Источник: Ford
Компания Ford совместно с Webasto представила автомобиль Mustang Lithium — прототип электромобиля мощностью 900 л. c. Сообщение о Lithium опубликовано 5 ноября на сайте автопроизводителя.
Электрокар заявляется как «электрифицированный зверь, готовый вырваться на улицы». Под капотом у Lithium электрический мотор Phi-Power и двойные инвертеры. Все это запитано от 800-вольтовой аккумуляторной системы производства Webasto. Она оснащена технологией EVDrive, которая может выпускать заряд мощностью до мегаватта.
На Lithium стоит 6-ступенчатая механическая коробка передач (МКП) MT82, которая, по заявлениям Ford может справиться с крутящим моментом в 1356 Н·м. В подавляющем большинстве электрокаров используется одноступенчатая коробка передач (в Porsche Taycan — двухступенчатая). Lithium станет первым электрокаром с механикой и 6 ступенями — этот пункт Ford подчеркивает отдельно.
Бенджи Джерью в статье на Green Optimistic 2015 года разбирал, почему на электрокары не ставят многоступенчатые КПП. Вкратце: многоступенчатую КПП можно установить на электрокар, но, по мнению Джерью, в этом нет смысла, потому что максимальный крутящий момент достигается даже на малых скоростях. При этом многоскоростная трансмиссия электромобиля была бы тяжелой и сложной. Она создавала бы трение с низким КПД в простой в других отношениях системе.
Кирстен Коросич с Techcrunch в статье о Lithium подчеркнула, что ставить механическую 6-ступенчатую КПП на электрокар нет «логического смысла», а порадовать она сможет только «фанатов трех педалей».
Lithium оснащен усиленными осями Ford Performance — подразделения, которое специализируется на гоночных машинах. В авто установлен дифференциал Super 8.8 Torsen и облегченные 20-дюймовые кованые диски Forgeline с шинами Michelin Pilot Sport 4S. В корпусе есть детали из углеродного волокна, а клиренс составляет всего 2,5 см.
Ford не называет ключевые параметры автомобиля: емкость аккумулятора, скорость и время разгона. Цену единичного экземпляра Lithium также не разглашают.
Autoblog сравнил Lithium с eCOPO Camaro — электрокаром Chevrolet. При той же 800-вольтовой электросистеме eCOPO Camaro выдает 700 л. с. и 813 Н·м крутящего момента. Электрокар Chevrolet проходит четверть мили за девять секунд. Ford же ограничился словами о том, что Lithium проходит четверть мили с «впечатляющей» скоростью. При своих показателях и стильном дизайне Chevrolet и ее электрокар постигла первая коммерческая неудача. Компания планировала продать прототип eCOPO Camaro на сентябрьском аукционе Russo and Steele по цене около 500 000 долларов, но покупателя для eCOPO Camaro не нашлось.
Брэндон Хилл с Hothardware в статье о Lithium не только удивился прикрученной к мощному двигателю механической коробкой передач, но и сравнил проект с недавним релизом Porsche. Компания показала электрифицированные Taycan Turbo и Taycan Turbo S. Последний оснащен 800-вольтовой электросистемой, которая запитывает два электродвигателя, общей мощностью в 750 л. с. При этом электрокар Porsche разгоняется с нуля до 96 км/ч за 2,6 секунды. максимальная скорость модели — 257 км\ч. После пятиминутной зарядки Turbo S может пройти 100 километров. Наконец, в стандартной комплектации Taycan Turbo S стоит 150 000 долларов.
Автоблогеры часто сравнивают новинки с одной из известнейших моделей на рынке — Tesla Model S. На модификации Standart Range 2019 года P100D стоит 350-вольтовая аккумуляторная система с жидкостным охлаждением и емкостью 100 кВт?ч. При этом она может пройти на полной зарядке до 539 километров, и разгоняется до 96 км/ч за 2,7 секунд. Максимальная заявленная скорость Model S — 250 км/ч. Такая модификация Model S дешевле Taycan Turbo S на $50 000 не уступает практически ни в одном параметре.
В 2018 году Ford заявил, что собирается вложить 11 миллиардов долларов в создание электрокаров, чтобы к 2022 году было готово 40 прототипов разных моделей. В ближайшей перспективе — электрифицированные SUV (Sport Utility Vehicle) и пикап F-150.
Комментарии (68)
Gryphon88
12.11.2019 19:23Немного оффтоп: можете пояснить про типы гибридов, это бензиновые авто с вспомогательным электродвижком и батареями малой ёмкости, или электрические с бензиновым генератором и опять же с малыми батареями? Я не совсем понимаю, почему на легковых и грузовых автомобилях на дорогах общего пользования не используют схему, подобную БелАЗовской.
geher
12.11.2019 20:30Почему не используют? Очень даже используют. Но это получается существенно больший вес (добавляются вес мощного генератора и вес электромотора (или нескольких)) и более высокая цена (медь нынче не дешевая). Плюс (если мы выкидываем для облегчения машины коробку передач и кардан) проблемы с мотор-колесом: существенно увеличивается неподрессоренная масса, что приводит к ухудшению управляемости на высоких скоростях.
А потому применение весьма ограничено. Либо там, где огромные мощности, и напрямую передать усилие на колеса проблематично (карьерные самосвалы), либо там, где дороговизны не сильно боятся (военная техника). При этом скорости относительно небольшие (явно не 100 км/ч).
Еще есть электробусы и экспериментальные машины.Gryphon88
12.11.2019 21:02Я больше в сторону грузовиков, особенно дальнобоев, думал. Ну или вообще тракторов и спецтехники.
DMGarikk
13.11.2019 11:24кстати шёл недавно мимо асфальтового катка и обратил внимание на очень странный звук двигателя… сейчас почитал, а там оказывается гидравлический привод
И например учитывая что например на ЖД технике, на слабых локомотивах тоже стоит гидропривод, а электро- только на мощных, то скорее всего действительно это ограничение по массе
Электродвигатель на 50кВт (примерно 70л.с.) весит около 300 кг, если сюда прибавить генератор то получается ооочень большой переизбыток веса который не перекрывает выгоды
gvitaly
14.11.2019 12:35Похожая схема в bmw i3, к примеру. Но там генератор не напрямую мотор питает, а только поддерживает заряд батареи.
semmaxim
15.11.2019 13:35+1Потому что КПД меньше. Выгоднее передать крутящий момент сразу через шестерёнку от двигателя к колёсам, чем передать её же через промежуточное преобразование вращение -> электричество -> вращение.
olegshutov
12.11.2019 19:53По идее электромобилю не помешает двух-трех скоростная коробка (в той же Тесле изначально планировалась двух), но решили не мелочиться. Посмотрим, может и пойдет
mironoffe
13.11.2019 08:15На топовые Model S собираются ставить 2х ступенчатую коробку (вроде Plaid mode называется). Думаю, что у них просто до этого не было конкурентов среди EV, а сейчас всякие Тайканы появились, надо планку держать.
striver
13.11.2019 09:30На топовые Model S собираются ставить 2х ступенчатую коробку (вроде Plaid mode называется)
Откуда инфа?
Думаю, что у них просто до этого не было конкурентов среди EV, а сейчас всякие Тайканы появились, надо планку держать.
Планку чего? Обычный седан должен быть быстрее спорткара?mironoffe
13.11.2019 11:32Планку чего? Обычный седан должен быть быстрее спорткара?
На трассе Нюрбургринга гоняют эску (7ми местную) как раз с Plaid mode, по неофициальным данным она уже проехала трассу за 7:13 (цель 7:05) против 7:42 Тайкана. Справедливости ради Porshe не гонял топовую версию там, да и у Теслы на данный момент это прототип, а не серийная.
Откуда инфа?
Здесь моя ошибка, приношу извинения, официально такой информации не было. Ходили слухи что новый родстер будет с двухступкой, теперь от Маска информация у Родстера и Model S P100+ будет Plaid Mode, вот и сложился в голове 1 + 1 =)
p_fox
13.11.2019 09:40+1Обоснуй, зачем Тесле кпп? Чтобы ездить быстрее текущих 250км/ч? Так это программное ограничение, а не физическое. Тем более Тесла не суперкары делает.
Чтобы крутящий момент поднять? Так его и так более чем достаточно. Из S вон даже дрифт-кар делали на родном моторе и редукторе.
А увеличение количества передач, приведет лишь к увеличению массы редуктора и бОльшим потерям мощности на нем.UNIm95
13.11.2019 09:59Что делает кпп?
Превращает крутящий момент в скорость и наоборот.
От чего зависит потребляемая мощность электродвигателя?
От оборотов.
Как результат, кпп в электромобиле позволит ездить на большей скорости с меньшим потреблением энергии.
Что увеличивает дальность езды.
И реально 3-4 ступени будут хороши.
1-я стронуться на полностью загруженной машине в горку.
2-я ездить в городе до 70-90 км/ч
3-я ездить по шоссе 90-150.
4-я гонять по немецкому автобану 150+.striver
13.11.2019 10:23Гонки в классе Формула Е показали, что болиды с 2-я передачами — были быстрее. Рено 3 года доминировала в гонках, потому что 1-я передача была для старта только и для очень низких скоростей. В первом сезоне у всех была одинаковая КПП, там было то ли 4, то ли 5 передач. Пике стал чемпионом. Во втором сезоне они остались с такой коробкой и стали первой командой с конца, а Рено доработала и стали доминировать. Другие тоже пошли по такому же принципу. Это уже состоявшийся факт. 1-й передачи более чем достаточно для скоростей до 150 км/ч. А вот если нужно больше, то есть какой-то смыл во 2-й передаче. Но, не уверен что это нужно дорожным автомобилям, ибо опять же болиды ФЕ показывают максималку в районе 250 км/ч, но это спорт болиды, где нужна высокая динамика и максималка.
p_fox
13.11.2019 10:48"От чего зависит потребляемая мощность электродвигателя?
От оборотов."
Нет, от нагрузки.UNIm95
13.11.2019 11:23И от нагрузки.
При этом, если не менять нагрузку а увеличивать обороты, потребление растёт линейно.
И надо хорошо посчитать что будет с нагрузкой при изменении передаточного числа трансмиссии.
Но у меня нет книг по расчётам трансмиссий.
Только по электромоторам.
olegshutov
13.11.2019 17:03На шоссейных скоростях у Теслы совсем неадекватные обороты. Это и перегрев и износ и потери эффективности рабыоты мотора в таких режимах.
Что им мешает уменьшить обороты? Тогда она начнет тупить на старте, несмотря на все разговоры о том, что электромотор тянет отлично с 0 оборотов. Поэтому и нужны передачи.striver
13.11.2019 17:11На шоссейных скоростях у Теслы совсем неадекватные обороты. Это и перегрев и износ и потери эффективности рабыоты мотора в таких режимах.
У Теслы Модел 3 — нет таких проблем. У Модел С/Х перегрев связан с батареей, а не моторами.
Поэтому и нужны передачи.
Вы говорите шоссе, то есть скорости 200+? Если 150 и ниже, даже у Модел С/Х нет таких проблем.
DMGarikk
13.11.2019 17:42Это и перегрев и износ и потери эффективности рабыоты мотора в таких режимах.
почему у него должен быть износ и перегрев от оборотов? это же асинхронный двигатель, у него точки трения только в подшипниках которым вобщемто всёравно на обороты (если они на них рассчитаны конечно)olegshutov
13.11.2019 18:04Мне как-то обьясняли почему, я в деталях не помню, но в общих чертах — у двигателя есть паразитные токи, которые возникают в проводящих частях из-за вращения в магнитном поле. И чем выше обороты, тем больше эти ненужные токи. Которые уходят только как раз на негрев его, то есть по сути с ростом оборотов КПД тестовского (да и не только) электродвигателя падает. А обороты на трассе уже там больше 10 тысяч и там это уже сильно сказывается.
И к тому же перегрев деталей и всяких подшипников ведет к их более быстрому износуDMGarikk
13.11.2019 18:15сдвиг поля действительно есть НО этот эффект компенсируется всякими изменениями конструкции двигателя (вплоть до добавления всяких доп-обмоток исправляющих поле)… тоесть если двигатель рассчитан на такие обороты — он будет работать на них эффективно… и ещё вопрос что будет дешевле — коробка или двигатель с такими характеристиками… судя по всему что для теслы — дешевле двигатель, плюс отсутствие кпп — сильно облегчает и упрощает конструкцию и исключает из неё капризное сцепление
p_fox
14.11.2019 10:44У болгарки скорость ротора 30-40 тыщ, и никого это не смущает. А у теслы 10 — всё, катастрофический перегрев, износ и т.д..
olegshutov
14.11.2019 19:41+1Большинство всяких нехороших разрушающих сил в крутящейся фигне увеличивается с квадратом оборотов. То есть электромотор, делающий 1000 оборотов будет нагружен в 100 раз меньше делающего 10 тысяч.
Сколько часов болгарка протянет при полной нагрузке? Меньше 1? Этого достаточно для электромобиля?
Mykola_Von_Raybokobylko
13.11.2019 10:05Что-то мне подсказывает, что задумка с коробкой чисто для любителей что-то покрутить и подергать в машине.На месте форда за эту слабость еще бы с 10 000 баксов накрутил бы и ежеквартальное обслуживание в 900 баксов.
balamutang
13.11.2019 14:24как будто машина с 900 лс нужна обычным людям
DMGarikk
13.11.2019 15:22Мустанг же маслкар, сама его суть в мощности, харизме и при этом еверидей-использовании. Всегда найдутся люди кому интересно на космолете за продуктами ездить.
p.s. хотя 900л.с. конечно перебор уже и по хорошему требуют отдельной подготовки чтобы их использоватьtvr
13.11.2019 15:31p.s. хотя 900л.с. конечно перебор уже и по хорошему требуют отдельной подготовки чтобы их использовать
Там наверняка будет кнопка «урезать табун до нищебродских трёхсот лошадей» для поездок за хлебушком.
Sly_tom_cat
14.11.2019 11:05А всю дорогу говорили что преимуществом электрокара является отсутствие коробки передач… вот ведь… и тут обманули…
Ну а если серьезно, то на самом деле коробка на пару скоростей электромотору не помешает и вот тут довольно хорошо «разжевано» почему: habr.com/ru/company/npf_vektor/blog/371749striver
14.11.2019 11:23Для обычного дорожного автомобиля — 1-й передачи вперед — более чем достаточно.
Sly_tom_cat
15.11.2019 10:54Ну вроде как Форд позиционирует эту не совсем как обычный дорожный автомобиль… но вот с числом передач они явно переборщили…
Apxuej
Думаю единственная причина по которой стоит ставить шестиступенчатую коробку передач на электрокар — это экономия. Наверняка гораздо дешевле просто взять готовую, чем произвести кастомную двуступенчатую. С трудом вериться, что это делается для того, чтобы люди чувствовали себя в электрокаре как дома, после бензинового авто. У кого есть мысли в чём хитрый план фордовцев, исключая вышеозначенное?
striver
Nikobraz
электромобилю вообще коробка как таковая не нужна, у него ровная полка момента во всем диапазоне оборотов
P.S. в принципе в статье всё есть
striver
Я спорил с этим?
Nikobraz
Не нужна, электродвигатель легко крутить в обратную сторону в отличие от ДВС
striver
Тем не менее, трансмиссии у электромобилей есть. Пока что — это лучший вариант. Не спорю, в будущем могут доработать ПО и могут убрать еще и трансмиссию, но не видел таких вариантов в ближайшем будущем. Да, я не сильно вникал. Да, я понимаю, что гольф-карам не нужно это, но для дорожного автомобиля — сейчас сложновато.
DMGarikk
а что вы подразумеваете под трансмиссией? дифференциал и полуоси с ШРУСами? это какбы ниразу не КПП
striver
Что стоит, например, в Теслах или на Тайкане?
Nikobraz
В тесле 1-ступенчатый редуктор (9,73:1)
В тайкане 2-ступенчатая планетарная передача, передаточными числами 15(до 70км\ч) и 8, её тоже сложно к классическим КПП отнести, она в разы проще и надежнее.
striver
Ну, я же не говорил о классике. Что-то да есть. Редуктор говорите, хм, ну за бугром её называют трансмиссией. Ну и ладно.
p_fox
КПП имеет несколько передач. В той же Тесле — передача всего одна, и та понижающая. Потому что, как правильно заметили, электромотору КПП нафиг не нужна.
geher
Вроде на очень малых оборотах с тягой у электродвигателя все весьма печально. Так что как минимум редуктор нужен. Еще нейтраль, чтобы автомобиль случайно со стоянки сам не уехал. Вот вам и коробка.
Blackwing215b
Там просто редуктор. Нейтраль и паркинг там электрически сделаны. Про очень малые обороты — смотря какой движок.
DMGarikk
это ещё зачем? почему он кудато должен уехать со стоянки? (может вы про паркинг?)
geher
Я не знаю, как оно сейчас принято называть, но речь о том, чтобы при внезапной и не ожидаемой владельцем подаче питания на электродвигатель (водитель, размещая вещи в салоне, случайно на газ надавил, коротнуло что-то в схеме) колеса не вращались по причине их механического отсоединения от вала двигателя. Как-то так.
vedenin1980
Это положение паркинга.
Apxuej
А почему нельзя взять КПП с мотора ДВС? Вроде никаких ограничений я не вижу, просто мы, например, на первой передаче будем ехать очень долго и только на высоких оборотах, когда у электромотора начинают просаживаться крутящий момент, переключимся на вторую и далее. Непонятно правда нафига нам ещё 4 передачи. Что касается расположения мотора, то он может располагаться также как и бензиновый. А может я и правда в чём-то сильно ошибаюсь? Было бы интересно услышать.
striver
Apxuej
Ну вроде у Порше Тайкан двуступенчатая коробка. Мне интересно какие недостатки по сравнению с такой коробкой мы получим, если вкрячим шестиступенчатую от ДВС. Потери в кпд будут примерно одинаковые, вероятно. Весить шестиступенчатая будет больше, очевидно. А что ещё? Ведь если дело только в весе, так это фигня для 900 сильного мотора, а выигрыш в стоимости от того, что мы используем готовое вот он. Короче, непонятно.
stripe
Выигрыш в стоимости обслуживания (для производителя)
Apxuej
Не совсем понял. За обслуживание авто платит владелец. Или Вы имеете ввиду что-то другое? Может у меня уже мозг не варит)
stripe
Абсолютно точно. А платит он производителю запчастей. Так что чем больше изнашивающихся запчастей, тем выгоднее производителю.
striver
Я не уверен, что КПП от ДВС можно легко впихнуть в электромобиль.
kababok
Ведь можно впихнуть — и не подсоединять к оси! :)
striver
Ага, или же возить в переднем багажнике, вместо запаски!
kababok
И развес будет хороший! :)
tvr
Для 900 л.с. и момента в 1356 Н·м? Да на любом авторынке их пучок за пятачок, разных, на выбор. Лохи в форде сидят, ох лохи.
Apxuej
Не, ну понятно, что это не будет шестиступенчатая от какого-нибудь фокуса. Возьмут от чего-то что способно переварить такую мощу. Всё равно не ясно почему нельзя.
tvr
Потому, что для ДВС КПП конструируется И рассчитывается под СОВСЕМ ДРУГИЕ характеристики и соотношения крутящего момента/мощности к оборотам двигателя.
Или это будет КПП от маневрового тепловоза, если она там есть.
waldesschrei
В статье указана модель КПП и она как раз «из ДВСного автомобиля».
Чукча не читатель.
striver
В статье сказано, что она никак не изменялась? Вот просто взяли на складе для ДВСного автомобиля и впихнули в электрокар?
balamutang
Коробки обычно пересчитываются под двигатель, у каждого двигателя свой оптимальный режим (момент, обороты) и коробка по передачам под него подгоняется. Поэтому электрокар с шестиступенчатой МКПП выглядит более чем странно.
vedenin1980
Да все просто, Маркетинг. Первый (и единственный) в мире электромобиль с механической коробкой.
Во-первых, все заинтересуются, а козе баян, а это уже реклама.
Во-вторых, можно лить на уши о суперскорости и суперуправляемости. То что это ерунда, маркетологов не останавливало.
В конце концов, форд может просто выпустить серию из десятка автомобилей, которые никто не будет покупать, зато получить рекламу бренда.
ferosod
<irony>Может, это 6 ступенчатая понижайка? :) Включаешь 6ю передачу, и ездишь по городу и трассе, а если надо прицеп с тонной угля отбуксировать, включаешь 1-2 передачу :)
Плюс, раз есть сцепление, можно из говен враскачку выбираться. </irony>
mironoffe
Может я конечно ошибаюсь… Но ведь электро двигателю ничего не мешает резко менять направление вращения на низких оборотах и соответственно враскачку вообще не проблема, просто ручку туда-сюда дергать резко на небольшом «газу»