Как-то к нам пришел один прогрессивный заказчик из города N, что в средней полосе России, и сказал: «Хотим чтобы дата-центр на 100% фрикулинге работал круглый год. Можете посчитать, это реально вообще? И если да, какая технология вам видится наиболее логичной?». Мы с холодильщиком воодушевились, ибо не каждый день тебе предлагают поработать над таким нетривиальным для средней полосы России проектом, и начали считать. Под катом много цифр и теории по части охлаждения дата-центров.
Краткий экскурс на пальцах
Эта часть для тех, кто к холодильной технике и цодостроению отношения не имеет, но вникнуть хочет. Матёрые могут смело скроллить до следующего раздела. Итак, грубо говоря, есть несколько основных способов охладить что угодно:
Фреоновый кондиционер
Охладить что-то когда на улице холодно, а в помещении тепло — вообще не проблема, для этого и существует фрикулинг (охлаждение естественными уличными температурами). Но когда нужно «выбросить» тепло из места, где жарко, в место, где еще жарче, — тут без парокомпрессионного цикла не обойтись. С ним все просто: жидкий фреон под давлением проходит через дроссель, из-за чего происходит резкое понижение давления хладагента, в газ он при этом не переходит, но температура его кипения понижается. Проходя в этом состоянии через теплообменник внутреннего блока, фреон «забирает» тепло у среды и от этого начинает испаряться. Дальше этот «теплый» газ поступает в компрессор, где его сжимают, отчего хладагент сильно нагревается. После он «отправляется» в теплообменник внешнего блока, где происходит «сброс» лишнего тепла за борт, и газ, конденсируясь, переходит в жидкое состояние.
Неоспоримые достоинства: просто, дешево, проверено годами.
Относительные недостатки: высокое энергопотребление, ограничения по длине фреоновой трассы, возможны сложности при использовании в зимний период.
Картинку взял из интернета.
Система «чиллер-фанкойл»
Чиллер работает по тому же принципу, что парочка «внешний — внутренний блок», но в едином корпусе, хотя бывают и чиллеры с выносным конденсатором. Т.е. там есть классический холодильный контур, все так же испаряется и конденсируется, только испаритель контактирует не с воздухом в помещении, а с водой или гликолем, которые с помощью насосов по трубопроводам подаются в теплообменники вентиляторных доводчиков (фанкойлов), установленных внутри помещений. Обычно такие системы дополняются драйкулерами (сухими градирнями), чтобы в межсезонье и зимой охлаждать воду/гликоль не от холодильной машины, а естественным образом от наружного воздуха.
Неоспоримые достоинства: возможность запасать холодную воду в баках-аккумуляторах и качать ее насосами в случае отключения электропитания чиллера (но не долго :)).
Относительные недостатки: высокая масса моноблочных чиллеров и внушительные габариты, высокая стоимость замены основных компонентов.
Тоже честно украдено из google-картинок.
Воздухообрабатывающие агрегаты прямого или косвенного фрикулинга
Вот тут начинается самое интересное. Агрегаты прямого или косвенного фрикулинга (в народе просто «ветродуйки») охлаждают помещение до температуры наружного воздуха: т.е. либо просто гонят огромными вентиляторами очищенный воздух с улицы напрямую в ЦОД, либо создают 2 воздушных контура, контактирующих через теплоутилизатор. Таким образом происходит охлаждение ЦОДа без попадания уличного воздуха. Если при этом увлажнять уличный воздух, то теплоутилизатор/рекуператор будет работать эффективнее.
Неоспоримые достоинства: дешево с точки зрения эксплуатационных затрат, с точки зрения капитальных — тоже дешево, но они занимают больше площади, а она небесплатная.
Относительные недостатки: габариты поболее, чем у чиллеров, может потребовать особых архитектурных решений, сложно резервировать, имеют смысл только в определенном климате — чем ближе к субтропикам, тем меньше шансы, что фокус прокатит.
Прямой фрикулинг
Косвенный фрикулинг
Только такие машины в теории и могут обеспечить 100% круглогодичный фрикулинг, поэтому для решения задач заказчика мы отталкивались именно от них.
Разведка боем
Чтобы шалость с «ветродуйками» удалась, нужно, чтобы температура наружного воздуха по влажному термометру 365 дней в году была меньше требуемой нам температуры по сухому термометру в «холодном коридоре». Влажный термометр — это важно, потому что именно эта характеристика говорит нам о том, насколько низкой температуры мы можем добиться, используя адиабатическое охлаждение «на входе», т.е. увлажняя приточный воздух. Есть ли нам что ловить в климате города N при соблюдении следующих требований заказчика?
Обычно, когда вопрос заходит об уличных температурах, инженер-проектировщик вооружается «Строительной климатологией»: там обозначена «средняя температура по больнице» для каждого города РФ в холодное и теплое время года.
Но данные «Строительной климатологии», собранные в тоненькой книжечке по имени СП 131.13330.2012 оказались слишком скудны для наших благих целей. Они не отражают динамики изменения температур и продолжительность нахождения воздуха при тех или иных температурных пределах. Поэтому мы пошли к истокам и взяли данные о температурах по сухому и смоченному термометрам в городе N с дискретностью в 3 часа. За последние 50 лет. Мы бы не поленились и взяли еще дальше, но дальше их никто так усердно и часто не измерял. Если «схлопнуть» нерепрезентативные строки, получится примерно следующее:
Итого — самый жаркий (по влажному термометру) день в обозримой метеорологами истории города N, был 10 июля 1996 года, от него и будем считать.
Основываясь на ТЗ, уровне резервирования и архитектуре дата-центра, приходим к выводу, что наши кандидаты в «ветродуйки» для ЦОДа должны выдавать 226 кВт чистой явной холодопроизводительности в нормальном режиме (и 282 кВт в экстренном) при следующих условиях:
- на входе стоит (и отчаянно сопротивляется воздушному потоку) ГОСТовский фильтр со степенью фильтрации F7;
- при худшем из раскладов на улице у нас 35 ? по сухому термометру и 25,5 ? по влажному.
Подбор оборудования
А теперь узнаем, имеют ли наши светлые мечты о фрикулинге что-то общее с суровой рыночной реальностью, не разорится ли заказчик на «ветродуйках» и действительно ли это решение близко к оптимальному?
Чтобы проверить это, мы выбрали 4 воздухообрабатывающих агрегата из представленных на рынке, 3 с косвенным фрикулингом, 1 агрегат прямого фрикулинга и «чиллер-фанкойл» с отдельно стоящим драйкулером для чистоты эксперимента. По каждому из них запросили у производителей информацию об энерго- и водопотреблении при интересующих нас параметрах температуры/влажности уличного воздуха (даже предусмотрели там небольшую защиту от брехни, чтобы никто не проставил значения «от балды»).
Логика тут такая: берем несколько дискретных срезов параметров температуры/влажности, значения которых нам незабвенный матан подсказал (например, 19? / отн. влажность — 68%) и выясняем сколько кВт электричества и литров воды съедают наши машины в час при этих значениях. Причем в вопросах аппетитов машин к электричеству мы заморочились конкретно и попросили производителей дополнительно указать сколько именно едят вентиляторы, насосы, роторы — все, что больше 0,2 кВт. Далее берем наши температурные данные за 50 лет, накидываем на них щепотку все того же матана (метод наименьшего квадрата) и смотрим сколько электричества и воды в деньгах едят машины при худшем из раскладов по годам. Далее по наиболее затратному году пристально вглядываемся в помесячные значения и получаем вот такой результат:
Зеленый № 5 — это референсный «чиллер-фанкойл». Как видно из графиков, наибольшую эффективность показал он и агрегат № 2. Только при этом наша ветродуйка № 2 (спойлер — с роторным рекуператором) работает без необходимости дополнительно привлекать парокомпрессию, а значит на 100% справляется с поставленной задачей. При заявленной мощности стоек среднегодовой PUE для этой машины тоже получается лучше всех: 1,08.
Выбор вроде как очевиден, но мы на всякий случай прикинули еще и суммарные годовые операционные затраты (электричество + вода без учета запчастей и ремонта), поскольку некоторые из представленных систем требуют особой водоподготовки, что тоже недешево.
Выводы
- Круглогодичный 100% фрикулинг в России возможен (но не везде :)).
- Не все то золото, что фрикулинг! PUE у некоторых «чиллеров-фанкойлов» могут быть не сильно хуже, чем у некоторых «ветродуек».
- Между энергоэффективностью и совокупной стоимостью владения условно одинаковых решений может быть существенная разница, поэтому считать надо в комплексе.
Почта на всякий случай: PVashkevitch@croc.ru
algotrader2013
Интересно. И да вопроса возникает:
dzsysop
Возможно ли как-то компенсировать энергозатраты использованием солнечных панелей как раз в летний период?
Pvashkevich Автор
В теории – да, на практике – не всегда, не везде и чаще всего невыгодно. На эффективность решения влияет множество факторов: от количества солнечных дней в году в данной географической точке до цен на электроэнергию в регионе. Мы рассчитывали такие варианты для некоторых отечественных ЦОДов и одного зарубежного — ни разу не сошлось в плюс, дешевле платить за электричество.
Pvashkevich Автор
Дьявол как всегда кроется в деталях, тут смотря что с чем сравнивать. Любая средняя ветродуйка всегда выигрвает у среднего «чиллера-фанкойла» по энергоэффективности. Но сравнивали мы далеко не со средним «чиллером-фанкойлом», а с одним глубоко оптимизированным решением, примененным на другом нашем проекте. Даже ветродуйки, демонстрирующие меньшую эффективность, все равно не такие прожорливые как фреоновые кондиционеры и чиллера без выносных градирен. Среднегодовой PUE в 1.4 для ЦОД считается очень неплохим, а тут «худшее» из решений демонстрирует 1.29. Но нам-то нужно было самое выгодное, его мы, собственно, и нашли.
Нет, по нескольким причинам. Во-первых, потому что в таких случаях нет никакого внешнего блока – только фильтрующий элемент на входе и вентиляторы. Во-вторых, если мы говорим про косвенный фрикулинг (а это наш случай), потоки наружного воздуха и воздуха в машзале не контактируют, они только обмениваются тепловой энергией через теплоутилизатор. Воздух во внешнем контуре прогоняется через адиабатический мат, насыщается влагой до 94% из-за чего охлаждается, отправляется на теплоутилизатор, где обменивается энергией с воздухом во внутреннем контуре, и тут же выбрасывается за борт. Вода в секции адиабатического охлаждения периодически обновляется в автоматическом режиме, но даже если случится невероятное, и в подготовленной воде окажутся бактерии, всегда можно добавить биоцид, чтобы ни одной бактериальной/грибковой души не выжило, и ни одной человеческой не пострадало. :)
algotrader2013
Смотря но то, как слились графики 2 и 5 в периоды, когда не расходуется вода, закрадывается мысль, что технически эти решения должны быть очень похожи с тем только отличием, что при повышении температуры на улице решение 2 справляется за счет увлажнения воздуха, а решение 5 за счет компрессора.
Соответственно, возникает вопрос, что если взять решение 5, и добавить ему возможность увлажнять воздух (и соответственно, в каждый момент времени программно выбирать оптимальную мощность работы компрессора и поток воды для увлажнения, исходя из потребности в отводе тепла, температуры, влажности, стоимости воды и электричества), то получим ли самое оптимальное решение?