В мире ИТ цифровизация — настройка по умолчанию. Цифровые инструменты вроде Jira, Trello, Kaiten, amoCRM или самописных админок используются повсеместно. «А вот в промышленности точно всё по-другому!» — так я думала, пока однажды меня не пригласили в проект по цифровизации бизнес-процессов на производстве одежды. 

Заказчику требовалось построить автоматизированный конвейер задач с «эффектом домино», когда закрытая задача запускает выполнение следующей задачи и так далее, пока не достигнута конечная цель — отшитая продукция на складе. Оказалось, что производство очень похоже на ИТ-проект, и там всё достаточно просто.

Но обо всём по порядку — сначала давайте разберёмся с понятиями, которыми я буду оперировать дальше в статье. 

Цифровизация, автоматизация, цифровая трансформация: в чём отличие?

 В качестве эпиграфа приведу цитату из HBR Russia «Зачем бизнесу цифровизация»

«НЛМК давно и активно использует информационные технологии, просто раньше никто не называл автоматизацию производства цифровизацией. Это как с человеком, который не догадывался, что всю жизнь говорил прозой.

Новая волна сбора и использования данных началась относительно недавно — она вызвана внедрением инструментов бережливого производства, которые требуют применения статистических методов. Компания генерирует огромное количество данных, только они связаны не с клиентами, как у банков или ритейла, а с различными физическими и химическими показателями процессов. Эту информацию можно обрабатывать и использовать ее для повышения эффективности производства и повышения качества конечного продукта».

То есть цифровизация в той или иной форме существовала давно, но средства для масштабной оцифровки процессов появились лишь в последние десятилетия. Почему всё-таки цифровизация — это не автоматизация и причём здесь цифровая трансформация? Ниже я постаралась объяснить, как связаны эти понятия и чем они отличаются.

Цифровизация процессов подразумевает использование цифровых технологий для автоматизации и оптимизации конкретных бизнес-процессов. По сути, это перенос бизнес-процесса из аналогового мира в цифровой (компьютерный или онлайн). Цифровизация снижает уровень неопределённости у сотрудников (они знают, что делать дальше), обеспечивает прозрачность для руководителей (они понимают, кто что делает), позволяет производить продукцию нужного качества, вовремя и без перерасхода ресурсов, что повышает прибыль компании.
Также благодаря цифровизации собирается большой объем данных, которые потом можно анализировать. 

Автоматизация обычно внедряется на участках конкретного оцифрованного бизнес-процесса. Примером может служить автоматическое закрытие эпика при закрытии всех задач в эпике, автоматическое создание юридических документов при заполнении реквизитов в форме, выставление счета на конкретную сумму при достижении определенного лимита — например, когда у вас заканчиваются деньги на счету у хостинговой компании. 

Цифровая трансформация –  более широкий стратегический процесс, в отличие от тактической цифровизации процессов. Она предполагает коренные изменения в организации, культуре, бизнес-моделях и способах взаимодействия с клиентами и рынком через использование цифровых технологий. Цифровая трансформация также может включать разработку и внедрение новых цифровых бизнес-моделей,  а также новых технологий (ИИ, IoT и прочее). Основная цель цифровой трансформации – создание нового конкурентного преимущества, адаптация к изменяющимся рыночным условиям и фундаментальное изменение способа ведения бизнеса.

Дальше в статье я буду говорить в основном о цифровизации и автоматизации бизнес-процессов на примере швейного производства, с которым сейчас сотрудничаю.
Какие же процессы в «аналоговом» бизнесе стоит оцифровать? Исходя из моего опыта, ответ звучит так:

Цифровизация (оцифровка) процессов нужна там, где компания уже устала каждый раз «спотыкаться» о повторяющиеся проблемы. 

От чего же устал мой заказчик и что пришлось сделать по факту, до автоматизации по принципу «домино»? Расскажу о своём кейсе подробнее.

Как выглядело швейное производство на старте?

Не было централизованного места хранения информации. Все знания о производственном процессе находились в головах людей, полного и детального представления о нём не было ни у кого. Соответственно, не описанный процесс нельзя было и оптимизировать, все работали так, как знали и привыкли. А хотелось бы делать это с минимальными потерями ресурсов, максимизируя прибыль.

Была выбрана EPR-система, ресурсы которой использовались не полностью. В модуле «Проекты» внутри ERP Odoo уже был доработанный под нужды процесса набор полей. При этом задачи внутри проектов ставились по необходимости, а одна и та же задача в разных проектах могла называться по-разному, что мешало руководителю отдела и его сотрудникам находить свои типовые задачи, чтобы планировать нагрузку экспериментального пошивочного цеха.

Не было регламентов хранения знаний. У отдельных людей были чек-листы по выполнению рутинных операций, недоступные другим сотрудникам. Договорённости достигались на словах, и текущие участники процесса просто старались о них помнить.

В итоге нужная информация и задачи могли теряться, а потом приходилось навёрстывать упущенное и отправлять исправленное (а это минус время и деньги на логистику — материалы на пошив партии одежды могли досылаться и в отшивочный цех).

Как же мы решали задачу с такими вводными? Расскажу по этапам...

Этапы настройки процессов в швейном производстве

  1. Изучение процесса. Мне предстояло разобраться, как работает процесс, вытянув разрозненные знания из голов и заметок участников. Нужно было согласовать несостыковки и договориться, какие действия следует выполнить, если наступает случай А или случай Б.

  2. Выбор инструмента цифровизации. В моей ситуации таск-трекер уже был выбран заказчиком (это модуль «Проекты» ERP Odoo), я должна была изучить его возможности и потом «уложить» процесс в имеющуюся функциональность.

  3. Цифровизация бизнес-процесса. В первую очередь для цифровизации был выбран основной процесс как самый длинный, объёмный и наиболее часто повторяемый. У этого этапа было две параллельных фазы:

    1. Описание процесса в виде задач и подготовка к экспорту в трекер. (Обычно в этой фазе я использую Google таблицы; многие таск-трекеры поддерживают экспорт из них, и для согласований они тоже достаточно удобны).

    2. Подготовка таск-трекера к экспорту задач. В трекере необходимо было создать требуемые стадии проекта и добавить нужные для процесса поля. Эта фаза обычно идёт параллельно предыдущей (описание и подготовка задач), поскольку в ходе неё часто выясняется, что нужно «допилить» таск-трекер или придумать workaround (некоторые задачи этого требуют).

  4. Внедрение изменений и их проверка реальностью. В этом проекте мы решили не ждать, пока весь процесс будет описан до конца, а стали выгружать задачи в проекты и тестировать их на момент, когда задач было 2/3 от всего объема.

    1. В команде было принято решение, что с определённой даты все новые проекты основного бизнес-процесса выполняются по-новому, с выгрузкой типовых задач в каждый из проектов трекера. Было определено, кто конкретно отвечает за выгрузку и контроль движения задач в проектах.

    2. Люди сопротивлялись изменениям, поэтому требовалось созваниваться с ними, рассказывая им об обновлениях и отвечая на вопросы, а также выясняя, где можно упростить работу сотрудников без потери качества.

    3. Процесс в таск-трекере не всегда совпадал с процессом в реальности, поскольку сотрудники не всегда выдавали полную информацию на этапе изучения мною процесса. Это нормально, т.к. порой сложно вспомнить всё и предусмотреть все детали. (Как раз на этом этапе мы сейчас находимся, описано 72 задачи, осталось еще 38 + притирки к жизни.)

  5. Стабилизация процесса изменений. По плану, 1-3 месяца производство проработает с внедрённым процессом, чтобы можно было «устаканить» все изменения.

  6. Автоматизация изменений. После стабилизации изменений можно будет переходить к внедрению автоматизации, о которой говорил заказчик. При закрытии задачи 1.2 будет открываться задача 1.3 со сроком, назначенным с учетом того, сколько в среднем занимает его выполнение.

Я не ожидаю полной автоматизации, так как в процессе много ответвлений, и он периодически изменяется. Если шаблон импортированных задач можно быстро поправить, то внесение изменений в код займёт некоторое время. Тем не менее, автоматическое создание типовых задач при создании проекта – это уже отличная оптимизация ручного импорта (на один сезон создается порядка 80 проектов).  

Также после автоматизации мы планируем определить ключевые показатели производства и внедрить их регулярный контроль и анализ. Тем не менее, уже сейчас можно выгружать проекты и их задачи и видеть, сколько времени на какой стадии в среднем находятся проекты и где происходит больше всего задержек. 

Пара слов про инструменты...

Как уже было сказано выше, на производстве в моём примере уже был выбран таск-трекер. Более эффективное использование уже имеющихся и предоплаченных компанией инструментов часто выгоднее миграции на какую-то другую систему. Но как быть с инструментами тем, кто занимается цифровизацией с нуля?

Во-первых, не нужно думать, что цифровизация — это обязательно дорого. Минимально необходимый инструмент цифровизации проектов — это Eхcel- или Google-таблица. На проект расписываются задачи (каждая в своей строке), в соседних колонках ставятся сроки и ответственные. Важно, чтобы задачи отслеживались и вовремя закрывались. Плюсы этой системы: она бесплатная. Минусы: нет автоматической визуализации, сложно поддерживать актуальность и отслеживать прогресс.

Во-вторых, сегодня можно найти таск-трекер на любой вкус и кошелёк. Многие из них поддерживают импорт из Google- или Excel-таблиц. На швейном производстве мы с командой сперва создаём шаблон для импорта, задаём настройки, а затем «вливаем» задачи в таск-трекер (в нашем случае — модуль «Проекты» ERP Odoo).
Настройки задаются на отдельной вкладке или листе Excel, куда ответственный вносит необходимые данные: конечную дату проекта, название события, имя менеджера и т.п. С листа настроек верные данные подтягиваются в сами задачи. Верные даты для задач рассчитываются по формулам (например, дата окончания проекта минус 4 недели).

В-третьих, есть смысл уточнить, внедрена ли в компании ERP-система (Enterprise Resources Planning System). Обычно это крупная платформа с большим разнообразием функциональных возможностей — возможно, одна из них подойдёт для процесса, с которым вы работаете. У ERP-систем, будь то стороннее ПО (Odoo, 1С, SAP, Oracle и пр.) или самописная админка компании, обычно есть модуль проектов или задач, который используется для цифровизации процессов. При цифровизации в ERP-системе все задачи будут крутиться и реализовываться на уровне всей ERP-системы, а не ее модулей. Например, одна из задач Odoo на пути отшива одежды будет создавать товар в модулей товаров Odoo. 

От ERP-систем следует отличать CRM-системы (Customer Relationship Management System), где основной упор делается на переход клиента от одной стадии к другой и, в идеале, к закрытию сделки продажей. Цифровизуется именно путешествие от клиентского запроса до продажи. 
У меня есть опыт работы только с amoCRM. Эта система позволяет отлично автоматизировать процесс даже без дополнительных затрат. Там можно ставить задачи-напоминалки, если задача задерживается на каком-то этапе, создает другие задачи при переходе на определенный этап, не позволяет переходить на следующий этап, если не заполнены какие-то поля, и другое. 

Какой из перечисленных инструментов подойдёт для вашей компании, её целей и процессов, решать вам. Стоит упомянуть, что миграции обычно дороги и редко проходят без последствий, поэтому стоит серьёзно подойти к выбору иструмента уже на старте. В своих проектах я обычно исхожу из того, как максимизировать пользу от уже выбранных компанией решений, «прикрутив» процессы к ним, и вношу только необходимые изменения.

Стандартные проблемы цифровизации

При цифровизации процессов я столкнулась с рядом проблем, которые могут встретиться практически на любом производстве, не только на швейном, поэтому я перечислю их и приведу примеры из своей практики.

Долгое внедрение, ограниченность времени у команды. Специалисты на производстве не имеют лишнего времени: они не освобождаются от основной деятельности, их KPI не снижаются. Работу с бизнес-аналитиком по цифровизации процессов они изначально видят как дополнительную задачу. Убедить команду в том, что цифровизация облегчит, а не усложнит им жизнь, удаётся не сразу. И даже когда сотрудники сами втягиваются в процесс, время на встречи всё равно лимитировано. Поэтому быстрых перемен ждать не стоит, цифровизация = игра вдолгую. 

Сопротивление команды изменениям. Стоит быть готовым к тому, что задачу по цифровизации процесса будут саботировать. Причин может быть несколько: непонимание пользы от изменений; избегание лишней нагрузки; желание работать по-старому; избегание контроля и прозрачности.
Цифровизация и последующий анализ данных действительно могут выявить какие-то злоупотребления на производстве — возможно, противникам изменений действительно есть чего бояться.
С большинством сотрудников всё-таки можно договориться, особенно заручившись поддержкой руководства (или даже его директивными указаниями), а также поддержкой сторонников изменений. Сторонники перемен со временем помогут преодолеть сопротивление противников. Идеальный результат — ситуация, в которой даже вчерашние скептики увидят и признают пользу от цифровизации.
Если вы прямо сейчас внедряете изменения в сопротивляющемся коллективе, вам может понравиться 4-я глава книги Джона Максвелла «Воспитай в себе лидера» под названием «Главный экзамен на лидерство: проведение позитивных изменений».

Конфликт «ожидание и реальность». При первых попытках цифровизации процесса обычно обнаруживается масса неучтённых нюансов. То, что отлично смотрелось «на бумаге», буквально разваливается, когда дело доходит до внедрения. Самые частые случаи из моей практики:

  • описание подпроцесса отличается от того, как он выполняется в реальности; 

  • при внедрении нового бизнес-процесса какой-то сотрудник становится «узким местом».

Так, однажды мы обнаружили, что помощница руководителя, которая должна распределять и переставлять задачи на исполнителей, не успевает это делать, потому что сильно занята офлайн в швейном цеху. В итоге ей выделили на поддержание актуальности задач специальное время.

Допустим, проблемы решены, и цифровизация успешно завершена. Заканчивается ли на этом работа команды, которая её реализовала?

Что после цифровизации?

 Время сказать «ура» и... продолжить работу. У вас появилась постоянная регулярная задача — поддержка и оптимизация бизнес-процесса, который был оцифрован. Кардинальная перестройка тоже может потребоваться в случае глобальных изменений:

  • перемен на рынке,

  • реструктуризации компании,

  • перехода на новые инструменты работы*.

*Да-да, миграция на новую систему почти всегда означает перестройку процесса самым радикальным образом. Не так давно я убедилась в этом лично, помогая заказчику переехать с 1С на Odoo по процессам, связанным с ведением управленческого учета (правда, в другом проекте).

Вернёмся к поддержке процесса, который мы оцифровали. Как её осуществлять? Расскажу о конкретном примере из моего опыта.

Дано: есть шаблон для импорта с задачами, есть задачи, уже выгруженные в проекты.
Допустим, в задачах 3, 15 и 27 нужно изменить описание. 

Для этого была создана такая конструкция: 

  • назначен исполнитель на внесение изменений в уже выгруженные проекты;

  • создана задача в таск-трекере, где исполнитель отмечал затраченное время;

  • был создан канал в Slack, куда руководители отделов писали, что такая-то задача изменилась и просили обновить её во всех незакрытых выгруженных задачах;

  • исполнитель раз в неделю выделял 2 часа времени и вносил правки как в шаблон задач, так и в сами задачи. 

Итоги цифровизации бизнес-процессов

Итак, цифровизация успешно завершена, оцифрованный процесс поддерживается и время от времени оптимизируется ответственными лицами. Самое время подвести итоги.

Что дала цифровизация швейному производству, куда я была приглашена помочь оцифровать бизнес-процессы?                 

  • Улучшение коммуникации и сотрудничества. Теперь вся информация в задачах и проектах, и если один сотрудник обращается к другому с рабочей просьбой, это что-то нестандартное, потому что всё основное оцифровано и хорошо обеспечивает координацию действий среди членов команды.

  • Оптимизация процессов. Сотрудникам не нужно вспоминать, что им делать дальше — всё есть в таск-трекере, нужные последовательности действий детально описаны. Это должно снизить количество посылок на отшив одной партии (когда не хватило того, о чём забыли) а также решить давнюю проблему с кройкой**.
    **Раньше случалось, что из-за нехватки ткани партнер кроил одежду не на планируемое количество единиц каждого размера, а пока хватало ткани, при этом иногда он начинал не с самых популярных размеров, а на популярные просто не оставалось ткани, которую приходилось докупать и снова отправлять в цех.

  • Повышение прозрачности и контроля. Как я уже писала выше, цифровые инструменты позволяют бороться со злоупотреблениями на производстве и выявлять многие проблемы на ранних стадиях.

  • Улучшение качества данных и принятия решений. Появление реальных данных о том, сколько времени на какой стадии проводит задача, уже сейчас помогает руководству, и мы ожидаем, что внедрение показателей позволит топ-менеджменту принимать более обоснованные и точные решения.

Что ещё произошло в ходе цифровизации бизнес-процессов на швейном производстве? 
Делюсь интересными фактами и итогами.

  • Пару раз, уточняя, как работает бизнес-процесс, слышала от интервьюируемых: «А действительно, как это у нас происходит?» 

  • Было просчитано, за сколько недель минимум категорийные менеджеры должны начинать проект, чтобы готовая продукция была готова к указанному сроку. 

  • Встречи производственного цеха стали проходить более структурно.

  • Был внедрен глоссарий производственных терминов. Теперь в компании используются единые наименования для образцов, которые шьются на производстве: первый, после корректировки 1, после корректировки 2, контрольный, образец от партнера. До этого каждый называл образцы по-своему. 

  • Производство сделало свою канбан-доску в офлайне: исполнитель берёт образец со своей полки, выполняет свою работу и кладет результат на полку следующего исполнителя. Вспомнила, что канбан был придуман как раз на производстве, а не сразу в онлайне :) 

  • Люди сначала были недовольны переменами, а потом начали требовать друг от друга внесения информации в проекты, так как полная информация на предыдущем этапе ускоряет их работу. 

  • Наконец, команда сама стала инициировать изменения и вносить предложения по  оптимизации процессов — это огонь, я считаю!

Планы на будущее

Следующим этапом на нашем производстве будет определение ключевых метрик, их сбор и анализ. Примеры метрик: средний срок в неделях от старта работы до готовой продукции на складе, процент брака от подрядчиков, анализ, сколько в среднем задач проходит в день через одного человека в цеху (сколько лекал он может сделать, сколько образцов отшить), сколько стоит пошив футболки у разных партнеров, и прочее. 

Пока идёт эта работа, в следующей статье я расскажу ещё об одном инструменте, помогающем оцифровать процессы - внутренних базах знаний. Правильная база знаний позволяет обеспечить «страховку от автобуса», облегчить онбординг новых сотрудников и не только.

Если вы хотите оцифровать и оптимизировать бизнес-процессы, внедрить изменения в операционный контур компании, настроить сбор и анализ метрик или создать базу знаний, но не знаете, с чего начать, можно записаться ко мне на консультацию. Подробнее о том, что я умею - в презентации.

А как вы цифровизуете процессы, какие инструменты и подходы используете?
Буду рада пообсуждать в комментариях.

Комментарии (6)


  1. KittyKh
    25.07.2024 17:00
    +1

    Юлия, читала Вашу статью и видела в ней нашу компанию. Мне кажется у старых устоявшихся компаний беды очень похожи. Процессы в голове, команда работает как как заведено годами, изменения пугают.

    Из своего опыта - описан процесс, найдены шаги, которые нуждаются в оптимизации (делаются в 1С вручную, можно и нужно автоматизировать), а исполнители испуганы "если не будет этих задач, то что же мы делать будем? мы же на это по полдня тратили! мы будем не нужны, нас уволят" и уровень сопротивления повышается.


    1. yully444 Автор
      25.07.2024 17:00

      Дааа, понимаю вас и страхи ваших коллег.
      И мне кажется, тут ситуция такова, что рано или поздно это будет автоматизировано. И я не знаю, что будет с вашими коллегами. Может они и правда, станут "не нужны и будут сокращены", а может у них появится возможность делать что-то новое, что-то более сложное / интересное.

      Вспоминается фраза (не знаю ее истинность и не уверена в точности))), что бухгалтера когда-то переживали, что их заменят калькуляторы или компьютеры.

      А как вы справляетесь с сопротивлением ваших коллег?


    1. avlos
      25.07.2024 17:00
      +1

      Как очень тревожный исполнитель, который тоже пугается "пустоты" в задачах, могу сказать, что испуг перед всем новым пропадает, как только выбора особого нет. В пандемию, например, так было: либо ты тянешь всё, что есть, либо уходи в неизвестность, когда всё остановилось, зависло и тд. Так же действовали намёки на то, что "мы сейчас вас всех оцифруем да эффективность померяем". Мы с коллегой очень тревожные — сразу сами оцифровали часть своей деятельности (собрали статистику за год), сами напридумывали себе задач. Теперь пытаемся справиться. Нет времени, чтобы пугаться :)

      С другой стороны, конечно, очень сильно внутреннее сопротивление, когда приходит кто-то новый (не важно кто, важно, что новый), и говорит, что я что-то делаю не так. Да я тут давно делаю так! Но если поговорить и обсудить, можно найти общий язык и понять, как полезнее: продолжать делать так или что-то поменять. А иногда сама бубню, что мы годами всё делаем вот так, но это же неправильно, но там может быть особенность процессов у клиента, и мы над этим не властны.

      Мне видится, что очень важна возможность диалога, исполнителю всегда хочется понимать почему и зачем. Так проще и старое вывозить в трудные периоды, и к новому привыкать.


      1. yully444 Автор
        25.07.2024 17:00
        +1

        Как хорошо вы описали! Даже добавить нечего, всё поддерживаю! :)


  1. D_Elagin
    25.07.2024 17:00

    Много текста, общих фраз. К концу я так и не понял, что именно было автоматизированно на производстве. Кто был заказчиком изменений? Кто драйвил перемены? Кто финансировал изменения?


    1. yully444 Автор
      25.07.2024 17:00
      +2

      Спасибо за ваш комментарий.
      Я тоже переживала, что статья получилась немного длинной, но хотелось расписать подробнее. Тем более, что ко мне уже не первая компания обращается по оцифровке процессов и многое у них схоже. Поэтому спасибо, что дочитали!

      По поводу автоматизации - она пока еще не внедрена, сейчас мы дооцифровываем задачи до конца (получилось 110 задач на каждый проект). Далее планируем пожить с этими задачами пару месяцев, а потом уже автоматизировать.

      Из автоматизации планируется пока не так много сделать: автоматическое создание всех задач при создании проекта (сейчас экспортируется вручную), затем автоматическое назначение дедлайна у следующей задачи по закрытию текущей, а для некоторых задач - при закрытии будет показываться модальное окно с вариантами следующих задач (в процессе есть минимум 5 разветвлений).

      --

      Заказчиком изменний был владелец компании. Он же их и оплачивал. А стейкхолдерами выступал руководитель и операционный менеджер отдела производства. Они же и общались с командой и показывали ей, что изменяется. Команда сначала сопротивлялась, а потом распробовала и ей понравилось.