Если верить порталу HH.ru, то специалисты по Big Data, сложным информационным системам, прочие архитекторы IT-решений и PLM- консультанты – сегодня одни из самых завидных женихов. Извиняюсь, востребованных и высокооплачиваемых профессионалов. Big Data Engineers, к примеру, получают от 150 000 рублей на позициях, требующих опыта от 3 лет, и до 450 000 рублей на руководящих позициях в Москве, и в полтора-два раза выше за рубежом.
Меж тем реальная ситуация с этими специалистами на рынке несколько сложнее. Примерно как с экономистами: российские вузы десятилетиями выпускают их каждый год не то что в товарных – в крупнооптовых количествах, но при этом любой реально грамотный и профессиональный экономист – потенциальный Козлевич, которого рано или поздно придут охмурять и переманивать.
Так и со специалистами по Big Data. Сегодня их готовит множество институтов, но при этом найти грамотного спеца на рынке – квест еще тот!
НИТУ «МИСиС» тоже сейчас ведет прием документов на магистерскую программу «Экосистемы больших данных для цифровой трансформации». Вот только обучающиеся на ней, как и все студенты Института информационных бизнес систем (ИИБС НИТУ «МИСиС») обычно трудоустроены уже к концу первого года обучения.
Почему так происходит? Почему на одних выпускников немедленно начинают охоту хэдхантеры, а другие общаются со специалистами по трудоустройству – и при всей близости этих профессий разница принципиальна. Что за «волшебное слово» знает руководство ИИБС, которое столь магически действует на работодателей?
За ответом на этот вопрос мы отправились к директору института, Марине Игоревне Нежуриной, чтобы она рассказала гикам про образовательную стратегию своего института и поделилась информацией о достаточно уникальном кейсе ИИБС.
— Наверное, дело в том, что мы с самого начала основной упор сделали на практическую деятельность. Вообще наш институт был организован в рамках соглашения о сотрудничестве между НИТУ «МИСиС» и известными в России IT-компаниями IBS и «Борлас» как модель частно-государственного партнерства бизнеса и образования для подготовки в магистратуре кадровой элиты специалистов в области информационных систем и информационных технологий.
Поэтому у нас заказчик подключается к подготовке специалистов еще на этапе набора студентов и активнейшим образом участвует в учебном процессе весь образовательный период.
Мы не разбрасываемся, у нас всего две магистерские программы — «Внедрение сложных информационных систем на базе интеграционных ИТ-решений» и «Экосистема больших данных для цифровой трансформации», но зато по этим направлениям мы готовим действительно хороших специалистов. Кстати, модель магистратуры IBS в ИИБС НИТУ «МИСиС» признана бенчмаркинговой моделью частно-государственного партнерства передового вуза и бизнес-заказчика как в образовательном, так и в бизнес сообществе.
Образовательная траектория состоит трех блоков: общесистемного, специализированного и практического. Первый семестр посвящен освоению «фундамента» для дальнейшего осмысленного выбора специализации. Проводятся такие базовые курсы, как «Архитектура бизнеса», «Управление проектами в современной компании», «Архитектура современных хранилищ данных», «Управление цифровыми инновациями», преподаются спецглавы математики и программирование для работы с большими данными.
Во втором семестре начинается углубленное изучение специализации либо в области инженерии больших данных, либо в области аналитики больших данных, делается больший уклон в математику и Machine Learning (машинное обучение). После этого студентов с головой погружают в реальную практику, и начинается исключительно проектная деятельность.
Примечательно, что ставят задачи для учебных проектов, консультируют команды студентов и осуществляют приемку результатов работ реальные руководители проектов и ведущие специалисты крупных IT-компаний.
А магистерские диссертации студенты пишут на реальных проектах компаний, где ребята проходят практики и стажировки под руководством наставников в компаниях и научных руководителей от кафедр института. И зачастую их проектные решения внедряются в реальные процессы заказчиков, а ребята получают Акты внедрения.
Собственно, всегда лучше объяснять на примере. Чтобы было понятно, о чем речь, просто приведу несколько названий недавних магистерских диссертаций:
Как я уже говорила, бизнес-партнеры глубоко вовлечены во все этапы образовательного процесса. Например, президент компании Borlas и заместитель генерального директора компании IBS являются заведующими базовых кафедр нашего института.
Я думаю, понятно, что конкретно это дает обучающемуся: заказ от бизнеса на трудоустройство студентов и выпускников магистерских программ, площадки для отработки проектных решений, виртуальные мощности для лабораторных и практических работ, реальные бизнес-кейсы из различных отраслей экономики, как то ритейл, HR, финансовой сферы, металлургии, а также задачи полного цикла – обследование и описание бизнес-процессов, реинжиниринг, сбор и анализ больших данных (Big Data), построение прогнозных моделей. При этом происходит трудоустройство лучших студентов из проектных команд в штат компании, и – немаловажный для студента аспект — работа обучающихся на практике и стажировке в проектах неплохо оплачивается.
Поэтому на выходе мы имеем специалиста, обученного современнейшим методологиям, подходам и технологиям с опытом работы не менее года.
Трудоустройство после выпуска за все 11 лет существования института – стопроцентное. А наши выпускники работают в крупнейших российских и зарубежных компаниях (IBS, Борлас, АйТи, SAP СНГ, SaaS, BearingPoint и др.) на ключевых должностях. Один из них – так вообще сейчас является заместителем мэра Нижнего Новгорода по IT.
Меж тем реальная ситуация с этими специалистами на рынке несколько сложнее. Примерно как с экономистами: российские вузы десятилетиями выпускают их каждый год не то что в товарных – в крупнооптовых количествах, но при этом любой реально грамотный и профессиональный экономист – потенциальный Козлевич, которого рано или поздно придут охмурять и переманивать.
Так и со специалистами по Big Data. Сегодня их готовит множество институтов, но при этом найти грамотного спеца на рынке – квест еще тот!
НИТУ «МИСиС» тоже сейчас ведет прием документов на магистерскую программу «Экосистемы больших данных для цифровой трансформации». Вот только обучающиеся на ней, как и все студенты Института информационных бизнес систем (ИИБС НИТУ «МИСиС») обычно трудоустроены уже к концу первого года обучения.
Почему так происходит? Почему на одних выпускников немедленно начинают охоту хэдхантеры, а другие общаются со специалистами по трудоустройству – и при всей близости этих профессий разница принципиальна. Что за «волшебное слово» знает руководство ИИБС, которое столь магически действует на работодателей?
За ответом на этот вопрос мы отправились к директору института, Марине Игоревне Нежуриной, чтобы она рассказала гикам про образовательную стратегию своего института и поделилась информацией о достаточно уникальном кейсе ИИБС.
— Наверное, дело в том, что мы с самого начала основной упор сделали на практическую деятельность. Вообще наш институт был организован в рамках соглашения о сотрудничестве между НИТУ «МИСиС» и известными в России IT-компаниями IBS и «Борлас» как модель частно-государственного партнерства бизнеса и образования для подготовки в магистратуре кадровой элиты специалистов в области информационных систем и информационных технологий.
Поэтому у нас заказчик подключается к подготовке специалистов еще на этапе набора студентов и активнейшим образом участвует в учебном процессе весь образовательный период.
Мы не разбрасываемся, у нас всего две магистерские программы — «Внедрение сложных информационных систем на базе интеграционных ИТ-решений» и «Экосистема больших данных для цифровой трансформации», но зато по этим направлениям мы готовим действительно хороших специалистов. Кстати, модель магистратуры IBS в ИИБС НИТУ «МИСиС» признана бенчмаркинговой моделью частно-государственного партнерства передового вуза и бизнес-заказчика как в образовательном, так и в бизнес сообществе.
Образовательная траектория состоит трех блоков: общесистемного, специализированного и практического. Первый семестр посвящен освоению «фундамента» для дальнейшего осмысленного выбора специализации. Проводятся такие базовые курсы, как «Архитектура бизнеса», «Управление проектами в современной компании», «Архитектура современных хранилищ данных», «Управление цифровыми инновациями», преподаются спецглавы математики и программирование для работы с большими данными.
Во втором семестре начинается углубленное изучение специализации либо в области инженерии больших данных, либо в области аналитики больших данных, делается больший уклон в математику и Machine Learning (машинное обучение). После этого студентов с головой погружают в реальную практику, и начинается исключительно проектная деятельность.
Примечательно, что ставят задачи для учебных проектов, консультируют команды студентов и осуществляют приемку результатов работ реальные руководители проектов и ведущие специалисты крупных IT-компаний.
А магистерские диссертации студенты пишут на реальных проектах компаний, где ребята проходят практики и стажировки под руководством наставников в компаниях и научных руководителей от кафедр института. И зачастую их проектные решения внедряются в реальные процессы заказчиков, а ребята получают Акты внедрения.
Собственно, всегда лучше объяснять на примере. Чтобы было понятно, о чем речь, просто приведу несколько названий недавних магистерских диссертаций:
- Система автоматизации межведомственного взаимодействия для исполнения социальных финансовых обязательств государственным фондом в рамках цифровизации здравоохранения;
- Модель цифровой трансформации нефтегазового холдинга;
- Интеграция Oracle Transportation Management с системой по расчету тарифных ставок для железнодорожных перевозок;
- Предиктивная модель возникновения дефектов в слябе на основе методов машинного обучения;
- Реинжиниринг процесса предоставления государственных услуг при внедрении платформы единого реестра населения;
- Модель процесса управления релизами ИТ-сервисов крупной телекоммуникационной компании;
- Методика разработки систем высокотехнологичных изделий на этапе предварительного проектирования с применением модельно-ориентированного подхода;
- Модель управления данными платформы «Интернета вещей» для проектов с открытым исходным кодом.
Как я уже говорила, бизнес-партнеры глубоко вовлечены во все этапы образовательного процесса. Например, президент компании Borlas и заместитель генерального директора компании IBS являются заведующими базовых кафедр нашего института.
Я думаю, понятно, что конкретно это дает обучающемуся: заказ от бизнеса на трудоустройство студентов и выпускников магистерских программ, площадки для отработки проектных решений, виртуальные мощности для лабораторных и практических работ, реальные бизнес-кейсы из различных отраслей экономики, как то ритейл, HR, финансовой сферы, металлургии, а также задачи полного цикла – обследование и описание бизнес-процессов, реинжиниринг, сбор и анализ больших данных (Big Data), построение прогнозных моделей. При этом происходит трудоустройство лучших студентов из проектных команд в штат компании, и – немаловажный для студента аспект — работа обучающихся на практике и стажировке в проектах неплохо оплачивается.
Поэтому на выходе мы имеем специалиста, обученного современнейшим методологиям, подходам и технологиям с опытом работы не менее года.
Трудоустройство после выпуска за все 11 лет существования института – стопроцентное. А наши выпускники работают в крупнейших российских и зарубежных компаниях (IBS, Борлас, АйТи, SAP СНГ, SaaS, BearingPoint и др.) на ключевых должностях. Один из них – так вообще сейчас является заместителем мэра Нижнего Новгорода по IT.
sugrobov
Скажите пожалуйста, проводили ли вы анализ существующих программ по большим данным в других ВУЗах? Интересно, где ещё, по вашему мнению, готовят сильных специалистов.
vad_nes Автор
Добрый вечер. Нет, к сожалению, сравнительного анализа учебных программ мы не делали.