Начиная со Swift 4 нам доступен новый протокол Codable, который позволяет легко кодировать/декодировать модели. В моих проектах очень много кода для API вызовов, и за последний год я проделал большую работу по оптимизации этого огромного массива кода во что-то очень легкое, лаконичное и простое путем убивания повторяющегося кода и использования Codable даже для multipart запросов и url query параметров. Так получилось несколько отличных на мой взгляд классов для отправки запросов и парсинга ответов от сервера. А также удобная структура файлов представляющая из себя контроллеры для каждой группы запросов, которая мне привилась при использовании Vapor 3 на бэкенде. Несколько дней назад я выделил все свои наработки в отдельную библиотеку и назвал ее CodyFire. О ней мне и хотелось бы рассказать в этой статье.
Дисклеймер
CodyFire базируется на Alamofire, но это несколько больше чем просто обертка над Alamofire, это целый системный подход к работе с REST API для iOS. Именно поэтому я не переживаю, что в Alamofire пилят пятую версию в которой будет поддержка Codable, т.к. это не убьет моё творение.
Инициализация
Начнем немного издалека, а именно с того, что часто мы имеем три сервера:
dev — для разработки, то что запускаем из Xcode
stage — для тестирования перед релизом, обычно в TestFlight или InHouse
prod — продакшн, для AppStore
И многие iOS разработчики конечно же знают о существовании Environment Variables и о схемах запуска в Xcode, но за мою (8+ лет) практику 90% разработчиков руками прописывают нужный сервер в какой-нибудь константе пока тестируют, или перед сборкой, и это то, что мне хотелось бы исправить показав хороший пример как надо делать правильно.
CodyFire по умолчанию автоматически определяет в каком окружении сейчас запущено приложение, делает оно это очень просто:
#if DEBUG
//DEV environment
#else
if Bundle.main.appStoreReceiptURL?.lastPathComponent == "sandboxReceipt" {
//TESTFLIGHT environment
} else {
//APPSTORE environment
}
#endif
Это конечно же под капотом, а в проекте в AppDelegate вам нужно всего лишь прописать три URL
import CodyFire
@UIApplicationMain
class AppDelegate: UIResponder, UIApplicationDelegate {
func application(_ application: UIApplication, didFinishLaunchingWithOptions launchOptions: [UIApplication.LaunchOptionsKey : Any]? = nil) -> Bool {
let dev = CodyFireEnvironment(baseURL: "http://localhost:8080")
let testFlight = CodyFireEnvironment(baseURL: "https://stage.myapi.com")
let appStore = CodyFireEnvironment(baseURL: "https://api.myapi.com")
CodyFire.shared.configureEnvironments(dev: dev,
testFlight: testFlight,
appStore: appStore)
return true
}
}
И можно было бы просто этому порадоваться и больше ничего не делать.
Но в реальной жизни нам часто нужно в Xcode тестировать dev, stage и prod сервера, и для этого я призываю использовать схемы запуска.
Совет: в разделе Manage schemes не забудьте каждой схеме поставить галочку `shared` чтобы они были доступны всем разработчикам в проекте.
В каждой схеме нужно прописать переменную окружения `env` которая может принимать три значения: dev, testFlight, appStore.
И чтобы эти схемы заработали с CodyFire нужно добавить следующий код в AppDelegate.didFinishLaunchingWithOptions после инициализации CodyFire
CodyFire.shared.setupEnvByProjectScheme()
Более того, часто босс или тестировщики вашего проекта могут просить о переключении сервера «на лету» где-нибудь на LoginScreen. С CodyFire вы сможете легко это реализовать переключая сервер одной строкой изменив окружение:
CodyFire.shared.environmentMode = .appStore
Это будет работать до перезапуска приложения, а если нужно чтобы и после запуска сохранялось, то сохраните значение в UserDefaults, делайте проверку при запуске приложения в AppDelegate и переключайте окружение на необходимое.Этот важный момент я рассказал, надеюсь, что будет больше проектов в которых переключение окружения будет сделано красиво. А заодно мы уже и инициализировали библиотеку.
Структура файлов и контроллеры
Теперь можно рассказать о моем видении структуры файлов для всех API вызовов, это можно назвать идеологией CodyFire.
Давайте сразу посмотрим как это в итоге выглядит в проекте
А теперь посмотрим листинги файлов, начнем с API.swift.
class API {
typealias auth = AuthController
typealias post = PostController
}
Здесь перечислены ссылки на все контроллеры, чтобы их было легко вызывать через `API.controller.method`.
class AuthController {}
API+Login.swift
extension AuthController {
struct LoginResponse: Codable {
var token: String
}
static func login(email: String, password: String) -> APIRequest<LoginResponse> {
return APIRequest("login").method(.post)
.basicAuth(email: email, password: password)
.addCustomError(.notFound, "User not found")
}
}
В этом декораторе мы декларируем функцию обращения к нашему API:
— указываем endpoint
— HTTP метод POST
— используем враппер для basic auth
— деклариируем желаемый текст для определенного ответа от сервера (это удобно)
— и указываем модель по которой будут декодированы данные
Что осталось скрытым?
— не нужно указывать полный URL сервера, т.к. он уже задан глобально
— не пришлось указывать, что мы ожидаем получить 200 OK если все хорошо
200 ОК это статус код по умолчанию ожидаемый CodyFire для всех запросов, в случае которого идет декодинг данных и вызывается callback, что всё хорошо, вот ваши данные.Далее где-то в коде для вашего LoginScreen вы сможете просто вызывать
API.auth.login(email: "test@mail.com", password: "qwerty").onError { error in
switch error.code {
case .notFound: print(error.description) //выведет: User not found
default: print(error.description)
}
}.onSuccess { token in
//TODO: сохраняем auth token в надежном месте
print("Received auth token: "+ token)
}
onError и onSuccess это только малая часть колбэков, которые может возвращать APIRequest, поговорим о них позже.
В примере с входом мы рассмотрели только вариант, когда автоматически декодируются возвращаемые данные, но вы можете сказать, что это вы и сами могли реализовать, и будете правы. Поэтому давайте рассмотрим возможность отправки данных по модели на примере формы регистрации.
API+Signup.swift
extension AuthController {
struct SignupRequest: JSONPayload {
let email, password: String
let firstName, lastName, mobileNumber: String
init(email: String,
password: String,
firstName: String,
lastName: String,
mobileNumber: String) {
self.email = email
self.password = password
self.firstName = firstName
self.lastName = lastName
self.mobileNumber = mobileNumber
}
}
struct SignupResponse: Codable {
let token: String
}
static func signup(_ request: SignupRequest) -> APIRequest<SignupResponse> {
return APIRequest("signup", payload: request).method(.post)
.addError(.conflict, "Account already exists")
}
}
В отличие от входа, при регистрации мы передаем большое количество данных.
В данном примере мы имеем модель SignupRequest которая соответствует протоколу JSONPayload (таким образом CodyFire понимает тип payload), чтобы body нашего запроса было в виде JSON.
В итоге вы получаете простую функцию которая принимает модель payload
API.auth.signup(request)
и которая в случае успеха вернет вам определенную модель ответа.
По-моему уже круто, да?
А что если multipart?
Давайте рассмотрим пример когда можно создать некий Post.
Post+Create.swift
extension PostController {
struct CreateRequest: MultipartPayload {
var text: String
var tags: [String]
var images: [Attachment]
var video: Data
init (text: String, tags: [String], images: [Attachment], video: Data) {
self.text = text
self.tags = tags
self.images = images
self.video = video
}
}
struct Post: Codable {
let text: String
let tags: [String]
let linksToImages: [String]
let linkToVideo: String
}
static func create(_ request: CreateRequest) -> APIRequest<CreateRequest> {
return APIRequest("post", payload: request).method(.post)
}
}
Данный код сможет отправить multipart форму с массивом файлов картинок и с одним видео.
Посмотрим как вызвать отправку. Тут самый интересный момент про Attachment.
let videoData = FileManager.default.contents(atPath: "/path/to/video.mp4")!
let imageAttachment = Attachment(data: UIImage(named: "cat")!.jpeg(.high)!,
fileName: "cat.jpg",
mimeType: .jpg)
let payload = PostController.CreateRequest(text: "CodyFire is awesome",
tags: ["codyfire", "awesome"],
images: [imageAttachment],
video: videoData)
API.post.create(payload).onProgress { progress in
print("прогресс выгрузки: \(progress)")
}.onError { error in
print(error.description)
}.onSuccess { createdPost in
print("пост успешно создан: \(createdPost)")
}
Attachment это модель в которой помимо Data передается также имя файла и его MimeType.
Если вы хоть раз отправляли multipart форму из Swift с использованием Alamofire или голого URLRequest я уверен вы оцените простоту CodyFire.
Теперь более простые, но не менее классные примеры GET вызовов.
Post+Get.swift
extension PostController {
struct ListQuery: Codable {
let offset, limit: Int
init (offset: Int, limit: Int) {
self.offset = offset
self.limit = limit
}
}
static func get(_ query: ListQuery? = nil) -> APIRequest<[Post]> {
return APIRequest("post").query(query)
}
static func get(id: UUID) -> APIRequest<Post> {
return APIRequest("post/" + id.uuidString)
}
}
Самый простой пример это
API.post.get(id:)
который в onSuccess вернет вам Post модель.
А вот более интересный пример
API.post.get(PostController.ListQuery(offset: 0, limit: 100))
который принимает на вход ListQuery модель,
которую в итоге APIRequest конвертирует в URL-path вида
post?limit=0&offset=100
и вернет в onSuccess массив [Post].
Вы конечно можете и по-старинке писать URL-path, но теперь-то вы знаете, что можно тотально Codable'зироваться.
Последний пример запроса будет DELETE
Post+Delete.swift
extension PostController {
static func delete(id: UUID) -> APIRequest<Nothing> {
return APIRequest("post/" + id.uuidString)
.method(.delete)
.desiredStatusCode(.noContent)
}
}
Здесь два интересных момента.
— возвращаемый тип APIRequest, в нем указан generic тип Nothing, который является пустой Codable моделью.
— мы явно указали, что ожидаем получить 204 NO CONTENT, и CodyFire только в этом случае вызовет onSuccess.
Как вызывать этот endpoint из вашего ViewController'a вы уже знаете.
Но тут два варианта, первый с onSuccess, а второй без. На него и посмотрим
API.post.delete(id:).execute()
То есть если вам неважно отработает ли запрос, то можете просто вызвать у него .execute() и всё, иначе он запустится после декларации onSuccess хендлера.
Доступные функции
Авторизация каждого запроса
Для подписи каждого API запроса какими-либо http-headers используется глобальный хэндлер, который вы можете задать где-нибудь в AppDelegate. Более того на выбор можно использовать классический [String: String] или Codable модель.
Пример для Authorization Bearer.
1. Codable (рекомендую)
CodyFire.shared.fillCodableHeaders = {
struct Headers: Codable {
//NOTE: если nil, то не добавиться в headers
var Authorization: String?
var anythingElse: String
}
return Headers(Authorization: nil, anythingElse: "hello")
}
2. Классика [String: String]
CodyFire.shared.fillHeaders = {
guard let apiToken = LocalAuthStorage.savedToken else { return [:] }
return ["Authorization": "Bearer \(apiToken)"]
}
Выборочное добавление некоторых http-headers в запрос
Это можно сделать при создании APIRequest, например:
APIRequest("some/endpoint").headers(["someKey": "someValue"])
Обработка неавторизованных запросов
Вы можете обрабатывать их глобально, например в AppDelegate
CodyFire.shared.unauthorizedHandler = {
//выбросить пользователя на WelcomeScreen
}
или местно в каждом запросе
API.post.create(request).onNotAuthorized {
//пользователь не авторизован
}
Если сеть не доступна
API.post.create(request). onNetworkUnavailable {
//нет связи с интернетом, либо авиарежим, либо проблемы с сетью
}
иначе в onError вы получите ошибку ._notConnectedToInternetЗапуск чего-либо перед тем как запрос запустится
Вы можете задать .onRequestStarted и начать в нем показывать, например, лоадер.
Это удобное место, потому что оно не вызывается в случае отсутствия интернета, и вам не придется почем зря показывать лоадер, например.
Как отключить/включить вывод логов глобально
CodyFire.shared.logLevel = .debug
CodyFire.shared.logLevel = .error
CodyFire.shared.logLevel = .info
CodyFire.shared.logLevel = .off
Как отключить вывод логов для одного запроса
.avoidLogError()
Обрабатывать логи по-своему
CodyFire.shared.logHandler = { level, text in
print("Ошибка в CodyFire: " + text)
}
Как задать ожидаемый http-код ответа сервера
Как я уже говорил выше, по умолчанию CodyFire ожидает получить 200 OK и если получает, начинает парсить данные и вызывает onSuccess.
Но ожидаемый код можно задать в виде удобного enum, например для 201 CREATED
.desiredStatusCode(.created)
или даже можно задать кастомный ожидаемый код
.desiredStatusCode(.custom(777))
Отмена запроса
.cancel()
и можно узнать, что запрос отменен объявив .onCancellation хендлер
.onCancellation {
//запрос был отменен
}
иначе будет вызван onError
Установка таймаута для запроса
.responseTimeout(30) //ставим таймаут в 30 секунд
на событие таймаута тоже можно повесить хендлер
. onTimeout {
//запрос завершился по таймауту
}
иначе будет вызван onError
Установка интерактивного дополнительного таймаута
Это моя любимая фишка. О ней меня однажды попросил один заказчик из США, т.к. ему не нравилось, что форма входа отрабатывает слишком быстро, по его мнению это выглядело не натурально, как-будто это фейк, а не авторизация.
Идея в том, что он хотел, чтобы проверка email/password длилась 2 секунды или более. И если она длится только 0.5 секунды, значит нужно накинуть еще 1.5 и только тогда вызвать onSuccess. А если занимает ровно 2 или 2.5 секунды, то вызывать onSuccess сразу же.
.additionalTimeout(2) //минимум 2 секунды будет выполняться запрос
Свой Date encoder/decoder
В CodyFire есть свой DateCodingStrategy enum, в котором три значения
— secondsSince1970
— millisecondsSince1970
— formatted(_ customDateFormatter: DateFormatter)
DateCodingStrategy можно задать в трёх вариантах и отдельно для decoding и encoding
— глобально в AppDelegate
CodyFire.shared.dateEncodingStrategy = .secondsSince1970
let customDateFormatter = DateFormatter()
CodyFire.shared.dateDecodingStrategy = .formatted(customDateFormatter)
— для одного запроса
APIRequest("some/endpoint")
.dateDecodingStrategy(.millisecondsSince1970)
.dateEncodingStrategy(.secondsSince1970)
— или даже отдельно для каждой модели, просто нужно чтобы модель соответствовала CustomDateEncodingStrategy и/или CustomDateDecodingStrategy.
struct SomePayload: JSONPayload, CustomDateEncodingStrategy, CustomDateDecodingStrategy {
var dateEncodingStrategy: DateCodingStrategy
var dateDecodingStrategy: DateCodingStrategy
}
Как добавить в проект
Библиотека доступна на GitHub под MIT лицензией.
Установка пока доступна только через CocoaPods
pod 'CodyFire'
Я очень надеюсь, что CodyFire будет полезна другим iOS-разработчикам, упростит для них разработку, и вообще сделает мир чуточку лучше, а людей добрее.
Вот и всё, спасибо, что уделили время.
UPD: Появилась поддержка ReactiveCocoa и RxSwift
pod 'ReactiveCodyFire' #для ReactiveCocoa
pod 'RxCodyFire' #для RxSwift
#в данном случае не нужно прописывать 'CodyFire', он уже в зависимостях
APIRequest для ReactiveCoca будет иметь .signalProducer, а для RxSwift .observable
UPD2: появилась возможность запускать несколько запросов
Если вам важно получить результат каждого запроса, используйте .and()
Максимально в таком режиме можно запустить до 10 запросов, они будут выполняться строго один за другим.
API.employee.all()
.and(API.office.all())
.and(API.car.all())
.and(API.event.all())
.and(API.post.all())
.onError { error in
print(error.description)
}.onSuccess { employees, offices, cars, events, posts in
// все результаты получены !!!
}
onRequestStarted, onNetworkUnavailable, onCancellation, onNotAuthorized, onTimeout — также доступны.
onProgress — пока в разработке
Если вам не важны результаты запросов, можно использовать .flatten()
[API.employee.all(), API.office.all(), API.car.all()].flatten().onError {
print(error.description)
}.onSuccess {
print("flatten finished!")
}
Чтобы запустить их одновременно просто добавьте .concurrent(by: 3) это позволит трём запросам выполняться одновременно, число можно указать любое.Чтобы пропускать ошибки провалившихся запросов добавьте .avoidCancelOnError()
Чтобы получить прогресс выполнения добавьте .onProgress
Комментарии (17)
Gargo
27.10.2018 16:58поправьте меня если ошибаюсь, но в случае какой-то ошибки с запросом вы увидите только что «что-то не работает». Либо вам придется писать полноценный парсинг значений, с которым Codable отличается от существующих решений только тем, что поставляется с ios sdk.
Про использование структур вместо классов промолчу — на клиенте ужасно неудобная штука, но может на сервере все по-другомуiFamily Автор
27.10.2018 17:12в случае какой-то ошибки с запросом вы увидите только что «что-то не работает»
Все что может пойти не так на мой взгляд охвачено, это:
— либо нет связи, таймаут
— либо ответ от сервера с неожиданной ошибкой, например 401 вместо 200
— либо ошибка декодирования о которой вы получите полную информацию в дебагере, иначе будет брошен код -2 или enum `_undecodable`
Можно конечно добавить еще и парсинг объекта ошибки сервера, например если сервер всегда бросает на ошибку json вида {error: 401, reason: «Not authorized because token is empty»} или просто строку тогда это можно будет спарсить. Можно было бы сделать, но тогда надо будет больше дженериков(в принципе уже даже придумал как сделать красиво). А так все ошибки видно в дебагере более чем полностью с указанием и всех данных о запросе и об ответе.
Про использование структур вместо классов промолчу
А вот чем вам структуры не угодили я не понимаю. Их правильно использовать для Codable, потому что если вы будете использовать классы, то наверняка из-за наследования, а Codable не умеет в наследование и будут ошибки, т.к. часть переменных из суперклассов потеряются, если вы не пропишете кастомный encoder/decoder вручную. Попробуйте в playground сделать JSONEncode класса с наследованием, он выведет вам только значения из суперкласса. Или попробуйте используйте Mirror для чтения переменных класса, он выведет вам только все из первого класса, а из суперкласса нет. Чтобы никто с этим не сталкивался дан пример со структурами.Gargo
27.10.2018 18:09когда разрабатываю клиента, то предполагаю, что логика на сервере может поменяться в любой момент. Да и сам до конца не знаю, как будет выглядеть мой код в конце. В случае с классами объявляю класс и перечисляю в нем список переменных и если нужно, то добавляю init без параметров, если приложение ругается и требует инициализации эти переменных.
В случае со структурами вы обязаны написать километровый init с кучей входных параметров, чтобы инициализировать все поля? В статье вы это уже делаете. А если хотите изменить внутренности структуры — получите рефакторинг всех конструкторов, потому что конструктор структуры меняется даже если поменять просто порядок слеования переменныхiFamily Автор
27.10.2018 18:21предполагаю, что логика на сервере может поменяться в любой момент
Логика на сервере не может поменяться в любой момент, это уже будет другая версия API.
Запрос и ответ в нормальном API как раз строгий, поэтому и можно и нужно применять модели. В случае если какие-то поля опциональные можно помечать их опциональными.
То, что нужно прописывать инициализатор это к сожалению недоработка текущей версии Swift, но если структура находится в том же файле, где ее будут инициализировать, то инициализатор прописывать не нужно, так как все-таки отработает дефолтный. По идее дефолтный инициализатор должен работать из любого места, а не только из того же файла, тогда будет всем радость.
В случае со структурами вы обязаны написать километровый init с кучей входных параметров, чтобы инициализировать все поля?
Актуально только для структур для запросов, для ответов никакие инициализаторы не нужны. Кстати с классом вы тоже будете писать километровый init чтобы инициализиировать все поля если вы не расставили `!` у каждого поля конечно же (а force unwrapping это кстати зло)
получите рефакторинг всех конструкторов
Звучит совсем не страшно, так как делать это придется очень редко и это не так уж и сложно.
house2008
28.10.2018 14:07Есть плагины для Xcode чтобы генерировать иниты, например github.com/rjoudrey/swift-init-generator. Я так понимаю, что в классах у вас все проперти являются var, чтобы избавиться от конструктора, тогда мы теряем иммутабельность объекта. К тому же структуры более эффективны касательно работы с памятью, правда если все проперти так же являются value типами.
GDXRepo
28.10.2018 20:31Перечитал статью, подумал вот о чем. Мне сильно не хватает в оберточных либах возможности делать dependent-запросы. То есть, зачастую нужно, чтобы отработал вот этот запрос, потом вот этот, и еще вот этот, и только тогда считать группу запросов выполненной. Например, если каждый из них отработал без ошибок, или только парочка из трех запрошенных, допустим. Сейчас решаю это тупой вложенностью (один запрос — onSuccess — второй запрос — onSuccess, и т.д.), что не совсем верно, так как запросы не одновременно идут, но мне хватает. Есть ли планы ввести что-то подобное в либу?
Еще похожая тема — chained-запросы, при котором один запрос идет строго после другого, цепочкой, а результатом является опять результат выполнения группы цепных запросов.
И еще одно — отмена запросов. Юзер перешел на другой экран, ткнул отмену или что-то такое — надо иметь возможность обрубить левые запросы, которые более не нужны.
С этими плюшками будет прям огонь.Bogdan9122
29.10.2018 17:17все что вы описали можно сделать с помощью реактивщины.
GDXRepo
29.10.2018 17:21Можно. А все, что сделал автор в либе, можно сделать и без этой либы. Но я говорю конкретно о ней и ее фишках, а не о других способах выполнить задачу. Другие способы есть всегда.
GDXRepo
Неплохой подход. Наверное, каждый что-то подобное пилит в каждом своем проекте)) У меня тоже что-то такое встроено самописное поверх Аламофаера. Но возьму на заметку, спасибо. Если будете поддерживать либу, то отлично.
P.S. Где-то в разметке статьи забыли <i* тег закрыть, или закрыли не там, где стоило) Пофиксите пж, а то весь подвал в курсиве)
iFamily Автор
Спасибо большое, текст исправил, там был код который парсер срезал и получился глюк)
Либа будет жить долго ^_^