image

Работа приложения «Социальный мониторинг» стала поводом для подачи первого иска о возмещении морального вреда. Его автором стала инвалид I группы, профессор РУДН Ирина Карабулатова. Она потребовала 1 млн рублей от московского Главконтроля. Ранее женщине пришло два штрафа за нарушение режима самоизоляции, хотя она не может передвигаться даже по собственной квартире.

Карабулатова находилась на самоизоляции с 28 апреля, после того, как заболела ОРВИ. Женщина утверждает, что она не смогла установить «Социальный мониторинг» на свой старый телефон. При этом 11 мая Карабулатова получила первое уведомление от Главконтроля о нарушении режима самоизоляции и штрафе в 4 тыс. руб.

Когда инвалид попыталась оспорить штраф в департаменте здравоохранения Москвы, ее направили в Роспотребнадзор, а затем и в Главконтроль. Наконец, ее обращение дошло до департамента информационных технологий Москвы. Но никаких действий предпринято не было.

Лишь 18 мая, когда Карабулатова опубликовала свою жалобу в социальных сетях, и об этом написали СМИ, ей позвонили из Главконтроля с обещанием отменить штраф, но при этом «в агрессивной форме» стали «расспрашивать, куда и зачем она обращалась». После этого разговора женщина получила второй штраф.

Официальное решение об отмене взысканий Карабулатова получила лишь 28 мая. По словам истицы, в этот период она испытывала «переживания и усиленную психоэмоциональную нагрузку». В постановлении чиновники в качестве оправдания ссылались на то, что им «не были известны сведения о ее состоянии здоровья».

Неофициально мэрия заявляет, что штрафы отменили оперативно, «несмотря на их юридическую обоснованность», а Карабулатова все же могла установить приложение. По словам источника, она подписала обязывающий документ и могла запросить у властей смартфон с соответствующими характеристиками. Власти утверждают, что они отменили еще один штраф за выход из дома, когда с телефоном, указанным в подписанных документах, на улицу вышел сын Карабулатовой. Отметим, что до этого первый замглавы аппарата столичного мэра Алексей Немерюк говорил, что приложение Карабулатова как раз установила на смартфон сына.

Сама истица в своем заявлении утверждает, что во всех постановлениях о штрафах фигурировал именно ее личный номер. Она отметила, что заявление чиновника «вызвало появление сомнений в добросовестности поведения истицы» и стало использоваться «в обществе для обоснования ее вины».

Иск поступил в Пресненский райсуд Москвы. Юристы отмечают, что суд, скорее всего, примет сторону Карабулатовой, но значительно снизит сумму компенсации.

Ранее юристы уже отмечали, что граждане могут устанавливать это приложение добровольно, но предписания столичных властей не накладывают на горожан обязанность устанавливать «Социальный мониторинг».

По этому вопросу высказался и глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев. Он заявил, что нужно отменить все штрафы, выписанные за нарушение режима изоляции (ст. 3.18.1 КоАП Москвы) на основании данных приложения. Фадеев уверен, что из-за сбоев сервис не справился с возложенной задачей.

В конце мая на сайте Мосгорсуда было зарегистрировано 1820 жалоб на штрафы по ст. 3.18.1 КоАП Москвы. Подавляющее большинство из них оспаривает ч. 2 («необеспечение режима самоизоляции») и ч. 4 («необеспечение самоизоляции с использованием транспортного средства») статьи.

После запуска приложения, в начале мая многие пользователи столкнулись с проблемами при его работе. Сервис зависал, не давал зарегистрироваться и выдавал сбои при определении геолокации. Отдельной проблемой стали пуш-уведомления для отправки новых фото пользователя, которые могли приходить даже поздней ночью.

По последним данным ДИТ, в приложении «Социальный мониторинг» было зарегистрировано более 60 тыс. пользователей. С момента выпуска этого приложения было выписано около 54 тыс. штрафов, а нарушителями оказались примерно 30% его пользователей. Общая сумма штрафов составляла около 216 млн. рублей.
См. также: