Для мира digital характерен быстрый карьерный рост, который заставляет молодых управленцев переключаться с освоения фундаментальных идей того же MBA на тренинги, лекции и митапы, поскольку они позволяют еще больше ускорить процесс. Однако в том и в другом случае точного ответа на извечный вопрос «что делать» не получить. Причина заключается в сложности адаптации теории к своей личной практике. Но это не значит, что выхода нет.
Как появилась идея TeamLead Conf, при чем тут новый тип образования в digital и серендипность, рассказывает Александр Зиза, один из организаторов нашей конференции Aletheia Business и член программного комитета TeamLead Conf.
Александр Зиза: Алетейя Бизнес — это партнерская история Вирны Штерн, executive-коуча и психолога, основателя компании, и моя — организационного консультанта. Я в прошлом инженер, разработчик электроники, топ-менеджер в иностранной компании — все так или иначе связано с IT. У Вирны богатейший опыт работы с людьми — как тренера, работающего более чем с сотней участников одновременно, психолога, коуча собственников digital-бизнесов.
Наша совместная работа началась в 2004 году, и практически сразу мы сосредоточились на бизнесе в IT, потом начали работать с конференциями Олега Бунина — HighLoad++ и РИТ++. Сейчас мы фокусируемся на ускорении развития управления в digital-организации, а также цифровой трансформации, а HighLoad++ и мир digital-культура этой конференции — яркое ее проявление.
Наша основная работа — развитие управленческих компетенций, которые нужны тимлидам, топ-менеджерам и собственникам IT-бизнеса. Свою задачу мы видим в изучении, систематизации и технологизации самых передовых управленческих практик в digital.
Александр Зиза: У нас с Вирной были доклады и митапы на конференциях Олега Бунина, которые привлекали все больше и больше тимлидов, приходивших послушать про управление вместо интереснейших докладов на других треках. Полтора года назад мы предложили Олегу Бунину реализовать на HighLoad++ 2017 отдельный трек для тимлидов, и он удался. Так родилась идея самостоятельной конференции TeamLead Conf.
Основная идея заключалась в поиске практик управления, которые можно было бы использовать более широко — мы видели, что это очень большая боль для всего движения высоких нагрузок.
В остальном не digital-мире действуют совершенно другие скорости. А здесь важно найти нечто, что даст быстрый эффект начинающему руководителю, что быстро введет его в курс дела, сделает профессионалом, поможет решать задачи управления людьми, не тратя на это лишнего времени и энергии.
В масштабах отрасли эта задача на системном уровне еще не решена. Лишним подтверждением тому является отчет компании SHL, которая публикует оценки трендов в области развития кадров. Согласно ее исследованиям 2016 года, в России наблюдается серьезный недостаток управленцев, особенно на уровне линейных менеджеров в IT — тимлидов. Этот отчет, кстати, и стал одним из толчков к реализации идеи.
Александр Зиза: Конечно, нет. Мы ориентируемся на наиболее талантливых с точки зрения развития своих управленческих качеств людей всех уровней. Это могут быть сениор-разработчики, ПМ-ы, тимлиды. Как правило, вышестоящее руководство находит перспективного человека и предлагает ему рулить командой, в буквальном смысле «вбрасывает» его в эту задачу. А ему и сложно, и страшно, и хочется, и колется, и никто не слушает. Многие не справляются, возвращаются кодить, выгорают эмоционально. Как поступать с ребятами, с которыми вчера пил пиво, был на «ты», а сегодня от них нужно требовать результаты?
На каждом организованном нами мероприятии мы обязательно задаем вопросы участникам об их проблемах и ожиданиях. У нас уже скопилось множество заполненных опросных листов. Из их анализа понятно, на какие вопросы не могут найти ответы начинающие управленцы.
Для управленческих позиций требуется совершенно иной стек компетенций, нежели для разработки. И TeamLead Conf — конференция, которая призвана осуществить концентрацию знаний и обмен мнений о том, что же нужно, чтобы быстро осуществить этот шаг развития из разработчика в управленца.
Александр Зиза: Если честно, в нашем подходе произошла некая метаморфоза.
Изначально была идея разово сделать самостоятельный трек, потому что накопились вопросы (у нас был целый список). После того, как прошла первая самостоятельная конференция, я был уверен, что трек закончен. По моему личному мнению, мы закрыли 90% вопросов.
Когда Олег Бунин предложил сделать следующую конференцию, честно говоря, я смотрел на это со скепсисом: о чем там рассказывать? Темы-то все раскрыты.
Но ничего подобного! Последующие мероприятия показали, что тема и глубже, и шире. Мы лишь немного затронули проблематику тимлида, а там еще очень много всего. Тема оказалась крайне актуальной.
Александр Зиза: Если рассматривать работу в целом с управлением в digital, то подобные мероприятия существуют. В конференциях Олега Бунина есть несколько управленческих треков. Во-первых, это конференция Whale Rider, которой уже более 10 лет. Она посвящена лучшим практикам в управлении и предпринимательстве с фокусом в сторону более глобальных задач. В большей степени там идет разговор об управлении бизнесом и бизнес-процессами, а также о том, что называется задачей управления управлением (manager of a manager).
Во-вторых, это наш собственный трек — конференция Aletheia Business, которая уже дважды проводилась в рамках РИТ-фестиваля и планируется в третий раз. Она посвящена вопросам психологии бизнеса, лидерства и управления.
Но TeamLead Conf — это трек именно для начинающих управленцев, у которых накопились вопросы по своей собственной эффективности или выходу на более высокие управленческие позиции или на более высокий уровень ответственности. Это конференция для линейных менеджеров — первого уровня управленцев, непосредственно руководящих людьми, которые делают продукт.
Александр Зиза: У меня каждый раз вызывает удивление, сколько еще существует разных интересных практик, сколько тем не раскрыто.
Но спрос на них очень высок, и изменяется он намного быстрее, чем адаптируются образовательные учреждения.
Таковы наши новые реалии, в соответствии с которыми нужно строить качественно новые образовательные программы с индивидуальным треком развития, с далеким фокусом на работодателя, которому все это будет нужно, на востребованность людей. В этих условиях конференции — та же TeamLead Conf — оказываются жизненно необходимым элементом, позволяющим быстро обмениваться опытом. Молодой управленец или человек с запросом на то, чтобы им стать, может прийти на конференцию и буквально за три дня просто решить для себя животрепещущий вопрос, найти ряд личных ответов, и не в теории, а в конкретной практике.
Александр Зиза: Я уверен в этом. Это то самое, что находится на пике передовых технологий.
Мне кажется, система образования (подразумевая ее как групповой субъект) тоже должна ходить на такие мероприятия. Не только смотреть на отчеты о высокоуровневых трендах, о digital-трансформации и т.п., а идти «в поле» и смотреть, чем сейчас живет отрасль: какие вопросы задают специалисты, какие ответы получают, какие практики есть прямо сейчас. Потому что большинство практик, которые рассматриваются на конференции, актуальны здесь и сейчас. На следующей конференции какие-то практики «отваливаются», какие-то становятся обыденностью — все так делают, это уже не конкурентное преимущество. Это не про хайп в маркетинге, это о самых актуальных компетенциях в управлении на уровне линейных менеджеров. А то, что рассказывают сегодня, — это действительно самый пик. В книжках этого еще нет.
Александр Зиза: Это очень глубокий вопрос. Люди приходят за некой копируемой практикой. Но на самом деле необходимый им ответ никогда не лежит в области готовой практики.
Поэтому мы на системном уровне работаем с постоянным фокусом на глубине докладов, на освящении позиции докладчика и причин, почему та или другая практика сработала. Т.е. когда докладчик предлагает рассказать о какой-то интересной копируемой практике, мы в рамках коучинга со стороны программного комитета находим в его докладе реперные вектора, которые послужили базой для формирования этой практики. Именно они дают возможность участнику понять, что можно сделать в конкретной ситуации. Когда у слушателя есть понимание этого смысла, возникает и личный ответ, что конкретно нужно делать.
Здесь есть определенная сложность, потому что в основном участники конференции приходят за копируемыми вещами — за треннинговым форматом: «Сделайте из меня тимлида, натренируйте на хорошего управленца», «Да все это понятно…, что делать-то?». Не все готовы слышать ответ из другой позиции. Поэтому мы стараемся вводить альтернативные подходы аккуратно. Чтобы слушатель и ответ на свой насущный вопрос получил, и глубинный смысл увидел. Тогда доклад действительно становится качественным, а участник конференции, как зачастую они сами выражаются: «Прямой ответ не получил, но понял, как делать».
Я считаю, это основное направление нашей деятельности на ближайшее время — привлечь внимание к различным позициям (а не только готовых практик) в отношении решения типовых проблем.
Александр Зиза: Конечно, и она развивается прямо у нас на глазах! Например сравнительно недавно в применении к digilta-культуре появилось такое понятие как серендипность. Gartner, например, указывает на серендипность как на одну из важных стратегий цифровой трансформации.
Стратегия серендипности в цифровой трансформации заключается в том, что подготовленные специалисты из digital-native культуры, обладающие опытом и особым, «цифровым» паттерном решения задач, погружаются в проблематику традиционных, не digital бизнесов. Таким образом на стыке разных культур находятся решения, которые в рамках одной культуры даже возникнуть не смогли бы.
Для развития серендипности главное — набрать опыт, получать больше знаний, практик и глубинных мыслей из разных областей, с разных точек зрения. Необходимо анализировать не только ежедневную работу или рекомендованные книги, нужно получать как можно больше разнородного опыта. И конференция в данном случае — отличный способ прикоснуться к разным опытам и разным культурам. Впоследствии возвращаясь в рабочий контекст и встречаясь с новой ситуацией, ты вдруг понимаешь, как с ней надо работать!
Александр Зиза: Чем больше у вас будет контактов с конференции, тем больше получите. Стоит физически ходить на доклады — даже на те, которые могут казаться не по «своей» теме (а не только на то, что нравится и актуально). Если не пошел лично — посмотреть их в записи. Понятно, доклады бывают разные. Бывают сильные, бывают не очень. Но это всегда полезные и очень актуальные вещи именно сейчас.
Третье — задавать вопросы и общаться в кулуарах. Аудитория в digital — немного интровертная, не очень любит общаться вживую. Если вы такой, смотрите за теми, кто задает вопросы, и втягивайтесь. Используйте любые виды общения.
Живой разговор с людьми, решавшими разные проблемы, возможно, из разных областей; стихийные митапы, когда люди собираются вокруг стенда и начинают что-то обсуждать — это главное преимущество конференций. Это, на мой взгляд, 60% эффективного использования возможностей конференции для себя.
В общем и целом мы нацелены на то, чтобы участники получали максимальную выгоду, и мы хорошо себе представляем, в чем она должна заключаться. На эту тему у нас масса своих внутренних правил и стандартов, о чем мы периодически рассказываем в блоге. Так что «приходите! Будетинтересно полезно!» ®.
P.S. Кстати, до 15 января у нас открыт прием докладов. И если у вас небольшой опыт публичных выступлений, загляните в блог нашего тренера Романа Поборчего, там много всего полезного и интересного, что пригодится вам для прокачки данных скилов.
Как появилась идея TeamLead Conf, при чем тут новый тип образования в digital и серендипность, рассказывает Александр Зиза, один из организаторов нашей конференции Aletheia Business и член программного комитета TeamLead Conf.
– Расскажите в двух словах о себе и своей работе.
Александр Зиза: Алетейя Бизнес — это партнерская история Вирны Штерн, executive-коуча и психолога, основателя компании, и моя — организационного консультанта. Я в прошлом инженер, разработчик электроники, топ-менеджер в иностранной компании — все так или иначе связано с IT. У Вирны богатейший опыт работы с людьми — как тренера, работающего более чем с сотней участников одновременно, психолога, коуча собственников digital-бизнесов.
Наша совместная работа началась в 2004 году, и практически сразу мы сосредоточились на бизнесе в IT, потом начали работать с конференциями Олега Бунина — HighLoad++ и РИТ++. Сейчас мы фокусируемся на ускорении развития управления в digital-организации, а также цифровой трансформации, а HighLoad++ и мир digital-культура этой конференции — яркое ее проявление.
Наша основная работа — развитие управленческих компетенций, которые нужны тимлидам, топ-менеджерам и собственникам IT-бизнеса. Свою задачу мы видим в изучении, систематизации и технологизации самых передовых управленческих практик в digital.
— С чего началась история специализированной конференции TeamLead Conf?
Александр Зиза: У нас с Вирной были доклады и митапы на конференциях Олега Бунина, которые привлекали все больше и больше тимлидов, приходивших послушать про управление вместо интереснейших докладов на других треках. Полтора года назад мы предложили Олегу Бунину реализовать на HighLoad++ 2017 отдельный трек для тимлидов, и он удался. Так родилась идея самостоятельной конференции TeamLead Conf.
Основная идея заключалась в поиске практик управления, которые можно было бы использовать более широко — мы видели, что это очень большая боль для всего движения высоких нагрузок.
Мир растет очень быстро, программисты вырастают в управленцев, а те — в управленцев над управленцами и т.д. Такого быстрого роста нет нигде, кроме как в digital.
В остальном не digital-мире действуют совершенно другие скорости. А здесь важно найти нечто, что даст быстрый эффект начинающему руководителю, что быстро введет его в курс дела, сделает профессионалом, поможет решать задачи управления людьми, не тратя на это лишнего времени и энергии.
В масштабах отрасли эта задача на системном уровне еще не решена. Лишним подтверждением тому является отчет компании SHL, которая публикует оценки трендов в области развития кадров. Согласно ее исследованиям 2016 года, в России наблюдается серьезный недостаток управленцев, особенно на уровне линейных менеджеров в IT — тимлидов. Этот отчет, кстати, и стал одним из толчков к реализации идеи.
— TeamLead Conf ориентирована только на тимлидов?
Александр Зиза: Конечно, нет. Мы ориентируемся на наиболее талантливых с точки зрения развития своих управленческих качеств людей всех уровней. Это могут быть сениор-разработчики, ПМ-ы, тимлиды. Как правило, вышестоящее руководство находит перспективного человека и предлагает ему рулить командой, в буквальном смысле «вбрасывает» его в эту задачу. А ему и сложно, и страшно, и хочется, и колется, и никто не слушает. Многие не справляются, возвращаются кодить, выгорают эмоционально. Как поступать с ребятами, с которыми вчера пил пиво, был на «ты», а сегодня от них нужно требовать результаты?
На каждом организованном нами мероприятии мы обязательно задаем вопросы участникам об их проблемах и ожиданиях. У нас уже скопилось множество заполненных опросных листов. Из их анализа понятно, на какие вопросы не могут найти ответы начинающие управленцы.
Вот, например, раньше он кодил, а теперь надо заставить этих людей — бывших коллег — выполнять какие-то требования, соответствовать уровню качества, соблюдать сроки.
Для управленческих позиций требуется совершенно иной стек компетенций, нежели для разработки. И TeamLead Conf — конференция, которая призвана осуществить концентрацию знаний и обмен мнений о том, что же нужно, чтобы быстро осуществить этот шаг развития из разработчика в управленца.
Вы каждый раз находите новый материал для докладов или повторно раскрываете старые темы?
Александр Зиза: Если честно, в нашем подходе произошла некая метаморфоза.
Изначально была идея разово сделать самостоятельный трек, потому что накопились вопросы (у нас был целый список). После того, как прошла первая самостоятельная конференция, я был уверен, что трек закончен. По моему личному мнению, мы закрыли 90% вопросов.
Когда Олег Бунин предложил сделать следующую конференцию, честно говоря, я смотрел на это со скепсисом: о чем там рассказывать? Темы-то все раскрыты.
Но ничего подобного! Последующие мероприятия показали, что тема и глубже, и шире. Мы лишь немного затронули проблематику тимлида, а там еще очень много всего. Тема оказалась крайне актуальной.
— TeamLead Conf — единственное мероприятие в своем роде?
Александр Зиза: Если рассматривать работу в целом с управлением в digital, то подобные мероприятия существуют. В конференциях Олега Бунина есть несколько управленческих треков. Во-первых, это конференция Whale Rider, которой уже более 10 лет. Она посвящена лучшим практикам в управлении и предпринимательстве с фокусом в сторону более глобальных задач. В большей степени там идет разговор об управлении бизнесом и бизнес-процессами, а также о том, что называется задачей управления управлением (manager of a manager).
Во-вторых, это наш собственный трек — конференция Aletheia Business, которая уже дважды проводилась в рамках РИТ-фестиваля и планируется в третий раз. Она посвящена вопросам психологии бизнеса, лидерства и управления.
Но TeamLead Conf — это трек именно для начинающих управленцев, у которых накопились вопросы по своей собственной эффективности или выходу на более высокие управленческие позиции или на более высокий уровень ответственности. Это конференция для линейных менеджеров — первого уровня управленцев, непосредственно руководящих людьми, которые делают продукт.
— Как вы видите дальнейшее развитие TeamLead Conf?
Александр Зиза: У меня каждый раз вызывает удивление, сколько еще существует разных интересных практик, сколько тем не раскрыто.
Я бы сказал, что это свойственно миру digital. До его появления жизненный цикл знаний был совсем иной: практики накапливались, изучались, переходили в ВУЗы и институты управления, в программы MBA и executive MBA, в тренинги. Но в нашей отрасли это не работает. Ни одна из образовательных программ — а я знаком со многими из них — не понимает, что такое современный управленец из digital.
Но спрос на них очень высок, и изменяется он намного быстрее, чем адаптируются образовательные учреждения.
Таковы наши новые реалии, в соответствии с которыми нужно строить качественно новые образовательные программы с индивидуальным треком развития, с далеким фокусом на работодателя, которому все это будет нужно, на востребованность людей. В этих условиях конференции — та же TeamLead Conf — оказываются жизненно необходимым элементом, позволяющим быстро обмениваться опытом. Молодой управленец или человек с запросом на то, чтобы им стать, может прийти на конференцию и буквально за три дня просто решить для себя животрепещущий вопрос, найти ряд личных ответов, и не в теории, а в конкретной практике.
— Т.е. у конференции есть какое-то свое место в новой системе образования, которая так нужна?
Александр Зиза: Я уверен в этом. Это то самое, что находится на пике передовых технологий.
Мне кажется, система образования (подразумевая ее как групповой субъект) тоже должна ходить на такие мероприятия. Не только смотреть на отчеты о высокоуровневых трендах, о digital-трансформации и т.п., а идти «в поле» и смотреть, чем сейчас живет отрасль: какие вопросы задают специалисты, какие ответы получают, какие практики есть прямо сейчас. Потому что большинство практик, которые рассматриваются на конференции, актуальны здесь и сейчас. На следующей конференции какие-то практики «отваливаются», какие-то становятся обыденностью — все так делают, это уже не конкурентное преимущество. Это не про хайп в маркетинге, это о самых актуальных компетенциях в управлении на уровне линейных менеджеров. А то, что рассказывают сегодня, — это действительно самый пик. В книжках этого еще нет.
— Наблюдая за этим рынком, вы видите какие-то тенденции, которые стоило бы осветить? Сами проталкиваете на конференцию какие-то идеи?
Александр Зиза: Это очень глубокий вопрос. Люди приходят за некой копируемой практикой. Но на самом деле необходимый им ответ никогда не лежит в области готовой практики.
Существует такая концепция — большая буква «Т». Горизонтальная черта — это практика. А вертикальная черта — некая координата причин, координата, по которой я осуществляю свое собственное развитие, и это позиция, с которой я смотрю на вещи. Практика и развитие пересекаются в одной точке — «что мне нужно делать здесь и сейчас». Оба компонента необходимы, но только понимание собственной позиции дает возможность получить ответ «что делать именно мне, в моей ситуации».
Поэтому мы на системном уровне работаем с постоянным фокусом на глубине докладов, на освящении позиции докладчика и причин, почему та или другая практика сработала. Т.е. когда докладчик предлагает рассказать о какой-то интересной копируемой практике, мы в рамках коучинга со стороны программного комитета находим в его докладе реперные вектора, которые послужили базой для формирования этой практики. Именно они дают возможность участнику понять, что можно сделать в конкретной ситуации. Когда у слушателя есть понимание этого смысла, возникает и личный ответ, что конкретно нужно делать.
Здесь есть определенная сложность, потому что в основном участники конференции приходят за копируемыми вещами — за треннинговым форматом: «Сделайте из меня тимлида, натренируйте на хорошего управленца», «Да все это понятно…, что делать-то?». Не все готовы слышать ответ из другой позиции. Поэтому мы стараемся вводить альтернативные подходы аккуратно. Чтобы слушатель и ответ на свой насущный вопрос получил, и глубинный смысл увидел. Тогда доклад действительно становится качественным, а участник конференции, как зачастую они сами выражаются: «Прямой ответ не получил, но понял, как делать».
Я считаю, это основное направление нашей деятельности на ближайшее время — привлечь внимание к различным позициям (а не только готовых практик) в отношении решения типовых проблем.
У такого подхода есть какая-то методологическая научная основа?
Александр Зиза: Конечно, и она развивается прямо у нас на глазах! Например сравнительно недавно в применении к digilta-культуре появилось такое понятие как серендипность. Gartner, например, указывает на серендипность как на одну из важных стратегий цифровой трансформации.
Серендипность похожа на интуицию, которую проявляет подготовленный человек, встречаясь с ситуацией из незнакомой для него области. Отличный пример серендипности — Шерлок Холмс. Когда нам рассказывают, как были сделаны его выводы (принято решение), все это кажется очень простым — «тут посмотрел на ботинок, там на пепел»… Весь вопрос в подготовке, в способности видеть все это и находить решения.
Стратегия серендипности в цифровой трансформации заключается в том, что подготовленные специалисты из digital-native культуры, обладающие опытом и особым, «цифровым» паттерном решения задач, погружаются в проблематику традиционных, не digital бизнесов. Таким образом на стыке разных культур находятся решения, которые в рамках одной культуры даже возникнуть не смогли бы.
Для развития серендипности главное — набрать опыт, получать больше знаний, практик и глубинных мыслей из разных областей, с разных точек зрения. Необходимо анализировать не только ежедневную работу или рекомендованные книги, нужно получать как можно больше разнородного опыта. И конференция в данном случае — отличный способ прикоснуться к разным опытам и разным культурам. Впоследствии возвращаясь в рабочий контекст и встречаясь с новой ситуацией, ты вдруг понимаешь, как с ней надо работать!
А как лучше осваивать материал конференции, чтобы получить свой кусочек опыта?
Александр Зиза: Чем больше у вас будет контактов с конференции, тем больше получите. Стоит физически ходить на доклады — даже на те, которые могут казаться не по «своей» теме (а не только на то, что нравится и актуально). Если не пошел лично — посмотреть их в записи. Понятно, доклады бывают разные. Бывают сильные, бывают не очень. Но это всегда полезные и очень актуальные вещи именно сейчас.
Однако послушать доклады — это только 10% эффекта от посещения. Второе — приучите себя придумывать на каждый доклад по три вопроса. Их даже не обязательно задавать, но нужно научиться формулировать. Это дает возможность проблематизировать собственные задачи и понять причины, и это еще 30% эффекта.
Третье — задавать вопросы и общаться в кулуарах. Аудитория в digital — немного интровертная, не очень любит общаться вживую. Если вы такой, смотрите за теми, кто задает вопросы, и втягивайтесь. Используйте любые виды общения.
Живой разговор с людьми, решавшими разные проблемы, возможно, из разных областей; стихийные митапы, когда люди собираются вокруг стенда и начинают что-то обсуждать — это главное преимущество конференций. Это, на мой взгляд, 60% эффективного использования возможностей конференции для себя.
В общем и целом мы нацелены на то, чтобы участники получали максимальную выгоду, и мы хорошо себе представляем, в чем она должна заключаться. На эту тему у нас масса своих внутренних правил и стандартов, о чем мы периодически рассказываем в блоге. Так что «приходите! Будет
P.S. Кстати, до 15 января у нас открыт прием докладов. И если у вас небольшой опыт публичных выступлений, загляните в блог нашего тренера Романа Поборчего, там много всего полезного и интересного, что пригодится вам для прокачки данных скилов.