Иллюстрация: Kickstarter
Проект Coolest Cooler закрывается, а часть бэкеров с Kickstarter не получит портативные холодильники, объявил 6 декабря глава проекта Райан Грэппер. 5 лет назад на создание Coolest было собрано более $13 млн, но до сих пор более 20 тысяч бэкеров не получили устройства. Гневные сообщения участников краундфандингапоявились на странице Kickstarter, о ситуации написал Geekwire.
Coolest — проект портлендского стартапа на Kickstarter, запущенный в 2014 году. Он обещал вложившимся переносной холодильник для напитков с встроенными блендером и портативной колонкой. Проект привлек 62 тысячи бэкеров, которые пожертвовали $13 285 226, из них 20 000 — от $200 и больше.
В своем письме к обманутым бэкерам Райан Грэппер объяснил завершение проекта тем, что американское правительство повысило пошлины на товары из Китая. По словам Грэппера, итоговая цена выросла до «неприемлемого уровня».
В 2014 году проект Coolest Cooler выглядел многообещающе. Собранная в результате кампании сумма тогда поставила новый рекорд Kickstarter. Превзойти Coolest смогла кампания умных часов Pebble Time. До сих пор Coolest остаётся одной из самых крупных кампаний краундфандинга Kickstarter.
В беседе с Geekwire платформа Kickstarter пояснила, что их краудфандинговый проект — не магазин. По их статистике, около трети бэкеров не получают назад свои деньги, когда проект проваливается. «За пять лет с начала проекта Coolest мы предприняли шаги, чтобы помочь создателям быть более прозрачными с бэкерами и лучше понять, что нужно сделать, чтобы воплотить свой проект в жизнь», — сообщила Kickstarter.
Деньги у Coolest закончились ещё в 2016 году., В июне 2017 года автор проекта обновил страницу Coolest. В обновлении он рассказал, что департамент юстиции Орегона завершил свое расследование в отношении стартапа, и что первые отгрузки начнутся через три года. К тому моменту некоторые бэкеры ждали свои холодильники уже два года.На тот момент холодильники Coolest Cooler уже продавались через сайт стартапа всем желающим. Часть бэкеров так и продолжала ждать поставок. Грэппер объяснял, что не может покрыть затраты на производство одними пожертвованиями бэкеров с Kickstarter.
Грэппер добавил, что бэкеры, пожертвовавшие больше $200 и не получившие холодильник, могут рассчитывать на возврат $20. Это обозначено в cоглашении assurance of voluntary compliance между стартапом и департаментом юстиции штата Орегон 2017 года. Издание Geekwire связалось с департаментом, который подтвердил, что Coolest должен выплатить по $20 долларов каждому из 20 000 бэкеров до 6 июня 2020 года.
В письме бэкерам стартапер также упоминает о повышении тарифов администрацией Трампа с 0 до 25% и указывает на идущую “торговую войну”. Именно ухудшение американо-китайских отношений, по мнению Грэппера, стали причиной неудачи Coolest.
Среди других неудачных кампаний Kickstarter — лазерная бритва Skarp Lazer Razor 2015 года, которая собрала более $4 млн от 22 тыс.бэкеров. Авторы проекта обещали, что лазерная бритва направляет лазерный луч через оптическое волокно в форме лезвия, которое действует как режущая кромка. Выпустить рабочий прототип не получилось, и стартап вернул бэкерам их $4 млн. Год спустя создатели Skarp Lazer Razor начали новую кампанию и собрали еще $500 тысяч, но до сих пор никто не получил своих бритв.
Комментарии (19)
ibrin
12.12.2019 05:32Skarp Lazer Razor могли бы хоть лазерный эпилятор за основу взять. И бреет чисто и хватает надолго…
Wijey
12.12.2019 07:31Может не совсем в тему, но в последнее время на краудфандинговых площадках часто появляются якобы инновационные стартапы, под видом которых просто продают китайскую хрень с алиэкспресса. Из недавнего — проектор PIQO за 449$, который с виду — переименованный Crenova за 188$ с заведомо ложными нереальными характеристиками. И то, судя по комментариям, бэкеров кинули и либо ничего не отправили, либо только экраны для проектора.
Eldhenn
12.12.2019 07:37Какое небо голубое!
Мы не поклонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь.
osmanpasha
12.12.2019 08:01Я правильно понял, что сами холодильники есть и продаются на официальном сайте, но треть бекеров кинули и ничего им не отправили?
Iv38
12.12.2019 08:59Примерно. Сейчас уже Coolest cooler на сайте не продаётся, но продавался. И хотя это выглядит как жуткая несправедливость в отношении бэкеров, которые ждали 5 лет, это не совсем так. Если компания неправильно оценила себестоимость продукта, то при всём желании она не смогла бы поставить продукт бэкерам без привлечения дополнительных средств каким-либо способом. Продажа на сайте выше себестоимости — один из таких способов.
darthmaul
12.12.2019 11:19Это же холодильник, а не космический корабль — что мешало им нанять одного менеджера, уже работавшего на пр-ве холодильников и рассчитать всё по уму? Тем более делают то в Китае, а с китайцами можно и заранее договориться, рассчитать себестоимость и т.д. Скорее тут очередной хитрозакрученный кидок.
DGN
12.12.2019 11:27+1Очевидно, недостаток опыта. Стартапы этим часто грешат. Типичный гик не понимает, почему добавление в устройство однодолларовой детальки повышает розничную цену на 10$ и более (мультипликативный эффект). Таким образом и тут, вероятно, взяли цену холодильника, соковыжималки и колонки и заявили как цену устройства.
С другой стороны, смысл кикстартера для бекеров как раз и состоит в том, чтобы получить устройство дешевле розницы, а то и себестоимости. В принципе, инвестденьги довольно дорогие, порядка 30% годовых, так что выгода при таком раскладе должна быть у обеих сторон.darthmaul
12.12.2019 12:33Или хитрее:
— «Продаём» дешёво холодильники по предзаказу на кикстартере.
— Организуем пр-во.
— Возвращаем бекерам деньги под предлогом, мол не может поставить товар по этой цене, но при этом продаём товар на сайте дороже.
— ???
— Профит! Мы прокрутили несколько миллионов инвестиций без процентов и залога. Можно рисковать этими деньгами, в случае чего — просто банкротимся и начинаем новую кампанию.dimm_ddr
12.12.2019 13:45+1в случае чего — просто банкротимся и начинаем новую кампанию
Временами в обсуждении очередного проекта на краудфандинге я вижу заявления вида: "Это те же люди, что обещали сделать Х, но кинули всех и обанкротили компанию, не верьте им". Что конечно не уменьшает количество инвестиций до нуля, но я думаю что должно на их количестве сказаться. Так что не совсем бесплатно это все.
darthmaul
12.12.2019 15:16Но ведь это факт можно и скрыть, огранизовав сбор от имени нанятых сотрудников.
putnik
12.12.2019 14:01Сколько уже лет Кикстартеру, а куча проектов всё так же прогорают просто потому, что не заложились на логистику. Многие считают только стоимость производства, а на весь процесс получения товара из Китая, упаковки и рассылки закладывают только стоимость посылки. В данном случае компании ещё и с налогами не повезло.
Firz
12.12.2019 15:22Я бы сказал что основная проблема таких краудфаундинговых проектов — масштабы. Грубо говоря, они могли бы выпустить 100 холодильников в тот же год и сами их разослать(та самая логистика, которая вроде и не нужна для 100 холодильников то). Но бэкеров оказалось 60к и тут оказалось что пока они думали-гадали с большим производством, уже и цены на комплектующие поднялись и китайский подвальчик, где планировалось сделать 100 штук, уже не тянет, а нормальный завод хочет нормальных денег, появилась большая пошлина и так далее.
olartamonov
Странное, гм, сравнение.
Skarp Lazer Razor — скам, и не «стартап вернул деньги», а «кампания была принудительно закрыта администрацией Kickstarter».
Coolest Cooler — недооценили себестоимость и спрос, в результате жили на грани окупаемости, но всё же разослали две трети предзаказанных изделий.
DGN
Как побрить 22 миллиона человек без бритвы? Как охладить гнев 20000 бэкеров? Kickstarter!