Иллюстрация: Starliner
Вышел отчёт НАСА о создании управляемого космического корабля. В документе, высказаны опасения о том, что из-за постоянных задержек «Боинга» в постройке корабля Starliner, на МКС может не остаться американских астронавтов. Также отчет предполагает, что НАСА переплатила «Боингу» и не дала SpaceX конкурировать на равных.
Отчет офиса генерального инспектора НАСА рассказывает о проблемах, преследующих создание американского «космического такси», которое доставляло бы астронавтов к МКС. После закрытия программы Шаттлов США пользуются для полетов к МКС российскими «Союзами». Чтобы создать собственный транспорт НАСА заключило два контракта — со SpaceX и Боингом.
В отчете указано, что Боинг откладывал этапы создания Starliner на протяжении всего сотрудничества. Вероятно, компания так и не сможет назвать реалистичную и конкретную дату, к которой она сможет сертифицировать свой корабль по стандартам НАСА. Перечисляются основные технические проблемы Боинга: неисправности парашютов, двигателей и систем аварийного прерывания запуска. По данным отчета, Боинг сможет пройти сертификацию не раньше лета 2020 года.
Из-за постоянных переносов «Боинга» под угрозой оказалась пилотируемая космическая программа США. Предполагается, что из-за сокращений бюджета на оплату российских «Союзов« (и при условии, что Боинг и SpaceX не выкатят свои корабли), американское присутствие на МКС сократится. При таком сценарии после января 2020 на МКС останется два американца вместо четырех, после апреля — один, а после октября — ни одного. Это связано с тем, что места на «Союзах» у НАСА на осень 2020 и дальше не оплачены. В этой ситуации, участие астронавтов из США сведется к «обслуживанию станции», а научная работа останется в прошлом.
Кроме задержек офис генерального инспектора критикует финансовую политику НАСА в отношении «Боинга». Главный пункт — неравномерно распределенный бюджет на контракты с «Боингом» и SpaceX. Space Insider приводит цифры: за все годы НАСА потратила $1,6 млрд на пилотируемый космический корабль SpaceX и $4,2 млрд на «Боинг». В частности, был раскритикован недавний дополнительный платеж «Боингу». НАСА доплатила компании $287 млн, чтобы ускорить создание пилотируемого Starliner и сократить отставание по срокам. Отчет указывает, что НАСА обратилась только к «Боингу», проигнорировав SpaceX и не предоставив обеим компаниям равной возможности предложить свое решение. По мнению составителей отчета, из-за переплат «Боингу» НАСА не смогла использовать максимум возможностей обоих подрядчиков. Также указывается, что вместо дополнительных срочных вливаний для закрытия сроков можно было вложить эти деньги в оплату полетов на «Союзах».
Создатели отчета предложили НАСА пять шагов:
- Установить реалистичные сроки сертификации, тестовых и реальных полетов кораблей «Боинга» и SpaceX.
- Исправить выявленные технические проблемы ДО испытательных полетов (один из опытных образцов Dragon компании SpaceX был уничтожен во время испытаний).
- Обсудить с конгрессменами и прочими заинтересованными лицами тему продления сотрудничества по «Союзам».
- Создать план действий в случае задержки создания кораблей «Боинга» и SpaceX. Для этого надо обсудить с Роскосмосом:
- покупку нового места на «Союзе»,
- увеличение времени стыковки «Союза» до 200 дней,
- ускорение запуска новых «Союзов».
- Впредь согласовывать закупки в космической сфере с установленными правилами и ограничениями. Для этого:
- прописывать в контрактах границы цен,
- согласовывать закупки между ответственными за МКС и ответственными за создание пилотируемых кораблей,
- изменять сроки только после переговоров,
- предоставлять «Боингу» и SpaceX равные возможности.
НАСА начало разрабатывать новую пилотируемую программу с 2010 года, когда закончилась программа шаттлов. Шаттлы — многоразовые космические корабли, которые могли возить до 8 астронавтов и до 3 810 кг груза на геопереходную орбиту. Дорогие запуски и катастрофа «Колумбии» вынудили НАСА отказаться от шаттлов и начать разработку новых пилотируемых космических кораблей. Последний шаттл слетал в космос в 2011 году — с тех пор американские астронавты добираются до МКС на российских «Союзах». Цена отправки астронавта таким способом постоянно растет. К 2018 году отправить астронавта на «Союзе» стоило $82 млн. По предварительным расчетам, цена одного места на Starliner и Crew Dragon будет колебаться в районе $60 млн.
Вероятно, НАСА рассчитывало на собственную программу пилотируемого полета, и поэтому не стало продлевать контракт с «Роскосмосом» на 2020 год. По существующему сейчас расписанию, на апрельском «Союзе-16» полетят два российских космонавта — Николай Тихонов и Андрей Бабикин — и американец Крис Кэссиди. В миссии «Союз-17» примут участие уже только русские космонавты: Анатолий Иванишин, Иван Вагнер и Николай Чуб. При этом глава НАСА Джим Брандестайн обратился в письме к Дмитрию Рогозину с просьбой предоставить по одному месту для американских астронавтах в «Союзе-17» и «Союзе-18», которые должны стартовать осенью 2020 года и весной 2021 года соответственно.
Сейчас НАСА финансирует две программы по созданию пилотируемых космических кораблей. «Боинг» разрабатывает Starliner по заказу НАСА с 2010 года. Этот корабль должен стать 13-тонным частично многоразовым пилотируемым космическим кораблем с максимальной вместимостью в 7 человек и автономной работой до 210 дней. После многочисленных переносов дедлайнов, «Боинг» наконец намекнул на скорый старт беспилотного Starliner. НАСА разослало журналистам уведомления об аккредитации с датой и местом старта — 17 декабря, площадка SLC-41 на мысе Каннаверал во Флориде. Этот запуск компания откладывала с 2017 года.
Главный конкурент «Боинга» в этой разработке — SpaceX и ее Crew Dragon на 7 человек. Тестовый беспилотный полет Crew Dragon состоялся в марте 2019-го, но у SpaceX возникли проблемы с парашютами и системой спасения. НАСА отказалось давать разрешение на пилотируемый полет с участием астронавтов Дага Хёрли и Боба Бенкена, пока SpaceX не устранит неполадки. 14 ноября SpaceX в Твиттере сообщила, что огневые испытания систем эвакуации Crew Dragon прошли успешно.
Комментарии (27)
KonkovVladimir
20.11.2019 13:09Гендиректор Роскосмоса сообщает
Одно кресло у них будет стоить — это моя экспертная оценка — не менее $110-120 млн. У нас кресло будет минимум в два раза дешевле, тут мы конкурентоспособность сохраняем, — сказал Дмитрий Олегович.
Другими словами, Дмитрий Олегович свозит за $110-120 млн. $ на Союзе если Боинг не успеет.Brenwen
20.11.2019 13:19Это в марте было, а вот свежая новость (странно, что не на хабре):
Сейчас Управление главного инспектора США привело информацию о цене полетов на разных космических кораблях. Согласно новым данным, место на пилотируемом аппарате Crew Dragon будет в среднем стоить 55 миллионов долларов, в то время как одно место на новом Starliner от Boeing обойдется в 90 миллионов.
Как отмечают чиновники, по состоянию на июль 2019 года NASA за полеты 70 астронавтов на космических аппаратах «Союз» заплатило российскому космическому ведомству почти четыре миллиарда долларов. Стоимость одного места на корабле составила в среднем 55,7 миллиона долларов. Однако важно учесть, что постепенно цена места на «Союзах» увеличивалась, и сейчас она уже превысила 85 миллионов.
naked-science.ru/article/cosmonautics/polety-na-crew-dragon-okazalis-namnogo-deshevle-chem-na-soyuzahAm0ralist
20.11.2019 13:24Такое ощущение, что Вы тоже отвечали на другой комментарий…
Brenwen
20.11.2019 13:32Так и есть, как и предыдущий комментарий.
KonkovVladimir
20.11.2019 14:34Ну хоть я отвечу там где надо )))
Мне интересно, если
Crew Dragon будет в среднем стоить 55 миллионов долларов, в то время как одно место на новом Starliner от Boeing обойдется в 90 миллионов.
то сколько будет платить НАСА за одно кресло — кто сколько попросил?
Может быть экспертная оценка Рогозина как раз и касалась суммы выплаты НАСА.Xobotun
20.11.2019 16:29Я полагаю, что да, НАСА посмотрит, чей корабль надёжнее, и будет платить сколько попросят те, у кого надёжнее. CCDev всё же коммерческий.
Грузовые запуски, полагаю, всё равно на Dragon будут, он уже летал, а Starliner надо будет ещё переоборудовать под грузовую версию, имхо.striver
20.11.2019 16:41На сейчас от США к Дракону и Сигнусу присоединился Дрим Чейзер, который полетит в 21-м. А на счет Старлайнеров в грузовом варианте нет никаких намеков.
Xobotun
20.11.2019 17:41Посмотрел ТТХ Дрим Чейзера по полезной нагрузке «туда» и «обратно» – он определённо конкурент спейсовскому кораблю. Чуть меньше «туда» (5 тонн против 6) и неприятно меньше «обратно» (0.5 тонны против 2.5), согласно википедии. Но какой романтический форм-фактор. :)
Меня, правда, настораживает, что они под него новую (хотя и переиспользуемую, кажется) ракету делают: полагаю, пока она свежая и необкатанная, стоимость её запуска будет выше, чем у конкурентов.
Спасибо, почитаю поподробнее про него.striver
20.11.2019 17:45Меня, правда, настораживает, что они под него новую (хотя и переиспользуемую, кажется) ракету делают: полагаю, пока она свежая и необкатанная, стоимость её запуска будет выше, чем у конкурентов.
Под него никто не делает новую ракету. Более того, он может летать и на других, при желании.
Спасибо, почитаю поподробнее про него.
Вот свежак о нем www.nasaspaceflight.com/2019/11/snc-names-dream-chaser-cargo-module-updates-crs2-progressXobotun
21.11.2019 14:53Я почему-то подумал, что он сможет летать только на Vulcan Centaur. Хотя никто не мешает сделать другой переходник, действительно:
Dream Chaser is not only capable of landing on any commercial runway long enough to accept a Boeing 737, but is also capable of launching on a multitude of international rockets, not just the Vulcan-Centaur from United Launch Alliance.
И тем более не понимаю, почему ему сделали лыжу вместо носового шасси. Но, наверное, она вышла легче полноценного колеса. Забавно. :)
Valerij56
21.11.2019 22:48Я полагаю, что да, НАСА посмотрит, чей корабль надёжнее, и будет платить сколько попросят те, у кого надёжнее.
С надёжностью это связано очень слабо, только в том смысле, что расчётная надёжность (на самом деле безопасность) должна обеспечить не более одной потери экипажа за 270 полётов — примерно в четыре раза лучше достигнутого на Союзах и Шаттлах.
В «основах космической политики», принятых ещё при Обаме, записан, что НАСА должно обеспечить гарантированный доступ американских астронавтов на орбиту, а для этого иметь не менее двух космических кораблей, от разных ирм, запускаемых разными ракетами с разными двигателями с разных стартовых комплексов. Поэтому НАСА договаривалось с Боингом и SpaceX и платит им согласованную сумму (кроме последнего платежа). Так же с гарантированной доставкой грузов, только там сейчас SpaceX и Нортроп, купившая Орбитал, а с 2020 года в программе CRS2 к ним присоединится Sierra Nevada Corporation с грузовой версией Dream Chaser. Маск, кстати, судился по поводу того, что двум другим фирмам по этой программе были выделены деньги на разработку, а SpaceX нет.
Грузовая версия Starliner не планируется.
Xobotun
20.11.2019 13:09увеличение времени стыковки «Союза» до 200 дней
Йо-хо-хо! Союзы обычно летят шесть часов до стыковки и стыкуются, емнип, не дольше 20 минут по Курс-О. А тут больше полгода держать космонавтов на расстоянии пары сотен метров от станции предлагают. %)
Да, кривая фраза, надо в личку, но она показалась мне слишком забавной. И я не знаю как ей починить, к тому же.tvr
20.11.2019 14:49А тут больше полгода держать космонавтов на расстоянии пары сотен метров от станции предлагают. %)
Карантин.
Wizard_of_light
20.11.2019 14:58Тоже споткнулся, но тут имеется в виду «время работы в пристыкованном к МКС состоянии», конечно же.
striver
20.11.2019 15:01НАСА доплатила компании $287 млн, чтобы ускорить создание пилотируемого Starliner и сократить отставание по срокам.
Это сделано не для сокращения отставания по срокам, а для ускорения подготовки миссии, потому что у Боинга это 32 месяца, а у СпейсЭкс — 24. Кроме того, там вопрос стал ребром, что Боингы вообще могли выйти из программы и НАСА заплатила наперед, чтобы остался 2-й участник.
. По предварительным расчетам, цена одного места на Starliner и Crew Dragon будет колебаться в районе $60 млн.
Там же есть графики в отчете, могли бы запостить, там разница более чем 50% между Боингом и Спейсами.
axe_chita
20.11.2019 17:12Лучше переплачивать за испытания, чем оплачивать похороны экипажа.
«Между сделать быстро и плохо, или долго и хорошо, я выберу долго и хорошо. Почему? Потому что все забудут что это было сделано быстро, и будут помнить что сделано было плохо. А все сделанное хорошо, но долго, будут помнить что все сделано хорошо, и не будут помнить сколько это делалось»
С.П.Королевstriver
20.11.2019 17:20Честно сказать, по тем переплатам не видно, что у них надежней. 3 парашюта, хотя Спейсов задвинули с их 3-я и сказали давайте 4. Стендовое тестирование САС провели Спейсы еще в 2015-м году. К тому же, они и только они будут испытывать систему в полете. Вот вообще не чувствуется дороговизна Боинга, ни разу.
bagamut
20.11.2019 18:213 парашюта грузового Дракона не обеспечивали достаточной надежности мягкой посадки на низкой высоте в случае аварийного срабатывания системы спасения со стартовой площадки, потому что у грузового варианта не было такого сценария, поэтому добавили 4ый.
У Боинга их 3 парашюта видимо это обеспечивают по ТЗ. Тем более что у Боинга корабль садится на сушу, а не воду, и там с самого начала другая схема была.
Aquahawk
я бы сказал что Роскосмос рискует остаться без контрактов
Igor_Shumilov
Так он уже без него остался
bagamut
Космический туризм не дремлет
Igor_Shumilov
А когда был последний запуск туриста? И когда планируется следующий?
bagamut
Последний был до того как НАСА выкупило все места на Союзах, а следующий планируется в 2021.
www.russian.space/1684