В игре, я размещал дороги и кузницы, давал указания строителям где посадить деревья и где посеять хмель и как отразить набеги сарацин. То есть занимался тем же самым, что и на работе. Разница с реальной жизнью, конечно, существовала – но незначительная. Современные игры всё больше и становятся копией реальности.
Почти, да не совсем. Отличие игры от реала должно быть – ведь на работе я воспринимаю свои действия как труд, а в игре – как игру. Сформулирую вопрос так – что есть в игре, что делает её именно игрой?
Магия? Нет. Мало того, что как говорил Артур Кларк, магия не отличается от развитой технологии, так еще и большая часть игр никак на магию не завязана. Не буду тянуть: Для меня самым главным отличием мира игры от реальности – является концепция Save/Load. Именно возможность откатить время назад и переиграть, попробовав другую тактику – делает игру интересной. (Те игры, например MMORPG, где нет такого элемента, нравятся мне меньше).
Не могу сказать, правда, что мои предпочтения совпадают с предпочтениями большинства – любовь к перебору вариантов привела меня к тому, что я только три года назад наконец-то закончил сюжетную компанию в Heroes of Might and Magic II и сейчас играю в «Возрождение Эрэфии» и «Stronghold».
Ну, а вспомнил я всё это потому, что столь любимая мной концепция Save/Load появилась довольно давно. Раньше, даже, чем компьютерные игры.
В 1904 году. Хотите узнать больше? Мы продолжим:
Сэру Эрнесту Данлопу Суинтону – генерал-майору, изобретателю танка и автору простенькой (на первый взгляд) юмористической книжки «Оборона Дурацкого Брода» – несказанно повезло. Он не только написал повесть, которую уже больше века читают и перечитывают, он – стал отцом нового, ранее не существующего направления в литературе. (Формально, известна как минимум одна повесть с этим приёмом и до него, но повесть Данлопа помнят до сих пор, в отличии от).
Так в чем же заключалась революционность приёма, раз книгу, написанную с его использованием, до сих пор изучают на уроках в военных училищах и пишут фанфики?
В книге подробно рассмотрен один день из жизни молодого британского лейтенанта с говорящим для англоязычных читателей именем: Бэксайт Фортот (Заднеумов-Крепкий – если переводить буквально). Отличник обучения, не имеющий практического опыта, он следует к месту службы в Южной Африке, где не так давно закончилась англо-бурская война 1899-1902 годов.
Проезжая через мелкий городишко герой травится шавермой, после чего ему снится сон в котором он, будучи командиром усиленного взвода в полсотни солдат, выполняет боевую задачу – пытается перекрыть единственный брод на небольшой речке и не допустить переправы большого отряда буров.
Задача – прямо как из учебника по тактике. Опыта у лейтенанта хватает – его учили как командовать дивизией и даже армейским корпусом. Солдаты лояльны и не саботируют приказы. Оружия и амуниции достаточно.
Что могло пойти не так?
Как оказалось – всё.
Весь опыт, все знания стратегии и тактики (Сопоставимые с познаниями кадета Биглера) не помогли нашему герою оборонить брод. Вероломные буры, напав на спящий отряд, без предъявления каких-либо претензий, без объявления войны уничтожают его, не потеряв вообще ни одного человека.
И тут бы и сказочке конец… но герой, просыпается снова на том же самом месте, с теми же солдатами и противником. И что самое главное – теперь он вооружен знаниями о предыдущей попытке.
Дальше нас ждет еще пять пробуждений и 22 урока извлеченные из суммы всех поражений. Не буду их пересказывать – книга маленькая, написана со столь ценимым Хабром вниманием к деталям – с картами и схемами, так что может быть смело рекомендована к прочтению.
На мой взгляд, именно использованный прием делает этот отличный учебник по тактике выдающимся. Он позволяет нам, при заданных вводных условиях, максимально включить читателя в процесс обдумывания возможных дальнейших действий героя.
Российскому читателю, правда, этот литературный (поначалу) приём более известен не по вышеупомянутой книге, которой были лишены советские читатели, а по фильму «День сурка». Не буду оригинальничать – и спорить с народным мнением. День так день.
После публикации книги Данлопа метод пошел в народ. Есть огромный список литературных произведений и фильмов, в которых, в той или иной мере обыгрывался «День Сурка».
Из наиболее интересных я могу рекомендовать объемистую повесть «Гадюкинский мост» Марченко Ростислава Александровича написанную по принципу «Тех же щей, только гуще влей».
На мой взгляд, эта книга, несмотря на явно развлекательную функцию, феерически расставляет точки над Ё, поясняя – как и почему фашисты были остановлены только под Москвой. Сразу после Марченко я перечитал читанного в детстве Бауыржана Момыш-улы «За нами Москва. Записки офицера» — наверное, лучшую книгу о том периоде, написанную очевидцем и не почувствовал диссонанса.
Но, беллетризованными учебниками по тактике этот прием не исчерпывается. Для тех кто не смотрел, смело рекомендую «Грань будущего» (Edge of Tomorrow) — фантастический боевик, снятый Дагом Лайманом с Томом Крузом по повести «Всё, что тебе нужно — это убивать» японского писателя Хироси Сакурадзаки.
Кстати – это редкий случай, когда экранизация лучше книги. Японский оригинал, даром что номинировался на премию «Seiun» простоват до схематизма. (Попутно отмечу, что меня, как поклонника Хайнлайна, порадовала реализация в экранизации бронескафов. Не так, конечно, как у Грандмастера, но близко).
И наконец, я плавно подхожу к главной рекомендации сегодняшнего обзора: роману «Мать учения» (Mother of Learning) хорватского автора nobody103.
Дисклеймер: Это не научная фантастика. Это фэнтази. С магией и возможно, даже с эльфами. Почему же я рискую рекомендовать это произведение на сайте технической направленности? Из-за строго рационального подхода автора и героя к приключившейся с ним ситуации. Это настолько очевидно, что многие читатели даже сравнивают эту книгу с «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления» Элиезера Шломо Юдковского. (Где тоже полно магии – хоть книга, в целом, не об этом)
На самом деле, конечно, книги очень различны – ГПИМРМ дает более обильную пищу для ума, чем роман nobody103. «Мать учения» — не научно популярная книга, а развлекательная. Но с этой функцией она справляется хорошо. Автор, вводя внутренние правила, в дальнейшем старается их не нарушать, что, как я уже неоднократно писал, делает сюжет интересными с точки зрения читателя с техническим складом ума.
Итак: Юный Зориан хотел лишь спокойно завершить свое обучение магии. Вместо этого он вынужден отчаянно искать ответы, раз за разом проживая последний месяц…
Да, да – в книге есть магакадемия. Еще там есть няшная сестрица главного героя. Слава Автору — эти две надоевшие до скрежета зубовного сущности не играют в сюжете заметной роли, так что не спешите стирать файл с книгой, прочитав первые несколько страниц. Это полностью перекрывается плюсами – рациональным сюжетом, огромным размером книги и даже – проработкой (пусть и в мире магии) механизма, заставляющего героя крутиться во временной петле.
Вторым большим минусом – является то, что книга не то, чтоб просто недопереведена, как предыдущая моя большая рекомендация – роман «Червь» Джона МакКрэя. Она недописана. Автор пишет этот роман с 2011 года и конца роману не видно (Хотя сюжет явственно перевалил за середину). Удовольствия от чтения это не портит – свою порцию ответов на «Главные Вопросы Жизни в Этой Вселенной» вы получите, а финал Вам завернут позже. Добро пожаловать в мир книжных Веб-Сериалов.
Но пусть ответ на вопрос «Читать или нет» — будет на вашей совести – я, всего лишь знакомлю Вас с «параллельной литературой» — книгами, которыми не интересуются издательства, а среди них – роман nobody103 по уровню читательского внимания занимает одну из верхних строк.
Оригинал
Перевод
— Аста, ты дурак, — говорил он, — Хабр – место где общаются умные люди. А ты что читаешь? Сишноту и попаданцев? Тебя заминусуют до абсолютного нуля и даже немного ниже.
— В первую очередь, я читаю книги, написанные умными людьми для умных людей. И то, что часть из них – не востребована редакциями, не делает их хуже. А что касается попаданцев к Сталину или магакадемий, прости господи, или даже сталкерианы – то нет плохих сюжетов. Есть неудачное исполнение. Вот в твоей любимой книжке, которую ты, как кролик, по кругу читаешь – разве нет магакадемии и магии? Разве это не фанфик на Гарри Поттера? Разве это не самиздат?
— Я даже спорить с такой глупостью не буду, — парировал vconst, — Вот зарегистрируйся на Хабре, тогда и поговорим.
Поэтому я публикую первую часть дорожной карты, чтоб было видно, на каком этапе реализации моего плана мы находимся на данный момент:
Вот когда напишешь свою первую статью на Хабре – тогда и поговорим.
Вот когда ты опубликуешь свои «астафизические» опусы – про Беовульфа, про мир Семи Ев, – тогда и поговорим.
Вот когда ты опубликуешь свой рассказ – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу книгу в жанре фэнтази – тогда и поговорим.
= ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ =
Вот когда ты рекомендуешь сообществу сталкериану – тогда и поговорим.
Вот когда ты начнешь на Хабре публикацию своего романа #ДАШАНАЛУНЕ – тогда и поговорим.
Вот когда ты напишешь пост, посвященный комиксам Оглафа – тогда и поговорим.
Вот когда ты организуешь встречу хабровчан в реале – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу Розова – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу попаданца к Сталину – тогда и поговорим.
Вот когда ты рекомендуешь сообществу фанфики на Стругацких – тогда и поговорим.
Вот когда ты…
Комментарии (45)
JC_IIB
08.06.2018 15:49Вот когда ты рекомендуешь сообществу Розова
Несколько лет назад пробовал. Дропнул на середине первой книги.Zangasta Автор
08.06.2018 15:59Я, с перерывами, жую этот
кактус летэту опупею лет десять, так что отвечу словами льстивого помощника одного из французских королей: Местами, Сир, она великолепна.
Но, всё же — не будем забегать вперед — это следующий пункт плана.JC_IIB
08.06.2018 16:08Не, если не заходит — я отправляю книгу на полку. К примеру, некоторое время назад я залпом проглотимши (sic!) "Рельсы" Мьевилля, и стремительно вонзил зубы в его же трилогию о Нью-Корбюзоне. Ема-а-а… консервный нож для мозгов. Ржавый. Дропнул от греха :)
Zangasta Автор
08.06.2018 16:11«таким образом можно испортить много отличного мяса»
Если я буду в книжках ковыряться, то что я буду читать — когда дочитаю текущую дюжину? Писатели так меееедленно пишут.
А что касается романа Китая — то «Вокзал потерянных снов» — по моему мнению, шедевр уровня книги года. Просто приём автора, который он копирует из книги в книгу — реалистичный сюжет в фантасмагорическом мире быстро приедается. Так что если бы первой твоей книгой Китая был «Вокзал» — уверен, зашел бы он.JC_IIB
08.06.2018 16:14Я предпочитаю читать с удовольствием, а не через не могу. А то, что медленно — это ужас какой-то, тот же Батчер раньше книгу про Дрездена худо-бедно в год-полтора выдавал, а сейчас третий год закончить не может.
Zangasta Автор
08.06.2018 16:19Я предпочитаю читать с удовольствием, а не через не могу.
Многие авторы как скейборд. Нет, не низенькие и с колесиками, а требуют привыкания. Нельзя просто сесть и поехать — сначала изволь потренироваться пару дней. Вот потом, когда авторский замысел раскрыт — книга интересна. Но не с начала.
Очень часто я буквально продирался через дебри сюжета — в поисках смысла. Но — был вознагражден финальным твистом.JC_IIB
08.06.2018 16:35Разные подходы, стало быть. Я и в игры играю на самом простом уровне сложности — мне интересна история, а не превозмогание.
Skigh
08.06.2018 16:42У Филиппа Дика есть рассказ «Captive Market», где похожая ситуация показана с точки зрения NPC, так сказать.
mistergrim
08.06.2018 18:27> Для меня самым главным отличием мира игры от реальности – является концепция Save/Load. Именно возможность откатить время назад и переиграть, попробовав другую тактику – делает игру интересной.
А вот рогалики делает интересными как раз отсутствие такой возможности.Gryphon88
09.06.2018 12:41Кому как. Отсутствие такой кнопки мне постоянно напоминает, как я пытался пройти Abe's Oddissee на PS1, не накопив на карточку памяти, в деревне, где постоянно скакало напряжение и отрубало свет.
Wizard_of_light
08.06.2018 22:00ИМХО, «эффект дня сурка» — это не про save/load, а как раз про начало игры заново каждый раз. Кстати, даже не задумывался об этом как о литературном приеме, и встречал всего раза три — не помню чей рассказ об изобретателе машины времени, у которого девушка упала с моста, а он попал в петлю времени, пытаясь её спасти, «Подробности жизни Никиты Воронцова» нашихвсё Стругацких, и до некоторой степени «Конгресс футурологов» Лема. Хотя «Конгресс футурологов» скорее как раз игрушка с побочными концовками :)
Список планируемых достижений у вас интересно отсортирован — можно подумать, Розов страшнее Оглафа, а фанфики по Стругацким вообще бездна тёмная с мельканьем мрачных крыл :))Zangasta Автор
08.06.2018 22:12… а фанфики по Стругацким вообще бездна тёмная с мельканьем мрачных крыл :))
Я бы даже сказал крылов. А Розов да — страшнее Оглафа.tvr
09.06.2018 10:23А Розов да — страшнее Оглафа.
Да ладно, не так страшен он, как его малюют. Я не так давно упоролся и осилил всю Меганезию, подряд, без отвлечений на других авторов. Графомания та ещё, но местами весело.JC_IIB
09.06.2018 10:35Графомания та ещё
Мягко сказано.
Впрочем, Оглаф — это вообще порнография в чистейшем виде, причем достаточно тупая, так что еще неизвестно а) кто хуже, б) нужен ли он здесь.Zangasta Автор
09.06.2018 10:48Нет.
У Оглафа есть масса стрипов — которые основаны на логических парадоксах, загадках, тонкой игре слов — где есть развернуться переводчику и логику.
И в них нет змеиных сисек.JC_IIB
09.06.2018 11:01Слыхали поговорку «Паршивая овца все стадо портит»?
Zangasta Автор
09.06.2018 11:29Слышал, но не согласен.
Напротив, знаю массу обратных примеров — когда слабый и нелепый автор прыгнул выше головы — создав шедевр. Мне что, его не читать — с оглядкой на остальное творчество?
И вообще — я не прекраснодушный подросток, которая прочитал письма Пушкина и сидит, залившись краской «Как он мог одновременно писать про одну и ту же женщину такое и такое?». Для меня это две стороны одной медали.
Gryphon88
09.06.2018 12:44Розов интересный кадр. Думает хорошо, а пишет в лучшем случае средненько.
Zangasta Автор
09.06.2018 13:52Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча… (с) Гоголь.
Я, как-то автоматом, когда такое читаю, начинаю думать как это исправить. Ведь умный автор, неужели не видит, что его книги жуются как гномий пирог. Вот взять бы его и спарить со Звездной Еленой — тоже по своему неглупой писательницей, который создала логический непротиворечивый мир темной империи, но у которой как раз перебор по части чуйств и эмоций.Gryphon88
09.06.2018 14:02Со Звёздной — как-то чересчур сурово, ладно бы ещё с Камшой или Сапковским… Зачем Розову об удобоусвояемости думать? Он пишет и выкладывает бесплатно (всё равно не опубликуют), а Звёздная коммерческий писатель.
У Лема как-то получалось писать о сложных вещах интересно и с большим обоснуем, по занудности из его вещей с Розовым сопоставима только «Сумма технологий».
shekelgruber
08.06.2018 22:09> Оружия и амуниции достаточно.
Амуниция — предметы (ремни, сумки, чехлы и др.) облегчающие военнослужащим ношение оружия, боеприпасов, личных вещей и продовольствия. (Военный энциклопедический словарь, Воениздат, 1986).
Что-то не понял.Zangasta Автор
08.06.2018 22:14Неправильно применил термин.
JC_IIB
08.06.2018 22:38+1" С военными вообще у переводчиков много хлопот. То они требуют срочно подвезти на позиции амуницию — хотя зачем в разгар боя нужны ремни и портупеи, неясно: ведь по-английски «ammunition» — «боеприпасы», а русское слово «амуниция» обозначает все то, что носят военные, кроме непосредственно формы и оружия, а также конскую сбрую, когда речь идет о кавалерии. Или вот: «там лежали стволы, набитые порохом». Если бы переводчик смутился нелепостью фразы и посмотрел бы в словарь, то бочонки с порохом не превратились бы в стволы. А безоткатные пушки (recoilless guns) не стали бы загадочными безоткатными (и даже в какой-то повести «несжимаемыми») ружьями. Офицер, услышав приказ старшего по званию, не заорал бы «ай-яй-яй, сэр!», а ответил бы «Слушаюсь!» или «Есть!», потому что «Aye, aye, sir!» — это именно «Есть!» и есть. И средневековый негодяй не целился бы в положительного героя из непонятного жавелина, и не носил бы вельветовый костюм, — он, разряженный в бархатный камзол, наставил бы в грудь смельчака копьё."
(С) Павел Вязников, «Его звали Пауль».
roller
09.06.2018 16:38Вот я и дожил до момента когда на хабре рекомендуют попаданческое литературное гм… Ждем перехода к ЛитРПГ
kentaskis
09.06.2018 16:41Что именно из рекомендованного является попаданческим?
Zangasta Автор
09.06.2018 18:03«Гадюкинский мост» Марченко.
Автор сравнивает вооружение и тактику начала войны и современную, для чего воспользовался этим методом.
Но, я даже больше расшатаю устои — я считаю попаданческий роман некоего М. Твена, где янки дает советы королю Артуру — обязательной к прочтению классикой жанра.
А что касается лит. рпг — то как насчет Вернора Винджа? «Истинные имена» подойдут?JC_IIB
09.06.2018 18:06«Я был первым… Колесо моей жизни уже сделало не один оборот. Столько времени прошло...» (С) Терон Кровожад
Это я к тому, что «Янки...» — прародитель жанра. Первое, что в нем было. Некоторые потомки весьма удачны, кстати, одни «Звездные короли» чего стоят. Но 99% попаданчества — это лютый шлак.Zangasta Автор
09.06.2018 18:13Но 99% попаданчества — это лютый шлак.
«90 процентов чего угодно — ерунда» (с) Закон Старджона
Несмотря на явную глупость попаданства как приема (Согласно научным данным Если кого-то переместить в тело Николая II, Николая II разорвет на куски) я знаю несколько поразительно глубоких книг с попаданцами.
JC_IIB
09.06.2018 18:24А что касается лит. рпг — то как насчет Вернора Винджа? «Истинные имена» подойдут?
С какого перепугу прекраснейшего Винджа к, прости господи, литрпг причисляют??? Киберпанк жи есть. Вы еще «Пламя над Бездной» в литрпг запишите :)Zangasta Автор
09.06.2018 18:32С какого перепугу прекраснейшего Винджа к, прости господи, литрпг причисляют??
Родоначальник жанра, однако.
kentaskis
Да что там, в книге даже аналог Снейпа есть) Но, к счастью, лишь аналог, да и поведение аналога отличается в лучшую сторону.
Gryphon88
В книге два аналога Снейпа, второй жрец-некромант. Начиналась хорошо, а сейчас главные герои окрутели и стало суховато.
Нет, читать про магакадемию, где учатся, а не обретают любовь и друзей, спасают мир, клеют томных вампиров… интересно и даже как-то неожиданно. Но написать такой производственный роман обычно не получается.