Иллюстрация: Kickstarter

Проект Coolest Cooler закрывается, а часть бэкеров с Kickstarter не получит портативные холодильники, объявил 6 декабря глава проекта Райан Грэппер. 5 лет назад на создание Coolest было собрано более $13 млн, но до сих пор более 20 тысяч бэкеров не получили устройства. Гневные сообщения участников краундфандингапоявились на странице Kickstarter, о ситуации написал Geekwire.

Coolest — проект портлендского стартапа на Kickstarter, запущенный в 2014 году. Он обещал вложившимся переносной холодильник для напитков с встроенными блендером и портативной колонкой. Проект привлек 62 тысячи бэкеров, которые пожертвовали $13 285 226, из них 20 000 — от $200 и больше.

В своем письме к обманутым бэкерам Райан Грэппер объяснил завершение проекта тем, что американское правительство повысило пошлины на товары из Китая. По словам Грэппера, итоговая цена выросла до «неприемлемого уровня».

В 2014 году проект Coolest Cooler выглядел многообещающе. Собранная в результате кампании сумма тогда поставила новый рекорд Kickstarter. Превзойти Coolest смогла кампания умных часов Pebble Time. До сих пор Coolest остаётся одной из самых крупных кампаний краундфандинга Kickstarter.

В беседе с Geekwire платформа Kickstarter пояснила, что их краудфандинговый проект — не магазин. По их статистике, около трети бэкеров не получают назад свои деньги, когда проект проваливается. «За пять лет с начала проекта Coolest мы предприняли шаги, чтобы помочь создателям быть более прозрачными с бэкерами и лучше понять, что нужно сделать, чтобы воплотить свой проект в жизнь», — сообщила Kickstarter.

Деньги у Coolest закончились ещё в 2016 году., В июне 2017 года автор проекта обновил страницу Coolest. В обновлении он рассказал, что департамент юстиции Орегона завершил свое расследование в отношении стартапа, и что первые отгрузки начнутся через три года. К тому моменту некоторые бэкеры ждали свои холодильники уже два года.На тот момент холодильники Coolest Cooler уже продавались через сайт стартапа всем желающим. Часть бэкеров так и продолжала ждать поставок. Грэппер объяснял, что не может покрыть затраты на производство одними пожертвованиями бэкеров с Kickstarter.

Грэппер добавил, что бэкеры, пожертвовавшие больше $200 и не получившие холодильник, могут рассчитывать на возврат $20. Это обозначено в cоглашении assurance of voluntary compliance между стартапом и департаментом юстиции штата Орегон 2017 года. Издание Geekwire связалось с департаментом, который подтвердил, что Coolest должен выплатить по $20 долларов каждому из 20 000 бэкеров до 6 июня 2020 года.

В письме бэкерам стартапер также упоминает о повышении тарифов администрацией Трампа с 0 до 25% и указывает на идущую “торговую войну”. Именно ухудшение американо-китайских отношений, по мнению Грэппера, стали причиной неудачи Coolest.

Среди других неудачных кампаний Kickstarter — лазерная бритва Skarp Lazer Razor 2015 года, которая собрала более $4 млн от 22 тыс.бэкеров. Авторы проекта обещали, что лазерная бритва направляет лазерный луч через оптическое волокно в форме лезвия, которое действует как режущая кромка. Выпустить рабочий прототип не получилось, и стартап вернул бэкерам их $4 млн. Год спустя создатели Skarp Lazer Razor начали новую кампанию и собрали еще $500 тысяч, но до сих пор никто не получил своих бритв.

Комментарии (19)


  1. olartamonov
    12.12.2019 01:36
    +4

    Странное, гм, сравнение.

    Skarp Lazer Razor — скам, и не «стартап вернул деньги», а «кампания была принудительно закрыта администрацией Kickstarter».

    Coolest Cooler — недооценили себестоимость и спрос, в результате жили на грани окупаемости, но всё же разослали две трети предзаказанных изделий.


    1. DGN
      12.12.2019 11:19

      Как побрить 22 миллиона человек без бритвы? Как охладить гнев 20000 бэкеров? Kickstarter!


  1. diogen4212
    12.12.2019 03:59
    +1

    Мы Можем Многое!


  1. ibrin
    12.12.2019 05:32

    Skarp Lazer Razor могли бы хоть лазерный эпилятор за основу взять. И бреет чисто и хватает надолго…


  1. Wijey
    12.12.2019 07:31

    Может не совсем в тему, но в последнее время на краудфандинговых площадках часто появляются якобы инновационные стартапы, под видом которых просто продают китайскую хрень с алиэкспресса. Из недавнего — проектор PIQO за 449$, который с виду — переименованный Crenova за 188$ с заведомо ложными нереальными характеристиками. И то, судя по комментариям, бэкеров кинули и либо ничего не отправили, либо только экраны для проектора.


    1. Eldhenn
      12.12.2019 07:37

      Какое небо голубое!
      Мы не поклонники разбоя:
      На дурака не нужен нож,
      Ему с три короба наврешь
      И делай с ним, что хошь.


  1. osmanpasha
    12.12.2019 08:01

    Я правильно понял, что сами холодильники есть и продаются на официальном сайте, но треть бекеров кинули и ничего им не отправили?


    1. Iv38
      12.12.2019 08:59

      Примерно. Сейчас уже Coolest cooler на сайте не продаётся, но продавался. И хотя это выглядит как жуткая несправедливость в отношении бэкеров, которые ждали 5 лет, это не совсем так. Если компания неправильно оценила себестоимость продукта, то при всём желании она не смогла бы поставить продукт бэкерам без привлечения дополнительных средств каким-либо способом. Продажа на сайте выше себестоимости — один из таких способов.


      1. darthmaul
        12.12.2019 11:19

        Это же холодильник, а не космический корабль — что мешало им нанять одного менеджера, уже работавшего на пр-ве холодильников и рассчитать всё по уму? Тем более делают то в Китае, а с китайцами можно и заранее договориться, рассчитать себестоимость и т.д. Скорее тут очередной хитрозакрученный кидок.


        1. DGN
          12.12.2019 11:27
          +1

          Очевидно, недостаток опыта. Стартапы этим часто грешат. Типичный гик не понимает, почему добавление в устройство однодолларовой детальки повышает розничную цену на 10$ и более (мультипликативный эффект). Таким образом и тут, вероятно, взяли цену холодильника, соковыжималки и колонки и заявили как цену устройства.

          С другой стороны, смысл кикстартера для бекеров как раз и состоит в том, чтобы получить устройство дешевле розницы, а то и себестоимости. В принципе, инвестденьги довольно дорогие, порядка 30% годовых, так что выгода при таком раскладе должна быть у обеих сторон.


          1. darthmaul
            12.12.2019 12:33

            Или хитрее:
            — «Продаём» дешёво холодильники по предзаказу на кикстартере.
            — Организуем пр-во.
            — Возвращаем бекерам деньги под предлогом, мол не может поставить товар по этой цене, но при этом продаём товар на сайте дороже.
            — ???
            — Профит! Мы прокрутили несколько миллионов инвестиций без процентов и залога. Можно рисковать этими деньгами, в случае чего — просто банкротимся и начинаем новую кампанию.


            1. PowerMetall
              12.12.2019 12:44

              В фильме «Карты, деньги, два ствола» была несколько похожая идея ))


            1. dimm_ddr
              12.12.2019 13:45
              +1

              в случае чего — просто банкротимся и начинаем новую кампанию

              Временами в обсуждении очередного проекта на краудфандинге я вижу заявления вида: "Это те же люди, что обещали сделать Х, но кинули всех и обанкротили компанию, не верьте им". Что конечно не уменьшает количество инвестиций до нуля, но я думаю что должно на их количестве сказаться. Так что не совсем бесплатно это все.


              1. darthmaul
                12.12.2019 15:16

                Но ведь это факт можно и скрыть, огранизовав сбор от имени нанятых сотрудников.


  1. McAaron
    12.12.2019 13:51

    Изделие, кстати, напоминает итальянский мобильный кабесот


  1. putnik
    12.12.2019 14:01

    Сколько уже лет Кикстартеру, а куча проектов всё так же прогорают просто потому, что не заложились на логистику. Многие считают только стоимость производства, а на весь процесс получения товара из Китая, упаковки и рассылки закладывают только стоимость посылки. В данном случае компании ещё и с налогами не повезло.


    1. Firz
      12.12.2019 15:22

      Я бы сказал что основная проблема таких краудфаундинговых проектов — масштабы. Грубо говоря, они могли бы выпустить 100 холодильников в тот же год и сами их разослать(та самая логистика, которая вроде и не нужна для 100 холодильников то). Но бэкеров оказалось 60к и тут оказалось что пока они думали-гадали с большим производством, уже и цены на комплектующие поднялись и китайский подвальчик, где планировалось сделать 100 штук, уже не тянет, а нормальный завод хочет нормальных денег, появилась большая пошлина и так далее.


    1. SONANT
      12.12.2019 17:23

      Думаю логистику закладывают, а вот риски нет.