Одно из самых спорных нововведений ДИТ — это приложение «Социальный мониторинг», призванное контролировать местонахождение людей, отправленных на карантин (т.е. инфицированных либо имеющих подозрение на инфицирование коронавирусом). Это мобильное приложение, которое определяет местоположение по GPS, а чтобы человек не отправился гулять без смартфона — периодически просит его сделать селфи. В случае неустановки приложения при наличии предписания или неотправки селфи — Главное контрольное управление г. Москвы выписывает штраф в размере 4000 рублей.
(не очень понятно, о каких «контактах» говорится в рекламе приложения, да и зачем вообще реклама приложению, за неустановку которого штрафуют на 4000 рублей в сутки)
Сама по себе идея могла бы и выглядеть неплохо, если бы не качество реализации. Первая версия появилась в Google Play в последних числах марта — и было убрано оттуда к 1 апреля, получив к этому моменту минимально возможный рейтинг в 1 звезду. Приложение при установке требовало разрешения примерно на всё, что только возможно собрать со смартфона, после чего отправляло это всё по HTTP-протоколу (нет, мы не забыли букву «S», её тут нет) на сервера мэрии, а конкретно селфи пользователя — через эстонский сервис распознавания лиц на сервера Hetzner в Германии.
Потом приложение было перезапущено, но сильно лучше не стало: технические проблемы отошли на второй план, зато на первый вышли организационные: приложение ошибалось в определении местоположения, требовало селфи в 4 утра, требовало селфи каждую минуту, просто не работало… И за всё это — штрафы, штрафы, штрафы.
На всякий случай выделим ссылку отдельно: это достойно прочтения.
Правительство Москвы несколько дней назад даже назвало численную «метрику»: на 60 000 пользователей приложения было выписано 54 000 штрафов на общую сумму 216 млн. рублей.
В общем, можете себе представить масштаб недовольства москвичей. Впрочем, к юридическим аспектам мы ещё вернёмся в конце, а пока — попробуем начать разматывать клубочек обстоятельств, закончившийся построением вот такого «полюбившегося жителям и гостям столицы» сервиса.
Рейтинг приложения в Google Play на данный момент составляет 1,1 балл по результатам 3809 отзывов.
До прошлой субботы единственным указанием на происхождение приложения была ссылка на приложение Wokka Lokka в его лицензии. Wokka Lokka — это приложение для трекинга детей, что вполне логично.
Однако в субботу на нашем круглом столе, посвящённом как раз обсуждению работы ДИТ Москвы, выступил Виталий Арделян — в 2017-2018 годах работавший в компании «Аник Лаб».
Дальше — транскрипт соответствующего куска круглого стола, немного приглаженный и сокращённый. Оригинал можно посмотреть на Youtube (ссылка прямо на начало выступления Арделяна).
TL;DR: в приложении «Социальный мониторинг» были найдены следы исходных кодов прототипа приложения для контроля вывоза бытовых отходов, сделанного 3 года назад за десять дней.
***
Олег Артамонов:
— У нас в гостях сегодня Виталий Арделян, техдиректор компании AmberLabs, которая занимается высоконагруженными системами. Более того, системами контроля персонала на различных промышленных объектах и, насколько я понимаю, Виталий может что-то сказать про внутреннюю и внешнюю историю разработок ДИТ Москвы по теме социального мониторинга.
Виталий Арделян:
— Олег, коллеги, здравствуйте. Я, конечно, буду рассказывать ровно то, с чем я столкнулся, работая с ДИТом Москвы. Вообще история взаимоотношений довольно длительная, но наиболее активная фаза у нас была где-то года три-четыре назад [прим. ред.: деятельность «Аник Лаб», работавшей по этому проекту, началась в конце 2017 года]. Мы по заказу ДИТа Москвы разрабатывали платформу высоконагруженную для управления проектами в области реновации. Вкратце: система должна была мониторить состояние объектов через видеостримы, должна была мониторить наличие персонала на объектах используя индивидуальные трекеры и должна была еще управлять проектной документацией со всеми вытекающими отсюда задачами: отслеживание графиков, сроков, диаграмм Ганта и прочие вещи.
Мы, имея опыт работы именно в высоконагруженных системах лет восемь-девять, делали большие системы чаще на Запад, чем на Россию, разработали ядро системы, предложили им вариант развертывания и у нас даже пошел пилот. Но потом это резко свернулось. Случилось так, что, наверное, бюджеты были очень велики, и между нами и ДИТом встала ещё одна компания, которая получила эксклюзивное право использовать ядро платформы, наработки — и нас тихонечко с этого рынка слили.
Что я могу сказать… при работе с заказчиком в виде ДИТа мы понимали, что все проекты делаются чиновниками от IT. Чиновник от IT очень смутно представляет весь процесс фабрики разработки; что есть очень много звеньев, маленьких, но очень важных; что нужно понимать, что такое фабрика разработки, что такое среда тестирования, что такое environment нагруженного тестирования. Мы этого не видели, мы сделали этот environment, эту среду разработки, написали кейсы, сценарии. На нас посмотрели, сказали: «Вы чио, с ума сошли? У нас работает все по-другому». И отдали другому подрядчику, который понимал это по-своему.
А когда началась вся эта история с пропусками Москвы, мы с удивлением обнаружили в исходных кодах куски кодов нашей платформы, которая никаким боком не должна была появляться в приложениях подобного рода. Во-первых, то, что делали мы, было сделано для другой области профессионального использования платформы, а во-вторых, это было, по сути, копипастом из фронтендового приложения… я сейчас открою такую тайну… оно было взято из мониторинга отслеживания вывоза отходов.
То есть на нашей платформе был пилотный проект по мониторингу вывоза бытовых отходов на полигоны. И там было сделано приложение как раз с QR-кодами, с геопозицией и прочими вещами. И мы это тогда сделали за десять дней.
И когда начался эпатаж, связанный с проблемами приложения «Социального мониторинга», ребята наши посмеялись, сказали: «Слушай, а ты ничего не узнаешь?». Я говорю: «Ну, да». То есть у меня, конечно, не было больше вопросов. Я понимал, что приложение, написанное за десять дней и бюджету Москвы оно обошлось в больше сотни миллионов – это классный бизнес [прим. ред.: компания «Гаскар Интеграция» получила от мэрии Москвы контракт на 180 млн. рублей ещё до старта разработки «Социального мониторинга»; на каких условиях в него был добавлен мониторинг, доподлинно неизвестно].
По поводу «можно ли было сделать лучше?». Я считаю – да. Я считаю, что если бы, в принципе, уважаемый ДИТ Москвы использовал бы хотя бы элементарные понятия о девопс-фабрике, о фабрике разработки, как это принято в компаниях, которые занимаются профессиональной разработкой, многих проблем можно было бы избежать. То есть, по сути, приложение собиралось из ранее собранных проектов, близко подходящим к тематике, и компилировалось в какие-то пакеты и сервисы. Конечно, никоим образом эти сервисы не были оркестрированы между собой, то есть они вообще имели разное api и собиралось это все на коленках и быстро.
Отсюда начались проблемы, собственно говоря, с негибкостью приложения. Вот коллеги сказали, что надо было сделать так, чтобы функции не влияли друг на друга, чтобы подпорка, выбитая в одном месте, не обрушила все здание. Собственно говоря, ни о какой сервисной архитектуре речь не шла. Это был тупой монолит, собранный из всего, что там было и, естественно, первый дятел, залетевший в скворечню, обрушил все дерево. Так что я думаю, что сделать можно было лучше.
Как мне кажется, разработку делала компания придворная, которая ранее работала с нашей платформой — и она очень быстренько, на коленках, по первому свистку за месяц собрала все, что могла собрать из того, что было.
Олег Артамонов:
— Виталий, спасибо. Здесь, кажется, остальные участники задумались, какой комментарий дать, потому что такое вот внезапное вскрытие, из чего на самом деле ДИТ это делал и как он это делал, после того, как полтора месяца все гадали откуда все это взялось…
Виталий Арделян:
— Ну, коллеги, я еще раз повторю, что я лишь делаю выводы на основании тех исходников, которые мы видели. Что там было уже в конце… скорее всего — да, коллеги с ДИТа поняли, что начались большие проблемы и начался рефакторинг кода, но исходные корни и как это было сделано – мне очевидны. По поводу остального – я не могу комментировать.
Олег Артамонов:
— Я еще отмечу, что так сложилась судьба, что примерно месяц-полтора назад я участвовал в разработке функциональных требований по приложениям как раз выдачи и контроля электронных цифровых пропусков для одного из регионов. Оно не было внедрено, и эта разработка делалась в надежде на то, что это не придется внедрять, что ситуации не зайдет так далеко, но на случай, если она все-таки зайдет, то регион, особенно глядя на опыт Москвы хотел иметь какую-то минимально проработанную базу, на которой это можно будет стартовать без технологических, репутационных и прочих проблем.
И я здесь замечу, что вот тогда, на начало апреля, всё то, что сейчас в спешке, в панике внедряется и каждые три дня переделывается в социальном мониторинге и в nedoma.mos.ru, у нас было в функциональных требованиях — чётко по пунктам с блок-схемами и со всем остальным. Всякие личные кабинеты организаций, списки сотрудников, режим уведомительный, режим разрешительный… все это было прописано, и если бы в этом регионе ситуация дошла бы до стадии, когда это пришлось бы внедрять — была бы, по крайней мере, некоторая уверенность, что это не придется сшивать на живую нитку, что все это как-то продумано и с экспертами обсуждено заранее.
Виталий Арделян:
— Действительно, ты прав в том, что с точки зрения того примера, о котором ты говоришь —там действительно были собраны требования, причем требования были минимально необходимые, и была очень короткая связь между командой-разработкой и людьми, которые управляли проектом. Говоря о короткой связи, я еще раз повторяю, что проблема именно в этом, потому что на самом деле от заказчика приложения до реализатора в уважаемом ДИТе происходит очень сложная цепочка, где участвуют очень много разных интересантов. То есть передаточное число настолько большое, что, собственно говоря, система работала с КПД паровоза. Говоря о твоем варианте — насколько я помню, приложение было сделано меньше, чем за две с половиной недели.
Олег Артамонов:
— Да, это были функциональные требования и прототип приложения. Это была такая проработка худшего варианта из возможных. Будем рады, что он не потребовался.
***
Примечание: работа «Аник Лаб» началась в декабре 2017 года. У компании есть подтверждённые прямые контракты с ДИТ Москвы, у редакции также есть достоверная информация о работе Виталия Арделяна в «Аник Лаб» в этот период и о разработке программных и аппаратных решений для контроля строительных и смежных работ на объектах реновации и других строительных объектах.
Зачем мы приводим здесь эту беседу, хотя, очевидно, она не раскрывает деталей того, как устроено приложение сейчас и как ведётся работа над ним?
Потому что, к сожалению, раскрыть текущую информацию может только ДИТ Москвы — который, хоть и обещал вернуться на Хабр, но пока что в публичной сфере отделывается исключительно заявлениями о том, что с приложением всё хорошо, отдельные недостатки быстро устраняются.
Ни по реакции москвичей, ни по рейтингу приложения не заметно, чтобы недостатки были «отдельными» или чтобы они «быстро устранялись».
Это приложение, которое буквально рушит жизни десятков тысяч людей, в том числе — больных тяжёлым заболеванием.
Поэтому, нам кажется, очень важно знать и не забывать, с какой «тщательностью» оно разрабатывалось, какой груз ответственности ощущали на себе разработчики и их руководство — и происхождение приложения, сделанного из трёхлетней давности пилотного наброска, может сказать об этом многое. Потому что IT — это не только про написание «красивого и понятного кода», это и про ответственность перед теми, чья жизнь, работа и здоровье будут от этого кода зависеть.
По-прежнему искренне надеемся, что руководство ДИТ Москвы расскажет свою версию событий.
P.S. Законность назначаемых «Социальным мониторингом» штрафов — отдельный вопрос, и краткий ответ на него: они незаконны. Нарушены как минимум три положения: во-первых, федеральным КоАП допускается автоматическая приборная фиксация только нарушений в сфере транспорта и благоустройства; во-вторых, такая фиксация может осуществляться только метрологически поверенным оборудованием, каковым смартфон не является (и, более того, заведомо не даёт достаточной для данного использования точности позиционирования); в-третьих, Главное контрольное управление Москвы, выписывающее эти штрафы, не обладает полномочиями по штрафованию физлиц.
В свете этого, если вы попали под штрафы «Социального мониторинга», мы рекомендуем не обжаловать их через электронную приёмную Правительства Москвы, как рекомендует глава Главконтроля г-н Данчиков, а делать это только через суд. В противном случае большую часть сора удастся замести под ковёр — незаконно выписываемые штрафы будут тихо отменены в неофициальном порядке.
u_235
Интересно было бы узнать, какой процент пострадавших от приложения проголосовало за Собянина.
Даже после ночи длинных экскаваторов?UPD
AnalogBytes Автор
Сдаётся нам, несколько месяцев назад всё вот это происходящее в страшных снах не могло не только сторонникам, но и большинству противников Собянина присниться.
Причём даже не с точки зрения готовности городской системы управления к работе в по сути чрезвычайной ситуации, а с точки зрения того, что такая ситуация реально может накрыть Москву всего за два месяца.
kolu4iy
Мне кажется, вы не правы. Просто шум с парковочным приложением был в свое время заметён под ковер, чего вы сейчас пытаетесь избежать. Шум с видеоконтролем города и распознаванием лиц тоже под ковром. Это только те проекты, которые на поверхности и касаются каждого москвича. Кстати: сам я из Подмосковья, данного мэра не выбрал бы никогда, зная его способы работы с прессой в Тюмени, однако меня эти проекты (кроме мониторинга) коснулись с лихвой. А ещё на очереди "электронный паспорт" от того же ДИТ Москвы… Я бы не стал так всё валить на ситуацию, она всего лишь катализатор того, к чему всё идёт на мой взгляд.
AnalogBytes Автор
Да, это верно. Но без такого катализатора очень многим не очевиден возможный масштаб последствий.
alexeishch
После «блокчейн-голосования» к ДИТ уже невозможно серьёзно относиться и несколько месяцев назад уже было понятно что там сидят некомпетентные люди.
Мне лично непонятны вообще эти «потуги» с пропусками.
1. Граждане понимают что ситуация опасная и сами сидят дома.
2. «Одноразовый» пропуск можно получить одному человеку много раз, имея несколько симок и несколько карт Тройка.
3. Даже если гражданин получает такой пропуск честно, он может за пару часов не активироваться на турникетах (за окном 21 век, а операции у них очень неспешно идут)
4. Информация никак не проверяется
Отсюда возникает вопрос — зачем вообще пропускная система нужна?
Если болезнь опасная — то человек быть изолирован под наблюдением в стационаре и никакое мобильное приложение тут не нужно.
romxx
Ну у вас и вопросы. У нас уже лет 10 как имитация является главным умением. Я склоняюсь думать, что мы живем в имитации государства как такового, с имитацией властных структур, правоохранительных органов, имитацией армии, имитацией образования и медицины, социальной политики, и что там еще определяет государство как таковое сегодня?
Поэтому появление еще одной имитации вполне ложится в базовую концепцию.
Flaksirus
На самом деле это лишь часть довольно успешной в РФ системы «театра безопасности». Театр безопасности в Москве уже давно на невероятном уровне и продолжает расти — очень легко придумать проблему и героически её решать. Вызванный дискомфорт же ни одного чиновника конечно не волнуют, ведь ведомой инфраструктурой они сами не пользуются.
Andrey_Green
Все просто на выдуманной проблеме моют бабки из бюджета. Причем на самом быстром, крупном рынке госзаказа типа или у единственного поставщика.
Вы бы знали сколько бабла отмыли в крупных банках и корпорациях — вам бы жить расхотелось. И не фейкового, а самого ликвидного… денежно-золотовалютного
tyomitch
Десять лет?? «Имитацию бурной деятельности» клеймили ещё при Перестройке, а «потёмкинские деревни» — при Екатерине.
romxx
Имитация то была всегда. Но вот чтобы главным, основным, и, зачастую, единственным умением она все же была не всегда.
tundrawolf_kiba
Тут дело в том, что это происходит волнами из-за процесса смены поклонений. Точнее он не то, чтобы является причиной, просто ИБД — это один из способов старого поколения удерживаться на занятых позициях. И хотя в том или ином количестве это присутствует всегда, но в моменты, когда назревает смена поколений — такие процессы приобретают гораздо более массированный характер.
sergeysy
судя по Вашему ходу мыслей Вы не жили в святые 90е в совершеннолетнем возрасте
innovaIT
Вот в этих не приходится сомневаться. Свою основную работу(Запугивание населения) они выполняют на ура. Иногда выполняют второстепенную работу: поиск преступников там, расследования и прочая не очень важная работа. )
Lennonenko
особенно непонятно, как влияет на эпидемиологическую обстановку наличие/отсутствие пропуска на передвижение на личном транспорте
просто принимающие решения люди оторваны от действительности абсолютно и решения принимают на основании приносимых подчинёнными бумажек
и вот этот вот дурацкий «график прогулок» как нельзя лучше иллюстрирует этот тезис
xsevenbeta
Мне больше всего интересно, как на всё это ответят москвичи.
Я вот из Екб, и лично меня пандемия коснулась слабо — я остался при работе и моё предприятие не закрывали. У меня оставалась возможность гулять и ездить на работу. Да, на улице может подойти полиция и заставить одеть маску, но меня не заставляли оформлять какие-то пропуска или пользоваться приложением, хотя и на работе выдали справки.
Но неделю назад меня в метро попросили вытащить всё из карманов и выложить на полочку (обычно пропускают, только сумки через аппарат). И у меня вот с этой мелочи просто люто и бешено бомбануло. Я спокойный и неконфликтный человек, но вот тут какая-то маленькая искра просто подпалила этот копившийся во мне гнев. И я начал ругаться с проверяющими абсолютно не рефлексируя на тему того, как это будет воспринято или что обо мне подумают. Только когда уже полиция начала подходить взял себя в руки.
Вот тогда я осознал, что очень скоро в Москве будет ВЗРЫВ. Потому что нельзя долго и без последствий сжимать пружину. Даже если сейчас это никто не понимает и не чувствует — люди на взводе. Я не буду даже писать про причины, их очень много и большинство умных людей их знает.
Можно много писать про то, что люди всё стерпят — но это не правда. У каждого есть свои пределы, даже если он про них не знает. Я просто помню как было дело, когда в Екб попытались застроить храмом парк. И мы все ведь пришли туда по одной очень простой причине — с нами не посчитались. Мне кажется огромная масса людей может вытерпеть высокие налоги/повышение пенсионного возраста/повальное воровство. Но взорвётся, если затронут его достоинство.
A114n
Будут занимать очередь на изнасилования вечером в пятницу, чтобы в субботу пораньше освободиться.
Desavian
Но неделю назад меня в метро попросили вытащить всё из карманов и выложить на полочку (обычно пропускают, только сумки через аппарат). И у меня вот с этой мелочи просто люто и бешено бомбануло. Я спокойный и неконфликтный человек, но вот тут какая-то маленькая искра просто подпалила этот копившийся во мне гнев. И я начал ругаться с проверяющими абсолютно не рефлексируя на тему того, как это будет воспринято или что обо мне подумают. Только когда уже полиция начала подходить взял себя в руки.
Может просто вы врете и вы на самом деле вспыльчивое импульсивное хамло?:) Вот как тут не вспомнить анекдот, что правила для вас, Баранов, написаны.
Flaksirus
Может все таки весь этот театр безопасности не нужен? Весь мир без него справляется, а у нас как всегда особый путь и отличный повод закупиться на миллиарды ненужным барахлом и попилить на очередной статье расходов.
xsevenbeta
Да вы просто мастер каламбуров, как я посмотрю! :)) Фамильничает, правда, только школота — но попытка хорошая)
На Геологической или Ботанике (точно не помню) больше двух месяцев не работал аппарат. Сколько там за это время «террористов» пройти могло? Всё это абсолютно не нужные бездельники, «работа» которых сказывается на цене моего проезда и моём удобстве.
Что касается соблюдения правил — с таким подходом вставайте безропотно в очередь на анальные зонды встанете, когда их ставить начнут. Ну а что? Правила, закон. О человеческом достоинстве там ничего ведь не сказано).
Desavian
«вставайте безропотно в очередь на анальные зонды встанете»
Ну что вы так всполошились, если эта тема вам так близка, так я не буду усугублять.
Рассказывать о том, что всегда есть не одна, а 3-4 линии проверки тоже не буду. Что осмотр даже одного из 10 человек с вероятностью в 80% отбивает охоту нарушать — тоже не расскажу, это ж американские полицейские выявили, про них вы ничего плохого не скажете, вам же надо чтобы каждого проверяли под рабочими рамками и уж тогда вы с полным правом сможете кричать о кгававом рижыме, а не то, что сейчас — ворчать про сломанные аппараты.
Lennonenko
вы вообще в курсе, о чём вы говорите? не видели никогда охранников, игнорирующих пищащие рамки? тёток, спящих у монитора интраскопа?
покажете мне в московском метро и на московских вокзалах 3-4 линии проверок?
это именно «театр безопасности» в худших его проявлениях, он создаёт проблемы честным гражданам за их же деньги и никак не мешает правонарушителям
про американских полицейских можно сказать всё то же самое, просто масштабы и претензии будут несколько иные, например, в 85% случаев применения полицейскими оружия со смертельным исходом волшебным образом теряются записи с видеорегистраторов, остальные 15%, скорее всего, не теряются, потому что есть ещё записи из других источников
tyomitch
[citation needed]
Lennonenko
даже 88%
tyomitch
Не вижу по ссылке ни упоминания потерянных записей с видеорегистраторов, ни числа 88%.
Lennonenko
116/992 ? 0,12
Lennonenko
«нельзя говорить «БОМБА» в самолёте»
Apazhe
Даже если ты пожарный из Барселоны.
xsevenbeta
Простите, у меня по новоязу всегда было два. Конечно же, я хотел сказать «ХЛОПОК» :).
Lennonenko
увеличение социальной дистанции приводит к социальному хлопку