Итак, во второй части мы приступаем к реализации. Для начала определимся с технологией. Я выбираю веб-компоненты. Компонентный подход, нативное апи, легко переиспользовать и дебажить.

Шаг 1 — описать конечные положения


Тег для нашего виртуального вьюпорта будет называться custom-viewport. Итак, сперва опишем общие свойства для вьюпорта:

custom-viewport {
min-height: 50vh;
max-height: 100vh;
width: 100%;
position: absolute;
bottom: 0;
overflow: hidden;
transform-origin: 50% 100% 0;
}

Позиция inited:

custom-viewport[data-mode = "inited"] {
transform: translateY(calc(100% - 50vh));
transition: transform 1s;
}

Позиция opened:

custom-viewport[data-mode = "opened"] {
transform: translateY(0);
transition: transform 1s;
overflow-y: scroll;
}

Позиция deleted:

custom-viewport[data-mode = "deleted"] {
transform: translateY(100%);
transition: transform 1s;
}


Шаг 2 — начинаем писать компонент custom-viewport


class CustomViewport extends HTMLElement {
 constructor() {
  super();
 }
}

Реализуем события dragUp/dragDown

class CustomViewport extends HTMLElement {
 constructor() {
  super();
 }
 connectedCallback() {
  this.addEventListener("touchstart", ev => {
   this.firstTouch = ev.touches[0];
  });
  this.addEventListener("touchmove", ev => {
   this.deltaY = ev.touches[0].clientY - this.firstTouch.clientY;
   return this.deltaY > 0 ? this.dragDown(ev) : this.dragUp(ev);
  });
 }
 dragUp(ev) {}
 dragDown(ev) {}
}

Схематично код выше можно описать так



Итак, теперь мы умеем различать события dragUp/dragDown. Следующая утилита — расчет запаса хода.

class CustomViewport extends HTMLElement {
 constructor() {
  super();
  this.VIEWPORT_HEIGHT = window.innerHeight; // +
 }
 connectedCallback() {
  this.addEventListener("touchstart", ev => {
   this.firstTouch = ev.touches[0];
   const rect = this.getBoundingClientRect(); // +
   const { height, top } = rect; // +
   this.bottomOffsetBeforeDragging = (height + top) - this.VIEWPORT_HEIGHT; // +
  });
  this.addEventListener("touchmove", ev => {
   this.deltaY = ev.touches[0].clientY - this.firstTouch.clientY;
   return this.deltaY > 0 ? this.dragDown() : this.dragUp();
  });
 }
 dragUp() {}
 dragDown() {}
 isBottomOffset() { // +
   return (this.bottomOffsetBeforeDragging + this.deltaY) > 0; // +
 } // +
}

Здесь мы сначала запоминаем сколько у нас было запаса хода на момент начала движения, а потом просто добавляем к этому значению deltaY и смотрим: можем мы двигаться вверх или нет.

Собственно логика dragUp:

...
dragUp() {
 if(this.isBottomOffset()) {
  // переместить вверх
  return;
 }
 this.style.transform = 'translateY(0)';
}
...

Пишем метод, который будет перемещать вьюпорт:

class CustomViewport extends HTMLElement {
 constructor() {
  super();
  this.VIEWPORT_HEIGHT = window.innerHeight;
 }
 connectedCallback() {
  this.addEventListener("touchstart", ev => {
   this.firstTouch = ev.touches[0];
   const rect = this.getBoundingClientRect();
   const { height, top } = rect;
   this.bottomOffsetBeforeDragging = (height + top) - this.VIEWPORT_HEIGHT;
   this.lastPosY = this.bottomOffsetBeforeDragging - this.scrollTop; // +
  });
   ...
 }
translateY() { // +
  const pixels = this.deltaY + this.lastPosY; // +
  this.style.transform = `translateY(${pixels}px)`; // +
  this.style.transition = 'none'; // +
 } // +
...
}

Разберем поподробнее что такое this.lastPosY и как он высчитывается. Если в css мы писали transform: translateY(calc(100% — 50vh)); где 100% — это высота самого виртуального вьюпорта, а 50vh — это половина высоты реального вьюпорта, и для статического описания положения это подходит хорошо, то для вычисления перемещения в динамике удобнее оперировать абсолютными величинами, именно эти преобразования мы здесь производим.

Итак this.lastPosY — это величина перемещения виртуального вьюпорта в пикселях на момент начала движения, именно к нему мы добавляем this.deltaY и получаем новое положение вьюпорта.

Так как мы определили свойства:

bottom: 0;
transform-origin: 50% 100% 0;

то наша система координат для отсчета передвижения вьюпорта примет вид



Опишем dragDown:

...
dragDown() {
 if(this.lastPosY < 0) {
  return;
 }
 this.translateY();
}
...

Собственно событие dragEnd:

class CustomViewport extends HTMLElement {
 constructor() {
  super();
  this.VIEWPORT_HEIGHT = window.innerHeight;
 }
 connectedCallback() {
  this.addEventListener("touchend", ev => { // +
   const { mode: currentMode } = this.dataset; // +
   this.style = null; // +
   if (Math.abs(deltaY) < 10) { // +
    this.dataset.mode = currentMode; // +
    return; // +
   } // +
    if (deltaY > 0) { // +
     if (currentMode === "inited") { // +
       this.dataset.mode = "deleted"; // +
       return; // +
      } // +
      this.dataset.mode = "inited"; // +
      return; // +
    } // +
    this.dataset.mode = "opened"; // +
  }); // +
   ...

В строчке if (Math.abs(deltaY) < 10) мы указываем что если передвинулись меньше чем на 10 пикселей — оставить текущее положение.

В итоге у нас должен получиться компонент наподобие


class CustomViewport extends HTMLElement {
 constructor() {
  super();
  this.VIEWPORT_HEIGHT = window.innerHeight;
 }
 connectedCallback() {
  this.addEventListener("touchstart", ev => {
   this.firstTouch = ev.touches[0];
   const rect = this.getBoundingClientRect();
   const { height, top } = rect;
   this.bottomOffsetBeforeDragging = (height + top) - this.VIEWPORT_HEIGHT;
   this.lastPosY = this.bottomOffsetBeforeDragging - this.scrollTop;
  });
  this.addEventListener("touchmove", ev => {
   this.deltaY = ev.touches[0].clientY - this.firstTouch.clientY;
   return this.deltaY > 0 ? this.dragDown() : this.dragUp();
  });
  this.addEventListener("touchend", ev => {
   const { mode: currentMode } = this.dataset;
   this.style = null;
   if (Math.abs(this.deltaY) < 10) {
    this.dataset.mode = currentMode;
    return;
   }
    if (this.deltaY > 0) {
     if (currentMode === "inited") {
       this.dataset.mode = "deleted";
       return;
      }
      this.dataset.mode = "inited";
      return;
    }
    this.dataset.mode = "opened";
  });
 }
 dragUp() {
  if(this.isBottomOffset()) {
   this.translateY();
   return;
  }
  this.style.transform = 'translateY(0)';
}
 dragDown() {
   if(this.lastPosY < 0) {
   return;
  }
  this.translateY();
}
translateY() {
  const pixels = this.deltaY + this.lastPosY;
  this.style.transform = `translateY(${pixels}px)`;
  this.style.transition = 'none';
 }
 isBottomOffset() {
   return (this.bottomOffsetBeforeDragging + this.deltaY) > 0;
 }
}

customElements.define('custom-viewport', CustomViewport);

Данный код не является законченной реализацией, а лишь прототипом. Более детальная проработка скрола, дебоунсы, еще какие-либо оптимизации, touchcancel — оставлены на откуп читателю.