Изучая комментарии уважаемого сообщества к моей первой статье, я понял, что название действительно было выбрано удачное, и несмотря на то, что на Хабре не один я проживаю и работаю в Италии, про жизнь итальянского IT в более широких кругах практически ничего не известно. Это конечно странно, если не забывать про Arduino, ParrotOS, известную (хоть и в узких кругах) миланскую фирму Hacking Team, ну и есть не единожды упоминаемая тут на Хaбре Aruba.


Но сегодня разговор пойдет совсем не об этом, а интересующиеся без труда найдут в сети информацию об итальянских Software House и прочих галерах, стартапах, производителях игр и тд. Сегодня хочу немного рассказать как вообще digital влияет на жизнь Италии и рядового резидента полуострова. Речь пойдет про бизнес в целом и про некоторые аспекты жизни людей на которые влияет всеобщая тенденция диджитализации.


Поехали


Силовые структуры



Неожиданно, да?


Начнем с самых верхов, то есть с тех самых, которые все подсматривают и все подслушивают и вообще по идее знают обо всех и обо все на свете (особенно если в данном случае считать "светом" Апеннинский полуостров). Почему они попали в эту статью? Потому как так или иначе они влияют на жизнь в стране. Тут несколько контор, среди которых самые значимые это:


  • DIS — Security Intelligence Department;
  • AISE — External Intelligence and Securiry Agency;
  • AISI — Internal Intelligence and Security Agency.

Это вот те самые "небожители" которые отслеживают у нас тут все и вся, сотрудничают с коллегами по всему миру, ловят шпионов, террористов, плохих хакеров и мы все их чаще всего не замечаем, потому как в жизнь, в том числе интернеты простых смертных, они если и вмешиваются (а они естественно вмешиваются), то делают это очень корректно и незаметно. По слухам делают они это в том числе благодаря софту одной известной в узких кругах фирмы, про которую я писал выше. Честно говоря, я даже не думаю, что большинство из 60-ти миллионного населения Италии подозревает о существовании этих структур. Но зато они точно хорошо знают следующую структуру которая называется Polizia postale e delle Comunicazioni.



Что это такое? Это карабинеры интернета. Именно на их нелегкую долю приходятся расследования всех случаев фродов, взломов и прочих инцидентов итальянском секторе всемирной паутины. На своем сайте, который мало кто читает, они выпускают аллерты по фродам которые в тренде на текущий период. Чаще всего это фишинг/спаминг или фроды с картами типа contactless. Также на их сайте можно подать заявление об инциденте и вообще узнать последние новости о том, кого и за что задержали. По заявлениям об инцидентах. На бумаге все хорошо, но… В прошлом году у одного клиента был небольшой инцидент с проникновением. Украсть ничего не украли, так хулиганство, но испуганный клиент позвонил тем самым postale. Те сказали, мол топайте к своим карабинерам, они примут заявление и нам передадут с предварительными материалами. Клиент в полном ужасе звонит мне, вопит что-то типа "О ужас, нас взломали я еду к карабинерам" и мчится к тем самым карабинерам. Карабинеры выдали бланк, клиент строчит заявление, я успевший на месте происшествия посмотреть что к чему объясняю по телефону случившееся самому главному карабинеру, он внимательно все слушает, иногда поддакивает и… ничего не понимает. Чем закончилось? А тем что главный мне сказал, ну если ты найдешь кто и что, то мы тут сразу подключимся и тогда уже ого-го. И я из даже немного понимаю: инцидент совсем ничтожный и писать кучу бумаг по нему никому не хочется. Потому я тоже просто заткнул дыру, немного усилил периметр и все на этом закончилось.


Отлично, с силовиками в нашем digital разобрались, поехали дальше.


Gigital для жителей



Взаимодействие жителей с властями разных уровней и здравоохранение, это пожалуй самые забюрократизированные области в, наверное, любой стране. У нас тут с этим тоже не везде и не всегда легко.


Каждый живущий легально на полуострове имеет как минимум два документа. Первый это Carta d'identita, который еще до недавнего времени был листочком бумаги с фотографией и печатью, второй это Tessera sanitaria представляющий собой пластиковую карточку с магнитной полосой и штрихкодом. С этого года первый документ потихоньку отходит в прошлое и меняется на ID карту. Рядовому жителю особых няшек это не принесет, потому как действует она все-таки больше на территории страны и больше для нужд именно идентификации кто ты такой, но можно будет использовать ее для подключения ко всяким госресурсам. Второй документ для жителей наверное более важен, потому как во-первых содержит фискальный код, во вторых доступ к медуслугам в стране проходит через эту карту. То есть через нее на рецепшен больницы (я не знаю как правильно будет CUP, честно) работник подключается к вашим данным и может выписать направление к специалисту или на всякие анализы. Тут нельзя не упомянуть Fascicolo Sanitario. Это по сути портал, где видны все посещения специалистов, можно без того самого CUP'a самому заказать визит у узкого спеца и туда же закачиваются все результаты и рецепты. Работает оно иногда так user freandly, что иногда хочется ругаться и открутить руки которые это делали, но должен сказать, что потихоньку улучшается и интерфейс и вообще работа портала, что позволяет надеяться на то, что через некий промежуток времени вообще не придется за каждым направлением топать в больницу, тем более что нормальные врачи общей практики поддерживают желание пациентов экономить их и свое время и выпишут тебе предписание без твоего визита. (Наша семейная докторша любит использовать WhatsApp и присылать все на мейл, за что ей лучи благодарности) Кстати, доступ к данным в электронной карте осуществляется через аккаунт digital identity, которых может быть несколько. У меня три, например. Да, все подтверждают что я, это я на самом деле, но удостоверяющий мое "я" администратор у всех разный. Один используется как раз для медицинских целей, один для подключения к сетям и услугам госорганов и один только для работы вместе с электронной подписью.



Вообще, что касается взаимодействия с госорганами и не только с ними, но и вообще за глобальными вопросами диджитализации в Италии, главным органом является Agency for Digital Italy(AgId), который разрабатывает планы и координирует работу всех заинтересованных органов. Бюрократии, как и положено, там море, но то, что некоторые вопросы с местными властями можно решить запросом онлайн, это в общем их заслуга. Главное, что бы не останавливались. Думаю, что для многих покажется странным, но то, что с коммунальными властями реально можно как-то взаимодействовать через онлайн сервисы, для страны и, прежде всего, итальянского менталитета, реально большое продвижение вперед. Немного напрягает то, что до сих нету унификации и наверное не будет, в результате чего порталы разных комун (адм. единица в Италии) имеют свой набор онлайн услуг, а некоторые вообще еще требуют присутствия. Хорошо, что хоть практически у всех есть база модулей для скачивания. Другие госорганы также подтянулись за последнее время, и если присутствие не нужно, то многое можно сделать онлайн (практически все запросы), что безмерно радует. Из хорошего еще за последнее время — поставщики газа, электричества и воды наконец-то перестали присылать каждые два месяца по пачке макулатуры, от чего радость просто безмерна.


Реализаторами многих начинаний являются ребятки из сообщества .it/developers (github/italia). Самым интересным, если не затопчут, может оказаться проект IA-Gov, то есть Artificial intelligence at the service of the citizen. В двух словах, проект нацелен на устранение бюрократии при обращениях граждан и юридических лиц в госструктуры посредством автоматизации процедур с помощью искусственного интеллекта. Верю ли я в такое светлое будущее? Наверное нет, потому как вижу много того, что можно было бы автоматизировать без всяких дополнительных искусственных интеллектов.


Наши Интернеты



ADSL повсеместно, медленный и умирающий, FTTH для физических лиц штука редкая, но быстрая, остальные решения типа FTTS, FTTC, FTTB распатронены более широко, особенно второй, который имеет свои недостатки типа падения скоростей, но что есть то есть. Стоимость от 20 евро в месяц. В некоторых наших местностях линии не дождаться и тогда вступают в силу предложения беспроводного соединения, обещают устойчивую связь и 30Mbit за 25 евро, получаем неустойчивое соединение (в плохую погоду отсутствие соединения) и 10-15 Mbit. Можно сказать, что дорого и медленно. Мобильный интернет — 4G. Покрыто 90% страны, почти не отваливается, но есть все-таки места где падает до 3G, и за 50Gb трафика я плачу 7 евро в месяц. Туда же у меня входит безлимит на разговоры и платные, по 0,16€, SMS, которыми не помню когда пользовался последний раз. Тут же добавлю что телевидение у нас Digital terrestrial вроде как лет 6 уже везде и повсеместно, хотя процесс начался намного раньше, если не ошибаюсь впервые о нем заговорили в 2006 году. С этого года начинается процесс перехода на другой стандарт DVB-T2, которых закончится в конце 2021 года и вроде как c 2022 должна запускаться национальная сеть 5G.


Бизнес



Италия это страна малых городов и малого бизнеса.


Малых городов тут множество, всяких frazione (административная единица, городок/большая деревня) еще больше, а малый и микробизнес это около 80% вообще всего бизнеса в Италии. Всеобщий процесс диджитализации, а под ней имеется ввиду именно трансформация, подразумевающая использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения производительности компании и тд., естественно так или иначе затрагивает все формы бизнеса, будь он мелкий или крупный, но тут есть одно но: микрокомпания состоящая из одного — трех человек и всякие там partita iva, то есть предпринимательство на низшем уровне, это не про бизнес, это про самозанятость и работу и тут бизнес-логика чаще всего не работает.


Соответственно диджитализация тоже. Один ноутбук с бесплатным антивирем и смартфон с вечно открытым фейсбуком и вся диджитализация. CMR или/и база данных это файл excel и это уже супер прогресс, который отравляет жизнь потому как 20 лет и без этой фигни справлялись и все хорошо было. Еще три-пять лет назад встречались компании, которые имели какие-то мелко-кустарные производства, не имеющие и ноутбука. Бумажки собирались, отвозились бухгалтеру и все. Сегодня это практически невозможно потому как электронное фактурирование с этого года обязательно для всех, кроме двух самых простых налоговых режимов с фактурированием максимум 30К в год. Электронное фактурирование обкатывалось на госучреждениях и к всеобщей обязанности все процессы более-менее довели до ума и пока не слышал что-бы что-то ломалось. Само выставление счетов в формате XML мне не очень нравится, но уж как решили. Счета выставляются через специальный софт, проводятся через централизированную систему и зранение их осуществляется только в электронном виде, что не может не радовать. Множество мелких софтверных конторок хорошо заработали на этом, учитывая годовую стоимость лицензии от €120. Учитывая, что говорим мы о миллионах пользователей, то сумма набегает.


Кроме одиночек есть множество маленьких и средних srl у некоторых из них внутренняя инфраструктура уже кое-какая имеется в виде клиентских мест периферии и местами даже с местным сервером типа Poweredge t130 или что-то около, хотя есть еще случаи когда один из компов назначается сервером и уже к нему коннектятся все остальные пока он не помрет. Последнее время еще повсеместно начали ставить дешевые NAS, потому как GDPR.


GDPR для этой самой диджитализации в малом бизнесе послужил неким толчком для многих субъектов в первый раз за их существование реально посмотреть как и где они хранят данные своих поставщиков и клиентов и немного систематизировать обработку и хранение этих данных, делать время от времени бэкапы и установить антивирус. Пишу для многих, потому как сказать "для всех" было бы неимоверным преувеличением. Я видел бухгалтерские студии, которые еще даже не начали шевелиться чтобы как-то соответствовать новым правилам, что уж говорить про их клиентов, представляющих собой мелких и не очень фермеров, электриков и прочих водопроводчиков.



Кто поддерживает в более-менее здоровом состоянии всю эту "инфраструктуру"? Его величество Эникейщик! Именно так, с большой буквы без всякого сарказма, потому как без тысяч эникейщиков по всему полуострову все просто рухнет и больше не поднимется. Эникейщик пробрасывает сети, чинит металлолом под названием 15-ти летний компьютер, устанавливает софт, в общем делает все, вплоть до складывания на коленке мелкого сайтика для клиента. Умный эникейщик занимается еще и всеми проблемами связанными с GDPR, что дает ему еще больше заработка и в общем является теми колесами которые катят мелкий бизнес в цифровой мир, тормозя на каждом повороте из-за нехватки компетенций и просто нежелания что-то менять и меняться самому. Бизнесы по-больше опираются уже на опять же небольшие фирмы-студии, которые на аутсорсе уже более профессионально закрывают все потребности в диджитал и чем выше это уровень, тем все более по-серьезному, что в общем логично, хотя и тут бывают исключения. Из последних новшеств — рост небольших дата центров, которые предоставляют бизнесу свои услуги в виде VPS, хостинга и всего остального. Думаю, что они займут свою нишу благодаря прежде всего своей гибкости в подходе к решению проблем клиента, благодаря чему они могут составлять конкуренцию своим большим конкурентам даже при несколько большей цене за услуги. Примером может послужить например датацентр с которым я дружу, и который подводя к себе клиента показывает серверные стойки (вот тут будут храниться ваши данные), знакомя с инженерами и сисадминами (вот они будут следить что бы все работало) и тд, что безмерно повышает кредит доверия и реально работает лучше любой рекламы.



Крупный бизнес, которого не много в процентном отношении, опирается на большие бренды и вообще в авангвардии всех процессов бизнес-диджитализации, что правильно, хоть и не совсем логично, потому как по идее мелкий и средний должен быть более мобильным и восприимчивым к новым возможностям. Но это в нашем случае практически не работает, исключениями являются стартапы и это в большинстве своем технологические стартапы с упором на IT. Банки и прочие гиганты это уже совсем про IT со своими отделами, разработками и девелоперами; у них просто нет выбора. Да еще помнятся банкоматы с синими экранами windowsXP и даже NT, но сегодня это уже в прошлом, как и любовь жителей к наличности. Центр-Север Италии это уже все-таки не про банкноты а про карты и уже встречались случаи реального удивления, когда хозяин или продавец магазина видел наличность. Популярность мобильных терминалов привела к тому, что мелкие-мелкие магазинчики и даже газетные киоски ничуть не смутятся протянутой карте, а спокойно примут платеж. Не сдаются пока бары и табачные магазинчики, но думаю это дело времени, хотя что касается баров я против. Все-таки это некая часть лампово-теплого и ароматного ритуала.


Эпилог



Италия — страна традиций, а итальянцы — традиционалисты до мозга костей. Здесь вообще никогда ничего не менялось без смены поколений. Изменение бизнес-процессов, схем взаимодействия государства с жителями и государства с бизнесом тут всегда шли в общем тренде, но всегда немного скачками, повинуясь неспешному ритму смены поколений и взглядов на то, как все должно быть. Вторым очень важным фактором внастоящее время явлется то, что университеты и институты, занимающиеся прикладными исследованиями и промышленность на протяжении второй половины XX века определяли и будут определять в дальнейшем скорость и направление движения страны. Если текущий тренд большого бизнеса и науки это digital, Industry 4.0. и все что за этим следует, то у мелкого, среднего и микробизнеса просто нет выбора, кроме как следовать примеру, сопротивляясь до последнего, скрипя вставными челюстями, тем более, что кастомизация товаров и услуг, более тонкая настройка под конечного потребителя продукта более чем на руку мелким производствам, которые настроившись на нужный ритм могут легко обогнать в развитии своих старших и громоздких братьев. Уде сегодня есть мелкие производства, где большую часть рутины выполняют автоматизированные линии, есть фермеры, следящие за полями и садами с помощью дронов, есть стартапы разрабатывающие решение с использованием IoT и внедряющие современные средства телеметрии и обработки данных ну и в конце-концов есть циничная правда — уходит на пенсию поколение, которое так привыкло делать все "как вот тогда" и не умеющее и не желающее работать с тем инструментом, который востребован сегодня.
P.S. думаю на этом «обзорки» заканчиваются и плавно перейдем к некоторым реальным кейсам, насколько мне позволят всякие NDA

Комментарии (10)


  1. aavoron
    19.03.2019 17:16

    ADSL повсеместно, медленный и умирающий

    Ну да, у меня 180/20. Если это умирающий, то какой тогда оживающий?


    1. AlePil Автор
      19.03.2019 18:05

      чистый ADSL 180/20 Mбит/с?
      Какой стндарт ADSL у Вас используется, если не секрет?


      1. aavoron
        19.03.2019 18:40

        А сорри, там FTTC. Меня ввела в заблуждение телефонная лапша, которая приходит ко мне в квартиру


  1. Googlist
    19.03.2019 22:28

    Да многое меняется, не столь уж консервативньі итальянцьі, даже сказал бьі что меняется семимильньіми шагами. Еще четьіре года назад онлайн-банкинг ночью не работал, роботьі наверное шоперу делали против ночньіх смен, а теперь олично и круглосуточно, да и в инпсах всяких можно теперь диджитально заявки оформлять, везде практически все справки можно скачивать, очередя єлектронньіе через апп занимать, с врачами, опять же, как вьі указали; билетьі кругом єлектронньіе, еще три года назад я ездил в поезде то у контролера не бьіло чем проверить мой єлектронньій билет и просто махали рукой при проверке, мол «ва бене кози», а сейчас только если покрьітия в горах вдруг нет то не проверяют. С точки зрения непосвященного обьівателя очень бьістро идет диджитализация общества. Вроде почта обещает мгновенньіе платежи скоро ввести, да и сейчас постепей отличненько работает что б мелочь гонять, только мало кто пользуется из знакомьіх.

    Правда, вот єто вот стремление итальянцев все сделать самим и со своим пониманием очень часто вьібешивает, ибо интерфейсьі они такие адские создают, что и с десятого разу не запомнишь где и что, не говоря уже про понимание хотя б с третьего и тем более «интуитивность» в єтом плане ужас-ужас.


    1. AlePil Автор
      19.03.2019 22:43

      То, что сделала за последние годы итальянская почта, в некотором роде сравнимо с подвигом Геракла.
      Что касается остального, то пока Италия все еще в роли догоняющего, как это ни печально.


  1. Desprit
    19.03.2019 22:59

    Каждый живущий легально на полуострове имеет как минимум два документа. Первый это Carta d'identita, который еще до недавнего времени был листочком бумаги с фотографией и печатью, второй это Tessera sanitaria представляющий собой пластиковую карточку с магнитной полосой и штрихкодом.

    Особенность Tessera Sanitaria еще в том, что на ней писан Codice Fiscale. Это идентификатор человека. Но прикол в том, что не все учреждения имеют прямой доступ к государственным реестрам. Поэтому проводят валидацию своими силами, это достаточно легко, нужно просто заглянуть в статью на вики и понять, из чего стостоит код. На питоне и js есть библиотеки подходящие. Я могу сгенерировать его самостоятельно и пользоваться в мед клиниках, лично делал так у ортодонта когда у моего приезжего гостя приключилась срочная необходимость и времени на посещение L'Agenzia delle Entrate не было. Клиника не проверяла, зарегистрирован ли этот codice fiscale официально, они просто провели его валидацию. Что может произойти далее — в клинику придет человек с таким же кодом. Это возможно, потому что механизм генерации кода такое допускает. Должны совпадать даты рождения, место рождения и абберевиатура имени. Когда официальный орган регистрирует codice fiscale, разумеется, он такое замечает и если код уже существует в системе, то новый будет слегка отличаться. Но, как я писал выше, в клинику я приходил с самодельно сгенерированным. Соответственно, человек с настоящим кодом зарегистрирваться уже не сможет. Его код занят мной. Итог — головная боль для администрации, где люди вообще не знают, что делать в таких ситуациях. Не говоря уже о пациенте, который просто не сможет получить услугу пока не разрешится ситуация. Пример немного высосан из пальца, но сам факт неуникальности основного идентификационного механизма мне кажется, как минимум, странным.


    1. AlePil Автор
      20.03.2019 11:29

      Про CF упомянуто чуть ниже, а то что не все учреждения имеют доступ к реестрам, на сегодня это нонсенс, особенно если говорить о медицинских учреждениях. Некоторое время тому назад, мог бы допустить, но и тогда генерация кода проводилась програмными средствами, включенными в management software или c помощью ресурсов типа codicefiscale[at]it, который, если не ошибаюсь с начала 2000-х существует.
      Про коллизии с кодом (совпадение самодельного и официального) вообще все просто. По закону преимущество имеет официальный код, и если я прихожу с TS и в системе уже есть такой код, то преимущество моего кода автоматическое. Его сверяют с реестром, и вносят в систему. Об использовании самодельного кода автоматом идет заявление в финансовую и все, коллизия решена.
      Про несовершенство CF, точнее его алгоритма, говорят давно, но пока ситуация не достигла своего апогея абсурдности, не думаю, что кто-то что-то будет менять.


  1. smarthomeblog
    20.03.2019 02:02

    В Италии впервые увидел в церкви вместо свечей лампочки в виде свечей — бросаешь монетку, кнопочку нажимаешь, электронная свеча горит установленное время. Так вот можно и дальше пойти. Прикрутить сайт к этому делу. Оплата кредиткой или PayPal. Выбрал церковь и свечу. И вуаля — цифровые технологии на службе народа :D


    1. eumust
      20.03.2019 10:41

      Собрать из свечей матрицу и выводить так какую-нибудь надпись


    1. AlePil Автор
      20.03.2019 11:31

      Церковь не столь прогрессивна, но и к этому плавно идет, главным образом из-за того, что все меньше люди носят с собой наличнось, в том числе мелкую.