Содержание


  1. Что такое тензор и для чего он нужен?
  2. Векторные и тензорные операции. Ранги тензоров
  3. Криволинейные координаты
  4. Динамика точки в тензорном изложении
  5. Действия над тензорами и некоторые другие теоретические вопросы
  6. Кинематика свободного твердого тела. Природа угловой скорости
  7. Конечный поворот твердого тела. Свойства тензора поворота и способ его вычисления
  8. О свертках тензора Леви-Чивиты
  9. Вывод тензора угловой скорости через параметры конечного поворота. Применяем голову и Maxima
  10. Получаем вектор угловой скорости. Работаем над недочетами
  11. Ускорение точки тела при свободном движении. Угловое ускорение твердого тела
  12. Параметры Родрига-Гамильтона в кинематике твердого тела
  13. СКА Maxima в задачах преобразования тензорных выражений. Угловые скорость и ускорения в параметрах Родрига-Гамильтона
  14. Нестандартное введение в динамику твердого тела
  15. Движение несвободного твердого тела
  16. Свойства тензора инерции твердого тела
  17. Зарисовка о гайке Джанибекова
  18. Математическое моделирование эффекта Джанибекова


Введение


Сегодня мы завершим построение тензорных соотношений, описывающих кинематику свободного твердого тела. Так получилось, что на протяжении достаточно большого количества статей мы заново построили часть основополагающего курса теоретической механики. Данные построения, несмотря на некоторую абстрактность, полезны и с методической точки зрения, и с точки зрения того, что применительно к механике, тензорный подход, как скальпель, вскрывает истинную природу привычных нам понятий, таких как законы движения материальных тел, скорость их точек, угловая скорость, угловое ускорение. Вот об угловом ускорении сегодня и пойдет речь.

Мы всё глубже увязаем в математической матрице...


1. Ускорение точки тела, совершающего свободное движение. На сцену выходит угловое ускорение


В статье, посвященной тензорному описанию кинематики твердого тела мы получили, что компоненты скорости точки тела, совершающего свободное движение в связанной системе координат определяются соотношением

image

где image — компоненты вектора скорости полюса в связанной системе координат; image — тензор угловой скорости. Верхний индекс в скобках означает, что компоненты этого тензора представлены в связанной системе координат.

Чтобы получить ускорение, во-первых, перейдем в базовую систему координат — дифференцирование в ней будет выполнять намного проще. Но так как преобразование поворота задано у нас для контравариантных компонент векторов, прежде всего поднимем индексы в (1)

image

а уже потом, применим к (2) прямое преобразование поворота

image

и теперь продифференцируем (3) по времени и получим выражение контравариантных компонент ускорения точки тела

image

где image — контравариантные компоненты ускорения полюса в базовой системе координат

Для интерпретации результата придем к тому от чего начинали путь — к связанной системе координат и ковариантным компонентам

image

Последнее выражение в цепочке преобразований содержит множитель

image

— тензор угловой скорости, поэтому

image

— конвариантные компоненты ускорения точки M твердого тела при свободном движении. Теперь постараемся вникнуть в смысл составляющих ускорения (5). Во-первых рассмотрим последнее слагаемое, тензор угловой скорости в котором можно расписать через псевдовектор угловой скорости

image

и, совершенно очевидно, что производная от тензор угловой скорости представляется через некоторый псевдовектор image, равный производной по времени от псевдовектора угловой скорости

image

Из курса теоретической механики известно, что производная от угловой скорости называется угловым ускорением тела. Значит (7) — угловое ускорение. Обычно угловое ускорение принято обозначать другой буквой, которая в LaTeX-нотации записывается как \varepsilon. Но это обозначение у нас «утащил» тензор Леви-Чивиты, поэтому будем использовать символ \epsilon который выглядит не слишком впечатляюще, но не менять же нам систему обозначений из-за подобной мелочи?

Исходя из вышесказанного делаем вывод, что производная по времени от тензора угловой скорости есть антисимметричный тензор углового ускорения

image

для обозначения которого возьмем букву \xi, стилистически напоминающую \varepsilon. Исходя из (8), последнее слагаемое (5) эквивалентно

image

или, в векторном виде

image

где image называют вращательным ускорением точки тела.

Теперь обратимся ко второму слагаемому (5). В нем распишем тензор угловой скорости через псевдовектор image

image

Здесь мы видим двойное векторное произведение. Действительно, ведь

image

контравариантное представление вектора скорости точки M относительное полюса, которое участвует в последующем векторном умножении на угловую скорость слева. То есть, второе слагаемое — это осестремительное ускорение точки тела

image

таким образом мы получили известную из курса теоретической механики формулу

Ускорение точки тела при свободном движении равно геометрической сумме ускорения полюса, вращательного ускорения точки вокруг полюса и осестремительного ускорения точки вокруг полюса

image



Ну и, наконец, первое слагаемое в (5) можно расписать через криволинейные координаты полюса, как это делалось в статье, посвященной кинематике и динамике материальной точки

image

и мы получаем, в самой общей форме, ускорение точки тела при свободном движении

image

Ускорение (10) представлено в собственной (связанной с телом) системе координат. Данное выражение носит самый общий характер, а подход, с помощью которого мы к нему пришли позволяет нам выяснить истинную природу и соотношения между привычными нам кинематическими параметрами движения. В этом теоретическое значение (10).

Практическое значение полученной формулы таково, что оно ещё на один шаг приближает нас к получению уравнений движения твердого тела в обобщенных координатах.

2. Формальное выражение для вычисления углового ускорения через тензор поворота


Для начала вычислим тензор углового ускорения

image

Таким образом тензор углового ускорения определяется уже и второй производной тензора поворота. С другой стороны, пользуясь определением тензора углового ускорения (6), мы можем получить выражение для псевдовектора углового ускорения

image

Ну и, подставляя (12) в (11) мы получаем окончательно

image

Выражение (13) выглядит эффектно, и может быть использовано, например для того, чтобы выразить проекции углового ускорения на собственные оси через углы ориентации твердого тела (Эйлера, Крылова, самолетные углы и т.д.). Но по большей части оно носит теоретический характер — да, вот, смотрите, как угловое ускорение связанно с матрицей поворота.

Если же мы попытаемся получить псевдовектор углового ускорения через параметры конечного поворота, пользуясь (13), то этот путь сложно будет назвать оптимальным. Помните, сколько мы провозились с тензором угловой скорости? То-то же! А здесь можно, в принципе, обойтись и без СКА, достаточно обратится к формуле (7) и материалу статьи о псевдовекторе угловой скорости

3. Псевдовектор углового ускорения в параметрах конечного поворота



Согласно (7) нам достаточно только продифференцировать псевдовектор угловой скорости, который выражается через параметры конечного поворота следующим образом

image

и мы получим угловое ускорение. Это можно выполнить и вручную

image

Выражение (15) можно слегка упростить. Во-первых, его второе слагаемое равно нулю, так как содержит свертку тензора Леви-Чивиты с одним и тем же вектором по двум индексам, что эквивалентно image. Во-вторых, можно привести подобные слагаемые, и мы получаем окончательное выражение

image

Теперь, пользуясь (8) от (16) можно перейти и к тензору углового ускорения, но мы этого не будем делать. Действия которые надо выполнить тривиальны, получаемое выражение будет достаточно громоздко. Для практических целей нам достаточно и формулы (16).

Если ось вращения не меняет направления, то производные орта оси вращения обращаются в нуль. Такое возможно при вращении вокруг неподвижной оси и при плоскопараллельном движении. Тогда вектор углового ускорения выглядит тривиально

image

что дает то определение вектора углового ускорения, которым преподаватели теормеха (в том числе и я), потчуют студентов. Кроме того, из последней формулы хорошо видно, что направление этого вектора непосредственно зависит от ориентации базиса системы координат, а значит и положительного направления поворота в ней. Это хорошо иллюстрирует тот факт, что вектор углового ускорения — псевдовектор.

Выводы



Формулы (10), (14) и (16) являются последними соотношениями, которыми замыкается построение кинематики твердого тела в произвольных координатах. Мы прошли большой путь — пользуясь аппаратом тензорного исчисления заново построили всю кинематику твердого тела.

Но мы не коснулись главного — каким образом удобно задавать положение тела в пространстве, какие выбрать параметры? Как связать эти параметры с кинематическими характеристиками движения твердого тела?

Казалось бы, чем плохи параметры конечного поворота? Они плохи тем, что вырождаются при значении угла поворота равном нулю. Вспомним, как задается тензор поворота

image

Обнулив в этом выражении угол поворота мы придем к выражению

image

Мы получили что тензор поворота представляется единичной матрицей. Что в это плохого, нет поворота, тождественное преобразование? Плохо то, что из такого тензора поворота невозможно получить компоненты орта оси вращения. При интегрировании динамических уравнений движения такой фокус приведет к обрушению численной процедуры.

Для построения моделирующих систем необходимо брать параметры не претерпевающие вырождения. К таковым можно отнести сам компоненты тензора поворота, но их девять. Плюс три координаты полюса. Итого — 12 параметров, характеризующих положение тела в пространстве. А число степеней свободы твердого тела — шесть. Таким образом шесть компонент тензора поворота являются зависимыми величинами, что раздувает порядок системы уравнений движения ровно в два раза.

Исходя из этого соображения, параметры конечного поворота более выгодны — их четыре. И есть лишь одно уравнение связи

image

и если бы не вырождение при image их можно было бы использовать.

Однако, невырождающиеся параметры, с помощью которых можно описать ориентацию твердого тела в пространстве есть, и они непосредственно связаны с параметрами конечного поворота. Это параметры Родрига-Гамильтона, о которых мы поговорим в следующей статье.

Благодарности


При подготовке данной статьи, для ввода формул, использован ресурс, созданный пользователем parpalak. В связи с этим хочу поблагодарить его за создание и поддержку такого полезного сервиса.

Ну и, традиционно, благодарю за внимание своих читателей!

Продолжение следует...

Комментарии (10)


  1. parpalak
    24.07.2015 23:44

    Спасибо за рекомендацию :) Я всё ленился написать обзор сервиса на хабре.
    А вообще приятно видеть четкие формулы на ретине.


    1. maisvendoo Автор
      24.07.2015 23:48

      SVG есть SVG. Давно перешел на этот формат (да и в принципе на «вектор») при подготовке печатных публикаций. Не хватало только в веб.

      Как вспомню, что при подготовке кандидатской обводил в MS Visio bmp-шки выдернутые из Maple, страх берет. При том что Maple поддерживает экспорт в eps. Иногда думаешь — вот знать бы тогда, что знаешь сейчас…


      1. VenomBlood
        25.07.2015 01:33

        А зачем обводить было?
        Или это внутренний перфекционист не позволял пиксели публиковать? (очень знакомое чувство)


        1. maisvendoo Автор
          25.07.2015 01:48

          внутренний перфекционист

          Именно он. Хотелось сделать красиво


          1. VenomBlood
            25.07.2015 01:50

            Вот это реально сила воли. Прямо восхищение.


            1. maisvendoo Автор
              25.07.2015 01:57
              +1

              Я всё проклял тогда, и дал себе слово, что в докторскую графики буду гнать прямо из логов с результатами расчета прямо в «вектор». Вот в этом году за первый год отчитывался, и графики в презентации строил уже автоматически, о чём даже писал здесь


    1. VenomBlood
      25.07.2015 01:38
      +6

      Я вообще несколько удивлен что ТМ на Habrahabr/Geektimes до сих пор не прикрутила какой-нибудь JS рендерер tex'а или аналогичный бекенд (хранилище картинок у них уже есть, можно складывать туда). Хотя вроде было как то год-два назад предложение, но, видимо, проигнорировали. А писать прямо в тексте формулы было бы гораздо удобнее чем постоянно копировать картинки с другого сервиса.

      Add: Призову, пожалуй, deniskin/Boomburum


      1. maisvendoo Автор
        25.07.2015 01:54
        +1

        Да вот я как-то приводил пример того, как проблема формул решается на dxdy.ru. Причем у них широко распространенный форумный движок phpBB.


      1. parpalak
        25.07.2015 09:54
        +1

        Мне не нравятся JS рендереры типа MathJax, потому что они делают одну и ту же работу по отрисовке каждый раз на всех компьютерах и мобильных. К тому же, MathJax содержит ограниченный набор команд.

        Я за вариант, когда формулы идут прямо в тексте, вот так: $$x^2$$. И потом JS подменяет их на svg- или png-картинки в зависимости от поддержки браузером.

        Кстати, вы подкинули мне интересную идею развития сервиса — разрешить вводить не одну формулу, а целый текст, после чего сразу отдавать html-код сразу со всеми подставленными картинками.

        Еще замечу, что в самом сервисе по сути ничего сверхъестественного нет. Главное — выбрать инструменты и правильно их связать. Я выложил код на гитхаб, так что ТМ может его форкнуть.


      1. KvanTTT
        25.07.2015 14:55

        И не только от тебя было такое предложение. Но руководство, видимо, занималось более «важной» работой по переносу хабов

        Примечательно еще то, что рекомендуют использовать внешние инструменты для написания статей вместо внутреннего редактора хабра.