Massive Attack, Jonsi из Sigur Ros, Noam Chomsky, Pussy Riot и другие записали рентгенограммы с не изданными ранее композициями в рамках совместного проекта университета андеграунда (The University of the Underground), бюро утраченной культуры (Bureau of Lost Culture) и музея цифровых коллекционеров (Digital museum Collecteurs). Проект направлен на противодействие цензуре и поддержку плюрализма мнений. Записи планируют реализовать на аукционе, прибыль от которого будет направлена на развитие проекта “Университет андеграунда”.
![](https://habrastorage.org/webt/rt/xq/ao/rtxqaosjfk1ij6bvjpzowooovmk.jpeg)
Рентгенофонограммы или по иному «музыка на костях» получила распространение в СССР в период с конца 1940-х по середину 1960-х. Пластинки производили кустарным методом в связи с жесткой музыкальной цензурой, не допускающей к изданию большое количество исполнителей, коллективов и даже целые стили. Под катом я подробнее расскажу о том, как появилась музыка на костях и о современном проекте, символично возрождающим архаичную технологию.
С середины 30-х до середины 80-х в Союзе действовала беспрецедентная цензура в отношении некоторых музыкальных стилей, пользовавшихся популярностью на Западе. Сначала под запрет попали формалистические направления в академической музыке, затем джаз, фокстрот, а несколько позже та же участь постигла появившийся рок-н-ролл и подавляющее большинство его производных.
Благодаря трофеям, вывезенным из Германии и освобожденных после немецкой оккупации стран, часть советских граждан смогла ближе познакомиться с западной музыкой. Это способствовало тому, что после завершения ВОВ в советском обществе возникла потребность в альтернативах идеологически стерильному и от того достаточно однообразному советскому искусству. Такой альтернативой во многом становились джаз и фокстрот.
![](https://habrastorage.org/webt/io/kv/tq/iokvtqvuw27jabl-n2b0ydqz3a0.jpeg)
Западная музыка часто считалась советским руководством чужеродным, вредным, декадентским культурным влиянием, и, соответственно, подпадала под различного рода запреты и ограничения. Это стало причиной жестких цензурных запретов на издание записей практически всех существующих джазовых стилей, а позже запреты на исполнение и издание рок-музыки. Реакцией общества на эти ограничения и послужил самиздат пластинок на костях.
![](https://habrastorage.org/webt/gi/zc/cb/gizccbpmnokniudyusoz_o5vz2y.jpeg)
За издание, продажу “музыки на ребрах”, а также за хранение рентгенограмм с идеологически неправильной музыкой наказывали, в т.ч. лишением свободы. Существует растиражированный миф о наличии некой статьи за “преклонение перед западом”, но в действительности такой статьи в УК РСФСР не существовало. Наказывалась продажа “нежелательных” записей чаще как спекуляция (до 1960 года ст. 107, после 1960 — 154 УК РСФСР и аналогичными статьями в УК союзных республик).
До 1960-го года торговцу пластинками светило от 5 лет лагерей с частичной или полной конфискацией имущества. В УК РСФСР 60-го года был предусмотрен более широкий спектр наказаний, где к распространителю рентгениздата могли применять банальный денежный штраф (от 300 рублей), исправительные работы, а также лишение свободы от 3 до 7 лет.
![](https://habrastorage.org/webt/dk/-b/w9/dk-bw9m40yynbzxarj_xpu_tm5a.jpeg)
Формально, хранение, прослушивание и даже запись на костях была не наказуема. Но по факту за последнее, как и за продажу, могли применить 58 статью, например, 58.17
![](https://habrastorage.org/webt/fq/py/2p/fqpy2prek5gsamp27it509boo60.jpeg)
Изготовление дисков проводилось при помощи кустарного рекордера, использовались рентгеновские снимки на основе диацетата целлюлозы. Рекордер копировал запись с оригинальной пластинки, нарезая дорожки на пленке. Качество записи оставляло желать лучшего, но до массового распространения магнитофонов это был единственный способ тиражирования запрещённого контента.
![](https://habrastorage.org/webt/hw/mw/nt/hwmwntaqatinofw_lulczgawbjq.jpeg)
Со временем такие пластинки имели свойство скручиваться, в связи с чем их старались хранить в одном конверте вместе со стандартными виниловыми дисками. Таким образом “Rock around the Clock” Билла Хейли мог мирно соседствовать с речами В.И. Ленина.
На данный момент в проекте участвуют Massive Attack, фронтмен Sigur Ros Йонси, российский протестный коллектив Pussy Riot, а также Nastio Mosquito, Алекс Сомерс (Alex Somers) и Нейл Харбиссон (Neil Harbisson). Каждая изданная пластинка представляет собой рентгеновский снимок, на котором содержится один из неизданных треков участников проекта, аукцион доступен онлайн, для доступа к участию в аукционе необходимо пожертвовать $1.
![](https://habrastorage.org/webt/dw/jw/-g/dwjw-gwobylrahfb9rwru-fbls0.jpeg)
Невозможно узнать заранее, какие именно треки попали в коллекцию. Для подогревания интереса участники проекта разместили надпись:
![](https://habrastorage.org/webt/dq/ao/qt/dqaoqtxn2d-vzxwjxdmee_zga5y.png)
Тиражи строго лимитированы, под некоторыми снимками с записями существуют надписи, указывающие на то, что они уникальны. На момент написания этой статьи 31.03.2019 стоимость самых востребованных лотов доходит до $400. Наиболее популярными, ожидаемо, стали “кости” от Massive Attack. 9 из 10 рентгенофонограмм существуют в единственном экземпляре.
![](https://habrastorage.org/webt/ej/v9/ct/ejv9ct02ufazsfool550i5hb1mo.jpeg)
Интересно также, что авторы проекта рекомендуют использовать приобретенные рентгенограммы не для прослушивания записанных треков, а в качестве произведений изобразительного искусства. Они прямо пишут о том, что не гарантируют нормальное воспроизведение музыки на костях более пяти раз.
Проект уже привлек внимание СМИ, поэтому высоковероятно, что часть снимков с записями купят достаточно быстро и по достаточно высокой цене (до конца аукциона остается 21 день). Ажиотаж подогревает уникальность записей и известность исполнителей. Поборникам высокой верности воспроизведения, желающим услышать эти треки, записанные не на снимках, остается надеяться, что музыканты опубликуют эти записи в ином формате.
Джинса
У нас в каталоге нет музыки на костях, но есть традиционные виниловые пластинки, а также аппаратура для их воспроизведения и многое другое.
Использован фотоконтент:
amnesia.pavelbers.com
culttrigger.media
www.whathifi.com
traumawien.at/stuff/more/bone-music
cameralabs.org
raasta.livejournal.com
news.avclub.com
starina.ru
victorprofessor.livejournal.com (вероятно victorborisov.livejournal.com)
Если вы против использования принадлежащего вам фотоконтента — сообщите об этом нам и мы его заменим.
![](https://habrastorage.org/webt/rt/xq/ao/rtxqaosjfk1ij6bvjpzowooovmk.jpeg)
Рентгенофонограммы или по иному «музыка на костях» получила распространение в СССР в период с конца 1940-х по середину 1960-х. Пластинки производили кустарным методом в связи с жесткой музыкальной цензурой, не допускающей к изданию большое количество исполнителей, коллективов и даже целые стили. Под катом я подробнее расскажу о том, как появилась музыка на костях и о современном проекте, символично возрождающим архаичную технологию.
Музыка на рёбрах и цензура в СССР
С середины 30-х до середины 80-х в Союзе действовала беспрецедентная цензура в отношении некоторых музыкальных стилей, пользовавшихся популярностью на Западе. Сначала под запрет попали формалистические направления в академической музыке, затем джаз, фокстрот, а несколько позже та же участь постигла появившийся рок-н-ролл и подавляющее большинство его производных.
Благодаря трофеям, вывезенным из Германии и освобожденных после немецкой оккупации стран, часть советских граждан смогла ближе познакомиться с западной музыкой. Это способствовало тому, что после завершения ВОВ в советском обществе возникла потребность в альтернативах идеологически стерильному и от того достаточно однообразному советскому искусству. Такой альтернативой во многом становились джаз и фокстрот.
![](https://habrastorage.org/webt/io/kv/tq/iokvtqvuw27jabl-n2b0ydqz3a0.jpeg)
Западная музыка часто считалась советским руководством чужеродным, вредным, декадентским культурным влиянием, и, соответственно, подпадала под различного рода запреты и ограничения. Это стало причиной жестких цензурных запретов на издание записей практически всех существующих джазовых стилей, а позже запреты на исполнение и издание рок-музыки. Реакцией общества на эти ограничения и послужил самиздат пластинок на костях.
![](https://habrastorage.org/webt/gi/zc/cb/gizccbpmnokniudyusoz_o5vz2y.jpeg)
За издание, продажу “музыки на ребрах”, а также за хранение рентгенограмм с идеологически неправильной музыкой наказывали, в т.ч. лишением свободы. Существует растиражированный миф о наличии некой статьи за “преклонение перед западом”, но в действительности такой статьи в УК РСФСР не существовало. Наказывалась продажа “нежелательных” записей чаще как спекуляция (до 1960 года ст. 107, после 1960 — 154 УК РСФСР и аналогичными статьями в УК союзных республик).
До 1960-го года торговцу пластинками светило от 5 лет лагерей с частичной или полной конфискацией имущества. В УК РСФСР 60-го года был предусмотрен более широкий спектр наказаний, где к распространителю рентгениздата могли применять банальный денежный штраф (от 300 рублей), исправительные работы, а также лишение свободы от 3 до 7 лет.
![](https://habrastorage.org/webt/dk/-b/w9/dk-bw9m40yynbzxarj_xpu_tm5a.jpeg)
Формально, хранение, прослушивание и даже запись на костях была не наказуема. Но по факту за последнее, как и за продажу, могли применить 58 статью, например, 58.17
“Изготовление, хранение с целью распространения и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера”, что наказывалось лишением свободы на срок не менее одного года.
![](https://habrastorage.org/webt/fq/py/2p/fqpy2prek5gsamp27it509boo60.jpeg)
Изготовление дисков проводилось при помощи кустарного рекордера, использовались рентгеновские снимки на основе диацетата целлюлозы. Рекордер копировал запись с оригинальной пластинки, нарезая дорожки на пленке. Качество записи оставляло желать лучшего, но до массового распространения магнитофонов это был единственный способ тиражирования запрещённого контента.
![](https://habrastorage.org/webt/hw/mw/nt/hwmwntaqatinofw_lulczgawbjq.jpeg)
Со временем такие пластинки имели свойство скручиваться, в связи с чем их старались хранить в одном конверте вместе со стандартными виниловыми дисками. Таким образом “Rock around the Clock” Билла Хейли мог мирно соседствовать с речами В.И. Ленина.
Подробнее о проекте
На данный момент в проекте участвуют Massive Attack, фронтмен Sigur Ros Йонси, российский протестный коллектив Pussy Riot, а также Nastio Mosquito, Алекс Сомерс (Alex Somers) и Нейл Харбиссон (Neil Harbisson). Каждая изданная пластинка представляет собой рентгеновский снимок, на котором содержится один из неизданных треков участников проекта, аукцион доступен онлайн, для доступа к участию в аукционе необходимо пожертвовать $1.
![](https://habrastorage.org/webt/dw/jw/-g/dwjw-gwobylrahfb9rwru-fbls0.jpeg)
Невозможно узнать заранее, какие именно треки попали в коллекцию. Для подогревания интереса участники проекта разместили надпись:
“This is one of … to be archived at Library of Dangerous Thoughts”
“это одна из (указано количество для конкретного исполнителя — Прим. авт.) оригинальных работ, которая будет заархивирована в библиотеке опасных мыслей”
![](https://habrastorage.org/webt/dq/ao/qt/dqaoqtxn2d-vzxwjxdmee_zga5y.png)
Тиражи строго лимитированы, под некоторыми снимками с записями существуют надписи, указывающие на то, что они уникальны. На момент написания этой статьи 31.03.2019 стоимость самых востребованных лотов доходит до $400. Наиболее популярными, ожидаемо, стали “кости” от Massive Attack. 9 из 10 рентгенофонограмм существуют в единственном экземпляре.
![](https://habrastorage.org/webt/ej/v9/ct/ejv9ct02ufazsfool550i5hb1mo.jpeg)
Интересно также, что авторы проекта рекомендуют использовать приобретенные рентгенограммы не для прослушивания записанных треков, а в качестве произведений изобразительного искусства. Они прямо пишут о том, что не гарантируют нормальное воспроизведение музыки на костях более пяти раз.
Итог
Проект уже привлек внимание СМИ, поэтому высоковероятно, что часть снимков с записями купят достаточно быстро и по достаточно высокой цене (до конца аукциона остается 21 день). Ажиотаж подогревает уникальность записей и известность исполнителей. Поборникам высокой верности воспроизведения, желающим услышать эти треки, записанные не на снимках, остается надеяться, что музыканты опубликуют эти записи в ином формате.
Джинса
У нас в каталоге нет музыки на костях, но есть традиционные виниловые пластинки, а также аппаратура для их воспроизведения и многое другое.
Использован фотоконтент:
amnesia.pavelbers.com
culttrigger.media
www.whathifi.com
traumawien.at/stuff/more/bone-music
cameralabs.org
raasta.livejournal.com
news.avclub.com
starina.ru
victorprofessor.livejournal.com (вероятно victorborisov.livejournal.com)
Если вы против использования принадлежащего вам фотоконтента — сообщите об этом нам и мы его заменим.
tormozedison
Помню, на одном из «Фестивалей науки» одна компания организовала запись лицензионных «костей», у них был договор с Apple Music, запись шла с iPod'а, рекордер был сделан из «Аккорда».
Sound_cULT Автор
Забавно. Фактически пиратский способ записи за счет Apple Music, своеобразный симбиоз.