Картина маслом: утром вы забежали в классическую сетевую «Малинку» за булочкой или яблоком. Быстро взяли товар, оперативно помчались к кассе. До начала рабочего дня 10 минут. Перед вами на кассе ещё трое представителей офисного планктона. Ни у кого нет тележки, забитой товарами. Максимум по 5-6 наименований в руках. Но их обслуживают так долго, что за вами успевает выстроиться целая очередь. Да, возможно, кассир — тупая курица. Но может быть дело не в ней. Давайте проанализируем, что же могло пойти не так?

Факап №1: ритейлер сэкономил на оборудовании


Все любят экономить. Дирекция магазина — не исключение. Поэтому ИТ-директора или директора по закупкам (если такие должности в сети есть) поставили в весьма сжатые рамки. Либо ритейлер выбрал оборудование сам, исходя из принципа «Дешевле — значит лучше». И мы не говорим, что он взял совсем уж китайский ноунейм, ломающийся от одного прикосновения. Нет, может быть это вполне нормальная касса — дешёвая, но неплохая. Но вот рассчитана она на магазин, где за день бывает 150-200 покупателей. В «Малинке» проходимость совсем другая: порядка 1500-2000 человек ежедневно. Поэтому касса не может справиться с такой нагрузкой — она работает медленно, неповоротливо. А вы тем временем теряете терпение, бросайте булочку на первую попавшуюся полку и бежите на работу, параллельно практикуясь в ненормативной лексике.



Ошибиться с производительностью устройства можно не только в отношении POS-терминала. Это касается и контрольно-кассовой техники (ККТ), и сканера штрихкодов, и торговых весов.

Резюме: Хотите, чтобы покупатели не материли ваш магазин по чём зря, учитывайте при выборе торгового оборудования выдержит ли оно нагрузку, с которой столкнётся.

Факап №2: подводит надёжность оборудования


Итак, ритейлер сэкономил на оборудовании, и оно не выдерживает нагрузку. Как показывает практика, чем дешевле касса, тем ниже её надёжность. И тем выше вероятность, что она достаточно быстро выйдет из строя. А значит касса будет простаивать. Тут ритейлер теряет сразу в трёх направлениях:

  • расходы на сервисное обслуживание;

  • снижение лояльности покупателей;

  • потеря выручки из-за простоя.

Последнее — самое печальное. Простая арифметика: проходимость среднего сетевого магазина в Москве порядка 1500 человек в день. Если в магазине 3 кассы, то каждая ежедневно оформляет 500 чеков. Средний чек, по данным Ромира, в 2018 году в России составил 496 рублей. Получается, что за день простоя кассы ритейлер теряет 248 000 рублей. Недорогую, более-менее приличную кассу с периферией можно купить за 1000 долларов. По текущему курсу (на момент написания этой статьи) это 65 000 рублей. В итоге день простоя обходится в 4,1 раза дороже стоимости POS-терминала.

Конечно, для того, чтобы сервисное обслуживание было оперативным, ритейлер и подрядчик подписывают строгие SLA. Но чем быстрее проблема будет выявлена, тем меньше денег магазин в итоге потеряет. Понимая эту проблему, производители POS-терминалов стараются максимально облегчить работу сервисных специалистов. Например, в кассах Toshiba доступ ко всем компонентам, включая системную плату, осуществляется без использования инструментов (показываем на фото и видео).





Резюме: При выборе кассового оборудования обязательно выясните, насколько оно надёжно. Узнайте, какие гарантии даёт производитель, какие предварительные тесты он проводит (например, вибрационное тестирование, воздействие температуры и влажности, электромагнитного поля, электростатического заряда, устойчивость к перепадам напряжения). И, если продавец даёт такую возможность, протестируйте POS-терминал в условиях своего магазина.

Факап №3: Неудобная компоновка кассового места


Не только само по себе кассовое оборудование может повлиять на скорость обслуживания покупателей. Немалую роль в этом процессе играет даже то, как оно расставлено. Простой пример: если кассир сидит боком к кассовой ленте и клиенту, он тратит больше времени на обслуживание. Ему неудобно брать товары для сканирования, приходится поворачивать голову к покупателю. Наши специалисты подсчитали, что, в среднем, при такой посадке кассир тратит на каждого клиента на 2 секунды больше. Выше мы говорили о том, что, в среднем, на каждую кассу «Малинки» приходится по 500 чеков в день. Это порядка 16 минут в день, которые тратятся напрасно.



Резюме: Не пренебрегайте мелочами. Даже компоновка кассового места может существенно повлиять на выручку магазина. Как пример можем показать расположение, а также размещение кассового оборудования у одного из наших клиентов. Про специальные подставки для касс мы писали здесь.



Факап №4: Интерфейс и настройка кассового ПО


Если кассир долго возится на POS-компьютере, оформляя вашу покупку, это не всегда означает, что она медлительная или глупая. Возможно ей просто не повезло с кассовым ПО, развёрнутым в сети. Пример: в одном сетевом магазине, где постоянно собираются очереди на кассе, софт предлагает продавцу каждый раз выбирать способ оплаты. Это ужасно неудобно и замедляет процесс обслуживания. Для сравнения, в нашей кассовой программе «Профи-Т» безналичная оплата предусмотрена по умолчанию. Это логично, ведь, как пишут «Известия», доля безналичного расчёта в январе 2019 года в России выросла до 50%. The Village уточняет, что в Москве, Тюмени и Уфе горожане активнее всего пользуются картами, наличные более распространены в Тольятти, Саратове и Нижнем Новгороде. 58 % безналичных покупок в Москве совершается с помощью смартфонов.

Также можно существенно сэкономить время обслуживания, округляя итоговую сумму в пользу покупателя (это также повышает его лояльность): кассиру не придётся ждать, пока клиент найдёт в кошельке мелочь и отсчитает нужное количество.

Резюме: Кассовое ПО должно быть удобно не только выбиравшим его сотрудникам, но и кассирам. Базовые операции желательно оптимизировать под основной поток покупателей и их портрет, а все лишние кнопки убрать, чтобы кассир ненароком не нажал ничего лишнего. Увы, подобным страдают пользователи одной из самых распространённых на российском рынке кассовой программы.

Факап №5: Место нахождения старшего кассира или администратора


Сейчас пойдёт кровь из глаз. Вспомните, кассир неправильно пробил товар или покупатель попросил убрать из чека какую-то позицию. В лучшем случае продавец звонит по телефону администратору и просит его прийти, чтобы отредактировать чек (сам кассир может сторнировать только последнюю пробитую в чеке позицию, и то так кассовая программа настроена не везде). В худшем мы слышим: «ВАААААААЛЬ, ПОЗОВИ ЛАРИСУ!». И вот вся очередь, кто терпеливо, кто не очень, ждёт, когда из недр магазина появится Лариса и таки возобновит процесс оформления покупки. Ужас! Бороться с такими ситуациями вполне реально. Достаточно частично поручить функцию отмена операции старшим кассирам или контролёрам, постоянно находящимся поблизости.

Резюме: Подумайте, на кого будут возложены права отмены совершённых действий и насколько оперативно эти люди смогут вносить коррективы. Например, в одной популярной сети магазинов отмены вносят охранники, которые всегда находятся рядом с кассирами.

Факап №6: Взвешивание на кассе


Любой ритейлер сам для себя решает: взвешивать товары на кассе или установить в торговом зале весы самообслуживания. Однако правда такова: при первом формате увеличивается время обслуживания покупателя. По данным наших специалистов, взвешивание на сканер-весах увеличивает время обслуживания каждого покупателя на 10-12 секунд, а на отдельно стоящих — 20-25 секунд.

Резюме: Прежде, чем определяться, какой формат взвешивания внедрять в магазине, подумайте, как он повлияет на время обслуживания покупателей.

Быстрая скорость обслуживания покупателей — залог прибыльной работы магазина. Поэтому не игнорируйте даже самые мелкие детали: выбирайте производительное, надёжное оборудование, удобно располагаете его на столе кассира, устанавливайте ПО с простым интерфейсом и грамотно его настраивайте, разумно подходите к вопросам взвешивания товаров. И в таком случае к вам будут заходить даже те покупатели, которым нужно что-то быстро купить перед началом рабочего дня.

Комментарии (46)


  1. wtpltd
    09.04.2019 11:59

    А не расскажете, зачем нужен факап#5?
    Зачем кассиру запрещать редактировать список просканированного товара?


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 12:01

      Потому что тогда возрастают случаи мошенничества. Как показывает наша практика, только половина случаев воровства в магазине лежит на покупателях. За другую половину, так сказать, экономических правонарушений ответственны кассиры. Мы как-то писали статью об этом. Почитайте, может быть она будет Вам интересна (блок «Разграничение прав доступа к операциям»).


  1. SmilePic
    09.04.2019 12:16

    Был показательный момент в одном магазине на Ленинском в Москве, не знаю как сейчас.
    В 9.00 стабильно была сверка одной одной из касс. В итоге из трёх касс начинало работать полторы (кассира с одной из касс постоянно привлекали участвовать в процессе), а люди заходили в магазин, видели очередь и разворачивались на выход.


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 12:18

      Отличный пример! Согласитесь, ведь можно было провести этот процесс раньше, чтобы не создавать сложности покупателей. А так ритейлер терял деньги просто так, из-за неорганизованности бизнес-процессов.


      1. angel_zar
        09.04.2019 12:30

        Это похоже на классический пример работы гос учреждений, где сотрудники работают по графику, указанному на вывеске, если на вывеске написано, что работаем с 8-17 то сразу к от крайнего времени убирай минут 10-15, раньше и позже, обслуживать не будут, в 8 только пришли, а в 17 уже сбегать надо.


        1. pilot-retail Автор
          09.04.2019 12:37

          Госучреждения — это печально. Но подобное качество работы от частного магазина, который зарабатывает деньги на продажах — вдвойне печально.


          1. angel_zar
            09.04.2019 12:42

            К сожалению в небольших магазинах, такое часто встречается (на личном опыте).
            А у ритейлеров, как правило много продавцов, со смещенным графиком, по этому утренний час пик, они довольно плохо прореживают, еще не все кассиры вышли на работу.


            1. pilot-retail Автор
              09.04.2019 12:48

              Это да. Но есть еще и системные недоработки. Например, есть одна популярная сеть, специализирующаяся на продаже товаров здорового питания и фермерских продуктов. Один из ее магазинов (не знаем, как обстоят дела во всех, говорим по личному опыту), открывает двери в 8:00. И до 8:00 там раскладывают товары. То есть, покупатель ищет нужный товар, не находит его, обращается к работникам торгового зала, которые идут к коробке с товарами, копаются в ней, ища нужный товар. Казалось бы, что мешает выложить товар раньше, и в 8:00 уже работать в нормальном режиме(


              1. angel_zar
                09.04.2019 13:15

                Может до 8:00 не раскладывают товар, а то как то в голове не укладывается, Ваш комментарий.


                1. pilot-retail Автор
                  09.04.2019 13:16

                  Да-да, ошибка вышла. В смысле в 8:00 магазин открывается, и где-то до 9:00 раскладывают.


              1. Accounter
                09.04.2019 17:56

                А как же трудовой кодекс? До 8:00, значит, продавцы бесплатно будут работать, т.к. у них офицально рабочий день с 8:00?


                1. pilot-retail Автор
                  10.04.2019 08:45

                  Значит ритейлеру нужно продумать этот вопрос, чтобы обслуживать адекватно и чтобы соблюдать ТК.


  1. Alextos
    09.04.2019 12:28
    +1

    У сети СПАР есть магазин на Электрозаводской — пример тормознутости работы. Хоть экскурсии води. Магазин находится вблизи бизнес-центров и в часы пик народ в него заходит по пути на работу. Утро, 9 утра, подхожу к кассе, стоит очередь 10 человек. Прошу открыть вторую кассу, охранник говорит, что никого больше нет. Простояв в очереди, уже и за мной встало 7 человек, а я продвинулся на одного человека. Потом на кассе, что-т происходит с программой и всё — очередь полностью встала. Видимо, ждали старшего. Дожидаться не стал, пошел в соседний Дикси и купил за пару минут. Теперь в этот СПАР больше ни ногой.


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 12:30

      Да, тоже показательный пример, как ритейлер теряет лояльность покупателей и самих покупателей тоже.


  1. adictive_max
    09.04.2019 12:30

    проходимость среднего сетевого магазина в Москве порядка 1500 человек в день. Если в магазине 3 кассы, то каждая ежедневно оформляет 500 чеков. Средний чек, по данным Ромира, в 2018 году в России составил 496 рублей. Получается, что за день простоя кассы ритейлер теряет 248 000 рублей.
    Я конечно понимаю, рекламная статья, но должны же быть какие-то рамки приличия. Так лихо превратить среднесуточную загрузку в предельную пропускную способность, это надо уметь…


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 12:45
      +1

      Пардон, но все в рамках приличия. Прочитайте внимательно статью с самого начала. В примере выше мы говорим как раз о предельной пропускной способности кассы. Цитирую: " Но вот рассчитана она на магазин, где за день бывает 150-200 покупателей. В «Малинке» проходимость совсем другая: порядка 1500-2000 человек ежедневно. Поэтому касса не может справиться с такой нагрузкой — она работает медленно, неповоротливо".

      Действительно, если строго исходить из логических представлений, то остановка кассы со средним потоком 500 покупателей не равна потере всех их. Однако мы используем несколько упрощенную схему, которая не учитывает негатив, который остается у остальных покупателей, которым пришлось ждать в очереди на оставшихся работающих двух кассах. Кроме того, не учитывается возросшая нагрузка на оставшиеся две кассы, которая тоже может поспособствовать их выходу из строя.

      Более того, возросшие очереди в перспективе могут привести к потере даже не 500, а большего количества людей. Простояв в очереди, они просто не придут снова.


      1. force
        09.04.2019 13:19

        А тогда ещё учтите, что чек в магазине он не за бумагу, на которой он напечатан. и 248 тыс. рублей это не прибыль магазина. Это плата за товары, которые не продадутся сегодня, продадутся завтра. Т.е. в реальности надо брать где-нибудь 10% от этой суммы, и числа уже не такие интересные, да?


        1. pilot-retail Автор
          09.04.2019 13:22

          Вы же понимаете, что пример был призван в целом продемонстрировать возможные потери. На Ваш комментарий можно ответить, что в чек могут быть включены, допустим, товары с истекающим сроком годности — допустим, та же молочка. Не продадут сегодня — не продадут никогда.


          1. 200sx_Pilot
            09.04.2019 22:00

            Написали бы проще — «магазин теряет 5 000 000 $ в день из-за неправильно выбранного кассового оборудования».
            Чего уж мелочиться?


            1. pilot-retail Автор
              10.04.2019 08:46
              +1

              Написали бы проще — «статья г**но». Чего уж мелочиться?


              1. 200sx_Pilot
                10.04.2019 23:26

                Статья — не го*но ни разу, но мелкие нюансы портят впечатление.
                Если воспринимать ее как рекламный посыл — фиг бы с ним, если как повод подумать — не очень хорошо.
                Я воспринимаю аудиторию Хабра как думающих.


  1. kloppspb
    09.04.2019 13:21

    утром вы забежали в классическую сетевую

    Факап #0: сносить мелкоторговые точки и заменять их громадными сетевыми монстрами. Особенно печально это в нашей, полусельской местности. Если ещё год назад можно было выйти с собакой и через 20 метров безо всякой очереди зайти в ларёк за бутылкой воды по дороге, то теперь приходится специально переться в какую-то хренорочку, где не только очереди на кассах, но ещё и мелких корзинок нет, только телеги…


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 13:27

      Да, проблема конкуренции с федеральными сетевыми гигантами очень обострилась. По данным аналитических агентств, только в прошлом году закрылось порядка 75 региональных ритейлеров. Мы писали об этой проблеме здесь, и постарались дать советы, как же не потерять бизнес из-за конкуренции с федералами.


    1. mehos
      09.04.2019 17:34

      спорный вопрос. В ларьках может бывает и быстрее, но… Товар нужно просить у продавца, если перед вами уже кто-то есть, то время обслуживания всегда больше «хренерочки», асортимент меньше, безалкогоольных напитков в вхолодильниках нет (зачем, если холодное пеффко расходится лучше), хамоватый и/или некомпетентный персонал, не всегда принимают безнал, и т. д. Лично мне не обломно заскочить в крупный сетевой магазин, но, если вы меня слышите, делайте экспресс кассы! Я не знаю кто эти люди, которые в 8 утра стоят с полными тележками на всех кассах, но их не мало!


      1. kloppspb
        10.04.2019 00:40

        Хум хау :)

        асортимент меньше

        А больше и не надо, обычная мелочёвка.

        безалкогоольных напитков в вхолодильниках нет

        Есть :) То есть были…

        хамоватый и/или некомпетентный персонал

        В моей деревеньке около 20 тыщ населения. Все всех знают, сложно быть хамом или некомпетентным продавцом в мелкой точке :) Как раз наоборот, все знали всех по именам, встречали с улыбкой и «как ваша матушка? давно не заходила, всё ли в порядке?» :)

        Лично мне не обломно заскочить в крупный сетевой магазин

        Парковки для велосипедов начали делать. А куда припарковать парочку собак весом кило под 40, и так, чтобы не нарваться на вопли залётного кинофоба? (залётного — потому что здесь до хрена собак у населения, вплоть до мастифов, догов и РЧТ, народ привычный; но в весенне-осенний сезон понаезжают городские туристы-истерички...)

        делайте экспресс кассы!

        Это да. В Лентах такое было одно время. Потом убрали, зачем и почему — непонятно.


  1. Jamim
    09.04.2019 13:22

    Если в магазине 3 кассы, то каждая ежедневно оформляет 500 чеков. Средний чек, по данным Ромира, в 2018 году в России составил 496 рублей. Получается, что за день простоя кассы ритейлер теряет 248 000 рублей.

    Завершил чтение статьи на этом месте.


    pilot-retail, Вы всерьёз пишете том, что треть покупателей разбежится только потому, что одна из трёх касс не работает? Я не имею никакого отношения к торговле, но как для покупателя, данное предположение выглядит совершенно абсурдным.


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 13:24

      То есть, как покупатель, Вы готовы стоять в очереди даже при условии, что у Вас в распоряжении минут 10? Серьезно? Кстати, и зря завершили, может быть что-нибудь интересное для себя и прочитали.


      1. angel_zar
        09.04.2019 13:31

        Вот то и вкрадывается небольшой нюанс, когда я тороплюсь на работу/(еще куда) и увидев очередь, я не буду в ней стоять, но если возвращаясь домой, я знаю, что мне надо купить такие то продукты и есть очередь, приходится оценивать, что выгоднее/быстрее, отстоять тут или ехать куда то (что тоже время) и зачастую перевешивает 1 вариант (ехать куда то это дорога + ни кто не гарантирует, что не будет очереди).


        1. pilot-retail Автор
          09.04.2019 13:34

          Ок, а если у Вас рядом на выбор 2-3 магазина схожего формата? Вы все равно будете терпеть отвратительное обслуживание, очереди? Хотя рядом магазин работает лучше, так как не допускает перечисленные нами факапы?


          1. angel_zar
            09.04.2019 13:42

            Если честно, не встречал ни одного магазина который бы не факапил.
            Как говорится, не ошибается, тот кто не работает.
            И тут приходится выбирать того, кто меньше факапит, при условии наличия выбора и если наткнулся на факап, приходится терпеть, так как на набор тележки в другом магазине + дорога, потратишь больше времени (ладно если тебе это не особо нужно, бросил и пошел).


            1. pilot-retail Автор
              09.04.2019 13:44

              Это да. Просто мы разобрали самые популярные моменты с надежной, что ритейлеры все же начнут хотя бы с ними что-то делать. Ведь перечисленные нами факапы достаточно легко исправить.


          1. krab4yar
            10.04.2019 12:03

            Прочитал статью, прочитал комментарии. Даже решил зарегистрироваться чтобы ответить. Автор по сути вчера студент — сегодня специалист. Ну с чего-то начинать нужно.

            По сути. Если я уже набрав корзину нужных продуктов/товаров не буду ждать очереди, оставляя ее на кассе со словами «Слоупоки! — нужно работать реще», бегом в другой соседний магазин. То я трачу время на набор той же корзины и внезапно опять (возможного) ожидания очереди. Не знаю кто тут ССЗБ.

            Про 2 секунды. У вас есть данные сколько драгоценных «секунд» тратится когда продавец сам тормозит в тот момент когда на выходе нет пустой корзины, сколько секунд тормозит очередь сам покупатель складывая эти продукты уже после оплаты?


            1. pilot-retail Автор
              10.04.2019 12:09
              +1

              Нам очень приятно, что наша статья даже подвигла Вас зарегистрироваться на Хабре. Это же здорово! Про оценку автора — опустим, субъективность никто не отменял.

              По сути. В самом первом абзаце мы сразу проговорили, что не берем случаи, когда продавец просто сам тормозит. Так что нет, такой статистики у нас нет. Если она есть у Вас, поделитесь, будет интересно услышать.

              И еще по сути. Нет, Вы, скорее всего, не побежите в другой магазин. Вы просто не придете снова в тот, где Вас плохо обслужили, где Вы простояли в очереди. И друзьям, и родным не посоветуете туда идти. То есть, как мы тоже писали в статье, это даже большая потеря для ритейлера, чем то, что Вы просто отказались от оформления покупки.

              И еще-еще по сути. Мы в этой статье постарались указать элементарные моменты, которые влияют на скорость обслуживания, и дать советы ритейлерам, чтобы обслуживать лучше. И Вас, как покупателя, в том числе.


      1. Jamim
        09.04.2019 13:32

        То есть, как покупатель, Вы готовы стоять в очереди даже при условии, что у Вас в распоряжении минут 10? Серьезно?

        Конечно, ведь 1/3 покупателей всё равно разбежится и очереди не вырастут, не так ли? (сарказм)


        1. pilot-retail Автор
          09.04.2019 13:34

          Сарказм засчитан.


  1. Jamim
    09.04.2019 13:31

    Комментарий был перемещён выше. К сожалению, удалить его полностью нет технической возможности.


  1. mr_stepik
    09.04.2019 14:57

    карты лояльности не упомянули.
    — у вас есть наша карта?
    — есть, но забыли? ничего, скажите ваш номер телефона. (диктует-вбивает).
    — вам придет смс с кодом подтверждения, продиктуйте пожалуйста (все в очереди ждут пока смс дойдет)

    Реальный кейс.


    1. pilot-retail Автор
      09.04.2019 15:02

      О да, это тоже отдельная песня. В этот же список можно добавить промедления из-за считывания акцизных марок при продаже алкоголя и сигарет. Не стали эти пункты добавлять, чтобы статья не превратилась в бесконечное полотно.


    1. SmilePic
      09.04.2019 16:34

      — У вас уже есть наша карта?
      — Нет.
      — Не хотите?
      — Не хочу.
      — Совсем не хотите?
      — …


  1. ilyapirogov
    09.04.2019 17:18

    Несколько персональных наблюдений отличий американских магазинов от российских. Правда в российском магазине я был последний раз 4 года назад, но возможно это все равно будет в тему.


    1. Во всех магазинах, которых я бывал, кассиры обслуживают стоя. Еще ни разу не видел, что бы они сидели.
    2. Очень часто кассир работает в паре с упаковщиком (рассовывателем продуктов по пакетам?). Т.е. кассир пробивает товар, а второй человек тут же укладывает его в пакет и убирает в твою тележку. К моменту завершения оплаты весь товар у тебя уже разложен.
    3. Нету никаких ограничений где входить и выходить из магазина. Т.е. никто не запрещает зайти в магазин через кассу, если так ближе или там меньше народу. В последнем российском магазине, который я помню, даже турникет был.
    4. Скорее больше относится к этике покупателей. В здешних магазинах всегда лежат 2-3 разделителя товаров и покупатели относятся очень трепетно к этому.
    5. А также весьма распространены кассы самообслуживания.


    1. Sonic55rus
      10.04.2019 07:17

      Я в американских магазинах не бывал, но даже в нашей сибирской глуши многое изменилось за эти 4 долгих года.
      1. Всё еще сидят. Часто на крутых крутящихся табуретках. Стоять 8 часов — зачем?
      2. Всё еще соло-кассир, никто не помогает упаковываться. Но с учетом менталитета и культуры, оно может и к лучшему. Меньше претензий магазину из-за раздолбаев, накидавших мягкоупакованую зелень, молоко и тортики-пироженки на дно пакета, а сверху положивших шмат мяса в пару-тройку кило и прочие консервы.
      3. Ограничения в основном только на выход. Войти через кассу в той же Ленте — не проблема.
      4. Разделители присутствуют и покупатели их не игнорируют.
      5. Чего нет — того нет.

      ИМХО различия в сферах обслуживания вполне корелируют с культурными, за 4 года качество обслуживания вроде как подросло, и даже вроде бы научили кассиров сервисному диалогу.


      1. ilyapirogov
        10.04.2019 15:39

        1. Всё еще сидят. Часто на крутых крутящихся табуретках. Стоять 8 часов — зачем?

        Уверен, что они стоят не 8 часов подряд. Для этого смены же придуманы. А зачем, я думаю, как раз об этом в статье указано.


        1. Всё еще соло-кассир, никто не помогает упаковываться. Но с учетом менталитета и культуры, оно может и к лучшему.

        Да, согласен. Но на скорость продвижения очереди это однозначно положительно влияет.


  1. ra3vdx
    09.04.2019 20:41

    "- Если не прекратишь себя вести, как кассирша в магазине, я от тебя уйду!
    — Пакет надо?"

    Каждый раз, подходя к кассе, говорю: карты нет, пакет не надо. Да, спрашивают всегда, хотя казалось бы, человек сам в состоянии спросить про пакет.


    1. Sunchezzz
      10.04.2019 09:36

      Скрипт, часто стоят системы анализа речи и видеоаналитика, как во Вкусвилле, если не спросишь, могут штрафануть


      1. ra3vdx
        10.04.2019 23:34

        Да, узнавал, говорят, что обязаны спрашивать.
        Только смысл в этом? раздражение покупателей, которым не нужны пакеты? Ладно бы бесплатные были — можно понять: рекламная продукция.
        А так они зачем (риторический вопрос)?


        1. Sunchezzz
          11.04.2019 07:16

          Да, тупизм конечно, но если вспомнить ментальность нашу, что дал слабину, так кассиры вообще хрен забьют и ничего спрашивать не будут, а пакеты между прочим всегда лидер продаж, пускай и 5 руб, но за год 300 000 — 600 000 на среднюю сеть продается.