
            09.06.2018 10:48

            Нет.
            У Оглафа есть масса стрипов — которые основаны на логических парадоксах, загадках, тонкой игре слов — где есть развернуться переводчику и логику.
            И в них нет змеиных сисек.


            1. JC_IIB
              09.06.2018 11:01

              Слыхали поговорку «Паршивая овца все стадо портит»?


              1. Zangasta Автор
                09.06.2018 11:29

                Слышал, но не согласен.
                Напротив, знаю массу обратных примеров — когда слабый и нелепый автор прыгнул выше головы — создав шедевр. Мне что, его не читать — с оглядкой на остальное творчество?
                И вообще — я не прекраснодушный подросток, которая прочитал письма Пушкина и сидит, залившись краской «Как он мог одновременно писать про одну и ту же женщину такое и такое?». Для меня это две стороны одной медали.


        1. Gryphon88
          09.06.2018 12:44

          Розов интересный кадр. Думает хорошо, а пишет в лучшем случае средненько.


          1. Zangasta Автор
            09.06.2018 13:52

            Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча… (с) Гоголь.

            Я, как-то автоматом, когда такое читаю, начинаю думать как это исправить. Ведь умный автор, неужели не видит, что его книги жуются как гномий пирог. Вот взять бы его и спарить со Звездной Еленой — тоже по своему неглупой писательницей, который создала логический непротиворечивый мир темной империи, но у которой как раз перебор по части чуйств и эмоций.


            1. Gryphon88
              09.06.2018 14:02

              Со Звёздной — как-то чересчур сурово, ладно бы ещё с Камшой или Сапковским… Зачем Розову об удобоусвояемости думать? Он пишет и выкладывает бесплатно (всё равно не опубликуют), а Звёздная коммерческий писатель.
              У Лема как-то получалось писать о сложных вещах интересно и с большим обоснуем, по занудности из его вещей с Розовым сопоставима только «Сумма технологий».


  1. shekelgruber
    08.06.2018 22:09

    > Оружия и амуниции достаточно.

    Амуниция — предметы (ремни, сумки, чехлы и др.) облегчающие военнослужащим ношение оружия, боеприпасов, личных вещей и продовольствия. (Военный энциклопедический словарь, Воениздат, 1986).

    Что-то не понял.


    1. Zangasta Автор
      08.06.2018 22:14

      Неправильно применил термин.


      1. JC_IIB
        08.06.2018 22:38
        +1

        " С военными вообще у переводчиков много хлопот. То они требуют срочно подвезти на позиции амуницию — хотя зачем в разгар боя нужны ремни и портупеи, неясно: ведь по-английски «ammunition» — «боеприпасы», а русское слово «амуниция» обозначает все то, что носят военные, кроме непосредственно формы и оружия, а также конскую сбрую, когда речь идет о кавалерии. Или вот: «там лежали стволы, набитые порохом». Если бы переводчик смутился нелепостью фразы и посмотрел бы в словарь, то бочонки с порохом не превратились бы в стволы. А безоткатные пушки (recoilless guns) не стали бы загадочными безоткатными (и даже в какой-то повести «несжимаемыми») ружьями. Офицер, услышав приказ старшего по званию, не заорал бы «ай-яй-яй, сэр!», а ответил бы «Слушаюсь!» или «Есть!», потому что «Aye, aye, sir!» — это именно «Есть!» и есть. И средневековый негодяй не целился бы в положительного героя из непонятного жавелина, и не носил бы вельветовый костюм, — он, разряженный в бархатный камзол, наставил бы в грудь смельчака копьё."

        (С) Павел Вязников, «Его звали Пауль».


      1. shekelgruber
        09.06.2018 00:38
        -1

        выпей йаду


        1. shekelgruber
          09.06.2018 09:54
          -1

          Ремнем по заднице минусаторам.


  1. Chefcook81
    09.06.2018 00:37

    А " червь " перевод окончательный когда ожидается?


    1. Zangasta Автор
      09.06.2018 11:30

      Вероятнее всего к новому году.
      Но это не точно.


  1. roller
    09.06.2018 16:38

    Вот я и дожил до момента когда на хабре рекомендуют попаданческое литературное гм… Ждем перехода к ЛитРПГ


    1. kentaskis
      09.06.2018 16:41

      Что именно из рекомендованного является попаданческим?


      1. Zangasta Автор
        09.06.2018 18:03

        «Гадюкинский мост» Марченко.
        Автор сравнивает вооружение и тактику начала войны и современную, для чего воспользовался этим методом.

        Но, я даже больше расшатаю устои — я считаю попаданческий роман некоего М. Твена, где янки дает советы королю Артуру — обязательной к прочтению классикой жанра.

        А что касается лит. рпг — то как насчет Вернора Винджа? «Истинные имена» подойдут?


        1. JC_IIB
          09.06.2018 18:06

          «Я был первым… Колесо моей жизни уже сделало не один оборот. Столько времени прошло...» (С) Терон Кровожад

          Это я к тому, что «Янки...» — прародитель жанра. Первое, что в нем было. Некоторые потомки весьма удачны, кстати, одни «Звездные короли» чего стоят. Но 99% попаданчества — это лютый шлак.


          1. tvr
            09.06.2018 18:12

            «Звездные короли»


            «Техника — Молодежи» и вот это всё вот счастливое отрочество.


            1. JC_IIB
              09.06.2018 18:23

              Да. Там же — «Город на краю света», не совсем попаданчество, но отлично в те годы заходило.


          1. Zangasta Автор
            09.06.2018 18:13

            Но 99% попаданчества — это лютый шлак.

            «90 процентов чего угодно — ерунда» (с) Закон Старджона

            Несмотря на явную глупость попаданства как приема (Согласно научным данным Если кого-то переместить в тело Николая II, Николая II разорвет на куски) я знаю несколько поразительно глубоких книг с попаданцами.


        1. JC_IIB
          09.06.2018 18:24

          А что касается лит. рпг — то как насчет Вернора Винджа? «Истинные имена» подойдут?


          С какого перепугу прекраснейшего Винджа к, прости господи, литрпг причисляют??? Киберпанк жи есть. Вы еще «Пламя над Бездной» в литрпг запишите :)


          1. Zangasta Автор
            09.06.2018 18:32

            С какого перепугу прекраснейшего Винджа к, прости господи, литрпг причисляют??

            Родоначальник жанра, однако.


            1. JC_IIB
              09.06.2018 18:35

              Я думаю, вы очень ошибаетесь. В этом вопросе я согласен с написанным в википедии.

              Честно говоря, литрпг для меня — это жанр, еще более убогий, чем попаданчество. Поэтому за Винджа буду стоять насмерть :)