
На московских улицах появились первые беспилотные автомобили «Яндекса». В тестовом режиме они курсируют по четырем маршрутам, а еще несколько десятков авто ждут разрешения на выезд. Всего же до конца года компания планирует выпустить сотню автономных машин на дороги Москвы и других территорий.
Как сообщает информагентство ТАСС, автомобили «Яндекса» соответствуют четвертому уровню автономности. В соответствии со стандартами организации SAE International, которая устанавливает эти уровни, машины полностью автономны, но могут ездить только по заранее заданной маршрутной сетке. За исключением каких-то особых обстоятельств, участие водителя в работе автомобиля не требуется, хотя он будет всегда находиться в машине, чтобы взять на себя управление. Сейчас, по информации «Яндекса», компания работает совместно с Минпромторгом и МВД над упрощением сертификации автономных машин. Это позволит вывести на дороги больше беспилотных авто.
Пока беспилотные автомобили тестируются на четырех локациях столицы. Это МКАД и третье транспортное кольцо, вылетные магистрали, районы Коммунарка, Ясенево и Бутово, а также центр города. В компании рассчитывают, что в самое ближайшее время это тестирование определит экономическую целесообразность использования беспилотных технологий.
Эксперимент по запуску автономных машин проходит с одобрения правительства: соответствующее постановление подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года. Документ гласит, что эксперимент будет проходить на дорогах Москвы и Казани. Рассчитан этот эксперимент на три года, а по его итогам будет принято окончательное решение о повсеместном использовании беспилотных автомобилей.
Помимо запуска беспилотников, у «Яндекса» на этот год большие планы. Компания собирается запустить собственную линию производства еды и рекомендательный сервис «Эфир». Об этом говорили на конференции YaC 2019, которая прошла в мае. Тогда же «Яндекс» представил элементы для умного дома под управлением голосового помощника Алисы.
Тем временем, сегодня Елена Бунина, гендиректор ГК «Яндекс», на прямой линии с президентом страны Владимиром Путиным задала вопрос о регуляции беспилотных технологий.
«Сейчас у нас технология беспилотного вождения одна из самых лучших в мире. Но есть проблема регуляторики, правового законодательства. В Америке уже 1400 машин курсируют по дорогам. Мы сегодня вывели первые пять. У нас очень длинные процедуры. Может ли государство сделать правовые режимы на шаг вперед относительно других стран, чтобы мы могли прорываться и быть круче всех?»
«Сам хочу. Но мы должны учитывать особенность нашей страны. Там, где русскому хорошо, там немцу может быть смерть, и наоборот. Сейчас можно, например, без подготовки разрешить беспилотные летательные аппараты, которые будут доставлять почту, как в других странах. И кто-то может воспользоваться этой услугой, а те, у кого нет денег, будут посматривать все время в небо, не упадет ли что-нибудь на голову. Поэтому все должно быть подготовлено. Хотя темпы должны быть другими, они должны быть прорывными, здесь я полностью согласен», — заявил президент.
Комментарии (71)
zerocool056
20.06.2019 15:09+4неужели все же поедем на беспилотниках? Думал что это застанут уже только мои дети. Яндекс все же повод гордиться какими-либо достижениями на фоне других стран… Круто че)
Javian
20.06.2019 15:17Роскосмос обещал беспилотный трамвай ;) Тоже беспилотник из серии «могут ездить только по заранее заданной маршрутной сетке».
zerocool056
20.06.2019 15:21ахахаха огонь! вот это достижение! лишь бы на остановках все было хорошо.
REPISOT
20.06.2019 16:26+1Не. На остановках его будут останавливать кондукторы. И стрелки ломом переводить — тоже.
Yuriy_krd
20.06.2019 15:30Думаю, что мы с Вами только на беспилотных шаттлах-маршрутках, например, внутри аэропортов, покатаемся. Слишком много нужно сделать (с технической точки зрения, юридическую даже не учитываю), чтобы машины смогли ездить более-менее свободно.
dipsy
20.06.2019 15:59Более-менее они уже ездят. Нужны вменяемые дороги, а не как сейчас (везде кроме столиц). Чтобы полосы ширины по гост, а не 2,5 полосы, в которых едут в 4 ряда, потому что могут и потому что пробка. Асфальт нужен без ям, разметка. Светофоры яркие, светодиодные. В случае чего нестандартного машина встает на аварийку, подключается удаленный оператор-человек, разруливает ситуацию, заодно и часть водителей бывших пристроим.
Yuriy_krd
20.06.2019 16:19-1Так я все это и имел ввиду. Наличие ровных дорог, нормальной разметки (а не 5-10 различных вариантов, из которых N-1 закрашены так, что с водительского места виден такой трэш, что едешь уже «по приборам», а не по разметке), инфраструктура. Я очень много езжу по России на машине, и не уверен, что в ближайшие 50 лет машины на автопилоте смогут выбраться из Москвы, СПб и Иннополиса наружу. И я очень скептически смотрю на пост zerocool056 о том, что 99% времени из Москвы в Казань автопилот ехал сам именно потому, что я прекрасно знаю трассу М7.
zerocool056
20.06.2019 16:41ну по крайней мере пока пишут и говорят вот так:
auto.vesti.ru/news/show/news_id/696882
сам я там свечку не держал, но в прошлом году катался на этом автомобиле на YaC (даже значок дали «первый водитель беспилотника», в тот день давали всем кто очередь отстоял и прокатился)
wikipro
20.06.2019 20:49+2Вы мало едите по России, федеральные автотрассы отличные, в регионах зависит от руководства. В Белгородской области дороги не хуже чем в ЕС. В МСК спрос будет т.к. многие женщины боятся ездить с нелегалами. + ночью вечером пробок почти нет. На сложные маршруты можно робота просто не присылать.
Yuriy_krd
21.06.2019 07:37В Белгородской области, верю, что дороги отличные. И у меня в Краснодарском крае дороги отличные. И на Питер дороги великолепные. А вот крайне рекомендую проехать по М5, М7, М8 — Вы будете очень удивлены их качеством в негативном ключе. Так что не надо мне говорить о качестве федеральных автотрасс. Все дороги, которые расположены восточнее линии Краснодар — Архангельск и до Байкала мной очень хорошо изъезжены.
Malignus
20.06.2019 15:14Без сомнения летальные случаи будут всегда. Мне интересно, кого будут сажать. А сажать будут, так как по другому у нас не умеют. Или запретят беспилотники, что печально, но более чем реально.
hokum13
20.06.2019 17:45Мне интересно, кого будут сажать
Мне вот тоже интересно.
Да, у внедряемых сейчас ИИ аварийность может быть ниже человеческой. А значит, казалось бы минимальные жертвы можно простить.
Вопрос в том, что будет, когда очередной разработчик перепутает знак в программе и авто вместо избегания аварий будут их совершать умышленно? А в связи с отсутствием ответственности за действия ИИ это обязательно произойдет из-за отсутствия мотивации (мы же не в мире Ефремова живем, с безупречно гуманными людьми).Whuthering
20.06.2019 18:29+2Вопрос в том, что будет, когда очередной разработчик перепутает знак в программе и авто вместо избегания аварий будут их совершать умышленно?
А как сейчас эта проблема решается, например, в авиации, где теоретически из-за ошибки в коде автопилот может направить лайнер с сотней людей в гору или в любой другой объект?hokum13
20.06.2019 19:55+2Судя по всему ни как. 2 Боинга упало, а президент страны-производителя отмазывает компанию производителя. И эта практика отвратительна.
iproger
20.06.2019 21:56За ошибки не сажают.
hokum13
20.06.2019 23:54Зависит от Вашего положения в обществе.
Те, кто сидят по 109 УК РФ Вам это подтвердит.
С другой стороны масса примеров того, как не то что за ошибку, а за умышленное преступление представителей элиты не сажали (вторая авария боинга вполне может трактоваться как умышленное преступление, т.к. об ошибке знали, но полеты не прекратили). А владельцы авиа- и авто- заводов — однозначно представители этой самой элиты.
И да, применять мерки авиапрома не корректно.
Во-первых потому, что у летчиков достаточно времени (обычно) для исправления ситуации (в пример недавнее крушение суперджета — пилоты успели, другой вопрос насколько эффективно), в отличии от водителей, у которых и сейчас на экстренные ситуации реакции не хватает.
Во-вторых потому, что автотранспорт перевозит несоизмеримо больше людей и сталкивается с гораздо большим числом аварийных ситуаций, что в случае появления бага в прошивке приведет к тысячам жертв практически единовременно. За подробностями добро пожаловать в творчество И.Азимова.
geher
20.06.2019 22:54Сейчас эта проблема (проблема ответственности за катастрофу) решается по двум направлениям.
- Выплачиваются компенсации семьям погибших и пострадавшим (если такие вдруг случатся) (страховка, иски от родственников, могут быть выплаты от государства).
- Если самолет в ходе расследования признается небезопасным (а иногда по одному лишь подозрению), все экземпляры проблемной модели снимают с полетов до устранения недостатков (а это большие убытки для производителя и авиакомпаний).
Теоретически, если вдруг докажут вину конкретного человека (злой умысел, халатность), посадят, но это маловероятно.
Короче, все сводится практически к денежным компенсациям, штрафам и другим способам нанесения убытков владельцам, производителю и страховым компаниям.
vtc
21.06.2019 22:44Как по мне — так ответственным в этом случае должен быть владелец компании (или все акционеры), главный директор и главный конструктор. При любом раскладе… Тогда с этим будет порядок.
ks0
20.06.2019 17:51Зачем сажать?! Ну источник повышенной опасности. Ну застрахован. Руля нет, педалей нет. Автопилотное ОСАГО есть. Умысла нет, неосторожности нет. Техосмотр пройден. Свободен. Много ДТП — дорожает ОСАГО для автопилотной модели, вплоть до неконкурентноспособности на рынке.
А вот готовы ли к этом все эти яндексы, гуглы, и теслы, очень большой вопрос. Я думаю нет. Им хайп нужен. А рыночного продукта нет, и сомнительно что будет.Whuthering
20.06.2019 18:31Им хайп нужен. А рыночного продукта нет, и сомнительно что будет.
Никто не вкладывает большие деньги в хайп, если потом этот самый хайп нельзя будет монетизировать продажами продукта.wikipro
20.06.2019 20:54-1Маск у удалось… он в основном зарабатывает продавая акции Теслы, а не сами Теслы :)
geher
20.06.2019 17:56-2Сажать будут либо кого-то из производителей (от сборщика до владельца конторы по сборке), либо владельца.
Еще вариант — все переведут на деньги и будут просто автоматом брать с владельца или его страховой условный лям за смертельный случай и сотню тысяч за ранение (как вариант — полная оплата лечения, выплата в зависимости от тяжести повреждений).
ya_ka
20.06.2019 15:19Их до этого уже тестили где-то, прежде чем выпускать на оживленные магистрали Москвы? На всякий случай для себя решено в ближайшее время МКАД и ТТК на личном авто избегать)
zerocool056
20.06.2019 15:22Машина яндекса доехала до Казани, 99% времени сама. Тестили и в городе недалеко от офиса, и в снежное время. Думаю там нет цели как угодно, абы что выпустить на дороги, мол «потом допилим», ибо прекрасно понимают последствия и ответственность.
TerraV
20.06.2019 15:37+1Движение в городе несравнимо сложнее трассы. Вне зависимости от того насколько продвинут автопилот, смерть человека это вопрос времени. Разумно сравнивать количество километров на 1 аварию/смерть при автопилоте и человеческом управлении. Есть мнение что автопилот на ДВС реализовать сложнее в силу технологической сложности автомобиля и множества нелинейностей. С точки зрения баланса интересов было бы неплохо выделить под автопилоты отдельную область. Москва с точки зрения дорожной ситуации один из сложнейших городов в России (насколько я понимаю).
zerocool056
20.06.2019 15:50+1На счет сравнения чел/км абсолютно согласен. и почему-то уверен что автопилоты будут в соти раз безопаснее, если смотреть на смертность на дороге сейчас это ужас, вопрос как Вы и сказали в отдельной области для тестирования. Это прям проблема и в целом все равно не будет такого что раз и все на беспилотниках, проблема будет взаимодействия таких авто с транспортом который по прежнему управляется людьми.
ad1Dima
20.06.2019 16:17"проблема будет взаимодействия таких авто с транспортом который по прежнему управляется людьми"
Собственно поэтому на беспилотники и повесили знак "А"
androidt1c
20.06.2019 16:26На каких маршрутах они ездят? Хочется покататься, заглянуть, так сказать, в будущее!
zzakirow
20.06.2019 16:26+4Но мы должны учитывать особенность нашей страны. Там, где русскому хорошо, там немцу может быть смерть, и наоборот.
Ну, что за бред он несет.REPISOT
20.06.2019 16:34Ну, менталитет надо учитывать. Я вот предвижу одну уязвимость, связанную с человеческим фактором. Насчет автомобилей вряд ли, а вот с трамваем вполне прокатит. Как только выпустят трамвай именно без водителя. На рельсы выходит какой-нибудь «школьнег». Трамвай останавливается и стоит. Прогнать его никто не может, потому что водителя с монтировкой и ласковым словом нет, а двери вне остановки не открываются.
Ваши действия?Xtray
20.06.2019 16:55+1Кнопка (рычаг) экстренного открытия дверей (окон) все равно должна присутствовать, очевидный же кейс.
osmanpasha
20.06.2019 17:17+1Вот с учётом нашего менталитета кнопка будет на замке, пломбе, и срывать её можно будет только в случае землетрясения, и то не факт)
zerocool056
20.06.2019 17:11Думаю что весь беспилотный транспорт будет иметь возможность управляться удаленно, как раз на случай когда требуется вмешательство человека, а его на месте нет. Из этого «плюса» вытекает минус, все как в кино — можно будет что-то взломать и получить контроль над транспортом)
TerraV
20.06.2019 17:27На рельсы выходит какой-нибудь «школьнег». Трамвай останавливается и стоит.
Думаю что весь беспилотный транспорт будет иметь возможность управляться удаленно
То есть вы предлагаете удаленно перехватить управление трамваем и давить больного ублюдка, так?geher
20.06.2019 18:06+1То есть вы предлагаете удаленно перехватить управление трамваем и давить больного ублюдка, так?
Зачем так грубо? На место происшествия трамвай самостоятельно вызывает полицию, которая обрабатывает "школьнега" подзатыльниками и относит к родителям, которым впаивается солидный штраф (простой трамвая — это много), выливающийся в неспособность "школьнега" некоторое время сидеть.
TerraV
20.06.2019 18:35Совершенно верно, не надо решать то что проблемой не является. Как сейчас перед трамваем может встать авто с хоть это и запрещено так и в будущем это обычный кейс. Полиция + кодекс об административных правонарушениях
REPISOT
20.06.2019 20:43Аха, вызывает полицию. Все ждут полчаса, все опаздывают на работу, полиция не приезжает (не убивают же). Дальше?
geher
20.06.2019 23:22Все ждут полчаса, все опаздывают на работу, полиция не приезжает (не убивают же). Дальше?
Чем больше ждут, тем больше штраф родителям придет.
И полиция свое огребет за игнорирование вызова (все будет задокументировано, от видеозаписи и всякой биометрии стоящего "школьнега" до оформленного вызова полиции с приложенными доказательными материалами)Yuriy_krd
21.06.2019 07:52К сожалению, с учетом менталитета, не уверен, что будет работать… Ведь вызовы полиции и сейчас документируются. И в журналах, и звонки на носители пишутся (раньше — магнитофоны, сейчас, думаю, что-то из мира СХД). А эти «товарищи», все равно, не спешат приезжать. Это при том, что несколько лет назад кто-то из высших чинов клялся и божился, что теперь, например, инспекторы ГИБДД будут приезжать на место ДТП за 15 минут. А чем кончилось? Сами оформляйтесь, и приезжайте в пункт, где сидят инспекторы (ну, кроме ДТП, где нанесен вред здоровью).
geher
21.06.2019 13:51Даже в таких условиях будет работать. Трамвай не личная машина, а собственность крупного предприятия. Немного другой уровень.
DaneSoul
20.06.2019 21:45То есть вы предлагаете удаленно перехватить управление трамваем и давить больного ублюдка, так?
Будь моя воля, я бы на трамвай водомет поставил — просто и бодряще :-)Yuriy_krd
21.06.2019 07:57Товарищ, если Вам дать волю, вы бы, наверное, еще и броней трамваи обшили? :) и скотосбрасыватели прикрутили? :)
zerocool056
21.06.2019 12:58У вас все хорошо? какого еще больного? речь шла о другом, думал это более понятно.
На рельсы выходит какой-нибудь «школьнег». Трамвай останавливается и стоит.
дистанционно можно подать сигнал что бы свалил или например предупредить что его снимают на видео (с распознаванием личности естественно) и будет а-та-та, если не уйдет.
а двери вне остановки не открываются.
в случае экстренной ситуации, если возможно высадить пассажиров вне остановочного пункта, можно осуществить это удаленно.
давить больного ублюдка
почему я не увидел связи с комментарием, относительно которого Вы высказались?
wikipro
20.06.2019 21:00+3Яндекс распознает лицо школьника, скриптом на Питоне сгенерирует дело об административном правонарушении, и отправит в ГИБДД. Штраф его родителям можно будет оплатить Яндекс.Деньгами в приложении Яндекс.Штрафы или отработать в Яндекс.Еда или Яндекс.Такси. Как то так.
rombell
23.06.2019 15:21Вменяемый школьнег будет в капюшоне, ну может после первого распиаренного штрафа.
geher
23.06.2019 15:40Кроме лица есть и другие биометрические данные, которые позволят идентифицировать "школьнега". Например, походка.
rombell
23.06.2019 15:51Походка у школьника, стоящего перед трамваем? Сомнительно.
Пока что с распознаванием в случае даже пассивного сопротивления проблемы, не говоря уже про активное (засветка датчиков и всё такое). Походку достаточно легко сознательно изменить — время-то недолгое, очки с конфузящим принтом, прищепки на уши и вата под губы.
К тому же, чтобы проводить распознание по походке/фигуре/голосу/прочему надо иметь базу этого всего, я пока плохо представляю, как в настоящее или ближайшее время можно собрать базу походок.
id_potassium_chloride
22.06.2019 17:34Можно попробовать решать задачу «в лоб»: попросить людей-водителей пересказать нестандартные случаи из практики, а потом все их ручками запрограммировать. Муторно и долго, но реализуемо. «Школьнегов» можно прогонять сильно неприятным направленным звуком, например, или ввести административное наказание (хотя по идее что-то такое уже должно быть).
germn
20.06.2019 17:15Например.
NotThatEasy
20.06.2019 18:01Сам хочу. Но мы должны учитывать особенность нашей страны. Там, где русскому хорошо, там немцу может быть смерть, и наоборот.
И вправду. Там, где немец при 15 джи помрёт в автокатастрофе, русский улыбнётся парой сколотых зубов, отряхнётся, и пойдёт в них ковырять зубочисткой.Whuthering
20.06.2019 18:34+2Скорее речь про другое. Там где немец будет ехать четко по правилам (не важно, из-за моральных соображений или потому что штрафы большие), наши люди могут специально искать, как бы где что нарушить и чтобы за это ничего не было — даже не сколько ради выгоды во времени/деньгах/etc., сколько как своеобразный спорт. Те же автопилотные тестовые машины Яндекса уже на дорогах иногда пытаются намеренно подрезать, резко оттормаживаться перед ними, и т.д.
NotThatEasy
20.06.2019 19:06Вполне вероятно, остаётся только надеятся, что когда-нибудь в будущем (надеюсь, светлом), у большинства из наших соотечественников выработаются хотя бы отдалённо подобные заграничным правила приличия.
Благодарю за занятную инфу по поводу подрезаний машин Яндекса и экспериментов над ними, такого и вправду стоило ожидать.
stalinets
21.06.2019 01:32Есть статья — агрессивное вождение. Автороботы утыканы камерами, чуть доработать юридическую сторону — и такой робомобиль станет просто кладезем для властей, рассылая со скоростью пулемёта штрафы всем нарушителям вокруг себя. И не только за агрессивное вождение: всевозможные невключения поворотников, езда между двух полос, езда по обочине и т.д. А люди во-первых начнут опасаться хамить такому робомобилю, во-вторых, в городах настанет больше порядка.
rombell
23.06.2019 15:26Если озлобятся, начнут мстить — прокалывать/простреливать колёса и прочие радости. Не стоит вот так сразу портить идею, рассылая штрафы «всем нарушителям вокруг себя». А вот конкретно тем, кто данному автомобилю угрожает — обязательно.
Кстати, есть ещё вопрос с таксистами, по которым беспилотники наносят прямой удар. Не знаю где как, а у нас эти ребята сплочённые и злобные, пишут временами как кому-то руки-ноги ломают, за то что не там берёт, а лично мне шину проткнули за то же, боковой прокол шилом. Причём я видел, как это было, но не понял — мужик от другой машины подошёл к колесу и отошёл. А я проехал десяток км и только тогда понял, что колесо спускает.
rombell
23.06.2019 15:32Вспомним про проблему вагонетки — давить, скажем, дуру-маму с ребёнком/стайку детей, или тормозить в столб, убивая водителя.
Кто-то очень правильно писал, что, скорее всего, компания-производитель будет поставлять ИИ автомобиля с настройкой, компания — дилер тоже не возьмёт на себя ответственность, а водитель очевидно поставит настройку в положение «давить всех, спасать меня».
Malignus
То есть американского опыта по летальным авариям мало и ждём наших прецедентов?
Как, интересно, будут у нас эту проблему решать? Или уже решили? Хотелось бы знать.
Очень хочется увидеть больше беспилотников на наших дорогах.
baragol
Эту тему уже поднимали под каким-то из постов про беспилотники. Суть, короче, в том, что аварии и смертельные случаи все равно будут, потому что человеческий фактор есть даже там, где работают роботы. Ведь роботов делали люди. И во время работы их окружают люди. Другое дело, что если перевести весь парк тачек на беспилотное управление, есть нехилый шанс, что процент смертельных случаев снизится.