Привет, Хабр! Продолжая серию публикаций по продуктовому менеджменту, сегодня мы обсуждаем требования к разработке. В этом посте речь пойдет о том, как продуктовый менеджер взаимодействует с разработчиками из R&D, зачем нужны требования, как правильно их сформулировать, и какие выводы из требований к разработке должны делать различные специалисты, включая самих разработчиков, менеджеров, QA и так далее. С другой стороны будущие и уже состоявшиеся разработчики узнают, что может (и вообще-то должен) предоставлять вам менеджер продукта. Все подробности — под катом.



Оглавление курса


1. Роль менеджера по продукту и фреймворк
2. Сегментирование рынка и конкурентный анализ
3. Пользовательские персоны
4. Проверка гипотез
5. Позиционирование продукта
6. Дорожная карта продукта
7. Составление требований для разработки < — Вы здесь
— Продолжение следует

Иногда кажется, что задача для разработчика просто очевидна! Но не стоит слишком сильно полагаться в вопросах постановки задачи на здравый смысл. Для любой, даже самой простой задачи возможны разночтения, потому что людям свойственно жить в мире собственных иллюзий. Например, в Республике Куба считается, что стены должны быть яркими и пестрыми, и если даже заказчик попросит покрасить стены в белый, работники могут добавить цветных пятен, потому что «так ведь красивее». То же самое касается и разработки.



Такой документ как требования помогает преодолеть «стену непонимания». Наличие требований позволяет создать одинаковое представление о том, что нужно сделать в продукте, какая именно должна быть фича.

Как строятся требования


Формируя требования к разработке, нужно нужно понимать, для какого пользователя разрабатываем продукт. Здесь очень полезны оказываются User Persona (мы уже говорили о них здесь). User Persona — это так называемый Актор (Actor) в системе, и для каждого актора мы определяем набор правил и возможностей.

Например, в приложении веб-форума могут быть определены следующие акторы:

  • Администратор может всё, буквально все — в том числе назначать роли (персоны) другим пользователям
  • Обычный пользователь может только оставлять сообщения
  • Модератор может оставлять сообщения, удалять чужие сообщения, банить обычных пользователей

В случае с приложением для вызова такси, о котором мы периодически вспоминаем во время нашего курса, персонами могут быть пассажир, таксист и оператор.



Чтобы сформулировать адекватное требование, нужно составить документ который мы называем Feature Description. А для этого нужно ответить на следующие вопросы:



  • Зачем? Какова цель? В чем польза для бизнеса?
  • Почему? Каковы риски? что мы потеряем, если не сделаем? Что случится, если сделаем?
  • Что? Какую проблему мы хотим решить? Для кого?
  • Как? Функциональные требования и Сценарий использования (последовательность действий)

Также нужно предусмотреть наличие словаря терминов предметной области. Особенно это касается специфичных акронимов. Например, разработчик может не знать всех названий процессов и специфики сталелитейной промышленности или кулинарии.

Наконец, в документе нужно сделать секцию “Approvals” (согласование), где с одной стороны заказчики фичи (стейкхолдеры, клиенты, продакт-менеджер) согласятся, что описание соответствует тому что он хочет получить от продукта. А с другой стороны, разработчики (тимлиды, архитекторы) подтвердят, что описание задачи в требованиях является понятным и полным. Все участники процесса разработки таким образом должны сказать “Да, документ нам понятен, теперь это можно сделать».

Вспомогательные метрики


При работе с требованиями помогают вспомогательные метрики, которые помогают добиться точного исполнения задачи, а также сократить временные затраты на проверку соответствия

  • Definition of Done — краткое описание того, как понять, что фича работает.
  • Нефункциональные требования — требования к технических параметрам, такие как скорость реакции UI, загрузка бэкэнда, ограничения CPU и оперативной памяти. Это очень важный пункт, ведь если не озвучить требования можно получить монстра — встроенный фотошоп вместо простого выбора цвета автомобиля.
  • Требования к безопасности — шифрование, хранение персональных данных и т.д.
  • Corner Case — тестирование граничных случаев. Что будет если цена товара 0? Сколько машин такси может заказать человек одновременно?
  • Частотность сценариев — определение, какие сценарии встречаются чаще. Например, при добавлении платежей хорошо указать, какой платежной системой, скорее всего, будут пользоваться клиенты — Visa, MasterCard, МИР, приложив ссылку на статистику.
  • Требования к мониторингу и сбору метрик. Если есть фича, то нужно собирать данные, отслеживать, кто ее вызывает, как часто использует и так далее. Сбор данных можно вести анонимно, но нужно это делать, чтобы развивать продукт в дальнейшем. Ведь если мы ничего не измеряем, то ничего не знаем о реальной работе приложения
  • Зависимости фичей помогают правильнее распределять ресурсы. Например, нельзя реализовать “возможность оплаты картой Мир”, пока мы не сделали фичу “выбор метода оплаты”.


Функциональные и Нефункциональные требования, сценарии использования


Остановимся немного на функциональных и нефункциональных требованиях.



Функциональные требования объясняют, что должно быть сделано, в них перечислены действия приложения, как реакция на действия Актора. Эти требования реализуются в перечисленных Use Scenarios (сценариях использования).

Нефункциональные требования фиксируют условия, при которых решение должно оставаться эффективным, или качества, которыми решение должно обладать. Самые распространенные примеры нефункциональных требований:

  • Масштабируемость
  • Надёжность, минимальное время простоя
  • Методы поддержки

Также для описания требований применяются сценарии использования. Это основной элемент нашего документа, который мы готовим при формировании запроса на фичу. В Сценариях должен содержаться полный пошаговый алгоритм того, что пользователь может сделать с вашим приложением.

Пользовательские сценарии обычно содержат следующие секции:

Секция: Контекст
Отвечает на вопрос: Какой компонент? Какое состояние?
Пример: Пользователь не авторизован

Секция: Актор
Отвечает на вопрос: Какая персона?
Пример: Обычный пользователь

Секция: Предварительные условия
Отвечает на вопрос: Каковы особенности?
Пример: Есть приглашение получить VIP-статус

Секция: Цель
Отвечает на вопрос: Что пользователь намеревается сделать/получить?
Пример: Войти в систему

Секция: Основной сценарий
Отвечает на вопрос: Какие действия нужно совершить для достижения результата?
Пример: Ввести логин и пароль, нажать кнопку “войти”

Секция: Неудачные сценарии
Отвечает на вопрос: Что может пойти не так, список ошибок, включая текст сообщений об ошибках для пользователя
Пример: Кнопка не нажимается, не меняется язык, не удается установить соединение по протоколу https и так далее…

Секция: Макеты
Отвечает на вопрос: Возможные макеты или прототипы дизайна UI
Пример: нарисуйте в Figma или Sketch

В упрощенном виде пользовательские сценарии могут выглядеть следующим образом:
Раскрыть
Неавторизованный пользователь хочет попасть в систему. Пользователь вводит логин (в виде e-mail) и пароль (только латинские буквы и цифры). Если они верны и пользователь имеет право на вход, он входит в систему, иначе показываем ошибку: «неверный пароль» или «такого пользователя нет. Зарегистрироваться здесь»


Как читают Feature Description?




Каждая категория пользователей может почерпнуть из требований полезную информацию для себя. И поэтому очень важно иметь в виду, что требования будут читать разные люди

  • Разработчики — Им важно знать, зачем нужна фича, какой вопрос она решает. Для того, чтобы не тратить потом время на исправления, разработчикам нужно предоставить полный список всех сценариев, а также обратить внимание на Corner cases. Если вовремя сообщить разработчику о том, что мы потом добавим, например, платежи картой МИР, он сможет предусмотреть эту возможность на уровне архитектуры. Таким образом, можно значительно сократить затраты, избежав переделок.
  • Тестировщики, QA — Ожидают от вас получить данные о частотности сценариев, чтобы проверять в первую очередь самые критичные. Также им важны четко описанные Corner Cases. Для проверки нужно указать различия сценариев в зависимости от локализации, а также четко определить все пределы — максимальную длину имени, максимальное количество машин в заказе и т.д. Для инженеров нужно описать реакцию на возможные внешние изменения (пользователь переключился, вышел, закрыл окно) и принять базовое состояние для работы приложения. Это необходимо, чтобы не сломалась логика бизнес процесса. Также очень важны требования к производительности и отказоустойчивости.
  • DevOps и Datacenter Operations— Им нужно знать, с какими компонентами работает продукт, какая инфраструктура для него требуется, сколько ресурсов будет использовать софтом от серверных мощностей. DevOps должны знать, какие метрики мониторинга важнее других, как убедиться, все ли работает с их стороны
  • Технический писатель — Он должен четко понимать, какая проблема может возникнуть у пользователя, и как ее решить. Поэтому писатель тоже будет изучать сценарии использования, частотность сценариев, характеристики мокапов и тексты ошибок.

Если вы пишете требования к разработке, обязательно задайтесь вопросом — кто ваш пользователь, что он делает (или может делать), в каких условиях находится. Создайте схему его поведения, она поможет описать все аспекты требований.

При составлении документа нужно быть максимально краткими и не оставлять непонятных мест. Requirements в любом случае будут занимать несколько страниц. Его должно прочитать много человек, и нужно чтобы он был читабельным.

Руководствуйтесь простым правилом: начинайте с главного и только потом добавляйте детали. Кроме этого нужно получить обратную связь от QA, Developers, DevOps и других заинтересованных лиц. Скорее всего, Feature Description обрастет новыми деталями после общения со стейкхолдерами.

Постарайтесь подумать над неочевидными сценариями. Желательно сразу определить, что должно делать ваше приложение в нештатных ситуациях. Подумайте, какие внешние компоненты влияют на вашу фичу. А когда все уже будет готово, еще раз задайтесь вопросом: “Что еще можно протестировать кроме шагов, описанных в пользовательских сценариях?”

Заключение


В следующем материале мы поговорим о бизнес-плане и ценообразовании для нового продукта.

А пока делитесь в комментариях вашим опытом работы с требованиями, как со стороны менеджера, так и исполнителя. Расскажите, был ли в вашей практике пример, когда функциональный заказчик хотел одного, а в итоге получилось совсем другое из-за непонимания?

> Видео-запись всех лекций курса доступна на YouTube

Лекция про дорожную карту и требования для разработки: