Итак, государственная регистрация программ и баз данных в Роспатенте требуется для:
1. Подтверждения принадлежности заявителю исключительного права на ПО официальным документом.
По результатам государственной регистрации выдается свидетельство. Помимо этого вносится запись о правах в государственный реестр программ и баз данных, сведения о регистрации публикуются в бюллетене Роспатента. Идентифицирующие ПО материалы храняться Роспатентом и выдаются по требованию в виде официально заверенных копий.
2. Подтверждения прав по запросу контрагентов.
Весьма актуальная задача в связи с импортозамещением. При участии в конкурсе на заключение госконтракта или тендере крупных компаний с госучастивем свидетельство Роспатента подтвердит принадлежность прав на ПО российскому правообладателю.
3. Правильного отражения затрат на создание ПО в бухгалтерском и налоговом учете компаний на ОСН.
Права на ПО должны отражаться в учете как нематериальные активы, затраты на создание ПО должны капитализироваться и относиться на расходы через амортизацию. НМА принимаются к учету на основе охранного документа (свидетельства), если:
- правообладатель применяет общую систему налогообложения
- правообладатель создал или приобрел исключительное право на ПО
- ПО предназначено для использоваться правообладателем свыше 12 месяцев,
- первоначальная стоимость прав более 40 000 рублей,
- ПО способно приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход),
- права на ПО подтверждены документально.
В отсальных случаях расходы на создание ПО списываются в обычном порядке.
4. Возможности оптимизации налогов с использованием НМА.
Например, ПО можно зарегистрировать на учредителей или соавторов в определенных долях. В случае их регистрации в качестве ИП с УСН 6% налоговое бремя по распределению доходов значительно снижается. Есть и другие варианты оптимизации через роялти.
5. Решения споров с авторами о принадлежности прав на ПО.
В заявлении на регистрацию ПО авторы подтверждают своей подписью верность представленных сведений (что правообладателем является заявитель, программа является служебным произведением, и т.д.). К заявлению прилагается распечатка исходного текста, подтверждающая состав ПО на дату регистрации.
6. Успешного решения споров с третьими лицами.
При возникновении спора многое зависит от наличия и весомости контраргумента. Судье значительно проще сослаться на ваше свидетельство для обоснования отказа в иске или возбуждения дела, чем рассматривать дело по существу.
Свидетельство о регистрации подтверждает приоритет на указанное в нем ПО и депонированные материалы (исходный текст). В случае возникновения споров о нарушении авторских прав, правообладатель может запросить в Роспатенте официальные копии депонированных материалов для сравнения с контрафактными программами или базами данных. Также ему будет проще доказать законность владения программным обеспечением ссылкой на трудовые отношения или контракты с конкретными авторами, указанными в заявлении.
7. Привлечения финансирования
Понятно, что для получения инвестиций необходимо подтвердить, что вы действительно владеете интеллектуальной собственностью. Бывает, и банки не против получить обеспечение кредита под залог НМА.
Комментарии (20)
dzhe
08.07.2015 13:09Напомните, пожалуйста, есть ли сейчас в России какой-то еще документ, выданный государственными органами и регистрирующий права на ПО, кроме Авторского свидетельства, фиксирующего (соответственно) неотчуждаемое авторское право, но не имеющее при этом отношение к имущественным правам на данное произведение? Где именно в Авторском свидетельстве указывается собственник НМА/интеллектуальной собственности?
Что происходит с Авторским свидетельством на ПО после выпуска следующего релиза этого самого ПО, в котором меняется пара строчек из тех распечаток, которые подавались при регистрации? А если изменились строчки, не вошедшие в распечатку?ictlawyer Автор
08.07.2015 13:23Напомните, пожалуйста, есть ли сейчас в России какой-то еще документ, выданный государственными органами и регистрирующий права на ПО, кроме Авторского свидетельства, фиксирующего (соответственно) неотчуждаемое авторское право, но не имеющее при этом отношение к имущественным правам на данное произведение?
По закону у нас только процедура госрегистрации ПО в Роспатенте. Регисрируются именно ПО, а не права. Но при этом из свидетельства видно кто правообладатель и авторы. Соответственно, такое свидетельство позволяет правообладателю ссылаться на принадлежность ему исключительных (имущественных) прав, а авторам — на неимущественные права (право авторства, право на имя).
Что происходит с Авторским свидетельством на ПО после выпуска следующего релиза этого самого ПО, в котором меняется пара строчек из тех распечаток, которые подавались при регистрации? А если изменились строчки, не вошедшие в распечатку?
Ничего не происходит, поскольку зарегистрированное ПО объективно существовало на момент регистрации. Если вы его не используете в связи с созданием новой версии, то это не означает утрату прав на предыдущую версию. При этом подтверждать права на новую версию путем повторной регистрации совсем не обязательно, если она возникла в связи с переработкой зарегистрированного ПО.
Априори права на производное произведение принадлежат владельцу модифицируемого ПО пока не доказано иное.dzhe
08.07.2015 13:51Но при этом из свидетельства видно кто правообладатель и авторы.
1. Правообладатель может иметь, например, ограниченные по времени имущественные права. Или неисключительные… Или правообладателей может быть несколько, с разными долями и разными условиями.
2. Кто действительно является правообладателем, на каких условиях (например, стоимость НМА, время действия исключительных прав и т.п.) все равно определяется каким-то другим документом.
Собственно, мой тезис: для всех тех полезных вещей, о которых вы говорите в своей статье, собственно Свидетельство о регистрации не нужно. Да, его получить несложно и (относительно) недорого. Да, им иногда бывает полезно размахивать. Но никакой необходимости в нем для указанных вами целей нет, они вполне достижимы и без государственной регистрации.
Ничего не происходит
Именно. Вы фиксируете некоторое творческое произведение (песню, стихи, исходный код программы) в том виде, в котором оно существовало на момент регистрации. Если оно потом как-то изменилось (например, код из распечатки больше не используется, а новый код вообще нигде не отражен), то права на эти изменения никак не фиксируются дополнительно.ictlawyer Автор
08.07.2015 14:231. Правообладатель может иметь, например, ограниченные по времени имущественные права. Или неисключительные.
Такого не может быть. Правообладатель — это владелец исключительных прав (не путать с исключительной лицензией).
Или правообладателей может быть несколько, с разными долями и разными условиями
В таком случае и заявление на регистрацию ПО подается от нескольких лиц. Затем они все указываются в свидетельстве как правообладатели.
Да, его получить несложно и (относительно) недорого. Да, им иногда бывает полезно размахивать. Но никакой необходимости в нем для указанных вами целей нет, они вполне достижимы и без государственной регистрации
Можно, но сложнее, чем получить свидетельство и закрыть обозначенные в статье вопросы.dzhe
08.07.2015 14:46А вот, кстати, при подаче заявки правообладатель как-нибудь подтверждает свои исключительные права? Или на слово верят?
ictlawyer Автор
08.07.2015 14:50По регламенту ответственность за достоверность сведений ложится на заявителя. Поэтому должны верить. Казусы бывают только в случае совпадения с названиями другого ПО или товарных знаков.
staskin1
08.07.2015 13:25Где именно в Авторском свидетельстве указывается собственник НМА/интеллектуальной собственности?
прикрепил документ, там все увидите сами.
Копия Свидетельства о госрегистрации программы ЭВМPoriPori
09.07.2015 11:32Ох, я свои пять копеечек вставлю.Свидетельство на программу для ЭВМ является правоудостоверяющим документом. В Роспатенте не ПрЭВМ регистрируется, а как раз исключительное право на нее.
Понятия «неисключительные права» не существует в природе. Примерно как Силиконовой долины. Забудьте о нем.
И исключительного права у N правообладателей не может быть в разной пропорции. Исключительное право оно одно, оно неделимо. А вот доход от использования интеллектуальной собственности уже может распределяться в разных пропорциях. Обычно это в дополнительных соглашениях прописывают, ну или в договоре.
Такое свидетельство несет лишь доп. функцию, чтоб былО.
Исходный код представляется в виде распечатки на 70, кажется, листах. Это я к теме про суд. Правонарушитель, кмк, может легко обойти этот кусок текста.
С судами вообще все неоднозначно. Ваше свидетельство в суде порой как листик А4 в ливень.
Плюс система регистрации ПрЭВМ явочная. Т.е. вы подали заявку, они посмотрели материалы на соответствие формальных признаков требованиям Адм. регламента и выдали бумажку (свидетельство). Хотя можно оплатить поиск аналогов, но… По мне так все это пустое (с поиском или без). Я к тому, что приходите вы в суд со свидетельством в полной уверенности, что вы защищены, ведь выдал же Роспатент бумажку. А ваш оппонент выкладывает на стол бумажку с более ранним приоритетом.
На Хаброресурсах не раз обсуждалось, как страховаться в плане даты приоритета: всякие письма себе слать и т.п.
Еще про суды скажу, про то, что, мол, автор подписал заявку, значит правообладатель в безопасности, ведь автор, подписывая документы, согласился с тем, что право на получение патента переходит организации. А точнее пример приведу.
Есть некий набор компаний (А, Б, С), там все свои, все связаны прочно, можно сказать, по факту чуть ли не одна структура. К примеру, многие топ-менеджеры числятся и в А, и в Б.
Компания А регистрирует ИС, один из авторов главный инженер из Б, и вообще, в авторах вся верхушка.
По идее, чтобы произведение считалось служебным, нужно задание работодателя, или должно быть прописано в договоре. Ну главный инженер не будет же сам себе давать задание, да и кому надо заморачиваться, все свои. Пусть он и числится в Б, а не в А. Ведь он подписал документы заявки на гос. регистрацию. Ведь он этим признал, что право на получение патента принадлежит компании А. Казалось бы.
Меж тем, получен патент, начинается производство оборудования. Через какое-то время главный инженер погибает.… тем временем оборудование начинает поставляться для нужд компании Х. Выходит на сцену его вдова. И через суд добивается включения себя в состав правообладателей. А потом требует отчислений за поставку этого оборудования.
И еще про суды: судья судье — рознь. Надо смотреть статистику по конкретному судье. Если до суда дойдет.ictlawyer Автор
09.07.2015 14:03В Роспатенте не ПрЭВМ регистрируется, а как раз исключительное право на нее.
Вы ничего не путаете? См. ст.1232 ГК РФ, и там предусмотрена только регистрация результата интеллектуальной деятельности (в нашем случае ПО). При этом исключительные права на ПО возникают в силу его создания, а не регистрации.
Еще про суды скажу, про то, что, мол, автор подписал заявку, значит правообладатель в безопасности, ведь автор, подписывая документы, согласился с тем, что право на получение патента переходит организации.
Это верно, но мы же рассматриваем ситуацию, когда автор действительно создал ПО в рамках служебных обязанностей или продал права по договору, как указано в заявлении.
PoriPori
09.07.2015 17:13Да, точно (по поводу возникновения права по факту создания). Прошу прощения, бес попутал -__-'
a13aa
09.07.2015 16:53+1Регистрация и получение свидетельства не являются 100% доказательствами авторства. И хотя суды охотно принимают свидетельства в качестве доказательства, другая сторона может привести и другие доказательства, например, служебное задание на создание ПО, договор, согласно которому третье лицо приобрело право на использование данного ПО, из чего может следовать, что ПО на тот момент было создано и т.п., вплоть до свидетельских показаний. Однако, в таком случае крайне трудно доказать авторство именно этой конкретной реализации, потому что оппонент заявит, что программу он не крал, а написал самостоятельно, а выполнение программой одинаковых функций еще не говорит о ее прямом копировании. Поэтому, из всего перечня возможных доказательств, свидетельство о регистрации самый простой, недорогой и достаточно надежный способ, регистрировать программу надо, если есть хотя бы небольшая вероятность возникновения спора.
staskin1
Как-то задавал вопрос на одном из ваших форумов, но так и не получил ответа. Попробую задать тут.
Ситуация:
Российсская компания, досточно крупная, выполнаяет большие и значимые проекты по оцифровке документов в основном государственные. Более десятка лет является дистрибьютором немецкой компании, разработчика некой системы класса ECM (Управление корпоративным контентом). Система поставлена в многочисленные госструктуры в том числе и силовые. Как только подул ветер импортозамещения, данная российская компания при поддержке немецкого партнера заявляет о разработке одноименной РОССИЙСКОЙ системы. Якобы мизерным ядром является немецкая система, но вот все остальное на столько переписано и кастомизировано, что продукт явно российский. Несколько лет назад зарегистрированы русскоязычные товарные знаки и соответственно программы ЭВМ и базы данных. Уверен и в список российского ПО они тоже подадутся и будут прописаны.
Вопрос:
У правообладателя к своему партнеру претензий нет. Как доказать, что продукт не российский? Поможет ли в данном вопросе ФАС? Или только через суд общей юристдикции?
ictlawyer Автор
Если в результате модификации ПО появляются дополнительные функциональные возможности, иным образом улучшаются ее характеристики, можно говорить о создании производного произведения. Такая самостоятельная версия ПО является отдельным объектом авторских прав, поэтому ее можно зарегистрировать на вполне законных основаниях на нового правообладателя. Для этого достаточно, чтобы такой правообладатель имел право на переработку первоначального ПО по лицензионному договору. Полагаю, что локализации зарубежного ПО в части перевода интерфейса уже вполне достаточно для регистрации самостоятельной версии в Роспатенте и признания на нее прав в суде.
Поэтому не думаю, что такой вариант можно как-то оспорить. Единственным недостатком описанной вами схемы может быть только выполнение работ по модификации при отсутствии таких прав (задним числом можно исправить) либо зарубежным партнером самостоятельно (аналогично можно подготовить доказательства задним числом).
staskin1
Виталий, спасибо за быстрый ответ. Ваша позиция понятна, однако она не учитывает важные нюансы, такие например как объем лицензионных отчислений зарубежному правообладателю или как вы сказали получение разрешения на локализацию. Другими словами, если российская компания просит разрешения на локализацию у иностранного разработчика, то продукт ну никак не может считаться российским, имхо.
www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2015/07/01/597117
Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» kremlin.ru/acts/bank/39838
ictlawyer Автор
Вы предложили ситуацию, в которой зарубежная компания идет на регистрацию ПО на российского дистрибьютора для целей получения госконтрактов в рамках импортозамещения. Разумеется, при этом ими будут учтены все правовые нюансы с передачей прав на модификацию, участием в капитале такого дистрибьютора и размером роялти.
staskin1
Развивая вашу мысль, можно порекомендовать Майкрософту и Ораклу зарегистрировать местные компании, оформить на них права на локализованные версии, и вуаля, у нас есть национальная ОС и СУБД.
ictlawyer Автор
Угу, и платить все налоги в России :)
staskin1
А при чем тут налоги?
ictlawyer Автор
Поставка ПО будет осуществляться с территории России.