Скотт Гэллоуэй — персонаж любопытный. Достаточно послушать одну его лекцию, чтобы либо очароваться его способом думать, либо невзлюбить выскочку. Дядька создал несколько успешных бизнесов (последний экзит $155M), преподает маркетинг в NYU, пишет толковые книжки.


В своей последней книге «The Four: The Hidden DNA of Amazon, Apple, Facebook, and Google» Гэллоуэй пробует объяснить успех четырех самых влиятельных тэк компаний через эволюционную антропологию. Оригинально, спорно, захватывающе.


Ключевые идеи:


1. Google — это наш современный бог


С тех пор, как мы выбрались из пещер, нам всегда нужно было какое-то супер-существо, божество.


Мозг — главное конкурентное преимущество нашего вида. Он может хорошо задавать сложные вопросы, но не очень хорошо отвечать на них. В результате этот зазор заполнили более 3500 разных богов. Они соревнуются за право быть для нас единственным источником правды.


Если посмотреть на все то, что вы печатаете под вашим юзерпиком в гугле, можно не сомневаться, что гугл знает о вас больше, чем ваш партнер, ваша мама или вы сами. Гугл знает, когда вы вот-вот обручитесь и вот-вот разведетесь, чем вы больны и чем вы боитесь заразиться. В какой-то момент Гугл будет знать, когда вы умрете.


2. Facebook — бог любви и заботы


Особенность нашего вида: мы не можем жить без любви и заботы. Нелюбимые дети с хорошим питанием вырастают менее здоровыми, чем любимые дети с плохим питанием.


Сильный предсказатель того, доживете ли вы до 100 лет, — количество людей, которых вы любите. Забота релизит гормон, регулирующий холестерин. Забота — это инстинкт.


Наша потребность в любви — это то, на чем работает Фейсбук. В основном, через тексты и картинки (FB, IG), которые создают сопереживание и поддерживают большое количество связей первого и второго порядка.



3. Амазон — бог потребления


С первобытных времен нас учили, что чем чего-то больше, тем лучше. Лучшая стратегия в бизнесе — давать больше чего-то за меньшие деньги.


Страна, предлагающая большее за меньшие деньги, является самой быстрорастущей экономикой. Сейчас это Китай. Компания, предлагающая больше за меньшие деньги, — самая ценная компания в мире. Сейчас это Амазон.


Плата за отсутствие голода — депрессия, обжорство и диабет. Но у этого всего есть отсрочка в 20 лет, поэтому откройте свой гардероб и посмотрите: у вас же на 10x — 100x больше вещей, чем вам нужно.


Осознание, что у вас всего достаточно, тут же вымещается свежим предложением от Амазона и инстинктивной реакцией заграбастать больше, пока есть возможность.


4. Apple — бог размножения


Самый сильный инстинкт, который у нас есть — это инстинкт самосохранения. Но несмотря на то, что будет завтра в заголовках Медузы или NYT, вероятность умереть от рук другого человека или государства сейчас самая низкая в истории нашего вида. [Возможно, поэтому традиционные медиа испытывают все большие сложности в современном технологическом мире. – прим. А.И.]


Второй по силе инстинкт — это инстинкт размножения. Мы многое делаем для того, чтобы быть привлекательными для других людей. Даже если мы в длительных моногамных отношениях, наша потребность сигналить другим о наших достоинствах никуда не уходит.


Мы платим $1200 за 268-долларовый набор компонентов, чипов и сенсоров. Этот набор сигналит миру, что вы — часть касты инноваторов, часть креативного класса. Вы живете в городе, вы зарабатываете достаточно денег, вы неплохой вариант для размножения.


Это нерациональное, но эффективное обращение к нашим сердцам и репродуктивным системам привело к тому, что Apple сейчас — самая дорогая компания в мире, которая в следующем квартале сделает больше прибыли, чем Амазон за всю свою историю как публичная компания




Понимание этих эволюционно-психологических особенностей можно использовать для скейлинга бизнеса, инвест-стратегии или развития себя.


Изначально опубликовано на @ponchiknews в тг — канале о продуктовом мышлении, когнитивной психологии и предпринимательстве.

Комментарии (15)


  1. sha4
    09.02.2019 06:08
    +4

    Пообщавшись с обычными людьми, понимаешь, что боги и религии никуда не делись, лишь средства коммуникации с ними проапгрейдились.

    Даже у атеистов есть религии — зож, веганство, марка любимого авто, а эппл встраивается в религию потребления. Теория заговора, вера в СССР, неприязнь микроэлектроники, радиоволн, науки — да религий пруд пруди!


    1. Agurchik
      09.02.2019 07:08
      -1

      Вы подменяете понятия Вера и Религия. Вера, безусловно, одно из базовых свойств социальных животных, и человек не исключение.
      Называть религией веру некорректно, так как религия это более комплексное понятие.


    1. Moskus
      09.02.2019 12:06
      +3

      Люди, изучающие социальную психологию и психологию морали, например, утверждают, что то, о чем вы говорите во втором абзаце, формулируется немного иначе. Они говорят о естественной склонности (впрочем, проявляющейся в разной степени) людей к тому, чтобы иметь концепцию (обычно — иррациональную, но возможно — рационализируемую) «сакрального», «священного», «культового». Например, Джонатан Хайдт точно также говорит о том, что жители Silicon Valley (не только они, конечно), которые часто не верят в бога, выбирают себе в качестве сакрального объекта собственное тело, создавая вокруг этого систему, близкую к религиозной, включающую (совершенно бредовые) запреты на употребление продуктов, не относящихся к «organic», а тем более — ГМО, антипрививочные теории и прочее подобное.
      Людей, которые не испытывают потребности в наличии сакральных объектов — очень мало, хотя они существуют. Эта потребность, как и все остальные черты человеческой психологии, не является абсолютно универсальной.


  1. artalar
    09.02.2019 08:56
    +2

    Мне кажется такие статьи больше не вскрывают важность проблемы, а предлагают ей подчиниться. В итоге вывод

    можно использовать для скейлинга бизнеса, инвест-стратегии или развития себя
    вообще аморальный, как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающему миру.

    А все потому что люди ищут мир и любовь не в себе, а в окружающих. Если все будут брать — брать будет нечего. Если все будут давать — всего будет в избытке. Так что стоит не слушать умного «дядьку», а усердно думать своей головой.

    От себя лично могу лишь сказать, что все ответы давно даны единственным Богом…


  1. Anton23
    09.02.2019 09:21
    +2

    Никто не заметил, что кусок

    Мы платим $1200 за 268-долларовый набор компонентов, чипов и сенсоров. Этот набор сигналит миру, что вы — часть касты инноваторов, часть креативного класса. Вы живете в городе, вы зарабатываете достаточно денег, вы неплохой вариант для размножения.
    продублировался?


    1. Tyusha
      09.02.2019 10:38
      +7

      В России айфон в руках у небогатых людей, говорит об их неумении рационально мыслить, неспособности противостоять соблазнам и неуверенности в себе, которую они пытаются компенсировать понтами.


      Что касается принадлежности к касте, то об этом вообще смешно говорить в случае товара широкого спроса. Подчеркни свою индивидуальности — ага.


      Расчехляйте минусомёты.


      1. Kotman34
        09.02.2019 14:36

        Ну не факт, хотя согласен с Вами на 80%. Я был очарован первым Айфоном, но купил Н73, потому, что там было FM-радио, которое я слушал ежедневно. И нынешний Айфон пролетает мимо меня именно по этой же причине. Равно как и Мейзу.


      1. nexus478
        09.02.2019 16:35
        +1

        В России айфон в руках у небогатых людей, говорит об их неумении рационально мыслить, неспособности противостоять соблазнам и неуверенности в себе, которую они пытаются компенсировать понтами.

        Это не только в России так, в США то же самое (как насчет Европы хз).


        1. Moskus
          09.02.2019 22:01

          Это форма карго-культа. Ровно по той же самой причине, например, сидящие на пособии и алиментах представительницы беднейших слоев черного населения США тратят большие деньги на маникюр и замысловатые прически, а молодые парни из этой же социальной группы покупают обязательные кроссовки Nike Jordan и носят бейсбольные кепки, не отрывая от них наклейки, чтобы показать, что они новые.


  1. andyudol
    09.02.2019 15:16

    Неужели это всё всерьёз? А не просто для поддержания светской беседы.


    1. vernikr
      10.02.2019 02:26
      -1

      Это всё всерьёз. У чувака экзит 155М, он богат, умён и его нужно воспринимать всерьёз.


  1. xRevolveRx
    09.02.2019 15:40
    +1

    Неплохо у вас с юмором :) А если логотип Apple перевернуть получится откушенная задница и вылезающая какашка.


  1. Liverius
    09.02.2019 17:47

    Стоит перестать видеть кругом скрытые смыслы и относится к этим компаниям как к инструментам и подобные классификации летят в трубу.

    И риторический вопрос: почему когда подсчитывают себестоимость чего-то (и уж тем более яблочной продукции) смотрят только на компоненты, но никогда не вспоминают про R&D, софт, сервисы и прочее?


    1. barbos6
      09.02.2019 19:04

      Стоит перестать видеть кругом скрытые смыслы и относится к этим компаниям как к инструментам

      Тогда придется либо приобщаться к конспирологии, либо заподозрить у потребителей некий экономический кретинизьм.
      Оно нам надо?
      Пусть каждый баран висит за свою ногу. :)


  1. DickCancer
    10.02.2019 13:01
    -1

    Минусуют статью те кому не понравилось расположение Apple на картинке!