Продолжаем рассказывать о советских портативных кассетных магнитофонах. С первой частью материала можно ознакомиться здесь. Пришло время устройств с компактным форм-фактором, которые традиционно считаются наследниками легендарного SONY Walkman. Удивительно, но за сравнительно короткий период советская промышленность разработала внушительное количество устройств такого рода, многие из которых стали настоящими хитами среди советской молодежи 80-х.



Для меня этот пост еще и повод поностальгировать. Моим первым аудиогаджетом в жизни был портативный магнитофон “Электроника-331-стерео”, который появился в семье не на много позже меня, впоследствии это же устройство я использовал вместе со своим первым компьютером ZX-Spectrum. Именно благодаря ему я стал интересоваться музыкой, а впервые сломав и пытаясь починить узнал, что в советские магнитофоны ставят японские двигатели.

Советский плеерный бум


И в 80-е Союз опять отставал от развитых стран по магнитофонам на 6 — 7 лет. Но, к чести отвечавших за планирование лиц, отставание в портативном магнитофоностроении сокращалось достаточно быстро, в ассортиментном отношении даже быстрее, чем на прочих “фронтах электроакустического фронта”. Как известно, первый массовый кассетный плеер Sony Walkman TPS-L2 появился в 1979 году. Так осенью 1984-го года вышел советский аналог — кассетный плеер или, как в то время дословно переводили, кассетный проигрыватель «Электроника-Микроконцерт-Стерео».


Новинку выпускал Зеленоградский “ТочМаш”. Неудивительно, что плеер скопировали, что в 80-х было даже более распространенной практикой разработки, чем до их начала. В качестве прототипа была выбрана одна из модификаций Sony Walkman TPS-L2. Как и в предыдущих случаях наглого плагиата (зачеркнуть) умелого копирования, полностью слизали только механическую часть, т.е. лентопротяг. С электроникой возникли проблемы, ввиду отсутствия в стране советов подходящих микросхем.



Так первый советский плеер получил электронную начинку на рассыпухе, в качестве основы были использованы кремниевые транзисторы КТ3129 и КТ3130. К 1988 была разработана микросхема КФ1407УД1, что позволило оснастить устройство с возможностью записи, и перевести его в класс компактных магнитофонов.

С устройством много экспериментировали, например, в 1985-м облачили в металлический корпус, предвосхитив таким образом тренд середины девяностых. Однако, выпустив небольшую серию, вернулись к пластмассе, осознав экономическую нецелесообразность такого решения. Ещё одной характерной особенностью модели, которой не было в Японском родственнике, стал встроенный микрофон высокой чувствительности, который появился задолго до того, как устройство оснастили функцией записи. Микрофон выполнял функцию слухового аппарата, причем мог делать это даже в момент воспроизведения.



Технологии и решения, отработанные на «Электроника-Микроконцерт-Стерео», дали возможность создать целый ряд других проигрывателей. Так в 1985-м году появилась целая линейка плееров «Электроника-П», который выпускался на Нововоронежском заводе «Алиот». Базовой моделью стал ''Электроника П-401С'', который был классическим трехкнопочником с перемоткой в одну сторону, который был способен работать 3 часа от четырех батарей типа АА.



Его характеристики практически не отличались от советского первенца и были следующими:

  • скорость движения ленты: 4,76 см/сек;
  • коэффициент детонации: 0,5%;
  • диапазон звуковых частот на выходе для стереотелефонов: 63...12500 Гц;
  • коэффициент гармоник: 2,5%;
  • номинальная выходная мощность: 2х5 мВт.
  • Ток потребления: 150 мА.
  • габаритные размеры: 154х90х38.
  • вес без элементов: 300 гр.
В дальнейшем на его основе был выпущен еще более упрощенный эконом-вариант с моно звуком, а также экспериментальная партия компактных магнитол с УКВ-приемником.



Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает плеер «Квазар П-405С», который с 1988 года серийно выпускался Ленинградским ПО им. М.И.Калинина. Этот плеер отличался оригинальным дизайном и обладал сравнительно неплохими характеристиками по сравнению с прочими собратьями из Страны Советов, например, расширенным частотным диапазоном, который составлял 63 — 12500 Гц.



Также отдельного упоминания заслуживает смелая разработка Запорожского завода «Искра» НТ-Р-91. Проект совмещал небольшую активную акустическую систему и плеер. По неизвестным причинам устройство не пошло в серию, но идея была очень оригинальна для 80-х. Форм-фактор АС близок тому, что начали создавать в качестве мультимедийных колонок для компьютера в конце 90-х — начале 2000-х.



Догнать и перегнать “Электроника-331-стерео"


К 1985-му были реализованы разработки устройств, также копирующие японские аналоги, при этом обладающие расширенным функционалом. Это были компактные (мобильные) магнитофоны. Прообразом для легендарной советской техники послужил не менее легендарный Sony TCS-310.



Первым таким магнитофоном советского производства стал “Электроника-331-стерео", который в порядке эксперимента выпускался небольшими сериями с 1986 по 1989 годы на Нововоронежском предприятии «Алиот».

Именно этот портативный магнитофон стал одним из первых в моей жизни звуковоспроизводящим устройством, наряду с одним из советских проигрывателей. Что характерно, “Электроника-331-стерео" была оборудована двигателем и магнитными головками фирмы, а также платой РЧВ, от компании SONY.





И, несмотря на массу преимуществ, отличалась крайней энергопрожорливостью, склонностью к зажевыванию ленты, а также тем, что большинство ремонтных мастерских отказывались осуществлять её ремонт ввиду конструктивной сложности лентопротяжного механизма.



Характеристики устройства сегодня могут показаться посредственными, но для СССР в 1985-м году да еще с новым форм-фактором — они как минимум впечатляли пользователей: Благо дизайнеры SONY основательно потрудились при создании оригинала.
  • Рабочий диапазон звуковых частот, в том числе выходного сигнала: 40 — 10000 Гц;
  • Соотношение сигнал/помеха: — 48 дБ;
  • Отклонение скорости ленты от номинального значения: +-2%;
  • Коэффициент детонации ЛПМ — 0,35 %;
  • Номинальная выходная мощность 2х20 мВт.
В комплекте с магнитофоном шли накладные наушники ТДС-13, обладающие впечатляющими характеристиками:
  • номинальный диапазон частот: 20 — 20000 Гц;
  • номинальное электрическое сопротивление: 2х40 Ом;
  • номинальная мощность: 100 мВт;
  • максимальная мощность: 150 мВт.;
  • КНИ: не более 1%;
  • Масса: 37 грамм.


Розничная цена таких наушников вне комплекта составляла 20 рублей.

Полный комплект “Электроника-331-стерео" можно было приобрести за 190 рублей, при этом магнитофон был относительной редкостью, как и многое другое в Советской Стране 1980-х годов, его приходилось ”доставать”.

Убийца флагмана и гаджет для КГБ


Ещё через год появился более упрощенный “народный” вариант советского магнитофона «Электроника-стерео» (мини-стерео), выпуск которого ориентировочно стартовал в 1986 году на том же заводе «Алиот». Его характеристики не очень сильно отличались от “Электроника-331-стерео", при этом был упрощен дизайн устройства, использованы более демократичные материалы.



Выглядел он страшнее, так как, вероятно был собственной разработкой предприятия. Он унаследовал не все болезни 331-го, ибо был конструктивно проще, от того ремонтопригоднее. По всему выходило, что «Электроника-стерео» более приспособлены к эксплуатации в суровых условиях советской действительности, чем копия именитого японца.

Характеристики устройства были следующими:
  • Рабочий диапазон звуковых частот, в том числе выходного сигнала: 40 — 10000Гц;
  • Соотношение сигнал/помеха: 42;
  • Отклонение скорости ленты от номинального значения: +-2%;
  • Коэффициент детонации ЛПМ — 0,45 %(стерео) — 0,35 %(331);
  • Номинальная выходная мощность: 2х20 мВт.
Интересно, что устройство на базе “Электроника-стерео” в 1990-м году был разработан специализированный магнитофон для спецслужб, пафосно названный “Устройство консервации информации «Язь-0».



Этот магнитофон отличался от «Электроника-стерео» только тем, что был оборудован двумя скоростями, а соответственно, имел 2 диапазона рабочих частот: 200 — 5000 Гц и 200 — 10000 Гц.



Как “Электроника-стерео”, так и её КГБ-шный клон оснащались, вероятно, первыми в СССР наушниками типа “владыш”, в терминологии тех лет микроминиатюрными стереофоническими головными телефонами ТДС-20. Традиционно для советских наушников они были не слишком эргономичны, но отличались вполне пристойным звуком:
  • Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 20000 Гц;
  • Входное сопротивление 40 Ом;
  • Номинальная подводимая мощность 3 мВт;
  • Коэффициент гармоник: менее 1%
  • Паспортная мощность: 100 мВт.


Развитие и эксперименты


Логическим продолжением экспериментальной “Электроника-331-стерео" стала модификация с названием «Электроника М-332С», которая практически не отличалась от предшественника внешне, при этом был избавлен от детских болезней при сохранении всех значимых для качества характеристик. Магнитофон поступил в продажу в 1989-м году.



Как понятно из фото он являлся усовершенствованной копией Sony TCS-310.



Отдельного внимания заслуживает одна из его модификаций «Электроника М-334С» (кенгуру), которая, как и прочие, выпускалась Нововоронежским заводом «Алиот». Модульное устройство состояло из собственно магнитофона, модуля звукоусиления и питания, а также пассивной акустической системы.



Для упрощенной дифференциации модульное устройство получило обозначение «Электроника М-334С”. Считается, что это модульный магнитофон был одним из лучших в СССР. К сожалению, ввиду крайне ограниченной партии, сведений об этом устройстве осталось мало и проверить это тяжело.



Было и множество других модульных экспериментов. Кроме уже упомянутой “Весны”, внимания заслуживает модульный магнитофон-проигрыватель „Амфитон МС“.



Там была воплощена идея совмещении модулей компактного плеера, активной акустической системы и блока питания. Устройство было разработано Омским ЭТЗ Карла Маркса, где серийно выпускалось с 1987-го года.




Он стал первым модульным серийным советским магнитофоном. Данных о количестве выпущенных устройств нет, но о популярности модульной системы легко судить по количеству предприятий, которые их выпускали:

Омский ЭТЗ Карла Маркса,
Ленинградский завод „Новатор“,
Львовский завод имени Ленина,
Саратовский завод точной электромеханики
Каменец-Подольский завод „Электроприбор“ имени 60-летия СССР.

Характеристики устройства были вполне приемлемыми для советской техники того периода:
  • Скорость ленты: 4,76 см/с;
  • коэффициент детонации: 0,5%;
  • диапазон частот: 63...12500 Гц;
  • уровень шумов в канале воспроизведения: -44 дБ;
  • мощность на выходе телефонов: 2х2,5 мВт;
  • габариты плеера: 138х337х88 мм; масса: 0,5 кг;
  • выходная мощность; ААС: 2х0;5 Вт;
  • диапазон частот: 150 — 16000 Гц.
Большим достоинством системы было время автономной работы, так плеер выдерживал до 4-х часов при работе от шести аккумуляторов Д-0,25, а система в сборе да 10 ч при работе от батарей типа 343. С 1988-го года несколько измененным дизайном эта модульная система выпускалась всё тем же Омским ЭТЗ имени Карла Маркса под названием „Сатурн-401С“.



Итог


Закапываясь в тему советского магнитофоностроения, я начал понимать, что едва обойдусь четырьмя материалами, в силу того, что кассетников, достойных того, чтобы о них писать в СССР, создавали достаточно много. Бум разработки и производства компактных кассетников сошел на нет после развала Союза, главным образом в связи с последующим развалом или перепрофилированием предприятий. Всего за короткий период до 1991-го года было разработано более 50 моделей компактных плееров и магнитофонов, около половины из которых выпускались серийно.

После 1991-го известно всего около 10 моделей этих классов, причем большинство из них лишь внедрялись в серию в 90-е, а основные этапы разработки были преодолены до 91-го года. Последним отечественным плеером принято считать кассетный проигрыватель „Россия КП-708“, который увидел свет в 2000-м году. Двигатели почти всех советских плееров были японские, позже китайские и малайзийские, внушительная часть технических решений заимствовалась в Японии и на западе. Между тем, это была яркая и интересная страница в советском магнитофоностроении, а некоторые решения советских инженеров были не менее талантливыми, чем у забугорных соседей. Традиционно буду признателен за комментарии.

Использован фотоконтент:

www.rw6ase.narod.ru
www.flickr.com/photos/41902337@N07
daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr
stereo.ru
forums.balancer.ru/tech/forum/2012/07/t66563_2--muzej-elektronnykh-raritetov.html
www.radiomuseum.org/r/grundig_c100l.html
igrovoetv.online
(Если вы против использования ваших фото в нашем материале — напишите нам и мы их заменим)


Джинса

Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.

Комментарии (44)


  1. AVDerov
    04.03.2019 13:38
    +1

    Первая реклама по ТВ, которую я увидел, это была реклама Квазара год 88-89. Досадно, что high-tech в 91 "приказал долго жить".


  1. tvr
    04.03.2019 14:05
    +1

    «Устройство консервации информации» — это великолепно.
    Кстати, какая-то модель плееров «Электроника» имела выход на две пары наушников, емнип.


    1. Sound_cULT Автор
      04.03.2019 14:11

      331 и 332С обе имели два выхода, линейный и на наушники.


      1. tvr
        04.03.2019 14:14

        На две пары наушников, а не линейный + наушники.


        1. Serge78rus
          04.03.2019 18:34
          +1

          На две пары наушников точно работал «Дуэт-стерео ПМ-8101». Может и еще какие были.


          1. Sound_cULT Автор
            04.03.2019 21:30
            +1

            Квазар — 405, внизу счастливый обладатель отписался.


    1. da-nie
      04.03.2019 17:58
      +4

      А ксерокс называется (сам видел в ЦУП) «Средство коллективного размножения». :)


      1. genuimous
        04.03.2019 20:07
        +2

        Вспомнилась книга «Все об АСУ», не знаю была ли такая в реальности.


  1. kolu4iy
    04.03.2019 14:06
    +1

    А модульный «Амфитон» я даже застал вживую, в промтоварном магазине своих Люберец. Увы, ни год, ни цену не помню. Помню только цвет — такой же синий, название и модульность.


  1. sintech
    04.03.2019 14:15
    +1

    У меня в детстве был Вега М-420Р в комплекте с внешним батарейным блоком и складными наушниками. Из устройства для прослушивания музыки он быстро перешел в категорию: внешний накопитель для бытового компьютера.


  1. fedorez
    04.03.2019 14:56
    +1

    у меня с переносными магнитофонами как-то не очень сложилось.
    первым был Романтик-306 (в основном, как накопитель для Спектрума), а потом, ближе к окончанию школы, выбирал уже исключительно из стационарников, притом хотелось именно двухкассетный. выбирал между Нотой, Вега-122 и Маяк 242. Взял последний. Как-то так получилось что к нам 242-е из Киева везли большими партиями, и среди друзей сложилось довольно большое сообщество пользователей этих устройств, их допиливали, перепиливали, модернизировали всячески… видел вариант с ик-пультом ДУ и графическим эквалайзером с индикацией… Мой остался первозданным, и как ни странно, сейчас почти в идеальном состоянии. Правда включив его 10 лет назад и послушав оставшиеся со студенческих лет кассеты, я понял что разбаловался и слушать такое качество больше не хочу.


    1. DMGarikk
      04.03.2019 16:34
      +1

      я понял что разбаловался и слушать такое качество больше не хочу.

      ну справедливости ради, и конденсаторы высохли и пленка деградирует с годами, так что нельзя прям сразу выводы делать о качестве


  1. DrPass
    04.03.2019 14:57
    +1

    смелая разработка Запорожского завода «Искра» НТ-Р-91. Проект совмещал небольшую активную акустическую систему и плеер. По неизвестным причинам устройство не пошло в серию, но идея была очень оригинальна для 80-х.

    Может быть даже и пошло в серию. Я помню свой плейер «Амфитон» (тот, к которому выпускали док-станцию), так вот, я к нему покупал не родную док-станцию, а именно такие колонки, как на фото. Правда, назывались они не «Весна», насколько я помню. Вероятно, какой-то другой завод освоил из производство.


    1. wizard_s
      04.03.2019 20:06
      +1

      Колонки стали "Амфитонами". У друга такие серые были. Мы их к катушечнику цепляли


      1. BSW
        05.03.2019 00:29
        +1

        Есть такая одна.


  1. JC_IIB
    04.03.2019 15:02

    А про маг «Дружок» кто-нибудь помнит? :)


    1. Sound_cULT Автор
      04.03.2019 15:03
      +2



      1. TurboPascal55
        04.03.2019 15:57

        image

        И вот такой еще был.


        1. tvr
          04.03.2019 16:00
          +1

          Ооо, дааа.
          На таком пластиковом чудовище в армии в карауле «Кино» до дыр затирали помнится.


          1. TurboPascal55
            04.03.2019 16:05
            +1

            Ужасный конечно аппарат. Шлак пластмассовый.
            Но имеет некий «вау»-эффект, когда достаешь его из коробки показать :)

            В реальности проигрывает по всем параметрам даже «Электронике-302».


            1. tormozedison
              05.03.2019 06:34

              Так «Дружок» 60 рублей стоил, а «Электроника-302» — 144.


              1. TurboPascal55
                05.03.2019 10:40

                «Дружок» — может быть, а «Джаз» стоил, по моему, 159 (могу вечером дома коробку открыть и уточнить — там ценник на задней панели). А это невменяемая для него сумма, т.к. «Джаз» вообще позиционировался как «игрушка» — об этом и на коробке написано.


                1. DrPass
                  05.03.2019 13:56

                  Ну Джаз-то выпускался с 1991 года, там уже просто цены могли быть другими.


        1. read2only
          05.03.2019 01:06
          +2

          Всё понимаю, но это «род работ»… Ну не станок же для обработки металла проектировали, написали бы «режимы».


          1. Sound_cULT Автор
            05.03.2019 02:57
            +1

            Это чтобы враг не догадался))


  1. veselovi4
    04.03.2019 15:36

    В свое время был «счастливым» обладателем и Весны и Сонаты-211. Все эти шаманские танцы со спичками под клавиши, разбитым отверстием и винтом регулировки высоты головки, через неделю отваливающиеся крышки кассетоприемников ,«жевание кассет» известны. После того как у одноклассника отец привез из загранкомандировки какой то SANYO с автопоиском и другими плюшками (год 84-85 как раз школу заканчивал), для меня совдеповский хай-тек умер окончательно ))


  1. Kemet
    04.03.2019 15:43
    -5

    Всё бы хорошо, но..., когда читаю статьи автора, ощущаю себя на политсобрании или форуме адептов партии единая россия. «для страны советов это фантастика, а вот для остального мира уже отстой» красной нитью проходит по всем публикациям.
    Автор, не нужно полит-воды, пиши о девайсах.


    1. Sound_cULT Автор
      04.03.2019 15:46
      +5

      Это иллюзии вашего восприятия. Ничего политического.


    1. read2only
      05.03.2019 01:00
      -1

      «для страны советов это фантастика, а вот для остального мира уже отстой» красной нитью проходит по всем публикациям

      Это комплексы срабатывают, от недостатка информации, как видите «советское», так сразу вот это и вываливается…


  1. TurboPascal55
    04.03.2019 15:55
    +1

    Часть показанных аппаратов есть у меня в коллекции. Остальные пока ищутся.

    Были и более экзотичные аппараты. Например, «ВМ-85» — общевойсковой магнитофон («мечта шпиона»). В розницу не продавался.

    image


  1. Kemet
    04.03.2019 16:10
    +1

    Помню свои девайсы Электроника-302, Какая-то магнитола Вега, Электроника-324, Элегия-301. Потом Иж, не помню модель.


  1. lesha25
    04.03.2019 16:44
    +1

    С «Электроникой 324-1» и плеером «Stereo» все детство проходил. И в машине играл и на батарейках. Удобно и хорошо. Шнур питания прятался под крышечкой, не потеряешь. После «Романтика-306» — облегчение.


  1. lorc
    04.03.2019 16:46
    +2

    Только сейчас обратил внимание, что на платах Сони есть паяльная маска, а на Электрониках — нет.


  1. Andy_Big
    04.03.2019 18:25
    +1

    Как же было не упомянуть Вегу М-420С — первый (емнип) советский плеер с автореверсом? :)

    Вот такой


  1. vladimir_open-dev
    04.03.2019 19:52
    +1

    Сатурн я помню, классный был мафон. Я его переделывал в усилитель. Помню эти злосчастные к174ун7…


  1. afroukrainets
    04.03.2019 21:25
    +1

    ожидал фото кассеты и карандаша)


  1. chesser76
    04.03.2019 21:25
    +1

    У меня в школьные годы был Квазар-405 (каким-то чудом завезли в наш городок) — довольно надежно отработал 4-5 лет. У него как раз было 2 выхода на уши. Чем нравились импортные плееры — у них было 2 батарейки, у наших 4 ))


    1. vadim_bv
      04.03.2019 22:31

      Кажется, его клон делали в Йошкар-Оле под названием «Санда» (?) Во всяком случае, кое у кого из моих друзей по двору что-то такое, на две пары наушников припоминаю.
      Погуглил, нашёл. Но почему тогда индекс 401?


  1. Grayw0lf
    04.03.2019 22:08
    +1

    Когда то на 3м курсе съездил на картошку и на заработанные деньги купил Сатурн. Модель не помню но поновее чем на фотографии. Плюсом было то что у него был дополнительный блок который ставился на место плеера, укв стереоприемник, так что в основном все время слушали радио благо нормальные радиостанции в городе уже появились. Ну и плюс у сатурна что там стояли аккумуляторы, часа на три хватало точно.


  1. killov
    05.03.2019 02:08
    +1

    Батарейки были постоянной головной болью. Для Амфитона с братом даже изготовили штекер для внешнего питания, основным компонентом для которого был корпус стержня шариковой ручки.


  1. virtualtoy
    05.03.2019 08:07
    +1

    Сатурн был ужасен. Не знаю, был ли мой экземпляр каким-то особенно кривым, но крышка кассетоприёмника была недостаточно жёсткая, ещё из-за крепления на пластиковых пупырышках её вместе с кассетой постоянно перекашивало. Пришлось крышку убрать, вроде, без неё не так жевало.


  1. pt200
    05.03.2019 15:41

    Про “Электроника-331-стерео"( и у соньки): а разве обозначения микрофонов П и Л не перепутаны местами( вряд ли задумано направлять заднюю частью устройства на источник звука или это не микрофоны подписаны)?


  1. Turilion
    05.03.2019 20:26

    Электроника М-334С у меня такая была, даже кажеться сейчас где-то в подвале у родителей должна лежать. Интересное устройство, но всё портил разъем наушников нивкакою несовместимый с уже во всю шагавшим по миру миниджеком. Так что как портативный плеер я его не использовал, а как стационарный магнитофон звучал вполне неплохо, а ещё можно было колонки на полки в разные концы комнаты поставить, вааще атас.


  1. rvt
    06.03.2019 12:36

    А пару слов о настольных кассетниках? Типа «Маяк» или «Орель»…