Процессы работы с персоналом включают в себя следующие функции:
— планирование обеспечения персоналом требуемой квалификации и стоимости;
— рекрутинг, поиск и набор персонала;
— работу с кадровым потенциалом отдельных групп сотрудников;
— стимулирование и мотивация персонала;
— оценка и аттестация персонала;
— приём и увольнение персонала.



Таблица. Функции кадровых процессов

Процессы 1. Планирование 2. Рекрутинг. Поиск. Набор 3. Работа с кадровым потенциалом 4. Компенсация и стимулирование 5. Приём и увольнение
Владелец процесса* Заместитель Генерального директора — руководитель управления делового администрирования Заместитель Генерального директора — руководитель управления делового администрирования Заместитель Генерального директора — руководитель управления делового администрирования Заместитель Генерального директора — руководитель управления делового администрирования Заместитель Генерального директора — руководитель управления делового администрирования
Ответственные за исполнение процесса «Начальник отдела по работе с персоналом Бизнес-подразделения Начальник отдела по работе с персоналом Начальник отдела по работе с персоналом
Начальник учебного центра
Начальник отдела по работе с персоналом
Руководитель финансового подразделения
Руководители бизнес-подразделений
Начальник отдела по работе с персоналом
Руководители подразделений
Функции „1.1. Определение целевых значений по персоналу
1.2 Планирование персонала
1.3 Создание идеальных профилей должности“
„2.1. Поиск потенциальных кандидатов на должность
2.2. Проверка на соответствие требованиям должности
2.3. Введение в должность “
„3.1. Проверка персонала на соответствие
3.2. Разработка системы обучения
3.3. Внутреннее обучение персонала“
4.1. Разработка и поддержание в актуальном состоянии системы оценки персонала в зависимости от результата деятельности. „5.1. Ведение кадрового учёта.
5.2. Оформление кадровых событий.“


* здесь и далее указывается уровень полномочий и ответственности

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ

Некоторые кадровые процессы являются фактически или юридически обязательны для самого существования юридического лица, чтобы существенно снизить операционные и регуляторные риски:
— планирование,
— кадровый учёт,
— приём,
— увольнение,
— поиск.

Часть из них носит критический характер для других процессов. Так отсутствие процесса планирования персонала – один из факторов, существенно ухудшающих качество всех кадровых процессов и особенно рекрутинга.

Из этого следует, что внутренние нормативные документы (ВНД) фирмы должны содержать требование об обязательном информировании подразделения по работе с персоналом о всех стратегических планах фирмы, предполагающих набор персонала соответствующей квалификации сразу после принятия стратегических решений – включая описание выполняемых операций, квалификационные требования, количество позиций и сроки для набора.
Основные проблемы, вызванные недостатками планирования:
— «висящие» вакансии, не востребованные процессами;
— сбой подпроцесса по закрытию уже неактуальных вакансий и изменений требований по ним;
— снижение качества подбора персонала из-за неадекватности квалификации требуемой процессами;
— потери от несвоевременного начала процесса сокращения персонала;
— высокая текучесть кадров.
Цели по персоналу определяются в рамках процесса стратегического планирования на несколько лет вперед.
Взгляд в будущее должен учитывать тенденции, связанные с требованиями к квалификации сотрудников, с квалификационной структурой фирмы.
Быстрые изменения в автоматизации и цифровизации процессов приводят к резкому расслоению требуемых специалистов по уровню квалификации. Практически вымываются средние уровни квалификации функции которых в первую очередь подлежат автоматизации.
Остаётся, с одной стороны, потребность в малоквалифицированных операторах ЭВМ, осуществляющих ввод информации в системы. С другой стороны, высококвалифицированные специалисты, технические писатели, разработчики и настройщики программного обеспечения, содержащее в себе практически все элементы основных, управленческих и вспомогательных процессов финансовых посредников.

Таблица. Место планирования персонала в процессе стратегического планирования

Прогноз развития рынков Видение будущей деятельности Цели по доходам
Прогноз развития рынков Видение будущей деятельности Цели по инвестициям
Прогноз развития информационных технологий Видение будущей деятельности Цели по квалификации сотрудников
Политико-правовая ситуация Видение будущей деятельности Цели по персоналу „Входящие данные:
Целевые значения по инфраструктуре бизнеса, необходимого для достижения целевых значений по доходам
Ответственные исполнители:
Руководители подразделений
по работе с персоналом
По финансам
По направлениям бизнеса
Результат:
Целевые значения для персонала“
Анализ конкуренции Видение будущей деятельности Цели по операционным затратам
Анализ конкуренции Видение будущей деятельности Цели по уровню резервов


Детализированное планирование персонала проходит в рамках оперативного планирования до окончания текущего финансового года.

Таблица. Место планирования персонала в процессе оперативного планирования

Стратегический бизнес-план План доходов
Стратегический бизнес-план Бюджет инвестиций
Стратегический бизнес-план Бюджет персонала „Входные данные:
Планируемое количество сотрудников по направлениям, отделам, процессам.
Имеющаяся управленческая отчетность о структуре персонала за последний год
Предполагаемая организационная структура
Ответственные исполнители:
Руководители подразделений:
— по работе с персоналом
финансам
бизнес подразделений
Результат:
Величина затрат на персонал в разрезе подразделений на основании:
количества персонала,
ситуации на рынке труда,
налогового и трудового законодательства“
Стратегический бизнес-план Бюджет операционных затрат
Стратегический бизнес-план План по уровню резервов на возможные потери


Для планирования персонала управленческих и вспомогательных процессов используются самые разные способы. На практике чаще всего применяется метод оценки.
В принципе эти параметры вполне поддаются нормированию. Потом можно откорректировать, но для планирования вполне годится.
Например,
1 руководитель на 7 подчиненных высокой квалификации занятых сложными процессами.
1 технический работник на 100 квадратных метров производственной площади.

Таким образом, метод оценки предполагает числовой результат и его интерпретацию в практической плоскости. Интерпретация может быть основана на заданных кем-то или чем-то критериях или на мнении уважаемого и опытного эксперта. Лучше всего работают системы включающие оба подхода, поскольку модели содержат весьма ограниченный список влияющих факторов и могут генерировать критическую ошибку. Кардинально меняют ситуацию методы машинного обучения, но они требуют большого количества данных, которых, как правило, нет. История большинства фирм не фиксирует и не сохраняет данные, существенные для применения методов машинного обучения.

Таблица. Оценка потребности в персонале

Оценочный метод Метод с использованием статистических и математических моделей
„Основывается:
— на знании стратегических и оперативных планов организации
— знании возможностей персонала в зависимости от квалификации и условий труда в собственной зоне ответственности“
„Применение статистических моделей может быть рекомендовано для измерения операций, трудоемкость которых легко и однозначно оценивается.
Например, операционных отделов посредством нормирования трудозатрат. “
Слабая сторона метода – субъективность и отсутствие критического подхода, а также отсутствие способности предвидеть прорывные технологии в области информатизации Слабая сторона метода — ограниченность возможностей прогнозирования будущего и необходимость периодической коррекции.
Решение:
— верификация полученной оценки руководителем более высокого уровня и «редактирование». Не всегда оправданное.
— окончательное решение принимается владельцем процесса, с учетом показателей эффективности, соотношения сотрудников фронт-офиса к сотрудникам прочих процессов, функций, операций.
Решение:
задаётся производственными планами, в которых персонал один из производственных факторов


В процессе планирования потребности в персонале участвуют руководители бизнес-подразделений. Участие в процессе ограничено первичной оценкой уровня входящей квалификации кандидата. Если процесс не формализован в достаточной степени всегда есть риск выбора более психологически комфортного кандидата.
Поэтому зачастую руководитель формирует так называемую команду на принципах личной преданности и комфорта, а не высоких стандартов профессионализма. Это вредит стратегическим перспективам развития организации, но тактически позволяет снизить, например, текучесть кадров.