В статье «Как фантаст Артур Кларк чуть не закрыл журнал «Техника — молодежи»» я пообещал как-нибудь в пятницу рассказать о том, как главный редактор «Веселых картинок» чуть не погорел на букашках — в самом прямом смысле слова.

Сегодня пятница, но прежде мне бы хотелось сказать несколько слов о самих «Веселых картинках» — этом уникальном кейсе создания успешного медиа.

image

У журнала есть четко фиксированный день рождения — 24 сентября 1956 года. В этот день увидел свет первый номер журнала «Веселые картинки» — первого советского журнала для дошкольников.

Счастливым (и многодетным) отцом было постановление партии и правительства «О развитии детской литературы и детской периодики», вышедшее в начале 1956 года. Через несколько месяцев после его появления количество детских журналов в стране удвоилось — уже в сентябре в компанию к «Мурзилке», «Пионеру» и «Костру» добавились «Юный техник», «Юный натуралист» и «Веселые картинки», выпустившие свои первые номера. Вот как выглядел дебют.

image

Сказать, что почин оказался успешным — это ничего не сказать. Тираж «Веселых картинок» в лучшие времена достигал 9 миллионов 700 тысяч экземпляров. При этом был не просто успешным — он был чрезвычайно доходным медиа-проектом. Несмотря на грошовую стоимость в 15 копеек, он приносил своему учредителю — ЦК ВЛКСМ — огромную прибыль. Сотрудники журнала любили хвастаться тем, что «Веселые картинки» соло зарабатывают денег больше, чем все журналы издательства «Молодая гвардия».

В чем же причины успеха?

Во-первых, небольшой масштаб проекта. По моему глубокому убеждению, все прорывы совершаются там, где нет больших бюджетов, где не намечается раздача медалей, куда никто из начальства не звонит, не давит и не дергает.

«Веселые картинки» создавались как маленький нишевый проект, от которого никто ничего особенного не ждал. Лучшим индикатором начальственного отношения служил кабинет главного редактора. Иван Семенов пришел в ВК из «Крокодила», где у главного редактора был огромный номенклатурный кабинет с «вертушками». В «Картинках» у него была маленькая каморка, которую он делил с ответсеком издания, поэтому даже рисовал он не у себя в кабинете, а ходил в общий зал, где стояли специальные столы для художников.

Во-вторых, творческая свобода. «Веселые картинки» были единственным изданием в СССР, которое не литовалось. К цензорам в Главлит носили все издаваемые журналы, даже «Рыбоводство и рыболовство», даже журнал «Бетон и железобетон». Был такой, а как же. Вот вы смеетесь, а тираж, бай зе вей, достигал 22 тысяч экземпляров, полторы тысячи из которых продавались за валюту иностранным подписчикам.

image

И только «Веселые картинки» никто никуда не носил.

В-третьих — лидер. По нормам тех лет главный редактор обязательно должен был быть членом партии. Проблема была в том, что среди художников коммунистов почти не было — это во все времена была та еще вольница. В итоге главным редактором «Веселых картинок» был назначен известный художник Иван Семенов, который был членом партии, но совершенно точно не был карьерным коммунистом. Иван Максимович вступил в ВКП(б) на фронте, в 1941 году, когда немцы перли на восток, а коммунистов, попавших в плен, расстреливали на месте.

image

По воспоминаниям этот бывший военный моряк и красавец-мужчина был идеальным руководителем творческих людей. Никогда не бил по рукам, и спрашивал только по итогу — но уж тут спрашивал жестко. И еще у него было одно важное для руководителя медиа-проекта качество — он был на редкость спокойным человеком. Его почти невозможно было вывести из себя. Художник Анатолий Михайлович Елисеев, работавший в ВК с первого дня, рассказывал мне в интервью такой случай.

Семенов был знаменит своими многофигурными композициями, вот такими, например:

image

Как-то кто-то из художников журнала привез из Финляндии купленную в «магазине приколов» свинцовую кляксу, неотличимую от настоящей. Решили разыграть главреда, по обыкновению рисовавшего в общем зале. Дождались, когда Семенов почти закончит композицию, набьет трубку и выйдет покурить — и подложили кляксу на почти готовый рисунок.

Семенов вернулся. Увидел. Встал столбом. Пожевал губами. Уронил мрачное и тяжелое, как булыжник: «М*даки!».

Сдвинул «испорченный» рисунок на соседний стол, вздохнул, достал чистый лист и, поглядывая направо, принялся рисовать все заново.

В общем, сорвал людям розыгрыш.

Но гораздо важнее партийности было то, что Семенов и по официальному, и по неофициальному рейтингу считался одним из лучших книжных графиков страны и потому был очень авторитетным в профессиональной среде человеком.

image
"Плохо, брат, ты мадьяр знаешь!". Иллюстрация И. Семенова к «Бравому солдату Швейку»

Это позволило ему собрать четвертое слагаемое успеха — команду. Уже в первом номере веселые картинки рисовали лучшие детские графики страны: Константин Ротов, придумавший внешний облик старика Хоттабыча и капитана Врунгеля, Алексей Лаптев, нарисовавший классического Незнайку, Владимир Сутеев (классические иллюстрации к Чиполлино, хотя что я распинаюсь, кто не знает Сутеева?), вышеупомянутый Анатолий Елисеев. В первый же год к ним присоединились Аминадав Каневский, Виктор Чижиков, Анатолий Сазонов, Евгений Мигунов и еще целое созвездие звезд первой величины.

Ну а последнее составляющее — технология производства. Для производства журнала Семенов достаточно успешно импортировал и адаптировал «крокодильскую» систему подготовки номеров, построенную на принципе «придумать шутку и нарисовать шутку — это разные виды мозговой деятельности». Нет, бывают, конечно, исключения, вроде Виктора Чижикова, который большинство своих проектов в ВК, начиная с дебютного «Про девочку Машу и куклу Наташу» придумывал сам, но в целом…

image

Вот как эту систему описывал Феликс Шапиро – редактор журнала «Веселые картинки» с 1956 по 1993 г.:
Среди сотрудников журнала были так называемые «темисты» – те, кто умеет хорошо придумывать сюжеты для рисования и может поделиться ими с остальными. Темисты у нас были гениальные. (К примеру, темистом в «Веселых картинках» начинал известный режиссер Александр Митта — ВН) Они со своими набросками приходили на так называемые «темные совещания». Совещания проходили в комнате, где было много-много стульев и всего один стол. За столом сидел Иван Максимович. Он оглядывал всех и спрашивал: «Ну, кто смелый?» Кто-нибудь из темистов выходил и отдавал ему свои эскизы. Он их показывал всем собравшимся и следил за реакцией: если люди улыбались, эскизы откладывались в одну сторону. Если реакции не было – в другую.
С «темных совещаний», по рассказам, иногда выходили «по стеночке», насмеявшись до истерики. И вообще, судя по воспоминаниям, рабочая атмосфера в «Веселых картинках» больше всего напоминала «Понедельник начинается в субботу» Стругацких — с розыгрышами, подначками, периодическим распиванием известных напитков, но главное — безоглядной любовью к своему делу.

Они делали лучший в мире детский журнал и на меньшее не соглашались.

Журнал, где, например, диковинные для Советского Союза комиксы публиковались с самого начала, и это не фигура речи. Вот вам знаменитый семеновский «Петя Рыжик» из первого номера:

image

Журнал, с которым не брезговали сотрудничать лучшие художники мира: Жан Эффель из Франции, Рауль Вердини из Италии, Херлуф Бидструп из Дании.

Впрочем, иногда международное сотрудничество оборачивалось серьезными неприятностями. Так, в конце августа 1968 году вышел ничем не примечательный номер «Веселых картинок».

image

Где, среди прочего, была невинная сказочка чешского писателя Вацлава Чтвртека (как они произносят эти фамилии?) «Две букашки». Вот она:

image

И все бы ничего, но именно в момент выхода журнала знаменитая «Пражская весна» заканчивается вводом в Чехословакию армейских соединений стран социалистического содружества.

Начинается операция «Дунай», русские, поляки и вышеупомянутые мадьяры ездят на танках по чешской столице, чехи строят баррикады, фрондер Евтушенко сочиняет стихотворение «Танки идут по Праге», диссиденты устраивают демонстрацию на Красной площади, вражеские голоса посменно воют по всем радиочастотам, КГБ стоит на ушах и, похоже, переведен на казарменное положение.

image

И в это время «Веселые картинки» рассказывают всему Советскому Союзу, что в Праге сейчас много птиц, которые клюют чешских букашек и поэтому из Праги нужно валить.

Головы в те времена летели и за меньшее — «Технику — молодежи» едва не закрыли в куда более вегетарианские черненковские времена.

В «Веселых картинках» же, как уже догадались самые прозорливые, случившаяся задница усугублялась отсутствием цензуры. Чтобы отправить номер в типографию, было достаточно подписи главного редактора.

Но это же означало, что и ответит за все — тоже он.

Как вспоминали сотрудники, недели две в редакции как будто покойник лежал — все передвигались по стеночке и говорили исключительно шепотом. Семенов сидел, запершись у себя в кабинете, нарушая собственный запрет беспрестанно курил и гипнотизировал телефон.

Потом начали потихонечку выдыхать.

Пронесло.

Не заметили.

А если кто и заметил — не стуканул.

Любили все-таки у нас семеновский журнал. Очень любили. И дети, и их родители.

Чтобы не заканчивать этим советским маразмом — пару слов про совершенно блестящую идею с «Клубом веселых человечков» и самым знаменитым персонажем Ивана Семенова.

Еще на этапе создания журнала он придумал для журнала талисман — лохматого волшебного художника в черной шляпе, синей блузе и с красным бантом.

image

А потом решили подобрать ему компанию — известных сказочных персонажей, которые будут тусить из номера в номер. В первом составе Клуба было всего пять членов: Карандаш, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек.

И в первом же номере юных читателей начали знакомить с ними, начав, естественно, с бессменного председателя.

image

Знали бы Семенов сотоварищи, что их случайная придумка, сделанная на коленке, станет настоящим культурным явлением, что про «Клуб веселых человечков» будут снимать мультфильмы и писать научные статьи, что на нем вырастет несколько поколений людей.

Людей, которые сегодня рисуют философские, я бы сказал, карикатуры. Вроде этой, которую я называю «Живые и мертвые».

image

Карандаш же снялся в пяти мультфильмах,

image

стал героем бесчисленного множества книг,

image

И по сей день остается талисманом журнала «Веселые картинки» и самым известным созданием великого детского художника Ивана Семенова.

Не случайно, например, Виктор Чижиков, начавший работать в «Веселых картинках» третьекурсником Московского полиграфического института, неизменно рисовал своего учителя с его любимым персонажем. Вот, например:

image

Или вот:

image

Любопытно, что на другой стороне Земли, в Австралии, живет брат-близнец нашего Карандаша. Тоже в блузе и с бантом.

Упреждая неизбежные вопросы — наш Карандаш старше на три года, австралийский волшебный художник появился в 1959 году. Клона зовут Мистер Сквиггл, и он был звездой одноименного шоу, шедшего на австралийском телевидении сорок лет, с 1959 по 1999 годы.

image

Мистер Сквиггл — это марионетка с карандашом вместо носа, который сначала дорисовывал присланные детьми «каляки-маляки» и делал из них полноценные картины, а потом дорос до собственного полуторачасового шоу с приглашенными гостями и концертными номерами.

В феврале 2019 года благодарные австралийцы выпустили серию двухдолларовых монет, чтобы отметить 60-летие культового персонажа своего детства.

image

А наш Карандаш на свой юбилей даже почтовой марки не удостоился.

Всей памяти — только искренняя благодарность бывших октябрят за счастливое детство.

Комментарии (79)


  1. tvr
    08.11.2019 17:47
    +4

    Огонь статья, впрочем, как и всегда!
    Спасибо! Это были мои любимые журналы, пока не пошёл в школу.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 17:58

      Спасибо. )) У меня тоже. ))


  1. mcsimm
    08.11.2019 18:05
    +1

    Спасибо! Мне в «Весёлых картинках», и потом в более взрослых карикатурах больше всего нравился Чижиков, «лихой» у его персонажей такой стиль.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 18:23

      Пожалуйста. Ну Чижиков он один из самых запоминающихся, конечно, но у меня главным фаворитом всегда Мигунов был. ))


  1. valemak
    08.11.2019 21:06

    >>> В чем же причины успеха?

    В монополии.

    Кроме «Мурзилки» и «Весёлых картинок» не было условий для конкуренции, поэтому всю нишу два этих весьма посредственных издания естественным образом подгребли под себя.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:04
      +2

      Несколько вопросов, если позволите.


      1. Правильно ли я понимаю, что, например, Боинг и Эйрбас — это не конкуренция, а монополия?
      2. Правильно ли я понимаю, что тех же республиканских детских журналов вроде украинского Барвинка — не существовало?
      3. Вы настолько хорошо знакомы с наследием ВК, что столь категорично утверждать про "посредственный журнал"? Уточните хотя бы, к какому периоду истории ВК относится ваше компетентное мнение, с учетом того, что семеновские, варшамовские и антипенковские ВК — по сути, три разных журнала?


      1. iborzenkov
        09.11.2019 10:28
        -3

        Какая у вас конкуренция может быть при отсутствии рынка?
        Боинг и Эйрбас — это как раз конкуренция, потому что есть заказы и выбор что купить, а также всякие другие самолеты, которые есть и нормальные, а есть суперджет.


        Отсутствие конкуренции ему мешало помереть в муках, потому что во первых его печатали по гос заказу (как все в совковой экономике), а во вторых ничего нормального не было — кто бы его брал если бы была возможность купить комиксы марвел, DC, дисней, а так это из серии советское мороженное было самым вкусным потому что альтернативой была только ледышка (ну и к слову потому что было полностью тырено)


        Как собственно куда подальше улетели и почти все советские мультфильмы, оставив только несколько очень хороших, которые можно по пальцам пересчитать.


        1. adictive_max
          10.11.2019 04:05

          если бы была возможность купить комиксы марвел, DC, дисней
          В конкретно то время, американские комиксы были не то чтобы как-то принципиально лучше советских, точно такой же развесёлый балаган с клоунами и воздушными шариками, ориентированный на маленьких детей. Из-за, вот ведь внезапно, цензуры, которой в Цитадели Свободы не бывает.


          1. mistergrim
            10.11.2019 08:15
            +1

            Ну вот явно вы американских комиксов не видели.


      1. shurricken
        12.11.2019 13:18

        а разве мурзилка и ВК это из одной ниши??
        Вк-мурзилка-Пионер — вертикаль без всякой алтернативы. Ну Пионер — вроде Костер там еще был с меньшим тиражом, но вроде бы слегка интереснее.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:10

      И последний вопрос. Правильно ли я понимаю, что только отсутствие конкуренции мешало ВК из посредственных стать хорошим? Почему тогда с приходом рынка качество журнала не взлетело, а рухнуло? Возьмём самый простой критерий — профессионализм художников. Как вам такая обложка времён благословенной конкуренции?
      image
      Этот художник владеет профессиональными навыками на том же уровне, как приведенные в статье Семенов, Мигунов или Чижиков?

      Мне кажется, при Семенове его бы подметать в редакции не взяли.


      1. nochkin
        09.11.2019 01:03
        -1

        Справедливости ради, мне нравится эта обложка. Правда, другие тоже нравятся. Просто каждая по-своему, но нравятся.
        И да, у меня есть достаточно много детских художников (не только отечественных), которые мне не нравятся.


        1. vad_nes Автор
          09.11.2019 08:23

          Ну, аргумент "А мне нравится " не бьётся никаким козырем. )) И криво нарисованные колеса у машины придают работе особый шарм. ))


          1. AllexIn
            09.11.2019 11:57
            +5

            Странно придираться к кривым колесам. Вы еще шарж покритикуйте за несоответствие анатомии.


            1. vad_nes Автор
              09.11.2019 13:18

              Это не упрощение. Упрощение — это чижиковская девочка Маша. Вот там профессионал намеренно рисует девочку двумя кругами. А это — криворукость и неумение.


              1. AllexIn
                09.11.2019 13:20
                +3

                Мне сложно оценить, я не художник ни разу. Но ваши утверждения не выглядят как аргумент, а выглядят как вкусовщина.


                1. vad_nes Автор
                  09.11.2019 13:50

                  Не знаю, по моему, для этого не надо быть художником. Рисунок просто плохо нарисован — сравните, к примеру, с обложкой которой открывается статья. Не в плане содержания, таланта, «что хотел этим сказать художник». Нет, исключительно в плане профессиональных умений художника, есть такое понятие как ремесло. Художник 90-х не владеет ремесленными навыками, он тупо не умеет рисовать.


                  1. stalinets
                    09.11.2019 20:04

                    Я тоже как «не-художник» не вижу, чем плоха та обложка по сравнению с прочей рисовкой. Ну, она немножко другая. Чуть меньше деталей. Рисовка не узнаётся по сравнению с привычной с детства, поэтому кажется чуть хуже, но это когнитивное искажение я осознаю.


                1. igorp1024
                  09.11.2019 16:56

                  Если проводить параллель с тем, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни — с фотографией, то они выглядят как аргумент фотографа-профессионала (умеющего строить композицию, выделять главное и доносить мысль до зрителя) в глазах фотографа-любителя, оценивающего фото интуитивно. Т.е., профессионал знает как нужно сделать так, чтобы "картинка" несла смысл и приводила зрителя к нему, а "обыватель" (назовём это так) лишь фиксирует окружающую действительность "как Бог на душу положит".


      1. iig
        09.11.2019 09:26

        "Почему тогда с приходом рынка качество журнала не взлетело, а рухнуло?"


        Какая зарплата, такая работа. А ещё в вещах, связанных с творчеством, конкуренция и качество вещи слабо связанные.


        1. vad_nes Автор
          09.11.2019 09:44

          Вот золотые ваши слова. )) Мне кажется наоборот -среди художников конкуренция всегда была, ещё попробуй пробейся для тех же Весёлых картинок рисовать. А вот стабильность спроса, высокая оплата и большие объемы госзаказа на иллюстрирование и написание произведений для детей позволили сформироваться целому поколению великолепных детских художников и писателей. Сегодня ничего похожего и близко нет. Как мне сказал один финский детский писатель о причинах "скандинавского прорыва" в детской литературе: "Где поливают — там и растет". ))


          1. iig
            09.11.2019 11:37
            +1

            "попробуй пробейся для тех же Весёлых картинок рисовать"


            Вот именно. Выиграли в конце концов не те, кто лучше рисует, а те, кто лучше пробиваются


            1. vad_nes Автор
              09.11.2019 11:46

              Так эта вилка между талантом и пробивными способностями — из разряда вечных вещей, неизменных при всех режимах, нет?


      1. valemak
        09.11.2019 12:59
        +2

        Ну так, свободный рынок моментально показал цену «Весёлых картинок» в базарный день. Тиражи рухнули, хорошие художники ушли и больше не возвращались.

        В то время в страну хлынул поток детского западного контента (в основном, в виде игрушек и мультипликации, но и журналы с комиксами тоже), в результате чего сразу выяснилось, что «Весёлые картинки», кроме рассказов о букашках, в принципе, ничего интересного не могут предложить.


        1. iig
          09.11.2019 13:05

          Ага. И ещё оказалось, что тиражировать пиратский контент (кто упарывался в лицензионные отчисления за Микки Мауса прочих персонажей?) дешевле, чем разрабатывать свой. Предложить то могли (клуб весёлых человечков со сверхспособностями — why not ;) ), но..


        1. vad_nes Автор
          09.11.2019 13:24
          +1

          Хорошие художники ушли раньше — в конце 70-х, когда угробили наработки предыдущей команды и сделали из журнала УГ. Свободный рынок не показывает ничего — по крайней мере, в сфере работы хороших художников. Я бы мог вам порассказывать про жизнь хороших художников в 90-х, но смысла в том вижу немного. Извините.


        1. vad_nes Автор
          09.11.2019 13:52
          +1

          И, если не секрет — мне просто любопытно — какие западные «журналы с комиксами» к нам «хлынули»? Не назовете пару названий тех, кто смёл Веселые картинки и Мурзилку с лица Земли? )))


          1. valemak
            09.11.2019 14:20
            +1

            Читайте внимательнее — я подчеркнул что в основном игрушки и мультипликация. Уже только одних мультиков Диснея и Warner Brothers хватило, чтобы дети сделали очевидный и бесповоротный выбор в пользу западного контента.
            Комиксы уже продавались в начале 90-х, помню как сам школьником покупал. Про детские журналы, честно скажу, особо не в курсе, как массового явления не было, но это не означает, что в продаже не было совсем.

            Но были ли журналы или нет, факт остаётся фактом: ВК и Мурзилку никто с лица Земли не стирал, просто они моментально оказались на задворках. Ребёнок того времени скорее будет уговаривать родителя жвачку с вкладышем-комиксом купить, чем «Весёлые картинки».


            1. iig
              09.11.2019 14:47

              Мультфильмы от Диснея и Warners ярче и смешнее, чем журналы, которые нужно ждать целый месяц. И доступнее. Вот их персонажи и в виде раскрасок, и принты на одежде, и на экранах.
              Персонажи ВК так и остались в журнале, а жаль. Противостояние Электрического Человека (Самоделкин подрос) и Железного Человека — это была бы славная битва.


              1. valemak
                09.11.2019 15:09

                Железный Человек сразился с подросшим советским Самоделкиным :)


          1. stalinets
            09.11.2019 20:13

            Про это Паша «Кинаман» Гринёв снял занятную документалку, как одну из серий своего видеопроекта. www.youtube.com/watch?v=9ZDjIJeBwIY


            1. valemak
              09.11.2019 20:53

              Спасибо, интересное видео. Как раз исчёрпывающе отвечает на вопрос vad_nes какие именно детские журналы, новеллизации и комиксы с «западным» контентом в начале 90-х запросто забрали всю российскую аудиторию у «легендарных» советских изданий.


      1. 1620
        12.11.2019 11:55

        Никакой загадки. В рисовальщики детских иллюстраций берут по принципу «нам так хорошо не нужно, мы столько не заплатим» либо «мы столько не заплатим, но нам таки нужно так хорошо».


    1. jeConf
      09.11.2019 10:01

      Возможно вначале, в 50—60-е годы это были и правда хорошие журналы, как минимум вследствие новизны формата. Но в 70-е, когда они подходили мне по возрасту, это была типичная советская макулатура, которая не оставила почти никаких воспоминаний. Хотя нет, помню. У детей было уничтожающее ругательство: «Ты что, мурзилкой пошутил?»
      Сейчас до конца прочитал эту статью, в основном по причине нарастающего недоумения. Это ж в какой интересной стране я, оказывается, жил, да не заметил этого.


      1. vad_nes Автор
        09.11.2019 11:18
        +1

        Если вы обратили внимание, я несколько раз подчеркиваю, что говорю исключительно о «семеновском» периоде. История «Веселых картинок», как и история «интересной страны» весьма неоднородна и ее немного странно оценивать «в целом». Семенов делал юмористический журнал для детей. В поздние 70-е это был совсем другой журнал. Новый главред Рубен Варшамов занимался совсем другим вещами и тусил совсем с другими людьми, поэтому сделал из журнала кормушку для художников-нонконформистов, занимающихся «современным искусством». Темистов разогнали, в журнале начали самовыражаться Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский и другие будущие иконы современного русского искусства. Так что это была не советская, а скорее антисоветская макулатура. ))


        1. jeConf
          09.11.2019 15:55
          +1

          К сожалению, я настолько некомпетентен в этом вопросе, что даже не представляю тех людей, которых Вы упоминаете. Мой опыт советской действительности удивительным образом не пересекается с Вашим. Должен пересекаться хотя бы чуть-чуть, но не пересекается никак.

          Мы же жили в это же время в том же возрасте.

          Я читаю Вашу статью как нечто фантастическое, не имеющее никакого отношения к реальности. Это странно.

          Возможно, дело в том, что каждый извлёк из этого времени свой собственный опыт.

          Каждому своё.


          1. vad_nes Автор
            09.11.2019 18:55

            Ну, это не новость. Есть такой старый текст моего давнего приятеля "Мы жили в разных странах". Наверняка читали — https://kibalchish75.livejournal.com/39399.html (в авторском ЖЖ не нашел, я про первую половину).


            Чем дальше, тем сильнее расходятся наши параллельные миры. ))


            1. jeConf
              09.11.2019 22:30

              Я посмотрел, спасибо. Нет. Раньше не читал. Да и сейчас не стал, потому что с самого начала понял, что автор противопоставляет две точки зрения: свою и противоположную своей.

              Обе они не имеют отношения ко мне.

              Далеко не все при обмене мнениями утруждают себя ссылками.

              Поэтому ещё раз спасибо.


              1. vad_nes Автор
                09.11.2019 22:57
                -1

                Да нет, я не спорю с тем, что текст вовсе не нейтрален. Там ценно именно наблюдение о том, что каждый берет из прошлого только то, что хочет взять. Нужные тебе воспоминания остаются и запоминаются, ненужные, не устраивающие — отбраковываются и забываются. По сути, прошлое каждый конструирует себе сам по своему вкусу. И они могут не совпадать диаметрально, как у нас с вами по вашим словам. Именно по этой причине, кстати, историки часто в принципе не воспринимают мемуары как источник. )))


        1. shurricken
          12.11.2019 13:28

          похоже фраза в статье
          «вражеские голоса посменно воют по всем радиочастотам»
          написана на самом полном серьезе… а не саркастически как я подумал вначале…
          фу…


  1. vectorplus
    08.11.2019 21:42
    +4

    Комикс про то, как Карандаш себя резал и вычихнул грифель, немного криповый :)
    Спасибо за статью, любимый журнал.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:16

      Ага, есть такое. ))) Да не за что. ))


  1. Exchan-ge
    08.11.2019 21:57
    +1

    24 сентября 1956 года.


    Я родился позже, но у меня были старшие двоюродные братья, от которых мне достались подшивки старых журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».
    Так что даже с тем самыми первым номером я был знаком с детства — точно помню, что и в три года эти разноцветные журналы вызывали у меня неподдельный интерес )
    Читать в этом возрасте, я естественно, не умел — но картинки были уж очень хороши.

    «Две букашки». Вот она:


    А какая классная Прага получилась на иллюстрации к ней — сюжет и название напрочь забылись, но этот город-лес я помню еще с тех пор.


  1. Aingis
    08.11.2019 22:35
    +6

    Карандаш — известный клоун тех времён. В частности, он был наставником молодого Юрия Никулина. Работал в московском цирке и выступал по всей стране. Вряд ли редакторы не знали про него. Скорее всего, с него и был списан персонаж. Видимо, образ был так силён, что он и стал главным.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:18
      +2

      Ну да, клоун Карандаш был очень известен, но что их объединяет с семеновским персонажем, кроме имени, чтобы говорить о «списывании с него»? Я просто вообще ничего общего не нахожу.


      1. brake
        09.11.2019 00:38

        Больше того, я, когда маленьким увидел по телеку выступление клоуна Карандаша, был дико разочарован, поскольку ждал чего-то такого же крутого, как персонаж ВК, а клоун оказался унылый.


  1. nuraksha
    08.11.2019 23:14
    +1

    В детстве читал этот журнал, очень ждал новые номера!


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:20
      +2

      Я тоже. )) Вообще, ожидание почты — безнадежно забытое в наши времена ощущение. ))


      1. AllexIn
        09.11.2019 11:59
        +1

        ожидание почты — безнадежно забытое в наши времена ощущение. ))

        А алиэкспресса и ebay не заказываете чтоли ничего?


        1. vad_nes Автор
          09.11.2019 13:25

          Там нет чувства ожидания. )) Пришло? Ну и ладно.


          1. AllexIn
            09.11.2019 13:28
            +1

            Наверно вы что-то не то заказываете.
            Бывает такое, что сидишь и каждые день проверяешь трэк, хотя казалось-бы — нафига? Ведь уведомления приходят.


            1. vad_nes Автор
              09.11.2019 18:57

              Это да, не то, наверное. То, что для меня важно, Али не рассылает, а вещи это только вещи.


      1. Sartorio
        09.11.2019 12:14

        Вообще, ожидание почты — безнадежно забытое в наши времена ощущение.

        Как-же вы правы, чёрт возьми!


      1. tvr
        09.11.2019 12:24
        +1

        ожидание почты

        Ну вы загнули. Ещё «дружбу или шахматы по переписке» вспомните.


  1. user783
    08.11.2019 23:14
    +1

    Большое спасибо, за пост!!!


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:20
      +1

      Да не за что. ))


  1. LibrarianOok
    08.11.2019 23:14
    +1

    Эх, нахлынули воспоминания. Зимние приключения Самоделкина читал в поезде, пересекавшем просторы необъятной родины.


    1. vad_nes Автор
      08.11.2019 23:19
      +1

      Ой, Самоделкин — это отдельная история. Он же позже появился, там была реальная загадка с авторством, плюс — это второй после Карандаша персонаж, не заимствованный, а придуманный для журнала.


      1. OLZ1
        09.11.2019 13:25

        Хотелось бы подробности про Самоделкина да с картинками. Спасибо за статью! Аж чуть слезу не пустил)


        1. vad_nes Автор
          09.11.2019 13:26

          Я подумаю про Самоделкина. )))


  1. tapk
    09.11.2019 06:27

    Спасибо за статью! Реквестирую аналогичную про «Трамвай».


    1. vad_nes Автор
      09.11.2019 11:07
      -1

      Да не за что. Я не очень знаю эту тему, но просьбу запомню. ))


    1. valemak
      09.11.2019 13:28

      О да, про «Трамвай», который патронировала Раиса Горбачова, в исполнении Вадима Нестерова я тоже хотел бы почитать :)


      1. vad_nes Автор
        09.11.2019 18:59

        Ну, про ее брата я как совсем недавно писал. Но здесь это точно оффтопик.


  1. quwghcav
    09.11.2019 11:06

    Очень интересно!


    1. vad_nes Автор
      09.11.2019 11:07
      -1

      Спасибо. ))


  1. vbifkol
    09.11.2019 13:34
    +2

    А почему эта статья не называется «Как детский писатель Вацлав Чтвртек чуть не закрыл журнал «Веселые картинки»»? Я бы с удовольствием почитал версию про то как злобне агенты ЦРУ берут за яйца сначала Вацлава чтобы он написал рассказ, а потом — Политбюро, чтобы ввели танки.


    1. AllexIn
      09.11.2019 13:55
      +1

      После вашего коммента перечитал кусок про закрытие…
      Ведь и правда занятно написано:

      Все знали, что вот-вто придут НКВДшники и их всех расстреляют на месте. К счастью пронесло, очередной младенец, прежде чем его съел кровавый диктатор успел выкинуть номер ВК в окно, чем спас всю редакцию.
      На этом закончим про Советский Маразм.

      Даже в теории не допускается, что кровавые НКВДшники номер видели и не посчитали что там есть что-то заслуживающее внимания. И что весь маразм в данном случае не в СССР, а у кого-то в голове.


      1. vbifkol
        09.11.2019 16:14
        +1

        Угу, в данном случае в голове (и только в голове), а в случае из статьи про Кларка — уже совсем не в голове, более того, там санкции таки применили. Думаю и тут боялись не зря, но действительно пронесло.


      1. mistergrim
        09.11.2019 16:43

        Мне что-то вообще мало верится, что цензура не читала журнал. Возможно, делали это неявно (чтобы не травмировать нежную душу художников).


  1. stalinets
    09.11.2019 21:27
    -1

    У этих советских журналов, будь то «Весёлые картинки», «Трамвай», «Крокодил» или другие, была потрясающе прикольная рисовка. Они всегда, и в прошлом, и сейчас, сразу притягивали взгляд и удивляли количеством деталей и тонким мастерством художника: художники находили тонкий баланс между быстрым и не особо качественным рисунком и качественной, но трудоёмкой полноценной картиной. Штрихов на каждого персонажа или на каждую вещь вроде бы приходится немного, но каждый штрих правильный и на своём месте.
    И ещё на единицу площади штрихов ровно столько, сколько надо для… наверное, человеческой психологии. Если их будет меньше — будет грубо и некрасиво. Если их будет больше — это будет пролноценная и скорее всего скучная картина.
    Думаю, по этой же причине многим нравятся рисунки из псевдографики. Или поэтому же всю историю человечества популярна мозаика. Цельное изображение, составленное из мелких деталек, в чём-то притягательно психологически.


  1. Grey83
    10.11.2019 01:37

    Я думаю, почему у меня на мобильном клиенте картики не грузятся и из-за этого текст прыгает как бешеный?
    А это, оказывается, потому что картинки хостятся на avatars.mds.yandex.net.


  1. glioma
    10.11.2019 08:57
    -1

    Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860-1904) из письма Вл. И. НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО 2 ноября 1903 г. Ялта. 2 ноября 1903:

    «Кстати сказать, и народные театры, и народная литература — все это глупость, все это народная карамель. Надо не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю.»

    Чем и занимались коммунисты в СССР, а сейчас всё наоборот, ибо поднимать уровень масс капиталистической власти не выгодно.


  1. iig
    10.11.2019 11:42

    "Чем и занимались коммунисты в СССР"


    Жырно :) "Из всех искусств важнейшим является кино" (ц) Ленин. А так же вино и домино :)
    С капиталистами загнивающими просто. Масскультура, которая приносит деньги.


  1. npetrenko
    10.11.2019 13:40

    Суперстатья! Тоже, как и многие здесь, до сих пор помню эти журналы! Классные были издания тогда


  1. Get-Web
    10.11.2019 16:47
    +1

    Интересная и познавательная статься.
    Я вспомнил мультфильм «Карандаш и клякса» там вроде не тот карандаш, но художники-постановщики тоже Е. Мигунов и В. Долгих. Так вот, как по мне, это еще и первый RAP. Начиная с 1 минуты 10 секунды в этом мультфильме такой речитатив, что многие реперы обзавидуются)

    Вернуться с удачей, вернуться с добычей
    Вот это задача, вот это обычай
    Такого охотника как Карандаш!


  1. Viceroyalty
    11.11.2019 05:32

    Интересно, но к IT это имеет отношение потому что?..


    1. Exchan-ge
      11.11.2019 12:37

      Интересно, но к IT это имеет отношение потому что?..


      Так «Управление медиа» жеж…


  1. clayly
    11.11.2019 09:19

    «Во-первых, небольшой масштаб проекта. По моему глубокому убеждению, все прорывы совершаются там, где нет больших бюджетов, где не намечается раздача медалей, куда никто из начальства не звонит, не давит и не дергает.»

    Для контраста приведу примеры некоторых прорывов, осуществлённых под невероятным давлением (если где-то ошибся, извините и поправьте): постройка Египетских пирамид, полёт на Луну и в космос, создание ядерной и термоядерной бомбы, победа в Великой Отечественной войне, битва при Молодях. В меньшем размахе сюда же можно почти все суперуспешные компьютерные игры добавить.