Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сегодня огласил результаты работы комиссии и назвал официальную причину аварии ракеты «Союз-ФГ», произошедшей 11 октября:
«Пару дней назад закончила работу аварийная комиссия, авария произошла из-за нештатного разделения первой и второй ступеней. Одна из «боковушек» при разделении не отвелась на нужное расстояние и ударила по баку горючего второй ступени, что привело к разрыву бака и разрушению второй ступени. Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней».
Заявление было сделано на торжественном мероприятии, посвященном 55-летию Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП).
Авария «Союза-ФГ» стала первым за последние 35 лет чрезвычайным происшествием при запуске пилотируемого корабля, пишет ТАСС. Хабраюзер lozga говорит, что последний раз подобная ситуация была в 1975 году на «Союз-18-1». Тогда из-за аварии носителя корабль вынужденно выполнил суборбитальный полёт, а сейчас корабль с экипажем успешно приземлился в Казахстане.
Выяснение причин аварии было необходимым условием для того, чтобы продолжить запуски «Союзов» и для того, чтобы страховые компании согласились страховать эти пуски, пусть теперь и по повышенным тарифам.
Источник в ракетно-космической отрасли сообщили ТАСС, что первый запуск ракеты «Союз-ФГ» после аварии запланирован на 16 ноября. Старт грузового корабля «Прогресс МС-10» к МКС планируется на 21:14 мск с Байконура.
Комментарии (90)
Smbdy_kiev
31.10.2018 12:49+3И всё же хочется технических подробностей. Что конкретно пошло нетак?
А заявления… ясности не добавили.isliver
31.10.2018 14:45На хабре уже было достаточно правдоподобное расследование, вот habr.com/post/426363.
Там как раз описывался процесс разделения первой и второй ступени. Скорее всего подробные отчеты Роскосмос выложит в ближайшее время и можно будет посмотреть на ситуацию, так сказать, «изнутри».Smbdy_kiev
31.10.2018 14:55Да, я читал. С господином lozga согласен, особенно в месте: "… и эти кадры будет очень интересно посмотреть.", про сложные траектории отделения тоже понял.
Но почему три шт. отделились нормально, а 4-й помешал какой-то датчик?
Тем более с 70-х годов вообще проблем не было.
А что «ракета поламалась», это мы и так поняли.
В любом случае, можем только ждать.legolegs
31.10.2018 17:16+1Но почему три шт. отделились нормально, а 4-й помешал какой-то датчик?
Неправильный вопрос. Звучит так, будто остальные 3 тоже должны были сбойнуть. Правильно так: «Почему за историю Союза-ФГ 259 боковушек отделились нормально, а 260-ой помешал какой-то датчик?»Elmot
31.10.2018 21:17+2не 260я боковушка сломалась, а 257я. переполнение 8 бит,
новая серия нормально пошла.
Javian
31.10.2018 15:06Мнение эксперта
Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней"
Это все равно что прочитать в отчете патологоанатома по итогам вскрытия: «помер, жалуясь на боль в груди и громко матерясь».
СЛЕДСТВИЕ, СИМПТОМ комиссия выдала за ПРИЧИНУ
Датчик — это тот самый концевой выключатель, срабатывающий при отходе бокового блока на определенный угол и выдающий сигнал на открытие клапанов для окончательного отвода бокового блока. Тот самый, который нашли погнутым на 6 градусов. Т.е. причину аварии озвучили так, что причина механического загиба датчика, возникшего при сборке ракеты, причиной не является.
Mike_soft
31.10.2018 15:47не совсем понятно.
если был «механический загиб при сборке» — то так и должны были написать. а мог и датчик в силу своей неисправности нештатно сработать. «замкнуться наполовину», например — если аналоговый (ну, в смысле, показать не ноль/бесконечность, а какое-то среднее сопротивление. или дать помеху). может — утрированно — окисление контактов датчика и есть его причина нештатной работы, а загиб при монтаже никак не помешал механической сработке…Javian
31.10.2018 16:18если бы написали, что причина неисправности в механическом повреждении датчика, то возник вопрос как он был поврежден, почему не обнаружили при проверке и кто за это ответит.
А так — «бывает». Иногда вещи ломаются сами.
MrAloof
31.10.2018 16:53Думаю всё дело в страховке. Если написать отчёт по которому причина аварии ошибки сборки, то будет регресс за нарушение технологического процесса. А так — маловероятный сбой прибора, страховой случай...
legolegs
31.10.2018 17:22+2Не соглашусь. Объяснение, которое закроет тему для журналистов
и Ализарасформулировать очень легко, но страховая-то за деньги работает и за ниточки обязательно потянет и клубочек попытается распутать (а ещё лучше запутать в свою пользу). Уверен, страховщики получат куда более убедительный и длинный ответ.MrAloof
31.10.2018 17:35Все не просто. Есть юридическая сторона. Комиссия установила причину. Страховая на основании результатов расследования производит выплаты. Какие основания не доверять выводам комиссии? У страховой нет компетенции, единственный компетентный орган и есть эта комиссия (назначена, независима, и тд.). Что страховая может предоставить суду? Но если в докладе будет косяк, то на основании этого документа страховая может отказать.
По факту же, клубочек уже распутан. И страховая тоже в курсе либо уже либо будет. Но единственное что смогут — повышать ставки или что то менять в следующих договорах...
pnetmon
31.10.2018 13:12-1Авария «Союза-ФГ» стала первым за последние 35 лет чрезвычайным происшествием при запуске пилотируемого корабля, пишет ТАСС
Да ладно, да неужели....
pnetmon
31.10.2018 16:23+5-9
Мда… 2018-35= 1983. Что, никаких проблем с пилотируемыми кораблями c 1983 года при запуске не было? Может кто-то забыл указать в России, СССР? А Союз-ФГ запускается с 2001 года, так что тоже не катит для 35 лет.lmike
31.10.2018 21:09при запуске пилотируемого корабля
?khim
01.11.2018 04:21Видимо намёк на то, что за эти 35 лет пара Шаттлов взорвалась-таки.
Но за такое прочтение новости нужно звание «зануда какой-то там степени» выдавать, не иначе…pnetmon
01.11.2018 11:14Видимо за эти 35 лет только один Шаттл взорвался при запуске, а не пара. А второй при возвращении в плотные слои атмосферы.
dkdkdk
31.10.2018 13:36Интересные совпадения случаются.
Американцы в этом году сняли сериал «Первые», первая серия вышла 14 сентября.
Действие происходит в ближайшем будущем, что-то типа 2027 год или 2032, не помню точно.
В первой серии они запускают корабль к Марсу, космонавты перед входом в корабль, так сказать «на счастье», бросают вниз монетку которая попадает в какой-то узел связанный с разделением ступеней и разделение происходит некорректно, САС на корабле почему-то нет (намек на Шаттлы ?) и поэтому весь экипаж в количестве 6 человек погибает.
И вот проходит всего месяц и история повторяется в реальной жизни, к счастью у нас САС была и сработала.TimsTims
31.10.2018 19:51Может вот так?
Заголовок спойлераdkdkdk
31.10.2018 19:58+1Нет, ну так однозначно безопаснее чем бросать монетку с 50-метровой высоты :)
Goodkat
31.10.2018 20:33+3На месте страховой компании я бы рассматривал попа как конкурирующую фирму и перестраховку у двух страховщиков сразу, а значит и разделение страховых выплат.
Короче: пусть церковь возмещает половину убытков.TimsTims
31.10.2018 21:17На самом деле страховые компании никогда не берут весь риск на себя, они разделяют её с другими. Например: страхование космического корабля стоит 1 млрд — то страховая забирает 100млн себе, остальные 800 платит другой компании, которая возьмёт на себя остальные 90% риска. Эта вторая компания так-же забирает себе около 100млн, остальное — платит следующей для покрытия риска. Таким образом, все зарабатывают лишь кусок, но когда случается авария, то не приходится расплачиваться всей стоимостью компании, а риск покрывается на всех.
Поэтому, если освящение ракеты не стоит 100млн рублей, то вряд-ли можно ожидать выплаты :DGoodkat
31.10.2018 21:28+1Эта схема понятна и легальна, я о другом: как если бы вы заключили на один автомобиль два договора автокаско в разных страховых компаниях.
iig
01.11.2018 01:00+1А что, так разве нельзя??
konst90
01.11.2018 11:32Можно, но выплату в двойном размере вы не получите.
ГК РФ. Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости
1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Уплаченная излишне часть страховой премии возврату в этом случае не подлежит.
4. Правила, предусмотренные в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, соответственно применяются и в том случае, когда страховая сумма превысила страховую стоимость в результате страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков (двойное страхование).
Сумма страхового возмещения, подлежащая выплате в этом случае каждым из страховщиков, сокращается пропорционально уменьшению первоначальной страховой суммы по соответствующему договору страхования.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/3f8024d91b6ab2dbdb4090935f02fa3aefa27a6e
MiB_K
31.10.2018 13:37Что-то я не понял — а что это за датчик такой? Какое у него предназначение? Из того, что читал о конструкции Союза, понял, что там почти без электроники разделение происходит, практически одна механика. Может кто-то объяснить?
lakroft
31.10.2018 13:48Предполагаю, что речь про датчик начала отрыва шарнира, при его срабатывании блок закручивается за счет открытия клапанов баков. Подробнее написано на сайте КИК СССР. Но это исключительно домыслы.
MiB_K
31.10.2018 13:58Спасибо, стало понятнее. С новой информацией это выглядит так, что один из датчиков не отработал и в результате клапан для стравливания не открылся.
lakroft
31.10.2018 13:42Правильно ли я полагаю, что произошло «ложно положительное» срабатывание датчика в верхнем креплении бокового блока, из-за чего блок отключил двигатель раньше времени, не успев отойти на достаточное расстояние?
Mike_soft
31.10.2018 14:00скорее всего, не сработал контакт отрыва блока, который вызывает срабатывание пироклапана дренажа бака окислителя. благодаря которому (дренажу остатков) вышедший из зацепления боковой блок отводится от центрального (от второй ступени))
lakroft
31.10.2018 17:35Поправте, если не прав, но этот датчик должен сработать после того, как блоки разойдутся в стороны. На трансляции видно, что разошлись только три блока, т.е. нештатная работа началась до того, как датчик должен был сработать. Поэтому я предположил его ложное преждевременное срабатывание.
Mike_soft
01.11.2018 07:30этот датчик должен сработать, когда боковой блок отклонится, а его упор выйдет (будет способен выйти) из зацепления с центральным.
dmitryredkin
31.10.2018 14:31Извините, но «нештатная работа датчика» — Это не причина. Это скорее следствие. Причины нам так и не назвали. Недостаток конструкции? Брак на производстве? Халатность при сборке? Стечение обстоятельств? — вот возможные причины.
А так — просто опять решили не выносить сор из избы, как и в случае с дыркой в «Союзе».
И они еще после такого хотят, чтобы их кто-то страховал?Mike_soft
31.10.2018 14:54они — хотят. страховщики — уже не хотят. по крайней мере, за 3.5% не хотят — хотят как минимум 7%
Vlad_fox
31.10.2018 15:52+1Заявление было сделано на торжественном мероприятии, посвященном 55-летию Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП)
каким боком это заведение и его юбилей стыкуются с аварией союза?tvr
31.10.2018 16:48каким боком это заведение и его юбилей стыкуются с аварией союза?
Ну на юбилейных торжественных мероприятиях, особенно в заключительной, неофициальной, части много всяких интересных заявлений делается, с разным градусом достоверности. Для дезавуации особо выдающихся пёрлов, потом применяются магические заклинания вроде: «Вы нас не так поняли/мы совсем не это имели в виду».
roofcat
31.10.2018 17:13+1ИМБП — головной институт по космической медицине. Но к аварии отношения не имеет, да.
VT100
31.10.2018 17:20Ведёт всю(?) «космическую» медицину. www.imbp.ru
Не «чужой» институт, в любом случае.
BalinTomsk
31.10.2018 16:55Может пора дублировать датчик? Мне казалось в космической промышленности везде тройное резерверование.
И запретить пронос кувалды в цех сборки под угрозой увольнения. Зачем в космической промышленности это батутно-рогозинские новвоведения?roofcat
31.10.2018 17:14+1как пишут знающие люди, контактная группа и электрическая часть троирована, а шток — один.
hardegor
31.10.2018 18:52Запрет только ухудшит — болт М42х300 ГОСТ 7805 уже выглядит как маленькая кувалда, а там и поболее болты есть — если кувалды не будет, еще и болты попортят.
WildLynxDev
31.10.2018 18:57+5Анимация от Hazegrayart.
Насколько можно понять из видео пуска и дальнейших новостей, видео более менее точное.
8street
Причины есть. А вот выводов нет. В том плане, чтобы эта неисправность больше не повторялась. А то накажут сборщиков на премию или уволят, а вот улучшить узел или изменить технологию производства — нет.
arheops
Улучшить узел — значит начать заново все тесты, не так это и просто. А ресурсов как обычно нет, все ушли
ErnestMiller
конечно ресурсов не будет, если Рогозин покупает себе квартиру за 500 млн и сынульку устраивает в этой жизни
AnatolPe
Ну в принципе вы как всегда «правы»…
Улучшить узел?
Ребята за столько лет один косяк… Сколько пусков было с последней аварии?
То что дядя Вася получая ЗП 55-65 тысяч рублей(при этом в городе этом же нормальная ЗП 20тысяч) не правильно установил или протестировал датчик виноват Рогозин…
То что в вашем подъезде срёт сосед виноват лично Владимир Владимирович…
tvr
Это даже не смешно. ЕМНИП, года без одного/двух
самокрутоккосяков в последнее время в этой сфере не обходится, вот уже и до пилотируемых стартов веселье добралось.AnatolPe
Я немного в «отрасли» поработал, всегда поражался медлительностью и скрупулезностью некоторых стариков… Да были и маразматичные моменты, но некоторые моменты были достойны уважения, начальник отдела одного 76 лет мне сразу сказал- Вы молодые инициативные- это хорошо, мы сами такие были, но нас в то время старики такие же как мы сейчас Маразматики часто останавливали и придерживали, некоторые показывали косяки- и доказывали молодежи что не правы, некоторые просто тупо сидели и говорили Мы так 100лет делали и не надо новизны вводить… Самый лучший возраст для начальника отдела и главных конструкторов 35-55 лет… Дальше наступает маразм, до 35 играет юношеский авантюризм…
Тоже самое и с сборщиками… Честно косяков у девок которые сидели паяли 22-30 лет отроду было больше чем у теток 35-50 лет… Но 35-50 лет это закоренелые прожженные «Бабы» которые обсудят всех и вся и знаю про всех… У Первых или гулянки и заигрывание с нами, или дети на уме… Сидит думает обо мне, а там паяет что получится… (PS реальный опыт)
albik
Читать первоисточники сейчас стало так немодно:
balexa
Я на заре своей карьеры работал в одном нии тесно связанном с роскосмосом, поэтому есть печальное подозрение, что «цикл мероприятий» — это разработка еще одной формы отчетности, которую надо будет заполнить установщику.
Надеюсь что я ошибаюсь
anonymous
Руководство 90% госпредприятий боится ответственности, да и мозгов нет нормальных уже, что бы что-то улучшать. Как то работает… ну и ладно. Что бы привнести нововведение — это нужно пройти 100 кругов бюрократического ада, вообщем, кто с военкой общался тот знает о чем я.
Еще 5-10 лет и космос потерян господаю
MacIn
В этом конкретном деле нововведения, может быть и не нужны — ведь уровень контроля качества был достаточным, чтобы до этого все Союзы летали нормально.
Скорее наоборот, из-за каких-то нововведений и «оптимизаций» и произошел промах с контролем качества.
burzooom
например, уход на пенсию специалистов
poznawatel
или, что ещё хуже, неприход молодой талантливой смены и отказ от минимизации бюрократических процедур.
Huan
В новости также есть такое: «Сейчас проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты.»
flx0
А что за цикл-то? Почему в новости нет про него ни слова больше чем «он проводится»? SpaceX нас уже избаловал подробными статьями и интервью с теми кто непосредственно за все отвечает. Теперь хотим того же от Роскосмоса. А не отписок уровня «проводится цикл мероприятий». Причем первые вообще никому не обязаны так делать, а вот вторые — госкорпорация, получает деньги налогоплательщиков. Так и извольте обеспечить прозрачность.
khim
К сожалению это общая беда: даже у Росатома, который, в отличие от Роскосмоса, реально разработавает новые вещи (скажем только Росатом реально сейчас строит реакторы на быстрых нейтронах и планирует замкнуть-таки цикл) презентации и отчёты откровенно убоги (по сравнению с конкурентами). Впрочем если сравнить эти же презентации с Роскосмосом…
AnatolPe
Да в хабре лучше не отвечать нормальным слоганом… И нормальной логикой…
Только либеральным, иначе минусить карму будут :)
geirby
За «договориться с парой чиновников» минусы справедливые. Вся отрасль (и не одна одна) в этом: «договориться с парой чиновников». Безразлично на конечный результат — главное бодро отрапортовать руководству.
При чем тут «либералы» — загадка.
AnatolPe
Некоторые моменты вам не понятно, я работал и на банки, и на погоны, и частный бизнес (два ИП, два ООО своих) и сейчас немного работаю на дядю…
Да видел, и честно признаюсь затачивал конкурсы под свой выигрыш…
Так что «Договорится с парой чиновников» бывает лучше чем выиграл лучший по цене…
Про очковтерательство- Сейчас скажу сразу- пришли не Эффекти'вные менеджеры, а Эффе'ктные… Будет хуже… Причем если вижу что выпускник МБА — все пиши пропало… И это не госкорпорации, а вполне себе комерсы…
oleg_go
Насчет того что только Росатом строит реакторы на быстрых нейтронах Вы несколько загнули. Реакторы на БН так же строятся в Индии (PFBR-500) и Китае (CFR-600).
А насчет «планируемого» замыкания цикла — так он уже как бы был «замнут» лет так 25 назад Францией. Но экономика проекта оказалась настолько провальной, что продвигать свой «замкнутый» цикл они не стали. Посчитали что нет смысла 50 лет терпеть убытки, чтобы через полвека увидеть выстрелит проект или нет.
balexa
>PFBR-500
Который пока прототип, и неизвестно насколько будет эффективно работать. Фастбридеры только у Росатома есть.
>CFR-600
Все ведущие консультанты этого проекта из Росатома
У Росатома много уникальных, реально уникальных проектов. И даже зарплаты были если не конкурентоспособны, то более-менее по сравнению с. Но как и у всех госконтор падение курса рубля сильно подкосило его привлекательность для новых специалистов.
RedSnowman
Увы, но германские инженеры его спроектировавшие давно на пенсии или умерли, а новых захватить не у кого.
Andy_Big
Германские инженеры имеют к нему примерно такое же отношение как Мария Кюри к атомной бомбе.
Wolframium13
Причём здесь «Сатурн» и Фон Браун? Мы про Роскосмос говорим.
8street
Просто тогда одно поколение инженеров прошло путь от суборбитальных беспилотных ракет до орбитальных станций и Союза, в том числе. А сейчас опыт утерян, надо заново начинать весь путь.
Sergey10
Я заметил что чем глупее и трольнее на хабре комент тем он собирает больше плюсов.
1. Если ракета летала много раз и проблем не было то доработка вовсе не обязательна, так как проблема не с ракетой, а с браком отдельной детали.
Если доработка все же требуется:
2. На мой взгляд исправить данную проблему довольно легко — установить дублирующие пирапотроны, сделать один датчик на все боковушки что бы не было так что 3 сработало, а один не сработал, реализовать защиту от удара бокового блока первой (второй ступени по королевской классификации), так как в 3 из 4х аварий были именно из-за соударения ускорителя с первой ступенью, ввести наконец камеры ведущие съемку во время полета.
т.е. ни каких больших ресурсов не потребуется.
biomassa
Дублирующие пиропатроны, изменения в датчиках, защита от удара, камеры… да тут пол ракеты переделывать надо. Это вам не мебель в квартире передвинуть. Там всякого добра запарковано жуть. Все ваше новое барахлишко надо куда-то засунуть, а места не предусмотрено, надо менять расположение соседних блоков и соседних с ними и дальше по цепочке. Поменяется вся развесовка и куча других характеристик. Кто будет это все просчитывать заново? Кто будет деньги выбивать? Кто будет по кабинетам огромной страны ездить и бить поклоны? Нет уже тех людей.
Мысли чиновника: "60 лет летало, дай бог еще до моей пенсии лет 5 полетает". Поэтому работает — не трогай. А кто тронет — вот он и виноват.
А Рогозину то чего, он сегодня главный по космосу, завтра по сельскому хозяйству, а послезавтра пойдет на повышение в армию или медицину. Молодые, активные и румяные нынче нарасхват.
Andy_Big
Там не просто пиропатроны, там пироболты. Дублировать их — бессмысленно, потому что если даже один не сработает — боковушка не отойдет.
Один датчик на все боковушки тоже глупо, потому что датчики расположены на самих боковушках. Предлагаете связать все боковушки кабелем?
Mike_soft
боковушки и так связаны с центральным блоком кабелями. теоретически ничего не мешает задублировать сигнал. практически — это (кроме необходимых доработок и испытаний) не имеет много смысла — отрывной разъем блока отстреливается после команды на остановку двигателей и расстыковку, но до завершения расстыковки (когда нужно открывать дренажный клапан). придется делать какое-то устройство временной задержки. но тогда его можно просто привдить в действие по тому же сигналу на разделение.
Andy_Big
Да, но этот датчик срабатывает когда боковушка уже отходит от центрального блока и связь с ним разорвана. И датчик — он все-таки датчик, а не реле времени, он должен срабатывать на некое событие, а не просто по задержке :)
Mike_soft
да, но сработать он должен не позднее определенного времени после сигнала на разделение. в ситуации «сигнал прошел — разделение прошло — контакт не сработал» открытие клапана по сигналу реле времени может спасти, но что-то мне подсказывает, что этот случай частный, а проблема реально была в другом (в повреждении при сборке пакета). хотя могу и ошибаться.
Andy_Big
Но не усугубит ли в ситуации «сигнал прошел — разделение не прошло — клапан сработал»?
Mike_soft
если разделения не произошло — «хуже уже не будет». хотя теоретически, ситуация «сигнал на разделение прошел», а на «выключение двигателей» двигатели не среагировали — возможна. но там, имхо, уже будет аварийная ситуация по управлению ориентацией.
Andy_Big
Двигатели-то могут и среагировать, а пироболты — нет :)
RedSnowman
Изменения и доработка обязательны, потому что сейчас 21 век и есть куча новых материалов, ЧПУ станки и проектирование на компьютере. Отсутствие изменений и доработок означает лишь полное отсутствие прогресса в данной области.
gt8one