На московских улицах появились первые беспилотные автомобили «Яндекса». В тестовом режиме они курсируют по четырем маршрутам, а еще несколько десятков авто ждут разрешения на выезд. Всего же до конца года компания планирует выпустить сотню автономных машин на дороги Москвы и других территорий.

Как сообщает информагентство ТАСС, автомобили «Яндекса» соответствуют четвертому уровню автономности. В соответствии со стандартами организации SAE International, которая устанавливает эти уровни, машины полностью автономны, но могут ездить только по заранее заданной маршрутной сетке. За исключением каких-то особых обстоятельств, участие водителя в работе автомобиля не требуется, хотя он будет всегда находиться в машине, чтобы взять на себя управление. Сейчас, по информации «Яндекса», компания работает совместно с Минпромторгом и МВД над упрощением сертификации автономных машин. Это позволит вывести на дороги больше беспилотных авто.

Пока беспилотные автомобили тестируются на четырех локациях столицы. Это МКАД и третье транспортное кольцо, вылетные магистрали, районы Коммунарка, Ясенево и Бутово, а также центр города. В компании рассчитывают, что в самое ближайшее время это тестирование определит экономическую целесообразность использования беспилотных технологий.

Эксперимент по запуску автономных машин проходит с одобрения правительства: соответствующее постановление подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года. Документ гласит, что эксперимент будет проходить на дорогах Москвы и Казани. Рассчитан этот эксперимент на три года, а по его итогам будет принято окончательное решение о повсеместном использовании беспилотных автомобилей.

Помимо запуска беспилотников, у «Яндекса» на этот год большие планы. Компания собирается запустить собственную линию производства еды и рекомендательный сервис «Эфир». Об этом говорили на конференции YaC 2019, которая прошла в мае. Тогда же «Яндекс» представил элементы для умного дома под управлением голосового помощника Алисы.

Тем временем, сегодня Елена Бунина, гендиректор ГК «Яндекс», на прямой линии с президентом страны Владимиром Путиным задала вопрос о регуляции беспилотных технологий.
«Сейчас у нас технология беспилотного вождения одна из самых лучших в мире. Но есть проблема регуляторики, правового законодательства. В Америке уже 1400 машин курсируют по дорогам. Мы сегодня вывели первые пять. У нас очень длинные процедуры. Может ли государство сделать правовые режимы на шаг вперед относительно других стран, чтобы мы могли прорываться и быть круче всех?»

«Сам хочу. Но мы должны учитывать особенность нашей страны. Там, где русскому хорошо, там немцу может быть смерть, и наоборот. Сейчас можно, например, без подготовки разрешить беспилотные летательные аппараты, которые будут доставлять почту, как в других странах. И кто-то может воспользоваться этой услугой, а те, у кого нет денег, будут посматривать все время в небо, не упадет ли что-нибудь на голову. Поэтому все должно быть подготовлено. Хотя темпы должны быть другими, они должны быть прорывными, здесь я полностью согласен», — заявил президент.

Комментарии (71)


  1. Malignus
    20.06.2019 15:03
    -7

    То есть американского опыта по летальным авариям мало и ждём наших прецедентов?
    Как, интересно, будут у нас эту проблему решать? Или уже решили? Хотелось бы знать.
    Очень хочется увидеть больше беспилотников на наших дорогах.


    1. baragol
      20.06.2019 15:07
      +6

      Эту тему уже поднимали под каким-то из постов про беспилотники. Суть, короче, в том, что аварии и смертельные случаи все равно будут, потому что человеческий фактор есть даже там, где работают роботы. Ведь роботов делали люди. И во время работы их окружают люди. Другое дело, что если перевести весь парк тачек на беспилотное управление, есть нехилый шанс, что процент смертельных случаев снизится.


  1. zerocool056
    20.06.2019 15:09
    +4

    неужели все же поедем на беспилотниках? Думал что это застанут уже только мои дети. Яндекс все же повод гордиться какими-либо достижениями на фоне других стран… Круто че)


    1. Javian
      20.06.2019 15:17

      Роскосмос обещал беспилотный трамвай ;) Тоже беспилотник из серии «могут ездить только по заранее заданной маршрутной сетке».


      1. zerocool056
        20.06.2019 15:21

        ахахаха огонь! вот это достижение! лишь бы на остановках все было хорошо.


        1. baragol
          20.06.2019 15:23
          +3

          arttom даже с разрабами трамвая общался: habr.com/ru/post/440258


        1. REPISOT
          20.06.2019 16:26
          +1

          Не. На остановках его будут останавливать кондукторы. И стрелки ломом переводить — тоже.


          1. Daemonis
            20.06.2019 17:28
            +2

            Стрелки ломом будет переводить робот Федор :)


            1. Baigildin
              20.06.2019 22:36

              Ну хоть не Борис.


          1. namikiri
            20.06.2019 18:02

            Ваши шутейки напомнили мне это видео.


            1. tvr
              20.06.2019 18:05

              Не. На остановках его будут останавливать кондукторы.

              А между остановками кондуктор будет обязан идти перед беспилотным трамваем с красным флажком на ломе, дабы пилотные ТС не пугались и не шарахались в стороны.


    1. Yuriy_krd
      20.06.2019 15:30

      Думаю, что мы с Вами только на беспилотных шаттлах-маршрутках, например, внутри аэропортов, покатаемся. Слишком много нужно сделать (с технической точки зрения, юридическую даже не учитываю), чтобы машины смогли ездить более-менее свободно.


      1. dipsy
        20.06.2019 15:59

        Более-менее они уже ездят. Нужны вменяемые дороги, а не как сейчас (везде кроме столиц). Чтобы полосы ширины по гост, а не 2,5 полосы, в которых едут в 4 ряда, потому что могут и потому что пробка. Асфальт нужен без ям, разметка. Светофоры яркие, светодиодные. В случае чего нестандартного машина встает на аварийку, подключается удаленный оператор-человек, разруливает ситуацию, заодно и часть водителей бывших пристроим.


        1. Yuriy_krd
          20.06.2019 16:19
          -1

          Так я все это и имел ввиду. Наличие ровных дорог, нормальной разметки (а не 5-10 различных вариантов, из которых N-1 закрашены так, что с водительского места виден такой трэш, что едешь уже «по приборам», а не по разметке), инфраструктура. Я очень много езжу по России на машине, и не уверен, что в ближайшие 50 лет машины на автопилоте смогут выбраться из Москвы, СПб и Иннополиса наружу. И я очень скептически смотрю на пост zerocool056 о том, что 99% времени из Москвы в Казань автопилот ехал сам именно потому, что я прекрасно знаю трассу М7.


          1. zerocool056
            20.06.2019 16:41

            ну по крайней мере пока пишут и говорят вот так:
            auto.vesti.ru/news/show/news_id/696882
            сам я там свечку не держал, но в прошлом году катался на этом автомобиле на YaC (даже значок дали «первый водитель беспилотника», в тот день давали всем кто очередь отстоял и прокатился)


            1. dipsy
              21.06.2019 12:51

              первый водитель беспилотника
              а не «пассажир»?


              1. zerocool056
                21.06.2019 12:53

                Точно! правда на тот момент разницы не было)


        1. wikipro
          20.06.2019 20:49
          +2

          Вы мало едите по России, федеральные автотрассы отличные, в регионах зависит от руководства. В Белгородской области дороги не хуже чем в ЕС. В МСК спрос будет т.к. многие женщины боятся ездить с нелегалами. + ночью вечером пробок почти нет. На сложные маршруты можно робота просто не присылать.


          1. ad1Dima
            21.06.2019 06:15

            на сложных маршрутах робот как раз вряд ли поворот пропустит


          1. Yuriy_krd
            21.06.2019 07:37

            В Белгородской области, верю, что дороги отличные. И у меня в Краснодарском крае дороги отличные. И на Питер дороги великолепные. А вот крайне рекомендую проехать по М5, М7, М8 — Вы будете очень удивлены их качеством в негативном ключе. Так что не надо мне говорить о качестве федеральных автотрасс. Все дороги, которые расположены восточнее линии Краснодар — Архангельск и до Байкала мной очень хорошо изъезжены.


    1. vsb
      20.06.2019 16:21

      В крупных городах поедете. На 100% — не факт, что даже ваши дети застанут.


  1. Malignus
    20.06.2019 15:14

    Без сомнения летальные случаи будут всегда. Мне интересно, кого будут сажать. А сажать будут, так как по другому у нас не умеют. Или запретят беспилотники, что печально, но более чем реально.


    1. hokum13
      20.06.2019 17:45

      Мне интересно, кого будут сажать
      Мне вот тоже интересно.
      Да, у внедряемых сейчас ИИ аварийность может быть ниже человеческой. А значит, казалось бы минимальные жертвы можно простить.
      Вопрос в том, что будет, когда очередной разработчик перепутает знак в программе и авто вместо избегания аварий будут их совершать умышленно? А в связи с отсутствием ответственности за действия ИИ это обязательно произойдет из-за отсутствия мотивации (мы же не в мире Ефремова живем, с безупречно гуманными людьми).


      1. Whuthering
        20.06.2019 18:29
        +2

        Вопрос в том, что будет, когда очередной разработчик перепутает знак в программе и авто вместо избегания аварий будут их совершать умышленно?
        А как сейчас эта проблема решается, например, в авиации, где теоретически из-за ошибки в коде автопилот может направить лайнер с сотней людей в гору или в любой другой объект?


        1. hokum13
          20.06.2019 19:55
          +2

          Судя по всему ни как. 2 Боинга упало, а президент страны-производителя отмазывает компанию производителя. И эта практика отвратительна.


          1. iproger
            20.06.2019 21:56

            За ошибки не сажают.


            1. hokum13
              20.06.2019 23:54

              Зависит от Вашего положения в обществе.
              Те, кто сидят по 109 УК РФ Вам это подтвердит.
              С другой стороны масса примеров того, как не то что за ошибку, а за умышленное преступление представителей элиты не сажали (вторая авария боинга вполне может трактоваться как умышленное преступление, т.к. об ошибке знали, но полеты не прекратили). А владельцы авиа- и авто- заводов — однозначно представители этой самой элиты.

              И да, применять мерки авиапрома не корректно.
              Во-первых потому, что у летчиков достаточно времени (обычно) для исправления ситуации (в пример недавнее крушение суперджета — пилоты успели, другой вопрос насколько эффективно), в отличии от водителей, у которых и сейчас на экстренные ситуации реакции не хватает.
              Во-вторых потому, что автотранспорт перевозит несоизмеримо больше людей и сталкивается с гораздо большим числом аварийных ситуаций, что в случае появления бага в прошивке приведет к тысячам жертв практически единовременно. За подробностями добро пожаловать в творчество И.Азимова.


        1. geher
          20.06.2019 22:54

          Сейчас эта проблема (проблема ответственности за катастрофу) решается по двум направлениям.


          1. Выплачиваются компенсации семьям погибших и пострадавшим (если такие вдруг случатся) (страховка, иски от родственников, могут быть выплаты от государства).
          2. Если самолет в ходе расследования признается небезопасным (а иногда по одному лишь подозрению), все экземпляры проблемной модели снимают с полетов до устранения недостатков (а это большие убытки для производителя и авиакомпаний).
            Теоретически, если вдруг докажут вину конкретного человека (злой умысел, халатность), посадят, но это маловероятно.
            Короче, все сводится практически к денежным компенсациям, штрафам и другим способам нанесения убытков владельцам, производителю и страховым компаниям.


          1. vtc
            21.06.2019 22:44

            Как по мне — так ответственным в этом случае должен быть владелец компании (или все акционеры), главный директор и главный конструктор. При любом раскладе… Тогда с этим будет порядок.


    1. ks0
      20.06.2019 17:51

      Зачем сажать?! Ну источник повышенной опасности. Ну застрахован. Руля нет, педалей нет. Автопилотное ОСАГО есть. Умысла нет, неосторожности нет. Техосмотр пройден. Свободен. Много ДТП — дорожает ОСАГО для автопилотной модели, вплоть до неконкурентноспособности на рынке.

      А вот готовы ли к этом все эти яндексы, гуглы, и теслы, очень большой вопрос. Я думаю нет. Им хайп нужен. А рыночного продукта нет, и сомнительно что будет.


      1. Whuthering
        20.06.2019 18:31

        Им хайп нужен. А рыночного продукта нет, и сомнительно что будет.
        Никто не вкладывает большие деньги в хайп, если потом этот самый хайп нельзя будет монетизировать продажами продукта.


        1. wikipro
          20.06.2019 20:54
          -1

          Маск у удалось… он в основном зарабатывает продавая акции Теслы, а не сами Теслы :)


    1. geher
      20.06.2019 17:56
      -2

      Сажать будут либо кого-то из производителей (от сборщика до владельца конторы по сборке), либо владельца.
      Еще вариант — все переведут на деньги и будут просто автоматом брать с владельца или его страховой условный лям за смертельный случай и сотню тысяч за ранение (как вариант — полная оплата лечения, выплата в зависимости от тяжести повреждений).


  1. ya_ka
    20.06.2019 15:19

    Их до этого уже тестили где-то, прежде чем выпускать на оживленные магистрали Москвы? На всякий случай для себя решено в ближайшее время МКАД и ТТК на личном авто избегать)


    1. baragol
      20.06.2019 15:19

      Тестили в качестве такси в Сколково и Иннополисе


    1. zerocool056
      20.06.2019 15:22

      Машина яндекса доехала до Казани, 99% времени сама. Тестили и в городе недалеко от офиса, и в снежное время. Думаю там нет цели как угодно, абы что выпустить на дороги, мол «потом допилим», ибо прекрасно понимают последствия и ответственность.


      1. TerraV
        20.06.2019 15:37
        +1

        Движение в городе несравнимо сложнее трассы. Вне зависимости от того насколько продвинут автопилот, смерть человека это вопрос времени. Разумно сравнивать количество километров на 1 аварию/смерть при автопилоте и человеческом управлении. Есть мнение что автопилот на ДВС реализовать сложнее в силу технологической сложности автомобиля и множества нелинейностей. С точки зрения баланса интересов было бы неплохо выделить под автопилоты отдельную область. Москва с точки зрения дорожной ситуации один из сложнейших городов в России (насколько я понимаю).


        1. zerocool056
          20.06.2019 15:50
          +1

          На счет сравнения чел/км абсолютно согласен. и почему-то уверен что автопилоты будут в соти раз безопаснее, если смотреть на смертность на дороге сейчас это ужас, вопрос как Вы и сказали в отдельной области для тестирования. Это прям проблема и в целом все равно не будет такого что раз и все на беспилотниках, проблема будет взаимодействия таких авто с транспортом который по прежнему управляется людьми.


          1. ad1Dima
            20.06.2019 16:17

            "проблема будет взаимодействия таких авто с транспортом который по прежнему управляется людьми"
            Собственно поэтому на беспилотники и повесили знак "А"


    1. TiesP
      20.06.2019 19:43

      Тестили, в Лас-Вегасе… без страхующего водителя за рулём


  1. androidt1c
    20.06.2019 16:26

    На каких маршрутах они ездят? Хочется покататься, заглянуть, так сказать, в будущее!


  1. zzakirow
    20.06.2019 16:26
    +4

    Но мы должны учитывать особенность нашей страны. Там, где русскому хорошо, там немцу может быть смерть, и наоборот.

    Ну, что за бред он несет.


    1. REPISOT
      20.06.2019 16:34

      Ну, менталитет надо учитывать. Я вот предвижу одну уязвимость, связанную с человеческим фактором. Насчет автомобилей вряд ли, а вот с трамваем вполне прокатит. Как только выпустят трамвай именно без водителя. На рельсы выходит какой-нибудь «школьнег». Трамвай останавливается и стоит. Прогнать его никто не может, потому что водителя с монтировкой и ласковым словом нет, а двери вне остановки не открываются.
      Ваши действия?


      1. Xtray
        20.06.2019 16:55
        +1

        Кнопка (рычаг) экстренного открытия дверей (окон) все равно должна присутствовать, очевидный же кейс.


        1. osmanpasha
          20.06.2019 17:17
          +1

          Вот с учётом нашего менталитета кнопка будет на замке, пломбе, и срывать её можно будет только в случае землетрясения, и то не факт)


      1. zerocool056
        20.06.2019 17:11

        Думаю что весь беспилотный транспорт будет иметь возможность управляться удаленно, как раз на случай когда требуется вмешательство человека, а его на месте нет. Из этого «плюса» вытекает минус, все как в кино — можно будет что-то взломать и получить контроль над транспортом)


        1. TerraV
          20.06.2019 17:27

          На рельсы выходит какой-нибудь «школьнег». Трамвай останавливается и стоит.

          Думаю что весь беспилотный транспорт будет иметь возможность управляться удаленно

          То есть вы предлагаете удаленно перехватить управление трамваем и давить больного ублюдка, так?


          1. geher
            20.06.2019 18:06
            +1

            То есть вы предлагаете удаленно перехватить управление трамваем и давить больного ублюдка, так?

            Зачем так грубо? На место происшествия трамвай самостоятельно вызывает полицию, которая обрабатывает "школьнега" подзатыльниками и относит к родителям, которым впаивается солидный штраф (простой трамвая — это много), выливающийся в неспособность "школьнега" некоторое время сидеть.


            1. TerraV
              20.06.2019 18:35

              Совершенно верно, не надо решать то что проблемой не является. Как сейчас перед трамваем может встать авто с хоть это и запрещено так и в будущем это обычный кейс. Полиция + кодекс об административных правонарушениях


            1. REPISOT
              20.06.2019 20:43

              Аха, вызывает полицию. Все ждут полчаса, все опаздывают на работу, полиция не приезжает (не убивают же). Дальше?


              1. geher
                20.06.2019 23:22

                Все ждут полчаса, все опаздывают на работу, полиция не приезжает (не убивают же). Дальше?

                Чем больше ждут, тем больше штраф родителям придет.
                И полиция свое огребет за игнорирование вызова (все будет задокументировано, от видеозаписи и всякой биометрии стоящего "школьнега" до оформленного вызова полиции с приложенными доказательными материалами)


                1. Yuriy_krd
                  21.06.2019 07:52

                  К сожалению, с учетом менталитета, не уверен, что будет работать… Ведь вызовы полиции и сейчас документируются. И в журналах, и звонки на носители пишутся (раньше — магнитофоны, сейчас, думаю, что-то из мира СХД). А эти «товарищи», все равно, не спешат приезжать. Это при том, что несколько лет назад кто-то из высших чинов клялся и божился, что теперь, например, инспекторы ГИБДД будут приезжать на место ДТП за 15 минут. А чем кончилось? Сами оформляйтесь, и приезжайте в пункт, где сидят инспекторы (ну, кроме ДТП, где нанесен вред здоровью).


                  1. geher
                    21.06.2019 13:51

                    Даже в таких условиях будет работать. Трамвай не личная машина, а собственность крупного предприятия. Немного другой уровень.


          1. DaneSoul
            20.06.2019 21:45

            То есть вы предлагаете удаленно перехватить управление трамваем и давить больного ублюдка, так?
            Будь моя воля, я бы на трамвай водомет поставил — просто и бодряще :-)


            1. Yuriy_krd
              21.06.2019 07:57

              Товарищ, если Вам дать волю, вы бы, наверное, еще и броней трамваи обшили? :) и скотосбрасыватели прикрутили? :)


          1. zerocool056
            21.06.2019 12:58

            У вас все хорошо? какого еще больного? речь шла о другом, думал это более понятно.

            На рельсы выходит какой-нибудь «школьнег». Трамвай останавливается и стоит.

            дистанционно можно подать сигнал что бы свалил или например предупредить что его снимают на видео (с распознаванием личности естественно) и будет а-та-та, если не уйдет.

            а двери вне остановки не открываются.

            в случае экстренной ситуации, если возможно высадить пассажиров вне остановочного пункта, можно осуществить это удаленно.

            давить больного ублюдка

            почему я не увидел связи с комментарием, относительно которого Вы высказались?


      1. wikipro
        20.06.2019 21:00
        +3

        Яндекс распознает лицо школьника, скриптом на Питоне сгенерирует дело об административном правонарушении, и отправит в ГИБДД. Штраф его родителям можно будет оплатить Яндекс.Деньгами в приложении Яндекс.Штрафы или отработать в Яндекс.Еда или Яндекс.Такси. Как то так.


        1. rombell
          23.06.2019 15:21

          Вменяемый школьнег будет в капюшоне, ну может после первого распиаренного штрафа.


          1. geher
            23.06.2019 15:40

            Кроме лица есть и другие биометрические данные, которые позволят идентифицировать "школьнега". Например, походка.


            1. rombell
              23.06.2019 15:51

              Походка у школьника, стоящего перед трамваем? Сомнительно.
              Пока что с распознаванием в случае даже пассивного сопротивления проблемы, не говоря уже про активное (засветка датчиков и всё такое). Походку достаточно легко сознательно изменить — время-то недолгое, очки с конфузящим принтом, прищепки на уши и вата под губы.
              К тому же, чтобы проводить распознание по походке/фигуре/голосу/прочему надо иметь базу этого всего, я пока плохо представляю, как в настоящее или ближайшее время можно собрать базу походок.


      1. id_potassium_chloride
        22.06.2019 17:34

        Можно попробовать решать задачу «в лоб»: попросить людей-водителей пересказать нестандартные случаи из практики, а потом все их ручками запрограммировать. Муторно и долго, но реализуемо. «Школьнегов» можно прогонять сильно неприятным направленным звуком, например, или ввести административное наказание (хотя по идее что-то такое уже должно быть).


    1. germn
      20.06.2019 17:15

      Например.


      1. kgbplus
        20.06.2019 17:25
        +3

        Беспилотник в отличии от живого водителя видит постоянно 360 градусов вокруг себя, он этот танк заметит гораздо раньше и даже экстренного торможения не понадобится


      1. ks0
        20.06.2019 17:53

        Там же красный горит. Еще вафельницу нарисовать можно. Хотя там и без вафельницы местные не задерживаются.


    1. ad1Dima
      21.06.2019 06:23

      Один немец-урбанист рассказывал Новосибирцам, что метро не нужно, нужно всех на трамваи пересаживать. Лично у меня сразу появилось острое желание отключить им гольфстрим на одну зиму… Нельзя же так бездумно переносить опыт из одной страны в другую.


  1. NotThatEasy
    20.06.2019 18:01

    Сам хочу. Но мы должны учитывать особенность нашей страны. Там, где русскому хорошо, там немцу может быть смерть, и наоборот.

    И вправду. Там, где немец при 15 джи помрёт в автокатастрофе, русский улыбнётся парой сколотых зубов, отряхнётся, и пойдёт в них ковырять зубочисткой.


    1. Whuthering
      20.06.2019 18:34
      +2

      Скорее речь про другое. Там где немец будет ехать четко по правилам (не важно, из-за моральных соображений или потому что штрафы большие), наши люди могут специально искать, как бы где что нарушить и чтобы за это ничего не было — даже не сколько ради выгоды во времени/деньгах/etc., сколько как своеобразный спорт. Те же автопилотные тестовые машины Яндекса уже на дорогах иногда пытаются намеренно подрезать, резко оттормаживаться перед ними, и т.д.


      1. NotThatEasy
        20.06.2019 19:06

        Вполне вероятно, остаётся только надеятся, что когда-нибудь в будущем (надеюсь, светлом), у большинства из наших соотечественников выработаются хотя бы отдалённо подобные заграничным правила приличия.
        Благодарю за занятную инфу по поводу подрезаний машин Яндекса и экспериментов над ними, такого и вправду стоило ожидать.


      1. stalinets
        21.06.2019 01:32

        Есть статья — агрессивное вождение. Автороботы утыканы камерами, чуть доработать юридическую сторону — и такой робомобиль станет просто кладезем для властей, рассылая со скоростью пулемёта штрафы всем нарушителям вокруг себя. И не только за агрессивное вождение: всевозможные невключения поворотников, езда между двух полос, езда по обочине и т.д. А люди во-первых начнут опасаться хамить такому робомобилю, во-вторых, в городах настанет больше порядка.


        1. rombell
          23.06.2019 15:26

          Если озлобятся, начнут мстить — прокалывать/простреливать колёса и прочие радости. Не стоит вот так сразу портить идею, рассылая штрафы «всем нарушителям вокруг себя». А вот конкретно тем, кто данному автомобилю угрожает — обязательно.
          Кстати, есть ещё вопрос с таксистами, по которым беспилотники наносят прямой удар. Не знаю где как, а у нас эти ребята сплочённые и злобные, пишут временами как кому-то руки-ноги ломают, за то что не там берёт, а лично мне шину проткнули за то же, боковой прокол шилом. Причём я видел, как это было, но не понял — мужик от другой машины подошёл к колесу и отошёл. А я проехал десяток км и только тогда понял, что колесо спускает.


  1. rombell
    23.06.2019 15:32

    Вспомним про проблему вагонетки — давить, скажем, дуру-маму с ребёнком/стайку детей, или тормозить в столб, убивая водителя.
    Кто-то очень правильно писал, что, скорее всего, компания-производитель будет поставлять ИИ автомобиля с настройкой, компания — дилер тоже не возьмёт на себя ответственность, а водитель очевидно поставит настройку в положение «давить всех, спасать меня».