Космическая программа СССР была очень мощной, инженеры и ученые страны разрабатывали весьма надежные технологии, помогающие исследовать космос. Многие наработки актуальны и до сих пор. К примеру, двигатели НК-39, которые были разработаны для советской программы лунных пилотируемых полетов.

Сейчас российское предприятие «Кузнецов» и швейцарская Swiss Space Systems Holding SA подписали контракт, в рамках которого будет изучена возможность обеспечения шаттла SOAR двигателями НК-39 и НК-39К, пишет «ТАСС». Объединенная команда специалистов будет изучать возможность обеспечения программы SOAR двигателями НК-39 и НК-39К.

«Мы рассчитываем, что подписанный контракт станет началом длительного взаимовыгодного сотрудничества с нашими швейцарскими партнерами, а разрабатываемый космический челнок, оснащенный самарскими двигателями — серьезным рывком в космонавтике. Внимание европейских партнеров к российским технологиям в очередной раз подтверждает уникальность отечественных разработок в двигателестроении», — приводит пресс-служба «Кузнецова» слова исполнительного директора компании Николая Якушина.

По плану, разработанному швейцарской компанией, первый запуск мини-шаттла должен состояться уже в 2017 году. Сама компания занимается разработкой системы запуска малых спутников. Программа основана на использовании самолета-носителя семейства Airbus и суборбитального многоразового ракетоплана SOAR. Запуск будет осуществляться по система «воздушного старта».

Компания «Кузнецов» является ведущим российским производителем авиационных газотурбинных двигателей и жидкостных ракетных двигателей. Двигатели предприятия использовались на «Востоке», «Восходе», «Союзе» и «Прогрессах».

Что касается самого двигателя, то НК-39 был разработан для ракеты-носителя H1-Л3, которую планировалось использовать в рамках программы лунных пилотируемых полетов. К сожалению, сама программа была закрыта.

Комментарии (28)


  1. Rumlin
    05.07.2015 15:21
    +10

    НК-39 был разработан для ракеты-носителя H1-Л3

    Со складов хранения или будут изготавливать двигатели?


    1. progchip666
      05.07.2015 17:50
      +5

      Интересно кто их сегодня способен разработать.
      Американцы тут пытались сделать модифицированную копию другого двигателя советской разработки, но пока неудачно.
      У нас же технологии производства утеряны, кадры ушли на пенсию. Чтобы подготовить новые нужна система, которая создаётся даже не годами, десятилетиями. Ну и как минимум приличные зарплаты. Когда же работник космической отрасли неся огромную ответственность получает меньше мента, которого вчера взяли на работу с улицы, о каком возрождении можно говорить?
      Так что складам альтернативы похоже не существует.


      1. Rumlin
        05.07.2015 17:53
        +5

        Американцы прежде всего считают где выгоднее. Вкладывать миллиарды в разработку, стенды для испытаний и потратить на это 5 лет или купить двигатели уже сейчас и в нужном количестве лет на 5-10. А что будет через лет 5-10 никто не предскажет, может проект закроется.


        1. progchip666
          05.07.2015 18:41
          -8

          Да, кажется Маркс ещё что-то на эту тему писал про капиталистов… Американцы всё чаще руководствуются сиюминутными интересами. Возможно это и логично, ведь сейчас в развитии находится большое количество коммерческих проектов, основанных на реально новых решениях. Пока же можно несколько лет ещё подождать и поэксплуатировать советское наследие.


          1. Rumlin
            05.07.2015 18:51
            +3

            ИМХО большинство проектов сиюминутны в той или иной степени. Капитализму 500 лет (если считать с зарождения в Нидерландах), технология оточена — получение прибыли в кротчайшие сроки, с максимальной прибылью. Считаются риски в перспективу и принимаются решения о инвестировании на определенный срок — для нефти и газа на длительный период времени риски минимальны, а что-то связанное с обществом, конечным потребителем очень переменчиво.

            Спекуляция (первый опыт надувания пузыря с тюльпанами в Нидерландами), работорговля, колониализм, монополии, империалистические войны… всё было. Сейчас есть существенное отличие — мир стал иным, страны третьего мира наступают на пятки экономическим лидерам предыдущих столетий, и должны произойти существенные перемены в мировой экономике. Спокойно такие вещи не проходят. Боюсь загадывать что будет через 10 лет. Новый iPhone или новый виток цивилизации в постапокалиптическом мире.


            1. progchip666
              06.07.2015 09:43

              Согласен, не только Россия, но и мир стоит на грани великих перемен. Выиграет тот кто не будет пытаться страшась их играть в «консерваторию» и пытаться откатиться в Великое Прошлое, а встанет на путь перемен.


    1. Delsian
      06.07.2015 16:49

      «На хранении в СНТК находятся 10 двигателей НК-39» (Отсюда)
      Т.е. первых два-три SOAR взлетят нормально, а потом уже опаньки.


  1. Torna
    05.07.2015 17:23
    +1

    на миг 105.11 похож.


  1. progchip666
    05.07.2015 17:44
    +8

    Советские наработки воистину восхищают.
    До сих пор на них держится весь росийский ВПК, весь российский космос и с учётом доработок и модификаций наверное почти половина мирового космического двигалетестроения.
    К сожалению, у сегодняшнего руководства нет понимания что для достижения подобных успехов просто необходимо развитие фундаментальной науки. Не получится угробив систему образования и разгромив фундаментальную науку вместе с академией, достичь значимых успехов в сугупо прикладной к ВПК научно-практической деятельности.


  1. Terras
    05.07.2015 17:45

    У нас удивительная страна с удивительным вектором развития.


    1. andy_p
      05.07.2015 17:48
      +1

      Люди у нас еще удивительнее.


  1. AllexIn
    05.07.2015 19:14
    +12

    Я наверно ересь скажу…
    Но завод Кузнецова не способен на данный момент ничего настолько технологичного производить.
    Хорошо, конечно, что появились перспективы и не успели территорию под коттеджи продать(мы уже считали это свершившимся фактом). Но нет кадров.
    Мои родители уже на пенсии. Уже лет 20 прошло с того времени как они работали в КБ Кузнецова… А их звали опять работать. Они отказались аргументировав тем, что конструкторской деятельностью давно не занимаются и въезжать в софт по новой желания нет.
    По факту того что зовут людей, которые так давно не работаю в профильной области, можно сделать вывод о ситуации.

    Будет очень круто, если я ошибаюсь… Проходил на этом заводе практику и это оставило неизгладимые впечатления в подростковой психике…


    1. Rumlin
      05.07.2015 19:25
      +6

      По другим заводам тоже самое говорят. Тот же форум Новости Космонавтики почитать. Всё что «новое» — это запущены незавершенные советские разработки и делают их пенсионеры и почти пенсионеры. Расчеты, чертежи, математические модели высчитаны в 70-80-е (что-то еще в 90-е по инерции). А сейчас только модернизируют, в основном по электронике. «Физика», «химия» заморозилась.


    1. Anton_Menshov
      06.07.2015 00:07
      +1

      Кадры может местами и есть. Только вот на ту зарплату, которую там могут предложить они не пойдут.


    1. progchip666
      06.07.2015 09:52
      +6

      Уважаемый и ведь везде так!
      Мне посчастливилось не так давно пару лет в НИИДАР поработать. Да, да в том самом, который некогда разрабатывал и устанавливал кольцо ПВО вокруг Москвы. Абсолютно та же история.
      Почти полная разруха. Связь поколений прервана. Молодое поколение знает новый софт причём не тот чтобы в совершенстве поскольку лучшие умы на зарплату в 25 000 -30 000 тысяч руб сейчас в почтовые ящики не идут.
      Есть очень забавные старички, руководившие ранее реально серьёзными проектами. Но сегодня они живут в своё удовольствие. Тот, с которым я больше общался, попивает на работе коньяк, помогает с организационными вопросами и патентным правом. Изучать современные системы разработки ему в его возрасте никакого резона ужу нет. И желания не наблюдается.
      Видно в нём уже перегорело стремление брать на себя ответственность — он отлично понимает что вокруг него происходит, но предпочитает огромно ответственности потягивать коньячок на работе и рассказывать байки. Очень кстати интересные и поучительные.


      1. Rumlin
        06.07.2015 10:20

        25-30000 руб неплохо для регионов, но без ответственности, либо с дополнительными плюшками, например ранние пенсии за непрерывный стаж в отрасли.


        1. AllexIn
          06.07.2015 13:21

          25-30 это плохо.
          20 000 стоит труд неквалифицированного продавца.
          Не может труд высоко квалифицированного инженера оцениваться сравнимо.


          1. progchip666
            06.07.2015 13:55

            Добавлю — в космической отрасли.
            Где ошибка в строчке кода или неправильно спроектированной детали стоит сотни миллионов долларов и годы потраченного труда огромного коллектива. Хорошо ещё что пока давно не было крушений пилотируемых кораблей!


            1. Rumlin
              06.07.2015 14:01

              Может потому, что для руководства потеря сотни миллионов долларов никак не сказывается на его зарплате и должности. Государство оплачивает.


          1. Rumlin
            06.07.2015 13:59
            -1

            Надо начинать сначала — какая зарплата у учителей. Прежде чем стать на путь инженера — он должен приобрести интерес к точным наукам. Второй фактор — ЗП в отрасли и количество вакансий.

            Новая система оплаты труда в образовании просто рабская. Вот хотя бы сегодняшняя новость — Учителя не получат надбавок за классное руководство. А это далеко идущие последствия в плане дисциплины и успеваемости. Школу 20 лет убивают недофинансированием. За классное руководство положена отдельная ставка не менее 15 тысяч рублей в месяц.

            Есть принципиальная разница найти продавца на 20000 и учителя/врача на эти деньги. Большинство после первого рабочего дня уволятся.


        1. progchip666
          06.07.2015 13:53

          Всё дело в том что Научно Исследовательский Институт Дальней Радиосвязи расположен в самом что ни на есть центре Москвы. В ней несколько другой уровень жизни и стоимость аренды жилья в том числе. После обвала рубля ситуация ещё усугубилась. Теперь это 500 долларов. Для молодого и перспективного разработчика это не деньги, поскольку он легко может встроиться в международный рынок труда. Для отца семейства тоже маловато, на такие деньги ипотеку в Москве не взять. Ну и когда жена — школьный учитель(московский) получает в два-три раза больше вообще как-то стыдно становится.


  1. aram_pakhchanian
    06.07.2015 07:15
    +3

    От пессимизма комментариев стало грустно. Но я надеюсь, что появление спроса может повлиять и на кадровую ситуацию. Я по крайней мере знаю дюжину молодых людей, которые работают в отрасли и которым интересно.


    1. progchip666
      06.07.2015 09:56
      +1

      Когда интересно это здорово.
      Но во первых и жить на что то надо в условиях когда всё дорожает как на дрожжах.
      Во вторых возвращение военных и спецслужб в эту отрасль приведут к наведению там армейских порядков. Боюсь после этого может и интерес пропасть или проявиться с новой силой, но уже по ту сторону кордона. Спецы в этой отрасли в мире нарасхват, особенно талантливые и молодые.


  1. Psionic
    06.07.2015 13:20
    +1

    А есть компоновочная схема корабля? Просто движки керосин-кислородные, а на промо — почти весь корабль это экипаж, грузовой отсек и двигатели. Но вопрос — а где горючее? Его должно быть для системы с таким горючим больше половины массы.


    1. tractus_lepus
      07.07.2015 13:22
      +1

      Парни из Swiss Space Systems явно что-то забыли:

      МАКС
      image


      1. Rumlin
        07.07.2015 15:36
        -1

        Давно выброшено и сдано в металлолом


        1. tractus_lepus
          07.07.2015 15:40

          И как это относится к обсуждаемому вопросу? Или если бак от МАКСа выбросили, то теперь все шатлы могут обходится без оного? )))


          1. Rumlin
            07.07.2015 15:54

            Если бы проект имел бы задачи и цели — его осуществили бы. Не тогда, так сейчас. В свежей статье есть толковая мысль о ситуации в мировой космонавтике (собственно ответ почему европейского шатла не будет):

            «А космическая отрасль уже почти полвека не может предложить инвестору ни одной новой инвестиционной идеи, сравнимой с предложением Королева Сталину создать межконтинентальную баллистическую ракету. Именно поэтому мы давно не наблюдаем новых (реализованных, а не бумажных) крупных проектов у лидера по объему космических инвестиций — США, и видим, что бюджет NASA давно замер на одной отметке»