Для меня этот пост еще и повод поностальгировать. Моим первым аудиогаджетом в жизни был портативный магнитофон “Электроника-331-стерео”, который появился в семье не на много позже меня, впоследствии это же устройство я использовал вместе со своим первым компьютером ZX-Spectrum. Именно благодаря ему я стал интересоваться музыкой, а впервые сломав и пытаясь починить узнал, что в советские магнитофоны ставят японские двигатели.
Советский плеерный бум
И в 80-е Союз опять отставал от развитых стран по магнитофонам на 6 — 7 лет. Но, к чести отвечавших за планирование лиц, отставание в портативном магнитофоностроении сокращалось достаточно быстро, в ассортиментном отношении даже быстрее, чем на прочих “фронтах электроакустического фронта”. Как известно, первый массовый кассетный плеер Sony Walkman TPS-L2 появился в 1979 году. Так осенью 1984-го года вышел советский аналог — кассетный плеер или, как в то время дословно переводили, кассетный проигрыватель «Электроника-Микроконцерт-Стерео».
Новинку выпускал Зеленоградский “ТочМаш”. Неудивительно, что плеер скопировали, что в 80-х было даже более распространенной практикой разработки, чем до их начала. В качестве прототипа была выбрана одна из модификаций Sony Walkman TPS-L2. Как и в предыдущих случаях наглого плагиата (зачеркнуть) умелого копирования, полностью слизали только механическую часть, т.е. лентопротяг. С электроникой возникли проблемы, ввиду отсутствия в стране советов подходящих микросхем.
Так первый советский плеер получил электронную начинку на рассыпухе, в качестве основы были использованы кремниевые транзисторы КТ3129 и КТ3130. К 1988 была разработана микросхема КФ1407УД1, что позволило оснастить устройство с возможностью записи, и перевести его в класс компактных магнитофонов.
С устройством много экспериментировали, например, в 1985-м облачили в металлический корпус, предвосхитив таким образом тренд середины девяностых. Однако, выпустив небольшую серию, вернулись к пластмассе, осознав экономическую нецелесообразность такого решения. Ещё одной характерной особенностью модели, которой не было в Японском родственнике, стал встроенный микрофон высокой чувствительности, который появился задолго до того, как устройство оснастили функцией записи. Микрофон выполнял функцию слухового аппарата, причем мог делать это даже в момент воспроизведения.
Технологии и решения, отработанные на «Электроника-Микроконцерт-Стерео», дали возможность создать целый ряд других проигрывателей. Так в 1985-м году появилась целая линейка плееров «Электроника-П», который выпускался на Нововоронежском заводе «Алиот». Базовой моделью стал ''Электроника П-401С'', который был классическим трехкнопочником с перемоткой в одну сторону, который был способен работать 3 часа от четырех батарей типа АА.
Его характеристики практически не отличались от советского первенца и были следующими:
В дальнейшем на его основе был выпущен еще более упрощенный эконом-вариант с моно звуком, а также экспериментальная партия компактных магнитол с УКВ-приемником.
- скорость движения ленты: 4,76 см/сек;
- коэффициент детонации: 0,5%;
- диапазон звуковых частот на выходе для стереотелефонов: 63...12500 Гц;
- коэффициент гармоник: 2,5%;
- номинальная выходная мощность: 2х5 мВт.
- Ток потребления: 150 мА.
- габаритные размеры: 154х90х38.
- вес без элементов: 300 гр.
Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает плеер «Квазар П-405С», который с 1988 года серийно выпускался Ленинградским ПО им. М.И.Калинина. Этот плеер отличался оригинальным дизайном и обладал сравнительно неплохими характеристиками по сравнению с прочими собратьями из Страны Советов, например, расширенным частотным диапазоном, который составлял 63 — 12500 Гц.
Также отдельного упоминания заслуживает смелая разработка Запорожского завода «Искра» НТ-Р-91. Проект совмещал небольшую активную акустическую систему и плеер. По неизвестным причинам устройство не пошло в серию, но идея была очень оригинальна для 80-х. Форм-фактор АС близок тому, что начали создавать в качестве мультимедийных колонок для компьютера в конце 90-х — начале 2000-х.
Догнать и перегнать “Электроника-331-стерео"
К 1985-му были реализованы разработки устройств, также копирующие японские аналоги, при этом обладающие расширенным функционалом. Это были компактные (мобильные) магнитофоны. Прообразом для легендарной советской техники послужил не менее легендарный Sony TCS-310.
Первым таким магнитофоном советского производства стал “Электроника-331-стерео", который в порядке эксперимента выпускался небольшими сериями с 1986 по 1989 годы на Нововоронежском предприятии «Алиот».
Именно этот портативный магнитофон стал одним из первых в моей жизни звуковоспроизводящим устройством, наряду с одним из советских проигрывателей. Что характерно, “Электроника-331-стерео" была оборудована двигателем и магнитными головками фирмы, а также платой РЧВ, от компании SONY.
И, несмотря на массу преимуществ, отличалась крайней энергопрожорливостью, склонностью к зажевыванию ленты, а также тем, что большинство ремонтных мастерских отказывались осуществлять её ремонт ввиду конструктивной сложности лентопротяжного механизма.
Характеристики устройства сегодня могут показаться посредственными, но для СССР в 1985-м году да еще с новым форм-фактором — они как минимум впечатляли пользователей: Благо дизайнеры SONY основательно потрудились при создании оригинала.
В комплекте с магнитофоном шли накладные наушники ТДС-13, обладающие впечатляющими характеристиками:
- Рабочий диапазон звуковых частот, в том числе выходного сигнала: 40 — 10000 Гц;
- Соотношение сигнал/помеха: — 48 дБ;
- Отклонение скорости ленты от номинального значения: +-2%;
- Коэффициент детонации ЛПМ — 0,35 %;
- Номинальная выходная мощность 2х20 мВт.
- номинальный диапазон частот: 20 — 20000 Гц;
- номинальное электрическое сопротивление: 2х40 Ом;
- номинальная мощность: 100 мВт;
- максимальная мощность: 150 мВт.;
- КНИ: не более 1%;
- Масса: 37 грамм.
Розничная цена таких наушников вне комплекта составляла 20 рублей.
Полный комплект “Электроника-331-стерео" можно было приобрести за 190 рублей, при этом магнитофон был относительной редкостью, как и многое другое в Советской Стране 1980-х годов, его приходилось ”доставать”.
Убийца флагмана и гаджет для КГБ
Ещё через год появился более упрощенный “народный” вариант советского магнитофона «Электроника-стерео» (мини-стерео), выпуск которого ориентировочно стартовал в 1986 году на том же заводе «Алиот». Его характеристики не очень сильно отличались от “Электроника-331-стерео", при этом был упрощен дизайн устройства, использованы более демократичные материалы.
Выглядел он страшнее, так как, вероятно был собственной разработкой предприятия. Он унаследовал не все болезни 331-го, ибо был конструктивно проще, от того ремонтопригоднее. По всему выходило, что «Электроника-стерео» более приспособлены к эксплуатации в суровых условиях советской действительности, чем копия именитого японца.
Характеристики устройства были следующими:
Интересно, что устройство на базе “Электроника-стерео” в 1990-м году был разработан специализированный магнитофон для спецслужб, пафосно названный “Устройство консервации информации «Язь-0».
- Рабочий диапазон звуковых частот, в том числе выходного сигнала: 40 — 10000Гц;
- Соотношение сигнал/помеха: 42;
- Отклонение скорости ленты от номинального значения: +-2%;
- Коэффициент детонации ЛПМ — 0,45 %(стерео) — 0,35 %(331);
- Номинальная выходная мощность: 2х20 мВт.
Этот магнитофон отличался от «Электроника-стерео» только тем, что был оборудован двумя скоростями, а соответственно, имел 2 диапазона рабочих частот: 200 — 5000 Гц и 200 — 10000 Гц.
Как “Электроника-стерео”, так и её КГБ-шный клон оснащались, вероятно, первыми в СССР наушниками типа “владыш”, в терминологии тех лет микроминиатюрными стереофоническими головными телефонами ТДС-20. Традиционно для советских наушников они были не слишком эргономичны, но отличались вполне пристойным звуком:
- Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 20000 Гц;
- Входное сопротивление 40 Ом;
- Номинальная подводимая мощность 3 мВт;
- Коэффициент гармоник: менее 1%
- Паспортная мощность: 100 мВт.
Развитие и эксперименты
Логическим продолжением экспериментальной “Электроника-331-стерео" стала модификация с названием «Электроника М-332С», которая практически не отличалась от предшественника внешне, при этом был избавлен от детских болезней при сохранении всех значимых для качества характеристик. Магнитофон поступил в продажу в 1989-м году.
Как понятно из фото он являлся усовершенствованной копией Sony TCS-310.
Отдельного внимания заслуживает одна из его модификаций «Электроника М-334С» (кенгуру), которая, как и прочие, выпускалась Нововоронежским заводом «Алиот». Модульное устройство состояло из собственно магнитофона, модуля звукоусиления и питания, а также пассивной акустической системы.
Для упрощенной дифференциации модульное устройство получило обозначение «Электроника М-334С”. Считается, что это модульный магнитофон был одним из лучших в СССР. К сожалению, ввиду крайне ограниченной партии, сведений об этом устройстве осталось мало и проверить это тяжело.
Было и множество других модульных экспериментов. Кроме уже упомянутой “Весны”, внимания заслуживает модульный магнитофон-проигрыватель „Амфитон МС“.
Там была воплощена идея совмещении модулей компактного плеера, активной акустической системы и блока питания. Устройство было разработано Омским ЭТЗ Карла Маркса, где серийно выпускалось с 1987-го года.
Он стал первым модульным серийным советским магнитофоном. Данных о количестве выпущенных устройств нет, но о популярности модульной системы легко судить по количеству предприятий, которые их выпускали:
Омский ЭТЗ Карла Маркса,
Ленинградский завод „Новатор“,
Львовский завод имени Ленина,
Саратовский завод точной электромеханики
Каменец-Подольский завод „Электроприбор“ имени 60-летия СССР.
Характеристики устройства были вполне приемлемыми для советской техники того периода:
Большим достоинством системы было время автономной работы, так плеер выдерживал до 4-х часов при работе от шести аккумуляторов Д-0,25, а система в сборе да 10 ч при работе от батарей типа 343. С 1988-го года несколько измененным дизайном эта модульная система выпускалась всё тем же Омским ЭТЗ имени Карла Маркса под названием „Сатурн-401С“.
- Скорость ленты: 4,76 см/с;
- коэффициент детонации: 0,5%;
- диапазон частот: 63...12500 Гц;
- уровень шумов в канале воспроизведения: -44 дБ;
- мощность на выходе телефонов: 2х2,5 мВт;
- габариты плеера: 138х337х88 мм; масса: 0,5 кг;
- выходная мощность; ААС: 2х0;5 Вт;
- диапазон частот: 150 — 16000 Гц.
Итог
Закапываясь в тему советского магнитофоностроения, я начал понимать, что едва обойдусь четырьмя материалами, в силу того, что кассетников, достойных того, чтобы о них писать в СССР, создавали достаточно много. Бум разработки и производства компактных кассетников сошел на нет после развала Союза, главным образом в связи с последующим развалом или перепрофилированием предприятий. Всего за короткий период до 1991-го года было разработано более 50 моделей компактных плееров и магнитофонов, около половины из которых выпускались серийно.
После 1991-го известно всего около 10 моделей этих классов, причем большинство из них лишь внедрялись в серию в 90-е, а основные этапы разработки были преодолены до 91-го года. Последним отечественным плеером принято считать кассетный проигрыватель „Россия КП-708“, который увидел свет в 2000-м году. Двигатели почти всех советских плееров были японские, позже китайские и малайзийские, внушительная часть технических решений заимствовалась в Японии и на западе. Между тем, это была яркая и интересная страница в советском магнитофоностроении, а некоторые решения советских инженеров были не менее талантливыми, чем у забугорных соседей. Традиционно буду признателен за комментарии.
Использован фотоконтент:
www.rw6ase.narod.ru
www.flickr.com/photos/41902337@N07
daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr
stereo.ru
forums.balancer.ru/tech/forum/2012/07/t66563_2--muzej-elektronnykh-raritetov.html
www.radiomuseum.org/r/grundig_c100l.html
igrovoetv.online
(Если вы против использования ваших фото в нашем материале — напишите нам и мы их заменим)
Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.
Комментарии (44)
tvr
04.03.2019 14:05+1«Устройство консервации информации» — это великолепно.
Кстати, какая-то модель плееров «Электроника» имела выход на две пары наушников, емнип.Sound_cULT Автор
04.03.2019 14:11331 и 332С обе имели два выхода, линейный и на наушники.
tvr
04.03.2019 14:14На две пары наушников, а не линейный + наушники.
Serge78rus
04.03.2019 18:34+1На две пары наушников точно работал «Дуэт-стерео ПМ-8101». Может и еще какие были.
kolu4iy
04.03.2019 14:06+1А модульный «Амфитон» я даже застал вживую, в промтоварном магазине своих Люберец. Увы, ни год, ни цену не помню. Помню только цвет — такой же синий, название и модульность.
sintech
04.03.2019 14:15+1У меня в детстве был Вега М-420Р в комплекте с внешним батарейным блоком и складными наушниками. Из устройства для прослушивания музыки он быстро перешел в категорию: внешний накопитель для бытового компьютера.
fedorez
04.03.2019 14:56+1у меня с переносными магнитофонами как-то не очень сложилось.
первым был Романтик-306 (в основном, как накопитель для Спектрума), а потом, ближе к окончанию школы, выбирал уже исключительно из стационарников, притом хотелось именно двухкассетный. выбирал между Нотой, Вега-122 и Маяк 242. Взял последний. Как-то так получилось что к нам 242-е из Киева везли большими партиями, и среди друзей сложилось довольно большое сообщество пользователей этих устройств, их допиливали, перепиливали, модернизировали всячески… видел вариант с ик-пультом ДУ и графическим эквалайзером с индикацией… Мой остался первозданным, и как ни странно, сейчас почти в идеальном состоянии. Правда включив его 10 лет назад и послушав оставшиеся со студенческих лет кассеты, я понял что разбаловался и слушать такое качество больше не хочу.DMGarikk
04.03.2019 16:34+1я понял что разбаловался и слушать такое качество больше не хочу.
ну справедливости ради, и конденсаторы высохли и пленка деградирует с годами, так что нельзя прям сразу выводы делать о качестве
DrPass
04.03.2019 14:57+1смелая разработка Запорожского завода «Искра» НТ-Р-91. Проект совмещал небольшую активную акустическую систему и плеер. По неизвестным причинам устройство не пошло в серию, но идея была очень оригинальна для 80-х.
Может быть даже и пошло в серию. Я помню свой плейер «Амфитон» (тот, к которому выпускали док-станцию), так вот, я к нему покупал не родную док-станцию, а именно такие колонки, как на фото. Правда, назывались они не «Весна», насколько я помню. Вероятно, какой-то другой завод освоил из производство.
JC_IIB
04.03.2019 15:02А про маг «Дружок» кто-нибудь помнит? :)
Sound_cULT Автор
04.03.2019 15:03+2TurboPascal55
04.03.2019 15:57
И вот такой еще был.tvr
04.03.2019 16:00+1Ооо, дааа.
На таком пластиковом чудовище в армии в карауле «Кино» до дыр затирали помнится.TurboPascal55
04.03.2019 16:05+1Ужасный конечно аппарат. Шлак пластмассовый.
Но имеет некий «вау»-эффект, когда достаешь его из коробки показать :)
В реальности проигрывает по всем параметрам даже «Электронике-302».tormozedison
05.03.2019 06:34Так «Дружок» 60 рублей стоил, а «Электроника-302» — 144.
TurboPascal55
05.03.2019 10:40«Дружок» — может быть, а «Джаз» стоил, по моему, 159 (могу вечером дома коробку открыть и уточнить — там ценник на задней панели). А это невменяемая для него сумма, т.к. «Джаз» вообще позиционировался как «игрушка» — об этом и на коробке написано.
read2only
05.03.2019 01:06+2Всё понимаю, но это «род работ»… Ну не станок же для обработки металла проектировали, написали бы «режимы».
veselovi4
04.03.2019 15:36В свое время был «счастливым» обладателем и Весны и Сонаты-211. Все эти шаманские танцы со спичками под клавиши, разбитым отверстием и винтом регулировки высоты головки, через неделю отваливающиеся крышки кассетоприемников ,«жевание кассет» известны. После того как у одноклассника отец привез из загранкомандировки какой то SANYO с автопоиском и другими плюшками (год 84-85 как раз школу заканчивал), для меня совдеповский хай-тек умер окончательно ))
Kemet
04.03.2019 15:43-5Всё бы хорошо, но..., когда читаю статьи автора, ощущаю себя на политсобрании или форуме адептов партии единая россия. «для страны советов это фантастика, а вот для остального мира уже отстой» красной нитью проходит по всем публикациям.
Автор, не нужно полит-воды, пиши о девайсах.read2only
05.03.2019 01:00-1«для страны советов это фантастика, а вот для остального мира уже отстой» красной нитью проходит по всем публикациям
Это комплексы срабатывают, от недостатка информации, как видите «советское», так сразу вот это и вываливается…
TurboPascal55
04.03.2019 15:55+1Часть показанных аппаратов есть у меня в коллекции. Остальные пока ищутся.
Были и более экзотичные аппараты. Например, «ВМ-85» — общевойсковой магнитофон («мечта шпиона»). В розницу не продавался.
Kemet
04.03.2019 16:10+1Помню свои девайсы Электроника-302, Какая-то магнитола Вега, Электроника-324, Элегия-301. Потом Иж, не помню модель.
lesha25
04.03.2019 16:44+1С «Электроникой 324-1» и плеером «Stereo» все детство проходил. И в машине играл и на батарейках. Удобно и хорошо. Шнур питания прятался под крышечкой, не потеряешь. После «Романтика-306» — облегчение.
lorc
04.03.2019 16:46+2Только сейчас обратил внимание, что на платах Сони есть паяльная маска, а на Электрониках — нет.
Andy_Big
04.03.2019 18:25+1Как же было не упомянуть Вегу М-420С — первый (емнип) советский плеер с автореверсом? :)
Вот такойvladimir_open-dev
04.03.2019 19:52+1Сатурн я помню, классный был мафон. Я его переделывал в усилитель. Помню эти злосчастные к174ун7…
chesser76
04.03.2019 21:25+1У меня в школьные годы был Квазар-405 (каким-то чудом завезли в наш городок) — довольно надежно отработал 4-5 лет. У него как раз было 2 выхода на уши. Чем нравились импортные плееры — у них было 2 батарейки, у наших 4 ))
Grayw0lf
04.03.2019 22:08+1Когда то на 3м курсе съездил на картошку и на заработанные деньги купил Сатурн. Модель не помню но поновее чем на фотографии. Плюсом было то что у него был дополнительный блок который ставился на место плеера, укв стереоприемник, так что в основном все время слушали радио благо нормальные радиостанции в городе уже появились. Ну и плюс у сатурна что там стояли аккумуляторы, часа на три хватало точно.
killov
05.03.2019 02:08+1Батарейки были постоянной головной болью. Для Амфитона с братом даже изготовили штекер для внешнего питания, основным компонентом для которого был корпус стержня шариковой ручки.
virtualtoy
05.03.2019 08:07+1Сатурн был ужасен. Не знаю, был ли мой экземпляр каким-то особенно кривым, но крышка кассетоприёмника была недостаточно жёсткая, ещё из-за крепления на пластиковых пупырышках её вместе с кассетой постоянно перекашивало. Пришлось крышку убрать, вроде, без неё не так жевало.
pt200
05.03.2019 15:41Про “Электроника-331-стерео"( и у соньки): а разве обозначения микрофонов П и Л не перепутаны местами( вряд ли задумано направлять заднюю частью устройства на источник звука или это не микрофоны подписаны)?
Turilion
05.03.2019 20:26Электроника М-334С у меня такая была, даже кажеться сейчас где-то в подвале у родителей должна лежать. Интересное устройство, но всё портил разъем наушников нивкакою несовместимый с уже во всю шагавшим по миру миниджеком. Так что как портативный плеер я его не использовал, а как стационарный магнитофон звучал вполне неплохо, а ещё можно было колонки на полки в разные концы комнаты поставить, вааще атас.
AVDerov
Первая реклама по ТВ, которую я увидел, это была реклама Квазара год 88-89. Досадно, что high-tech в 91 "приказал долго жить".