Плох тот программист, который не мечтает о своем собственном стартапе. Вот и я мечтал. Со временем от слов перешел к делу. За три года мне удалось поднять свой собственный стартап и выйти в прибыль, начать продавать продукт в России и за рубежом. Однако было не просто. Мне посчастливилось столкнуться с множеством моментов: решение личностных проблем, поиск инвестора и привлечение первых инвестиций, формирование команды и запуск первых продаж. Мой проект чуть было не запороли именитые эксперты своими мнениями и советами. Пару раз пришлось даже «прыгать без парашюта». В общем, обо всём по порядку.

12 лет рабства


Идея собственного стартапа у меня зародилась еще в универе или даже в школе. Но как это часто бывает, дальше идеи дело не пошло. Мне всегда что-то мешало, я откладывал, не решался. Выжидал подходящего момента. Но как показывает практика, в жизни никогда нет подходящего момента, а надо делать все сразу и сейчас, не раздумывая и не ожидая. Идею собственного стартапа я откладывал 12 лет. Всегда находил для себя отмазки: то денег нет, то здоровья, то устал, то женился, то родился и так далее. И вот, когда уже отмазок не осталось, то я решился. Ушел из найма и полностью погрузился в свой собственный стартап.

Как все начиналось


Итак, далекий 2017 год. Я засел на кухне поздно вечером и начал писать код. Народная пословица гласит: «От слова до дела сто вёрст». В этот раз именно так и вышло. Я долго ходил, раздумывал, смаковал идею своего детища, однако, к реальным действиям не приступал. Было внутреннее сопротивление, некий порог, переступить который было сложно. Мне всегда что-то мешало. Итак, после года раздумий и размышлений я приступил-таки к реализации задуманного.

Через три месяца упорного труда у меня появился первый прототип, который уже можно было показывать клиентам. Однако не тут-то было. Я увлекся собственно разработкой, а к вопросам внедрения, продаж, продвижения относится с пренебрежением. Думаю, что большинство программистов меня поймут. Для программиста главное – это творческий процесс, самореализация, прокачка своих скилов. Это главное. А всё остальное только мешает. Все эти продажники, маркетологи, пользователи, бюрократия – всё это отвлекает программиста от главного своего предназначения, от творческого процесса созидания. Отсюда и недоброжелательное отношения ко всем, кто мешает кодить и мешает наслаждаться процессом творчества.

Вот мой прототип был готов. Его уже можно было показывать, пробовать, начинать продвигать и продавать. Но я не решался этого делать. За 12 лет работы программистом я фокусировался именно на процессе разработки, а все остальные процессы и мысли только отвлекали меня. Но стартап есть стартап. И основная особенность стартапа такова, что кроме тебя никто ничего не сделает. Придётся засучивать рукава и, нравится тебе это или нет, но ты будешь вынужден перейти на сторону всех тех, кого до этого сторонился. Так и в моем случае пришло осознание, что стартап погибнет, если не заниматься вопросами продвижения и привлечения инвестиций. Прототип есть – хорошо. А как быть с продажами, с инвестициями?

Трансформация сознания


Здесь надо переродиться. Превратиться из собственно программиста в предпринимателя. Отодвинуть на второй план вопросы разработки, архитектуры решения и вплотную заняться вопросами продвижения: начать искать заказчиков, клиентов, вести переговоры, привлекать инвестиции, искать инвесторов, продавать, продавать, продавать.

Метаморфоза, надо сказать, дается не просто. За 12 лет работы программистом складывается определенное мировосприятие, закостенелость и изменить себя не всегда бывает просто. Идет сильная ломка характера, происходит перерождение. Из программиста рождается предприниматель. Собственно, это и является основным сложным моментом на пути становления стартапа – проблемы личностные. Все остальные вопросы решаемы.

Хорошо, когда в стартапе изначально два основателя, и их роли распределены – один разработчик, второй предприниматель. Но в моем случае приходилось совмещать эти две роли в рамках одной личности. Сложно, но возможно. С утра я занимался разработкой релиза, а после обеда шел к заказчику продавать продукт.

Единомышленники


Но судьба не оставила меня одного в своих проблемах. Со временем мне посчастливилось заинтересовать одного из своих знакомых. Романа я знал давно, и именно он первым пришел мне на ум, когда я понял, что не справляюсь. Рома уже имел за плечами свой удачный стартап и с радостью согласился принять участие в новом. Продажи отнимали все больше времени и мне нужен был человек в команде, которому я мог бы доверить собственно разработку продукта. Вклад Романе неоценим. Он снял с меня огромную часть задач по разработке, а высвободившееся время я удачно инвестировал в продвижение. Со временем к проекту присоединились ещё единомышленники. Команда стала сильней, мы пошли уверенней.

Где деньги, Зин? (с) В. Высоцкий


Нам удалось привлечь финансирование в виде гранта от одного из Государственных Фондов. Мы вошли в программу трехлетней поддержки проекта. Грант – это такое финансирование, которое не требует возврата инвестиций, это целевое финансирование, при условии, что расходуется оно именно на создание продукта.

Процесс оформления заявки, согласования и защиты проекта в Фонде заслуживает отдельной статьи на Хабре. Здесь скажу только, что для того, чтобы попасть в программу от меня потребовалось приложить немало усилий и заявка прошла не с первого раза. Мы запаслись терпением, и спустя 14 месяцев нас ждал успех! Мои знания и опыт помогли двум знакомым стратам, которые также успешно подали заявки на финансирование в Фонд.

Привлеченные средства позволили заняться доработкой прототипа на регулярной основе, и мы существенно продвинулись в создании готового, законченного решения.

Об экспертах


Здесь я нарочно не стал вдаваться в дебри научных походов при анализе эффективности стартапов. Для этого существуют эксперты. Эксперты дают оценки, рассчитывают юнит-экономику и выносят вердикт – взлетит проект или нет. Разумеется, я тоже обращался к разного рода экспертам, получал их оценки, сам рассчитывал показатели. Однако, если бы я прислушался к их советам, то мой стартап не состоялся бы. Все эксперты крутили пальцем у виска и в один голос говорили, что проект не живой, что он не взлетит и тратить время на него не стоит. Такая оценка, разумеется, вводила меня в очень депрессивное состояние, демотивировала и отбивала желание доводить начатое до конца. Но жизнь показала, что эксперты тоже люди, и что они тоже ошибаются. Видимо в жизни есть разница между экспертом и человеком, который реально что-то делает.
«Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет – тот учит других» (с) Джордж Бернард Шоу
Наверное, если бы мой стартап не взлетел, то скорее всего я бы тоже стал экспертом.

Справедливости ради стоит отметить, что при разработке проекта мной в большей степени двигала внутренняя мотивация на результат, мотивация на создание востребованного продукта, а все вопросы юнит-экономики я оставлял без должного критического осмысления. Возможно, это и помогло мне, в конечном счете, устоять среди нападок и негативных оценок экспертов. Также стоит отметить роль интуиции, которая никогда не обманывала и откуда-то знала как надо правильно поступить.

Интуиция или прыжок без парашюта


Об интуиции правильнее было бы написать отдельную статью или даже книгу. Здесь скажу только то, что интуиции своей следует доверять. И если интуиция негласно советует прыгнуть из самолета без парашюта, то значит именно так и надо поступить, не раздумывая и не слушая советов. Как выяснится позже, жизнь наградит за такого рода смелость, из ниоткуда предоставит парашют и даже крылья. Но вот прыгнуть в бездну без парашюта не каждый сможет. И надо не боятся это сделать, когда потребуется. На своей памяти я совершал два таких прыжка и оба раза мне везло. Удача была со мной. Один раз я правда сдрейфил, о чем впоследствии сильно пожалел, очень сильно.

О гречке и воде


Нужны ли стартапу деньги? Да, нужны. Разумеется, нужны. Но вопрос в эффективности этих денег. Насколько эффективно деньги будут использованы. Стартапер, это такой человек, который готов работать за идею, за бесплатно, в режиме 24/7, в то время как человек по найму отсиживает свои положенные «жопочасы» и требует оплаты за просиженное время. Когда фирма большая, она может себе позволить наёмных ждунов для рутины. Когда у вас стартап, то наемный работник в меньшей степени заинтересован в успехе проекта, а в большей степени в получении должностного оклада. Такие люди в стартапе долго не задерживаются и уходят сами.

Это только начало


Здесь положено писать заключение, но это только начало! Начало нашего проекта, нашей идеи, которая живет и подтверждается сотнями наших довольных пользователей по всему миру. За три года проекта нам удалось создать продукт, привлечь инвестиции, выйти на самоокупаемость, открыть продажи по всему миру, получить бесценный опыт. Но главное в стартапе не это. Главное – это люди, которые присоединились и помогли своим участием. Все они, по сути, и являются командой проекта. Командой, которая позволила осуществить задуманное и воплотить идею в жизнь. Люди являются главной ценностью, а продажи и успех это уже следствие.

Проект мы назвали SLONBOOK