Проблема с запуском в том, что это неуправляемый летательный аппарат. В смысле, это просто шар с гелием, к которому прицеплено несколько килограммов железа. И это важно, потому что это железо может стукнуться о чей-нибудь самолёт или упасть на чью-нибудь территорию. Муниципалитетам, например, не очень нравится, когда на территорию его объектов такое падает. Заповедникам тоже. А Росатому уж вообще очень не нравится.
На борту будет камера, то есть это получится аэрофотосъёмка. Разрешение на неё надо получать у Федеральной службы безопасности.
Это пиковый полёт, то есть мы поднимаемся до рабочей высоты, быстро выполняем миссию и спускаемся на посадку. Зонд обычно уносит на 100-150 километров от точки старта по направлению ветра, дующего на высоте от земли до 30 километров. Выше 20 км как правило пропадает турбулентность, да и плотность воздуха там в 100 раз меньше (на съёмке видно характерную границу атмосферы), поэтому полёт там становится более плавным. Лететь мы можем хоть до Владивостока, но чем больше траектория тем сложнее получить официальное согласование полёта, что заставляет нас максимально сокращать полёт.
Вот так выглядит этот полёт, 99% всей атмосферы Земли находятся уже ниже нашей стратосферной платформы:
Первое, что мы делаем — это ищем место, где 150 километров полёта в «примерно том» направлении по ветру будет проще всего согласовать. Для этого нужно зайти на сайт fpln.ru (он, кстати, работает на OpenStreetMap) и ищем себе место, где потребуется минимум согласований:
Как правило, это означает, что надо выбраться подальше от Москвы — выйти за пределы зон аэропортов, разных военных объектов и вообще плотной застройки. Хочется стартовать не из города (это уменьшит согласования) и уж точно приземляться в поле или хотя бы в лес по той же причине. Ещё хорошо было бы, чтобы в точке приземления не было ничего такого, что заставит нас искать зонд с полезной нагрузкой больше 5-6 часов.
Если это ваши первые согласования, то готовьтесь к очень долгому квесту с официальными документами. Некоторые согласования спокойно могут отнимать до пары месяцев. Мы для уменьшения рисков делаем следующее:
- На самые долгие согласования (точки старта, пролёты над большими областями) даём довольно большой район и несколько точек старта. Если ветер неожиданно поменяется от предполагаемого, то можно будет сменить точку старта. Например, если он поменялся на 20 градусов — можно будет отойти на другой старт и сделать так, чтобы посадка была там же, где мы планировали изначально. С точками старта договориться легче всего. В нашей истории мы будем запускаться с поля вне муниципальной территории, поэтому просто договоримся с владельцем.
- Закладываем резервные даты запуска, конечно.
План полёта неуправляемого аппарата до непосредственного вылета представляет собой сектор. С точки зрения логики согласований, аппарат может находиться в любой точке этого сектора в любой момент полёта, поэтому его выделяют исключительно под наш полёт на всё заявленное время…
Со всеми владельцами запретных зон на карте надо пройти процесс согласований. Например, если мы летим над заповедником – получить разрешение от них, если над упомянутым Росатомом – от них и так далее. Естественно, со всеми окружающими аэродромами тоже надо согласовать. Всех авиационных диспетчеров управляющих маршрутами полёта самолётов тоже нужно предупредить.
За 3-5 дней до старта появляется прогноз погоды и ветров, которому можно верить, и нужно начать согласовывать полёт в виде вилки траекторий. Это уже не зона широкими мазками с разными точками старта, а одна точка старта и угол разброса от ветра. Иногда это z-образные траектории, иногда круги или квадраты (зависит от конкретной погоды и плана). Но чаще всего именно точка старта и угол.
Пример составления заявки на запуск аэростатов и шаров — зондов
На этой стадии надо подать заявку в центр организации воздушного движения. По этой заявке разрешают или не разрешают использование воздушного пространства. Дальше они устанавливают тот или иной режим использования и вставляют в план. Это в том случае, если их ничего в согласованиях не смущает. Но в центре могут запросить дополнительные согласования с соседними областями, аэродромами, либо с генштабом.
Если всё нормально, то дают предварительное разрешение за трое суток до старта. В этот момент мы уже начинаем готовить свой мини-ЦУП. Вот примерно так он выглядит:
За час до старта нужно звонить и уточнять, всё ли хорошо. В этот момент план полёта для центра сравнивается с фактической погодой (ветром). Дальше возможно три варианта:
- Погоду предсказали хорошо. Тогда мы просто летим.
- Погода переменчивая, но в прогноз укладывается. Тогда мы должны передавать координаты зонда диспетчерам каждые несколько минут по радиосвязи по мере полёта.
- Погода предсказана неверно. Полёт вообще запрещается или переносится на другое окно (если оно есть).
Кроме сюрпризов с погодой в день полёта могут случиться непредсказуемые явления вроде учений на каком-то военном аэродроме. Есть приоритет в использовании воздушного пространства. У нас зонд запускается от физлица, а физлицо имеет наинизший приоритет в сравнении с госзадачами, военными задачами, пассажирскими полётами и так далее. Если у военных учения, то центр может сказать: «Ну извини, вылетели три самолёта в твой квадрат, ничего не поделаешь». Периодически на запусках метеозондов случаются пересечения с летающей лабораторией космонавтов ИЛ-76, где они тренируются работать в невесомости. У них приоритет тоже предсказуемо выше. Надо ждать завершения их полёта.
Мы сами можем отцепить нагрузку от шара. Диспетчеры центра организации воздушного движения также могут потребовать этого в любой момент. Это значит, что мы отдаём команду на аппарат, там специальное устройство расцепляет карабин, и сам шар взмывает ввысь (где быстро лопается от давления), а нагрузка спускается вниз под парашютом. Это нужно на случай резкого изменения ветра и других происшествий, когда опасность движения шара в нерасчётной зоне гораздо выше опасности приземлиться в нерасчётном месте. Мы очень надеемся, что результатом полёта не станет что-то вроде «убили корову маршрутизатором».
Сам по себе шар опасности почти не представляет, он наполнен инертным не горючим гелием. А вот нагрузка тяжелее птицы и летит выше птицы, поэтому может оказаться неприятной помехой для самолётов, хотя пока нам не известно ни одного случая авиапроисшествий с участием шаров зондов. Естественно, мы стараемся провести траекторию над малонаселёнными районами, чтобы минимизировать возможные неприятности и при приземлении.
Наш старт скорее всего будет в районе Переславля-Залесского, там у нас согласования с ФСБ, военными, аэропортом, зональным центром и собственником стартового поля.
Точно ли мы запустимся ровно в день космонавтики? Нет.
Вот что может помешать:
— Плотная облачность
С запуском проблем не будет, но будут помехи по видеотрансляции, поскольку облака будут гасить сигнал (а мы ограничены по мощности и по свойствам передатчиков). Вероятность плотной облачности мы оцениваем примерно в 30%.
— Сильный ветер у земли
Это усложняет запуск. 2 из 100 запусков срываются из-за этого, либо же надо иметь запасные зонды на случай, если основной порвёт порывами ветра. Казуальная оценка — 20%.
— Осадки (дождь или снег)
Запуск во время дождя или снега может привести к изменению траектории полёта. Попадание дождя на электронику или на объективы камер может испортить оборудование или изображение. Оценка 20%.
— Внезапные учения или специальные полёты
В зависимости от графика работы ближайших аэродромов бывает, что разрешение на один день получить сложнее, чем на другой. Из-за этого иногда приходится переносить старт. Вероятность ниже 20% по опыту.
Что может случиться в полёте и при приземлении?
— Приземление в сложном месте
Шанс меньше 10% при текущем секторе. Но всё равно возможно приземление в труднодоступном месте, требующем более 1 суток для подбора оборудования. Нужно добраться до места приземления, забрать оборудование и скачать видеоматериалы с борта. Поэтому не ждите результатов сразу )
— «Выкуп» зонда
1 раз приходилось заплатить нашедшему чтобы он вернул оборудование. 2 раза отдавали бесплатно. Это происходит в случае приземления в зоне видимости посторонними людьми, когда они подбирают зонд раньше нас. Именно поэтому мы устраиваем охоту за зондом с призом на машинах – чтобы прямо по телеметрии его ловили ещё на спуске. Вероятность 3% по статистике 100 полётов.
— Потеря оборудования при приземлении в недоступном месте
Из 100 запущенных стратостатов 3 были потеряны в связи с приводнением или приземлением в место, откуда оборудование не смогло установить связь со спутником и передать свои координаты.
Для уменьшения такой вероятности мы стараемся обеспечить положительную плавучесть полезной нагрузки и дублируем системы связи.
— Проблемы с ёмкостью каналов связи
На день запуска в утверждённом месте может не оказаться достаточной скорости имеющихся каналов выхода в интернет. Это касается транспондерной ёмкости и трансляции видео из мини-ЦУПа до вас. На нашем стратостате мы используем два разных канала связи. На земле – всех доступных операторов мостом. Оценка риска — менее 10%.
— Пропадание канала связи с борта стратостата на землю
В связи с плохими погодными условиями или техническими неполадками связанными с суровыми условиями эксплуатации техники в стратосфере (температура до -70С) может прекратиться трансляция с борта стратостата на землю. В этом случае нам всем будет скучно, но такова жизнь. Оценка риска — менее 10%.
Так что мы не обещаем 100% шоу, но делаем всё, чтобы оно получилось. Главное — чтобы была погода. И с ней, вроде бы (тьфу-тьфу) пока всё в порядке по прогнозу, но вы же знаете как иногда ошибаются прогнозы :).
Приглашаем Хабражителей принять участие в нашем эксперименте и побороться за главный приз — поездку на Байконур.
Комментарии (82)
wowscheg
02.04.2019 13:59Я радиолюбитель, подскажите, на каких частотах и какого рода телеметрия будет передаваться. Хочу быть активным наблюдателем.
ru_vds Автор
02.04.2019 14:18Диапазон в районе 433 МГц, протокол у нас собственный на базе чипов LoRa. Часть телеметрии шлется по прямому радиоканалу, часть отправляется через спутники. Телеметрия следующая: координаты, высота, температура, бортовое напряжение и тд.
wowscheg
02.04.2019 14:23Я понял, простыми средствами вашу телеметрию не принять. Искренне жаль
solariserj
02.04.2019 14:04>Выкуп зонда
Что юристы скажут, кому пренадлежит найденный зонд?
Что если на зонде будет надпись: данный объект пренадлежит AirWiFi SRL. Найденому прозьба вернуть/позвонить на номер +373…
aik
02.04.2019 14:11Насколько помню, найденное надо сдать в милицию. Если тем лень себе забирать, то могут вам оставить на «ответственное хранение». Если хозяин через полгода не появится, то можно официально забирать найденное себе (тоже сообщив в милицию об этом).
Так что «выкуп» — это просто желание сэкономить время. Потому что через милицию будет, во-первых, очень долго, во-вторых, никто не гарантирует того, что ваш зонд не будет повреждён на каком-то этапе…super-guest
02.04.2019 23:30+1Если тем лень себе забирать, то могут вам оставить на «ответственное хранение».
Это именно ты решаешь передавать ли ментам находку или нет, а они обязаны принять, если ты решишь им передать — ст.227 ГК РФ:
3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
Но учтите, что та же статья возлагает и ответственность:
4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.
А так, да, если написать контакты владельца, то та же статья требует нашедшего связаться с владельцем/собственником:
1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.9660
03.04.2019 05:28А так, да, если написать контакты владельца, то та же статья требует нашедшего связаться с владельцем/собственником:
1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
Кто считается нашедшим?
Идешь лесом, у тропы камень с номером телефона — и ты теперь обязан немедленно куда-то кому-то звонить уведомлять?
Странно как-то.aik
03.04.2019 06:42Если вы этот камень решили забрать себе — то начинаете считаться нашедшим (ну, если этот камень именно кто-то потерял).
Если оставили лежать — то остаётесь самим собой.9660
03.04.2019 07:06В общем, в данном случае, «нашедший» используется в смысле «присвоивший».
Странной кажется такая вольность трактовок для юридического документа.aik
03.04.2019 08:01Присвоивший — это когда забрал с желанием оставить себе. Я не это имел ввиду.
«Забрать с собой» тогда лучше звучать будет, не «забрать себе».
aik
03.04.2019 06:43Ну я по памяти «цитировал». В общем, по закону прав требовать какой-то «выкуп» у нашедшего нет. Но запретов принимать вознаграждение тоже нет.
Peacemaker
03.04.2019 13:22Если правильно помню, то лицо нашедшее вправе требовать возмещение расходов, которые были вызваны обеспечением надлежащего хранения найденного.
balexa
03.04.2019 12:35Обязует, все верно. И по закону вы должны вначале доказать что эта вещь у человека, что именно он причинил ей повреждения, причем с умыслом, если он отказывается — идти в суд и т.д. Никто не мешает нехорошему человеку отформатировать все носители прежде чем отдавать их вам, к примеру — замучаетесь доказывать.
Возможно им данные «сейчас» были дороже тех денег, что просил в качестве вознаграждения человек.
j8kin
02.04.2019 14:48Согласование до какой высоты полета требуется? Я думал запустить малину на шаре диаметром 1 м :)
ru_vds Автор
02.04.2019 15:18Согласование требуется для любой высоты, даже 1 метр. Основополагающий документ в данном случае Воздушный кодекс РФ.
Iguana2
02.04.2019 15:44+1A более конкретно статьи не подскажете? А то наискосок пробежал — не понял:-)
ru_vds Автор
02.04.2019 15:51Мы в кодексе не видели минимального ограничения, что как раз и значит, что его нет. Даже подъем привязных аэростатов, на веревке, надо согласовывать с Центром организации воздушного движения.
QDeathNick
02.04.2019 21:16+4Ну да, теперь и шарики на верёвке это БПЛА.
olekl
03.04.2019 13:25Все же пилотируемые, если следовать логике…
QDeathNick
04.04.2019 14:12Если шарики вас от земли оторвут, то несанкционированный полёт будет пилотируемый, а если их отпустить, то они беспилотными станут, а если их в горшочек положить и нести другу, то могут и 228 впаять.
Alyoshka1976
03.04.2019 08:29Редкий случАй, когда в РБ с этим проще — у нас шарльеры aka свободнолетающий неуправляемый аппарат до полкилограмма и ста метров без согласования.
Syzd
02.04.2019 15:12Подскажите, пожалуйста, энтузиасты в Европе так же согласуют полеты со своими гос службами? Просто в интернете и журналах отчеты об их полетах написаны так, что кажется, взял любой и запустил, ни с кем не согласовывая ничего.
ru_vds Автор
02.04.2019 15:16В Европе правила лояльнее, насколько мы знаем, при небольших массах полезной нагрузки специального разрешения не требуется.
batja84
02.04.2019 23:21-1Я всех деталей не знаю, но в Германии даже банальных дронов нельзя запускать где попало, только в специально отведённых местах. У меня коллега по работе этим делом увлекается.
EobardThawne
02.04.2019 15:18А если дрон запускать на такую высоту, разрещение от фсб нужно?) Видел америкосы запускали дроны в стратосферу без каких либо разрешений
Iguana2
02.04.2019 15:18Поддержу вопрос j8kin: и по массе, была мысль с детьми экшнкамеру запустить с sim800 и жпсдатчиком для отображения места приземления.
j8kin
02.04.2019 15:31Аналогично, но я хотел прикрутить еще симку и слать через нее данные, т.е. не делать мониторинг в онлайне, ну и при спуске, когда связь поймает обратно просто отослать данные мне на сервак.
trapwalker
02.04.2019 20:02+1На секунду показалось, что вы хотите и детей туда с экшн-камерой запустить=).
OvO
02.04.2019 15:46+1Когда мы запускали аэростаты, то боялись перегревания больше чем переохлождения. Да, там холодно, но и воздух разреженный, из-за чего появляется проблема сброса тепла. А вот солнце греет сильнее и дольше, чем на земле и 20Вт от передатчика накапливали в теплоаккумуляторах, а корпус покрывали фольгой.
Еще в качестве канала связи использовали спутники. Тогда это было очень дорого, сейчас, скорее всего, в разы дешевле и компактнее.
Подбор аппаратуры был с вертолета, но это не мешало местных жителям растащить все еще раньше, чем прилетит вертолет. Бывало, что аэростат падал в болото в глухой тайге и до него добирались только через 2 недели.
Весной идет перестройка ветров, прогнозировать что-то очень тяжело, данные о ветрах поступали на 5 часов до старта и перед полетом у нас запускалась полная модель, которая предсказавала траекторию и профиль, так что в конкурсе я бы поучаствовал, если скажите розу ветров и характеристики зонда.
Славные были времена.sim31r
02.04.2019 22:04А на сколько падает теплопроводность воздуха? Теоретически, при снижении давления, возрастает и пробег молекул, тепло отводится «быстрее» и «дальше» каждой задействованной молекулой газа, а при высоком давлении передаче тепла мешает тонкий вязкий слой возле поверхности.
Вот тут частично есть таблицы, впечатление что теплопередача очень слабо зависит от давления, кроме случая когда газ сжижается.trapwalker
03.04.2019 07:36Что за ерунда? "Быстрее" оно отводится, если много столкновений. Чем больше столкновений, тем быстрее распределяется энергия. На счёт "дальше" — это вовсе неправильно. Тепло тепло не отводится, оно распределяется. В отдельных точках оно не концентрируется только из-за того, что это маловероятно. Вы, сударь, там с "демоном Максвелла" бухаете, что ли?
sim31r
03.04.2019 10:14Вы по ссылке выше смотрели?
Теплопроводность воздуха в зависимости от температуры и давления
Параметр ?, Вт/(м·град). Не нужно ничего придумывать.
Вот еще интересный факт
Заголовок спойлераtrapwalker
03.04.2019 10:43Величина теплопроводности воздуха в газообразном состоянии увеличивается с ростом давления и температуры.
Это по вашей ссылке, сударь.
manifest1
03.04.2019 13:29Это справедливо в замкнутом пространстве
sim31r
03.04.2019 22:41Там d можно принять равное или чуть больше чем размер нагретого тела. Если молекула нагретого газа не вернется к нагретому телу после отражения от молекул газа, это можно считать пределом для низкого давления.
Дальнейшее снижение давления будет пропорционально повышать теплопроводность. Но это очень низкое давление. В «бытовом» представлении вакуум.
afiskon
02.04.2019 17:56+1Спасибо за статью, интересно. Как идея для этого или будущих запусков — поместите с полезной нагрузкой рацию-маяк, который передает в радиолюбительском двухметровом диапазоне какую-нибудь картинку в SSTV например. Я так понял из статьи, что среди организаторов лицензия уже у кого-то есть. Для приема лицензия не требуется. Картинку сможет принять любой читатель Хабра на RTL-SDR или один из WebSDR приемников. Прямо сейчас такая движуха происходит с борта МКС. 73 de R2AUK
trapwalker
02.04.2019 20:06+1А смысл картинку статическую слать? Куда интереснее телеметрию, температуру, давление, координаты…
afiskon
03.04.2019 12:52Ничто не мешает выводить их на картинке :) А вообще, я просто привел пример. С тем же успехом можно слать телеметрию в CW/PSK31/RTTY, или любой другой сигнал.
divanus
02.04.2019 17:57+1Быстро сваяли статью после того, как вам об этом в фейсбуке написал ;)
телеметрию вы намудрили конечно, достаточно простейшего и одного из лучших протоколов по телеметрии APRS для этих целей.
Мощности передатчиков у вас какие? Позывной? Разрешение РКН? Вы не путайте — 433 МГц любительский диаппазон вам доступен, если у вас есть хотя-бы 4я радиолюбительская категория. В противном случае у вас доступна ТОЛЬКО (!) частотная сетка LPD с соответствующими мощностями. И да, запрет применения участка 430-440 МГц в Москве и определенном радиусе никто не отменял… ;)
Ну, да удачи. Есть бюджет — отлично.
Если нужны шарики для полётов по выше ;) обращайтесь ;) Есть в наличии.trapwalker
02.04.2019 20:10+1О, а вы не знаете, почему не надувают такие реостаты водородом. Вроде бы сильно дешевле получается, можно производить на месте, а с разумными мерами предосторожности при запуске я не вижу какой-то особенной угрозы здесь. В процитированных официальных документах я даже не заметил нигде упоминания какой газ в оболочке. Так-то автор писал про гелий, но почему не используют водород все же?
rPman
02.04.2019 20:28+1Это выглядит как бессмысленная экономия 'на спичках', заметная разница в цене будет для грузовых дирежаблей, а для маленького шарика на несколько кубометров, лишняя тысяча рублей (какой там сотня) с лихвой перекрывает головняк с хранением огнеопасного водорода.
sim31r
02.04.2019 22:08С хранением может даже проще, кислота+металл. А вот произвести реакцию в полевых условиях уже сложнее, нужна небольшая установка, и управлять скоростью реакции затруднительно. И кислотная аэрозоль может попасть в шар…
trapwalker
03.04.2019 07:43Водород нужно через гидрозатвор пробулькивать, там остаётся лишняя кислота или щёлочь. Плюс безопаснее. Лучше не кислота, а щёлочь. Есть в Ютубе много роликов как люди делают компактные и удобные установки из огнетушителя на алюминиевой фольге и средстве для прочистки труб "Крот". Управлять скоростью не надо: просто нужно посчитать требуемый выход водорода, закинуть нужное количество фольги с небольшим запасом а излишки стравить потом в атмосферу.
Alyoshka1976
03.04.2019 08:20Фольги зело много листов потребуется, проще обрезки алюминиевой проволоки, грамм 30 хватит хорошо надуть воздушный шарик. Но реакция экзотермическая и емкость нужна прочная, а то осколки стекла — удовольствие небольшое.
P.S. Как источник гидроксида натрия польское средство Tytan в гранулах неплохо канает.
Lookmorum
02.04.2019 18:22+1Спасибо за статью, очень интересный эксперимент.
По конкурсу — на карте указана только точка старта, причем судя по всему примерно:
Заголовок спойлераru_vds Автор
02.04.2019 18:26+1угадывать координату приземления уже поздно?
Координаты места приземления можно будет менять на карте до дня старта.
trapwalker
02.04.2019 19:59А вы не думали о более длительных запусках зондов, но не встратосферу, а в море?
Идея примерно такая.
Герметичный буй обтекаемой формы с солнечными батареями на верхней крышке оснащается раскладным парусом (просто раскладной веник, чтобы плыть по ветру) и раскладным «якорем», чтобы при необходимости увеличить сопротивление ветру сильнее «цепляясь» за воду.
Связь по коротковолновому медленному радиоканалу (QRP), GPRS от береговых сотовых сетей, спутниковый трансивер для редких «СМСок» с самой необходимой телеметрической информацией.
Задача — дрейфовать максимально долго передавая телеметрию с температурой воды и воздуха, скоростью и направлением ветра и координатами. Можно ещё сонар и гидрофон поставить.
Идея управления в том, чтобы когда ветер в нужную сторону — разворачивать «парус» и сворачивать якорь, когда в ненужную — разворачивать «якорь» и сворачивать парус. Алгоритмически «автопилот» для такого управления реализовать, вроде бы, неслжно.
На крайний случай можно попробовать сделать стационарный буй с телеметрией, но это уже не так интересно.rPman
02.04.2019 20:31+1имхо
Летать близко к воде в море чревато разрушением при первом шторме (водой разобьет), особенно если у вас в планах якорь на привязи.
А если будете его сворачивать, уйма энергии уйдет на его подъем, боюсь солнечной не хватит.trapwalker
03.04.2019 07:47При чем тут "летать"? Плавать же! Погода (ветер) меняется не так часто. Есть доступ к прогнозам. Можно оперировать парусами и якорями через редуктор медленно и заранее. Грести уж точно тяжелее.
sim31r
02.04.2019 22:14Буй интересно, просто уже давно сделано и все данные в открытом доступе, вряд ли любитель что либо добавит
Заголовок спойлера
trapwalker
03.04.2019 07:58Не понял. А реостаты что, в первый раз летят? Тут какие-то инновации наличествуют? Это ж не коммерческий проект (в отличие от вашего дорого буя), а своего рода развлечение. Вон любители ракеты запускают. Куда они, по-вашему, лезут, когда есть ""Протон" и "Нью Шепард"?
Такой самодельный буй из относительно дешёвых компонентов с достаточной степенью автономности и надёжности — это символично для нашего времени очередной промышленной революции по эгидой станков с ЧПУ, 3Д принтеров, DIY и широкой доступности технологий в быту благодаря интернету.sim31r
03.04.2019 10:25С аэростата фотографии интересные, с буя только телеметрия. И сложнее проект получается.
trapwalker
03.04.2019 11:08Да ладно. Полно в инете фотографий с любой высоты и куда более качественных. Есть даже прямые трансляции с МКС.
У всего этого качественного контента есть один "фатальный недостаток". Это как бабахать петарды самому или смотреть на это в ютубе.
ZekaVasch
03.04.2019 14:07В ДВФУ сильна школа подводных роботов. И вот эти люди в прошлом году кинули буй умный в море недалеко от города. Он передавал координаты ну и телеметрию. Начался шторм, буй забрать не успели с воды и его вынесло в цивилизацию на берег (остров Русский, Подножье). Короче не успели его найти, аборигены унесли и на запчасти разобрали. Последние координаты перед смертью он передел уже из поселка.
Astroscope
02.04.2019 21:38Любительский шар, тем более настолько сложный, без APRS на борту выглядит довольно странно. В любом случае, удачного полета!
ru_vds Автор
02.04.2019 23:19Раньше мы использовали APRS, но в России не так уж много приёмных станций и координаты через них не часто удавалось получить.
Astroscope
03.04.2019 01:51Жаль, что местные радиолюбители не готовы вас поддержать во вроде как интересном для них деле. Вы не виноваты в этом порочном круге, в котором если нет инфраструктуры, то нет и использующих ее подвижных станций, включая шары, а раз нет подвижных станций, включая шары, то не для кого строить инфраструктуру. Остается повторить пожелание удачного полета.
sim31r
02.04.2019 21:51Проблема с запуском в том, что это неуправляемый летательный аппарат. В смысле, это просто шар с гелием, к которому прицеплено несколько килограммов железа. И это важно, потому что это железо может стукнуться о чей-нибудь самолёт или упасть на чью-нибудь территорию. Муниципалитетам, например, не очень нравится, когда на территорию его объектов такое падает. Заповедникам тоже. А Росатому уж вообще очень не нравится.
Постоянно всплывает этот вопрос. По моим расчетам вероятность события столь малая, что можно игнорировать. В трехмерном пространстве встретится с твердым телом 0.01 метра кубического очень маловероятно. В секторе 100*100*40 км существует 4*10^16 варианта расположения зондов и сравнимая с этим числом вероятность столкновения. Для сравнения оператор зонда среднестатистический может умереть по естественным причинам во время сеанса запуска в вероятностью 1*10^-6 за каждый час, что на 10 порядков выше.
Вероятно тут сказываются когнитивные искажения. Люди не могут оценить масштабы трехмерного пространства.
Какие проблемы с Росатомом вообще непонятно, критически важные объекты защищены от попадания самолета в них. Да и опять же размеры их столь малы, что вероятность будет иметь лишь теоретическую вероятность.rPman
02.04.2019 22:35Я думаю, этот бюрократический барьер создан чтобы количество объектов в воздухе было как можно меньшим, оставляя вашу вычисленную вероятность достаточно низкой, потому как без него, количество мусора в воздухе станет на порядки большим, как минимум ради рекламы в воздух будут запускать столько шариков, что 'мамочка, спасите'.
Но главная причина, имхо, это попытка взятия под контроль целую индустрию (лишний поток денег) и может быть сохранение монополии государства на информацию (воздушная разветка).sim31r
02.04.2019 22:55+1Шарики и так запускают миллионами на мероприятиях
Заголовок спойлераtrapwalker
03.04.2019 08:02Так… Потише вы там… Бедные птички. Эдак им придется ADS-B транспондеры таскать из-за вас.
saege5b
03.04.2019 09:51Недавно на авиашоу, кто-то птичку движком самолёта измолол и поджарил.
А фоток разбитых обтекателей и пилотских стёкол больших пассажирских самолётов в инете навалом.
Трясти надо, если каждый детский шарик будут регистрировать, быстрей начнут менять подход.
А пока воздух военный и немного денежный.
sim31r
02.04.2019 22:29физлицо имеет наинизший приоритет в сравнении с госзадачами, военными задачами, пассажирскими полётами и так далее. Если у военных учения, то центр может сказать: «Ну извини, вылетели три самолёта в твой квадрат, ничего не поделаешь». Периодически на запусках метеозондов случаются пересечения с летающей лабораторией космонавтов ИЛ-76, где они тренируются работать в невесомости. У них приоритет тоже предсказуемо выше.
Теоретически можно сделать зонд видимым для радаров и переложить все проблемы на диспетчера, просто уведомив его. Зонд обмотать фольгой или прикрепить уголковый отражатель. На 99.999% от диспетчера не потребуется ни каких действий, но с вероятностью менее 0.001%, он может скорректировать курс самолета буквально на несколько сотен метров. И то, больше для безопасности научной программы зонда, чтобы его не повредило воздушными потоками самолета, а чувствительные химические/механические сенсоры не сбились от выхлопа самолета (если зонд залетит в конденсационный след самолета что может оставаться длительное время). Зонд не может изменить траекторию подъема, а самолет может вежливо сместится чуть в сторону, чтобы не помешать зонду, что может войти в след самолета позже.saege5b
03.04.2019 10:02Пассажирский самолёт?
У него манёвренность так себе. Поэтому обходить за километр надо.
И да, надо учитывать что зонд может «дёрнуть» по отношению к самолёту в любую сторону.sim31r
03.04.2019 10:13Километр для самолета тоже исчезающе малая величина, за 100 км (7 минут до сближения) изменить курс несколько градусов. Увеличение траектории, так как угол малый, метров 10-20, что ни как не скажется на времени полета или расходе топлива.
Javian
03.04.2019 15:23На высотах, где есть вероятность встретить авиалайнер (высоты около 10 км), шар будет несколько минут. Вероятность встретить самолет маловероятна. Судя по flightradar24 там низкая интенсивность полетов в сравнении с западным направлением от Москвы.
Nexus7
03.04.2019 00:43Можно об этом поподробнее?
Именно поэтому мы устраиваем охоту за зондом с призом на машинах – чтобы прямо по телеметрии его ловили ещё на спуске.
Похоже на RandomRace или это покатушки для своих?
aik
А потом наши уфологи опять будут рассказывать, что видели инопланетян.
К воздушным шарам они уже попривыкли, а вот метеозонды пока редкость, стаями тут не летает.
PS. Вот кусочек Переславля, кстати. Хотя вы, судя по карте, сильно восточнее стартуете.
FluffyMan
А что это за «ров»? Прямо как со страниц учебников истории — огражденный город с церковью в центре.
aik
Это называется «городские валы». По верху когда-то стояла деревянная стена, а внизу может и ров был когда-то.
aik
Вот вам именно валы покрупнее: banshee.ms/public/screenshots/2019-04-03_133556.jpg
Ну и просто красивая картинка: banshee.ms/public/screenshots/2019-04-03_133733.jpg