Вячеслав Ермолин, 16 октября 2020 г
Поломки оборудования на МКС в последнее время напомнили, что МКС, в основном, «старушка». 20 лет успешной непрерывной работы на орбите обеспечило постоянное присутствие людей в космосе — это достижение и успех международного проекта. Но любая техника имеет свой «срок жизни» и для МКС он давно перевалил за половину. МКС представляет собой детально проработанный и управляемый проект. Есть разработанные сценарии «конца МКС» — управляемый или аварийный сход с орбиты.
Информация из отчета NASA Office of Inspector General IG-18-021 33 по сценариям сведения МКС с орбиты.
Вывод из эксплуатации и сход с орбиты
В конце работы МКС НАСА будет необходимо свести станцию с орбиты по истечении срока ее полезного использования (штатный сход с орбиты) или раньше в случае чрезвычайной ситуации (непредвиденный сход с орбиты). В идеале сход с орбиты будет происходить путем контролируемого разрушительного входа в атмосферу Земли. До начала процедуры спуска с орбиты весь экипаж на борту МКС должен вернуться на Землю, а спуск с орбиты выполняться компьютерными системами, управляемыми Центром управления полетами в Москве (59). Во время спуска через атмосферу Земли МКС сгорает, разрушается на фрагменты и испаряется. По оценкам НАСА, 16 процентов МКС, вероятно, переживут тепловые нагрузки при входе в атмосферу и упадут на Землю. Общий вес обломков составит от 53 500 до 173 250 фунтов (от 17 до 57 тонн).
Штатный сход с орбиты
По оценкам НАСА, управляемый сход или штатный спуск МКС с орбиты займет до 2 лет и будет стоить около 950 миллионов долларов. Контролируемый сход будет обеспечен за счет использования большего количества топлива, чем используется при обычных операциях, для позиционирования космического комплекса перед входом в атмосферу по крутой траектории схода, чтобы ограничить поле разброса обломков. В случае успеха станция войдет в атмосферу в точке с точной широтой и долготой, чтобы след обломков прошел над необитаемым регионом, предпочтительно в океане. Все планы НАСА контролируемого схода с орбиты МКС требуют, чтобы станция могла контролировать свое положение с помощью двигателей. Как только начнется последовательность включений двигателей, маневр схода с орбиты будет полагаться на программное обеспечение, которое автоматически управляет работой двигательной установки и процедурами перекачки топлива. Цель агентства ограничить область падения обломков при спуске с орбиты всего мусора от МКС — зона падения обломков до 6 000 км или меньше в необитаемом районе южной части Тихого океана (см. рисунок 12). Предполагается, что негативное воздействие на окружающую среду будет небольшим, так как любые токсичные жидкости или материалы сгорят во время разрушения в атмосфере. Однако некоторые фрагменты могут обладать достаточной кинетической энергией, чтобы нанести ущерб людям и строениям, включая корабли.
Иллюстрация в высоком разрешении.
Учитывая технические и эксплуатационные сложности, связанные со спуском с орбиты крупнейшего искусственного сооружения, когда-либо построенного в космосе, НАСА не выполнило всех необходимых задач для выполнения штатного схода станции с орбиты. После завершения работы над МКС в 2011 году Консультативная группа по аэрокосмической безопасности указывает, что требуется «предрешенный сход» — безопасный спуск МКС с орбиты в какой-то момент в будущем и, что ни у НАСА, ни у его международных партнеров нет всеобъемлющего плана как это сделать (60). В январе 2017 года НАСА завершило разработку проекта плана для проработке различных сценариев штатного и непредвиденного спуска с орбиты; однако этот план еще не доработан и ожидает рассмотрения Роскосмосом. Тем временем инженеры НАСА продолжают работать над техническими деталями различных сценариев спуска с орбиты, включая:
Анализ управления ориентацией Станции, чтобы определить, сколько топлива следует зарезервировать для операций по спуску с орбиты.
Исследование для проверки того, смогут ли датчики МКС точно определять высоту МКС во время схода с орбиты.
Окончательная оценка, чтобы определить, сколько топлива потребуется МКС для последней серии маневров спуска с орбиты.
Оценка живучести МКС при разгерметизации для определения того, какие системы должны оставаться работоспособными для выполнения безопасного спуска с орбиты.
Процедуры управления полетом, которые определяют, как НАСА будет взаимодействовать с Россией во время схода с орбиты.
Анализ ударов MMOD (микрометеороиды и орбитальный мусор), которые могут сбить станцию с запланированной высоты, чтобы определить, сколько топлива необходимо сохранить, чтобы восстановить контроль над ориентацией.
Мы также отмечаем, что Конгресс поручил Агентству в Законе о разрешении перехода НАСА от 2017 года определить необходимые действия и оценить затраты на сход МКС с орбиты после того, как истечет срок ее службы. Однако в отчете о ISS, опубликованном в марте 2018 года, эти проблемы не рассматривались.
Непредвиденный сход с орбиты
В случае аварийной ситуации НАСА не имеет возможности обеспечить штатный сход МКС с орбиты из-за сильного удара MMOD или других экстремальных событий. Представители НАСА проинформировали нас, что экстренный спуск МКС с орбиты займет около шести месяцев и будет использовать все топливо, находящееся на борту МКС и с любых транспортных средств посещения. Если это будет возможно, запланированный профиль входа в атмосферу будет аналогичен профилю управляемого маневра схода с орбиты. В то время как во многих чрезвычайных ситуациях размер и форма пятна обломков станции останется такой же, как при контролируемом спуске с орбиты, катастрофические взрывы на борту МКС или столкновения могут привести к значительному рассеянию компонентов МКС перед входом в атмосферу, что приведет к распространению падающих обломков на большую площадь, возможно, включая населенную территорию. В целях планирования НАСА работает со своими международными партнерами над изучением областей полей обломков от 6 000 до 12 000 км, что примерно равно расстоянию от Анкориджа, Аляска, до Орландо, Флорида; или из Лос-Анджелеса, Калифорния, до Сиднея, Австралия.
В рамках своего аварийного планирования НАСА оценило основные аномалии МКС, которые могут привести к эвакуации экипажа МКС, и оценило среднюю вероятность трех основных непредвиденных обстоятельств в течение 6-месячного периода: удар MMOD, вызывающий разгерметизацию (1 к 120), пожар ( 1 к 46 000) или токсичный выброс аммиака (1 к 5,6 миллиона). В случае значительного удара MMOD инженеры НАСА предполагают высокую вероятность необратимой разгерметизации станции. В этом сценарии МКС необходимо будет безопасно свести с орбиты в кратчайшие сроки, поскольку многие из систем авионики, необходимых для схода с орбиты Станции, расположены в находящемся герметичном российском сегменте и, по оценкам, будут оставаться в рабочем состоянии только примерно 180 дней после внезапной разгерметизации. По этим и другим причинам ожидается, что весь экипаж эвакуируется с МКС сразу после любого удара MMOD.
В течение нескольких лет НАСА разрабатывало изменения программного и аппаратного обеспечения, необходимые для обеспечения возможности управляемого спуска станции с орбиты; однако в настоящее время Агентство не имеет возможности обеспечить целевой спуск МКС с орбиты в конкретное безопасное место в случае возникновения аварийной ситуации. Кроме того, для снятия с орбиты МКС в течение 180 дней в аварийном сценарии, вероятно, потребуется больше топлива, чем МКС в настоящее время способна вместить. Это потребует внести изменения в возможность стыковки нескольких российских кораблей «Прогресс» с МКС в условиях вакуума (разгерметизации) (61). МКС была построена с расчетом на низкую вероятность падения орбитального мусора на населенные пункты для защиты тех, кто находится на Земле. С тех пор международные нормы и договоры сделали такой подход неприемлемым. В настоящее время работа НАСА по спуску с орбиты состоит из серии анализов, обновлений программного обеспечения и операционных процедур. Однако до тех пор, пока не будут завершены необходимые адаптации оборудования станции, МКС остается уязвимой к преждевременному сходу с орбиты в случае неисправимой аварийной ситуации, требующей экстренной эвакуации экипажа. Пока эти действия не будут завершены, возможность безопасного схода с орбиты МКС в случае аварийной ситуации остается под вопросом.
Среди оставшихся факторов, которые необходимо проработать:
Модификации оборудования станции для соответствия требованиям стыковки нескольких кораблей «Прогресс» в вакууме.
Обновление программного обеспечения, позволяющие одновременно запускать несколько двигателей на «Прогресс» и Service Module для окончательного спуска с орбиты.
Завершение анализа и разработки обновлений программного обеспечения и процедур реконфигурации Functional Cargo Block, принадлежащего США и эксплуатируемого в России.
Завершение текущей работы по разработке плана спуска с орбиты МКС, включая определение затрат на топливо для управления ориентацией на малых высотах, поскольку для спуска МКС в течение 180 дней в аварийном сценарии, вероятно, потребуется больше топлива, чем МКС в настоящее время способна вместить до внесения изменений которые дают возможность стыковки нескольких кораблей «Прогресс».
Завершение текущих работ по обеспечению автоматического выполнения перекачки топлива.
Кроме того, НАСА указывает на то, что потребности в доставке топлива для МКС могут превысить запланированный в настоящее время график доставки российских кораблей «Прогресс», начиная с конца 2021 года. Без альтернативы НАСА рискует получить недостаточное количество топлива для обеспечения контролируемого схода с орбиты станции в случае сбоя при крайней необходимости.
57. В результате атмосферного сопротивления Станция постоянно замедляется, и необходимо периодически повышать ее орбиту для поддержания номинальной высоты.
58. По оценкам НАСА, начиная с конца 2021 года, потребности в доставке топлива для МКС могут превысить возможности доставки российских кораблей «Прогресс». В результате НАСА изучает возможность использования аппарата Cygnus Orbital ATK для обеспечения возможности коррекции орбиты с демонстрацией на МКС уже в июле 2018 года.
59. Центр управления полетами в Москве управляет российским сегментом МКС, на котором размещены многие двигательные и управляющие системы станции, необходимые для схода с орбиты.
60. Консультативная группа по аэрокосмической безопасности была учреждена в соответствии с разделом 6 Закона о разрешении Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства 1968 года с поправками (51 U.S.C. § 31101). Группа дает советы и рекомендации администратору НАСА по вопросам, связанным с безопасностью.
61. Определение «в вакууме» относится к любому модулю МКС, давление которого настолько низкое, что экипаж вынужден эвакуироваться с МКС или больше не может выполнять процедуры, необходимые для управления или стыковки корабля «Прогресс».
Из этого документа становится ясно:
Управляемый сход МКС с орбиты неизбежен. Дата не определена.
Проведение процедуры управляемого схода обойдется в миллиард долларов США.
Процедура схода с орбиты будет длительным процессом. 2 года при штатном сходе или до шести месяцев по аварийному сценарию.
Основные операции по сходу с орбиты должны сделать корабли «Прогресс» и двигательная установка российского сегмента.
Вероятность аварии МКС от удара «мусора» оказалась неожиданно высокой (1 к 120).
Стали понятны операции грузового корабля Cygnus по коррекции орбиты МКС. Отработка возможной «помощи» «Прогрессам» при сходе МКС.
YouHim
И как потом дальше жить? Без МКС? :(
MrHydeII
Технически — так же, но будет грустно — человечество откатится обратно в то время, когда выше 35 км над поверхностью Земли присутствия людей не было…
AirLibra Автор
Строить новые орбитальные станции на орбите Земли. Это неизбежно.
serxu
Судя по последним тенденциям, строить будет не Россия
AirLibra Автор
По планам российская станция идет (по срокам) вслед за китайской и вровень с американской частной. Посмотрим как все получится.
caballero
Смысла нет. Уже возле луны будут строить
PsyHaSTe
Почему нет? МКС же тем и хороша что близко, далеко летать не надо. Думаю, топлива на поддержание её на орбите тратится куда меньше, чем лететь к точке равновесия земля-луна.
bugy
https://www.redbull.com/int-en/the-next-generation-of-space-stations
Судя по статье, будет новый виток — лунная орбитальная станция. Ну и плюс китайцы сделают свою станцию у Земли.
В Bigelow я не очень уверен. А в OPSEK тем более
AirLibra Автор
Лунная станция совсем о другом. Китайская начнет строиться в следующем году. Бигелоу может только проявиться в надувном модуле на лунной ОС (иногда рисуют).
Возможно будет частная ОС Axiom у американцев.
Почему откыpваете в строительстве новой россиqской станции?
bugy
Я имел ввиду, что люди не перестанут появляться в космосе после схода МКС. Это больше относилось к соседнему комменту: "но будет грустно — человечество откатится обратно в то время, когда выше 35 км над поверхностью Земли присутствия людей не было…"
Возможно, за несколько лет может многое измениться. Изначальный их план был, что их модули могли и без МКС жить, самостоятельно. Но за последние пару лет никаких новостей я не нашел на эту тему
Не понял вопрос. Если "почему я сомневаюсь в российской станции", то это просто современный тренд, не верить в обещания российской космонавтики. На мой скромный взгляд, количество обещаний и разговоров сильно превосходит количество реальных достижений.
AirLibra Автор
Вся мировая космонавтика полна обещаниями. Это современный тренд.
Никаких принципиальных препятствий для строительства новой российской ОС нет. Нет (пока) интереса Кремля к этой деятельности. В следующем году, после начала строительства китайской станции и начала практической реализации американской лунной — ситуация может измениться. Практика показала, что Россия в состоянии реализовать современные сложные проекты.
playerro
К сожалению россия не в состоянии построить ни один нормальный крупный проект, особенно космический( восточный как пример), да и экономика такого проекта уже не выдержит, ибо на него выделят огромнейшие средства которые никогда не дойдут до назначения, к сожалению
Sergey0101
Восточный построили, хоть и очень дорого вышло
thewall
> Практика показала, что Россия в состоянии реализовать современные сложные проекты.
Извините, а какая практика? Можно привести примеры таких сложных проектов скажем за последние 20 лет.
anonymous
Подскажите, пожалуйста, о каких проектах идёт речь?
AirLibra Автор
— Инфраструктурные проекты о «невозможности» которых было много текстов (Олимпиады, ЧМ 2018, Крымский мост, Потоки, заводы СПГ, новые порты…
— отработка и принятие на вооружение новых систем оружия. Новые подводные лодки с новыми ракетами…
— внедрение государственных информационных сервисов. Мои документы, Госуслуги, финансовый контроль…
Zenitchik
И что из этого сделал "Росскосмос"?
Знаете, выход за контекст — это один из классических демагогических приёмов. Попытаетесь совать, будто применили его не специально?
AirLibra Автор
При должном внимании Кремля (подкрепленное ресурсами) и Роскосмос может «взлететь». Нужны большие (относительно) деньги, вменяемая программа и вдохновляющая цель.
Выхода за контекст нет. Вы спросили привести примеры успешных проектов России. Я привел проекты которые реализовались как национальные. Космос к таким пока не относится (совсем).
Zenitchik
Так это ежу ясно. Лавочкин хоть сейчас начнёт делать "Луноход", а Хруничев — "Байкал". Только никто на это деньги не выделит. А вот обещать — всегда горазды. Причём обещают те, чьё участие в проекте сводится к разговорам.
Тогда извините.
И нет оснований полагать, что в обозримом будущем будет.
AirLibra Автор
Это может в одночастье измениться. Т.е. факторы тормозящие развитие космонавтики по большей части субъективные (идеальные). Объективно у России есть все необходимое для развитие космонавтики — ресурсы, опыт, инфраструктура, кадры. Нужен внешний толчок — событие переводящее космос из «париев» в «национальный проект». Скорее всего это будет связано с безопасностью. Если развитие космических технологий создаст потенциальные условия для слома «ракетно-ядерного паритета» — космос опять выйдет «на первое место». Будет конечно предложена отвлекающая цель в виде чего-то возвышенного и прогрессивного (типа полета на Марс или прочей бесполезной движухи). В реале будет пилиться инфраструктура под тяжелые боевые платформы (создающие такой потенциал). Объявленные всеми космическими странами планы создания сверхтяжей из этой серии. Никакого вменяемого научного значения эти девайсы не несут (роботы обходятся меньшим весом). Все по максимому будет использовано и пропагандой для воодушевления своего населения (как сейчас в Китае и США).
Oxyd
Извините, но после эпичных факапов, типа перевёрнутых датчиков, говорить о кадрах, как мне кажется, несколько стыдновато. Да и отношение изменилось…
Я помню начало 00-х, когда сам работал на космос и когда малейшее отклонение от траектории (даже если запуск был успешным), вызывало нехилую такую бурю, доносившуюся даже до нас, разработчиков систем наблюдения и телеметрии и никак не связанных с самим КА(ИП-ы и прочие Кама-Н). Сейчас уже давно не так. Всем, простите, нас… ть!
AirLibra Автор
Это возможные риски развития. Они у всех есть.
У американцев таким риском является «перекорм» ассигнациями космических корифеев и переход их деятельности в имитационную движуху при освоении бюджета. Они эту тенденцию пытаются сломать (с неясным пока результатом).
Качество кадров важнейший фактор успеха. И как его решать есть отработанные рецепты и методы (при необходимости и желании).
Oxyd
Я вам про Фому, а вы мне про
Ерёмуамериканцев… Как чудно «переключаются стрелки в этой версии TTD»…AirLibra Автор
Просто не надо возводить в абсолют один из негативных факторов.
Oxyd
Просто факторов гораздо больше одного. Кризис — системный. Именно поэтому вы и переключились на американцев. Ведь так удобно сказать «а вот у них...».
AirLibra Автор
Системный кризис не есть синоним катастрофа.
И почему кризис системный?
Какие критерии и признаки что-бы отнести его к «системным» — требующим разрушения существующего?
Я к американцам обратился только как к позитивному примеру — они пытаются преодолеть свой кризис в космонавтике (скажите еще что его нет:)
DrPass
Да все факторы тут субъективные. Любая проблема по созданию/развитию какой-то отрасли решается по формуле «подходящие кадры + достаточно денег + достаточно времени».
Не хотел бы трогать политику, но… вы правда верите, что тем людям, под управлением которых отрасль много лет находится в глубокой стагнации, для её развития нужен какой-то внешний толчок, кроме сильного толчка ногой под сраку, чтобы нафиг вылетели со своих кресел?
AirLibra Автор
Нет, не все факторы можно отнести к области «идеального». Если нет доступа к материальным ресурсам, к доступному пространству и качественному (относительно) населению — делать что-то из «первой тройки» невозможно. Но Вы правы в том, что идеи двигают этот мир.
Кадровый (сложный) вопрос. Если создать условия позитивного отбора при жестком контроле результатов — все получится. Исторический опыт это подтверждает. Жаль, что в России механизмы вертикального позитивного отбора включаются только в напряженные моменты.
bugy
Ну подождите, мы обсуждаем текущие обещания роскосмоса и по ним никакого особенного внимания Кремля нет.
Когда/если такое внимание появится, тогда и вероятность успеха изменится. Но пока что, в проект российской космической станции не заложен этап "внимание Кремля", а время утекает
AirLibra Автор
Внимание к космонавтике в Кремле есть, но оно несколько специфическое (на мой взгляд). Идеологически «космонавтика» является одной из опор пропаганды и «историческим якорем». Но это использование уже отработанного и сделанного. Есть внимание и необходимость решения через космонавтику вопросов безопасности и независимости — разведка, связь, навигация. Эти программы (с задержками) реализуются, но заметного отклика в обществе не находят. Есть необходимость выполнения своих обязательств по МКС, но пилотируемые полеты уже много лет «бег по кругу». Возможно Кремль все устраивает.
Mike_soft
Эти программы — «разведка, связь, навигация» — отклик в обществе находят. только «реализация с задержками» показывает наше отставание. поэтому их стараются освещать так, чтоб общество не откликалось. Ну, там, иск роскосмоса к ИСС не сильно освещают, например. Хотя не совсем уж ИСС вина в том, что с ЭКБ нужного класса дела плохо, а импорта нет. Ну и когда одним пуском выводят Гонцов и Кеплеров — примерно с одним функционалом, одни как основную нагрузку, 280-килограммовые аппараты, а вторые 6U (значит, не более 8 кг) как попутную. Вот «обеспечишь отклик общественности» на это — сразу прослывешь русофобом и маскофилом
PsyHaSTe
Во-первых никто не говорил про "невозможность" в принципе. Это примерно так же невозможно, как отрубить себе руку — технически конеш можно, но можно понять и людей которые говорили "нельзя так сделать".
Во-вторых я так и не понял, попилимпиада и мост который уже начал разваливаться это какие-то крутые достижения?
Во-первых из новых ракет у нас пока только крутые CGI ролики и 547 модификация советских моделей. Во-вторых новые подводные лодки на луну запулить не выйдет
Какое отношение айти имеет к инженерной дисциплине? Айтишники в россии крутые, да, любой софт напишут. Только этот софт нужно доставить потом в космос, а вот с этим проблемы.
Мне кажется, стоит разглядеть аналогии с "почему в россии никогда не будет своего микропроцессорного производства". Хотя если цель слить всё на ВПК и собак в космосе, а самим жить в коробе и кушать доширак — тогда конеш возможно. Но я вместо этого предпочел может без своей станции в космосе, но с мясом в супе.
Самый большой вопрос — КТО будет делать новые ракеты? Как пару месяцев назад статья с "поколениями" проскивала, связь поколений прервалась, и старое уже не может, а новое — не умеет/не хочет. Даже если вот завтра зарплаты инженерам с 20к поднимут до 100 — люди конеш повалят толпой, только те ли это люди которые смогут? Я вот сомневаюсь
AirLibra Автор
Не касаясь смысла Олимпиад (тут разные мнения) я привел их в качестве сложных системных проектов, с большими бюджетами и жесткими сроками. Эти проекты реализованы — это просто факт. И реализованы отлично (технически). У нас в Калининграде стадион не «утонул», и провалившаяся плитка на дорожках уже не возбуждает оппов. Это конечно не отменяет бессмысленность и экономическую несостоятельность для Калининград этого стадиона.
lostpassword
И что там с мостом? Что-то не слышал, что он разваливается. Машины ездят, поезда ходят.
PsyHaSTe
Доведение до абсурда — первый признак демагогии, когда сказать нечего.
Ну посмотрим-посмотрим. Тем более, учитывая его стоимость, он ещё лет 50 точно должен простоять.
К слову, какие бы прекрасные мост, айти и прочее у нас ни были, в космос мост не построишь.
lostpassword
Вот и посмотрим давайте. Я сам по тому мосту ездил, ничего там не разваливается. Конечно, когда-то он рухнет, если его не ремонтировать (как и любое сооружение) — но не думаю, что это случится уже через 50 лет. Обещали, что должен прослужить сто лет без капремонта.
Безусловно. Но речь шла о том, что сложые проекты могут быть реализованы. То, что на них выделяется овердохрена денег с весьма низкой эффективностью их расходования — нормальная ситуация для любого проекта, в котором задействовано больше пары десятков человек (причём не только в РФ, это везде так). А на проектах такого уровня даже не тысячи конечных исполнителей участвуют — десятки тысяч.
PsyHaSTe
Признак того, что разворовать кучу денег много ума не надо. Выдавать это за великое деяние — это я даж не знаю что.
Зависит от проекта же. Сложный проект по термояду — да, почему бы нет. Сложный проект по озеленению пустыни — сорян, тут кроме израиля никто не сможет. Так вот, космос уже больше десяти лет по сути потерян, пользовались тем что с союза осталось просто по инерции. У меня родственники в роскосмосе работают, знаю так сказать из первых рук. Деду 84 года, работает, потому что больше не кому. В отпуск не может съездить — вызванивают "а как сделать то, а как сделать это, алесанбрисыч, пожалуйста, возвращайтесь на неделю раньше, а то мы контракт не закроем". Когда его не станет, на тот свет звонить будут? А это люди на которых последнее что работает держится.
Так что нет, не верю я в перспективы космоса. Да и вообще, любой отрасли где государство имеет повышенный интерес.
BalinTomsk
---Деду 84 года, работает, потому что больше не кому.
А в видео омского завода, строящего Ангару -сплошь молодежь.
Неужели студентов под дулами автоматов с лекций пригнали?
Да и на Восточном вполне себе 30-40 летние.
DrPass
Про Восточный — наверняка так и есть, т.к. на молодых предприятиях коллектив всегда молодой. Ну а коллектив «Полёта» не особо молодой (хоть и не особо старый):
Если без иронии, то отобрать нескольких молодых симпатичных сотрудников повертеться у станков на камеру — это обычное дело на любом предприятии.
RigelNM
Это кстати и для Европы характерно, посылали нас на предприятие-партнера в Австрию для повышения квалификации(поучиться у Европейцев). Достаточно крупное предприятие (15 тыс сотрудников), производят сложное технологичное оборудование для промышленности (входит в концерн Siemens).
Дак вот, когда водили по механическому цеху — у станков стояли сплош молодые парни (лет по 30), а на второй день из обзорного окна в помещении ИТР мы заметили что стоят уже мужики 50-60 лет. Позже перед отлетом, в пабе, за кружкой пива задали вопрос автрийским коллегам-инженерам «что это было?», они признались что есть большая проблема в Европе с квалифицированными кадрами для работы на станках и средний возраст рабочего составляет 52 года.
lostpassword
Надеяться, что ту же Олимпиаду за сто миллионов рублей организуют — это по меньшей степени наивно. Крымский мост — тоже вполне себе сложный проект, подобного в РФ не делали приблизительно никогда. Вот и стоимость соответствующая.
PsyHaSTe
Что мешало отказаться от олимпиады и не тратить деньги?
lostpassword
А на что их тратить? Раздать каждому единовременно 10000 рублей? Или копить, чтобы копить?
Как по мне, так пусть уж лучше Олимпиаду организуют.
PsyHaSTe
А по мне лучше всем по 10к рублей раздадут :shrug: У многих это накопления за год.
vanxant
… или два-три ящика водки на рыло!
PsyHaSTe
Надо полагать, это опус на тему того, что население страны — необразованное быдло, которое деньги лучше не давать, а лучше купить дачу паре чиновников, а на сдачу построить пару стадионов?
vanxant
Вы, простите, в Сочи были «до» и «после»? А в Казани? Городах ЧМ? Не всю ж красоту в Москве строить.
Мне непонятна и неприятна позиция «ничего не делать, деньги пропить, а то вдруг что-нибудь украдут».
И да, по результатам разбора сочинских полётов сажали, в т.ч. олигархов — друзей премьера.
AirLibra Автор
Такие проекты должны вызывать мутипликативный эффект в разных областях. Например для Калининград он очевиден — создана огромная территория под застройку в центре города на месте отвратительного болота, создана транспортная инфраструктура, просто красиво стало…
Mike_soft
А кроме сочей в россии городов нет?
на ремонт М-5 в челябинской области на 5 лет выделено 9 миллиардов рублей. 40 км. Это федеральная автодорога, сравнимая по значимости с транссибом. Может, на 270 миллиардов образца 2010 года надо было вместо 48 км в сочи отремонтировать 1200 (а с учетом падения рубля — и все 3000 км)?
TheAthlete
Как по мне, то как раз вы заниметесь демагогией — сначала говорите, что
, а когда просят аргуметировать — уходите в сторону .anatolnsk
Железная дорога Курагино-Кызыл
Омск-Фёдоровка
МС-21
Показала ли?
AirLibra Автор
Есть разные примеры. Это условно негативные — либо отложенные, либо к ним пропал большой интерес.
ClearAirTurbulence
Этак про все можно сказать, что интерес пропал. И к выплатам врачам, и к общественным свободам, и к экономике.
AirLibra Автор
Увы, такова жизнь. Попытка оптимизировать борьбу с хаосом при недостатке ресурсов, времени и мозгов.
AirLibra Автор
«Возможно, за несколько лет может многое измениться. Изначальный их план был, что их модули могли и без МКС жить, самостоятельно. Но за последние пару лет никаких новостей я не нашел на эту тему»
Бигелоу закрыл свою контору, сотрудников уволил. Это все новости.
igormu
Bigelow Aerospace закрыта весной 2020.
svitoglad
МКС ничего не угрожает кроме двух проблемных росийских модулей которые скорее всего отцепят и затопят в Тихом океане.
AirLibra Автор
Просто посмотрите полный список отказов и проблемы МКС — на американском сегменте их больше (в силу его большого размера и номенклатуры). Акцент на поломках российских модулей это местный негативный хайп. Например неполный список