Материалов на тему обучения езде на моноколесе в сети достаточно много, включая и хабр. С моей точки зрения, им недостаёт структурированности и фокусировки на важных вещах.
Сам я научился ездить за 2,5 часа и после этого поехал с работы домой через весь город — полтора десятка километров. С того момента я обучил ещё 17 человек — и лишь немногим из них потребовалось больше полутора часов, чтобы поехать самостоятельно.
Почему мне не потребовалось «неделя трудных и упорных попыток, чтобы поехать»?
Я выработал теорию, по которой теперь обучаю людей. Я рассказываю эту теорию перед тем, как выдать человеку колесо — чтобы ученик понимал, что именно и в каком порядке он пытается добиться. Понимание сильно ускоряет процесс. Данная статья — попытка изложить эту теорию, с конкретным алгоритмом — что и в каком порядке нужно делать, чтобы максимально эффективно научиться ездить.
В первую очередь, что представляет из себя процесс езды? Это постоянная потеря и ловля равновесия. Мы всё время падаем, влево или вправо. Что мы делаем, чтобы не упасть? Мы направляем колесо в сторону падения и жмём «газ», чтобы оно подъехало под центр тяжести, и тело снова встало вертикально. Задача — чтобы тело делало это рефлекторно. Вот эти рефлексы мы и будем вырабатывать.
Повторю ещё раз, поскольку это очень важно. Мы учимся ездить не потому, что получили из книжки новые знания и они магически позволили нам ездить. Это не таблица умножения. Мы учимся ездить, потому что в мозгу выработались новые нейронные связи, которые позволяют мгновенно и бессознательно отреагировать на потерю равновесия. Мы, со своей стороны, можем использовать более эффективную методику, чтобы связи вырабатывались быстрее — несколько часов вместо нескольких дней, например.
Что представляет из себя процесс обучения? Допустим, вы встаете на колесо с помощью другого человека, и медленно начинаете ехать. Мозг в панике посылает всему телу противоречивые сигналы, а тело пытается ловить равновесие, но не знает как это делать. В течение первых же секунд вы заваливаетесь на плечо своего товарища всем своим весом, а он пытается удержать вас от падения. И так — снова и снова. В какой-то момент впервые, при очередной потере равновесия, ноги судорожно выделывают какое-то странное движение, и вам удается восстановить равновесие самостоятельно. Этот момент очень примечателен — он означает, что обучение началось. Мозг впервые смог подобрать ключик — как бы так извернуться, чтобы не упасть — и успел сделать это до полной потери равновесия. Чем дольше мы учимся — тем быстрее мы реагируем на отклонение от вертикали, и тем меньшее усилие требуется, чтобы вернуться в неё. В конечном итоге тело начинает реагировать даже до того, как начнется отклонение от вертикали, полностью убирая из процесса езды понятие «потеря равновесия». С этого момента ездить на колесе становится так же просто и естественно, как дышать или ходить.
Обучение происходит в результате повторения одного и того же процесса. Потеря равновесия, успешная реакция тела, формирование нейронных связей. Эффективное обучение — это когда в единицу времени происходит как можно больше повторений. Грубо говоря, сколько раз вы потеряли равновесие, но не упали.
Самое сложное тут — первые шаги, потому что между повторениям проходит очень много времени, и тратится много усилий. Вы пытаетесь встать на колесо, сразу спрыгивате, ловите колесо чтобы не грохнулось, и так — раз за разом. Через пять минут вы мокрый как мышь от усилий, но успешно проехать пару метров и не потерять равновесие не получилось ни разу. За этим прекрасным занятием можно провести и неделю, но это неэффективно.
Идея моей методики обучения заключается в том, чтобы сперва (с помощью другого человека) научиться ехать и не спрыгивать, и только потом учиться самостоятельно вставать на колесо. Проще говоря, мы проходим первые шаги без потерь на спрыгивания и ловлю колеса. Проходит от 10 минут до получаса — и ваши первичные нейронные связи сформированы и позволяют вам ехать какое-то время самостоятельно. С этого момента процесс обучения становится «самоподдерживающимся» — вы катаетесь, а тело учится реагировать на разные ситуации.
Обратите внимание, что разница между обучением с помощником или обучением «у стеночки» — значительная. Помощник может идти рядом с вами, пока вы в процессе удержания равновесия непроизвольно разворачиваетесь и едете в абсолютно произвольном направлении. Кроме того, помощник может аккуратно отбирать у вас опору, провоцируя искать баланс.
Обучение езде на колесе обладает особенностью — в процессе приходится много раз на колесо запрыгивать и спрыгивать. Десятков раз. Сотен. И каждый раз при отрыве второй ноги от земли весь вес вашего тела оказывается приложен к вашей голени сбоку.В зависимости от модели колеса, это может быть в разной степени больно. Можно заработать синяк за полчаса и прихрамывая отправиться домой, и ближайшие пару дней вы не сможете продолжать обучение. Для решения этой проблемы используются «подушки» из мягкого материала. Когда я учился — я приматывал изолентой к ноге сложенную во много слоев пупырчатую пленку, и всё это пряталось под штаниной. Для тех, кого учил я — прихватывал из дома небольшую поролоновую подушку.
Вторая проблема — иногда, при неудачном спрыгивании, колесо догоняет вас и острым ребром алюминиевой педали, с инерцией 15-килограммового снаряда, бьет по лодыжке. Лучше, чтобы обувь для обучения хоть немного её прикрывала.
Я не пытался запихать в эту статью всю существующую в мире информацию про моноколёса и рассчитываю, что моя статья не будет единственным источником информации. Если человек хочет научиться чему-либо — он пробует разные подходы, пока не найдет эффективный. Мой способ отлично сработал почти для двух десятков человек — но если вы бьетесь полтора часа и у вас ничего не выходит — пробуйте менять подход. Поделайте «циркуль» и «длинный шаг», вреда от этого не будет)
Могу дать возможность поучиться на колесе ks14d, за пиво или небольшую сумму (колесо во время обучения склонно ушатываться). Район — Свердловская набережная либо Полюстровский парк. Время — вечерами в будни.
Сам я научился ездить за 2,5 часа и после этого поехал с работы домой через весь город — полтора десятка километров. С того момента я обучил ещё 17 человек — и лишь немногим из них потребовалось больше полутора часов, чтобы поехать самостоятельно.
Почему мне не потребовалось «неделя трудных и упорных попыток, чтобы поехать»?
Я выработал теорию, по которой теперь обучаю людей. Я рассказываю эту теорию перед тем, как выдать человеку колесо — чтобы ученик понимал, что именно и в каком порядке он пытается добиться. Понимание сильно ускоряет процесс. Данная статья — попытка изложить эту теорию, с конкретным алгоритмом — что и в каком порядке нужно делать, чтобы максимально эффективно научиться ездить.
Теория
В первую очередь, что представляет из себя процесс езды? Это постоянная потеря и ловля равновесия. Мы всё время падаем, влево или вправо. Что мы делаем, чтобы не упасть? Мы направляем колесо в сторону падения и жмём «газ», чтобы оно подъехало под центр тяжести, и тело снова встало вертикально. Задача — чтобы тело делало это рефлекторно. Вот эти рефлексы мы и будем вырабатывать.
Повторю ещё раз, поскольку это очень важно. Мы учимся ездить не потому, что получили из книжки новые знания и они магически позволили нам ездить. Это не таблица умножения. Мы учимся ездить, потому что в мозгу выработались новые нейронные связи, которые позволяют мгновенно и бессознательно отреагировать на потерю равновесия. Мы, со своей стороны, можем использовать более эффективную методику, чтобы связи вырабатывались быстрее — несколько часов вместо нескольких дней, например.
Что представляет из себя процесс обучения? Допустим, вы встаете на колесо с помощью другого человека, и медленно начинаете ехать. Мозг в панике посылает всему телу противоречивые сигналы, а тело пытается ловить равновесие, но не знает как это делать. В течение первых же секунд вы заваливаетесь на плечо своего товарища всем своим весом, а он пытается удержать вас от падения. И так — снова и снова. В какой-то момент впервые, при очередной потере равновесия, ноги судорожно выделывают какое-то странное движение, и вам удается восстановить равновесие самостоятельно. Этот момент очень примечателен — он означает, что обучение началось. Мозг впервые смог подобрать ключик — как бы так извернуться, чтобы не упасть — и успел сделать это до полной потери равновесия. Чем дольше мы учимся — тем быстрее мы реагируем на отклонение от вертикали, и тем меньшее усилие требуется, чтобы вернуться в неё. В конечном итоге тело начинает реагировать даже до того, как начнется отклонение от вертикали, полностью убирая из процесса езды понятие «потеря равновесия». С этого момента ездить на колесе становится так же просто и естественно, как дышать или ходить.
Эффективность
Обучение происходит в результате повторения одного и того же процесса. Потеря равновесия, успешная реакция тела, формирование нейронных связей. Эффективное обучение — это когда в единицу времени происходит как можно больше повторений. Грубо говоря, сколько раз вы потеряли равновесие, но не упали.
Самое сложное тут — первые шаги, потому что между повторениям проходит очень много времени, и тратится много усилий. Вы пытаетесь встать на колесо, сразу спрыгивате, ловите колесо чтобы не грохнулось, и так — раз за разом. Через пять минут вы мокрый как мышь от усилий, но успешно проехать пару метров и не потерять равновесие не получилось ни разу. За этим прекрасным занятием можно провести и неделю, но это неэффективно.
Идея моей методики обучения заключается в том, чтобы сперва (с помощью другого человека) научиться ехать и не спрыгивать, и только потом учиться самостоятельно вставать на колесо. Проще говоря, мы проходим первые шаги без потерь на спрыгивания и ловлю колеса. Проходит от 10 минут до получаса — и ваши первичные нейронные связи сформированы и позволяют вам ехать какое-то время самостоятельно. С этого момента процесс обучения становится «самоподдерживающимся» — вы катаетесь, а тело учится реагировать на разные ситуации.
Обратите внимание, что разница между обучением с помощником или обучением «у стеночки» — значительная. Помощник может идти рядом с вами, пока вы в процессе удержания равновесия непроизвольно разворачиваетесь и едете в абсолютно произвольном направлении. Кроме того, помощник может аккуратно отбирать у вас опору, провоцируя искать баланс.
Алгоритм обучения
- Находите большую площадку с ровным покрытием. Главное, чтобы можно было достаточно долго ехать по прямой, без необходимости поворачивать. Подойдет пустая парковка. Выходите на центр этой площадки.
- С помощью помощника встаете на колесо. Держась за него, выставляет ноги максимально симметрично. Это очень важно!
- Полностью выпрямляете ноги. Полностью выпрямляете спину. Наклоняетесь вперед
и да поможет вам боги пробуете ехать и держать равновесие. Роль помощника — идти рядом и подставлять локоть, когда вы будете заваливаться на него или от него. Ваша первоначальная задача — любой ценой удержать равновесие. Тело будет не слушаться, колесо будет брыкаться и ехать куда оно само хочет — не пытайтесь на данном этапе активно рулить или удерживать какое-то определенное направление движения (для этого и нужно начинать в центре большой площадки) Мозг начинает выстраивать нейронные связи, чтобы не падать. Через какое-то время должно получаться ехать какое-то время ровно, не заваливаясь. Окончательная задача на этом этапе — полностью разгрузить помощника, то есть ехать без опоры на него. В идеале — просто касаться его руки, самостоятельно удерживая равновесие. Обычно на это уходит минут 15-20, но бывают отклонения в обе стороны — вестибулярный аппарат у всех разный. - Необязательный этап — но очень эффективный — если предыдущий пункт повторить на неровных грунтовых дорожках где-нибудь в парке. Неровности заставляют учиться быстрее, намного быстрее!
- Помощник уходит и садится невдалеке пить пиво и наблюдать за вашими дальнейшими мучениями. Вы выходите в центр площадки. Важно — рядом не должно быть ничего, что можно использовать как опору! Наличие опоры заставит вас пытаться рефлекторно за неё хвататься — а это не тот рефлекс, который вам нужен. Становите ведущую ногу на колесо, аккуратно переносите на неё вес, одновременно чуть отталкиваясь второй ногой
и да поможет вам богВ этот момент важно вспомнить про прямые ноги и спину! Без шуток, это очень страшный момент в обучении — но если до этого вы все делали верно, то ваше тело уже знает то самое чувство, когда ты едешь сам и ловишь равновесие. Оно знает, к чему надо прийти — и это лишь вопрос времени. Продолжайте попытки — это может занять от 10 минут до полутора часов. В среднем на моей практике у учеников уходило 20-40 минут. - Следующий этап — повороты. Частая ошибка новичков (и моя в том числе) — пытаться поворачивать наклоном корпуса. Используйте следующий способ: в процессе езды по прямой, когда вы едете ровно и держите равновесие — начинайте медленно, по мм/час сгибать одну ногу, не шевеля вторую и продолжая при этом удерживать равновесие вертикально. Колесо начнёт очень плавно входить в поворот. Катайтесь так, пока не начнете поворачивать более уверенно.
- Время идти на грунтовые дорожки в парке! Час езды по грунту по выработке навыка соответствует нескольким часам на ровном асфальте ))
Защита для ног
Обучение езде на колесе обладает особенностью — в процессе приходится много раз на колесо запрыгивать и спрыгивать. Десятков раз. Сотен. И каждый раз при отрыве второй ноги от земли весь вес вашего тела оказывается приложен к вашей голени сбоку.В зависимости от модели колеса, это может быть в разной степени больно. Можно заработать синяк за полчаса и прихрамывая отправиться домой, и ближайшие пару дней вы не сможете продолжать обучение. Для решения этой проблемы используются «подушки» из мягкого материала. Когда я учился — я приматывал изолентой к ноге сложенную во много слоев пупырчатую пленку, и всё это пряталось под штаниной. Для тех, кого учил я — прихватывал из дома небольшую поролоновую подушку.
Вторая проблема — иногда, при неудачном спрыгивании, колесо догоняет вас и острым ребром алюминиевой педали, с инерцией 15-килограммового снаряда, бьет по лодыжке. Лучше, чтобы обувь для обучения хоть немного её прикрывала.
Другие руководства и упражения
Я не пытался запихать в эту статью всю существующую в мире информацию про моноколёса и рассчитываю, что моя статья не будет единственным источником информации. Если человек хочет научиться чему-либо — он пробует разные подходы, пока не найдет эффективный. Мой способ отлично сработал почти для двух десятков человек — но если вы бьетесь полтора часа и у вас ничего не выходит — пробуйте менять подход. Поделайте «циркуль» и «длинный шаг», вреда от этого не будет)
Бонус для желающих научиться ездить в СПб
Могу дать возможность поучиться на колесе ks14d, за пиво или небольшую сумму (колесо во время обучения склонно ушатываться). Район — Свердловская набережная либо Полюстровский парк. Время — вечерами в будни.
По поводу публикации этой статьи на других ресурсах
Я, как автор, прямо запрещаю публиковать этот текст или его части на других ресурсах без предварительного согласования со мной.
Loxmatiymamont
Сам на колесе никогда не ездил, но давно интересно — неужели навыки удержания баланса полученные на любом виде техники вроде самоката, велосипеда, роликов и прочих коньков, никак не помогают с этой шайтан машиной? Где истории про Встал и поехал?
Narical Автор
Помогают только достаточно специфичные навыки. Например, навык езды на педальном уницикле )) Есть известное видео, как профессиональные скейтеры впервые на колесе учатся — даже у них «встал и поехал» не выходит.
maxim_ge
Трудно сказать определенно. Когда-то помогают, когда-то и нет.
Скорее всего помогает опыт езды на уницикле — т.е. обычном, не электрифицированном «одноколесе» (см. там же)
SergeyGershkovich
Главное отличие моноколеса — само оно не катится. Обучение через «оттолкнулся-поехал», как с самокатом, велосипедом, и т.п. здесь не работают, они в первую очередь и мешают.
В моноколесе главное — «газовать», хочешь удерживать равновесие, должен ехать, т.е постоянно давить на педаль — вперед, даже при повороте. Вырабатываешь этот инстинкт, дальше интуиция подскажет.
Loxmatiymamont
насколько мне известно, само ничего не катится и абсолютно везде для удержания равновесия надо ехать
SergeyGershkovich
На самокате, велосипеде оттолкнулся ногой, есть запас инерции, чтоб поймать равновесие и проехать несколько метров без педалей.
На моноколесе такого запаса инерции нет, оттолкнулся ногой, встал ею на подножку, надо сразу себя перебороть, ногами (телом) продавить педали (газовать).
Стоять без движения на моноколесе, как на двухколесном гироскуторе, тоже не получится.
kurumpa
Мне показалось, что ролики и прочие коньки довольно близки по ощущениям. Что-то в духе «если умеешь долго на роликах ехать на одной ноге — быстрее на колесе научишься»
Narical Автор
У меня есть знакомая роллерша, на колесе — вообще по нулям. Хотя всерьез мы с ней не занимались, первые минут 10 результаты «ниже среднего»
X3_Shim
На роликах катался неплохо, на одном ролике без проблем. На скейте в детстве рассекал легко.
На колесе учился сам, без стеночки, без помощника. Ролики, скейт и велосипед сильно не помогли. Примерно 2-3 часа ушло, в течении 3 дней. Уставали ноги и спина, по этому три дня по не часику.
alexzeed
А нету историй «встал и поехал», потому что навыки нужны другие. Похожие, но другие. Роллерам, кстати, их навыки могут мешать — наблюдал воочию, кто-то на роллердром двухколесный гироборд притащил. На нем 3-4-летнему ребенку, который умеет только ходить и бегать, научиться — 5 минут. А взрослого роллера на нем поначалу просто колбасило — его регуляторы равновесия, прошитые в спинном мозгу + регуляторы гироборда входили в конфликт.
А вот навыки вождения обычного велосипеда и езды на двухколесном гироскутере/гироборде, думаю, помогут. Певый — учит наклоняться в сторону поворота и «ощущать» свое равновесие, просто для его поддержания будут нужны другие движения. А второй — даст управление скоростью.
И кстати да, согласен с автором — на колесе хорошо учиться ездить, держа кого-то за руку. Хорошо контролируется степень обучения — сначала обучаемый на поддерживающем просто висит, а под конец уже просто едет держась слегка за руку. Я так катал своих детей, пару сотрудниц на корпоративе (одна до этого не умела и на велике), знакомая тоже так училась — это и правда помогает исключить ситуации падения и вставания поначалу, а сосредоточиться на поддержании равновесия.
advan20092
Сомнительное утверждение. На скорости выше 5км час уже не надо ловить равновесие. Наоборот, у новичков есть склонность самим себе мешать — мозг пытается найти это равновесие и только вносит дизбаланс. Поэтому езда новичков со стороны выглядит так, будто они постоянно балансируют на канате.
По моим наблюдениям, основная проблема для новичков — удержание колеса ровно одной ногой, стоя другой на земле. До большинства не доходит, что колесо нужно наклонить в сторону стоящей ноги. Поэтому, когда они пытаются встать второй ногой, колесо заваливается в противоположную сторону, выворачивается из ног и падает/кувыркается. Для того чтобы справится с этой ситуацией и придумали упражнения типа циркуля и длинного шага.
Narical Автор
Это упрощение, которое относится к началу обучения, а не к езде когда уже научился. Последняя же описана чуть далее по тексту, и уже без этого упрощения.
edogs
Есть такие вещи в продаже
А история возникновения идеи еще с велосипедов идет
drWhy
Не знаю, как дополнительные колёса на моноколесе, но на детском велосипеде — это худшее, что можно придумать для обучения катанию. Всё равно, что учиться кататься на табурете.
edogs
На моноколесе не пробовали, но на детском велосипеде это великолепное решение. Это не более чем страховка — нисколько не мешает при правильной езде, но позволяет не падать при неправильной.
drWhy
Это как учиться ходить на костылях. Не работает это. Не даёт ребёнку почувствовать равновесие, а это для обучения езде на велосипеде — главное. Плюс есть небольшой люфт, когда при переваливании с одного колеса на другое ребёнку кажется, что он падает. Плюс колёсики не дают разогнать велосипед (а на скорости возникает динамическое равновесие, удерживать баланс становится гораздо легче), создавая ощутимое сопротивление, ребёнок устаёт гораздо быстрее и уныло тащится за родителями вместо того, чтобы радостно их обгонять.
Ребёнок, освоивший беговел, научится кататься на велосипеде при небольшой поддержке за пару занятий. Или может продолжать ездить на табурете, не получая опыта удержания баланса.
edogs
klvov
Поддерживаю. У меня был первый велосипед (в 4 или 5 лет) с такими колесами. Как оно ощущалось, когда совсем не умел кататься, я сейчас уже не помню, зато помню момент, когда я понял, что я еду, а эти колеса все время висят в воздухе и только мешают. Тогда я и попросил старших их открутить.
Поэтому я бы сказал, что они не только мешают научиться, но и помогают.
drWhy
И слайдер, и дуги безопасности устанавливаются гораздо выше дополнительных колёс и срабатывают при углах наклона, при которых у ребёнка нет шансов удержать велосипед от падения, так что аналогия неуместна.
Удержание баланса — плавный процесс, касание боковым колесом дороги — напротив, резкое и сильное вмешательство в него, с большой вероятностью приводящее к нарушению баланса, а не к получению опыта его удержания.
Но решать, конечно, Вам. Можно и на мотоцикл установить боковые колёса.
dsapsan
drWhy
Верно, зазор для исключения касания дополнительными колёсами земли, иначе придётся преодолевать их сопротивление (трение скольжения, а не качения, как в больших колёсах, оборудованных подшипниками). Зазор нельзя выставить слишком большим, иначе ребёнок не сможет удержать падающий велосипед, т.е. дополнительные колёса ничем не помогут. При слишком маленьком зазоре ребёнок просто едет на трёх колёсах, периодически переваливаясь со стороны на сторону.
Даже опытный велосипедист не может соблюдать абсолютную вертикальность при езде прямо, велосипед всё равно слегка раскачивается. Представим, что велосипед с боковыми колёсиками качнулся влево. Левое колёсико зацепит поверхность дороги и слегка развернёт велосипед влево. Т.е. возникает положительная обратная связь, действующая против попыток удержать баланс. Кроме того, боковые колёсики препятствуют возможности компенсировать возникаюший наклон велосипеда поворотом руля в ту же сторону.
В итоге ребёнок привыкает неторопливо ехать, опираясь на левое колесо и слегка повернув руль вправо (иначе он не сможет двигаться прямо). Потом наклон вправо — руль влево. При отсутствии боковых колёсиков такая комбинация приводила бы к падению.
wormball
> придётся преодолевать их сопротивление (трение скольжения, а не качения, как в больших колёсах, оборудованных подшипниками).
Оооо… Я тоже когда-то так думал. А затем достал с полки свой велосипед «дружок» и попробовал на нём прокатиться. Так вот, чтобы колёса вращались, требовалось приложить усилие, сопоставимое с моим собственным весом. Разобрал колесо — а там вместо подшипника трубка из пластика. Причём не какого-то противоскользящего пластика наподобие тефлона, а обычный советский пластик, скорее всего, полистирол. Смазкой тоже не пахнет. А я ещё недоумевал, отчего реальные посоны на камах рассекают, а я на дружке прилагаю титанические усилия и всё равно еду с их прогулочной скоростью. А теперь я удивляюсь, как это вообще хоть когда-то могло катиться. Похоже, всё во имя Безопасности, хоть тогда это ещё и не было модно.
Ну и таки да, я на оном дружке вполне себе успешно освоил велосипед. С боковыми колёсиками, а затем и без них. Поворачивать, конечно, пришлось учиться заново, но по прямой и с боковыми колёсиками едется, ежели я правильно помню. И трение в них пренебрежимо мало, особенно по сравнению с вышеописанным. Чтобы для компенсации трения надо было поворачивать руль — это должно быть не колесо, а просто палка, скребущая по земле, и то вряд ли.
drWhy
Превращать двухколёсного скакуна в табуретку — кощунство. Вы научились езде на велосипеде не благодаря, а вопреки колёсам. Учиться кататься на беговеле не в пример проще и приятнее — практически сразу, как ребёнок освоил бег он может освоить беговел, достаточно пары дней, чтобы он опережал родителей по горизонтальной ровной поверхности и не боялся делать виражи на большой скорости. Чего добиваются дети на велосипедах с боковыми колёсами за два дня?
Я так не думаю, а констатирую факт — чуть более, чем все виданные мною детские велосипеды (кроме, конечно, трёхколёсных, но там движущая сила — папа) содержат подшипник во втулке. С «Дружком» Вам просто не повезло, подшипник стоит гроши (чашка, гайка-конус и горстка шариков, даже сепаратор необязателен), и чтобы не поставить его на детский велосипед нужно или быть не в меру экономным, или действительно очень не любить детей.
Руль поворачивать для компенсации наклона приходится ещё и из-за формы покрышки — она же не плоская, если ехать с наклоном влево, т.е. на боковой дорожке, её периметр меньше центральной, колесо неизбежно будет уводить влево.
wormball
> Велосипед — это именно про повороты и наклоны
Да, но всё же проще учиться, когда ты хоть сколько-то можешь проехать по прямой, а не сразу набок валишься.
> Учиться кататься на беговеле не в пример проще и приятнее — практически сразу, как ребёнок освоил бег он может освоить беговел
Здесь ничего не могу сказать, у меня беговела не было. Разве что то, что мы вроде как обсуждаем обучение езде на моноколесе, а для него аналог беговела представить проблематично.
> и чтобы не поставить его на детский велосипед нужно или быть не в меру экономным, или действительно очень не любить детей
Ну так-то просто две железки были бы и дешевле, и катились бы лучше. Так что я думаю, что авторы таки очень любили детей, потому делали всё для их безопасности. Насколько это хорошо или плохо — вопрос философский. Из положительных последствий, помимо безопасности — мышцы ног нарабатываются. Я когда в первом классе пришёл на первый урок физкультуры — зело удивился, что у одноклассников подозрительно тонкие ноги. Правда, на моих спортивных результатах это не сказалось, быть может, оттого, что после дружка у меня велосипедов не было ажно до окончания университета (а объяснялось это, конечно же, всё той же Безопасностью).
> кроме, конечно, трёхколёсных, но там движущая сила — папа
Это вы про детские коляски с педалями? Опять же в моём детстве такого не было, я ездил на обычном трёхколёсном велосипеде. Но там передача 1:1, так что до больших скоростей там при всём желании не разгонишься, а на маленьких трение некритично.
> Руль поворачивать для компенсации наклона приходится ещё и из-за формы покрышки — она же не плоская, если ехать с наклоном влево, т.е. на боковой дорожке, её периметр меньше центральной, колесо неизбежно будет уводить влево.
Что-то я совершенно не понял ваших рассуждений. Насколько я представляю, ежели руль зафиксировать, то велосипед будет ехать строго прямо (ну, в пределах погрешности) вне зависимости от наклона. А ежели не фиксировать, то руль будет рулить в сторону наклона, как, собственно, и происходит на двухколёсном велосипеде, так что при достаточной скорости произойдёт наклон велосипеда в обратную сторону, а затем руль отклонится в оную обратную сторону и т. п., и так пока велосипед не встанет на два колеса, то бишь малышок таким образом получает опыт езды на двухколёсном велосипеде, даже ежели он к этому не готовился и этого не желал. Ну, конечно, ежели не вцепится в руль чрезмерно сильно.
drWhy
Обычно детям помогают
встать на крылопоехать на велосипеде. Оптимально слегка поддерживать сзади — если велосипед не очень маленький — под седло, если маленький — за одежду, а лучше за ремень, продетый подмышками. Но поддерживать так, чтобы не мешать ребёнку контролировать баланс самому, т.е. не дёргать постоянно центр тяжести.Про велосипед начинал не я, просто добавил своих пять копеек (надеюсь, ТС не в обиде). Беговел — идеальное средство старта на велосипеде. При его отсутствии делается за 15 минут из велосипеда — снимаются цепь и педали. Обычно достаточно два дня на беговеле и два дня на велосипеде, чтобы ребёнок уверенно катал и поворачивал.
К сожалению, про моноколесо сказать ничего не могу, но очевидно, что для него аналога беговела не существует. Хотя, если подумать, можно было бы в прошивку добавить функцию обучения, которая работала бы в режиме метронома — смещала бы моноколесо вперёд-назад на фиксированное расстояние, например, полметра (по мере обучения расстояние можно увеличивать), с тем, чтобы начинающий моноколёсник привыкал становиться/сходить с колеса, удерживать баланс, и чтобы внезапно не уезжало, оставляя удивлённого наездника лицом в асфальте. Просто на моноколесе нужно одновременно осваивать несколько новых функций — встать/сойти, удержать баланс, управлять колесом, и это несколько контринтуитивно.
Про мышцы ног — вы посмотрите на двухлеток, гасающих на беговеле, в том числе на подъём.
Да, про коляски. Хорошо, производители стали ставить подножки, фикс — это жёстко, когда ребёнок засыпает, а ногами приходится шевелить. Но фиксу благодарен — был моим первым велоопытом в детстве, потом Зайка (двухколёсный).
В том то и дело, что велосипед не может ехать строго прямо и не может ехать наклонно без поворота руля в ту же сторону. Факт в том, что боковые колёсики заметно замедляют обучение. Это костыли, позволяющие взрослым не заниматься обучением ребёнка (хотя нескольких получасовых занятий вполне достаточно, чтобы чадо мчалось впереди), но при этом спокойно гулять, пока ребёнок пытается их догнать на ручнике.
Narical Автор
Все перечисленное — невозможно. Колесо с точки зрения контроллера не едет, а выравнивает педали. Оно не может само остановиться или поехать — нужно управляющее воздействие весом на педаль.
drWhy
Это сейчас невозможно, потому что такая логика заложена. А если сделать безусловный возврат после пройденного полуметра, то почему нет?
Кто, например, давит на педаль
Narical Автор
Хорошо, уберу «невозможно», скажу «не имеет никакого смысла» )) Если начать с основной причины — езда задом на колесе немного напоминает езду на велосипеде с инвертированным рулем. Перепутана полярность обратной связи, и ситуация развивается молниеносно — ты начинаешь терять равновесие, организм отвечает усилием которое должно его вернуть, но добивается ровно противоположного… И чем быстрее падаешь — тем быстрее тело реагирует новым, увеличенным усилием, заставляя падать быстрее. На уровне ощущений — первые попытки поехать задом приводят к моментальному падению и леденящему ужасу, потому что тебя как будто бы пытается убить твое собственное тело.
Мой накат на колесе скоро составит 10.000 км, я владею навыками езды примерно на том же уровне, как любой взрослый человек владеет навыками хотьбы. При этом максимальное расстояние, которое я когда-либо проехал спиной вперед, составляет около 6-7 метров. Не то чтобы я часто тренировался, в сумме наверное часов 5 за всё время — но это были честные изматывающие тренировки длительностью по 30-40 минут. Говорить о возможности новичку сразу учиться этому навыку… ну, я считаю это смешным ))
Вторая, «неосновная» причина — что динамическая система «райдер-колесо» достаточно сложна для освоения даже с учетом, что в ней всегда можно рассчитывать на горизонт педалей. Если колесо начнет наклонять туда-сюда педали, то никакой пользы не будет, кроме многократного усложнения обучения. Повторюсь, тут нет такого понятия как «моноколесо взяло и поехало вперед». Ты чуть надавил носками на перед педалей — колесо подъехало и выровняло твой ЦТ. Если педали начнут проваливаться вперед и назад самопроизвольно — ни к чему хорошему это не приведет, это не равносильно «поехать вперед/назад» потому что тело райдера способно мгновенно компенсировать этот наклон ногами, сохраняя вертикальность (и именно это и делает)
drWhy
Спасибо за подробное объяснение.
RuGrof
Ответ исключительно про велосипед. Если обучать равновесию, то это долгий путь проб и ошибок, человек так и не поймет, почему он может ехать.
Если рассказать, что его равновесие вообще не играет роли, а на самом деле он не заметно для себя поворачивает руль в сторону, в которую падает, обучение пойдет в разы быстрее. Буквально 30 минут и любой человек поедет на велосипеде.
Та же история с реверсивным рулём, когда люди не понимают что происходит и пытаются держать равновесие, но незаметно крутят руль и падают.
Равновесие больше нужно при езде без рук, но там все больше зависит от угла вилки и смешения оси колеса.
drWhy
Из личного опыта поддержания баланса на колёсном транспорте, по мере уменьшения интуитивности (весьма субъективно):
1. Беговел — нативная поддержка мозгом биподов; HW: попа, две ноги (опора и движитель), две руки (руление); драйвера: интегрированные; SW: программа прямохождения, активация: бесплатно, в процессе обучения ходьбе/бегу.
2. Езда на велосипеде без помощи рук: как в п.1, SW: активация бесплатная после освоения программ виражей и круиз-контроля.
3. Ролики — нативная поддержка, SW: требуется корректировка программ стояния/разгона/торможения, особый контроль за моментом движения центра масс обратного маятника.
4. Скейт — как в п.3 с учётом двухступенчатости обратного маятника.
5. Велосипед с боковыми колёсиками: как в п.1, но в режиме ограниченной функциональности до активации SW (снятие колёсиков), в случае своевременной активации обучение обычно проходит гладко.
6. Моноколесо (...).
7. Уницикл — нативная поддержка; HW: попа (опора, руление), две ноги (опора, движитель, заскок/соскок); драйвера: интегрированные (кроме руления из-за особенностей HW, перестраивается из подходящих драйверов в процессе обучения ); SW: программа заскока/соскока, двухступенчатый обратный маятник (версия для одной ступени встроенная), активация — платная (время, усталость в редко используемых группах мышц, возможны ушибы), требуется частичная модификация BIOS.
8, «Девочка на шаре», BB8. Система обратного маятника на шаре. Примечание: вспомогательная система «девочка на бочке» позволяет развязать тренировку HW по осям.
9. Езда на велосипеде с руками крест-накрест (ВНИМАНИЕ: не пытайтесь повторять, крайне [не]предсказуемо и травмоопасно!): как в п.1, но перепутана полярность подключения рук, возникает положительная обратная связь, что даже в rocket science обычно приводит к авариям. Коррекция элементарна — изменение полярности либо в SW, либо в драйверах (но не в двух местах одновременно!).
WaveCut
И они вообще не помогают научиться, только формируют неверную привычку. Нормальные бренды эту хрень не кладут в комплект с 2011 года
Narical Автор
>Есть такие вещи в продаже
Уже много лет, как перестали продаваться. Это лишняя сущность, которая востребована в первые 10-15 минут обучения, потом её можно выбросить. Ради 10-15 минут удорожать производство и увеличивать вес коробки? Они ушли в прошлое по вполне понятным причинам))
neenik
Почему нельзя поворачивать наклоном корпуса?
Нельзя вообще или это относится к новичкам?
dsapsan
Три года езжу, поворачиваю исключительно наклоном корпуса, это происходит на уровне инстинктов. Вероятно, описанное в статье относится к новичкам. Хотя вообще мне при обучении рассказывали про несколько методик поворота, но я запомнил только методику поворота резким поворотом корпуса в противоположном направлении.
Narical Автор
К новичкам. На раннем этапе поворачивать наклоном сложно, повороты влево норм, а вправо люди не могу повернуть
neenik
Спасибо, а то меня это смутило. Сам учился самостоятельно и каких-то классических «как правильно» могу не знать.
Nidere
Поворачивать можно тремя способами:
1) Сгиб в лодыжках — самый комфортный и халявный, но и самый опасный и плохо работающий на больших и тяжелых колесах
2) Наклон корпуса — среднячок, но дает дополнительную опасность завалиться на бок
3) Сгиб одной ноги в колене с сохранением другой ноги прямой — самый безопасный, дающий наименьший радиус разворота. Но трудозатратен, в обычной поездке по городу использовать его лень — разве что для поворотов на >90 градусов в узких местах
Milein
Долго думал что бы написать.
Сам учился через длинный шаг, поехал через три сессии по полчаса, на следующий день после начала тренировок. Перерывы нужны были, потому что от перенапряжения я за полчаса весь выдыхался.
Могу сказать один плюс в сторону длинного шага, это то что человек сразу же учится ехать на одной ноге и соответственно не возникает вопроса как встать/слезть и никаких спрыгиваний не нужно. Но нагрузка на ведущую ногу тут конечно огого, я первую неделю повёрнутый футбольный щиток под джинсами носил.
Narical Автор
Я целую статью посвятил объяснению, почему сперва «за ручку» а потом все остальное. Ваше «сразу же», если человеку не повезло с вестибуляркой, может растянуться очень надолго, потому что каждая неудача заставляет проделать весь цикл заново — спрыгнуть, поймать колесо, встать в нужном направлении, выставить ногу, снова стартануть. Это и физически изматывает, и по времени затратно. А само обучение нервной системы происходит в те пару процентов времени когда человек уже начал ехать, но еще не спрыгнул. Плюс нога наминается с огромной скоростью, и это быстро начинает мешать — подушки помогают, но не убирают эффект полностью. Это неэффективно. Если вам повезло, вы этот этап пройдете быстро и далее обучение пойдет в гору потому без спрыгиваний вы ловите равновесие постоянно, и тело учится уже не 2% времени, а допустим 60%
X3_Shim
+много. Как только научишься хоть пару метров проезжать, обучение начинает происходить очень быстро. Да этого (если учится самому), тяжкий труд. Встал на колесо, спрыгнул почти не проехав. Это изматывает, а КПД очень низкий (по себе сужу).
Bedal
на самом деле навык от велосипеда, особенно езды без рук — прекрасно помогает.
Где не помогает — так это с «гироскутерами». Античеловечные устройства, не зря это единственный, наверно, вид гиктранспорта, на котором практически никто не ездит заметно быстрее пешехода.
alexzeed
Да как же не ездит, просто они очень разные бывают. На детских 250-ваттных с 6-дюймовыми колесами да, там на него только встал, он уже перегруз пищит, на дочкином ninebot-клоне стоит 12 км/ч лимит, потому что нефиг 6-летнему ребенку больше гонять, а так он больше может, ну а полноразмерные сигвеи с большими колесами по парку носятся точно за 20 км/ч, а может и под 30.
Bedal
сегвеи — да, на них я и сам гонял.
alexzeed
Да ладно, нормальные девайсы для своей ниши. Дети на них танцуют, вертятся как хотят, ну а для быстрого перемещения они и не годятся. У нас такой в офис один сотрудник принес, на кухню ездить :) И как по мне, люди на нем очень быстро учились ездить, и я в том числе. Но ребенку я все же купил вот такое rover.zone/product/mini-n3-purple — по данным производителя 350 Ватт / 16 км/ч / 18 км запас хода / 20-100 кг вес ездока. Гоняет по пересеченной местности типа лесных тропинок на ура. Естественно при 30-килограммовом ездоке, это не для взрослого игрушка.
Bedal
Narical Автор
Оно принципиально отличается по конструкции, это «минисигвей» а не гироскутер. Главное отличие — что моторы у гироскутера управляются независимым наклоном педалей. Это приводит к тому, что если одно колесо налетает на кочку — у райдера непроивзольно меняется угол наклона педалей и гироскутер резко разворачивает. Это, помимо еще нескольких серьезных факторов, делает их бессмысленными и непригодными к практической эксплуатации. В отличие от них, «минисигвеи» управляются наклоном «палки».
AlexBakker
Уважаемый автор, вы пишете:
Подскажите пожалуйста, как вы преодолевали (именно на начальной стадии) бордюры, неровности асфальта, ступени и прочие препятствия. Сейчас вы наверное с лёгкостью их перепрыгиваете. Я езжу на самокате и за 15 км до работы, я миллион раз останавливаюсь и перетаскиваю его через препятствия, на светофорах, пропуская машины, ступени, крутые подъёмы и опасные для меня спуски. Не представляю как это делать на колесе…
Xobotun
Лично у меня за пару месяцев катания в карантине (читай — раз в неделю за едой), основная проблема только с бордюрами. На вторую поездку уже запоминаются основные моменты дороги, и скрытые лежачие полицейские вместе с трещинами в асфальте отходят на второй план.
А вот с бордюрами и ступеньками — да, тут я подъезжаю, спешиваюсь, заношу колесо на уровень выше, поднимаюсь и продолжаю ехать дальше. Если это спуск с бордюра, то пытаюсь аккуратно спрыгнуть на скорости медленнее пешехода — если ноги соскочат с педалей, можно будет идти пешком, а не падать. На самокате такое вряд ли провернуть.
Как запрыгивать на бордюры — даже не представляю. Есть небольшие бордюры, высотой около сантиметра-трёх, на них у меня заезжать получается, но происходит неприятный удар покрышки об него. И есть сломанные бордюры, у которых половина отвалилась, и он представляет из себя невысокий пандус. На такие иногда получается заезжать, главное — запомнить, на какие и в каком месте бордюра.
Narical Автор
В момент удара резко подгибате ноги и пытаетесь упасть лицом вперед. Немножко контринтуитивная техника, и страшно поначалу)) Удар колеса об край бордюра становится намного меньше, а с опытом и при идеальном исполнении отсутствует полностью. Следующий этап — перед ударом резко вдавить колесо в асфальт и подпрыгнуть, колесо как мячик подпрыгивает тоже и в бордюр влетает уже не тараном во всю высоту, а только в верхнюю часть и легко въезжает.
Xobotun
Спасибо, попытаюсь поджать ноги к животу, создав импульс в направлении, обратном силе тяжести, тем самым снизив нагрузку на колесо. :)
X3_Shim
руки вверх тоже можно для импульса. Ну всем телом, как обычно прыгаем, только ноги не отрываем от колеса, чисто разгрузить его, самое заезжает на небольшие бордюры легко, если на него не давить в этот момент.
Narical Автор
Колесо по своим физичеким размером въезжает в бордюры до 4 см даже если вы новичок. Во всех остальных случаях — остановка, спешивание, перенос. На начальном этапе это выполняет важную функцию — учишься спешиваться среди людей (у перехода) и аккуратно стартовать. Через недельку-другую заезжаешь уже в 6-7 см бордюры, и это если специально не учиться прыгать. Если специально потратить время на упражнения — то можно примерно вот так (с таймкодом!)
autarkie
По поводу защиты ног — обычные щитки для футбола отлично справляются с задачей. На ведущую ногу щиток можно надеть сбоку, снижая давление колеса на пока еще не привыкшую ногу (это давление может сильно отвлекать от учебы, а чувствительность ноги можно снизить позже, уже умея ездить). На второй ноги щиток можно повернуть так, чтобы он вместе с высокой обувью защищал всю икру. Щитки стоят копейки, а помочь начинающему могут.
Кроме того, хочу отметить важность защиты кистей. Мне повезло на втором часу обучения упасть на руку, и прошло три месяца прежде чем она полностью перестала болеть. Так что рекомендую не рисковать. Защита кистей часто входит в комплект для скейтеров, вместе с наколенниками.
alexey_prokopyev
Еще один важный совет про защиту: при катании на моноколесе необходимо надевать защиту на запястья. Падение больше похоже на роллерное, а не на велосипедное: соскочить с колеса и пробежаться на скорости > 10 км/ч уже не получится и ты падаешь вперед. Иногда можно сгруппироваться и сделать кувырок, но чаще выставляешь вперед руки и основной удар приходится на запястья. А там много мелких косточек, которые долго и трудно восстанавливаются.
AsR_NoName
Ну, я сам смог без всякой помощи (кроме ютуба) встать на эту «шайтан машину», конечно было тяжело, но вот твоя статья очень помогла! Спасибо тебе !
Narical Автор
Ого. Уже ЭТА статья помогла, или предыдущая? :)
Nidere
По поводу лодыжек: у меня почти 2000 км наката, но до сих пор эта скотина иногда приезжает педалью прямо в ахилла
Как же больно зараза
VGoudkov
Допишу свои пять копеек: с автором не согласен. Пробовал учить начиная с двух ног и поддержки — для организма слишком много информации сразу, по первости получается цирк :) И ещё… если человек, которого учат, не может на стоя одной ноге наклониться влево — вправо — вперёд — назад — полуприсесть — толку не будет.
Ближе всего к колесу — катание на расшнурованных коньках (на льду), когда пробуешь это сделать на одном лезвии, включая поворот. Если такой навык есть — на колесо можно встать за 15 минут, ещё за пол-часа — научится осознанно объезжать конусы.
Я рекомендую начать с катания колеса вперёд-назад ногой, устойчиво стоя при этом на другой. Когда начинает получаться — постепенно переносить вес на ту, которая на колесе, не забывая катать вперёд — назад. Шаги при этом делать не нужно. Когда от бывшей «опорной» ноги остаётся касание носком — можно начать прокатывать колесом «за себя» и «перед собой» с поворотами на опорной ноге. Когда обучаемому надоедает — он обычно автоматически делает первый шаг, а далее как обычно. Как только научился проезжать метров двадцать — нужно ставить конусы и тренироваться попадать между ними, делать развороты, восьмёрки, останавливаться в указанном месте. В начале обучения это сложно. А самое сложное — научить (научиться) принимать решения, когда таки нужно остановиться, слезть и пройти пешком.
klirichek
Неплохо бы иллюстрацию хотя бы одну. В статью. С изображением моноколеса.
Я ВЕСЬ текст прочитал, мысля об уницикле.
К слову, о поддержании равновесия.
Ставил двоих детей на велосипеды. Но с одной большой поправкой — они до этого всё лето гоняли по двору на самокатах (не на таких, как "моноколесо", а на обычных, где ножкой, ножкой...).
Оба научились в школьном дворе в течение примерно 10 минут, домой вернулись уже сами, на двух колёсах.
Что имеем: на велосипеде нужно держать равновесие, рулить в нужном направлении, крутить педали. И ещё — уметь трогаться с места, иначе все предыдущие навыки бесполезны. Причём самый важный навык — это именно поддержание равновесия (потому что рулить, крутить и т.д. можно и на трёхколёсном).
Декомпозируем задачу:
поддерживать равновесие. О да, это они уже умеют! Благодаря самокату. И учиться на нём гораздо проще (низкая площадка, полный контроль; маленькие колёса очень чутко реагируют на движения тела/руля и позволяют легко поддерживать динамическое равновесие даже на пешеходной скорости, где нет страха упасть и можно в любой момент просто сойти на поверхность).
тормозить и останавливаться. Да, это выходит на первый план! Чуть сложнее, чем на самокате (просто так вбок не сойдёшь, между ногами — рама). Для удобства можно сиденье опустить пониже (чтоб дотянуться до поверхности, не заваливаясь в бок). Ну и научить пользоваться тормозом. Возможно, отрегулировать его (чтоб было легко и удобно дотянуться, чтоб плавно тормозил без чрезмерных усилий). Садим на велосипед, катим его, пусть пробует аккуратно затормозить и остановиться. Повторяем несколько раз. Практически сразу приходит понимание, что это несложно!
На ровном гладком спуске с небольшим уклоном осознаём всю радость от имеющихся навыков. Т.е. можем ехать прямо, держа равновесие, а в конце плавно тормозить и не падать! Это круто!
Учимся рулить. Это не страшно, поскольку умеем останавливаться. И несложно, поскольку скорость уже повыше пешеходной, и велосипед примерно так же легко управляется, как самокат.
Учимся крутить педали и поддерживать скорость. Навык поддержания равновесия вынуждает подруливать, поэтому это надо делать на достаточно широкой площадке (не на узкой тропинке).
Последний навык — учимся трогаться. Обычно в этом помощи уже не требуется; дети сами соображают сперва пользоваться поребриком, а позже и с места. Эту последнюю задачу можно вообще исключить (она сама решится).
В итоге весь урок — тормозить, рулить и крутить педали — реально укладывается одно небольшое занятие. Дальше только навыки :)