Меня зовут Саша, и я руковожу backend-разработкой в Tutu.ru. Сегодня я расскажу, почему и как мы полностью поменяли процесс собеседования кандидатов за прошедший 2018 год.

Итак, диспозиция на начало года


  • Мы быстро растем – нам нужно набирать новых сотрудников
  • Сообщество разработчиков о нас думает примерно «Ну это сайт с расписанием электричек – там наверно 3 человека работает в подвале». На самом деле у нас сейчас 7 бизнес-направлений и два десятка команд, которые над ними трудятся.

    Кстати, немного об электричках
    Кстати, в команде Электричек 7 разработчиков, а еще там высоконагруженные микросервисы, которые мы начали переписывать на go
  • На собеседовании мы задаем логические задачи, задачи по синтаксису php, ООП и базам данных

Честно говоря, подбор шел медленно. Забегая вперед, скажу, что к концу года мы увеличили скорость набора в 4 раза, при этом не потеряв в качестве кандидатов. Надеюсь, я вас заинтересовал. Читатель, если ты совсем суровый технарь и хочешь почитать только о техническом собеседовании, то тебе в этап 2 :)

image

Наш подбор состоял из трех этапов:

  • собеседование с HR;
  • техническое собеседование;
  • собеседование с руководителем отдела (мной).

В принципе, это довольно стандартная схема для рынка. Наверное, это единственное, что уцелело в процессе преобразования. Давайте конкретно рассмотрим каждый этап в отдельности

Этап 0: привлечение кандидата


Как говорят умные воротилы бизнеса: если хочешь увеличить воронку продаж, увеличь количество людей, которые в нее попадают. В начале года с этим у нас было довольно скучно: мы выставляли вакансии на hh.ru, на которые практически никто не откликался. HR-менеджер искал резюме и отправлял на ревью руководителю.

Мы увидели две проблемы:

  • о нас мало кто знает, как о технологичной компании (количество откликов близко к нулю);
  • вакансия написана «примерно как у всех».

Что же делать?

image

А давайте перепишем вакансию


Переписали более модно-молодежно. Но продуктовая разработка нас научила все проверять на данных. Решили проверить двумя АВ-тестами:

  • создали две одинаковых вакансии на hh.ru сначала с разным названием должности;
  • поставили в этих вакансиях еще и разный текст.

Оба АВ-теста показали 0. «Просто» решить проблему не получилось, нужно решать системно. Это мы тоже любим. Какие гипотезы мы выдвинули из этого эксперимента: похоже, что текст вакансии мало влияет на желание людей у нас работать (значит нужно качать HR-бренд) и что люди хотят прочитать что-то другое.

Повышаем узнаваемость


Мы решили начать с малого и, кажется, не прогадали. Мы не стали придумывать мега-докладов или ставить стендов на огромной конференции, а решили проводить свои митапы. Но вот проблема: из живых php-сообществ в Москве есть только Symfoniacs, а мы как-то ну совсем не про Symfony. Решили сделать свой: искали спикеров, рисовали бейджики, гоняли доклады по 7 раз. И таки получилось, и получилось два раза: раз, два. Будет и третий, и дальше.

По прошествии времени можно сказать определенно: митапы не дают мгновенного эффекта (вам не пришлют сразу десятки резюме), но они заметно повышают узнаваемость. Я все чаще слышу: «О, а я у вас был».

Экономим время кандидата


Все знают, что рынок разработчиков сейчас – это рынок соискателя. Хорошие специалисты чуть ли не каждый день получают сообщения с предложением работы или приглашением на интервью. А теперь попробуем представить, сколько нужно ездить на очные встречи (да еще и в каждую компанию по несколько раз). Поиск работы мечты может превратиться в «о, Господи, хватит уже». Как мы, как потенциальный работодатель, можем помочь с этим кандидату?

Например:

  • разумно уменьшить время, которое нужно потратить на общение;
  • пробовать что-то узнавать о кандидатах удаленно.

Так мы ввели «оффер за один день» и «предварительное техническое собеседование». Если с «оффером за один день» все понятно: мы можем провести все три собеседования за раз, экономя время соискателя на дорогу, то на «предварительном техническом собеседовании» хочется остановиться подробнее. Технические специалисты зачастую хороши в разработке программного обеспечения, но не в написании резюме. Хорошо оформленных резюме, из которых понятно, что же кандидат делал на предыдущем месте работы, я бы сказал, что не более 30 процентов на рынке. А ведь интересно узнать не только что, но еще как и почему именно так. Для этого уже часто хочется поговорить, но (опять) ездить в офис долго, дорого и обидно, если собеседование закончилось быстро. (Мы верим, что люди хотят постоянно развиваться и, если не прошли собеседование сегодня, могут вернуться завтра с гораздо более глубокими знаниями. Поэтому важно оставлять хорошее впечатление у всех кандидатов).

В итоге мы ввели «предварительное техническое собеседование», но заключается оно не в том, что у вас спросят по телефону «как выйти из vim-а», а поговорят о том, что вы делали на предыдущем месте работы, позадают релевантные вашей квалификации вопросы. И что самое важное: делать это будет разработчик.

Этап 1: HR


На этом этапе мы нашли две проблемы:

  • У нас были логические задачки, оторванные от реальности (привет шарам в самолете и канализационным люкам), которые, как показывает практика, не всегда могут раскрыть потенциал кандидата, а вот создают негатив довольно часто. Хуже того, бывало, что кандидат уходил домой только из-за того, что не решил задачки, – это создает плохую репутацию. В общем, логических задач из учебника у нас на собеседовании больше нет: системное мышление и умение нестандартно мыслить мы проверяем на техническом собеседовании задачами, возникающими в реальной жизни.
  • Мы вообще не собирали обратную связь кандидата о прохождении собеседования у нас. Теперь собираем, строим метрики и работаем с тем, чтобы candidate experience был хорош.

Этап 2: техническое собеседование


image

Задачи


Что из себя представляло наше техническое собеседование год назад: вы попадаете в переговорку на 1-1.5 часа с одним из тех. лидов, решаете задачки по php, ООП, mysql. Дальше все – на усмотрение каждого отдельного собеседующего. Согласитесь: если вы senior, странно отвечать на вопрос «чем отличается isset от empty?». А нам еще страннее на основании этих вопросов принимать решение, что кандидат сможет выполнять наши задачи и делать это классно.

Мы подумали: «А что же на самом деле должен знать кандидат, чтобы делать у нас задачи и развиваться?». Ответов было несколько:

  • Чтобы просто делать задачи:
    • ООП и рефакторинг (Мы за красивые поддерживаемые решения, а еще у нас все еще есть монолит)
    • Проектирование API (Тот самый монолит нужно бить на микросервисы, новые задачи мы решаем только на микросервисах. Проектирование хорошего API в сегодняшнем мире – самое важное умение backend-разработчика)
    • Уметь работать с внешним API (У нас много разных партнеров с разным уровнем качества API)
    • Должен понимать в БД в широком смысле (SQL и разные NoSQL решения)
    • Хорошо бы, чтобы что-то знал о unit-тестах (если что, научим) и пользовался правильными инструментами для разработки
  • Чтобы классно выполнять свою работу и развиваться:
    • Обладать глубокими теоретическими знаниями в своей области
    • Уметь эффективно применять теорию на практике

Оказывается, нам не нужно целенаправленно спрашивать ничего о знании языка, и это интересно. Но и это не все! Мы хотим проверить по сути две вещи: обладает ли кандидат нужными нам hard-skills и проверить, есть ли у него потенциал к дальнейшему развитию. Значит, нужно как можно лучше понимать его карьерный путь: с какими ситуациями кандидат уже сталкивался в своих проектах и как их решал. Поэтому в первую очередь мы узнаем о том, что кандидат сделал на предыдущих местах работы. После собеседующий дает задачи из нашей реальной предметной области и проверяет, как кандидат будет с ними справляться. В итоге у нас получился формализованный сценарий технического собеседования, где собеседующий должен дать ответ на определенные вопросы. Интересно, что время собеседования с новыми задачами практически не изменилось – мы по-прежнему тратим в среднем 1.5 часа.

Процесс


В ходе исследования обратной связи оказалось, что сегодня кандидат от собеседующего его технического специалиста уже не ждет простого диалога «задача-ответ» и разговоров только на технические темы. Рынок меняется: кандидатам интересно знать, какие конкретно они будут решать задачи, в какой команде, какие используются технологии и подходы в смежных областях. Теперь у нас каждый собеседующий обязан знать, какие бизнес-задачи решаются в разных командах, примерные планы и текущее состояние технологий, причем не только backend, но и всех остальных ролей команды.

Вишенка на торте


Я решил вынести этот пункт отдельно, потому что он есть практически в любой статье об интервью, но все еще большинство компаний грешат несоблюдением. Мы теперь не заставляем писать код на бумажке. Каждый интервьюер должен принести с собой ноутбук, дальше – выбор за кандидатом.

Этап 3: финал


Здесь изменение было всего одно, но значимое. Теперь на каждую финальную встречу кроме руководителя ходит еще и представитель бизнеса от команды, в которую мы хотим взять кандидата. Мы хотим установить прямой диалог о планах направления и задачах, которые предстоит решить

Этап 4: адаптация


image

Казалось бы: ну вот же, сотрудник уже в компании, зачем дальше париться? У нас со времени основания компании существует институт наставничества: каждый новый сотрудник получает наставника в своей команде. Но и здесь было, что улучшать. В разных командах разный уровень сложности предметной области, и есть соблазн отправить сотрудника на многодневное обучение прежде, чем он начнет выполнять свою первую задачу. Как показала наша практика, после такого обучения человек обычно практически ничего не запоминает, грустит, и время потрачено зря. Поэтому мы ввели правило: «Сотрудник на третий день обязательно должен взять задачу из спринта». Правило отлично работает в связке с системой обучения, где новичок может почерпнуть нужные знания именно в тот момент, когда они ему нужны.

Также мы стандартизовали процесс обратной связи: каждый месяц у нас есть чек-лист по каждому сотруднику. Результаты обратной связи обязательно доносятся (и хорошие, и плохие). В итоге к концу испытательного срока мы имеем полноценного сотрудника, который умеет решать задачи и интегрирован в команду

Заключение


Что же мы имеем на выходе? Результаты такие:

  • Количество откликов на вакансию изменилось с «почти никогда» до «каждый месяц несколько откликов»
  • Скорость подбора увеличилась в 4 раза при том же качестве
  • Мы имеем стандартный фреймворк технической оценки технических специалистов, который позволяет хорошо понимать, как будущий сотрудник справится с работой
  • Оптимизировали свое время и время кандидата
  • Нащупали, как лучше проводить адаптацию внутри

Комментарии (47)


  1. DickCancer
    13.02.2019 11:19
    -3

    Немного странно что руководитель разработки пишет HR статьи.


  1. peresada
    13.02.2019 11:38

    Мы теперь не заставляем писать код на бумажке. Каждый интервьюер должен принести с собой ноутбук, дальше – выбор за кандидатом.


    Жаль, код на бумажке в различных собеседованиях мне нравился, особенно, когда тебя не привязывают к конкретному языку, а можешь писать на псевдоязыке, имхо это больше говорит об опыте кандидата, если он может без зависимостей описать ту или иную логику.


    1. nexus478
      13.02.2019 11:43
      +1

      А чего жаль, если нравится писать на бумажке — пишите на бумажке!

      Мы теперь не заставляем писать код на бумажке. Каждый интервьюер должен принести с собой ноутбук, дальше – выбор за кандидатом.


      1. peresada
        13.02.2019 11:50

        Действительно, рассеяно воспринял из-за слова «должен», хоть оно и не относилось к кандидату, спасибо


    1. Ivanko63rus
      14.02.2019 09:47

      Мы теперь не заставляем писать код на бумажке. Каждый интервьюер должен принести с собой ноутбук, дальше – выбор за кандидатом.


      Прочитав фразу подумал: Зачем человека заставлять принести ноутбук, в офисе нету?

      Тоже предпочитаю написать код на бумаге или объяснить алгоритмы, рисуя схемы на доске (если она есть).

      Компьютер нужен когда пишется программа которую предполагается запустить и продемонстрировать работоспособность, но это уже скорее тестовое задание.


      1. Neikist
        14.02.2019 10:20

        Компьютер нужен когда пишется программа которую предполагается запустить и продемонстрировать работоспособность, но это уже скорее тестовое задание.

        Имхо, я бы выбрал ПК просто потому что у меня корявый почерк, да и редактор позволяет корректировать текст, вставлять пропущенное, идти «сверху-вниз» набросав сначала каркас а потом детали. Но это в условиях что не нужно компилировать и запускать, потому что совсем в детали погружаться не очень хочется, не говоря уж про крайние случаи всякие.


  1. kenbo
    13.02.2019 11:42

    Согласитесь: если вы senior, странно отвечать на вопрос «чем отличается isset от empty?». А нам еще страннее на основании этих вопросов принимать решение, что кандидат сможет выполнять наши задачи и делать это классно.


    Тем не менее некоторые работодатели так и набирают себе команду.


    1. dont_faint
      14.02.2019 08:17

      Повод задуматься об их заинтересованности в привлечении


    1. Irwin
      14.02.2019 16:50

      Я обычно говорю кандидату, что «для „разогрева“ задам несколько элементарных вопросов, а потом уже перейдем к сложным». Это позволяет и не унизить человека такими вопросами, он немного расслабляется и одновременно покажет знания на типовых вопросах.
      К сожалению, примерно четверть кандидатов на сеньора и мидла не могут ответить на элементарные вопросы. И если я вижу, что человек заваливается на таких вопросах, то уже копаю глубже в этом направлении, а уже потом перехожу к сложным.


  1. abbath0767
    13.02.2019 11:59
    +2

    Честно говоря, подбор шел медленно. Забегая вперед, скажу, что к концу года мы увеличили скорость набора в 4 раза

    Ну да, ведь когда нас было трое и взяли четвертого — искали мы полгода, когда искали пятого — искали полтора месяца — очень репрезентативная выборка и хорошие статистические выводы. В контексте 7 человек это выглядит крайне странно на мой взгляд


    1. CRRaD Автор
      13.02.2019 12:17

      Возможно недостаточно понятно расписал: только в команде Электричек 7 человек. Всего бекендеров у нас сейчас примерно 30, а всех технических специалистов и того больше :)


      1. abbath0767
        13.02.2019 12:25

        Возможно стоит это добавить так как сейчас это выглядит весьма странно, согласитесь)
        Так же хотел поинтересоваться раз вы ответили — в этапе 3, финальном, вы совсем кратко описали что с кандидатом общается представитель бизнеса — подозреваю что это продукт овнер. На сколько велико его влияние в выборе кандидата и не было ли у вас с этим проблем?


        1. CRRaD Автор
          13.02.2019 12:30

          Я добавил, спасибо. Кстати, еще подумал, что стоит подробнее раскрыть, что такое скорость: это же не только количество, но и SLA на закрытие вакансии – он тоже упал.

          Да, на третьем этапе общается РО. Он участвует в принятии решения, конечно, может заблокировать его, потому что ему с этим человеком потом работать. На самом интервью задает обычно гораздо меньше вопросов, чем руководитель. Цель всего процесса – познакомиться поближе с человеком, который будет ставить задачи и понять, что конкретно нужно будет создавать.

          Проблемы были на старте: составить ожидания, потренировать ребят задавать вопросы и рассказывать то, что интересно разработчику. В процессе принятия решения острых конфликтов не припомню.


  1. RinatWorld
    13.02.2019 12:17

    А я тут придумал новую фичу для Туту) В предновогоднем дефиците билетов, нашел способ покупать билет, когда все сервисы показывают, что их уже нет:

    Например, мне нужен был билет Москва — Амзя (поселок такой), на который билетов собственно и не было. Я открыл маршрут поезда, вкратце он выглядит так Москва-Муром-Казань-Амзя и проверил наличие билетов в промежуточных точках.
    Оказалось, что в этом поезде много билетов Москва-Казань и Муром-Амзя, но они не совпадали и поэтому свободного места Москва-Амзя как бы нет.

    То есть можно купить два билета в одном и том же поезде и просто перейти из одного вагона в другой на промежуточной станции (или даже с одного места на другое в одном вагоне). Это не просто старый добрый поиск вариантов с пересадкой, тут пассажир не рискует, что не успеет на второй поезд на пересадке, он ведь с самого начала в нужном поезде.

    Потом я проверил варианты с пересадкой в других точках, чтобы найти оптимальное сочетание по цене (какой-то участок можно проехать в купе, какой-то в плацкарте, где -то можно не покупать постельное). Кстати эту процедуру не очень удобно проводить вручную, но вот автоматизировать поиск оптимального варианта — отличная идея, имхо.

    Кажется, этот способ действительно может выручить многих людей и повысить эффективность перевозки пассажиров. По цифрам сложилось ощущение, что еще несколько десятков человек могут ехать в поезде, билетов в котором «уже нет».

    Вот такая идея, как вам, Туту?


    1. ShamanR
      13.02.2019 13:29

      О, только начал читать, как понял что за фичу вы предлагаете. Обычно так в Брест из Москвы ездят, с остановками в Орше, но приходится самому руками подбивать билеты. Как бонус — дешевле цена рублей на 500.


    1. user783
      13.02.2019 15:05

      Ну вот можно сказать, благодаря этой статье, еще один кандидат на работу в Туту нашелся :-)


      1. CRRaD Автор
        13.02.2019 15:05

        Приходите – фича есть в беклоге :)


        1. Clasen01
          14.02.2019 16:50

          Мне кажется, тут можно и сеть нейронную поднять, чтобы она по станциям билеты искала от точки А до точки Д, через точки Б, В, и Г) Прям как ТС выше описал, если у вас конечно уже чего-то подобного в компании нет)


  1. shinkareff
    13.02.2019 12:55

    текст вакансии мало влияет на желание людей у нас работать
    Очень влияет. В моём проекте десятки релевантных откликов на вакансии, в месяц. При том, что компания сочинская и никому на российском рынке неизвестна.

    И ещё, попробуйте прокачать человека, который проводит первое собеседование. Он должен рассказать о проекте с позиции тимлида (или близко к тому). Рядового HR, если он не готов к такой роли, можно ориентировать на более тщательный отбор резюме, с уточнением деталей в переписке. Так, чтобы к первому собеседованию HR приводил специалиста, который на 75-80% в требуемом технологическом стеке. Время на скрининг резюме потребуется больше, но конвертация в найм вырастет.

    И, кстати, идеальная воронка в найме — это цилиндр.

    Вообще, самое странное в Вашей статье, это:
    о нас мало кто знает, как о технологичной компании

    Если не знают о вас, что делать остальным ноунеймам?


  1. VMichael
    13.02.2019 13:00
    +1

    Как то осталось за кадром.
    У меня сложилось ощущение, что если ЗП на вакансию по верху рынка, то количество откликов может вырасти на порядок.
    Может вам пора несколько адаптировать ЗП к рынку ;)
    Хотя понятно, что у вас в результате проведенных корректирующих мероприятиях при тех же условиях количество откликов выросло в 4 раза.


  1. shinkareff
    13.02.2019 13:04

    И ещё, у Вас не упомянуто о важной части работы с кадрами — я говорю про увольнение. Об увольнении HR должен знать всё и сопровождать этот процесс не только до последнего дня пребывания сотрудника в компании, но и продолжать следить за его дальнейшей карьерой.

    Обладая всей полнотой картины, можно понять, что не так в процессе удержания, где провалы в мотивации. И даже в процессе найма это помогает, опосредованно.


  1. Moric
    13.02.2019 17:45
    +2

    Был у вас на собеседовании. Похоже, что до изменений процессов.
    Отпугнуло от вакансии два момента:
    * hr, которая опоздала на час, и это час я скучал в переговорке
    * тех. специалист, который не смог ответить на простой вопрос — «какой фреймворк используется на фронте?»

    Я так понимаю обе проблемы получилось решить?


    1. CRRaD Автор
      13.02.2019 18:42

      Помню ваш фидбек (мне его передали почти сразу). Это был важный толчок для нас обучать всех собеседующих знать о продуктовых задачах и базовую информацию о том, что происходит во фронте и мобилке. Спасибо, что помогли нам стать лучше


    1. xPomaHx
      14.02.2019 04:42

      По моему это вообще должно решаться на этапе переписки даже до звонка и договора о собеседовании очном.


      1. vassabi
        14.02.2019 09:01

        «какой фреймворк используется на фронте?»

        увы, такое скажут только в небольших командах и когда собеседует кто-то из этой команды.
        В жизни бывает всякое — вам могут назвать фреймворк, название которого вы никогда не слышали, там может быть свой самописный, команда может быть в процессе смены\выбора фреймворка, или даже — команда только собирается и вы — будете тем, кто будет должен обосновать свой выбор фреймворка.


        1. xPomaHx
          14.02.2019 14:10

          Да знаю, что не хотят говорить, мне приходится клещами вытягивать над чем хотя бы компания работала и что сейчас делает, чтобы самом прикинуть, подхожу я туда или нет, мне то это точно известно себя я хорошо знаю.


  1. geisha
    13.02.2019 18:07

    В итоге мы ввели «предварительное техническое собеседование», но заключается оно не в том, что у вас спросят по телефону «как выйти из vim-а», а поговорят о том, что вы делали на предыдущем месте работы, позадают релевантные вашей квалификации вопросы. И что самое важное: делать это будет разработчик.
    Тут недавно статья была о том, как ваши предварительные собеседования с вопросами из резюме задолбали самих соискателей. Т.е. ясно, что в первую очередь соискатель ответственнен за то, чтобы его резюме прочитали и поняли, но я как-то не очень верю в ситуацию, когда вы видите откровенно плохое резюме, потом нанимаете кандидата на конкурентной основе и, внезапно, он оказывается скрытым талантом.


    1. vassabi
      13.02.2019 19:36

      ну вот я собеседовал на С++. У каждого был свой стиль написания резюме.
      Поэтому я просил на собесе рассказать об одной истории с их участием. Любой, главное — чтобы она им запомнилась больше всего и они принимали в ней участие.
      И вот тут-то и начиналось деление: «кто рассказывает как ключики подавал, а кто — нырял».


      1. geisha
        13.02.2019 23:20

        По телефону чтоль?


        1. vassabi
          14.02.2019 01:12

          и по телефону и очно.
          А что, есть какая-то фундаментальная разница? Я-то обращаю внимание на эмоциональную составляющую, т.е. — насколько увлеченно мне рассказывают, сыпят техническими подробностями, цитируют спеки и т.д. Вы думаете, что телефон этому как-то помешает или поможет?


          1. geisha
            14.02.2019 02:19

            Думаю разницы нет, лишь бы выбрали что-то одно, а не и то и другое и придите завтра в субботу потому что тимлид сегодня занят.


            1. vassabi
              14.02.2019 09:07

              придите завтра в субботу потому что тимлид сегодня занят
              хаха, а вот это провал!
              .


  1. Quolyk
    13.02.2019 18:16

    Ваша компания недавно устраивала event для найма iOS разработчиков. Интересно переняла ли iOS команда ваши техники и как у них прошел «оффер за один день».


    1. CRRaD Автор
      13.02.2019 18:44

      У них не совсем тот «оффер за один день» – это был действительно массовый event. В нашем случае мы просто предлагаем каждому кандидату пройти все собеседования сразу. Процессы найма у нас (пока) отличаются


  1. dominigato
    13.02.2019 23:22

    Как понимаю один из способов повышения узнаваемости это статьи на хабре о том как вы набираете кандидатов? ;)


    1. Neikist
      13.02.2019 23:42

      Кстати работающий способ. Я вот прямо по этой цитате думал, и даже не предполагал что там что то интересное у них происходит.

      Сообщество разработчиков о нас думает примерно «Ну это сайт с расписанием электричек – там наверно 3 человека работает в подвале».

      Правда справедливости ради я и сервисом не пользуюсь так как домосед.


  1. 411
    14.02.2019 01:12

    ездить в офис долго, дорого
    Ну а как же предложить соискателю промокод на покупку билета на электричку для собеседования?


    1. Cerberuser
      14.02.2019 05:55

      Это при условии, что туда ходят электрички...


  1. Rustacean
    14.02.2019 08:17

    Превосходно! А за вот этот пункт вам отдельный «респект и уважуха»:

    Мы за «простую философию человеческих отношений: каждому кандидату вне зависимости от исхода встреч мы даем обратную связь и показываем, что для нас не так и какие навыки прокачать.
    (взято с сайта tutu).

    А если ещё и будете делать шаги по направлению к распределённой команде, то количество откликов вырастет ещё сильнее. ;-)


  1. Crocodilovich
    14.02.2019 08:17

    Очень хочется поинтересоваться и получить честный ответ. Может ли попасть в вашу команду на позицию junior тридцати летний мужчина? Кроме этого, без соответствующего образования. Другими словами, интересно ваше личное отношение к таким кандидатам и есть ли у них шанс работать в вашей компании. Заранее спасибо.


    1. CRRaD Автор
      14.02.2019 08:17

      Придется постараться, но нет ничего возможного. Можете начать с тестового задания: github.com/tutu-ru/php-interview


      1. pushthebutton
        14.02.2019 09:05

        Ничего не понял: придется постараться конкретно Crocodilovich, ведь ему 30 лет и нет соотв. образования? Другим можно не стараться?
        И как понять «нет ничего возможного»? Это такое завуалированное нет?


        1. Neikist
          14.02.2019 09:10

          Кстати непонятно почему придется постараться, конечно с php дела не имел, только 1с и kotlin (из того за что платили), но задание выглядит достаточно простым.


        1. CRRaD Автор
          14.02.2019 16:56

          Мой ответ о том, что на основе этой информации нельзя сказать ни «да», ни «нет».
          «30летний джун» – это может быть человек, который только недавно решил перейти в профессию. Если у него получается и голова мыслит «правильно», то почему нет? Если это джун уже на протяжении 10 лет, то, конечно, веры в такого кандидата мало.

          Придется постараться, потому что мы пока не берем специалистов без опыта. Хорошо выполненное тестовое задание может свидетельствовать, что несмотря на маленький опыт работы, знания у кандидата хорошие.


      1. Crocodilovich
        14.02.2019 10:46

        Спасибо за ответ. Пусть и размытый.


    1. vassabi
      14.02.2019 08:56

      не скажу за туту.ру, но в моей практике есть два замечательных случая с наймом — когда мы брали в нашу команду джуником девушку 4го курса без профильного образования (но профильное у нее было — радиофизика, управление ракетами) и когда брали джуником дядечку 50+ с промпроизводства (он там делал\сопровождал программы для ЧПУ и местных допотопных АСУ).
      Они даже сами немного не верили в себя, но я до сих пор вспоминаю, как они не замыкались на негативе, а энергично разбирались во всем, что нужно было по работе. И в итоге (в итоге работы в нашем отделе. А в жизни — у них все только начиналось :) ) это были два очень успешных синьора-помидора!


  1. nerazzgadannaya
    15.02.2019 13:42

    Саша, а не хотите про процесс адаптации и подход «получить рабочую задачу в спринте через 3 дня» рассказать на конференции KnowledgeConf knowledgeconf.ru/2019? У нас планируется целая группа докладов про онбординг в технических командах и про обмен знаниями с новичками