У нас часто ругают отечественное. Во многом справедливо. Дороги, туалеты, отсутствие канализации, газификации, низкие пенсии, отечественный автопром (вёдра с гайками). А ещё ругаем банки. И тоже есть за что их ругать. Обманывают. Не по делу жрут наше время, которое стоит денег. Но здесь я буду их хвалить. Всё познаётся в сравнении. И приятно когда в России справедливо есть чем гордиться. И повод для гордости не то, что сделали очередную “Кузькину мать”, которая может весь мир в труху, а нас в рай, а то, что Россия опережает Европу.
Интерфейсы, импорт данных и общее сравнение
Подготавливая материалы для данной статьи я анализировал, а что уже было написано до меня и наткнулся на статью 2015 года, которая хвалит европейские банки. Но я имею опыт с европейскими банками с 2012 года, когда поехал учить английский в Европу. Меня тогда ещё поразило, что банки там работают всего несколько часов в день с перерывом на обед. Сделать перевод — огромная проблема. Открыть счёт иностранцу нереально было в Англии. А вот в Словении было, по-моему, намного проще.
Мне нужно было перевести из Германии 56к евро в Словению между двумя банками Unicredit. Так мне отказали и пришлось с котлетой кэша лететь из Ганновера в Лондон, а из Лондона в Любляну. Прям мафиози себя почувствовал. В России впрочем у иностранцев тоже проблемы.
Свой первый счёт в иностранном банке я получил в 2012 году в Словении. Банк UniCredit. Ни в какое сравнение с нашим Tinkoff словенский UniCredit не шёл уже тогда. И до настоящего времени там ничего, по-моему, не поменялось. Последний раз сталкивался в 2019 году, пока они не начали закрывать счета всем иностранцам.
В России мы давно интегрировали нашу CRM с банками по технологии DirectBank. В Словении до сих пор нет ни одного банка с API. В Словении порядка 20 банков и во все нужно загружать XML и выгружать данные в XML и в PDF для бухгалтерии. Вообще Европа как-то не дружит с облаками. Все шлют аттачи, вместо того, чтобы послать ссылку на файл в облаке.
Борьба словенских банков с компаниями основанными иностранцами привела нас в Revolut. Ещё пробовал PaySera и совсем чуть-чуть TranswefWise. У PaySera интерфейс ЛК как у нас в первой половине нулевых сайты делали. Но бог бы с дизайном, проблема, что медленный, висел и ужасно запутанный.
Revolut тоже было висел днём несколько часов. Но это пустяки относительные. Интерфейс у Революта хотя бы современный.
Про Revolut много было шума, что он придёт в Россию и подвинет Tinkoff. Дудки! Tinkoff может не опасаться это ведро с гайками.
Сравнение поддержки
We’re experiencing a high volume of requests due to overwhelming demand today. Please check our FAQs here: https://www.revolut.com/business/help. You’ll be able to find answers to most of your questions there.
Revolut клиентов не уважает. Причём это такое показательное неуважение как российское православие показушное ну или как советские коммунистические идеалы. Тебе наворачивают такой вежливости от которой просто мозг взрывается. Клиенту вежливо объясняют: "отстань, глупый, не до твоих проблем нам, не видишь, что мы заняты".
У российских банков в ЛК и приложении есть онлайн чат. Это уже просто норма. Онлайн чат доступен на каждой странице. И туда сразу можно написать свою проблему. Есть хорошие банки с хорошей поддержкой. Раньше у Тинькова было хорошо, а потом с роботом стало плохо. Недавно писал, робота не было. Может они научились подключать живого оператора, если робот не может дать качественный ответ. Правда сегодня опять писал и робот появился.
У Revolut chat нужно найти. И чат сразу же сообщает, что все операторы заняты, иди мужик отсюда FAQ почитай или в Revolut Community спроси. А в этот Revolut Community не пускают прям из ЛК Революта. Нужно зарегистрироваться. Но зарегистрировавшись всё равно нельзя вопрос задать. Можно только читать. Круг замкнулся и мой мозг в поисках логики тоже. Зачем отправлять клиентов в Community, если они не могут там вопрос задать?!
Ладно разбираемся как всё же написать в чат, нужно нажать не яркую кнопку Got it, а догадаться прокрутить вниз и нажать блеклую кнопку Chat with us.
За несколько рабочих дней переписки в чате, операторы там постоянно меняются, все многоэтажно вежливые, но ни одну проблему не решают. Только говорят, что куда-то передали. А потом автоматическое сообщение, ну типа ты чувак в офлайне, поэтому если что — пиши и удачи тебе. И две кнопки: решена проблема или продолжить. А если день не отвечать, то они чат сами закрывают, мол «Всё хорошо, прекрасная маркиза» .
Чат поддерживает разные ветки, но нельзя открыть новую ветку пока не закроешь старую.
В России поддержка тоже далеко не всегда супер. Но Яндекс по моему обращению переписывал код Метрики, чтобы там не было inline стилей и JS, чтобы Метрика нормально работала с заголовком Content-Security-Policy. Сбербанк реально напрягался и пытался хотя бы помочь решить проблему своего API для платежей по периодическим услугам нашего дата-центра. Поддержки Точки, Модульбанка нормально отвечали по вопросам DirectBank.
Сравнение API, безопасности
Revolut — не просто ведро с гайками, а дырявое ведро. В документации описано, что токен можно запросить с правами READ, WRITE. Запрашиваю с правом READ и на стадии аутентификации меня начинают терзать смутные сомнения:
Думаю, ну может это просто интерфейс такой, верстальщики так сверстали. Ну так же не может быть в банке с 10М+ клиентов. Это же какой-то бред.
Как бы не так. Работает на запись отлично!
В российских банках API работает по уму. Через DirectBank можно читать данные и писать — отправлять платёжки, зарплатные ведомости и что там ещё API DirectBank позволяет. Но деньги никуда не отправятся пока лицо с правом подписи не зайдёт в ЛК или приложение и не подпишет платёжки. То есть подписание платёжек производится через независимый канал — СМС. Есть тут минус, что зависим от сотовой сети, СМСки не всегда доставляются оперативно. Значительно лучше бы использовать ENUM или аппаратный токен. Кстати, в словенском Unicredit был аппараnный токен, но там не было API, а теперь он позакрывал счета многим иностранцам.
А у Revolut получаешь токен и отправляй платежи. Но токен удобно хранить в CRM. И удобно, чтобы платёжку в банк могли отправить бухгалтеры, менеджеры или сама CRM автоматически получив счёт от клиента. Но нужен этап подписания платёжки директором. А тут обломс.
Платёжки в Революте создаются с id контрагента, который был ранее создан. Еще контрагенту нужно добавить его счёт (IBAN). В ЛК можно добавлять и удалять счета, а вот через API нельзя. Поддержка рассказывает сказки, что в будущем они примут к сведению. Можно создать несколько контрагентов с одинаковым именем и разными счетами. Но это каша. У контрагента нет уникального поля вроде ИНН или регистрационного номера, чтобы можно было различить две разных компании Ромашка. Через API можно удалить контрагента и создать его заново с новым списком счетов. Какие индусы ж так API писали?! Но тут проблема. При создании нового контрагента он получит новый id, а ранее проведённые платежи будут привязаны к старому id.
У меня были мысли как реализовать относительно безопасную работу с двумя токенами READ & WRITE. Идея была запрашивать токен со scope WRITE только перед отправкой платёжек и не сохранять его. Тут получалась как бы двухфакторная авторизация с риском, что хакеры паровозом довесят платёжек при отправке. Но теперь когда выяснилось, что токен с правами READ может записывать данные рисковано даже импорт платежей делать.
Ещё одна проблема API Revolut, что нет возможности отозвать токен.
Заключение
После опыта с европейскими банками меня разрывают чувства гордости за Россию. Хочется ехать с российским флагом.
Если бы Tinkoff, ModulBank или Tochka пришли в Европу, то они смело бы могли брать 25-50евро в месяц с корпоративных клиентов. Ну и с частных по 5-25.
Если кому приходилось интегрироваться с американскими или азиатскими банками по API, расскажите как у них.
vilgeforce
Ни один европейский банк не звонил мне в 11 утра в воскресенье с предложением кредита…
itsoft Автор
:))))
Согласен. Но кому что. В фейсбучке когда обсуждали эту тему, один человек жаловался, что в российском банке не получишь проектное финансирование. Будто в европейском он полчит. Хотя кому-то дают. Возможно он бы был рад, если бы ему звонили с предложениями кредита утром в воскресенье.
Но статья всё же про корпоративный сектор. Хотя и частникам API не повредит. Вопрос времени. Скоро API станет как гугл.таблицы сейчас. И будет появляться всё больше желающих самостоятельно обрабатывать свои данные и строить отчёты по семейному бюджету.
smitevg
Потому что вы мастер троллига?
vilgeforce
Потому что иностранные банки, в отличии от «лучших в мире» не имеют привычки звонить людям, которые не являются их клиентами
edogs
Изюминку тут добавляет то, что ни в одном не получилось открыться, т.к. они не работают с нерезидентами, что по данным открытой фирмы видно вот прям с полной очевидностью.
p.s.: А потом еще и бумажных писем наприходило, что тоже доставило, т.к. покупали адрес для них и пришлось платить за обработку каждого (5 евриков за каждое — открыть, отсканировать и переслать по емаил).
Dair_Targ
Нет, они пришлют бумажное письмо почтой в субботу в 7 утра.
vilgeforce
Да и ладно, положат в ящик, а не будут звонить в телефон
itsoft Автор
Это точно. В Европе дико любя бумагу. Вместо того, чтобы за 30 секунд написать короткий email, они заморочатся, распечатают, положат в конверт и отправят почтой. При том, что у них есть email.
И это даже не заказное, а обычное письмо. Получив подобное я отвечал по email. Забавно.
AlePil
Вы пишите из 2012 или из 2015 года, если не секрет конечно.
Xevus
В Германии все так до сих пор, и будет ещё долго. Мне давече провайдер прислал данные для DSL подключения бумажным письмом. При том что контракт я оформил онлайн
AlePil
провайдер это не банк, как бы и
мне провайдеры тоже бумажные счета присылали пока год назад наконец-то не нарыл нужную кнопку на сайте.
itsoft Автор
Моей жене банк слал каждый месяц выписку на бумаге.
И поверьте, она об этом не просила. Она просила ЛК дать или приложение, а ЛК как раз не заработал. Сказали в банк нужно идти. В банк пришли, а там сказали, мы вам же по почте отправляли. Круг замкнулся.
AlePil
интересно, что вы опять в прошедшем времени все…
у меня несколько счетов в разных банках, как международных, так и местных, часть enterprise счета, часть личные. Пересылки бумажной нет и не помню с… 2012-2015 годов, от банка зависит, все давно по емейлам и с электронными подписями. Я реально два раза перечитал пост, некоторые комментарии и… не понимаю о чем речь и где проблема)))
Xevus
Вы в какой стране живёте? В Германии email переписка не имеет никакой юридический силы кроме одного-двух особенных случаев. Абсолютно все юридически значимые действия происходят по почте. Простой пример — е-мейл о расторжении договора провайдер имеет полное право игнорировать, а бумажное — нет.
Stiver
Xevus
В Германии? Покажите, пожалуйста, пункт закона. Я знаю как минимум несколько провайдеров которые принимают расторжение только по бумажной почте.
Stiver
Не выдумывайте, их бы уже давно засудили.
Xevus
Спасибо, очень интересно, не знал этого. Это правда применимо только в конткратам заключенным онлайн, но это все равно большой прогресс.
Stiver
senglory
Удачи Вам засудить Lernstudio Barbarossa/ Я посмотрел бы что у Вас там году в 2018 получится с расторжением годового контракта по email.
khim
Там абсолютно точно что-то поменялось в последнее время. Во-всяком случае раньше в офисе в Германии нужно было, после командировки, все чеки отравлять в бухгалтерию почтой, сейчас — достаточно сканов и заявления по электронке.
А там суммы поболее, чем у провайдеров, бывают, особенно если это командировка куда-нибудь в Австралию.
Окончательно отказались от физической почты они как раз к концу прошлого года… что здорово им пригодилось в этом.
Как я понимаю сейчас в Германии промежуточный этап: уже почти всё можно сделать по электронной почте… если прописать это в договоре.
Xevus
>если прописать это в договоре.
В этом и заключается уловка 22. Все что для провайдера выгодно — они конечно готовы делать по электронным каналам. Как только речь заходит про расторжение — все сразу формализуется до уровня закона, только в письменном виде минимум за 3 месяца до разрешенной даты расторжения. Поэтому, например, процветает такой сервис как aboalarm.de, который за несколько евро делает за клиента всю формальную часть. Попробуйте представить себе такой сервис в РФ :)
AlePil
я живу в Италии и мой опыт (и опыт моих партнёров с обеих сторон) говорит мне о том, что вы чего-то не знаете и потому заблуждаетесь
Xevus
Ради бога, думайте что угодно :) Я клиент 3 немецких банков, и полностью без бумаги работает только необанк N26. У меня недавно перестало работать приложение Commerzbank, я его переставил и мне пришлось заказывать бумажное письмо активации онлайн банка :) С ЭЦП я знаю здесь только один сервис — для подачи налоговых деклараций.
Dvlbug
>>> интересно, что вы опять в прошедшем времени все
А когда начинается прошедшее время? 10 лет назад? Год назад? Секунду?
dimaloop
у меня Unicredit в Европе, в 2018м — при овердрафте в 1 евро слал бумажное письмо в Украину чтобы об этом сообщить)
да и такое кругом и рядом здесь, оффлайн почта иногда кажется — важнее электричества)
AlePil
в 2018 в Украину? вполне возможно, я не знаю как они работали с теми, у кого была указана резиденция вне страны.
что касается кругом и рядом, то вы врёте сейчас. Особенно сейчас)))
dimaloop
Вы можете утверждать что угодно. Я исхожу из своего опыта, и описываю его. Как у вас в Италии мне неизвестно, я живу в Словении и у меня в пяти европейских банках счета, в тч бизнес — и все локальные без оффлайн почты даже не выдадут вам карту. Почтой верифицируются мельчайшие договорные процедуры между контрагентами, аццептирование договоров, инициация и расторжение (юникредит именно так его расторгал) любых соглашений. При том что естественно есть цифровой ключ, у юриков в тч и ожидаемо, как в Украине- максимальное подписание всех документов именно ими
faiwer
Я даже купил на Amazon специальный нож для разрезания бумажных конвертов. За год жизни в Германии я получил раз в 50 больше писем чем за всю оставшуюся жизнь.
Email-ов от этих же компаний я получил сильно меньше. Большинство кажется просто не шлёт никаких email-ов за пределами стадии регистрации.
itsoft Автор
Аналогично и в Словении.
itsoft Автор
Банк слал и продолжает слать. Ещё ряд счетов приходят на бумаге.
У вас API есть? В каких банках? Назовите, пожалуйста, банки европейские, которые открывают удалённо как Револют корпоративные счета, имеют API и при этом платежи нужно подтверждать дополнительно кодом SMS, ENUM или физическим токеном.
И ещё очень желательно, чтобы это были банки с именем как названные мной российские банки. Хотя IPO из них только один прошёл, которые я назвал. Но в России есть и другие банки акции, которых торгуются на биржах и у них в каком-то виде API есть, хотя бы в виде урезанного DirectBank.
Tangeman
"до сих пор" это у тех кто поленился и не отказался от бумажек. Я уже давно их не получаю ни от кого — ни от банков, ни от провайдеров, ни даже от страховок или поставщиков газа и электроэнергии.
Если же человек явно на email не хочет перейти, или не разрешил/указал использование email — они обязаны слать письма, заставить использовать email никто не может (хотя иногда за бумажные письма берут деньги, явно или не очень — это лучше работает).
itsoft Автор
А как нужно хотеть? В России мы в каждом письме с документами клиентам говорим, что с нами можно по ЭДО обмениваться доками. Большинство клиентов молчат.
В Европе на бумаге счета шлют даже некоторые из тех, с кем DirectDebit подписан. Я так понимаю от бухгалтера зависит. Некоторые перестают слать, а некоторые говорят: «у нас такой порядок».
0xd34df00d
В США мне разные банки регулярно присылают бумажные письма с предложением открыть кредитную карту, balance transfer бесплатно! Впрочем, в NYC такие письма приходили практически каждый день, а в Техасе их около нуля.
Но я не против, большинство писем печатается на одной стороне бумаги, так что вторую я использую под черновики для своих околоматанных каракуль. Да и бумага толстая, писать приятно.
DVF
Забавно, что ответ в бумажном письме получаешь быстрее, чем от лучших в мире по электронной почте =)