Сегодня часто можно услышать о космическом туризме: частные компании создают ракеты и ракетопланы, которые должны доставить всех желающих в космос. Однако пока все запуски негосударственных космонавтов осуществлял Роскосмос. В 2000-е семь человек побывали в космосе оплатив тур на МКС по контракту с компанией Space Adventures, которая выступала оператором туров, на российских кораблях. Сегодняшний гость блога – Денис Шапиро, который занимался организацией полетов в российском представительстве Space Adventures.
Денис, ты многие годы проработал в космическом туризме, расскажи, как начинался космический туризм и сколько всего было туристов?
Первый полет космического туриста состоялся в 2001-м году. Его организовала американская компания Space Adventures в сотрудничестве с Роскосмосом.
Надо сказать, что до сих пор, несмотря на множество разных заявлений о космических туристах от Илона Маска или Ричарда Бренсона, Space Adventures – это единственная в мире компания, которая уже сейчас имеет подобный опыт. Важно, что все полеты были организованы на Российский сегмент Международной космической станции (РС МКС), т.е. Россия — пионер в этой области.
А первым космическим туристом стал американский бизнесмен Деннис Тито. Его полет стоил 20 миллионов долларов.
Всего к настоящему времени состоялось восемь космических полетов с участием туристов. Сами себя они называют частные исследователи космоса – звучит намного значительнее и красивее, на мой взгляд. Так вот, всего частных исследователей космоса было только семь человек. Один из них американец венгерского происхождения Чарльз Симони, его еще называют отцом Word и Excel, т.к. его отдел в Microsoft занимался разработкой приложений для офиса, слетал в космос дважды.
Вообще же, сама идея космического туризма отнюдь не нова – еще в 1967 году на эту тему размышляли Баррон Хилтон и Эрик Крафт, но дальше идей о космических отелях тогда в середине 60–х дело не пошло.
Ты говоришь, что полет был организован на РС МКС, значит ли это, что туристы не могли находиться в сегментах партнеров по Станции?
Договор на пребывание на МКС был действительно оформлен на Российский сегмент Станции, но на МКС нет таких границ как на Земле и, конечно, туристы свободно перемещались по всей Станции, но основная часть их жизнедеятельности, эксперименты, проживание были именно на Российском сегменте. Соответственно почти вся подготовка проходила в России в Звездном городке и в Ракетно-космической корпорации «Энергия», вывод на орбиту и посадка тоже осуществлялись российскими ракетами и космическими кораблями «Союз».
Если говорить в общем, то из каких этапов состоит работа по подготовке космического туриста?
Вообще, сначала будущего космического туриста надо еще найти. Этим занимается целый отдел, который реализует различные маркетинговые стратегии по поиску клиентов. Разговоров о туризме и желающих полететь достаточно много, но надо понимать, что на данном этапе развития — это очень непростая задача.
Во-первых, будущий участник космического полета должен соответствовать всем медицинским требованиям, иначе его просто никто не допустит даже к тренировкам, сколько бы денег у него ни было. Только представь: перегрузки на центрифуге достигают 8G – не полностью здоровый организм это просто не выдержит. Надо сказать, что требования для туристов несколько меньше, чем для профессиональных космонавтов. Я думаю, что это связано с тем, что полет очень краткосрочен и занимает всего где-то 10-12 дней. К примеру, один из летавших космических туристов Ричард Гэрриотт в свое время из-за проблем со зрением не прошел отбор в отряд астронавтов NASA и это при том, что его отец Оуэн Гэрриотт известный астронавт и ученый! Прошло много лет, а его мечта полететь в космос осталась и с появлением космического туризма – стала реальностью.
Во-вторых, сама подготовка занимает примерно полгода. И это время надо будет провести в России. А это тоже, согласись, непросто – взять и на полгода выдернуть себя из привычной жизни, уехать от семьи, друзей, работы и полностью посвятить себя подготовке к полету в космос. Правда, некоторые космические туристы привозили с собой и съемочную группу, и PR директора, и IT специалиста, и несколько помощников.
Вернусь к твоему вопросу — после того как контракт с будущим космическим туристом уже подписан, после того как пройдены все необходимые медицинские комиссии очень условно всю работу по организации космического полета можно разбить на несколько больших блоков.
Первый этап – его условно можно назвать «Логистика».
Нужно организовать все перелеты будущего участника космического полета и его команды. Продумать их проживание и все передвижения внутри страны, выезды на старт и посадку, предусмотреть получение необходимых виз России и Казахстана (старт и посадка проходят на территории Казахстана). Если в программе есть научные эксперименты, то продумать получение всех необходимых разрешений властей для пересечения границ и т.д.
Второй большой этап — это «Обучение».
Обучение проходит в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина в Звездном городке. Это тоже достаточно длительный, непростой, но очень интересный процесс — ведь для успешного, богатого человека, привыкшего руководить в т.ч. и огромными коллективами, который давно не сидел за партой, пойти в ученики и сдавать экзамены – это тоже серьезный вызов. Т.е. космический туризм – это не просто заплатил огромные деньги и полетел в космос – это серьезная и ответственная подготовка, от которой зависит не только жизнь самого туриста, но и безопасность экипажей корабля и Станции.
Кстати, в обучение помимо различных систем МКС и корабля «Союз», помимо обработки нестандартных и аварийных ситуаций, тренировок на выживание и пр., входит также и изучение русского языка – это тоже такой интересный момент.
Третий большой этап – это «Подготовка полета».
Даже при обычном путешествии турист должен продумать, какие именно вещи он возьмет с собой в поездку и что будет делать во время путешествия. Примерно то же самое происходит и с космическим туристом. Уже за полгода до старта мы должны четко представлять, чем будущий участник космического полета будет заниматься в космосе. А это, в свою очередь, означает полное понимание того, что он должен будет взять с собой на Станцию и спустить вниз на Землю при посадке, какие научные эксперименты будет проводить и что для этого понадобится. И всё это в условиях жесточайшего лимита по допустимой массе, причем масса вещей вниз в три раза меньше, чем допустимая масса при подъеме наверх.
Четвертый условный этап – это сам полет в космос и сопровождение этого полета из Центра управления полетами (ЦУП).
А чем именно ты занимался?
В большей степени я занимался условно третьим и четвертым этапами – это организация самого космического полета: планирование научной программы и сопровождение полета в ЦУПе. Конечно, этим занимается не один человек – этим занимаются целые коллективы РКК «Энергия» и Центра управления, которые ответственны за безопасное и успешное прохождение полета. Наша же задача – это совместить программу космического туриста со всеми требованиями по безопасному и продуктивному пребыванию на Станции.
Как это происходит?
Эта часть подготовки обычно начинается с большой встречи всех заинтересованных сторон в РКК «Энергия». Давай я только кратко перечислю специалистов, которые обычно присутствуют на таких встречах, чтобы сразу был понятен масштаб работы. Итак, обычно в таких мероприятиях принимают участие: представители контрактного отдела, специалисты по планированию, по научной программе, по безопасности, пожаробезопасности и газовыделению, по планированию грузопотока, специалисты по программному обеспечению, по бортдокументации, по скафандру и спецодежде, специалисты по фото/видео, по радиолюбительской связи, по таможне, по питанию и т.д.
Со всеми этими профессионалами высокого класса мы должны полностью согласовать всю будущую программу полета космического туриста.
Приведу еще один пример. Прошли уже те времена, когда космический турист летал только с фотоаппаратом. Я сейчас говорю именно об орбитальных туристах, а не о будущих суборбитальных, которые полетят только до границы космоса на 5-10 минут, чтобы испытать невесомость и сделать фотографии. Так вот у всех частных исследователях космоса есть желание осуществить свою научную программу и реализовать свой космический эксперимент. Разумеется, что у каждого эксперимента будет свой куратор, будет разработан специальный комплект документов на английском и русском языках. Формы всех этих документов уже установлены и соответствуют определенным требованиям, и только их объем для каждого эксперимента будет примерно составлять более 200 страниц. Надо сказать, что это лишь необходимая описательная часть, без которой невозможна реализация эксперимента в космосе, а ведь еще есть и разработка самого эксперимента, оборудования для его выполнения и т.д.
А после того, как всё оборудование и документация уже готовы, будут проведены приемо-сдаточные испытания, включение эксперимента в программу полета и согласование с партнерами по Станции. В общем, обычно работы хватает!
В чем на твой взгляд главная специфика такой «космической» работы?
Главная особенность нашей работы – это очень четкое планирование. А самое важное для нас слово – это DEADLINE (предельный срок). Все этапы имеют свою продолжительность и последовательность и мы при всем желании не сможем это никак изменить. При организации полета космического туриста, мы попадаем в очень четко налаженный механизм тренировок и подготовки к полету, и если не успеть завершить любой процесс к определенному времени, то даже чисто технологически мы не сможем закончить все необходимые приготовления ко дню старта. А дальше всё очень просто: ракета улетит и ждать никого не будет. Поэтому весь период подготовки очень жестко спланирован: День старта – (минус) 180 дней, День старта – 179 дней, День старта – 178 дней и т.д. до самого полета в космос, а потом уже сам полет и посадка, обработка результатов.
С какими проблемами приходилось сталкиваться и как они решались?
Я бы не назвал это проблемами – скорее некие задачи, которые нужно спокойно решать на всём протяжении подготовки.
Расскажу лишь пару случаев.
Для компании Space Adventures все космические туристы – это прежде всего VIP клиенты. А это, в свою очередь, подразумевает высокий уровень работы с ними. Безусловно, будущие участники космического полета – адекватные люди и готовы к различным сложностям для осуществления своей мечты, но иногда очень непросто объяснить им абсолютно понятные для всех россиян вещи.
К примеру, в Звездном городке, как и везде в России, летом отключают горячую воду. И мне было непросто пояснить мультимиллионеру, что теперь горячая вода будет только через две недели и что нельзя купить компанию, которая подает в Городок горячую воду. По просьбе нашего клиента — мы забронировали номер в отеле Хаятт, там горячая вода была постоянно.
На самом деле, при подготовке полета в космос всегда есть много трудностей, которые надо преодолевать в оперативном режиме. В программе Ричарда Гэрриотта был научный эксперимент по кристаллизации протеинов. Всё оборудование для него изготавливалось в США, в лаборатории Университета Алабамы. Химические вещества должны были быть заморожены и доставлены в Россию самолетом. Если честно, то тогда мы впервые столкнулись с тем, что надо было получить необходимые разрешительные документы сразу от нескольких организаций: Роспотребнадзора, Фитосанитарного контроля, Наркологического контроля и таможни. Основная же сложность была в том, что мы были лимитированы по времени и точно не представляли, когда нам выдадут все разрешения! Но, не смотря ни на что, справились с поставленной задачей и эксперимент состоялся.
Если говорить о будущем, то, как тебе видится развитие космического туризма?
В самом начале разговора мы вспоминали о Барроне Хилтоне и Эрике Крафте и об их размышлениях 1967-го года по поводу строительства космических отелей. С одной стороны, о чем же еще рассуждать человеку с фамилией Хилтон, как не об отелях, а с другой — эти размышления сейчас наконец-то могут начать реализовываться.
Давай посмотрим, где в космосе сейчас могут находиться космонавты и астронавты? Только на МКС и всё! Но в тоже время, Россия разрабатывает космический корабль «Федерация», NASA проектирует космический корабль Orion, SpaceX готовит пилотируемую версию корабля Dragon, еще один корабль делает Boeing. Куда-то же надо будет летать на всех этих новых космических кораблях!
МКС в космосе летает уже 20 лет и ее ресурс ограничен, значит неизбежно должны начать появляться новые орбитальные станции и космические базы, которые будут располагаться на ближайших спутниках и планетах, куда могли бы летать не только профессионалы, но и частные исследователи космоса. А это, в свою очередь, будет работать на разнообразие и развитие космонавтики землян в целом!
Если же говорить совсем глобально, то и ресурс планеты Земля тоже ограничен. Через сотни миллионов лет Солнце будет греть настолько сильно, что жизнь на Земле исчезнет — так что человечеству просто придется со временем научиться жить совсем не в дружественных условиях космоса. А для этого надо начинать строить космические отели и колонизировать другие планеты, отправлять космические аппараты на поиски и исследования других планет, развивать новые технологии. Это будет бесценный опыт!
Конечно, будет развиваться и суборбитальный космический туризм, но это скорее развлечение и привлечение внимания к самой теме космоса.
Сейчас всё человечество делает только первые шаги из нашей общей колыбели. Ведь по сути дела люди еще не были в космосе дальше Луны — ближайшего спутника нашей планеты. Сама же Международная космическая станция летает на высоте всего 400 км от Земли. В связи с этим, мне представляется, что и космический туризм со строительством отелей за пределами нашей планеты, и создание условий для участия частного бизнеса в развитии космонавтики, и международное сотрудничество – это важные и совершенно необходимые шаги для нашего общего земного прогресса и, надеюсь, успешного будущего!
Что на твой взгляд нужно сделать, чтобы увеличить количество туристов и облегчить их путь в космос?
В настоящее время, когда еще не построены все те новые корабли, о которых мы говорили, и единственным средством доставки космонавтов и астронавтов в космос является российский корабль «Союз», ждать каких-либо качественных изменений не приходится. Если говорить по-простому, то в кораблях сейчас нет свободных мест.
Но если заглянуть немного в будущее, то, на мой взгляд, прежде всего надо изменить отношение к космическому туризму в целом. С одной стороны – это по-прежнему развлечение для богатых, а с другой – это новые возможности для реализации интересных идей, получения инвестиций в отрасль и, конечно, привлечение внимания международных медиа к нашей космонавтике в целом – ведь старт корабля с космическим туристом на борту неизменно вызывает интерес всех международных медиа агентств. Мне кажется, что плюсы очевидны!
Так же очень важно, что уже накоплен уникальный положительный опыт по работе с космонавтами-непрофессионалами — полет космического туриста уже не тайна за семью печатями, а полностью отработанная схема, т.е. для будущих частных исследователей космоса не надо ничего придумывать заново — осталось только получить больше полетных возможностей!
Комментарии (79)
Cast_iron
08.08.2018 08:38+6теперь горячая вода будет только через две недели и что нельзя купить компанию, которая подает в Городок горячую воду. По просьбе нашего клиента — мы забронировали номер в отеле Хаятт, там горячая вода была постоянно.
Можно же просто купить газовый или электрический котел для отдельных помещений. Зачем покупать компанию? Где клиентоориентированный сервис?Zelenyikot Автор
08.08.2018 08:53+2Подозреваю, что дело в государственном собственнике общежития космонавтов, который так просто не согласится на переделку.
SnowLoKu
08.08.2018 09:50+1Что мешает им хотя бы бак повесить?
Zelenyikot Автор
08.08.2018 11:02Например коменданту лень.
vconst
08.08.2018 12:13+8мне было непросто пояснить мультимиллионеру, что теперь горячая вода будет только через две недели
Честно говоря, мне, русскому человеку, прожившему всю жизнь в России, не миллиардеру — тоже это непонятно и никто не может внятно объяснить.
Например коменданту лень
Это дичь икая. За полет платят миллионы баксов и лень коменданта не дает повесить небольшой бойлер? Не верю :)Mike_soft
08.08.2018 12:16+3миллионы-то платят не коменданту. вот забашлял бы миллионер лично коменданту штуку баксов — и наврняка бойлер бы нашелся, купленый специально, но лежащий в кладовочке (ибо «постояльцы сломают — а ему отвечать»)
DelphiCowboy
08.08.2018 12:17+1Если коменданту никаких финансовых бонусов за обслуживание элитного клиента, и его зарплата от этого абсолютно никак не зависит, то понятно, что ему этот клиент на фиг не сдался.
vconst
08.08.2018 12:19+3Ессно эти вопросы должны решать не лично с комендантом, а с его начальством и начальством его начальства. Никто же не ругается с каждым дворником за неубранный снег зимой, жалоба идет в вышестоящую организацию, а там уже разбираются — кому и сколько выписать плетей и палок.
Mike_soft
08.08.2018 12:49+3конечно. но это показатель. показатель подхода к делу.
вспомнился Б.Е.Черток, первая книга цикла, когда они поселились в тюрингии, и «оживающие немцы» начали без плетей и палок подметать возде своих домов дороги и тротуары, и приводить в порядок клумбы и живые изгороди.
Cast_iron
08.08.2018 17:30+1Не понимаю за что минусовали комментарии Зелёного кота, он всего лишь предположил варианты события, причем бюрократия довольно весомый аргумент.
И как ниже верно подметили не всё зависит от решения коменданта, и нет оснований полагать, что комендант получает хоть какую-то надбавку за проживание космического туриста.
Эти вопросы должны решаться управляющими организациями, кмк.
maedv
08.08.2018 10:46+5Миллиардер и общежитие без бойлера :) Можно ситком снимать
Zelenyikot Автор
08.08.2018 11:02Бойлер не положено если есть центральное ГВС.
tvr
08.08.2018 15:41+1Бойлер не положено если есть центральное ГВС.
Но нет горячей воды.
И что-то в памяти сразу всплыло:
" стойко переносить все тяготы и лишения..." © «ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР».
DelphiCowboy
08.08.2018 11:50+1Где клиентоориентированный сервис?
Должно быть, там ещё и уборщицы, старой закалки, грязной тряпкой бьют, за то что прошёл по мытому полу — совковый сервис во всей красе!
Zelenyikot
Например коменданту лень.
А комендант, и прочий персонал, что вообще никаких финансовых стимулов к наличию клиентов не имеют?
Кому тогда все огромные деньги за космический полёт? Прямиком начальству в карман?
Вообще-то, и комендант и вся обслуга — должны быть прямо финансово заинтересованы в притоке денежных клиентов. Потому качественное обслуживание клиентов — это основа бизнеса.
PS Если строительство Ангары, точно так же «стимулируют», то не удивительно, что она до сих пор не взлетела. :(Mike_soft
08.08.2018 12:09+1а коменданту и всем остальным всякие клиенты просто «мешают работать». помните толстых советских продавщиц, которые «вас много, а я одна!», и «ходят тут всякие!»?
Zenitchik
08.08.2018 15:31Если строительство Ангары, точно так же «стимулируют», то не удивительно, что она до сих пор не взлетела.
Я знаю пару человек, которые к ней руку приложили и удивляюсь, как с их з/п и условиями труда ракету вообще сумели собрать. Не иначе множество несознательных инженеров демпингуют своим трудом.
khim
09.08.2018 04:29Кому тогда все огромные деньги за космический полёт? Прямиком начальству в карман?
А начальство из рогатки в космос туристов отправляло, да?
Считайте сами: каждый запуск Falcon'а для НАСА обходится в $120 миллионов (и это, типа «самая дешевая ракета ваще»), инфляция за прошедшие 20 лет 150%, летят три космонавта… сошёлся баланс? Нет? Как так — не???
А вот так: космические туристы были для Роскосмоса убыточными. Смысл в них был только потому, что в то время Роскосмосу нужно было как-то выживать и позарез были нужны живые деньги.
А вы тут про бойлеров и коммендантов рассуждаете по классу люкс. Да на этих туристов, наверняка, все смотрели как на классовых врагов из-за которых им все программы пришлось комкать!differentlocal
09.08.2018 08:32Смешались в кучу кони, люди, Falcon 9 и получился полный бред.
Туристов отправляли не на Фэльконах, а на Союзе, долларовая инфляция за последние 20 лет — меньше 50%, а никакие не 150%, туристы убыточными быть никак не могли (пустое кресло или обычный космонавт априори приносят меньше прибыли — они не приносят ничего), да и по трое они сроду не летали. А про классовую вражду и вовсе отсебятина, особенно для комендантов, а не космонавтов, чье кресло занял турист.
vconst
08.08.2018 12:17+1МКС в космосе летает уже 20 лет и ее ресурс ограничен, значит неизбежно должны начать появляться новые орбитальные станции
Зачем обязательно полностью менять всю станцию, как было с Миром? Почему нельзя постепенно заменять все модули на новые, сжигая старые в атмосфере? Как заменяется человеческая кожа и любая живая ткань. Раз раньше смогли вывести все ключевые модули, значит и сейчас это можно сделать. Надо только начать и через десять лет будет все та же станция, на той же орбите, но бОльшая ее часть будет состоять из совершенно новых модулей, аналогичных отслужившим и даже лучше — технологии то не стоят на месте.Mike_soft
08.08.2018 12:51возможно, тащить legacy оказывается дороже, чем сделать с нуля. (возможно!)
vconst
08.08.2018 13:01Не уверен.
Ведь все уже знакомое, однажды разработанное и сделанное. Можно и с нуля разработать, с учетом новых технологий, никто никого не ограничивает, но при этом станция будет работать в обычном режиме, без перерывов в работе, корабли к ней будут летать на ту же самую орбиту и тд тп.Lexxnech
08.08.2018 13:48+1Ведь все уже знакомое, однажды разработанное и сделанное.
Ну вот к примеру МЛМ весь уже знакомый, однажды разработанный, все никак запустить не могут. Такие технологии крайне быстро приходят в состояние «проще заного разработать». Все это штучные сложнейшие решения, делающиеся под заказ — после завершения работ коллективы распадаются, производственные линии утилизируются и т.д.
И это не только у Роскосмоса такая проблема. Вот отличный пример, не про МКС правда, но показательно, если английский не пугает. Запись руководителя программы Шаттл, сделанная примерно посередине между решением о закрытии программы, и самим закрытием:
https://blogs.nasa.gov/waynehalesblog/2008/08/28/post_1219932905350/
И это написано, пока Шаттл еще летал.
К слову о Шаттле — МКС была рассчитана на строительство при помощи Шаттла, не только по грузоподъемности и размеру грузового отсека, но и с использованием его манипуляторов и экипажем до 7 человек. Так что в любом случае не получится сделать «так же как раньше» без существенных доработок.vconst
08.08.2018 13:54+1МКС была рассчитана на строительство при помощи Шаттла, не только по грузоподъемности и размеру грузового отсека, но и с использованием его манипуляторов и экипажем до 7 человек
Вот это уже аргумент, это интересно. Ну… Жаль тогда, что не выйдет достраивать ее не уничтожая целиком.DelphiCowboy
08.08.2018 13:58А что мешает лепить новые модули по одному, отправляя в утиль старые модули тоже по одному?
Mike_soft
08.08.2018 14:23допустим, окажется, что в новых модулях нужно изменить теплоноситель в системе охлаждения (чтоб увеличить температуру радиаторов), поднять напряжение в бортовой сети, чтоб перейти на новые СБ (или ритег, или реактор, или генератор биогаза из отходов жизнедеятельности космонавтов), изменить шину данных вместе с протоколами, увеличить проходной размер люков. вот и представьте, как все это сопрягать…
Lexxnech
08.08.2018 14:39Ну во первых, старые модули в центре, а новые по краям. То есть поменять самые старые модули не разбирая МКС целиком не выйдет.
Во вторых, использовать такие-же модули не выйдет, поскольку американские/европейские/японские модули были рассчитаны на доставку Шаттлом и установку с помошью экипажа и Шаттловских манипуляторов. У них даже двигателей нет. А это не KSP, нельзя просто налепить на модуль RCS и пару баков в редакторе.
В третьих, модули на замену все равно придется, по сути, разрабатывать заново, это все штучные изделия.
Нет, в принципе это возможно, «физика не запрещает». Но проще и дешевле будет сделать новую орбитальную станцию с нуля.vconst
08.08.2018 15:33Один модуль, не самый маленький, был отсоединен и перемещен в другое место, в порядке эксперимента. Что помешает строить станцию «с другой стороны»? Пристыковывая ключевые модули не вместо центральных — а через лаборатории, где это можно?
Я не придираюсь, мне правда интересно, но я в этом разбираюсь на уровне «вот погуглил только что...».Lexxnech
08.08.2018 16:04Принципиальных запретов нет. Но с учетом того, что модули нужно будет разрабатывать по сути с нуля под заново организованное производство (почитайте статью, на которую я ссылался, там вполне показано, что нельзя просто так взять и немного поменять состав растворителя, участвующего в процессе производства космической техники), разбирать в процессе практически всю МКС. Ну и придумывать схему нового строительства без возможностей Шаттлов, что доставит радостей, к примеру, при переносе ферм.
Нет, принципиальных запретов на такое нет. Но смысла в этом тоже никакого. Если уж есть возможность выделить кучу денег на работу со станцией на НОО, то можно например строить станцию с большими модулями, уровня Skylab, выводя их при помощи SLS.
Zenitchik
08.08.2018 15:33Ну во первых, старые модули в центре, а новые по краям.
Решение этого вопроса существует со времён проекта «Мир-2».
Стыкуем к станции УМ — и далее считаем его новым центром. Совместимость со старыми модулями потребуется только в одном АС на одном УМ.
Lexxnech
08.08.2018 16:26Нет, на на таком уровне можно любые решения придумать. Дайте попробую, вот например сделать МКС-2, но еще больше и лучше.
Вот с одной стороны у нас есть теоретическое решение времен проекта Мир-2, а с другой — реальный модуль МЛМ, в котором не могут проблемные баки поменять. Проблема в том, что «крупноблочные теоретические решения» имеют малую ценность — 99% всей работы это не ключевая гениальная идея, а скучная но трудная её реализация.
К тому же смысла нет тратить кучу ресурсов на решение, которое позволит костыльно сохранить старую станцию, которая сама — плод ряда небесплатных компромиссов, причины которых давно неактуальны.Zenitchik
08.08.2018 18:20Вы написали какую-то лирику, никак не относящуюся к вопросу компоновки станции со сменой поколений модулей.
black_semargl
08.08.2018 14:19+1Манипулятор нынче и на самой станции есть.
vconst
08.08.2018 14:27+1Сейчас бегло погуглил — многие основные модули были доставлены туда Прогрессами и Протонами. Модуль жизнеобеспечения был вытащен на орбиту Шаттлом, но он по размеру не очень сильно отличается от одного из модулей, выведенных русскими носителями.
Значит, не так это и невозможно — постепенное обновление модулей станции. Ну, или есть другие сложности, в которых я не разбираюсь. Было бы интересно послушать еще критику этой идеи.Mike_soft
08.08.2018 14:31+2«многие» — это «по два»?
но вообще да, доставленные шаттлами не особо крупнее.vconst
08.08.2018 14:42+1Я нашел там три основных и самых больших модуля: Заря, Звезда и Транквилити. Первые были выведены русскими ракетами, третий — Шаттлом, Транквилити на полметра шире звезды, но на 5 тонн легче, а оба русских модуля в два раза длиннее. Остальные модули это стыковочные переходники и лаборатории, все они легче русских модулей, но чуть их шире.
Какая причина помешает выводить существующими русскими ракетами новые модули, если делать их чуть уже, но тяжелее и длиннее?Lexxnech
08.08.2018 15:03+1Какая причина помешает выводить существующими русскими ракетами новые модули, если делать их чуть уже, но тяжелее и длиннее?
Ну это значит делать полностью новые модули, причем подгонять их под ограничения МКС. А потом разбирать МКС чуть ли не целиком. Вот например, как Вы Юнити (самый старый модуль американского сегмента) менять будете, если с одной стороны на нем российский сегмент висит, с другой американский, а с боку квест.vconst
08.08.2018 15:36как Вы Юнити менять будете, если с одной стороны на нем российский сегмент висит, с другой американский, а с боку квест
И все связано настолько, что проще сделать заново, чем переделывать старое?.. Очень жаль :(Lexxnech
08.08.2018 18:36+1Если бы уже был комплект готовых совместимых модулей, то может переделать на основе МКС было бы и проще, чем собрать их с нуля на новой орбите. Но ничего этого нет.
Просто даже без таких проблем, переделывать старое не особо проще.
Вот взять ту же SLS — казалось бы, взяли вообще все готовое, даже не на уровне абстрактных «технологий» а вполне конкретных моделей оборудования, и все равно, годы разработки и миллиарды долларов.
А с МКС все еще хуже, добавляется «международное сотрудничество», нехило разрушенное даже без учета политических проблем, вот какие-нибудь европейские разработчики Спейслаба для Шаттла, которые потом на его основе чуть ли не половину американского сегмента делали — они отнюдь не сидели все это время в ожидании заказа на изготовление аналога. Про воспроизведение российского сегмента я уже неоднократно тут упоминал — на технологиях изготовления модулей Салютов/Мира/МКС явно можно ставить крест.
Поэтому делать какую-нибудь систему жизнеобеспечения или электроснабжения с нуля будет проще, чем собирать по крупицам все, что было потеряно из технологий МКС.Zenitchik
08.08.2018 21:58Новых типов стыковочных агрегатов никто разрабатывать не станет. Переходить на другое напряжение питания — тоже.
Что у нас осталось? Атмосфера? Тоже та же.
Топливная пара? Здесь, конечно, возможны какие-то перемены, но тоже вряд ли.
Т.о. все будущие модули по умолчанию совместимы с имеющимися.
Поэтому делать какую-нибудь систему жизнеобеспечения или электроснабжения с нуля будет проще, чем собирать по крупицам все, что было потеряно из технологий МКС.
Анекдотов не надо рассказывать. Любая будущая система электроснабжения и жизнеобеспечения либо будет совместима с предыдущей по разъёмам, либо не будет нуждаться в соединении с ней.khim
09.08.2018 04:36Обясните почему всё что вы тут рассказываете не позволяет мне по частям обновить ноут пятиленей давности в современный — а вместо этого приходится покупать новый со всеми новыми компонентами.
А ноут-то попроще будет, чем МКС.Zenitchik
09.08.2018 15:18Задайтесь сперва вопросом, много ли ограничений у ноута на типы разъёмов? Что по этим разъёмам передаётся, всегда ли одно и то же?
А у ОС — всегда. И связано это в основном с человеческой физиологией, которая в обозримом будущем не изменится.
pnetmon
08.08.2018 15:24Самый большой модуль по размерам — Японский. Без негерметичной платформы он чуть меньше по длине Зари и Звезды.
Все размеры и массы американских модулей определены грузовым отсеком шаттла и свойствами шаттла.
А с чего вес стал мерилом? Если запустить бетонный кубометр — это тоже достижение, хотя практический смысл не понятен.
Да и модули на американском сегменте все обновляют оборудованием, российский тоже, но вот размеры переносимого через люк не сравнимы. Вот осенью на американский сегмент планируют доставить три больших стойки на японском корабле.
Науку планируют дооснащать после вывода на орбиту.
Конечно многие основные модули были доставлены туда
ПрогрессамиСоюзами и Протонами. — всего четыре модуля Российского сегмента. Какой модуль жизнеобеспечения?
Фермы и солнечные батареи доставляли только шаттлы.
Какая причина помешает выводить существующими русскими ракетами новые модули, если делать их чуть уже, но тяжелее и длиннее?
Какие — а какие причины не позволяют достроить российский сегмент в виде больших модулей Наука и двух НЭМ.
Существующими российскими ракетами — Д.О.Рогозин — Эксплуатация РН Протон — все; все переходит на Ангару.Mike_soft
08.08.2018 15:34+1а ангару решили делать многоразовой и сажать на плавучую платформу...pnetmon
08.08.2018 16:20+1Ну ссылка на рекламу через РИА будет лучше https://ria.ru/space/20180808/1526134018.html
Сама публикация в журнале наверное доступна немногим.
Но это только предложение без реального принятия решения. Там и добиться буковки В надо.
Но
как слова ДОРа в прошлой должности привелиВ апреле Рогозин заявил, что из-за географических причин Россия не может создать ракеты, как SpaceX, а должна использовать крылатую схему. По его словам, американская компания запускает ракеты с мыса Канаверал и "ловит" ступени на морскую платформу, а в российских географических условиях такой платформы быть не может.
РИА Новости https://ria.ru/space/20180808/1526134018.htmlkhim
09.08.2018 04:39Буран номер 2? Вроде уже и СССР нет — а подход всё такой же: раз у них есть — то и на нужно. А будет ли смысл в условиях России от этого всего — неважно.
Zenitchik
09.08.2018 15:19Многоразовая первая ступень по-вашему, это многоразовый космический аппарат номер 2?
Логика сдохла в корчах.Mike_soft
09.08.2018 15:33нет, это повторение за «заклятыми друзьями».
Zenitchik
09.08.2018 15:52А, в таком смысле? Тогда согласен. Если выйдет так же как с «Бураном»… Впрочем, вряд ли. Не хватит ни денег ни людей.
pnetmon
09.08.2018 16:02Это повторение, но как обычно с особым колоритом.
Буран-Энергия — одноразовый РН из-за невозможности ...
Многоразовая Ангара А-5В — посадку совершает набор 5 УМ в сборе, они не разделяются как у FH:
"Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок — второй) без разделения друг от друга,… а связка выдает тормозной импульс, разворачивается и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок тормозит и ракета "садится" на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX… "Сажать" ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома.
Если многоразовая "Ангара" будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн, отмечает Медведев.
РИА Новости https://ria.ru/space/20180808/1526134018.html"*
Mike_soft
09.08.2018 16:11местный колорит — это да.
мне непонятно расстояние в 1360 км. хотя весьма много народу было бы счастливо, если б ступени не падали в тайгу, вызывая пожарв, а садились на «специально обученные площадки», которые не движутся, их не штормит, на них есть все оборудование, чтобы ступень укрыть от надвигающейся непогоды, погрузить на трейлер и доставить по просеке по грунтовке/гравийке до трассы (пусть даже выжидая погоду, чтоб не разбивать дорогу). на мой взгляд, это проще посадки на баржу, дешевле строительства барж и эффективней с точки зрения развития территории. правда, затрат становится меньше (часть могут отдать в другое ведомство)…pnetmon
09.08.2018 16:22С Восточного не так много суши при запуски на определенные направления при переводе всех запусков с Байконура, особенно пилотируемых.
Если многоразовая "Ангара" будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн
Около 18 тонн при возвращении — это уже Союз-5.
Интересно что будет дешевле....Mike_soft
10.08.2018 08:39и направлений не так уж и много. но 1360 км — это имхо далековато для первой ступени.
oleg_go
09.08.2018 17:23Построить 15-20 бетонных посадочных площадок в лесу на всех возможных траекториях и проложить к ним дороги — хорошее освоение бюджета. Хоть бы до Рогозина эта идея не дошла, а то 100 млрд.руб в неё вбухают.
Mike_soft
10.08.2018 08:43если дороги делать не как МКАД — то это не так ужи дорого получится. да и бетонная площадка — не хайтек. можно и из аэродромных плит.
хотя, конечно, дорожное строительство — весьма коррумпированная отрасль
oleg_go
08.08.2018 15:30+1Заря — не «русский модуль», он принадлежит американцам. И кто разрешит его заменять?
Mike_soft
08.08.2018 15:31помешать ничего не может. но сейчас буржуйские РН могут выводить грузы немного шире, что немного удобнее. что может потребовать тогда применение менее удобных (из потенциально возможных) модулей, кроме legacy (в каковое можно причислить и использование «проверенных полувековой эксплуатацией российских ракет»)?
и самое главное — зачем это буржуям? выслушивать очередные шутки про батуты? платить русским («оплачивая русским космическую программы-вы даете им деньги на военную промышленность»©)?
DelphiCowboy
08.08.2018 14:37многие основные модули были доставлены туда Прогрессами и Протонами. Модуль жизнеобеспечения был вытащен на орбиту Шаттлом, но он по размеру не очень сильно отличается от одного из модулей, выведенных русскими носителями.
Похоже, Lexxnech лапшу на уши вешает выдумывая на ходу, чтобы найти оправдания.
black_semargl
08.08.2018 17:59+1Есть два больших российских модуля — но им уже 20 лет, т.е. подлежат замене или использованию просто как складской объём (один уже де-факто так и используется)
Есть три мелких российских — особой ценности не представляют, фактически просто переходники для стыковки кораблей.
Есть куча американских разного размера, доставленных шаттлом. Они сделаны по другой схеме — банка со стойками под монтаж аппаратуры, исходный вес мало о чём говорит, туда много натащили потом. И достаточно просто выкинуть и заменить на новое.
Но по сути основное что ценно — это ферма с солнечными батареями и т.д., полторы сотни тонн однако.
DelphiCowboy
08.08.2018 14:18МКС была рассчитана на строительство при помощи Шаттла, не только по грузоподъемности и размеру грузового отсека, но и с использованием его манипуляторов и экипажем до 7 человек.
А как же тогда сейчас к ней отнюдь не Шаттлы стыкуются?
И что мешает точно так же пристыковать новый блок.Lexxnech
08.08.2018 14:56+1Ну например то, что самоходный модуль еще разработать надо.
Единственный который сейчас есть, уже 8 лет запустить не могут, то с баками проблема, то с трубопроводами.
striver
08.08.2018 13:29+1Будет интересно узнать и сравнить облет вокруг Луны — так сказать, подготовку, условия и стоимость.
В любом случае, на новых КА американцев будет больше мест. И не факт, что все будут заняты. Так что, возможно на МКС кто-то да полетит.voyager-1
08.08.2018 23:14Полёты американских кораблей к МКС происходят по контрактам с NASA. И только NASA решает что возить на этих кораблях, а по закону им запрещено каким-либо образом зарабатывать. Так что это получается интересная юридическая проблема: чтобы заполнить оставшиеся кресла сотрудничество NASA/SpaceX и NASA/Boeing надо будет или переделывать так, чтобы NASA с заказчика кораблей и ракет-носителей должно стать чисто заказчиком доставки грузов и людей на МКС, а «Space Adventures» должно стать вторым подобным заказчиком.
И до коммерциализации американского сегмента МКС (о котором говорит Трамп) это всё равно пока будет скорее всего невозможно. Хотя на уровне Конгресса наверно можно какое-то исключение прописать.
pnetmon
08.08.2018 14:59+1Однако пока все запуски негосударственных космонавтов осуществлял Роскосмос. В 2000-е семь человек побывали в космосе
Что же так 90 годы и полеты на Мир не любят вспоминать. Те же негосударственные космонавты.
Последний турист был в 2009 году и считая не полетевшую Сару и ее дублера японца — на какие деньги существует компания???
voyager-1
08.08.2018 23:26Да кстати. 7 туристов за 17 лет — а по заявлениям в интервью над поиском новых туристов целый отдел трудится. И фирма в целом явно не из 3 человек состоит. Может если убрать эту прослойку удалось бы сэкономить пару миллионов $? А то по слухам Сара Брайтон уже $52 млн должна была заплатить — ценник явно растёт в пару раз быстрее инфляции, с учётом того что в 2001 году было всего $20 млн.
Человек который так или иначе должен будет провести в России полгода, вполне и сам может приехать на переговоры прямо РКК Энергия. А искать клиентов может и отдел по связям с общественностью (или как он там у них в «Энергии» называется) по телефону — тем кто реально хочет полететь в космос и такой формы связи будет достаточно.pnetmon
08.08.2018 23:33В 2001 было модулей всего-то, а в 2015 станция — ого-го с учетом американского сегмента. За Науку еще больше брать будут. Сарказм.
DelphiCowboy
09.08.2018 07:58И главное опять позабудут заплатить коменданту с персоналом за качественное обслуживание клиента.
differentlocal
09.08.2018 08:59И это, кстати, при том, что рубль (в котором явно номинируются все зарплаты-расходы-аренды в России) за то же время подешевел в 2 с лишним раза.
sith
09.08.2018 19:52Интересно, что рассказали про Ричарда. Он друг моего коллеги Дэйва — он у него гостил на «ранчо». Друзья они в том числе потому, что Ричард начинал как разработчик игр, как и мы (кроме того, они оба переехали в США из Англии). Нужно будет побольше пораспросить его, или даже в гости напроситься. Если получится, и вообще это будет кому-нибудь интересно, то напишу статью.
KonkovVladimir
Bigelow Aerospace готов запускать надувные космические модули для космотуристов если «поток пойдет».
Основная проблема это перегрузки при спуске с орбиты и длительные тренировки для подготовки к ним.
На союзе перегрузки 3–4 g при управляемой посадке (до 8–9 g при баллистическом спуске), на будущих пилотируемых кораблях SpaceX и Boeing примерно такие же, не каждый пожилой миллиардер такие перенесет.
voyager-1
У «Спейс Шаттла» было 3g и при подъёме, и при спуске. Если «Dream Chaser» таки полетит (а сейчас лишь вопрос в том смогут ли частники в достаточной степени профинансировать проект, так как NASA от них отказались) — эта проблема решится. МАКС тоже думаю мог бы предоставить необходимые условия, но там как говорится ещё «конь не валялся».
Zelenyikot Автор
Миллиардеры не все пожилые, и для полета не обязательно быть миллиардером. К тому же миллиарды способствуют здоровому образу жизни, а космонавты и в 60 лет на «Союзе» летали.