В последнее время появляется все больше дискуссий по поводу электромобилей и их влияния на нашу жизнь, на другие отрасли производства и на их влияние на потребление нефти. Часто утверждается, что мировое производство традиционных топливных автомобилей будет расти ещё несколько десятилетий. Однако недавно Bloomberg NEF опубликовали доклад, в котором констатировали, что производство традиционных автомобилей ( для простоты будем называть их нефтемобилями) уже достигло пика и в будущем расти не будет по причине роста продаж электромобилей. Особенную остроту этому вопросу придаёт пик потребления нефти автотранспортом неизбежно следующий за пиком продаж нефтемобилей. Подробнее с датами этих событий попробуем разобраться в статье.

Расшифровка аббревиатур из графиков
ICE – Internal Combustion Engines (Двигатель внутреннего сгорания);
PHEV – Plug-in hybrid electric vehicles (Гибриды с возможностью подключения к электросети);
BEV – Battery electric vehicles (Электромобиль);



Продажи электромобилей в этом десятилетии росли очень быстрыми темпами, и становилось очевидно, что такой рост когда-нибудь вызовет падение продаж нефтемобилей. Но когда именно человечество начнёт отказываться от автомобилей с ДВС никто не знал. Нефтяники надеялись, что продажи нефтемобилей будут расти ещё несколько десятков лет. Тем неожиданее оказалось заявление Bloomberg NEF, опубликованное в обзоре рынка электромобилей за 2019 год о том, что продажи нефтемобилей начали падать после более 100 лет роста.

Bloomberg NEF не уточняет в какой именно год случился пик продаж. Но согласно консалтинговой компании LMC Automotive в 2018 года в мире продано 94 млн. новых легковых и лёгких коммерческих (LCV) автомобилей, это на 0,5% меньше 2017 года. В 2019 году продолжилось падение на самом крупном автомобильном ранке мира, китайском. Поэтому видимо рекордным останется 2017 год.

Теперь самое важное: после пика продаж нефтемобилей должен последовать пик мирового парка автомобилей и пик потребления нефти этим парком. Исходя из среднего срока службы автомобиля примерно 12 лет, можно предположить, что мировой парк нефтемобилей будет максимальным через 6 лет после 2017 года. То есть пик потребления нефти автотранспортом может произойти в 2023 году ( эту же дату называют аналитики лондонского исследовательского центра Carbon Tracker Initiative и норвежской компании по управлению рисками DNV GL )
Посмотрим какой год прогнозирует bloomberg NEF.



Bloomberg NEF прогнозирует, что пик спроса на нефть со стороны пассажирского транспорта наступит в 2028 году, а со стороны коммерческого транспорта в 2035 году. Данный прогноз очень консервативен поскольку разница в пике продаж нефтемобилей и пике потребления нефти не 6, а 13 лет.
С математической точки зрения разница между пиком продаж нефтемобилей и пиком потребления нефти должна быть 6 лет вот почему:
Если бы срок службы автомобиля составлял несколько месяцев, то тогда пик автопарка (и пик потребления нефти) совпадал бы с пиком продаж нефтемобилей, то есть случился бы в 2017 году. Но автомобили это товар длительного пользования со средним сроком службы около 12 лет. Поэтому пик автопарка должен произойти на 6 лет позже. Если бы средний срок службы был 40 лет, то пик автопарка наступил бы через 20 лет после пика продаж. В реальности может случиться что пик автопарка случится через 5 или через 7 лет после пика продаж, но вероятность этого меньше. Максимальная математическая вероятность именно через 6 лет (половина от срока службы). Пик потребления нефти обычно совпадает с пиком автопарка во всех исследованиях, ростом энергоэффективности обычно пренебрегают. Если учитывать рост энергоэффективности, по пик потребления нефти наступит раньше пика парка нефтемобилей, то есть раньше 2023 года.


Выводы


  1. Пик потребления нефти автотранспортом наступит в течении 12-15 лет после пика продаж нефтемобилей.
  2. Возможно человечество не сможет предсказать заранее пик потребления нефти, как не смогло предсказать пик продаж нефтемобилей из-за крайне консервативных прогнозов.

P.S. Независимые исследования показывают, что пик потребления нефти автотранспортом наступит в 2023 году. Эту же дату подтверждают математические расчеты. Нефтяные компании и Bloomberg NEF утверждают, что пик потребления нефти автотранспортом случится не ранее 2030 года. Выводы по поводу независимости и объективности прогнозов Bloomberg NEF пусть каждый сделает для себя сам.
P.P.S. В ЦБ РФ считают, что пик спроса на нефть со стороны автотранспорта придётся на середину 2020-х годов, что совпадает с мнением независимых от нефтяников организаций.

Комментарии (62)


  1. xfaetas
    09.06.2019 16:54

    За последние несколько месяцев резервы нефти в США снова подобрались к рекордным отметкам как в 2016-и — и это несмотря на санкции против иранской и венесуэльской нефти, несмотря на падение экспорта нефти из РФ в связи с загрязнением нефтепровода «Дружба» и несмотря на все скоординированное ограничение добычи странами ОПЕК+.


    1. spballiance
      09.06.2019 18:17
      +1

      Резервы сша это биржевая краткосрочная спекуляция. Рост потребления не прекращался.


      1. xfaetas
        09.06.2019 19:07

        Резервы США отражают баланс спроса и предложения на реальном рынке независимо от попыток надуть цену болтовнёй об ограничении добычи.


        3 года назад обрушение цены на нефть как раз было обусловлено чрезмерно выросшими резервами.


        1. spballiance
          09.06.2019 21:28

          «Резервы» как биржевой индикатор в сша ±10 млн, суточное мировое потребление 100 млн.


          1. xfaetas
            09.06.2019 22:22

            Всё дело в дельте между производством и потреблением: дельта отрицательная — спрос превышает предложение, резервы уменьшаются, положительная — спрос ниже предложения, резервы накапливаются. Данные по резервам США — как индикатор, поскольку они открыты и США основной потребитель в силу экономики и специфики транспортной инфраструктуры.


            1. spballiance
              10.06.2019 09:01

              все дело в том, что котировки нефти на бирже не отражают в моменте стоимость нефти совершенно никак. Нефть поставляется по длинным контрактам, цена пересматривается по средневзвешенной за период и для влияния на нее 2-3 дней локального падения недостаточно. Для потребителя продуктов глубокой переработки так вообще нужны кратные изменения для ощущения изменений, ибо всякие акцизы и добавочная стоимость сильно превышает стоимость сырья


      1. hippohood
        09.06.2019 19:20

        "Резервы США" это физические объёмы


  1. fcoder
    09.06.2019 17:01
    +1

    Было бы здорово иметь в статье (либо прямо на иллюстрациях) пояснения насчёт всех этих странных аббревиатур


    1. Juma
      09.06.2019 18:54
      +4

      Не, ну действительно, график вообще не понятен, если до этого не встречался с такими аббревиатурами. Пришлось «гуглить».

      • ICE – Internal Combustion Engines (Двигатель внутреннего сгорания);
      • PHEV – Plug-in hybrid electric vehicles (Гибриды с возможностью подключения к электросети);
      • BEV – Battery electric vehicles (Электромобиль);


  1. jaiprakash
    09.06.2019 17:16

    Однако недавно Bloomberg NEF опубликовали доклад, в котором констатировали, что производство традиционных автомобилей ( для простоты будем называть их нефтемобилями) уже достигло пика и в будущем расти не будет по причине роста продаж электромобилей.
    Журналисты путешествуют во времени!


    1. pal666
      09.06.2019 20:09
      +1

      нет, журналисты просто заметили, что прогнозируемый на 2018 пик произошел в 2017 (в 2018 продажи упали)


    1. agat000
      10.06.2019 07:44

      Причём, констатировали, что это именно из-за электромобилей. Других причин нет и быть не может.
      Например изменение образа жизни, снижение спроса вообще, такси и каршеринги — это все не при чем.


      1. Goron_Dekar
        10.06.2019 08:27

        Ещё я бы добавил развитие сервисов аренды жилья, моду на работу из дома и онлайн-покупки.


  1. shalm
    09.06.2019 19:29

    Поскорее бы, хватит воздух загрязнять.


    1. lotse8
      10.06.2019 11:37
      +1

      Это как с пластиком. Защитим леса от вырубки, но загадим пластиком всю планету.
      А здесь хватит воздух загрязнять, лучше загадим отработанными аккумуляторами всю землю. Что-то не видно, чтобы Тесла или еще кто-то такими же темпами как строят электромобили, строили заводы по переработки использованных аккумуляторов.


  1. ctacka
    09.06.2019 20:08

    Интересно, на что, кроме потребления нефти, повлияет рост продаж электромобилей и снижение продаж нефтемобилей. Я слышал мнение, что электромобили нуждаются в совсем другой системе обслуживания, и потому индустрия автосервисов и продаж автозапчастей рискует сильно измениться.


    1. pal666
      09.06.2019 20:31

      да, там меньше чему ломаться, т.е. индустрия сильно похудеет


    1. cyberly
      09.06.2019 20:32

      Детали, не относящиеся к двигателю, ± те же самые. А индустрия и так уже изменилась, примерно в тот момент, когда в автомобиле всем стали рулить цифровые блоки управления. Когда-то можно было починить что угодно, обладая, грубо говоря, только комплектом гаечных ключей, а теперь — нет.


      1. pal666
        09.06.2019 20:45

        тормоза относятся к двигателю? электромобиль тормозит генератором. коробка передач относится к двигателю? электромобилю она не нужна. соответственно и сцепление заменять не надо. трансмиссия относится к двигателю? электромотор сидит на оси, а не с другой стороны машины
        +- те же самые магнитолы и стеклоподъемники, это да, это останется


        1. cyberly
          09.06.2019 21:05
          +1

          То есть на электромобилях, вы считаете, тормозные диски не ставят? Автомобиль с ДВС тоже, если что, вполне замечательно тормозит двигателем, разве что без рекуперации (но потребление топлива при этом ровно 0, компьютер отключает форсунки). Коробка передач — не то чтобы совсем не нужна. Какой-никакой редуктор там есть. Насчет «на оси» и «другой стороны машины» — поинтересуйтесь, как выглядят внутренности переднеприводного автомобиля.
          Ну и по остальным частям: амортизаторы в электромобилях какие-то другие? Рычаги подвески? Рулевая рейка? Электроусилитель руля? Кондиционер (за вычетом замены приводного шкива на электродвигатель)? Сиденья? Вентилятор печки? Стеклоомыватели? Дворники? ШРУСы? Дифференциал? Ступичные подшипники? Бамперы? Фары? Подушки безопасности? Замки и петли? Стекла? Электропомпа охлаждающей жидкости?


          1. pal666
            09.06.2019 22:56

            я ведь не сказал, что их не ставят. их не нужно менять потому что они не стираются на каждом светофоре, тормоза используются только в экстренных случаях
            водитель автомобиля с двс двигателем не тормозит, а водитель электромобиля только и делает, что тормозит двигателем. может быть это как-то связано с тем, что в двс энергию активно отбирать нечем.
            редуктор это не коробка передач
            поинтересуйтесь, почему большинство автомобилей — не переднеприводные
            ну и на сколько копеек в год вы насчитали обслуживания перечисленных стеклоподъемников и магнитол?


            1. cyberly
              10.06.2019 00:48
              +1

              я ведь не сказал, что их не ставят. их не нужно менять потому что они не стираются на каждом светофоре, тормоза используются только в экстренных случаях
              Их не «не нужно менять», а нужно менять реже. И торможение в режиме генератора эффективно работает не на любых скоростях и не при любой интенсивности торможения. А тормозную жидкость рекомендуется периодически менять вне зависимости от того, насколько интенсивно используется тормоз, потому что она со временем портится (набирает воду, из-за чего у нее падает температура кипения).

              может быть это как-то связано с тем, что в двс энергию активно отбирать нечем.
              Ну, вообще-то, вращающийся двигатель сжимает довольно-таки приличные объемы воздуха. Например, 2-литровый при 2000 об/мин за минуту прокачивает 500 литров воздуха. На воздушных компрессорах с такой производительностью стоит двигатель мощностью 3кВт. Плюс трение.

              поинтересуйтесь, почему большинство автомобилей — не переднеприводные
              Это какие, например? Я вот открываю первый попавшийся рейтинг продаж в штуках за 2019 и там почти все, что не 4WD — переднеприводное.

              ну и на сколько копеек в год вы насчитали обслуживания перечисленных стеклоподъемников и магнитол?
              В регламентное ТО помимо замен и регулировок входят всякие разные проверки, которые тоже стоят денег. В России официально электромобили не продаются, но вот например тут Nissan Leaf обошелся владельцу в $1200 CAD за 3 года:
              The LEAF required 3 brake fluid flushes (but still on original pads), 3 cabin filters and 7 tire rotations, 7 multi-point inspections, 3 HV battery reports, a wiper blade.

              А тут указывают 100-150 евро в год. Кстати, там же упоминается и другая сторона владения электромобилем (после 6 лет и 100 тыс миль владельцу нужна новая батарея за $6500):
              After about 100,000 miles, I’ll need to replace the battery for $6500. Since I take excellent care of my car, in & out, I’ll gladly pay the $6500 rather than buy a used one with an unknown history. I drive my Leaf a lot, so I’ll hit than in about 6.5 years. That adds an additional $1000 / year in maintenance (if you want to think of it that way).

              В целом, да, раза в 2 дешевле, но не копейки. И только до тех пор, пока это регламентное ТО и ничего не сломалось.


          1. Groramar
            10.06.2019 00:08

            И тем не менее, электромобиль если не в два раза, то как минимум на треть проще.


            1. cyberly
              10.06.2019 00:59

              Проще, конечно, но, на мой взгляд, утверждение про «нечему ломаться» все же довольно далеко от действительности.


              1. Groramar
                10.06.2019 01:02

                Нечему ломаться, безусловно, очень сильное утверждение. А вот то, что надежность намного выше — то скорее да. Видел сообщения, что электромобили в том числе за счет высокой надежности потеснят рынок.
                news.drom.ru/Tesla-Model-S-62104.html


                1. cyberly
                  10.06.2019 01:09

                  С одной стороны, как бы да… Единственное, что езда на Model S по Калифорнии — не тот сценарий, который я мог бы примерить на себя, причем по обоим пунктам…


            1. spballiance
              10.06.2019 07:16

              Не проще. И не дешевле. Силовая электроника удовольствие недешевое. Подвеска абсолютно та же. Ниодимовые движки плюс батарея и трансмиссия по количеству деталей ничем не отличаются от того же набора ДВС. Кроме того, стоимость владения уже давно посчитана на ADAC.de и общий километр пробега не показывает выгоды, а кое где и дороже на 30%. Многим ошибочно кажется, что владение электромобилем похоже на смартфон — нужна только розетка.


              1. Iremel
                10.06.2019 12:22

                Их еще взламывать будут. Нужно будет ставить фаерволы, антивирусы, делать бэкап, резервирование/кластер…


  1. pal666
    09.06.2019 20:39
    +1

    блумберг недооценил реальность в случае пика двс и недооценивает ее в случае пика нефти.
    чем больше нефти в год подребляет двс, тем быстрее он приходит в негодность и тем выгоднее его выбросить и заменить электромобилем. и тем сильнее его замена ударит по нефти. т.е. как автобусы с такси перейдут, так и все. а вы видели робомобиль с двс? и я не видел


    1. xfaetas
      09.06.2019 20:47

      Тут ещё логистический момент: благодаря сервисам типа Waymo существующий парк автомобилей используется теперь более эффективно и спрос на бензин падает.


    1. malyazin_2010 Автор
      10.06.2019 19:27

      Согласен, что Блумберг слишком консервативно настроен по отношению к электромобилям, но остальные прогнозы это вообще полный бред. Нефтяники например до сих пор утверждают, что электромобили не влияют на рынок авто и продажи нефтемобилей будут расти еще много лет. Адекватных неангажированных исследований я не находил. Скиньте пожалуйста, если найдете что-то отражающее реальную ситуацию.


  1. tim2018
    09.06.2019 21:25

    без АЭС электромобили — мыльный пузырь


    1. pal666
      09.06.2019 23:04

      электромобиль берет электричество в розетке, а там все электроны одинаковые. если у аэс будет какой-то шанс на место под солнцем, часть электронов будет от аэс. но пока перспективы у аэс мрачные


      1. tim2018
        09.06.2019 23:11
        +2

        АЭС — на данный момент самый чистый способ выработки сетевых объемов электроэнергии.


        1. xfaetas
          10.06.2019 07:25

          А можно источник этой информации?


  1. stalker1984
    09.06.2019 21:25
    -1

    Ох уж эти сказки (BI-аналитика) ох уж эти сказочники (маркетологи)...


  1. Groramar
    10.06.2019 00:45

    Следующую машину, надеюсь, буду искать уже либо электро либо гибрид.


    1. agat000
      10.06.2019 07:49

      Пока в нашем мерзлопопинске не появится электра, прослужившая тут пять лет — даже не задумаюсь. Только гибрид. Осталось выбрать и денег подкопить.


  1. helgihabr
    10.06.2019 10:11

    Может кто-то объяснить почему если пик продаж нефтемобилей был в 17 году, то пик потребления нефти будет 2028? Может в 2028 будет конец пика потрбления нефти нефтемобилями?


    1. malyazin_2010 Автор
      10.06.2019 10:44

      Продажи нефтемобилей падают с 2017 года, но их общее количество в мире все равно продолжает расти, потому что средний срок службы автомобиля около 12 лет ( если бы срок службы автомобиля был несколько месяцев, то тогда пик продаж нефтемобилей совпадал бы с пиком потребления нефти).


      1. helgihabr
        10.06.2019 10:50

        Т.е. к ~2028 году кол-во нефтемобилей начнет снижаться. Понял, спасибо.


  1. stanislavkulikov
    10.06.2019 10:19

    Очень красивый график. Только никого не смущает, что 85% этого графика — это прогнозируемое будущее, которое можно пытаться предсказывать, но нельзя воспринимать, как неоспоримый факт.


  1. aunoor
    10.06.2019 10:59

    Электромобили это, возможно пока, не для нашей реальности.
    Я не могу сказать как обстоят дела в крупных городах, но в том городе, где я сейчас живу, условий нет, и не предвидеться.
    Опять же возникают вопросы к заправке электромобиля. Если сейчас достаточно подъехать к заправке, потратить 15 минут и получить запас хода как минимум на 700 км, то в случае электромобиля зарядка дело не быстрое. Заряжать в месте стоянки? Но у нас стоянки, в большинстве своем, не оборудованы не то что зарядным устройством, а просто розеткой. Ставить у дома и тянуть удлинитель из окна? Это даже не смешно, особенно если вспомнить про парковочные войны во дворах.
    За городом ситуация другая. Да, там в основном нет проблем с парковкой, и, даже можно оборудовать свое зарядное место. Но появляется другая проблема: банальное отсутствие электричества. Конечно, сейчас с этим стало получше, но совсем недавно любой сильный ливень оставлял наш поселок без света как минимум на сутки.
    А если возникнет желание прокатится на природу? Сейчас я возьму с собой канистру бензина, и мне этого хватит что бы в случае форс-мажора вернуться к заправке. А в случае электромобиля придется брать с собой генератор?


    1. helgihabr
      10.06.2019 11:25

      Решение многих вопросов продумывается до покупки электрокаров. Если есть гараж — с зарядкой проблема отпадает. Т.к. даже зимой с печкой если запас хода снизится до 200 км — думаю, на один день этого должно быть предостаточно.
      Выезд на природу, если это не путешествие, а так на выходные, — это, зачастую, в пределах 100км.
      Т.е. 200км летом не должно вызывать беспокойств о заправке.
      Единственно, что может останавливать для загородных жителей — это клиренс, т.к. тесла седан уж очень низкая, даже не знаю как люди ездят зимой на ней. А на теслу кроссовер цена пока слишком велика.


    1. Dolios
      10.06.2019 20:54

      и получить запас хода как минимум на 700 км

      По пробкам среднечтатистический автомобиль расходует 12-13 литров на сотню. Это куда сейчас баки как минимум 90 литров ставят? :)


      1. aunoor
        10.06.2019 21:13

        Эм… Размер бака моего внедорожника — 80 литров. По трассе, в установившемся режиме, расход — 10-11 литров на 100 км. Бака хватает от Питера до Москвы.
        УАЗ 31622, 2005 г.в., с Бакоровскими баками — ~100 литров. Расход по трассе, опять же в установившемся режиме, 13 литров на 100 км. Запас хода таким образом равен около 700 км.
        Ок. Теперь возьмем пузотерку. Размер бака Лада Калина — 50 литров. По трассе,, нуу… в самом плохом варианте — 8 литров. Запас хода получается около 600 км. До 700 не дотянули, но результат все же хорош.
        И что не так то?


        1. Dolios
          10.06.2019 22:05

          Вы слово «пробки», в моем предыдущем сообщении заметили? Знаете, что оно означает применительно к дорожному движению?

          90% времени большинство автовладельцев едут по городу, а не по трассе. А когда они выезжают на трассу, они также стоят пробках. Например, в субботу я 5км по трассе ехал 1 час и 5 минут. Расход при этом был более 13 литров. И это седан. В городе пробки аналогичные каждый день. Размер бака 50 литров. 350км-400км получается, что сопоставимо с пробегом электромобиля.


          1. aunoor
            10.06.2019 23:02

            Ну сравнивать расход по пробкам конечно странно, но если «в интернете опять кто-то не прав», то давайте по рассуждаем…
            Начнем с того, о каком седане мы говорим? Я так понимаю у вас Oldsmobile Cutlass Colonnade четвертого поколения с Rocket 350 V8 под капотом? Ну тогда радуйтесь такому скромному расходу. А может, у вас ЗАЗ 968М? Ну тогда срочно в сервис, у вас похоже дырка в баке.
            Вы в курсе что расход в городском цикле сильно зависит от манеры езды, от текущего сезона, от погоды в конце концов? Ведь следуя вашей методике, можно вообще завести машину с утра, оставить ее работать целый день, а вечером проехать пару километров и заявить, что расход составил, образно говоря, 30 литров на сотню.
            Вы зачем то зацепились за 700 км, которые являются моим частным случаем, для моего автомобиля, но абсолютно проигнорировали все остальное, в частности отсутствие зарядных станций. Еще раз: появись у меня внезапно во владении электромобиль, то пользоваться бы я им не смог, потому что заряжать мне его попросту негде.

            P.S: А диагностику машине проведите, жрет она многовато на 5 км. Ну или кондей не включайте тогда для экономии. Бензин нынче дорог. :(


            1. Dolios
              11.06.2019 00:17

              Ну сравнивать расход по пробкам конечно странно

              Почему это странно, если большую часть времени я езжу по пробкам, как и большинство автоаладельцев?

              Вы в курсе что расход в городском цикле сильно зависит от манеры езды,

              Манера езды в пробке одна: тронулся, проехал 2 метра, остановился. Давайте вы не будете рассуждать о том, о чем не имеете никакого понятия?

              Вы зачем то зацепились за 700 км, которые являются моим частным случаем

              Когда речь идет о рынке автомобилей, ваш частный случай никому не интересен. Интересен массовый сегмент. И массовый автолюбитель в большинстве своем живет в городе и тупит в пробках каждый день. Но вы упорно полагаете, что мир вращается вокруг вас.
              И вот этот самый массовый автолюбитель по современному мегаполису имеет сопоставимый пробег на бензиновом седане с одного бака и на электромобиле с одной заправки.

              А диагностику машине проведите, жрет она многовато на 5 км.

              Иксперта сразу видно. А вы не лечите по интернету, случаем?


              1. spballiance
                11.06.2019 08:34
                -1

                Электромобиль в пробке тоже не нулевое потребление. Частые разгон и торможение так же уменьшают запас хода. 300 км на электромобиле ощущается так же, как разряжающийся к середине дня телефон и постоянный головняк где зарядить.

                Помимо всего прочего, стоимость покупки владения Лифом сравнима со стоимостью владения базовым Range Rover Evoque, а это, простите, как сравнивать онанизм и секс.


                1. Dolios
                  11.06.2019 08:44

                  Уменьшают, но при торможении у электромобиля есть рекуперация. И пока он стоит, он энергии почти не расходует.

                  300 км на электромобиле ощущается так же

                  Вы больше 300 километров ежедневно проезжаете? Вы таксист?


                  1. spballiance
                    11.06.2019 09:51

                    Смешной вы. Если человек богатый — украл, если пробег под 300 — таксист, если за собой следит — гомосексуалист. Как же легко жить в мире ярлыков…

                    Вторую часть сообщения вообще не заметили? Кататься на микромашине по цене премиум?


                    1. Dolios
                      11.06.2019 09:57
                      +1

                      Смешной вы. Если человек богатый — украл, если пробег под 300 — таксист, если за собой следит — гомосексуалист. Как же легко жить в мире ярлыков…

                      Это вы странный. Какте-то свои комплексы в голову собеседника вкладываете и сметесь.

                      Вторую часть сообщения вообще не заметили?

                      Она не относится к обсуждаемому вопросу. Попытка сменить тему разговора называется демагогией.


                      1. spballiance
                        11.06.2019 10:55

                        Она не относится к обсуждаемому вопросу

                        еще как относится. Мы обсуждаем потребительский товар с конкретным набором свойств. Комфорт, пробег и стоимость владения — основные факторы


                        1. Dolios
                          11.06.2019 12:08

                          Я не знаю, что и с кем вы там обсуждаете (вас там много?) я писал исключительно про пробег всю дорогу.


                1. cyberly
                  11.06.2019 11:00
                  +1

                  В пробке энергии на разгон и торможение тратится — ниочем. Весь расход — на собственные нужды. ДВС на холостых тратит 1-2 литра в час. Электромобиль, по идее — только на климат. Летом, скорее всего, ДВС будет в уверенном пролете по энергоэффективности (вряд ли на климат нужно больше 1-2 кВт), при морозе за 30 — возможно, уже нет (потому что тепловые насосы при таких вводных обычно имеют весьма печальный КПД при том что необходимая мощность отопления возрастет).


  1. striver
    10.06.2019 13:29

    Снижение рынка автомобилей — один из индикаторов прошлых кризисов. То, что электромобили оттянули часть, это не значит, что они были причиной.


    1. spballiance
      10.06.2019 13:47

      снижение может идти по разным причинам
      1) насыщение рынка, кто хотел — тот купил
      2) увеличение срока службы
      3) увеличения стоимости владения транспортом вообще — превращение автовладельца в дойную корову и козла отпущения


      1. striver
        10.06.2019 14:04

        Есть рост населения, есть мировой рост ВВП, как правило, это подтверждается ростом автомобилей, особенно личных. Да, большое падение было еще за счет КНР, там очень сильно насели на внедрение электромобилей, уже более 5%. Возможно, с учетом ожиданий и недостаточного производства электромобилей, снизился общий спрос, ибо решили подождать именно электромобиль. Но, это Китай и их партия, которая сказала — надо.


        1. spballiance
          10.06.2019 14:59

          мегаполисы давно в насыщении и не демонстрируют рост авто. Эффект низкой базы Китая и африканских стран тоже не бесконечен в силу существенного расслоения по доходам, а рост населения это в первую очередь неплатежеспособная беднота


          1. striver
            10.06.2019 15:41

            Мегаполисы. Да, в центре агломерации можно и без автомобиля. Но, пригород, в основном с автомобилем. Ибо очень неудобно. Африку даже и не рассматривал. Китай растет, он рос даже в кризис 2008-го, да сейчас не так быстро, к тому же там пролетариат стал чуть богаче, и засматривается в сторону личного автомобиля, еще… как бы спрос огромный, номера выдают в ограниченных количествах, играют в лотерею. Для электромобилей, на днях, эту лотерею отменили, то есть начали выдавать без ограничений. Основные автомобильные рынки — есть рост населения, да, в ЕС, есть сложности. Да и в рамках ЕС делаются усилия для внедрения ОТ как можно больше.


            1. spballiance
              10.06.2019 16:47

              Ограничения по номерам в китае только в паре городов. Не существенно