В 90-х 8-битные Super Mario Bros. и Battle City — «Марио» и «танчики» — вызывали дикий восторг. Только недавно запускал их в браузере, чтобы поностальгировать. Сейчас геймеры, конечно, «избалованы» графикой и геймплеем (я в том числе), но что-то в тех играх еще осталось. Даже если не застали хиты тех лет, просто сравнить визуал родоначальников с современной картинкой — опыт интересный. Легкая статья с картинками, как всё было и стало.

Развитие технологий сильно изменило игровую индустрию за последние несколько десятилетий, а времена примитивной графики без детализации ушли.


Когда-то приключенческие игры могли обходиться простым текстом и статическими картинками

Современные проекты почти не уступают по визуалу фильмам, предлагая сочную фотореалистичную картинку. Поэтому такие классические игры, как Oregon Trail, Doom и Madden к 2019 году были значительно переделаны под требования пользователей.

Чтобы в полной мере прочувствовать изменения, давайте сравним оригинальные тайтлы известных франшиз с их последними воплощениями или современными играми, создатели которых вдохновлялись классикой.

1. Wolfenstein 3D (1992) и Wolfenstein: Youngblood (2019)


Для людей определенного возраста Castle Wolfenstein был любимым top-down шутером. Его создателей вдохновил фильм о Второй мировой войне «Пушки острова Наварон» (по книге Алистера Маклина). Тайтл вышел в 1981 году на Apple II и породил множество сиквелов. В частности — Wolfenstein 3D (1992), который стал образцом для многих современных шутеров от первого лица.


Wolfenstein 3D (1992)

Графика была грубоватой и мультяшной. Но автор обзора на IGN даже в 2012 году восторженно отзывается о всевозможных мелочах в игре. Например, как Бласковиц с суровым лицом смотрит на вас с нижней части экрана. И как лицо героя наливается кровью, когда он получает урон.

Шутер Wolfenstein: Youngblood вышел летом 2019. Би-Джей Бласковиц был звездой 13 видеоигр, от top-down лабиринтов до сайд-скроллеров, пошаговых игр и FPS. Но в Youngblood главными героями стали дочери-близнецы Бласковица, которые ищут своего отца.


Wolfenstein: Youngblood (2019)

Практически кинематографичная картинка отлично показывает, насколько компьютерная графика выросла за три десятилетия. Вместо плоских мультяшных врагов появились реалистичные персонажи, которые рендерятся в реальном времени.

2. Donkey Kong (1981) и Mario vs. Donkey Kong: Tipping Stars (2015)


Знаменитый сантехник Марио впервые появился в игре Donkey Kong в 1981 году, но свое имя получил только в сиквеле. Кстати, изначально его называли Джампмен (Jumpman).


Donkey Kong (1981)

Антагонист Марио, Донки Конг — один из самых живучих персонажей мира игр. Он появился в одноименной игре как злодей, который не давал Джампмену, забраться на верхний уровень лабиринта из лестниц.

Донки Конг стал настоящим талисманом приносящим удачу. Он появляется в огромном количестве игр для самых разных платформ: где-то в качестве главного героя, где-то как злодей, а где-то на второстепенных ролях.


Mario vs. Donkey Kong: Tipping Stars (2015)

Вышедшая в 2015 году, Mario vs. Donkey Kong: Tipping Stars вызывает легкое чувство ностальгии, хоть игра и выглядит современно. Общая эстетика проекта не сильно изменилась с 80-х, но благодаря развитию визуала все стало контрастнее, ярче и намного динамичнее.

3. Oregon Trail (1971) и Oregon Trail (2011)


У поколения Х было не так много тайтлов, в которые можно было играть на первых школьных компьютерах. И уж точно Oregon Trail была в числе самых любимых. Игра появилась аж в 1971 году, когда молодые преподаватели из Миннеаполиса решили рассказать своим ученикам об освоении Дикого Запада. Но первая версия, которую помнит большинство людей, вышла в 1985 году на Apple II — это был настоящий хит.


Oregon Trail (1985)

Образовательно-развлекательный проект рассказывал юным геймерам о суровых реалиях жизни первопроходцев XIX века, в том числе о постоянном риске заразиться дизентерией. Графика ограничивалась шестью цветами, но это все равно было большим прорывом по сравнению с текстовыми версиями игры 1970-х годов.

Жаль, что новые релизы Oregon Trail не выходили уже несколько лет. Последняя версия 2011 года для Nintendo Wii показывает, как изменилась игра за 40 лет, несмотря на то, что графика никогда не была в приоритете у этой франшизы.


Oregon Trail (2011)

Помимо перехода от шести цветов к полной палитре игра получила еще одно важное обновление — управление с помощью контроллеров Wii. Игроки могут использовать контроллеры как хлысты, чтобы водить повозку, и прицеливаться с их помощью в животных.

4. John Madden Football (1988) и Madden NFL 20 (2019)



John Madden Football (1988)

Серия Madden NFL (до 1993 года — John Madden Football) стала одной из самых крупных спортивных игровых франшиз: было продано более 130 млн копий. Идея игры была придумана в 1984 году, но ветеран NFL Джон Мэдден настоял на реализме и качестве, поэтому проект вышел лишь четыре года спустя.

Помимо упора на реалистичный геймплей и стратегическое мышление, Мэдден лично озвучил игрового комментатора для первых версий игры. Несмотря на всю новизну, выглядела она грубой и медленной. Компьютеры тогда были ужасно слабыми и плохо справлялись с перемещением 22 игроков по экрану.

Зато Madden NFL 20 (2019) порой выглядит так, словно вы смотрите настоящий матч.


Madden NFL 20 (2019)

Франшиза Madden ежегодно обновляется. И хотя новые релизы не получают кардинальных изменений с точки зрения графики, EA получила достаточно возможностей для оттачивания реалистичности происходящего.

5. King's Quest (1983) и King's Quest: Epilogue (2015)



King's Quest (1983)

Следуя за приключениями королевской семьи из Королевства Давентри, серия King's Quest насчитывает десять игр, на которых выросла репутация их разработчика — компании Sierra. В первой игре 1983 года игрок управлял молодым рыцарем сэром Грэхемом, который искал волшебные сокровища, чтобы стать новым королем.

Да, игра выглядела, как нарисованный от руки мультфильм, и да, пользователю приходилось печатать команды, как в стандартном текстовом приключении, но для своего времени проект выглядел восхитительно. А дело в том, что King's Quest — первая приключенческая игра с анимированными персонажами. До этого в играх использовались только текст и статичные картинки.

В 2015 году разработчик The Odd Gentlemen перезапустил франшизу King's Quest, переосмыслив графику и отдав дань уважения оригинальным играм. За два года вышло шесть глав.


King's Quest: Epilogue (2015)

Игра все также выглядит нарисованной вручную (спойлер: так и есть), но теперь со сложными деталями, отрисованными компьютером. Дизайнеры King's Quest добились такого эффекта, потому что они на самом деле вручную нарисовали и раскрасили иллюстрации, а уже после отсканировали и обработали на компьютере.

6. DOOM (1993) и DOOM (2016)



DOOM (1993)

1993 год стал поворотным для индустрии десктопных игр. Вышел DOOM, ставший иконой шутеров от первого лица. В игре космический пехотинец пытается сдержать вторжение демонов.

Это одна из важнейших игр в истории компьютерных игр. DOOM создал ажиотаж вокруг шутеров и повлиял на эволюцию 3D-графики, из-за чего появился спрос на более производительные видеокарты. Графика первого DOOM в 1993 году была настоящей конфеткой.

А реалистичный DOOM 2016 года показывает, насколько изменился визуальный ряд за два десятилетия.


DOOM (2016)

Современные обзорщики не уделяют слишком много внимания графике в этом тайтле, и это уже говорит о многом. Просто мы привыкли к практически кинематографичной картинке в играх, и теперь больше фокусируются на геймплее или лоре.

7. World of Warcraft (2004) и World of Warcraft: Battle for Azeroth (2018)


Некоторые считают, что World of Warcraft (2004) вызывает зависимость, и дискуссии об этой игре не затухают уже много лет. Ее даже сравнили с наркотиками.


World of Warcraft (2004)

Если вы выросли, играя в World of Warcraft, лучше присядьте — она вышла в 2004 году, а значит, этой игре уже 15 лет.

WoW фактически основала жанр MMORPG. В 2008 году проект насчитывал 11 млн пользователей. На момент выпуска игра была наслаждением для глаз, несмотря на сравнительно низкое разрешение и отсутствие реалистичного шейдинга.

Спустя годы разработчики внесли всего пару изменений, чтобы World of Warcraft: Battle for Azeroth (2018) выглядела симпатичнее.


World of Warcraft: Battle for Azeroth (2018)

В отличие от большинства игр World of Warcraft дарит единый непрерывный онлайн-опыт с редкими апдейтами, которые можно сравнить с ремонтом самолета во время полета. Седьмой пакет расширения вышел в 2018 году, с тех пор графика вселенной World of Warcraft не менялась.

Удивительно, но, несмотря на то, что графика в индустрии ушагала далеко вперед (например, вода стала динамичной, растительный мир более сочным, тени мягкими), Blizzard вносит только пошаговые изменения, не меняя картинку в целом.

8. The Sims (2000) и The Sims 4 (2014)


The Sims изначально создавалась как виртуальный кукольный домик.


The Sims (2000)

После того, как его собственный дом сгорел, дизайнер Уилл Райт задумал The Sims как симулятор жилого района. Это игра не стала первой в своем жанре, так как уже существовали SimCity, SimFarm и даже SimLife.

Однако прямое управление жизнями людей стало захватывающим и необычным решением. Игра представляет собой песочницу-симулятор — в ней нельзя ни выиграть, ни проиграть. Выпущенная в 2000 году The Sims мгновенно стал хитом.

The Sims 4 (2014), конечно, отличается от оригинальной игры, но цели и общая эстетика не изменились.


The Sims 4 (2014)

Релиз The Sims 4 состоялся пять лет назад, но игра может похвастаться множеством пакетов расширений — более 20 дополнений. Визуально игра не носит никакого революционного характера, скорее эволюционного.

К 2000 году компьютерная графика уже значительно окрепла, но в последующие пару десятилетий The Sims смогла усилить свой «мультяшный реализм». Движения персонажей стали естественнее, выражения лиц более точными и на экране все стало крупнее.

9. Mike Tyson's Punch-Out!!! (1987) и EA Sports UFC 3 (2018)



Mike Tyson's Punch-Out!!! (1987)

Mike Tyson's Punch-Out!!! (позднее название сократилось до Punch-Out!!) вышла на NES в 1987 году. Проект стал упрощением аркадной игры, потому что у NES не было графических возможностей для анимации более проработанных персонажей. В частности, протагонист Малыш Мак (Little Mac) был намеренно сделан более низкого роста, чтобы соответствовать консольным ограничениям графики.

Канонический Punch Out больше не выпускается, но все в порядке — он дал начало целому жанру игр про боевые искусства. EA Sports UFC 3 — один из проектов, принявших эту эстафету.


EA Sports UFC 3 (2018)

В EA Sports UFC 3 (2018) нет Майка Тайсона, зато она отличается реалистичной современной графикой, которую так любят киберспортивные фанаты.

Это файтинг, основанный на смешанных единоборствах. Возможно, он и не выглядит так фотореалистично, как Madden NFL 20. Но разработчикам приходится непросто, потому что герои занимают большую площадь экрана — все должно выглядеть достаточно точно и реалистично, как в настоящем спорте.

10. Galaxian (1979) и Galaga Revenge (2019)



Galaxian (1979)

Galaxian вышла в 1979 году. Некоторые считают его преемником Space Invaders 1978 года. Galaxian вдохновил множество игр в жанре shoot ‘em up, в которых космический корабль в одиночку противостоит бесконечным волнам пришельцев. А еще это одна из первых аркад, применивших цвет.


Galaga Revenge (2019)

Galaxian породила множество сиквелов и клонов, и дала начало целому жанру. Насколько круче стала графика? Посмотрите на тайтл Galaga Revenge (2019), выпущенный для iOS и Android. Улучшения могут показаться не сильно впечатляющими по сравнению с другими современными играми для смартфонов. Сегодня яркая и живая графика с интересными анимациями врагов почти не вызывает никаких восторгов, но она улетела на тысячи световых лет вперед по сравнению с ее предшественниками из 70-х.

11. Breakout (1976) и Cyberpong VR (2016)



Breakout (1976)

Breakout появилась в 1976 году на аркадных автоматах, а через два года была портирована на Atari 2600. Впоследствии ее бесконечно обновляли, переделывали, клонировали и перевыпускали. Она стала блестящим перерождением Pong (1972).

Breakout — очень простой с точки зрения графики проект, с незамысловатым визуальным рядом и горсткой использованных цветов. Кстати, игру разработал соучредитель Apple Стив Возняк.

Сегодня существуют сотни вариантов Breakout — на ПК, консолях, на телефоне. Большинство из них стремится поразить пользователя своей графикой. Наверное, самый лучший пример, отражающий эволюцию картинки, — это Cyberpong VR (2016), разработанная для HTC Vive.


Cyberpong VR (2016)

Еще немного


Пока переводил материал вспомнил еще несколько актуальных и известных примеров, которые по каким-то причинам автор пропустил. Вот некоторые из них:


Tomb Raider (1996) и Shadow of the Tomb Raider (2018)


Resident Evil (1996) и Resident Evil 2 (remake) (2019)


The Need for Speed (1994) и Need for Speed Heat (2019)


Metal Gear (1987) и Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)


Super Mario Bros. (1985) и Super Mario Odyssey (2017)


Grand Theft Auto (1997) и Grand Theft Auto V (2015)


FIFA International Soccer (1993) и FIFA 20 (2019)


Call of Duty (2003) и Call of Duty: Modern Warfare (2019)

Комментарии (9)


  1. Vseknopkin
    16.12.2019 23:25
    +1

    Куча наглядных примеров, как бюджетные и технологические ограничения заставляли проявлять креативность и делать отличные игры. ИМХО, многие старые игры в подборке выглядят лучше современных версий.


    1. zorggroz
      18.12.2019 09:58

      Как же тогда было хорошо


      1. OneOfUs
        18.12.2019 12:56
        +3

        Золотой век никогда не наступит. Золотой век всегда был в прошлом. Такова психология человечества (и возраста). На самом деле сегодня не хуже, сегодня — иначе. Сегодня можно просто пройтись по местности и насладиться красивым пейзажем в том же Zero Dawn, или Скайриме, или RDR2, или <вставить_название>. Сценарная составляющая не во всех играх страдает от этого (тот же Ведьмак)


        1. zorggroz
          18.12.2019 13:17

          Я в курсе, но хорошо то было тогда ))


  1. Oz_Alex
    18.12.2019 09:38
    +1

    Mortal Kombat же!

    Было


    1. AlteredARMOR
      18.12.2019 11:44

      Посмотрите, например, на руки персонажа, хех. Верхняя картинка выглядит как живой человек (что, собственно, так и есть), нижняя выглядит как пластиковый манекен.
      Уж до чего не люблю первый МК, но чего не отнять, того не отнять.


      1. Aingis
        18.12.2019 13:33

        MK1 и снимали с настоящих моделей.



  1. ttyigor
    18.12.2019 14:34
    +1

    Resident Evil 2 (remake) было бы корректнее сравнить с обычным Resident Evil 2 в одинаковой локации


  1. v1000
    18.12.2019 14:58

    еще хороший пример Super EF 2000 и Eurofighter Typhoon. Когда первый вышел в 1997 году и имел рабочие экраны в 3Д кабине(можно было смотреть в реальном времени карту и другие режимы), то во втором 2001 года экраны были статичной текстурой.