Я хотела бы начать этот пост очень пафосно. Например, так: «Я работаю в бизнесе уже 10 лет, получила железное сердце и обросла панцирем». Или так: «Да-да, Хабр, я работник коммерческой службы: когда-то аналитик, потом продажник, потом маркетолог. Я тот самый, кого вы все не любите». В конце концов, именно так должен выглядеть пост первого января. Но нет. Никакого пафоса и романтики. Работаю в коммерции ИТ-компаний некруглые 11,5 лет. Была всем: разработчиком, проджектом, маркетологом, продажником, внедренцем, редактором, ИТ-консультантом. До этого была на госслужбе и преподавала. И я сегодня, несмотря на сто доводов против, могу сказать: «Бизнес, я люблю тебя!» Ну понятно, что развитие этой мысли под катом.



Итак, я прошла свои 11++ лет, встретила десятки офисных крыс, увидела минимум десяток крупных подстав и без числа мелких, прошла неадекватных боссов, некоторым из которых референты были вынуждены добавлять обязательные препараты в чай, иначе капец, прошла нереально крутых шефов-умниц. Я видела факапы многомиллионных внедрений и успехи крохотных компаний, которые своим трудом умудрялись реализовать такие же проекты, но миллиона за четыре и меньше. Это безумная, безумная карусель ИТ-сферы. И она преподала мне важные, иногда жестокие уроки.

Незаменимых нет


Как бы нам ни казалось, что мы ультра профи, и наш авторитет непререкаем, всегда найдутся те, кто моложе, умнее, прошареннее, ну или блатнее и пофигистичнее. Реальность такова, что в ИТ-рынке очень много соискателей, и если хорошо покопаться в резюме, можно найти скромных и отлично работающих ребят, не в пример зажравшимся менеджерам, которые не работают, а носят задачи и рисуют диаграммы на митингах. Та же история с разработчиками и тестировщиками — я лично приняла на работу парня с первого курса ВМК, который через три месяца автоматизировал четверть задач тестирования и «сделал» наших опытных тимлидов как стоячих. Сейчас он где-то в Калифорнии, след потерялся — увы, но это тоже реальность.

Что же тут позитивного, скажете вы? Сидеть и бояться за свою пятую точку в офисном кресле? Конечно, нет. Мысль о своей заменимости должна стать иголочкой, шилом в попе, которое не даст сидеть ровно — вы должны идти вперёд и развиваться, чтобы на радостные манёвры такого вот паренька не открывать рот, расписываясь в своей отсталости, а спокойно прокомментировать идеи, предложить критику и точки развития. Единственная причина нашего отставания в том, что мы успокаиваемся на своих местах и зарплатах, не вникаем в новое, не ищем, останавливаем любознательность.

Но и это не сделает вам незаменимым. Однако значительно сократит «накладные» расходы на поиск новой работы и хорошей должности. Да, не незаменимый, но востребованный и желанный специалист, который не рассылает резюме. Его сманивают.  

Кстати, некоторые мои коллеги находили весьма оригинальный способ обрести вечность в рамках компании: воспользоваться ленью коллег и стянуть на себя все задачи. Это даёт определённый эффект, но однажды вы просто не справитесь со взятыми на себя задачами и совершите непозволительный факап.

Денег всегда нет


Многие сотрудники исходят из мысли о том, что на реализацию их гениальных проектов всегда найдутся деньги. А руководители берут и отказывают: денег нет, но ты идейный. Плохие, да? Нет, опытные. Допустим, прекрасный маркетолог Инна решает, что компании нужен свой блог. Она закатывается к генеральному и излагает: берём WordPress, бацаем, наполняем постами, блоги же так клёво индексируются. Босс думает, думает и вкладывается в Яндекс.Директ. «Отсталый старпер, а не клёвый стартапер», — раздражённо думает Инна и пили в Директе кампании. Ан нет. Для того, чтобы реализовать классную идею блога, кроме бесплатного вордпресса, нужны: дорогостоящий шаблон или разработчик под это дело, дизайн, купленные картинки, хороший контент (а это либо заказуха, либо свой редактор, либо отвлекать сотрудников от работы), продвижение блога в соц.сетях и на профильных площадках, опять же реклама в контексте, какое-никакое SEO, поддержание всего этого в рабочем состоянии. Причём, не ясно, выстрелит или нет блог компании-разработчика ПО для автоматизации печати в компании. А вот Директ принесёт вполне себе быстрых и целевых лиц. Логично же.

Поэтому, когда вы идёте со своими идеями за деньгами (бюджетом) на их реализацию, спросите себя, зачем это и что даст? Что даст переход именно на эту новую технологию? Кому нужна новая программа и какова ёмкость рынка? Где это предстоит продвигать? Сколько рук нужно для реализации? Да, вам не показалось — это мини бизнес-план, без которого трудно получить одобрение и веру в вас. Под идеи можно получить разве что гранты, но мы же не будем об этом и о том, куда они уходят?

Ваши идеи скорее всего нравятся только вам


К слову об идеях. Нередко они в компаниях отрицаются, и тут есть несколько сценариев.

  • Идея реально не очень. Ну то есть либо это уже было, либо реализовано, либо просто не востребовано. Например, написать «клёвую программу, которая будет собирать все самые интересные новости, группировать их по темам и формировать ленту пользователя». Таких миллион, погибло много, создать что-то крутое без проблем не получится.
  • Идея обойдётся дорого и долго, но не факт, что офигенно. См. пункт выше.
  • Идея крутая, но почему-то вам отказали. Вероятнее всего, скоро вы её услышите из уст вашего руководителя, как его собственную. Отнеситесь философски, не лезьте в разборки, устройте себе внутренний триумф по поводу того, что она была настолько крутой, что босс её решил присвоить. И да, чаще всего это не стоит увольнения.
  • Идея принимается, но реализация на малых оборотах постепенно глохнет. Обычно это происходит в коллективе, где каждый сам за себя и всем абсолютно наплевать на эти ваши креативы.

Иногда очень сложно осознать себя непонятым и непринятым и легко позволить в себе сформироваться обиженному и недооцененному гению. Это неправильно, а по молодости и неопытности — вообще пагубно. Делайте выводы и работайте дальше: в конечном итоге либо вы станете настоящим профи и каждое ваше слово будет авторитетным, либо вы нащупаете ту самую идею и откроете своё дело.

Вы можете расти, несмотря ни на что


ИТ-сфера интересна тем, что блат в ней решает меньше, чем в остальных. Даже архитектором можно посадить своего и нашего, а вот программистом не получится — работа встанет (правда, можно менеджером, CIO и CTO. У меня был CTO-выпускник филфака, та ещё история). А это значит, что вы можете расти внутри рынка, менять работу по мере повышения должности и заработной платы. ИТ — это сфера возможностей: в неё можно прийти в 35, начать с тестировщика ручного тестирования и вырасти до тимлида исключительно благодаря мозгам и трудолюбию. Это ценно, но боюсь, что не навсегда.

Вы обязательно найдёте своих


Я сменила 7 мест работы, причины ухода были разные, но в последнее время всё стало стабильно — так, например, я уже 6 лет работаю в одной компании и у нас до сих пор медовый месяц. Параллельно работаю ещё в одном проекте — 4 года, и у нас любовь, которая пережила три года. Потому что это свои — люди схожих идей, понятий, интересов и подходов. Люди, которые умеют слышать и решать конфликты иными путями, чем визгом: «Ты уволена, пиши по собственному».  

Я не могу сегодня дать универсальный рецепт, как найти своих. Прежде всего потому что «свои» для меня совершенно чужие для вас. Но за около 30 собеседований я нашла маркеры «своих».

  • Не гонитесь за крупными компаниями, брендами и вывесками, за ними больше процессов и подковёрных интриг, чем тёплого лампового труда. В малом и среднем бизнесе интересных проектов, готовых к развитию и применению лучших мозгов, гораздо больше. Там больше зависит от каждого из сотрудников, а не от «высшей» воли.  
  • На собеседовании обязательно спросите, кто будет вашим непосредственным руководителем — нередко в первые же моменты становится понятно, что это «не то».
  • Не поддавайтесь на собеседовании человеческому обаянию, обязательно присматривайтесь к деталям и профессиональным чертам.
  • Попросите показать офис или внимательно осмотритесь — как правило, атмосфера транслирует определённые настроения (например, напряжённый или шумный, расслабленный опенспейс).
  • Многое о компании говорит то, как её представители говорят о деньгах. Идеально, если вы услышите точные суммы на время и после испытательного срока, а не «там увидим».

К слову, найти своих и успокоиться — не совсем правильная формулировка. Удержать и развить плодотворные отношения стоит огромных усилий.

Российский бизнес интересен, ппц, как интересен


Российский бизнес, если это не что-то синее, красное или зелёное и очень большое, занятие весёлое: из-за каждого поворота нужно ждать налогов, реестров, ограничений, подстав от сотрудников и контрагентов. Это просто эталон выживаемости в агрессивной среде. И все сотрудники — участники этих процессов с полным погружением. Например, будучи маркетологом, приходится осваивать всё, от законодательства до нюансов разработки продукта — в любой момент может возникнуть необходимость защитить свою публикацию, активность, мотивировать отказ клиенту, действия саппорта и т.д. Кстати, о клиентах — давно уже появилось и развивается понятие потребительского терроризма, на сферу В2В это тоже распространяется: при первом же негативном опыте отношений вы рискуете максимально «прославиться». Самое обидное, что клиенты нередко совершенно не секут фишку в вашей теме, но жаловаться по всему рунету — святое.

Иногда кажется, что тем сотрудникам, которые сидят ровно и живут размеренной жизнью от звонка до звонка, в более выигрышной ситуации: сиди, пили свою задачу, никаких амбразур и захватывающих падений. Но если вам хочется быть среди них, рано или поздно вы отстанете от развития экономики бизнеса и не сможете претендовать на что-то большее, чем повышение зарплаты раз в четыре года.

Без обучения и развития вы пропадёте


Вы бы знали, сколько я видела молодых да ранних, которые скатывались в ноль за очень короткое время. Да что и говорить, я сама когда-то была такой: спесивой, с тремя образованиями, понтами и почти написанной диссертацией. Такие ребята приходят и живут в офисе с уверенностью, что они идеальны: с одной стороны, на них работает правило дилетанта (незамутнённый взгляд находит удачные решения и поводы для экспериментов), с другой — свежесть теоретической подготовки. Постепенно внимание к новенькому падает, он перестаёт почивать на лаврах и отстаёт от остальных. Я это называю эффектом лягушки-путешественницы — помните, как сперва она восторгала своим рассказом новое болотце, а потом стала предметом насмешек?

Важно не довести до такой ситуации, а вникнуть в дела компании и успешно вплести свои навыки в её потребности.

  • Воспользуйтесь помощью коллег и внутренней базой знаний — причём не только в первые дни работы.
  • Не будьте самонадеянны: делайте то, что необходимо бизнесу, а не то, что хочется и кажется правильным вам. Вся самодеятельность — в виде предложений.
  • Привносите в работу что-то своё, новое, то, что вы круто умеете делать. Например, я в своё время открыла для старой компании Хабр — наш корпоративный блог приносил нам огромную пользу в течение трёх лет, и вот уже два не приносит. Опять же, это моя недоработка — я была холдером процесса и не смогла выучить смену.
  • Вывод из предыдущего подпункта — умейте обучать и делегировать. Не бойтесь того, что вас переплюнут, бойтесь того, что проект без вас загнётся. Это непрофессионально и некрасиво — а слухи нынче разлетаются со скоростью 100 Мбит/с.
  • Учитесь, записывайте важное и новое, получайте дополнительное образование — вопреки многочисленным слухам, в ИТ-среде дипломы востребованы и, например, курс управления проектами ещё никому не мешал (у меня обратная ситуация — я получала дополнительное образование в сфере ИТ). Да, чаще всего вы будете делать всё это за свой счёт, но и делаете это вы прежде всего для себя.

Растите вместе с задачами, обучайтесь, развивайтесь — и это принесёт вам и репутацию, и деньги.

Не бывает тотально плохих генеральных


За глаза царя ругают, а своё руководство — вообще просто необходимо. В малом и среднем бизнесе сотрудники максимально сближены с высшим руководством, отчего нередко возникает иллюзия вседозволенности и влияния на компанию. Ну вы наверняка знаете, как это: свои деньги распределить не можем, зато точно уверены, что в курсе, как управлять компанией в сотню раз эффективнее. Скажу вам так: если человек создал свой бизнес, нанял кучку или кучу народу и ответственно платит зарплату, значит, он, грубо говоря, не может быть дураком или недоумком. Он точно знает, что делает и ждёт от вас не нытья и указаний, а профессионализма и помощи в ведении бизнеса — в рамках ваших полномочий.

Да, увы, нередко приходится видеть крайне неприятное отношение директоров, самодурство, скандалы, угрозы, наказания за каждую мелочь. Не спешите увольняться: попробуйте понять вашего руководителя (это проще всего сделать через сам бизнес, через понимание продуктов и услуг, которыми он решил когда-то заниматься), постарайтесь работать в рамках его видения. Иногда это даёт потрясающие плоды и вы становитесь не только одним из лучших в команде, но и другом. Я довольно поздно поняла, что уволиться всегда можно успеть, а вот попытаться обрасти на месте гораздо сложнее и перспективнее. У любого руководителя есть чему поучиться — главное, суметь подойти к этому источнику опыта.

Узкий специалист — пока не про Россию


По-прежнему в нашей стране быть отличным узким специалистом в ИТ невозможно: от вас обязательно потребуют знание всего окружения. На одной из моих работ был прекрасный специалист по работе с СУБД — самые сложные проблемы он умел решить одним скриптом и, как иногда казалось, взглядом. Но в карьерном росте его обошёл другой разработчик, который копался гораздо дольше, находил неизысканные пути, но при этом владел и С++ (мы на нём писали свои проекты), и понимал основы проектного управления, не чурался аджайла, освоил мобильную разработку (это были времена Android 3.0 Honeycomb). И это не единственная ситуация, когда приходилось наблюдать рост «Т-людей», опережающий рост узких специалистов.

В коммерческих департаментах дела обстоят ещё хуже: если ты маркетолог (настоящий, боевой, а не пиарщица с годовой встречи пиарщиков), то ты должен понимать разработку, тестировать, изучать и тестировать документацию, шарить в дизайне и шрифтах, уметь отстоять самую отстойную проблему, владеть интернет-маркетингом, оффлайн-методами и ещё варить суп из ядовитой рыбы фугу. В ином случае твоя работа превратиться в написание пресс-релизов, которые никому не нужны и неинтересны. Ну да, в принципе, спам тоже кто-то должен писать.

В общем, бизнес — это стимул развиваться во всех направлениях и тестировать свои умения на живых примерах, а не в теории. Это опять же даёт +100 к профессиональной карме.

Продажи и маркетинг — боль


Хотите прикол? До сих пор многие разработчики и технари каким-то совершенно мистическим способом отказываются принимать то, что их продукт нужно раскручивать и продавать. Да-да, даже о самом крутом продукте никто не узнает, если о нём не рассказать, причём в ключе потребностей потенциального пользователя. Они уверены, что оно всё само. Мой опыт в маркетинге однозначен: то самое «сарафанное радио» стоит дороже всех остальных способов продвижения, это очень нервная и ресурсоёмкая история.

Но в маркетинге и продажах ИТ всё плохо: продвигают и пишут выпускники филфака, продают те же самые, кто вчера продавал трубы, масла, станки и т.д. Всё это ставит стену между разработчиком и покупателем: разработчик рекламирует свой продукт в вакууме, а покупатель не находит своих нужд в этих потугах (увы, даже в блогах на Хабре я это нередко наблюдаю).
Вообще, это тема отдельных статей, но я даю подсказку: коммерция и разработка (производство) должны работать как пять пальцев в одном кулаке, а не врозь. Только так вы сможете правильно сформулировать и транслировать ценности продукта пользователям.

Кстати, так не только в ИТ, практически везде так.

Нетворкинг, коммуникации, токсичность


Здесь мог бы быть размещён мой мат, но правила Хабра строго призывают к порядку. Я буду говорить честно и прямо. Многие HR, менеджеры, руководители по внутреннему PR  и проч. «атмосферные» ребята ходят по тренингам, часто без разбору. На этих тренингах транслируются выжимки из разных книг: Карнеги, сайентологов, бизнес-молодости, разных там эмоциональных интеллектов. Если нет тренингов, они это читают в книгах и черпают на шабашах митапах. Всё это несётся в компанию, они же тоже должны что-то внедрять: свои методы, способы адаптации, воспитание коллектива, корпоративная, мать её, культура. Одно неудачное слово — и привет, на вас стоит клеймо токсичности. Тут фича такая: повесить быстрее, чтобы на тебя не повесили. Искренность не в цене, в цене лицемерие. Я лично знаю чувака, который сотрудников, которые не улыбаются, ставит на счётчик, через три замечания — увольнение по собственному. Короче, ни матюкнуться, не прикрикнуть на коллег, ни высказать своё мнение. Это есть, и дальше будет только хуже.

Выход один: работать круто, больше молчать и учиться быть сдержанным. В конце концов, это не тот навык. Найдёте своих — поматеритесь. В общем, тема эта на Хабре уже пережёванная, думаю, вы меня поняли.



Моей бабушке 94 года. Всю свою жизнь, имея 7 классов образования, войну и бухгалтерские курсы за спиной, она проработала востребованным, крутым главбухом, который мог и в советской столовой, и в диком капитализме 90-х. Её и сейчас разбуди, спроси «02 счёт?», она ответит «Амортизация основных средств». Многому в своей профессиональной тактике, совестливости и трудолюбии я обязана ей. Она слушает мои рассказы и говорит: «Я бы не смогла работать сейчас». Смогла бы, конечно. Потому что общие принципы не меняются многие годы: деньги — руководству, премии — сотрудникам, работу — сбагрить бы, отдохнуть — по полной. Остальное лишь детали реализации. Наша жизнь меняется непрерывно, так же точно меняются ситуации на работе. Задача — жить, не позволять себя прогнуть, быть профессионалом и прежде всего честным с собой. Даже если вас подставят, уберут из зависти, уволят за незначительную мелочь, у вас всегда должна быть козырная карта — честность с самим собой. Чтобы после всего этого вы подошли к зеркалу и сказали: «А не мудак ли я?» Если ответ «Нет, не он», можно идти дальше — сила, брат, в правде. Если ответ «Блин, он самый, вот сейчас точно» — плюнуть в зеркало и идти дальше, отказав себе в праве быть мудаком. Такая нехитрая философия.    

С Новым Годом, Хабр! Пусть у всех всё будет круто и профессионально. Берегите здоровье и нервы, на остальное заработаем.

Комментарии (60)


  1. MaxVetrov
    01.01.2019 20:46
    +2

    Спасибо за статью.

    Я лично знаю чувака, который сотрудников, которые не улыбаются, ставит на счётчик
    Ну теперь там наверное все улыбаются как идиоты :)

    Узкий специалист — пока не про Россию
    Интересно с чем это связано? Экономия?

    PS. С Новым Годом!


    1. Javian
      01.01.2019 21:05
      +5

      Жадность


    1. Verovir Автор
      01.01.2019 21:30
      +2

      Ну теперь там наверное все улыбаются как идиоты :)
      Да, примерно так. Я работаю с ними рядом (соседний офис), и их атмосфера — напряжённо-лицемерная. Я бы выложила его описание процесса в ФБ, но не знаю, насколько это не нарушит права на защиту информации этого руководителя.
      Интересно с чем это связано? Экономия?
      По большей части — да, патологическая жадность. Тут даже на своей шкуре можно не испытывать, достаточно прочитать требования в описаниям вакансий. Но есть и ещё один фактор — в малом и среднем бизнесе руководители стремятся держать в командах универсальных, взаимозаменяемых людей, чтобы внутри ограниченных ресурсов снижать риск при «выпавшем звене». Ну и опять же, экономия здесь присутствует.


      1. olartamonov
        01.01.2019 22:15
        +5

        Это не только вопрос взаимозаменяемости. No man is an island, и специалист с широким кругозором значительно лучше понимает, что и почему делают люди с другой специализацией, с которыми он работает в одной команде — соответственно, может значительно эффективнее с ними взаимодействовать.


        1. MaxVetrov
          01.01.2019 22:43
          +1

          Избыток информации ведет к более эффективному расположению этой информации, мышление становится более абстрактным. При этом, конечно же, детали теряются.

          Узкий специалист — пока не про Россию

          Это специфика it-российского рынка, или это специфика it-рынка вообще?


          1. Verovir Автор
            01.01.2019 22:57

            Я работала в продуктовом ритейле — там ещё хуже, очень расплывчатые обязанности. К слову, это даёт отличные шансы занизить KPI работнику, потому что сложно вписаться в весь объём задач.


          1. PerlPower
            01.01.2019 23:21
            +1

            В малом бизнесе в странах Европы и США вас будут боготоврить, если вы будете решать их проблемы без необходимости привлекать нового работника. Обычно широкая специализация пропадает там, где начинаются отлаженные процессы. А вакансии на очень узкоспециализированных людей есть и в СНГ. В днищесгменте да, спрос на широкопрофильных людей большой, но по нервам и деньгам — это очень на любителя.


            1. dzsysop
              02.01.2019 19:45

              Все не так однозначно. Скажу про Канаду. Далеко не всегда вас будут боготворить даже в малом бизнесе. Хоть и выглядит ваш посыл логично и часто действительно работодатель видит разницу между хорошим сотрудником и человеком работающим по инструкции и от звонка до звонка. Но принцип «кто везет на том и едут» имеет место быть. Знаю много примеров когда люди впрягаются по неосторожности во все возможные задачи, а потом неожиданно для себя становятся ответственными за них по умолчанию без изменения или обсуждения ни зарплаты, ни должности, ни графика работы, ни системы дополнительной оплаты, ни даже просто доброго слова.


            1. glestwid
              04.01.2019 14:54

              В малом бизнесе в странах Европы и США вас будут боготоврить, если вы будете решать их проблемы без необходимости привлекать нового работника.


              Теоретически. А прfктически — jack of all trades — master of nothing.


          1. olartamonov
            02.01.2019 00:42

            Избыток информации ведет к более эффективному расположению этой информации, мышление становится более абстрактным. При этом, конечно же, детали теряются.


            Хороший специалист любые нужные ему детали способен при необходимости в памяти быстро восстановить, благо нехватки источников информации в наше время нет.

            Но, например, возможность программиста на встройку вовремя подойти к схемотехнику и сказать «слушай, я схему глянул, а ты можешь вот эти ножки местами поменять, чтобы у нас по прерываниям пересечений не было?» может сэкономить реально много ресурсов. Равно как и способность схемотехника примерно представлять ограничения NVIC данного контроллера.

            При этом никто не требует от программиста умения нарисовать схему с нуля или от схемотехника — написать под неё прошивку.


          1. GreyStrannik
            02.01.2019 17:55

            Это специфика it-российского рынка, или это специфика it-рынка вообще?

            Это специфика советской системы разделения труда. У американской системы разделения труда противоположная специфика — узкая специализация.


      1. GreyStrannik
        02.01.2019 18:14

        По большей части — да, патологическая жадность.

        Нет, не жадность. В текущей российской системе разделения труда только так и можно работать.

        Это в США по построению экономики на рынке можно найти смежника с любой узкой специализацией (например, маркетинговую фирму специализирующуюся не просто на каком-то рынке, а на узком сегменте рынка — и даже выбрать из нескольких узкоспециализированных фирм). В итоге, каждая компания узко специализируется сама по себе, всю непрофильную деятельность аутсорсит и поэтому может нанимать узких специалистов.

        В СССР же с конца 40-х было принято решение строить систему разделения труда на иных основаниях. В итоге, у нас ценятся фирмы широкого профиля, а в силу специфики фирм и специалисты-фуллстеки. Это не жадность. Это следствие того, как устроена наша экономика.


  1. walker
    01.01.2019 21:40
    +3

    Здорово написано, респект! Очень живой язык и многие тезисы откликаются внутри. Много дельных советов, которые кроме как через свой опыт не понять.
    Приятно вас читать — пишите еще! ))


    1. Verovir Автор
      01.01.2019 22:58
      +1

      Спасибо, буду стараться!


  1. PerlPower
    01.01.2019 23:04
    +2

    Российский бизнес, если это не что-то синее, красное или зелёное и очень большое, занятие весёлое: из-за каждого поворота нужно ждать налогов, реестров, ограничений, подстав от сотрудников и контрагентов. Это просто эталон выживаемости в агрессивной среде.


    Вы это серьезно сейчас? Т.е. вам реально весело в этом гадюшнике? Ну ладно можно поплести интриги и поиграть в царя горы, и даже удовольствие от этого получить, если у вас соответсвующий склад характера. Но ведь могут быть и самые настоящие подставы типа воровства документов и перевешивания на вас, или махинации с деньгами, которые опять повесят на вас, и за все это может светить уже уголовка. Контрагенты, которые посылают на 3 буквы, не желая платить, потому что могут и имеют выход на уважаемого человека. Про работу с госаппаратом я вообще молчу.

    Ну ладно, допустим можно полгода побыть в эйфории от того что ты противостоишь всему миру. Но серьезно считать что это веселым… Как вам это удается?


    1. walker
      01.01.2019 23:06

      вопрос не ко мне, но выскажу имхо — видимо: " С волками жить — по волчьи выть." И я не думаю, что это плохая позиция.


      1. PerlPower
        01.01.2019 23:17

        Да это очевидно. Но как человек может самодурство, кидалово, подставы, череватые проблемами с законом, систематическую тупость разных инстанций из-за которой влетаешь на деньги — все это считать веселым?


        1. poison85
          02.01.2019 06:20
          +1

          Средний русский человек чувствует себя в этой среде, как рыба в воде. Европейская стабильность для него тоска и скука. Видимо выработался особый русский ген за века жизни в такой среде.


          1. teecat
            03.01.2019 11:50

            Да, увы, нередко приходится видеть крайне неприятное отношение директоров, самодурство, скандалы, угрозы, наказания за каждую мелочь. Не спешите увольняться: попробуйте понять вашего руководителя


            Наблюдал такие компании. Кузницы кадров. Народ приходит и сваливает. Чуствовать себя в постоянном стрессе — спасибо, нет. Жизнь она одна


      1. Verovir Автор
        01.01.2019 23:18

        Ну если коротко, то да. Приспосабливаться и искать плюсы, они реально есть.


        1. AVJ-55
          02.01.2019 11:11

          Приспосабливаться и искать плюсы,..

          Адаптироваться, — больше подходит.


    1. Verovir Автор
      01.01.2019 23:17
      +1

      А всё может быть. Например, донос сотрудника в пожарку с фоткой просроченного огнетушителя или донос сотрудника в трудовую за то, что попросил подвезти до клиента после работы. Это долбаный человеческий фактор. То, что вы описали — данность, и она быстро становится рутиной: поганка от аудиторов — вот вам ответ, поганка от РКН — вот юристы, гадость от сотрудников — разбор полётов. А кайф не от борьбы с этим, от борьбы с этим опыт и некоторая (лютая) озлобленность. Кайф от того, что вы разрабатываете и производите, от продукта или проекта. А так… даже домашний тортик без доносов и СЭС не продашь. Такова жизнь. Поэтому нужно находить внутренний ресурс для позитива. Ищу, блин, — а как иначе? Забухать и закусывать афобазолом? Нет уж.


      1. PerlPower
        01.01.2019 23:32
        +2

        Так вы считаете это все веселым или не считаете? И если считаете, то можете описать логическую цепочку, от «меня подставили, привет выговор или вычет, в лучшем случае куча потерянного времени и нервов» до «позитив»? Я просто хочу разобратьсянаучиться!


        1. powerman
          02.01.2019 01:50

          Отвечу за автора, если что не так — она меня поправит. Суть не в веселье а-ля "пир во время чумы". Суть в том, что позитивное отношение просто более конструктивно и эффективно.


          Все описанные гадости будут происходить вне зависимости от того, нравится Вам это или нет — и Вы не можете это контролировать, "выключить" такое поведение окружающих Вас людей и сделать их "хорошими". Даже если долго подбирать себе компанию/коллектив можно уменьшить количество таких гадостей в своём окружении, но свести их к нулю вряд ли получится. А вот что Вы можете контролировать — так это своё собственное отношение к происходящему.


          И позитивное отношение к этому вовсе не означает, что нужно смириться с происходящим, начать считать это нормой, "расслабиться и получать удовольствие" — ничего подобного. С этим можно и нужно бороться, как минимум не давать своего внутреннего согласия происходящему, не делать такого самому, стараться донести до окружающих почему такие действия вредят всем, включая их самих… Позитивное отношение означает только то, что когда такое случается — не нужно опускать руки, уходить в депрессию и увольняться, вместо этого лучше отнестись к ситуации как "shit happens" и постараться разрулить её с минимальными потерями, параллельно найдя в этом что-то полезное лично для себя — от урока на будущее "как делать не надо" до возможности научиться разруливать такие ситуации.


          1. PerlPower
            02.01.2019 04:47

            Какое внутреннее согласие? Я про ситуацию когда в офисе например пропали важные документы и все валят на вас и вас и вам светит уголовка. Или про ситуацию когда вы ведете проект, вы заключали контракт, а перед сдачей вам плюют в лицо и говорят — мы не заплатим, ну и что ты сделаешь? На вас могут повесить долг или таскать на допросы в милицию, вам может угрожать ваша же СБ. Какие уроки из этого можно вынести? 9,5 правил ведения ИТ бизнеса в России?


            1. PleaseKING
              02.01.2019 11:07

              А это бизнес и жизнь… Там слабые не выживают. И это отнюдь не только про Россию — сколько десятков раз меня кидали американские контрагенты, не перечесть. Парадоксально, но бизнес — он с одной стороны про доверие, а с другой — человек человеку волк, и это одновременно. И кайф описанный — это умение через это продраться и сделать дело, все так и есть.


              1. fzn7
                02.01.2019 11:29

                Вобщим если выжил, то можешь считать себя "сильным", лучше чем другие болезные. Самооценка завязана на соседа.


            1. vedenin1980
              02.01.2019 11:42
              +1

              пропали важные документы и все валят на вас и вас и вам светит уголовка

              Если вы работаете с важными документами, всегда нужно предполагать, что их могут украсть (убирать в сейф, выдавать их не под честное слово, а хотя бы после email'а, настроить запись видео с вебкамеры, пока вас нет на рабочем месте).

              когда вы ведете проект, вы заключали контракт, а перед сдачей вам плюют в лицо и говорят — мы не заплатим

              Изначально искать информацию о надежности партнера и если нет, предложить начальнику работать по предоплате / добавить особо драконие юридические санкции в договор / заложить логические бомбы в ПО и учитывать риск неоплаты.

              На вас могут повесить долг или таскать на допросы в милицию, вам может угрожать ваша же СБ

              Изучать трудовой кодекс и знать что повесить долг на сотрудника можно только на очень ограниченным кол-ве вакансий и неплата проекта в него не входит.

              Какие уроки из этого можно вынести?

              Урок простой: Россия страна рискованной финасовой деятельности и из-за этого прибыли и возможности часто выше, чем в более стабильных странах, но и в любой момент нужно быть готовым к любой неприятности и уметь работать в корупционной и кидающей среде (как в шахматах, учитывать самые различные ходы). Поэтому бизнес в России это сильно на любителя.

              P.S. Учтите, скажем в США присвоить идею коллеги или подставить его, чтобы занять его место — тоже вполне обычно явление, причем даже вполне вписывающиеся в принятую бизнес мораль, поэтому там тоже нужно быть очень аккуратным.


  1. onlinehead
    02.01.2019 00:15
    +7

    Спасибо за статью, интересно было прочитать, правда у меня после нее осталось какое-то странное чувство несоответствия.
    По времени в индустрии опыт у нас с вами +- одинаковый, но я пару лет назад уехал и работаю в условиях другого рынка труда, кажется это дает отпечаток. Со многими вещами я могу согласиться, но некоторые вызывают определенное непонимание, возможно специфичны только для российского рынка труда, который местами вспоминается как страшный сон.

    Та же история с разработчиками и тестировщиками — я лично приняла на работу парня с первого курса ВМК, который через три месяца автоматизировал четверть задач тестирования и «сделал» наших опытных тимлидов как стоячих.

    Выглядит как ошибка выжившего. Может быть не парень с ВМК был так крут, а «тимлиды» (кстати, почему во множественном числе?) были совсем не уровня тимлидов (что к сожалению часто встречается) и были еще дополнительные факторы? Хотя он несомненно мог быть и крут и до первого курса уже несколько лет автоматизацией тестирования занимался на серьезном уровне.
    Да, не незаменимый, но востребованный и желанный специалист, который не рассылает резюме. Его сманивают.

    Часто встречаю эту классификацию про то, что специалистов обязательно должны сманивать. Кроме того, в большинстве своем поступающие предложения не интересны или не вовремя. Обычно серьезные специалисты сами знают места работы, куда им хотелось бы (нетворкинг он такой), но вот чтобы сманивать… на уровне топов — возможно, на уровне обычных специалистов и линейных менеджеров — ну, иногда можно и самому отправить резюме, подкрепив нужной рекомендацией, а иногда можно все-таки принять приглашение в LinkedIn и ответить.
    Честно говоря, в целом складывается ощущение, что у вас большой опыт работы с не особо профессиональными командами — непонимание как продавать идеи, непонимание хотя бы основ того, «почему мы ходим на работу и нам тут деньги платят».
    Еще зацепил вот этот момент:
    Идея крутая, но почему-то вам отказали. Вероятнее всего, скоро вы её услышите из уст вашего руководителя, как его собственную.… И да, чаще всего это не стоит увольнения.

    Я не уверен, что это можно спускать на тормозах и игнорировать. Это же явный звоночек о том, что руководитель, скажем так, поступил с вами неправильно и в другой ситуации он поступит ровно так же, только последствия могут быть хуже. Кажется эта ситуация — практически прямая рекомендация сменить или руководителя в рамках компании, или саму компанию.
    В ситуации подобных «рационализаторских предложений» я бы вообще посоветовал излагать все письменно и отправлять письмом с копией еще кому-то заинтересованному (всегда найдется такой человек). Я сам обычно следую такому правилу и, обычно, оно не подводит (хотя бывали и исключения, но это все таки из ряда вон).
    Я сменила 7 мест работы, причины ухода были разные, но в последнее время всё стало стабильно — так, например, я уже 6 лет работаю в одной компании и у нас до сих пор медовый месяц.

    Меня немного смущает 11 лет общего опыта, 7 мест работы и 6 лет в одной компании, но тут всякое бывает конечно. Я сам за 10+ лет 6 компаний поменял, правда гораздо более равномерно в плане длительности на одном месте. Возможно поэтому складывается ощущение складывается ощущение, что вы ситуацию в этой компании пытаетесь «натянуть» на общую ситуацию в IT, т.к. все-таки все не очень то так, как вы пишете. По крайней мере, далеко не везде так, даже в России.
    Идеально, если вы услышите точные суммы на время и после испытательного срока, а не «там увидим».

    Ну тут вообще классика. Сумма на испытательном сроке не должна отличаться. Это риски компании и требования ТК.
    вопреки многочисленным слухам, в ИТ-среде дипломы востребованы

    Да не то, чтобы это и слухи. И не то, чтобы они востребованы. На старт — да, после 5 лет реального опыта — только в случаях типа релокации (профильное ВО нужно).
    маркетинге и продажах ИТ всё плохо: продвигают и пишут выпускники филфака, продают те же самые, кто вчера продавал трубы, масла, станки и т.д. Всё это ставит стену между разработчиком и покупателем: разработчик рекламирует свой продукт в вакууме, а покупатель не находит своих нужд в этих потугах

    Беда не в том, что пишут выпускники «филфака», а в том, что работой занимаются люди, которые ее делать не умеют. В реалиях российского образования наличие профильной корочки (даже если бы маррекотологов готовили) совершенно не значит, что человек умеет делать работу. Ровно то же самое и с «продавцами труб» — проблемы от того, что люди не умеют правильно продавать, а не от того, что они до этого трубами торговали, иначе все бы решилось изучением специфики рынка и продаваемого товара.
    Не гонитесь за крупными компаниями, брендами и вывесками, за ними больше процессов и подковёрных интриг, чем тёплого лампового труда.

    Но в маленьких компаниях меньше социальных гарантий, больше рисков, больше работы за те же деньги и меньше возможностей в итоге. Я сам не могу сказать что люблю большие компании, но есть вещи, которые можно получить только там — большие бюджеты, дорогие технологии, принципиально другие подходы (ох было непросто по первости привыкать к многоуровневым согласованием после возможности напрямую написать директору и быстренько договориться), но они дают понимание о том, как работают большие и сложные системы в бизнесе.


    1. yannmar
      03.01.2019 07:59

      Та же история с разработчиками и тестировщиками — я лично приняла на работу парня с первого курса ВМК, который через три месяца автоматизировал четверть задач тестирования и «сделал» наших опытных тимлидов как стоячих.


      Выглядит как ошибка выжившего. Может быть не парень с ВМК был так крут, а «тимлиды» (кстати, почему во множественном числе?) были совсем не уровня тимлидов (что к сожалению часто встречается) и были еще дополнительные факторы? Хотя он несомненно мог быть и крут и до первого курса уже несколько лет автоматизацией тестирования занимался на серьезном уровне.


      Могу поспорить дело было так: пользы в автоматизации тестирования начальство не видело, время/ресурсы на автоматизацию не выделяло, «мальчик» пришел и автоматизировал все в нерабочее время, потому что молодой, глупый и делать ему нечего. Был награжден похлопыванием по плечу. Стандартная история.


  1. OlegGelezcov
    02.01.2019 02:08
    +5

    Вот что хорошо в этой статье и в миллионе подобных, в которых упорно вдалбливается мысль, что гребцы ничего не стоят, и должны положить свою жизнь ради галеры, так это то, что можно читать только подзаголовки как молитву и смысл статьи не упустишь))


    1. vershinin
      02.01.2019 18:29

      Ага, но всегда полезно взглянуть на ситуацию с «той стороны», чтобы лишний раз не водить себя за нос всей этой «корпоративной» культурой. Призыв «тащить все что к полу не приколочено — здесь всё ваш неоплаченный труд» на самом деле правильный, я, к сожалению, понял это спустя пяток лет в разработке. Теперь никаких неоплачиваемых переработок, никаких выходов с отпусков, никаких «поработай на выходных», и если есть возможность подсадить работодателя на крючок (говнокодом, странным стеком технологий, отсутствием документации или суперэффективностью, не важно как), то это надо делать. Пройдет совсем немного времени и все эти молодые ребятки выучившие на курсах JavaScript за «21 день» начнут составлять вам (45 летнему мужику с семьей и ипотекой) вполне себе неиллюзорную конкуренцию. Вот тогда и вспомните дедушкины советы, а так же присягу на верность галере, когда с нее вас выкинут.


    1. ganqqwerty
      03.01.2019 04:03

      «Классовый мир-дружба-жвачка», как сказал бы старина Маркс. «Это так клево, что вы заменимы, вас это побуждает развиваться» звучит для меня так же как недавние мантры по ТВ в духе «это так клево, что у вас не будет пенсии, вы останетесь инициативными и молодыми».


  1. Kwisatz
    02.01.2019 10:43
    +1

    Извините, не соглашусь.

    Во первых незаменимые есть. Относиться к людям как расходнику — плохо. Есть очень большое количество компаний которые держаться на отличных сотрудниках, которые в данный момент работают существенно ниже рынка. И да, если предлагаете мало денег (хоть трижды «в среднем по рынку») будьте готовы к нереальной текучке.

    Бизнгес в рф, хм… Уж незнаю как там в чистом айти, но прекрасного я вижу мало. Начиная от сомнительной затеи работы в умирабщей экономике и стремительно прогрессирующей изоляции, и заканчивая обилием совершенно нерыночных методов ведения бизнеса. Мне почти физически больно все это наблюдать, особенно обидно когда есть вот продукт превосходный прямо загляденье, но по тендеру уходит за копейки, зато на этом тендере наживается 100500 личностей, которых в этой цепочке вообще быть не должно.


    1. Verovir Автор
      02.01.2019 11:10

      Приведите пример незаменимого специалиста, которого нельзя убрать ни при каких условиях. За это можно почти Нобелевскую премию же дать. Компании держатся за сотрудников != незаменимых нет. Опять же, я вам могу рассказать о том, как при очень средней з/п люди держатся в компании по 7-15 лет, потому что они делают офигенный проект и кайфуют. Просто они сделали выбор не в пользу Мерседеса, а в пользу полного раскрытия профессиональных амбиций.

      Надеюсь, вы всё же заметили некий сарказм в моих словах про ведение бизнеса в российском законодательном поле.


      1. fzn7
        02.01.2019 11:42
        +2

        Да легко. Президент России Владимир Путин. Давайте, начинайте фантазировать как вы будете его заменять, а мы посмотрим наговорили вы на 282 или нет. Шутка


        1. TimsTims
          02.01.2019 23:15

          Медведев? Один раз уже было, замена сработала. Кто плохой, кто хороший — в политику углубляться не хочу. И я привел не просто «предложение замены»(например себя), с которым долго можно было бы спорить и не соглашаться, а привёл исторический факт, вы проиграли :)


      1. Kwisatz
        02.01.2019 12:04

        Вне всякого сомнения многие выбирают работу для души. Я сам собственно занимался тем, что интересно большую часть времени, но строить бизнес стратегию на таких людях дело довольно таки рискованное.

        Дело не в конкретном сотруднике а в компании, у многих небольших компаний даже с очень серьезным оборотом очень все хреново с бизнес-процессами. Скажем, достаточно большое количество нюансов под силу только одному сотруднику в компании и замена его будет стоить очень дорого. Правда это никого не останавливает, постоянно вижу как зажимают сотруднику гребаные 5 тысяч прибавки а потом огребают проблем тысяч на 500 и хорошо еще если не на 5 млн. Полно же историй где уволился/умер сотрудник, который единственный умел управляться с хитрым оборудованием и хорошо если он не является единственным кто понимает весь техпроцесс.

        ЗЫ вообще, если честно, я не желаю иметь ничего общего с бизнесом где незаменимых нет. Естественно я понимаю, что «это бизнес, детка», но если бизнес производит только лишь деньги это бедный бизнес. Вполне можно создать компанию где не требутся отношение к людям как к гребцам.


      1. GreyStrannik
        04.01.2019 16:30
        +3

        Приведите пример незаменимого специалиста, которого нельзя убрать ни при каких условиях.

        Неужели в истории бизнеса вы знаете так мало случаев, когда человек уходил и компания улетала на кладбище? Я уверен, что вы наверняка их знаете немало — так умирает значительная часть малого бизнеса.

        За это можно почти Нобелевскую премию же дать.

        За то, что главу Арбат-Престижа отправили на полгода в СИЗО и компания прекратила существование? За то, что уход из IT-стартапа на 5-10 человек техдиректора, как правило, приводит к её краху даже если техдиректор оставляет после себя полностью работоспособную, доведённую до боевой эксплуатации и хорошо документированную систему? Это не нобелевское открытие — это будни российского IT-рынка.

        Опять же, я вам могу рассказать о том, как при очень средней з/п люди держатся в компании по 7-15 лет, потому что они делают офигенный проект и кайфуют. Просто они сделали выбор не в пользу Мерседеса

        Не в пользу своего Мерседеса. Они сделали выбор в пользу того, что Мерседес за их счёт, их потом и кровью, их ночными сверхусилиями, получит владелец компании. Это тоже выбор, но не всегда осознанный. Продали же им это как возможность «полностью раскрыть профессиональные амбиции» — и это уже сознательное выжимание денег из сотрудников.


        1. glestwid
          04.01.2019 17:18

          Я уверен, что вы наверняка их знаете немало — так умирает значительная часть малого бизнеса


          Вы так расписываете этот малый бизнес будто это соль земли, и без него наполнение бюджета страны загнется.


    1. Shushpangever
      02.01.2019 13:09
      +1

      «Во первых незаменимые есть.» Позволю себе не согласиться. Незаменимых нет. Есть должности со специфическими, узконаправленными задачами на которые спеца искать долго. Иногда очень долго. В условиях непрерывного производства очень долго это больше месяца.


      1. GrigorGri
        02.01.2019 15:59
        +3

        Думаю, что незаменимым можно назвать такого сотрудника, без которого компания разорится быстрее, чем найдут замену


    1. tendium
      02.01.2019 21:23
      +2

      Тут на хабре не так давно был один интересный перевод. И вот там описан такой тип разработчика, как захватчик заложников. Описанный вами случай (тут и его детальное раскрытие в следующем вашем комменте) — это как раз он, в сочетании с хранителем легаси-кода. И нет, он не является незаменимым. Его можно и нужно заменять. И как можно быстрее, пока он действительно не ушел или не умер (не дай бог, конечно).

      У меня как раз сейчас на работе есть такой деятель. Он написал одну критически важную часть. У фирмы как обычно нет времени на переделки того, что уже работает. Но оно как работает, постоянно нужны изменения в его коде, ну и — ясное дело — делает их только он. Код при этом непокрыт тестами, при каждом релизе всплывают косяки, которые он героически решает, тестирует код он тоже только сам. При этом человек принципиально не лезет в новые вещи и делает только ту свою узкую сферу, где чувствует себя незаменимым. На работу ходит, когда захочет, сам решает, что будет делать, и т.п. В общем все признаки захватчика заложников налицо — благо хотя бы оплата ему делается по часовой системе (только, правда, все равно оценить его временные затраты весьма затруднительно, так что приходится просто верить).

      И вот если в этом году я не уйду в другую компанию, то его код мы обязательно перепишем (это в моей компетенции). И внезапно необходимость в таком «незамнимейшем» человеке пройдет. Но если всё будет пущено на самотёк, то он так и будет доить компанию и вести себя так, как ему вздумается.


  1. 24twelve
    02.01.2019 12:10

    Спасибо за статью. Мне очень понравилось настроение =)


    Идея крутая, но почему-то вам отказали. Вероятнее всего, скоро вы её услышите из уст вашего руководителя, как его собственную.

    Добавлю, что тут совершенно незачем расстраиваться. Скорее всего, у вас есть еще с десяток идей. И все идеи вы сами никогда не реализуете. А тут кто-то другой возьмет и будет делать! Прелесть же =)


  1. tendium
    02.01.2019 14:44

    Не будьте самонадеянны: делайте то, что необходимо бизнесу, а не то, что хочется и кажется правильным вам. Вся самодеятельность — в виде предложений.

    Важно правильно понять это утверждение. А именно — это ваша задача, как специалиста, объяснить, почему то или иное изменение/нововведение действительно нужно бизнесу. Нельзя буквально понимать сказанное и действовать исключительно по указке бизнеса, потому что, как это часто бывает, руководство понятия не имеет об особенностях разработки ПО, и иногда вынуждает делать костыли в коде и увеличивать технический долг. Всё идеально сделать, конечно, нельзя, иногда нужно уступить, но важно найти хороший компромисс.

    А еще на некоторых позициях некоторые вещи могут быть просто в вашей компетенции. И тогда эти предложения не нужно сообщать «наверх» — нужно просто обсудить с командой и принять решение. Правда, потом с вас могут спросить за эффективность команды, но если решение было оправданным, то и вопросы отпадут.


  1. box4
    02.01.2019 15:52

    Спасибо, с удовольствием прочитал.


  1. oldbie
    02.01.2019 16:11

    С многими тезисами не согласен.

    Скажу вам так: если человек создал свой бизнес, нанял кучку или кучу народу и ответственно платит зарплату, значит, он, грубо говоря, не может быть дураком или недоумком.

    Скажу вам так: если человек создал свой бизнес то это не значит ничего. Простой пример, один из многих — сын коррумпированных силовых чиновников в партнерстве с откровенным криминалом (на его, криминала, деньги) играются в «бизнес». Да, согласен, бизнес в России может быть очень веселым. При этом бизнес не липовый, не подстваной, они действительно создают компанию которая как-то работает, руководят ей и прочее. Но вот мозги и таланты управляющего (или их отсутсвие) тут не имеют никакого значения.

    Или вот это ваше утверждение
    Да, увы, нередко приходится видеть крайне неприятное отношение директоров, самодурство, скандалы, угрозы, наказания за каждую мелочь. Не спешите увольняться: попробуйте…

    Как мне кажется противоречие с вот этим тезисом:
    Вы обязательно найдёте своих
    Я не могу сегодня дать универсальный рецепт, как найти своих. Прежде всего потому что «свои» для меня совершенно чужие для вас. Но за около 30 собеседований я нашла маркеры «своих».

    Да, искать место под себя гуд, но я похо представляю как оно может быть таким — скандалы, угрозы, наказания за каждую мелочь. Для себя Вы все же решили искать своих, а не торчать в аду, так зачем тратить время на откровенно вредные для здоровья позиции. Так что не думаю что это хороший совет и совсем не универсальный, многим это не подойдет. Как по мне это потребует уж слишком большой «философской гибкости» или попросту не уважать\любить самого себя.


  1. AWSVladimir
    02.01.2019 20:44

    Попросите показать офис или внимательно осмотритесь — как правило, атмосфера транслирует определённые настроения (например, напряжённый или шумный, расслабленный опенспейс).

    +100
    Там реально можно увидеть климат работы в коллективе и шаблоны взаимоотношения м/у руководством и работниками.
    Для меня этот пункт по приоритету выше пункта зарплаты, при поиске работы!!!


  1. TSRh
    02.01.2019 21:08
    -1

    Бизнес — это не про Россию


  1. PleaseKING
    02.01.2019 21:34

    Соглашусь со многим здесь, и особенно с тезисом про уважение к людям, создавшим реально работающий бизнес. Очень хорошо с дивана рассуждать про необходимость вложений в перспективу, про "правильные" стратегии ценообразование ("очевидно же — ниже цены, больше клиентов"), и т.д., и т.п. — вот только осталось заставить все это работать. Это не значит, что всем надо в это все погружаться — но с уважением относиться к предпринимателям в широком смысле стоит.


  1. glestwid
    04.01.2019 15:11

    Растите вместе с задачами, обучайтесь, развивайтесь — и это принесёт вам и репутацию, и деньги.


    Вот интересно, почему корзинка в Ашане может дорожать из года в год просто так, а работник должен «расти вместе с задачами, обучаться и развиваться» чтобы просто получать з/п, в лучшем случае индексируемую в размере инфляции?


    1. vershinin
      04.01.2019 16:15

      Потому что инфляция и есть: подорожание всех товаров, за исключением одного товара — рабочей силы.


      1. glestwid
        04.01.2019 17:24

        Это какое-то новое определение инфляции :) Что-то не припомню таких исключений здесь


        1. vershinin
          04.01.2019 17:46

          Есть определение, а есть смысл явления. Вот, ознакомьтесь с четвёртой главой в статье, чтобы понять о чём речь.


          1. dzsysop
            04.01.2019 18:10

            По вашей ссылке нет никакого переопределения инфляции. Есть утверждение что увеличение уровня зарплат не приводит к инфляции. Вы как-то по-своему интерпретируете прочитанное.


            1. vershinin
              04.01.2019 19:55

              Очевидно, что при индексации заработной платы один раз в год уровень реального содержания заработной платы понижается к концу года на величину индекса потребительских цен. При равномерном росте цен относительная потеря всей годовой реальной заработной составляет половину от индекса потребительских цен. Все это делает социально-экономическое положение работников весьма уязвимым.В действительности, индекс потребительских цен может изменяться в течение года неравномерно, что отклоняет величину инфляционных потерь работников от указанной выше. Тот факт, что тарифы на электроэнергию, энергоносители для населения повышают, как правило, в начале года, ведет к росту подобных потерь.Таким образом, механизм инфляции базируется именно на стабильности уровня денежной зарплаты работников по сравнению с ценами на товары и услуги. То есть инфляция есть повышение цен на все товары, кроме товара рабочая сила. Если бы денежная зарплата росла одновременно с повышением цен на товары и услуги, и пропорционально ему, то заинтересованность класса предпринимателей в повышении цен оказалась бы подорванной. Пришлось бы обеспечивать рост прибыли за счет инноваций, а не обирания покупателей потребительских товаров.


              1. dzsysop
                04.01.2019 21:29

                Беру свои слова назад.
                Но остаюсь при своем мнении. Данное определение инфляции как бы искажает общепринятое понятие инфляции, сдвигая его в сторону социологии и борьбы за справедливость. И отодвигая все дальше от экономической науки.
                По общепринятому определению:

                При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

                Суть такого определения во-первых говорит что мы говорим про деньги и товары в широком смысле слова. А не только про людей (домохозяйства) и потребительские товары. А ваше определение сильно сужает это понятие. Заменяя слово деньги словом зарплата, а товары и услуги на потребительские товары.

                Предлагаемое вами определение, как бы говорит, что надо повышать зарплату вместе в поднятием цен. Или еще лучше без поднятия цен. И тогда не будет инфляции. И на первый взгляд выглядит это очень привлекательно, а на самом деле популистски (или даже по-коммунистически на мой взгляд) и не по-экономически.

                Во-первых давайте согласимся что поднимать цены на все вместе с поднятием зарплат всем как бы бессмысленно. Поэтому я даже рассматривать этот сценарий не буду. Надеюсь тут мы с Вами можем прийти к согласию.

                Во-вторых в экономике термин инфляция очень тесно связан с термином денежная политика. Речь обычно идет о том, что денежная масса растет и приводит к инфляции. И поэтому борются обычно с инфляцией не владельцы заводов и не налоговая, а центробанки и минфин. Повышая кредитные ставки они могут изымать денежную массу и понижая ставки накачивать экономику деньгами. Плюс манипуляции в государственным долгом, а проще говоря необеспеченная эмиссия.

                Меня вполне устраивает такое определение. Грубо говоря, если страна прекратит печатать новые деньги, то на мой взгляд экономика в теории (в которую мне хочется верить и которая меня вполне устраивает) сама придет к равновесию. И люди разберутся кому и как поднимать зарплаты и на что и когда поднимать цены. Основная проблема, которую я вижу состоит в открытости рынка любой страны. То есть вся эта теория могла бы работать в отдельно взятой закрытой системе.

                Если вы заглянете в статью на вики которую вам кидали выше, то можете обнаружить занимательный факт в списке причин инфляции указаны рядом:
                3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

                4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

                То есть в инфляции могут быть виновны обе стороны, как проклятые капиталисты, так и слишком «умные» рабочие.

                Я тоже в целом за социальное равенство и справедливость. Но мне кажется не стоит придумывать новые определения для терминов, которыми все уже давно пользуются. Иначе любые термины теряют свои значения (как старое так и вновь изобретенное) и сами дискуссии становятся бессмысленными.


      1. MaxVetrov
        04.01.2019 18:57

        Если ценник в магазине растет, а твоя зарплата такая же, то как раз то и дешевеет рабочая сила.)


        1. vershinin
          04.01.2019 19:49

          Если в относительном выражении — то да, в этом и смысл инфляции (см. кенсианство), то есть снижать зарплату не напрямую, а при помощи «великой и непреодолимой силы».


    1. GreyStrannik
      04.01.2019 16:33

      работник должен «расти вместе с задачами, обучаться и развиваться» чтобы просто получать з/п, в лучшем случае индексируемую в размере инфляции?

      Вы правы. Не должен. Выживание — дело добровольное.