Я автор этой статьи. И пришло время написать продолжение… спустя почти 4 года.
На момент написания прошлой статьи я была студенткой колледжа, сейчас я студентка вуза. На момент написания статьи я работала официанткой, сейчас я руковожу внедрениями 1С в организации, которая занимается внедрением и сопровождением 1С в государственных учреждениях. Но я пришла не хвастаться, мне хочется поделиться своим опытом с тобой, дорогой читатель. Я каждый день ищу что-то в сети, и найди я свой сегодняшний пост 2,5 года назад, когда я начинала работать с 1С, моя жизнь была бы куда проще. Но, с другой стороны, тогда бы я не получила этот драгоценный опыт, ведь как известно, из того, что мы запоминаем в течении дня, большая часть – наш личный опыт, и лишь небольшая – это то, что мы прочитали, тем более где-то в сети. Но я искренне надеюсь, что ты прочитаешь и тебе это поможет, может немножко, но ты все-таки задумаешься, с чего начинать работу над внедрением. Поехали.
Чем же я поделюсь? Своими выводами, исходя из нескольких внедрений. Не важно, что вы внедряете, с кем вы это делаете, в какой организации – эти выводы подходят под любой процесс.
Вывод 1. Всегда определять зоны ответственности клиента, его сотрудников и свои. При чем свои и клиента документально.
Вывод 2. Стараться определить человека ответственного со стороны клиента за внедрение. Именно этот сотрудник будет вашей правой рукой при возникновении конфликтных ситуаций вас с сотрудниками и между сотрудниками. При отсутствии такого человека предупреждать клиента о рисках.
Вывод 3. Предварительно максимально изучить особенности организации.
Вывод 4. Знать и изучать предметную область. Когда мы говорим о вузах: понимать какие отчеты и зачем сдаются, с какими едиными системами нужен будет обмен, знать бизнес-процессы. Тоже и с бухгалтерией – в тебе видят профессионала, ты должен ориентироваться в законодательстве.
«Сантехнику платишь не за битье по трубам, а за понимание, где именно нужно бить» — автор неизвестен, нагуглить не смогла.
Пример. Во всех вузах есть: обмен с ФИС ГИА и приема, мониторинг и отчет «ВПО-1», но только в медицинском есть обмен с федеральными регистрами. И очень ценно, когда вы заранее в курсе и можете предложить свои услуги для решения этой проблемы.
Вывод 5. Задавать вопросы клиенту. Всегда. Да, вы внедренец, да, вы все знаете, но вы тут не работаете. Стесняться того, что не знаете всю систему клиента, весь порядок взаимодействия – бесполезная трата времени. Куда быстрее спросить, если это касается специфики их работы.
Конечно, я могу написать намного больше выводов. И не только о том, как начинать, но и о том, как действовать в процессе, как решать конфликтные ситуации и как их избегать, как находить качественных сотрудников и как прощаться с теми, кто не работает на 200%. И о многом другом. Мне лишь нужно знать, что для тебя это важно. Напиши об этом в комментарии.
Спасибо.
Комментарии (28)
aleksandy
11.12.2018 06:10+1Во-первых, где заявленный в заголовке опыт? Во-вторых, выводы довольно таки капитанские, и сводятся к одному: знай предметную область.
Tanya_zero Автор
11.12.2018 09:43-1Выводы капитанские, жаль, их многие не знают. Может быть не доходят до них, может не считают нужным знать такие вещи. Но слишком мало тех, кто это понимает.
Mike_soft
11.12.2018 08:17+1И вот такие люди «руководят внедрениями» (франч ведь, не правда ли?). Внедряют — еще хуже. Стоит ли удивляться отношению ИТ-сообщества к 1С и 1Сникам…
Ast95NG
11.12.2018 10:032,5 года это очень мало. Прямо ощущается пионерский задор и максимализм. Впереди еще много замечательных открытий, типа
6. Средний срок жизни учетной системы 4 года. Средний срок жизни успешного малого бизнеса 6 лет. Средний срок жизни очень нужного узкоспециального сложного решения, стоившего много денег — 2 года.
7. Каждые полгода длительности разработки/внедрения удваивают шанс на то, что пользоваться системой не будут вообще (и не заплатят последний платеж).
8. Клиенты в среднем идиоты, внедренцы в среднем идиоты.
9. Если цель проекта «снизить затраты» то лучший вариант реализации — не делать ничего.
10. После успешного завершения проекта приходит понимание, как можно было сделать намного лучше и проще.
11. Хорошая автоматизация мешает воровать не только сотрудникам, но и директорам.
и т.д. и т.п.Tanya_zero Автор
11.12.2018 10:05Пункты 7, 8, 10 и 11 мне уже известны x) А 6 и 9 еще по времени не подходят
Alexeyslav
11.12.2018 11:37Для бюджетных организаций это не так актуально. Они вечны и системы в них вечны… есть только неудачные внедрения, вот за мой срок работы будем внедрять уже 4-ю систему, и по большей части собственными силами. Вот сижу копаю всё по 1С и понимаю что с этим всё очень плохо, особенно для бюджетников и особенно таких как мы. Обилие документации в сети, конечно же, компенсируется её бесполезностью для конкретных условий.
Tanya_zero Автор
11.12.2018 13:05Можно конкретный пример? Может я смогу подсказать, куда копать?
Alexeyslav
11.12.2018 14:35У нас организация большая, хоть и бюджетная. Нужен функционал как для корпоративных клиентов но ДЕНЕГ НЕТ. Естественно. А то что реализовано для бюджетников… слишком малофункционально. У нас 15 лет назад SAP R/3 внедряли(и то не за свои деньги) и так до конца не внедрили — на зарплате обломались. Перешли не так давно на местное поделие, которое с трудом пополам допилили и даже зарплата считается но это такой набор костылей… да и расчет не обходится без шаманства со стороны разработчиков системы, что собственно не нравится руководству(один только доступ левых людей к расчету зарплаты чего стоит) и вот теперь переходим на 1С для бюджетников, ибо остальное нам недоступно финансово.
Сижу просматриваю различные доступные руководства, и понятное дело они все привязаны к каким-то конфигурациям которые даже не похожи на нашу. Ещё конечно вопрос внутреннего устройства и самого языка, какие таблицы и реестры связаны с расчетом зарплаты, как в них загрузить данные для расчета с актуальной системы и т.д. и т.п. по понятным причинам эти вопросы не освещены публично.Tanya_zero Автор
11.12.2018 16:52Там открытый код, все на опыте в основном. Но есть курсы по изучению конфигураций и прекрасный сайт its.1c.ru
Много блогов, видео, онлайн обучение, книги, методички, все открыто, ну кроме итс))
paranoya_prod
11.12.2018 10:46Мало и выводы лучше разбавлять кейсами — так наглядней и понятней почему такой вывод.
То есть, внедряли 1С, не договорились с зоной ответственности и получили такую ситуацию.Tanya_zero Автор
11.12.2018 10:49С этим согласна. Мне нужно было посмотреть, зайдет ли тема в принципе, и что еще я смогу раскрыть.
Alexeyslav
11.12.2018 11:39Это по всей видимости очень больная тема, зайдёт в любом случае и лучше всего с историями плохими и хорошими.
iliabvf
Внедрение, в бюджетных организациях, 1С, хотите сказать, что вы программист? Наврядли у вас там используются самописные решения (с нуля), но даже если так, с 1С вам не постигнуть многих вещей, каких должен знать программист.
nki
Можно пример таких вещей?
iliabvf
ООП, SOLID, Паттерны, функциональное программирование и много еще чего интересного.
Mike_soft
некое подмножество ООП там есть. Изрядно кастрированное — но тем не менее.
Паттерны — тоже. SQL (ну, или его реализация в 1С), конечно, не ФЯ — но декларативен, т.е. содержит элементы ФП.
Ну и кроме того, многие программисты, допустим, встраиваемых систем вполне себе живут и успешно работают без этих знаний. И заслуженно считаются программистами. Я не говорю, что это [не знат ФП, ООП и паттернов] хорошо или правильно — но интересные штуки не всегда применимы (более того, я б сказал, что 1Сникам тоже не мешало бы это знать — но для них важнее знание предметной области).
Neikist
Ну эмбеддеры это все таки отдельная каста скорее. И да, очень много отзывов что как промышленные программисты они очень плохи (не в смысле программисты для промышленности).
Mike_soft
так и 1Сники — «отдельная каста».
(что такое «промышленное программирование» — я предсталяю.)
Alexeyslav
Элементы, подмножество… именно это и плохо. Понять это можно только после знакомства с полноценными языками, а если начинать и погружаться только в 1С… ничего этого даже и близко не поймёшь. Мне в ближайшее время предстоит обратный переход с полноценых языков в 1С и уже начинаю плеваться… куда не ткни везде нельзя и есть только одна протореная дорожка по которой можно, но мне же вооон-то яблочко взять, которое в стороне от дорожки только шаг сделать… а НЕЛЬЗЯ.
Mike_soft
Во многих других языках «взять можно, только стандартом не положено».
и у того, и у другого есть свои плюсы и свои минусы. Да, привычки иногда требуют, а среда ограничивает — ну что ж, это такое же ограничение, как некий «корпоративный стандарт».
Ну и в итоге — цель всей нашей деятельности какова? сделать систему, решающую те или иные задачи. причем сделать это быстро, устойчиво, расширяемо, сопровождаемо и т.д. Если среда, отбирая одни возможности — дает другие — то почему бы и нет?
Neikist
А зачем возвращаетесь?
Mike_soft
«бабло побеждает зло»©
ну и кроме того, проекты на 1с бывают интересными.
questor
Чем именно бывают интересными? Вы только что комментарием выше плевались — но что-то всё-таки для себя нашли. Что?
Mike_soft
Почему это я «плевался»? у 1С есть и плюсы, и минусы.
Чем именно могут быть интересны проекты на 1с? связью с реальностью, например. Когда видишь, что сборка заказов, занимавшая 16 часов, начинает осуществляться за 12 тем же количеством персонала без потогонки и без пересорта — видишь реальный результат. (и когда в курилке к тебе подходят и говорят спасибо — чертовски приятно. потому, что люди стали не фигней заниматься, а нормально организованно работать) Даже когда финдир свои кассовые разрывы считает не день, а час — видишь результат. Это не «танчики в интернетах».
зы. поэтому, например, с интересом читаю истории nmivan, и в некоторых историях узнаю себя :-)
Tanya_zero Автор
А где в текущем посте я пишу, что я сейчас программист?) И не стоит недооценивать 1сников ;)
iliabvf
Ну я не сомневаюсь, что есть талантливые люди, на infostart есть много интересных разработок. Любопытно наблюдать как многие изобретают даже язык как надстройку сверху 1С.