
Group-IB, международная компания, которая специализируется на предотвращении кибератак, сообщает о том, что впервые за последние пять лет рынок интернет-пиратства в России резко упал. Как сообщается в пресс-релизе, размещённом на сайте компании, объем рынка интернет-пиратства в текущем году составил $63,5 млн, что на 27% ниже показателя 2018 года.
Среди основных причин обвала доходов российских интернет-пиратов эксперты Group-IB называют удар по рекламе пиратских ресурсов, падение «большой тройки» пиратских CDN-сервисов, которые снабжали контентом до 90% онлайн-кинотеатров России и СНГ, а также совершенствование антипиратского законодательства. При этом, отмечают в компании, желание смотреть нелегально распространяемые фильмы и сериалы у россиян даже выросло.
«За последние пять лет пиратский рынок в России рос катастрофически быстрыми темпами. Ежегодно в своих отчетах эксперты Group-IB указывали на основные факторы, позволяющие теневому рынку видео-контента стремительно развиваться. Среди них — мощная рекламная поддержка со стороны нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор, ИТ-платформа, базирующаяся на технологии CDN, взятая пиратами на вооружение, и рост трафика. По каждой из этих составляющих именно в 2019 году был нанесен мощный удар, что привело к беспрецедентному сокращению объемов рынка Интернет-пиратства в стране. В результате впервые за последние пять лет рынок онлайн-пиратства в России перестал расти и показал обратную динамику, фактически сжавшись до уровня 2016 года», — утверждают в компании.
Впервые специалисты направления Group-IB Anti-Piracy оценили объем российского рынка видеопиратства в 2015 году. Тогда он составил $32 млн, а уже в 2016 году вырос практически вдвое — до $62 млн. В 2017 году объём рынка составил $85 млн (рост 21%), в 2018 году $87 млн (рост 2,3%). Однако в 2019 году впервые за последние пять лет произошел резкий обвал: заработок интернет-пиратов за год сократился на 27% и приблизился к отметке $63,5 млн.
В Group-IB пояснили, что благодаря антипиратским законам в России появилась законодательная база для борьбы с онлайн-пиратством в виде «вечной» блокировки пиратских веб-сайтов и их зеркал. Против пиратов сыграли и поисковые системы. Совершенствование алгоритмов поиска и пессимизация страниц со встроенной рекламой всех видов (баннеры, поп-апы, подложки, реклама, встроенная в плеер, и др.) привели к сокращению возможности пиратов для ее размещения и, как следствие, к падению доходов.
«Однако «тектонический сдвиг» в борьбе с пиратством обеспечило подписание в ноябре 2018-го года антипиратского меморандума с участием «Яндекса», Mail.Ru, Rambler, «Первого канала», ВГТРК, «СТС Медиа», «Газпром-медиа». Согласно новой директиве, теперь поисковики обязаны удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Практически за год правообладатели внесли в реестр около 600 тысяч ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов», — пишут в Group IB.
Эксперты компании подсчитали, что среднемесячный доход от рекламы с крупных пиратских сайтов достигает порядка $10 тысяч. Главными рекламодателями пиратских фильмов и сериалов в последние годы являлись онлайн-казино и игровые сайты. Реклама при этом размещалась на пиратских сайтах при помощи CDN-провайдеров и «вклеивалась» непосредственно в видеоряд. Ликвидация в октябре 2019 года CDN Moonwalk, одного из крупнейших пиратских провайдеров видеоконтента для России и СНГ, вызвала цепную реакцию: начались проблемы с доставкой видеоконтента у двух других крупных пиратских CDN — HDGO и Kodik, которые использовали общие с Moonwalk серверы в Нидерландах и работали в рамках «соглашения об обмене». В результате краха «Большой тройки» — Moonwalk, HDGO и Kodik, по оценкам Group-IB, пострадали до 90% российских пиратских онлайн-кинотеатров.
При этом специалисты направления Group-IB Anti-Piracy отмечают, что, несмотря на значительную трансформацию рынка пиратства в 2019 году, желание россиян использовать бесплатные пиратские сайты по сравнению с прошлым годом даже немного выросло. Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов на пиратских ресурсах по итогам года составил 10,4 млрд (прирост 0,06%).
Комментарии (23)
Neuromantix
31.10.2019 22:59+13Я, как старый пират. могу назвать одну из причин — галеоны вместо золота стали загружать непонятно чем, чаще всего — коричневой вонючей субстанцией. А зачем ее пиратить? Смысла нет.
ZetaTetra
31.10.2019 23:24Интересно, как они доходы посчитали? Особенно, именно в РФ.
Налоговая сообщила?ZetaTetra
31.10.2019 23:28+1Я уменьшения рекламы не замечаю.
Единственный минус, что вместо нормальной рекламы прошла какая-то дичь...
- Денег надо? Играй в вавадо...
pproger
01.11.2019 10:17Во-во. Мне реклама обещала 10 бесплптных вращений, я зашел на их сайт и обратился с вопросом к техподдержке, кого и на чем я могу повращать.
REPISOT
01.11.2019 05:41+3100% рост в 2016
21% рост в 2017
2.3% рост в 2018
27% спад в 2019
Все логично. Избыточный рост и откат. Как с курсами валют или акциями.
shurkandak
01.11.2019 08:58Согласно новой директиве, теперь поисковики обязаны удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Практически за год правообладатели внесли в реестр около 600 тысяч ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов
Так, так значит кто теперь может влиять поисковую выдачу, это они хорошо придумали.
keydon2
01.11.2019 09:36+4Удобно писать "новости" про борьбу с пиратством — проверить все равно никто не сможет.
Да и cdn торрентам не нужен.alchemist666
01.11.2019 10:08Но CDN более доступен, чем торрент, я думаю что как раз где-то 90 процентов пиратской аудитории пользовались cdn, так как торрент более сложен в условиях рынка, отдельный софт и какое-то понимание, как им пользоваться, что вообще не требуется для онлайн просмотра, да и вообще возможно на почти любом мобильном устройстве и в рамках просмотра контента на работе, прямо с рабочего места, что не возможно с торрентами, как минимум нет прав на установку, и даже если портативная версия чревато последствиями при обнаружении.
namikiri
01.11.2019 10:26+1Они просто не знают о «Времени попкорна». Открыл, нашёл, смотришь, никаких там заморочек с DHT и прочим.
Tachyon
01.11.2019 11:10рынок интернет-пиратства в России резко упал впервые за пять лет
Блин, точно, спасибо что напомнили, давненько ничего пиратского не смотрел.
VMichael
01.11.2019 13:01Странно, что не написали про рост легальных сервисов просмотра фильмов.
У меня сын может «пиратить», но вот жене его это совсем никуда не упирается. А его достало, по ее просьбе, что то там искать, скачивать.
Он просто оплатил подписку на IVI и она смотрит. Это оказалось дешевле и проще, чем затраты времени на «пиратство».
И это думаю массовая история.vaslobas
01.11.2019 14:30Если бы можно было оплатить одну легальную подписку и получить доступ ко всему контенту, то это было бы действительно решением.
На деле же и четверти всего нужного нет в иви, окко, КиноПоиск и прочих легальных площадках.
Поэтому теперь я плачу пиратам 150 рублей в месяц и у меня доступен весь контент со всех площадок. Легальным площадкам до такого никогда не дойти.
VMichael
01.11.2019 14:37Понятно, что идеального нет и пока что вам выгоднее где то, но движение в сторону обеливания идет вовсю. Сколько то лет назад и IVI не было.
reader21
01.11.2019 14:05А что из популярного пиратского сервиса закрыли то?
Сайт на котором я смотрел сериалы обзавелся ко всему остальному ещё и приложением(есть в плей маркете), которое сообщает актуальный адрес сайта.
С торрентами вроде тоже ничего страшного не произошло.
nikolainefedov
03.11.2019 13:29Тоже не понял, как они считали. Всё как было в открытом доступе, так и есть. Не замечаю разницы никакой.
zxweed
объемы выглядят совершенно копеечными — они там уверены, что посчитали хоты бы 1% этого рынка?
qw1
$63млн. в год / (12 * $10000 в мес/сайт) = 525 сайтов.
Реалистичный показатель.
zxweed
а как же "недополученная прибыль" прокатчиков? Нужно не забыть каждого клиента умножить на средний чек в кинотеатре еще...