Скотт Гэллоуэй — персонаж любопытный. Достаточно послушать одну его лекцию, чтобы либо очароваться его способом думать, либо невзлюбить выскочку. Дядька создал несколько успешных бизнесов (последний экзит $155M), преподает маркетинг в NYU, пишет толковые книжки.
В своей последней книге «The Four: The Hidden DNA of Amazon, Apple, Facebook, and Google» Гэллоуэй пробует объяснить успех четырех самых влиятельных тэк компаний через эволюционную антропологию. Оригинально, спорно, захватывающе.
Ключевые идеи:
1. Google — это наш современный бог
С тех пор, как мы выбрались из пещер, нам всегда нужно было какое-то супер-существо, божество.
Мозг — главное конкурентное преимущество нашего вида. Он может хорошо задавать сложные вопросы, но не очень хорошо отвечать на них. В результате этот зазор заполнили более 3500 разных богов. Они соревнуются за право быть для нас единственным источником правды.
Если посмотреть на все то, что вы печатаете под вашим юзерпиком в гугле, можно не сомневаться, что гугл знает о вас больше, чем ваш партнер, ваша мама или вы сами. Гугл знает, когда вы вот-вот обручитесь и вот-вот разведетесь, чем вы больны и чем вы боитесь заразиться. В какой-то момент Гугл будет знать, когда вы умрете.
2. Facebook — бог любви и заботы
Особенность нашего вида: мы не можем жить без любви и заботы. Нелюбимые дети с хорошим питанием вырастают менее здоровыми, чем любимые дети с плохим питанием.
Сильный предсказатель того, доживете ли вы до 100 лет, — количество людей, которых вы любите. Забота релизит гормон, регулирующий холестерин. Забота — это инстинкт.
Наша потребность в любви — это то, на чем работает Фейсбук. В основном, через тексты и картинки (FB, IG), которые создают сопереживание и поддерживают большое количество связей первого и второго порядка.
3. Амазон — бог потребления
С первобытных времен нас учили, что чем чего-то больше, тем лучше. Лучшая стратегия в бизнесе — давать больше чего-то за меньшие деньги.
Страна, предлагающая большее за меньшие деньги, является самой быстрорастущей экономикой. Сейчас это Китай. Компания, предлагающая больше за меньшие деньги, — самая ценная компания в мире. Сейчас это Амазон.
Плата за отсутствие голода — депрессия, обжорство и диабет. Но у этого всего есть отсрочка в 20 лет, поэтому откройте свой гардероб и посмотрите: у вас же на 10x — 100x больше вещей, чем вам нужно.
Осознание, что у вас всего достаточно, тут же вымещается свежим предложением от Амазона и инстинктивной реакцией заграбастать больше, пока есть возможность.
4. Apple — бог размножения
Самый сильный инстинкт, который у нас есть — это инстинкт самосохранения. Но несмотря на то, что будет завтра в заголовках Медузы или NYT, вероятность умереть от рук другого человека или государства сейчас самая низкая в истории нашего вида. [Возможно, поэтому традиционные медиа испытывают все большие сложности в современном технологическом мире. – прим. А.И.]
Второй по силе инстинкт — это инстинкт размножения. Мы многое делаем для того, чтобы быть привлекательными для других людей. Даже если мы в длительных моногамных отношениях, наша потребность сигналить другим о наших достоинствах никуда не уходит.
Мы платим $1200 за 268-долларовый набор компонентов, чипов и сенсоров. Этот набор сигналит миру, что вы — часть касты инноваторов, часть креативного класса. Вы живете в городе, вы зарабатываете достаточно денег, вы неплохой вариант для размножения.
Это нерациональное, но эффективное обращение к нашим сердцам и репродуктивным системам привело к тому, что Apple сейчас — самая дорогая компания в мире, которая в следующем квартале сделает больше прибыли, чем Амазон за всю свою историю как публичная компания
Понимание этих эволюционно-психологических особенностей можно использовать для скейлинга бизнеса, инвест-стратегии или развития себя.
Изначально опубликовано на @ponchiknews в тг — канале о продуктовом мышлении, когнитивной психологии и предпринимательстве.
Комментарии (15)
artalar
09.02.2019 08:56+2Мне кажется такие статьи больше не вскрывают важность проблемы, а предлагают ей подчиниться. В итоге вывод
можно использовать для скейлинга бизнеса, инвест-стратегии или развития себя
вообще аморальный, как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающему миру.
А все потому что люди ищут мир и любовь не в себе, а в окружающих. Если все будут брать — брать будет нечего. Если все будут давать — всего будет в избытке. Так что стоит не слушать умного «дядьку», а усердно думать своей головой.
От себя лично могу лишь сказать, что все ответы давно даны единственным Богом…
Anton23
09.02.2019 09:21+2Никто не заметил, что кусок
Мы платим $1200 за 268-долларовый набор компонентов, чипов и сенсоров. Этот набор сигналит миру, что вы — часть касты инноваторов, часть креативного класса. Вы живете в городе, вы зарабатываете достаточно денег, вы неплохой вариант для размножения.
продублировался?Tyusha
09.02.2019 10:38+7В России айфон в руках у небогатых людей, говорит об их неумении рационально мыслить, неспособности противостоять соблазнам и неуверенности в себе, которую они пытаются компенсировать понтами.
Что касается принадлежности к касте, то об этом вообще смешно говорить в случае товара широкого спроса. Подчеркни свою индивидуальности — ага.
Расчехляйте минусомёты.
Kotman34
09.02.2019 14:36Ну не факт, хотя согласен с Вами на 80%. Я был очарован первым Айфоном, но купил Н73, потому, что там было FM-радио, которое я слушал ежедневно. И нынешний Айфон пролетает мимо меня именно по этой же причине. Равно как и Мейзу.
nexus478
09.02.2019 16:35+1В России айфон в руках у небогатых людей, говорит об их неумении рационально мыслить, неспособности противостоять соблазнам и неуверенности в себе, которую они пытаются компенсировать понтами.
Это не только в России так, в США то же самое (как насчет Европы хз).Moskus
09.02.2019 22:01Это форма карго-культа. Ровно по той же самой причине, например, сидящие на пособии и алиментах представительницы беднейших слоев черного населения США тратят большие деньги на маникюр и замысловатые прически, а молодые парни из этой же социальной группы покупают обязательные кроссовки Nike Jordan и носят бейсбольные кепки, не отрывая от них наклейки, чтобы показать, что они новые.
xRevolveRx
09.02.2019 15:40+1Неплохо у вас с юмором :) А если логотип Apple перевернуть получится откушенная задница и вылезающая какашка.
Liverius
09.02.2019 17:47Стоит перестать видеть кругом скрытые смыслы и относится к этим компаниям как к инструментам и подобные классификации летят в трубу.
И риторический вопрос: почему когда подсчитывают себестоимость чего-то (и уж тем более яблочной продукции) смотрят только на компоненты, но никогда не вспоминают про R&D, софт, сервисы и прочее?barbos6
09.02.2019 19:04Стоит перестать видеть кругом скрытые смыслы и относится к этим компаниям как к инструментам
Тогда придется либо приобщаться к конспирологии, либо заподозрить у потребителей некий экономический кретинизьм.
Оно нам надо?
Пусть каждый баран висит за свою ногу. :)
sha4
Пообщавшись с обычными людьми, понимаешь, что боги и религии никуда не делись, лишь средства коммуникации с ними проапгрейдились.
Даже у атеистов есть религии — зож, веганство, марка любимого авто, а эппл встраивается в религию потребления. Теория заговора, вера в СССР, неприязнь микроэлектроники, радиоволн, науки — да религий пруд пруди!
Agurchik
Вы подменяете понятия Вера и Религия. Вера, безусловно, одно из базовых свойств социальных животных, и человек не исключение.
Называть религией веру некорректно, так как религия это более комплексное понятие.
Moskus
Люди, изучающие социальную психологию и психологию морали, например, утверждают, что то, о чем вы говорите во втором абзаце, формулируется немного иначе. Они говорят о естественной склонности (впрочем, проявляющейся в разной степени) людей к тому, чтобы иметь концепцию (обычно — иррациональную, но возможно — рационализируемую) «сакрального», «священного», «культового». Например, Джонатан Хайдт точно также говорит о том, что жители Silicon Valley (не только они, конечно), которые часто не верят в бога, выбирают себе в качестве сакрального объекта собственное тело, создавая вокруг этого систему, близкую к религиозной, включающую (совершенно бредовые) запреты на употребление продуктов, не относящихся к «organic», а тем более — ГМО, антипрививочные теории и прочее подобное.
Людей, которые не испытывают потребности в наличии сакральных объектов — очень мало, хотя они существуют. Эта потребность, как и все остальные черты человеческой психологии, не является абсолютно универсальной.