Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сегодня огласил результаты работы комиссии и назвал официальную причину аварии ракеты «Союз-ФГ», произошедшей 11 октября:

«Пару дней назад закончила работу аварийная комиссия, авария произошла из-за нештатного разделения первой и второй ступеней. Одна из «боковушек» при разделении не отвелась на нужное расстояние и ударила по баку горючего второй ступени, что привело к разрыву бака и разрушению второй ступени. Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней».

Заявление было сделано на торжественном мероприятии, посвященном 55-летию Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП).

Авария «Союза-ФГ» стала первым за последние 35 лет чрезвычайным происшествием при запуске пилотируемого корабля, пишет ТАСС. Хабраюзер lozga говорит, что последний раз подобная ситуация была в 1975 году на «Союз-18-1». Тогда из-за аварии носителя корабль вынужденно выполнил суборбитальный полёт, а сейчас корабль с экипажем успешно приземлился в Казахстане.

Выяснение причин аварии было необходимым условием для того, чтобы продолжить запуски «Союзов» и для того, чтобы страховые компании согласились страховать эти пуски, пусть теперь и по повышенным тарифам.

Источник в ракетно-космической отрасли сообщили ТАСС, что первый запуск ракеты «Союз-ФГ» после аварии запланирован на 16 ноября. Старт грузового корабля «Прогресс МС-10» к МКС планируется на 21:14 мск с Байконура.

Комментарии (90)


  1. 8street
    31.10.2018 12:12
    +6

    Причины есть. А вот выводов нет. В том плане, чтобы эта неисправность больше не повторялась. А то накажут сборщиков на премию или уволят, а вот улучшить узел или изменить технологию производства — нет.


    1. arheops
      31.10.2018 12:34

      Улучшить узел — значит начать заново все тесты, не так это и просто. А ресурсов как обычно нет, все ушли


      1. ErnestMiller
        31.10.2018 14:45

        конечно ресурсов не будет, если Рогозин покупает себе квартиру за 500 млн и сынульку устраивает в этой жизни


        1. AnatolPe
          01.11.2018 12:23

          Ну в принципе вы как всегда «правы»…
          Улучшить узел?
          Ребята за столько лет один косяк… Сколько пусков было с последней аварии?
          То что дядя Вася получая ЗП 55-65 тысяч рублей(при этом в городе этом же нормальная ЗП 20тысяч) не правильно установил или протестировал датчик виноват Рогозин…
          То что в вашем подъезде срёт сосед виноват лично Владимир Владимирович…


          1. tvr
            01.11.2018 12:48
            +1

            Ребята за столько лет один косяк...


            Это даже не смешно. ЕМНИП, года без одного/двух самокруток косяков в последнее время в этой сфере не обходится, вот уже и до пилотируемых стартов веселье добралось.


            1. AnatolPe
              01.11.2018 13:25

              Я немного в «отрасли» поработал, всегда поражался медлительностью и скрупулезностью некоторых стариков… Да были и маразматичные моменты, но некоторые моменты были достойны уважения, начальник отдела одного 76 лет мне сразу сказал- Вы молодые инициативные- это хорошо, мы сами такие были, но нас в то время старики такие же как мы сейчас Маразматики часто останавливали и придерживали, некоторые показывали косяки- и доказывали молодежи что не правы, некоторые просто тупо сидели и говорили Мы так 100лет делали и не надо новизны вводить… Самый лучший возраст для начальника отдела и главных конструкторов 35-55 лет… Дальше наступает маразм, до 35 играет юношеский авантюризм…
              Тоже самое и с сборщиками… Честно косяков у девок которые сидели паяли 22-30 лет отроду было больше чем у теток 35-50 лет… Но 35-50 лет это закоренелые прожженные «Бабы» которые обсудят всех и вся и знаю про всех… У Первых или гулянки и заигрывание с нами, или дети на уме… Сидит думает обо мне, а там паяет что получится… (PS реальный опыт)


    1. albik
      31.10.2018 12:38
      +2

      Читать первоисточники сейчас стало так немодно:

      По его словам, сейчас проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты.


      1. balexa
        31.10.2018 15:29
        +6

        Я на заре своей карьеры работал в одном нии тесно связанном с роскосмосом, поэтому есть печальное подозрение, что «цикл мероприятий» — это разработка еще одной формы отчетности, которую надо будет заполнить установщику.

        Надеюсь что я ошибаюсь


    1. anonymous
      31.10.2018 13:47

      Руководство 90% госпредприятий боится ответственности, да и мозгов нет нормальных уже, что бы что-то улучшать. Как то работает… ну и ладно. Что бы привнести нововведение — это нужно пройти 100 кругов бюрократического ада, вообщем, кто с военкой общался тот знает о чем я.
      Еще 5-10 лет и космос потерян господаю


      1. MacIn
        31.10.2018 21:27

        В этом конкретном деле нововведения, может быть и не нужны — ведь уровень контроля качества был достаточным, чтобы до этого все Союзы летали нормально.
        Скорее наоборот, из-за каких-то нововведений и «оптимизаций» и произошел промах с контролем качества.


        1. burzooom
          31.10.2018 23:11

          например, уход на пенсию специалистов


          1. poznawatel
            01.11.2018 06:50

            или, что ещё хуже, неприход молодой талантливой смены и отказ от минимизации бюрократических процедур.


    1. Huan
      31.10.2018 14:45

      В новости также есть такое: «Сейчас проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты.»


      1. flx0
        31.10.2018 22:15
        +1

        А что за цикл-то? Почему в новости нет про него ни слова больше чем «он проводится»? SpaceX нас уже избаловал подробными статьями и интервью с теми кто непосредственно за все отвечает. Теперь хотим того же от Роскосмоса. А не отписок уровня «проводится цикл мероприятий». Причем первые вообще никому не обязаны так делать, а вот вторые — госкорпорация, получает деньги налогоплательщиков. Так и извольте обеспечить прозрачность.


        1. khim
          01.11.2018 04:15

          Причем первые вообще никому не обязаны так делать, а вот вторые — госкорпорация, получает деньги налогоплательщиков.
          Как раз наоборот: первым нужно привлекать деньги инвесторов, а вторым — нужно лишь договориться с парой чиновников.

          К сожалению это общая беда: даже у Росатома, который, в отличие от Роскосмоса, реально разработавает новые вещи (скажем только Росатом реально сейчас строит реакторы на быстрых нейтронах и планирует замкнуть-таки цикл) презентации и отчёты откровенно убоги (по сравнению с конкурентами). Впрочем если сравнить эти же презентации с Роскосмосом…


          1. AnatolPe
            01.11.2018 13:04
            -1

            Да в хабре лучше не отвечать нормальным слоганом… И нормальной логикой…
            Только либеральным, иначе минусить карму будут :)


            1. geirby
              01.11.2018 13:12

              За «договориться с парой чиновников» минусы справедливые. Вся отрасль (и не одна одна) в этом: «договориться с парой чиновников». Безразлично на конечный результат — главное бодро отрапортовать руководству.
              При чем тут «либералы» — загадка.


              1. AnatolPe
                01.11.2018 13:32

                Некоторые моменты вам не понятно, я работал и на банки, и на погоны, и частный бизнес (два ИП, два ООО своих) и сейчас немного работаю на дядю…
                Да видел, и честно признаюсь затачивал конкурсы под свой выигрыш…
                Так что «Договорится с парой чиновников» бывает лучше чем выиграл лучший по цене…
                Про очковтерательство- Сейчас скажу сразу- пришли не Эффекти'вные менеджеры, а Эффе'ктные… Будет хуже… Причем если вижу что выпускник МБА — все пиши пропало… И это не госкорпорации, а вполне себе комерсы…


          1. oleg_go
            01.11.2018 14:11

            Насчет того что только Росатом строит реакторы на быстрых нейтронах Вы несколько загнули. Реакторы на БН так же строятся в Индии (PFBR-500) и Китае (CFR-600).

            А насчет «планируемого» замыкания цикла — так он уже как бы был «замнут» лет так 25 назад Францией. Но экономика проекта оказалась настолько провальной, что продвигать свой «замкнутый» цикл они не стали. Посчитали что нет смысла 50 лет терпеть убытки, чтобы через полвека увидеть выстрелит проект или нет.


            1. balexa
              01.11.2018 15:31

              >PFBR-500
              Который пока прототип, и неизвестно насколько будет эффективно работать. Фастбридеры только у Росатома есть.
              >CFR-600
              Все ведущие консультанты этого проекта из Росатома

              У Росатома много уникальных, реально уникальных проектов. И даже зарплаты были если не конкурентоспособны, то более-менее по сравнению с. Но как и у всех госконтор падение курса рубля сильно подкосило его привлекательность для новых специалистов.


    1. RedSnowman
      31.10.2018 21:55
      -3

      Увы, но германские инженеры его спроектировавшие давно на пенсии или умерли, а новых захватить не у кого.


      1. Andy_Big
        31.10.2018 23:28
        +4

        Германские инженеры имеют к нему примерно такое же отношение как Мария Кюри к атомной бомбе.


      1. Wolframium13
        01.11.2018 08:57
        +1

        Причём здесь «Сатурн» и Фон Браун? Мы про Роскосмос говорим.


      1. 8street
        01.11.2018 09:21

        Просто тогда одно поколение инженеров прошло путь от суборбитальных беспилотных ракет до орбитальных станций и Союза, в том числе. А сейчас опыт утерян, надо заново начинать весь путь.


    1. Sergey10
      01.11.2018 04:31

      Я заметил что чем глупее и трольнее на хабре комент тем он собирает больше плюсов.

      1. Если ракета летала много раз и проблем не было то доработка вовсе не обязательна, так как проблема не с ракетой, а с браком отдельной детали.
      Если доработка все же требуется:
      2. На мой взгляд исправить данную проблему довольно легко — установить дублирующие пирапотроны, сделать один датчик на все боковушки что бы не было так что 3 сработало, а один не сработал, реализовать защиту от удара бокового блока первой (второй ступени по королевской классификации), так как в 3 из 4х аварий были именно из-за соударения ускорителя с первой ступенью, ввести наконец камеры ведущие съемку во время полета.

      т.е. ни каких больших ресурсов не потребуется.


      1. biomassa
        01.11.2018 06:14

        Дублирующие пиропатроны, изменения в датчиках, защита от удара, камеры… да тут пол ракеты переделывать надо. Это вам не мебель в квартире передвинуть. Там всякого добра запарковано жуть. Все ваше новое барахлишко надо куда-то засунуть, а места не предусмотрено, надо менять расположение соседних блоков и соседних с ними и дальше по цепочке. Поменяется вся развесовка и куча других характеристик. Кто будет это все просчитывать заново? Кто будет деньги выбивать? Кто будет по кабинетам огромной страны ездить и бить поклоны? Нет уже тех людей.
        Мысли чиновника: "60 лет летало, дай бог еще до моей пенсии лет 5 полетает". Поэтому работает — не трогай. А кто тронет — вот он и виноват.
        А Рогозину то чего, он сегодня главный по космосу, завтра по сельскому хозяйству, а послезавтра пойдет на повышение в армию или медицину. Молодые, активные и румяные нынче нарасхват.


      1. Andy_Big
        01.11.2018 10:44

        Там не просто пиропатроны, там пироболты. Дублировать их — бессмысленно, потому что если даже один не сработает — боковушка не отойдет.
        Один датчик на все боковушки тоже глупо, потому что датчики расположены на самих боковушках. Предлагаете связать все боковушки кабелем?


        1. Mike_soft
          01.11.2018 11:28

          боковушки и так связаны с центральным блоком кабелями. теоретически ничего не мешает задублировать сигнал. практически — это (кроме необходимых доработок и испытаний) не имеет много смысла — отрывной разъем блока отстреливается после команды на остановку двигателей и расстыковку, но до завершения расстыковки (когда нужно открывать дренажный клапан). придется делать какое-то устройство временной задержки. но тогда его можно просто привдить в действие по тому же сигналу на разделение.


          1. Andy_Big
            01.11.2018 11:32

            Да, но этот датчик срабатывает когда боковушка уже отходит от центрального блока и связь с ним разорвана. И датчик — он все-таки датчик, а не реле времени, он должен срабатывать на некое событие, а не просто по задержке :)


            1. Mike_soft
              01.11.2018 11:43

              да, но сработать он должен не позднее определенного времени после сигнала на разделение. в ситуации «сигнал прошел — разделение прошло — контакт не сработал» открытие клапана по сигналу реле времени может спасти, но что-то мне подсказывает, что этот случай частный, а проблема реально была в другом (в повреждении при сборке пакета). хотя могу и ошибаться.


              1. Andy_Big
                01.11.2018 11:53

                в ситуации «сигнал прошел — разделение прошло — контакт не сработал» открытие клапана по сигналу реле времени может спасти

                Но не усугубит ли в ситуации «сигнал прошел — разделение не прошло — клапан сработал»?


                1. Mike_soft
                  01.11.2018 12:06

                  если разделения не произошло — «хуже уже не будет». хотя теоретически, ситуация «сигнал на разделение прошел», а на «выключение двигателей» двигатели не среагировали — возможна. но там, имхо, уже будет аварийная ситуация по управлению ориентацией.


                  1. Andy_Big
                    01.11.2018 12:11

                    Двигатели-то могут и среагировать, а пироболты — нет :)


      1. RedSnowman
        01.11.2018 15:46

        Изменения и доработка обязательны, потому что сейчас 21 век и есть куча новых материалов, ЧПУ станки и проектирование на компьютере. Отсутствие изменений и доработок означает лишь полное отсутствие прогресса в данной области.


    1. gt8one
      01.11.2018 13:19

      «Подготовлены предложения по разработке комплекса мероприятий, гарантированно исключающего повторение данной аварийной ситуации в будущем», — отметил глава комиссии.


  1. Smbdy_kiev
    31.10.2018 12:49
    +3

    И всё же хочется технических подробностей. Что конкретно пошло нетак?
    А заявления… ясности не добавили.


    1. isliver
      31.10.2018 14:45

      На хабре уже было достаточно правдоподобное расследование, вот habr.com/post/426363.
      Там как раз описывался процесс разделения первой и второй ступени. Скорее всего подробные отчеты Роскосмос выложит в ближайшее время и можно будет посмотреть на ситуацию, так сказать, «изнутри».


      1. Smbdy_kiev
        31.10.2018 14:55

        Да, я читал. С господином lozga согласен, особенно в месте: "… и эти кадры будет очень интересно посмотреть.", про сложные траектории отделения тоже понял.
        Но почему три шт. отделились нормально, а 4-й помешал какой-то датчик?
        Тем более с 70-х годов вообще проблем не было.
        А что «ракета поламалась», это мы и так поняли.
        В любом случае, можем только ждать.


        1. legolegs
          31.10.2018 17:16
          +1

          Но почему три шт. отделились нормально, а 4-й помешал какой-то датчик?
          Неправильный вопрос. Звучит так, будто остальные 3 тоже должны были сбойнуть. Правильно так: «Почему за историю Союза-ФГ 259 боковушек отделились нормально, а 260-ой помешал какой-то датчик?»


          1. Elmot
            31.10.2018 21:17
            +2

            не 260я боковушка сломалась, а 257я. переполнение 8 бит,
            новая серия нормально пошла.


    1. Javian
      31.10.2018 15:06

      Мнение эксперта

      Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней"

      Это все равно что прочитать в отчете патологоанатома по итогам вскрытия: «помер, жалуясь на боль в груди и громко матерясь».
      СЛЕДСТВИЕ, СИМПТОМ комиссия выдала за ПРИЧИНУ

      Датчик — это тот самый концевой выключатель, срабатывающий при отходе бокового блока на определенный угол и выдающий сигнал на открытие клапанов для окончательного отвода бокового блока. Тот самый, который нашли погнутым на 6 градусов. Т.е. причину аварии озвучили так, что причина механического загиба датчика, возникшего при сборке ракеты, причиной не является.


      1. Mike_soft
        31.10.2018 15:47

        не совсем понятно.
        если был «механический загиб при сборке» — то так и должны были написать. а мог и датчик в силу своей неисправности нештатно сработать. «замкнуться наполовину», например — если аналоговый (ну, в смысле, показать не ноль/бесконечность, а какое-то среднее сопротивление. или дать помеху). может — утрированно — окисление контактов датчика и есть его причина нештатной работы, а загиб при монтаже никак не помешал механической сработке…


        1. Javian
          31.10.2018 16:18

          если бы написали, что причина неисправности в механическом повреждении датчика, то возник вопрос как он был поврежден, почему не обнаружили при проверке и кто за это ответит.

          А так — «бывает». Иногда вещи ломаются сами.


      1. MrAloof
        31.10.2018 16:53

        Думаю всё дело в страховке. Если написать отчёт по которому причина аварии ошибки сборки, то будет регресс за нарушение технологического процесса. А так — маловероятный сбой прибора, страховой случай...


        1. legolegs
          31.10.2018 17:22
          +2

          Не соглашусь. Объяснение, которое закроет тему для журналистов и Ализара сформулировать очень легко, но страховая-то за деньги работает и за ниточки обязательно потянет и клубочек попытается распутать (а ещё лучше запутать в свою пользу). Уверен, страховщики получат куда более убедительный и длинный ответ.


          1. MrAloof
            31.10.2018 17:35

            Все не просто. Есть юридическая сторона. Комиссия установила причину. Страховая на основании результатов расследования производит выплаты. Какие основания не доверять выводам комиссии? У страховой нет компетенции, единственный компетентный орган и есть эта комиссия (назначена, независима, и тд.). Что страховая может предоставить суду? Но если в докладе будет косяк, то на основании этого документа страховая может отказать.
            По факту же, клубочек уже распутан. И страховая тоже в курсе либо уже либо будет. Но единственное что смогут — повышать ставки или что то менять в следующих договорах...


  1. pnetmon
    31.10.2018 13:12
    -1

    Авария «Союза-ФГ» стала первым за последние 35 лет чрезвычайным происшествием при запуске пилотируемого корабля, пишет ТАСС

    Да ладно, да неужели....


    1. pnetmon
      31.10.2018 16:23
      +5

      -9
      Мда… 2018-35= 1983. Что, никаких проблем с пилотируемыми кораблями c 1983 года при запуске не было? Может кто-то забыл указать в России, СССР? А Союз-ФГ запускается с 2001 года, так что тоже не катит для 35 лет.


      1. lmike
        31.10.2018 21:09

        при запуске пилотируемого корабля
        ?


        1. khim
          01.11.2018 04:21

          Видимо намёк на то, что за эти 35 лет пара Шаттлов взорвалась-таки.

          Но за такое прочтение новости нужно звание «зануда какой-то там степени» выдавать, не иначе…


          1. pnetmon
            01.11.2018 11:14

            Видимо за эти 35 лет только один Шаттл взорвался при запуске, а не пара. А второй при возвращении в плотные слои атмосферы.


  1. dkdkdk
    31.10.2018 13:36

    Интересные совпадения случаются.

    Американцы в этом году сняли сериал «Первые», первая серия вышла 14 сентября.
    Действие происходит в ближайшем будущем, что-то типа 2027 год или 2032, не помню точно.
    В первой серии они запускают корабль к Марсу, космонавты перед входом в корабль, так сказать «на счастье», бросают вниз монетку которая попадает в какой-то узел связанный с разделением ступеней и разделение происходит некорректно, САС на корабле почему-то нет (намек на Шаттлы ?) и поэтому весь экипаж в количестве 6 человек погибает.

    И вот проходит всего месяц и история повторяется в реальной жизни, к счастью у нас САС была и сработала.


    1. TimsTims
      31.10.2018 19:51

      Может вот так?

      Заголовок спойлера
      image


      1. dkdkdk
        31.10.2018 19:58
        +1

        Нет, ну так однозначно безопаснее чем бросать монетку с 50-метровой высоты :)


      1. Goodkat
        31.10.2018 20:33
        +3

        На месте страховой компании я бы рассматривал попа как конкурирующую фирму и перестраховку у двух страховщиков сразу, а значит и разделение страховых выплат.
        Короче: пусть церковь возмещает половину убытков.


        1. TimsTims
          31.10.2018 21:17

          На самом деле страховые компании никогда не берут весь риск на себя, они разделяют её с другими. Например: страхование космического корабля стоит 1 млрд — то страховая забирает 100млн себе, остальные 800 платит другой компании, которая возьмёт на себя остальные 90% риска. Эта вторая компания так-же забирает себе около 100млн, остальное — платит следующей для покрытия риска. Таким образом, все зарабатывают лишь кусок, но когда случается авария, то не приходится расплачиваться всей стоимостью компании, а риск покрывается на всех.
          Поэтому, если освящение ракеты не стоит 100млн рублей, то вряд-ли можно ожидать выплаты :D


          1. Goodkat
            31.10.2018 21:28
            +1

            Эта схема понятна и легальна, я о другом: как если бы вы заключили на один автомобиль два договора автокаско в разных страховых компаниях.


            1. iig
              01.11.2018 01:00
              +1

              А что, так разве нельзя??


              1. konst90
                01.11.2018 11:32

                Можно, но выплату в двойном размере вы не получите.

                ГК РФ. Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости
                1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Уплаченная излишне часть страховой премии возврату в этом случае не подлежит.
                4. Правила, предусмотренные в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, соответственно применяются и в том случае, когда страховая сумма превысила страховую стоимость в результате страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков (двойное страхование).
                Сумма страхового возмещения, подлежащая выплате в этом случае каждым из страховщиков, сокращается пропорционально уменьшению первоначальной страховой суммы по соответствующему договору страхования.

                www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/3f8024d91b6ab2dbdb4090935f02fa3aefa27a6e


                1. iig
                  01.11.2018 11:40

                  Не надо путать страховое мошенничество и диверсификацию рисков.


  1. MiB_K
    31.10.2018 13:37

    Что-то я не понял — а что это за датчик такой? Какое у него предназначение? Из того, что читал о конструкции Союза, понял, что там почти без электроники разделение происходит, практически одна механика. Может кто-то объяснить?


    1. lakroft
      31.10.2018 13:48

      Предполагаю, что речь про датчик начала отрыва шарнира, при его срабатывании блок закручивается за счет открытия клапанов баков. Подробнее написано на сайте КИК СССР. Но это исключительно домыслы.


      1. MiB_K
        31.10.2018 13:58

        Спасибо, стало понятнее. С новой информацией это выглядит так, что один из датчиков не отработал и в результате клапан для стравливания не открылся.


  1. lakroft
    31.10.2018 13:42

    Правильно ли я полагаю, что произошло «ложно положительное» срабатывание датчика в верхнем креплении бокового блока, из-за чего блок отключил двигатель раньше времени, не успев отойти на достаточное расстояние?


    1. Mike_soft
      31.10.2018 14:00

      скорее всего, не сработал контакт отрыва блока, который вызывает срабатывание пироклапана дренажа бака окислителя. благодаря которому (дренажу остатков) вышедший из зацепления боковой блок отводится от центрального (от второй ступени))


      1. lakroft
        31.10.2018 17:35

        Поправте, если не прав, но этот датчик должен сработать после того, как блоки разойдутся в стороны. На трансляции видно, что разошлись только три блока, т.е. нештатная работа началась до того, как датчик должен был сработать. Поэтому я предположил его ложное преждевременное срабатывание.


        1. Mike_soft
          01.11.2018 07:30

          этот датчик должен сработать, когда боковой блок отклонится, а его упор выйдет (будет способен выйти) из зацепления с центральным.


  1. dmitryredkin
    31.10.2018 14:31

    Извините, но «нештатная работа датчика» — Это не причина. Это скорее следствие. Причины нам так и не назвали. Недостаток конструкции? Брак на производстве? Халатность при сборке? Стечение обстоятельств? — вот возможные причины.
    А так — просто опять решили не выносить сор из избы, как и в случае с дыркой в «Союзе».
    И они еще после такого хотят, чтобы их кто-то страховал?


    1. Mike_soft
      31.10.2018 14:54

      они — хотят. страховщики — уже не хотят. по крайней мере, за 3.5% не хотят — хотят как минимум 7%


  1. ua30
    31.10.2018 14:45

    Так быстро и так просто. Радоваться или плакать.


  1. Vlad_fox
    31.10.2018 15:52
    +1

    Заявление было сделано на торжественном мероприятии, посвященном 55-летию Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП)

    каким боком это заведение и его юбилей стыкуются с аварией союза?


    1. tvr
      31.10.2018 16:48

      каким боком это заведение и его юбилей стыкуются с аварией союза?


      Ну на юбилейных торжественных мероприятиях, особенно в заключительной, неофициальной, части много всяких интересных заявлений делается, с разным градусом достоверности. Для дезавуации особо выдающихся пёрлов, потом применяются магические заклинания вроде: «Вы нас не так поняли/мы совсем не это имели в виду».


    1. roofcat
      31.10.2018 17:13
      +1

      ИМБП — головной институт по космической медицине. Но к аварии отношения не имеет, да.


    1. VT100
      31.10.2018 17:20

      Ведёт всю(?) «космическую» медицину. www.imbp.ru
      Не «чужой» институт, в любом случае.


  1. tvr
    31.10.2018 16:48

    del/коварная кнопка «ответить».


  1. BalinTomsk
    31.10.2018 16:55

    Может пора дублировать датчик? Мне казалось в космической промышленности везде тройное резерверование.

    И запретить пронос кувалды в цех сборки под угрозой увольнения. Зачем в космической промышленности это батутно-рогозинские новвоведения?


    1. roofcat
      31.10.2018 17:14
      +1

      как пишут знающие люди, контактная группа и электрическая часть троирована, а шток — один.


    1. hardegor
      31.10.2018 18:52

      Запрет только ухудшит — болт М42х300 ГОСТ 7805 уже выглядит как маленькая кувалда, а там и поболее болты есть — если кувалды не будет, еще и болты попортят.


  1. amarao
    31.10.2018 17:53
    +1

    Проводится цикл мероприятий. Главная особенность цикла — повторяемость. Провели, воспроизвели, можно снова проводить.


    1. 0o0
      31.10.2018 18:51

      Намылить
      Смыть
      Повторить.


      1. amarao
        31.10.2018 20:08
        -1

        Распилить
        Просрать
        Намылить
        Повторить


  1. WildLynxDev
    31.10.2018 18:57
    +5

    Анимация от Hazegrayart.
    Насколько можно понять из видео пуска и дальнейших новостей, видео более менее точное.


    1. black_semargl
      01.11.2018 11:45

      Да. Только:
      1) Клапан пусть с задержкой но всё-таки сработал после отделения блока
      2) Вторая ступень скорей всего разломилась


  1. gt8one
    01.11.2018 06:36

    Причина: нарушение технологического процесса сборки на Байконуре
    Госкомиссия выявила нарушение технологии при сборке аварийной ракеты «Союз»


    1. hippohood
      01.11.2018 13:05

      Но комиссия не назвала это нарушение причиной аварии…


      1. gt8one
        01.11.2018 13:14

        Это доказано, подтверждено документально, что это произошло именно по вине этого датчика и это могло произойти только при сборке пакета на космодроме Байконур.
        Однозначно установлено, что единственным местом, где это могло быть — это при сборке пакета на космодроме Байконур
        В «Роскосмосе» заподозрили наличие дефектного датчика еще в двух ракетах «Союз»


        1. hippohood
          01.11.2018 13:25

          Да я не спорю. Хорошо бы комиссия это так и сказала. Тогда можно будет говорить о том что изменится в процессе чистоты избежать этой и похожих проблем. А то получается очередная версия "Она утонула".
          Причина в том что когда при сборке ракеты произошла нештатная ситуация, персонал счел конкретным добавить смазки в замок, а не заменить его, что предусмотрено конструкцией. И кто-то за это расписался, потому что в его системе такой вот risk-reward. Вот чего мы ждем от


          1. gt8one
            01.11.2018 13:35

            Это вроде и есть версия комиссии:

            заявил глава аварийной комиссии госкорпорации «Роскосмос» Олег Скоробогатов


            1. hippohood
              01.11.2018 14:01

              Однако ТАСС нам уполномочен сообщить что


              Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней

              Это первый официальный заключительный отчет комиссии. И это все что нам сообщили. Очевидно комиссия ограничила свою работу константацией очевидных фактов без установления причин. И это не дает уверенности что похожие проблемы не будут появляться в будущем, по крайней мере что что-то будет сделано для этого.


  1. DGG
    01.11.2018 14:51

    Опубликовали видео с рокеткама:
    https://youtu.be/CrzlMTRVt_I