Меня зовут Антон Бадерин. Я работаю в Центре Высоких Технологий и занимаюсь системным администрированием. Месяц назад завершилась наша корпоративная конференция, где мы делились накопленным опытом с IT-сообществом нашего города. Я рассказывал про мониторинг веб-приложений. Материал предназначался для уровня junior или middle, которые не выстраивали этот процесс с нуля.


image


Краеугольный камень, лежащий в основе любой системы мониторинга — решение задач бизнеса. Мониторинг ради мониторинга никому не интересен. А чего хочет бизнес? Чтобы все работало быстро и без ошибок. Бизнес хочет проактивности, чтобы мы сами выявляли проблемы в работе сервиса и максимально быстро их устраняли. Это, по сути, и есть задачи, которые я решал весь прошлый год на проекте одного из наших заказчиков.


О проекте


Проект — одна из крупнейших в стране программ лояльности. Мы помогаем розничным сетям увеличивать частоту продаж за счёт различных маркетинговых инструментов вроде бонусных карт. В общей сложности в проект входят 14 приложений, которые работают на десяти серверах.


В процессе ведения собеседований я неоднократно замечал, что админы далеко не всегда правильно подходят к мониторингу веб-приложений: до сих пор многие останавливаются на метриках операционной системы, изредка мониторят сервисы.


В моём случаем прежде в основе системы мониторинга заказчика лежала Icinga. Она никак не решала указанные выше задачи. Часто клиент сам сообщал нам о проблемах и не реже нам просто не хватало данных, чтобы докопаться до причины.


Кроме того, было чёткое понимание бесперспективности её дальнейшего развития. Я думаю, те кто знаком с Icinga меня поймут. Итак, мы решили полностью переработать систему мониторинга веб-приложений на проекте.


Prometheus


Мы выбрали Prometheus, исходя из трех основных показателей:


  1. Огромное количество доступных метрик. В нашем случае их 60 тысяч. Конечно, стоит отметить, что подавляющее большинство из них мы не используем (наверно, около 95%). С другой стороны, они все относительно дешевы. Для нас эта другая крайность, по сравнению с ранее использовавшейся Icinga. В ней добавление метрик доставляло особую боль: имеющиеся доставались дорого (достаточно посмотреть на исходники любого плагина). Любой плагин представлял собой скрипт на Bash или Python, запуск которых недешёвый с точки зрения потребляемых ресурсов.
  2. Эта система потребляет относительно небольшое количество ресурсов. На все наши метрики хватает 600 Мб оперативной памяти, 15% одного ядра и пару десятков IOPS. Конечно, приходится запускать экспортёры метрик, но все они написаны на Go и тоже не отличаются прожорливостью. Не думаю, что в современных реалиях это проблема.
  3. Даёт возможность перехода в Kubernetes. Учитывая планы заказчика — выбор очевиден.

ELK


Ранее мы логи не собирали и не обрабатывали. Недостатки ясны всем. Мы выбрали ELK, поскольку опыт работы с этой системой у нас уже был. Храним там только логи приложений. Основными критериями выбора стали полнотекстовый поиск и его скорость.


Сlickhouse


Изначально выбор пал на InfluxDB. Мы осознавали необходимость сбора логов Nginx, статистики из pg_stat_statements, хранения исторических данных Prometheus. Influx нам не понравился, так как он периодически начинал потреблять большое количество памяти и падал. Кроме того, хотелось группировать запросы по remote_addr, а группировка в этой СУБД только по тэгам. Тэги дороги (память), их количество условно ограничено.


Мы начали поиски заново. Нужна была аналитическая база с минимальным потреблением ресурсов, желательно со сжатием данных на диске.


Clickhouse удовлетворяет всем этим критериям, и о выборе мы ни разу не пожалели. Мы не пишем в него каких-то выдающихся объёмов данных (количество вставок всего около пяти тысяч в минуту).


NewRelic


NewRelic исторически был с нами, так как это был выбор заказчика. У нас он используется в качестве APM.


Zabbix


Мы используем Zabbix исключительно для мониторинга Black Box различных API.


Определение подхода к мониторингу


Нам хотелось декомпозировать задачу и тем самым систематизировать подход к мониторингу.


Для этого я разделил нашу систему на следующие уровни:


  • «железо» и VMS;
  • операционная система;
  • системные сервисы, стек ПО;
  • приложение;
  • бизнес-логика.

Чем удобен такой подход:


  • мы знаем, кто ответственен за работу каждого из уровней и, исходя из этого, можем высылать алертов;
  • мы можем использовать структуру при подавлении алертов — было бы странно отсылать алерт о недоступности базы данных, когда в целом виртуальная машина недоступна.

Так как наша задача выявлять нарушения в работе системы, мы должны на каждом уровне выделить некий набор метрик, на которые стоит обращать внимание при написании правил алертинга. Далее пройдемся по уровням «VMS», «Операционная система» и «Системные сервисы, стек ПО».


Виртуальные машины


Хостинг выделяет нам процессор, диск, память и сеть. И с первыми двумя у нас были проблемы. Итак, метрики:


CPU stolen time — когда вы покупаете виртуалку на Amazon (t2.micro, к примеру), следует понимать, что вам выделяется не целое ядро процессора, а лишь квота его времени. И когда вы её исчерпаете, процессор у вас начнут забирать.


Эта метрика позволяет отслеживать такие моменты и принимать решения. Например, надо ли взять тариф пожирнее или разнести обработку фоновых задач и запросов в API на разные сервера.


IOPS + CPU iowait time — почему-то многие облачные хостинги грешат тем, что недодают IOPS. Более того, график с низкими IOPS для них не аргумент. Поэтому стоит собирать и CPU iowait. С этой парой графиков — с низкими IOPS и высоким ожиданием ввода-вывода — уже можно разговаривать с хостингом и решать проблему.


Операционная система


Метрики операционной системы:


  • количество доступной памяти в %;
  • активность использования swap: vmstat swapin, swapout;
  • количество доступных inode и свободного места на файловой системе в %
  • средняя загрузка;
  • количество соединений в состоянии tw;
  • заполненность таблицы conntrack;
  • качество работы сети можно мониторить с помощью утилиты ss, пакетом iproute2 — получать из её вывода показатель RTT-соединений и группировать по dest-порту.

Также на уровне операционной системы у нас появляется такая сущность, как процессы. Важно выделить в системе набор процессов, которые играют важную роль в её работе. Если, к примеру, у вас есть несколько pgpool, то необходимо собирать информацию по каждому из них.


Набор метрик следующий:


  • CPU;
  • память — в первую очередь, резидентная;
  • IO — желательно в IOPS;
  • FileFd — открытые и лимит;
  • существенные отказы страницы — так вы сможете понять, какой процесс свапается.

Весь мониторинг у нас развернут в Docker, для сбора данных метрик мы используем Сadvisor. На остальных машинах применяем process-exporter.


Системные сервисы, стек ПО


У каждого приложения есть своя специфика, и сложно выделить какой-то набор метрик.


Универсальным набором являются:


  • рейт запросов;
  • количество ошибок;
  • латентность;
  • saturation.

Наиболее яркие примеры мониторинга данного уровня у нас — Nginx и PostgreSQL.


Самый нагруженный сервис в нашей системе — база данных. Раньше у нас достаточно часто возникали проблемы с тем, чтобы выяснить, чем занимается база данных.


Мы видели высокую нагрузку на диски, но слоулоги ничего толком не показывали. Эту проблему мы решили с помощью pg_stat_statements, представления, в котором собирается статистика по запросам.


Это всё, что нужно админу.


Строим графики активности запросов на чтение и запись:




Всё просто и понятно, каждому запросу — свой цвет.


Не менее яркий пример — Nginx-логи. Не удивительно, что мало кто их парсит или упоминает в списке обязательных. Стандартный формат не очень информативен и его нужно расширять.


Лично я добавил request_time, upstream_response_time, body_bytes_sent, request_length, request_id.Строим графики времени ответа и количества ошибок:




Строим графики времени ответа и количества ошибок. Помните? я говорил про задачи бизнеса? Чтоб быстро и без ошибок? Мы уже двумя графиками эти вопросы закрыли. И по ним уже можно звонить дежурным админам.


Но осталась ещё одна проблема — обеспечить быстрое устранение причин инцидента.


Устранение инцидентов


Весь процесс от выявления до решения проблемы можно разбить на ряд шагов:


  • выявление проблемы;
  • уведомление дежурного администратора;
  • реакция на инцидент;
  • устранение причин.

Важно, что мы должны это делать максимально быстро. И если на этапах выявления проблемы и отправки уведомления мы особо времени выиграть не можем — две минуты на них уйдут в любом случае, то последующие — просто непаханное поле для улучшений.


Давайте просто представим, что у дежурного зазвонил телефон. Что он будет делать? Искать ответы на вопросы — что сломалось, где сломалось, как реагировать? Вот каким образом мы отвечаем на эти вопросы:



Мы просто включаем всю эту информацию в текст уведомления, даем в нем ссылку на страницу в вики, где описано, как на эту проблему реагировать, как её решать и эскалировать.


Я до сих пор ничего не сказал про уровень приложения и бизнес логики. К сожалению, в наших приложениях пока не реализован сбор метрик. Единственный источник хоть какой то информации с этих уровней — логи.


Пара моментов.


Во-первых, пишите структурированные логи. Не надо включать контекст в текст сообщения. Это затрудняет их группировку и анализ. Logstash требует много времени, чтобы всё это нормализовать.


Во-вторых, правильно используйте severity-уровни. У каждого языка свой стандарт. Лично я выделяю четыре уровня:


  1. ошибки нет;
  2. ошибка на стороне клиента;
  3. ошибка на нашей стороне, не теряем денег, не несём риски;
  4. ошибка на нашей стороне, теряем деньги.

Резюмирую. Нужно стараться выстраивать мониторинг именно от бизнес-логики. Стараться замониторить само приложение и оперировать уже такими метриками, как количество продаж, количество новых регистраций пользователей, количество активных в данный момент пользователей и так далее.


Если весь ваш бизнес — одна кнопка в браузере, необходимо мониторить, прожимается ли она, работает ли должным образом. Всё остальное не важно.


Если у вас этого нет, вы можете попытаться это наверстать в логах приложения, Nginx-логах и так далее, как это сделали мы. Вы должны быть как можно ближе к приложению.


Метрики операционной системы конечно же важны, но бизнесу они не интересны, нам платят не за них.

Комментарии (9)


  1. manefesto
    24.04.2019 19:10

    Это разве тянет на статью?
    Звучит как «мы взяли все что можно сделали конфетку»
    Где конкретный кейс?
    Я ожидал как минимум увидеть elk, Prometheus на дашбордах Grafana.
    Было бы интересно про использование clickhouse в работе с Prometheus.


    1. Naves
      24.04.2019 20:09

      Ну хотя бы озвучили используемый стек, и группы метрик. А не как обычно, мы купили Splunk, и теперь у нас все плохохорошо.


    1. abaderin
      26.04.2019 16:25

      Кейс — выстраивание мониторинга с нуля. Я не решал задачу наставить модного софта и нарисовать кучу красивых графиков. У меня была конкретная проблема — прошлая система мониторинга не помогала в разборе инцидентов и не уведомляла о сбоях.
      ELK, Prometheus и ClickHouse — всего лишь инструменты, и я написал почему остановил на них свой выбор и для чего использую.


  1. morozovsk
    24.04.2019 20:38

    Ожидал прочитать как вы упростили стек «Prometheus, Clickhouse и ELK» до «Clickhouse», используя PromHouse и ElasticHouse, но мои ожидания — только мои ожидания :)


    1. abaderin
      26.04.2019 16:37

      В моем случае хранение исторических данных в ClickHouse стало усложнением, а не упрощением. IMHO проще хранить предагрегированные исторические данные во втором инстансе Prometheus, в его встроенном хранилище, благо таких метрик очень мало. Или я что то неправильно понимаю?


      1. morozovsk
        26.04.2019 20:33

        В моем случае хранение исторических данных в ClickHouse стало усложнением, а не упрощением.
        Не первый раз слышу фразу «ClickHouse — это оверинжинеринг для моих задач».
        Раньше я так же думал, хотя почти каждый день на протяжении трёх лет мой коллега рассказывал насколько он хорош :) Недавно я попробовал его для своей новой задачи, потому что если складывать в другую tsdb, то она будет занимать очень много места в памяти. Из-за характера данных количество тегов было бы бесконечным и они все хранились бы в памяти.
        Благодаря несложной установке у меня получилось быстро начать с ним работу, а благодаря его интеграции в кучу продуктов (например, в IDEA или даже в adminer.php) работать с ним стало гораздо приятнее и комфортнее чем с тем же influx. Так же мне очень нравится его структура бд похожая на обычную rdbms.
        Благодаря простым и удобным графическим интерфейсам у меня пропало «туннельное зрение». В инфлюксдб я раньше вообще не залезал, ограничиваясь графаной или редкими запросами из консоли, поэтому не замечал насколько он захламлялся всякими совершенно не нужными мне метриками.
        Сейчас я не задаюсь вопросами: не много ли я пишу каких-то метрик, сколько это потом съест оперативной памяти, что место на ssd как-то не очень мног и не плохо бы это всё перенести на hdd, а надо ли мне будет потом сгруппировать по этому значению или может лучше его запихнуть в тег. Я пишу всё что хочу, очень удобно потом разруливаю с помощью materialized view и специализированных движков. И главное я всегда знаю, что на диске он будет хранить эти данные компактнее чем любое другое решение и мне в ближайшей перспективе даже думать не надо о миграции на другие продукты.


        1. abaderin
          28.04.2019 11:50

          Насчет задач, в которых количество тегов получается огромным: я с вами полностью согласен. Натолкнулся на тоже ограничение, использовав изначально influx. Собственно, из за этого и перешел на ClickHouse. Тоже очень нравится, что он потребляет мало памяти и хорошо сжимает данные на диске.
          Отлично получается хранить в нем метрики из pg_stat_statements и pg_stat_activity и логи nginx (они стали основным мотивом использования CH, исторические данные мониторинга — лишь довесок). Elasticsearch стал бы для этого очень дорогим, да и Prometheus не лучше (даже если брать хотя бы 5 самых ценных метрик, все равно для меня бы это вылилось в дополнительные 75к таймсериес с двумя репликами postgres, и это только изначально, со временем количество лейблов бы только росло).
          Возможно стоит использовать CH как основное хранилище Prometheus, но возникнет другая проблема — экспортеры в большинстве своем используют гошную клиентскую библиотеку прометея. А она хранит все лейблы в памяти. В итоге приходим к тому, что экспортеры начинают пожирать память в нереальных количествах. Вот вам простой пример: метрики о активности процессов я снимаю с помощью github.com/ncabatoff/process-exporter. Поскольку у нас все написано на php, при сборе метрик с кронов и подписчиков одного cmdline уже недостаточно (/proc/$pid/cmdline), там будет только что то типа /usr/bin/php. Надо снимать и параметры, которые в этот php переданы: путь до скрипта, параметры, ему переданные. Так вот. Если сохранять это по всем процессам в системе (просто потому, что такой конфиг писать менее запарно) — количество лейблов растет бесконечно и этот экспортер ввиду особенности, указанной выше, начинает потреблять гигабайты памяти.
          Да, можно накинуть лимит по памяти в systemd и рассчитывать на OOM с последующим рестартом. Но нет, процессу просто не выделяется память при поступлении запроса от прометея, горутину с хендлером создать не получается, сам же процесс не прибивается. Да, это достаточно паршивый пример, но аналогичная ситуация будет возникать со всеми экспортерами, количество метрик в которых растет (например github.com/percona/mongodb_exporter ведет себя аналогично, если бизнес логика вашего приложения активно использует временные коллекции).

          В любом случае, спасибо за ваш комментарий. CH действительно клевая база и я тоже планирую ее использовать и в дальнейшем.


  1. alexesDev
    25.04.2019 09:22

    Мониторить метрики приложения/бизнеса/базы можно через github.com/chop-dbhi/prometheus-sql
    «5 минут не уходили смс», «скопилось много необработанных заказов», «слишком много подключений к базе» и тп


    1. abaderin
      26.04.2019 16:29

      Я использовал github.com/wrouesnel/postgres_exporter, тоже позволяет делать кастомные запросы в базу