Massive Attack, Jonsi из Sigur Ros, Noam Chomsky, Pussy Riot и другие записали рентгенограммы с не изданными ранее композициями в рамках совместного проекта университета андеграунда (The University of the Underground), бюро утраченной культуры (Bureau of Lost Culture) и музея цифровых коллекционеров (Digital museum Collecteurs). Проект направлен на противодействие цензуре и поддержку плюрализма мнений. Записи планируют реализовать на аукционе, прибыль от которого будет направлена на развитие проекта “Университет андеграунда”.
Рентгенофонограммы или по иному «музыка на костях» получила распространение в СССР в период с конца 1940-х по середину 1960-х. Пластинки производили кустарным методом в связи с жесткой музыкальной цензурой, не допускающей к изданию большое количество исполнителей, коллективов и даже целые стили. Под катом я подробнее расскажу о том, как появилась музыка на костях и о современном проекте, символично возрождающим архаичную технологию.
С середины 30-х до середины 80-х в Союзе действовала беспрецедентная цензура в отношении некоторых музыкальных стилей, пользовавшихся популярностью на Западе. Сначала под запрет попали формалистические направления в академической музыке, затем джаз, фокстрот, а несколько позже та же участь постигла появившийся рок-н-ролл и подавляющее большинство его производных.
Благодаря трофеям, вывезенным из Германии и освобожденных после немецкой оккупации стран, часть советских граждан смогла ближе познакомиться с западной музыкой. Это способствовало тому, что после завершения ВОВ в советском обществе возникла потребность в альтернативах идеологически стерильному и от того достаточно однообразному советскому искусству. Такой альтернативой во многом становились джаз и фокстрот.
Западная музыка часто считалась советским руководством чужеродным, вредным, декадентским культурным влиянием, и, соответственно, подпадала под различного рода запреты и ограничения. Это стало причиной жестких цензурных запретов на издание записей практически всех существующих джазовых стилей, а позже запреты на исполнение и издание рок-музыки. Реакцией общества на эти ограничения и послужил самиздат пластинок на костях.
За издание, продажу “музыки на ребрах”, а также за хранение рентгенограмм с идеологически неправильной музыкой наказывали, в т.ч. лишением свободы. Существует растиражированный миф о наличии некой статьи за “преклонение перед западом”, но в действительности такой статьи в УК РСФСР не существовало. Наказывалась продажа “нежелательных” записей чаще как спекуляция (до 1960 года ст. 107, после 1960 — 154 УК РСФСР и аналогичными статьями в УК союзных республик).
До 1960-го года торговцу пластинками светило от 5 лет лагерей с частичной или полной конфискацией имущества. В УК РСФСР 60-го года был предусмотрен более широкий спектр наказаний, где к распространителю рентгениздата могли применять банальный денежный штраф (от 300 рублей), исправительные работы, а также лишение свободы от 3 до 7 лет.
Формально, хранение, прослушивание и даже запись на костях была не наказуема. Но по факту за последнее, как и за продажу, могли применить 58 статью, например, 58.17
Изготовление дисков проводилось при помощи кустарного рекордера, использовались рентгеновские снимки на основе диацетата целлюлозы. Рекордер копировал запись с оригинальной пластинки, нарезая дорожки на пленке. Качество записи оставляло желать лучшего, но до массового распространения магнитофонов это был единственный способ тиражирования запрещённого контента.
Со временем такие пластинки имели свойство скручиваться, в связи с чем их старались хранить в одном конверте вместе со стандартными виниловыми дисками. Таким образом “Rock around the Clock” Билла Хейли мог мирно соседствовать с речами В.И. Ленина.
На данный момент в проекте участвуют Massive Attack, фронтмен Sigur Ros Йонси, российский протестный коллектив Pussy Riot, а также Nastio Mosquito, Алекс Сомерс (Alex Somers) и Нейл Харбиссон (Neil Harbisson). Каждая изданная пластинка представляет собой рентгеновский снимок, на котором содержится один из неизданных треков участников проекта, аукцион доступен онлайн, для доступа к участию в аукционе необходимо пожертвовать $1.
Невозможно узнать заранее, какие именно треки попали в коллекцию. Для подогревания интереса участники проекта разместили надпись:
Тиражи строго лимитированы, под некоторыми снимками с записями существуют надписи, указывающие на то, что они уникальны. На момент написания этой статьи 31.03.2019 стоимость самых востребованных лотов доходит до $400. Наиболее популярными, ожидаемо, стали “кости” от Massive Attack. 9 из 10 рентгенофонограмм существуют в единственном экземпляре.
Интересно также, что авторы проекта рекомендуют использовать приобретенные рентгенограммы не для прослушивания записанных треков, а в качестве произведений изобразительного искусства. Они прямо пишут о том, что не гарантируют нормальное воспроизведение музыки на костях более пяти раз.
Проект уже привлек внимание СМИ, поэтому высоковероятно, что часть снимков с записями купят достаточно быстро и по достаточно высокой цене (до конца аукциона остается 21 день). Ажиотаж подогревает уникальность записей и известность исполнителей. Поборникам высокой верности воспроизведения, желающим услышать эти треки, записанные не на снимках, остается надеяться, что музыканты опубликуют эти записи в ином формате.
Джинса
У нас в каталоге нет музыки на костях, но есть традиционные виниловые пластинки, а также аппаратура для их воспроизведения и многое другое.
Использован фотоконтент:
amnesia.pavelbers.com
culttrigger.media
www.whathifi.com
traumawien.at/stuff/more/bone-music
cameralabs.org
raasta.livejournal.com
news.avclub.com
starina.ru
victorprofessor.livejournal.com (вероятно victorborisov.livejournal.com)
Если вы против использования принадлежащего вам фотоконтента — сообщите об этом нам и мы его заменим.
Рентгенофонограммы или по иному «музыка на костях» получила распространение в СССР в период с конца 1940-х по середину 1960-х. Пластинки производили кустарным методом в связи с жесткой музыкальной цензурой, не допускающей к изданию большое количество исполнителей, коллективов и даже целые стили. Под катом я подробнее расскажу о том, как появилась музыка на костях и о современном проекте, символично возрождающим архаичную технологию.
Музыка на рёбрах и цензура в СССР
С середины 30-х до середины 80-х в Союзе действовала беспрецедентная цензура в отношении некоторых музыкальных стилей, пользовавшихся популярностью на Западе. Сначала под запрет попали формалистические направления в академической музыке, затем джаз, фокстрот, а несколько позже та же участь постигла появившийся рок-н-ролл и подавляющее большинство его производных.
Благодаря трофеям, вывезенным из Германии и освобожденных после немецкой оккупации стран, часть советских граждан смогла ближе познакомиться с западной музыкой. Это способствовало тому, что после завершения ВОВ в советском обществе возникла потребность в альтернативах идеологически стерильному и от того достаточно однообразному советскому искусству. Такой альтернативой во многом становились джаз и фокстрот.
Западная музыка часто считалась советским руководством чужеродным, вредным, декадентским культурным влиянием, и, соответственно, подпадала под различного рода запреты и ограничения. Это стало причиной жестких цензурных запретов на издание записей практически всех существующих джазовых стилей, а позже запреты на исполнение и издание рок-музыки. Реакцией общества на эти ограничения и послужил самиздат пластинок на костях.
За издание, продажу “музыки на ребрах”, а также за хранение рентгенограмм с идеологически неправильной музыкой наказывали, в т.ч. лишением свободы. Существует растиражированный миф о наличии некой статьи за “преклонение перед западом”, но в действительности такой статьи в УК РСФСР не существовало. Наказывалась продажа “нежелательных” записей чаще как спекуляция (до 1960 года ст. 107, после 1960 — 154 УК РСФСР и аналогичными статьями в УК союзных республик).
До 1960-го года торговцу пластинками светило от 5 лет лагерей с частичной или полной конфискацией имущества. В УК РСФСР 60-го года был предусмотрен более широкий спектр наказаний, где к распространителю рентгениздата могли применять банальный денежный штраф (от 300 рублей), исправительные работы, а также лишение свободы от 3 до 7 лет.
Формально, хранение, прослушивание и даже запись на костях была не наказуема. Но по факту за последнее, как и за продажу, могли применить 58 статью, например, 58.17
“Изготовление, хранение с целью распространения и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера”, что наказывалось лишением свободы на срок не менее одного года.
Изготовление дисков проводилось при помощи кустарного рекордера, использовались рентгеновские снимки на основе диацетата целлюлозы. Рекордер копировал запись с оригинальной пластинки, нарезая дорожки на пленке. Качество записи оставляло желать лучшего, но до массового распространения магнитофонов это был единственный способ тиражирования запрещённого контента.
Со временем такие пластинки имели свойство скручиваться, в связи с чем их старались хранить в одном конверте вместе со стандартными виниловыми дисками. Таким образом “Rock around the Clock” Билла Хейли мог мирно соседствовать с речами В.И. Ленина.
Подробнее о проекте
На данный момент в проекте участвуют Massive Attack, фронтмен Sigur Ros Йонси, российский протестный коллектив Pussy Riot, а также Nastio Mosquito, Алекс Сомерс (Alex Somers) и Нейл Харбиссон (Neil Harbisson). Каждая изданная пластинка представляет собой рентгеновский снимок, на котором содержится один из неизданных треков участников проекта, аукцион доступен онлайн, для доступа к участию в аукционе необходимо пожертвовать $1.
Невозможно узнать заранее, какие именно треки попали в коллекцию. Для подогревания интереса участники проекта разместили надпись:
“This is one of … to be archived at Library of Dangerous Thoughts”
“это одна из (указано количество для конкретного исполнителя — Прим. авт.) оригинальных работ, которая будет заархивирована в библиотеке опасных мыслей”
Тиражи строго лимитированы, под некоторыми снимками с записями существуют надписи, указывающие на то, что они уникальны. На момент написания этой статьи 31.03.2019 стоимость самых востребованных лотов доходит до $400. Наиболее популярными, ожидаемо, стали “кости” от Massive Attack. 9 из 10 рентгенофонограмм существуют в единственном экземпляре.
Интересно также, что авторы проекта рекомендуют использовать приобретенные рентгенограммы не для прослушивания записанных треков, а в качестве произведений изобразительного искусства. Они прямо пишут о том, что не гарантируют нормальное воспроизведение музыки на костях более пяти раз.
Итог
Проект уже привлек внимание СМИ, поэтому высоковероятно, что часть снимков с записями купят достаточно быстро и по достаточно высокой цене (до конца аукциона остается 21 день). Ажиотаж подогревает уникальность записей и известность исполнителей. Поборникам высокой верности воспроизведения, желающим услышать эти треки, записанные не на снимках, остается надеяться, что музыканты опубликуют эти записи в ином формате.
Джинса
У нас в каталоге нет музыки на костях, но есть традиционные виниловые пластинки, а также аппаратура для их воспроизведения и многое другое.
Использован фотоконтент:
amnesia.pavelbers.com
culttrigger.media
www.whathifi.com
traumawien.at/stuff/more/bone-music
cameralabs.org
raasta.livejournal.com
news.avclub.com
starina.ru
victorprofessor.livejournal.com (вероятно victorborisov.livejournal.com)
Если вы против использования принадлежащего вам фотоконтента — сообщите об этом нам и мы его заменим.
tormozedison
Помню, на одном из «Фестивалей науки» одна компания организовала запись лицензионных «костей», у них был договор с Apple Music, запись шла с iPod'а, рекордер был сделан из «Аккорда».
Sound_cULT Автор
Забавно. Фактически пиратский способ записи за счет Apple Music, своеобразный симбиоз.