Материалов на тему обучения езде на моноколесе в сети достаточно много, включая и хабр. С моей точки зрения, им недостаёт структурированности и фокусировки на важных вещах.

Сам я научился ездить за 2,5 часа и после этого поехал с работы домой через весь город — полтора десятка километров. С того момента я обучил ещё 17 человек — и лишь немногим из них потребовалось больше полутора часов, чтобы поехать самостоятельно.

Почему мне не потребовалось «неделя трудных и упорных попыток, чтобы поехать»?


Я выработал теорию, по которой теперь обучаю людей. Я рассказываю эту теорию перед тем, как выдать человеку колесо — чтобы ученик понимал, что именно и в каком порядке он пытается добиться. Понимание сильно ускоряет процесс. Данная статья — попытка изложить эту теорию, с конкретным алгоритмом — что и в каком порядке нужно делать, чтобы максимально эффективно научиться ездить.

Теория


В первую очередь, что представляет из себя процесс езды? Это постоянная потеря и ловля равновесия. Мы всё время падаем, влево или вправо. Что мы делаем, чтобы не упасть? Мы направляем колесо в сторону падения и жмём «газ», чтобы оно подъехало под центр тяжести, и тело снова встало вертикально. Задача — чтобы тело делало это рефлекторно. Вот эти рефлексы мы и будем вырабатывать.

Повторю ещё раз, поскольку это очень важно. Мы учимся ездить не потому, что получили из книжки новые знания и они магически позволили нам ездить. Это не таблица умножения. Мы учимся ездить, потому что в мозгу выработались новые нейронные связи, которые позволяют мгновенно и бессознательно отреагировать на потерю равновесия. Мы, со своей стороны, можем использовать более эффективную методику, чтобы связи вырабатывались быстрее — несколько часов вместо нескольких дней, например.

Что представляет из себя процесс обучения? Допустим, вы встаете на колесо с помощью другого человека, и медленно начинаете ехать. Мозг в панике посылает всему телу противоречивые сигналы, а тело пытается ловить равновесие, но не знает как это делать. В течение первых же секунд вы заваливаетесь на плечо своего товарища всем своим весом, а он пытается удержать вас от падения. И так — снова и снова. В какой-то момент впервые, при очередной потере равновесия, ноги судорожно выделывают какое-то странное движение, и вам удается восстановить равновесие самостоятельно. Этот момент очень примечателен — он означает, что обучение началось. Мозг впервые смог подобрать ключик — как бы так извернуться, чтобы не упасть — и успел сделать это до полной потери равновесия. Чем дольше мы учимся — тем быстрее мы реагируем на отклонение от вертикали, и тем меньшее усилие требуется, чтобы вернуться в неё. В конечном итоге тело начинает реагировать даже до того, как начнется отклонение от вертикали, полностью убирая из процесса езды понятие «потеря равновесия». С этого момента ездить на колесе становится так же просто и естественно, как дышать или ходить.

Эффективность


Обучение происходит в результате повторения одного и того же процесса. Потеря равновесия, успешная реакция тела, формирование нейронных связей. Эффективное обучение — это когда в единицу времени происходит как можно больше повторений. Грубо говоря, сколько раз вы потеряли равновесие, но не упали.

Самое сложное тут — первые шаги, потому что между повторениям проходит очень много времени, и тратится много усилий. Вы пытаетесь встать на колесо, сразу спрыгивате, ловите колесо чтобы не грохнулось, и так — раз за разом. Через пять минут вы мокрый как мышь от усилий, но успешно проехать пару метров и не потерять равновесие не получилось ни разу. За этим прекрасным занятием можно провести и неделю, но это неэффективно.

Идея моей методики обучения заключается в том, чтобы сперва (с помощью другого человека) научиться ехать и не спрыгивать, и только потом учиться самостоятельно вставать на колесо. Проще говоря, мы проходим первые шаги без потерь на спрыгивания и ловлю колеса. Проходит от 10 минут до получаса — и ваши первичные нейронные связи сформированы и позволяют вам ехать какое-то время самостоятельно. С этого момента процесс обучения становится «самоподдерживающимся» — вы катаетесь, а тело учится реагировать на разные ситуации.

Обратите внимание, что разница между обучением с помощником или обучением «у стеночки» — значительная. Помощник может идти рядом с вами, пока вы в процессе удержания равновесия непроизвольно разворачиваетесь и едете в абсолютно произвольном направлении. Кроме того, помощник может аккуратно отбирать у вас опору, провоцируя искать баланс.

Алгоритм обучения


  1. Находите большую площадку с ровным покрытием. Главное, чтобы можно было достаточно долго ехать по прямой, без необходимости поворачивать. Подойдет пустая парковка. Выходите на центр этой площадки.
  2. С помощью помощника встаете на колесо. Держась за него, выставляет ноги максимально симметрично. Это очень важно!
  3. Полностью выпрямляете ноги. Полностью выпрямляете спину. Наклоняетесь вперед и да поможет вам бог и пробуете ехать и держать равновесие. Роль помощника — идти рядом и подставлять локоть, когда вы будете заваливаться на него или от него. Ваша первоначальная задача — любой ценой удержать равновесие. Тело будет не слушаться, колесо будет брыкаться и ехать куда оно само хочет — не пытайтесь на данном этапе активно рулить или удерживать какое-то определенное направление движения (для этого и нужно начинать в центре большой площадки) Мозг начинает выстраивать нейронные связи, чтобы не падать. Через какое-то время должно получаться ехать какое-то время ровно, не заваливаясь. Окончательная задача на этом этапе — полностью разгрузить помощника, то есть ехать без опоры на него. В идеале — просто касаться его руки, самостоятельно удерживая равновесие. Обычно на это уходит минут 15-20, но бывают отклонения в обе стороны — вестибулярный аппарат у всех разный.
  4. Необязательный этап — но очень эффективный — если предыдущий пункт повторить на неровных грунтовых дорожках где-нибудь в парке. Неровности заставляют учиться быстрее, намного быстрее!
  5. Помощник уходит и садится невдалеке пить пиво и наблюдать за вашими дальнейшими мучениями. Вы выходите в центр площадки. Важно — рядом не должно быть ничего, что можно использовать как опору! Наличие опоры заставит вас пытаться рефлекторно за неё хвататься — а это не тот рефлекс, который вам нужен. Становите ведущую ногу на колесо, аккуратно переносите на неё вес, одновременно чуть отталкиваясь второй ногой и да поможет вам бог В этот момент важно вспомнить про прямые ноги и спину! Без шуток, это очень страшный момент в обучении — но если до этого вы все делали верно, то ваше тело уже знает то самое чувство, когда ты едешь сам и ловишь равновесие. Оно знает, к чему надо прийти — и это лишь вопрос времени. Продолжайте попытки — это может занять от 10 минут до полутора часов. В среднем на моей практике у учеников уходило 20-40 минут.
  6. Следующий этап — повороты. Частая ошибка новичков (и моя в том числе) — пытаться поворачивать наклоном корпуса. Используйте следующий способ: в процессе езды по прямой, когда вы едете ровно и держите равновесие — начинайте медленно, по мм/час сгибать одну ногу, не шевеля вторую и продолжая при этом удерживать равновесие вертикально. Колесо начнёт очень плавно входить в поворот. Катайтесь так, пока не начнете поворачивать более уверенно.
  7. Время идти на грунтовые дорожки в парке! Час езды по грунту по выработке навыка соответствует нескольким часам на ровном асфальте ))

Защита для ног


Обучение езде на колесе обладает особенностью — в процессе приходится много раз на колесо запрыгивать и спрыгивать. Десятков раз. Сотен. И каждый раз при отрыве второй ноги от земли весь вес вашего тела оказывается приложен к вашей голени сбоку.В зависимости от модели колеса, это может быть в разной степени больно. Можно заработать синяк за полчаса и прихрамывая отправиться домой, и ближайшие пару дней вы не сможете продолжать обучение. Для решения этой проблемы используются «подушки» из мягкого материала. Когда я учился — я приматывал изолентой к ноге сложенную во много слоев пупырчатую пленку, и всё это пряталось под штаниной. Для тех, кого учил я — прихватывал из дома небольшую поролоновую подушку.

Вторая проблема — иногда, при неудачном спрыгивании, колесо догоняет вас и острым ребром алюминиевой педали, с инерцией 15-килограммового снаряда, бьет по лодыжке. Лучше, чтобы обувь для обучения хоть немного её прикрывала.

Другие руководства и упражения


Я не пытался запихать в эту статью всю существующую в мире информацию про моноколёса и рассчитываю, что моя статья не будет единственным источником информации. Если человек хочет научиться чему-либо — он пробует разные подходы, пока не найдет эффективный. Мой способ отлично сработал почти для двух десятков человек — но если вы бьетесь полтора часа и у вас ничего не выходит — пробуйте менять подход. Поделайте «циркуль» и «длинный шаг», вреда от этого не будет)

Бонус для желающих научиться ездить в СПб


Могу дать возможность поучиться на колесе ks14d, за пиво или небольшую сумму (колесо во время обучения склонно ушатываться). Район — Свердловская набережная либо Полюстровский парк. Время — вечерами в будни.

По поводу публикации этой статьи на других ресурсах
Я, как автор, прямо запрещаю публиковать этот текст или его части на других ресурсах без предварительного согласования со мной.