Под конец года принято подводить итоги и кажется стоит вспомнить, что же было в этом непростом году хорошего. Например, я читал много отличных книг (что еще делать дома?). Вот немного про самые примечательные из них или, по крайней мере, те, которые сильнее всего запомнились мне.
«Падение, или Додж в Аду» Нила Стивенсона
На самом деле, я долго думал, честно ли включать ее в список, потому что дочитал я совсем недавно, и впечатления еще не улеглись. Но потом решил, что они в любом случае достаточно яркие, чтобы выделить эту книгу. К тому же, новый роман Стивенсона про виртуальную реальность я ждал прямо очень сильно. Для меня каждый его роман — настоящее событие. О «Падении» я буду думать еще долго.
Виртуальное посмертие — как это может выглядеть? И что это будет значить для человечества? Сцены смерти и «воскрешения» сознания Доджа — невероятно сильные и неожиданные. Как, в целом, и остальная концепция создания Битмира. С одной стороны, Стивенсон здесь смешивает все со всем. Отсылки к Библии и различным мифологическим сюжетам здесь — самая элементарная вещь, я совсем не уверен, что распознал все отсылки, заложенные автором.
В целом, как обычно, Стивенсон одновременно насыщает текст философскими идеями и техническими деталями практически до уровня научпопа, но при этом читать каждую минуту интересно. Я немного переживал за этот роман после «Семиевия», потому что тот несколько выбивался из авторского стиля. Но «Семиевию» повредило стремление автора по сути уместить в одном томе три разных книги. А из “Падения” вышло два приличных тома, хоть они и остаются формально одной книгой. Так что идея раскрыта до последнего «ружья» и, несмотря на общую мрачность, оставляет достаточно жизнеутверждающее ощущение.
Главной ценностью романа мне показалось то, как перекликаются реальное-виртуальное. Они дополняют друг друга, но не всегда очевидным образом — гармонией или конфликтом. Каждая сюжетная ветка успевает проделать огромный путь, и временами кажется, что их связь теряется, но — нет. Разные формы взаимосвязи сменяют одна другую. Кстати, противостояние «фантастика» — «фэнтези» пожалуй, одна из них. Вкратце — все начинается с того, что главный герой умирает. А потом его решения, его разум и его воля создают новый мир…
«Годы риса и соли» Кима Стэнли Робинсона
Очень интересный подход к альтернативной истории. Среди нескольких веков мы выхватываем различные эпизоды из жизни трех реинкарнирующихся душ, которых так или иначе оказываются вовлечены события мирового масштаба. Они рождаются мореплавателями и алхимиками, монахами и врачами. В разных жизнях «души»-персонажи перекликаются между собой первой буквой имени, а также определенными чертами характера. Так тот герой, чье имя начинается на «К», обязательно будет самым большим смутьяном.
Но это далеко не самое главное в романе, просто интересный способ изложения истории, чтобы нам не приходилось каждую главу в новом времени привыкать к совсем «чужим» героям. А так получается, что интересно следить за тем, что поменялось, а что повторяется. Мне это показалось очень интересным.
Чума в XIV веке опустошает Европу под корень. Ведущими мировыми державами становятся Индия и Китай, а также арабский мир, а главной мировой религией оказывается буддизм. Десять глав, десять историй от того самого XIV века до новейшего времени. В сжатом формате мы наблюдаем за войнами и открытиями, новыми идеями в социуме, в науке, в философии. Огромное «а что если?» все было бы примерно так же, но по-другому. Мне понравилось, что это не утопия и не антиутопия, а просто достаточно бесстрастное рассуждение о том, как могла бы развиваться история цивилизации, если бы ее флагманами оказались иные культуры.
При этом каждая отдельная история — насыщенная, захватывающая, сочная. С очень жизненными драмами и, что совершенно бесценно, своим стилем повествования, который подходит описываемой эпохе. При прочтении подряд не очень заметно, так как переходы происходят плавно, но, если сравнить 1-2 главу с 9-10, по-моему, довольно очевидно.
«Гномон» Ника Харкуэя
К этой рекомендации немного страшно подступиться, если честно, потому что необходимость что-то рассказывать про «Гномон» ощущается как минное поле. Как и «Падению» Стивенсона он бросает читателю вызов — я люблю такие книги. Разгадай меня, поймай все мотивы, отсылки, идеи. Книга Харкуэя — настоящая головоломка. И написать про него можно многое, но это неизбежно скажется на восприятии тех, кто, возможно, решится прочитать роман после отзыва. А это как раз тот случай, где чужое мнение губительно. Даже если в сети книгу уже десять раз разложили по полочкам, я придерживаюсь мнения, что у меня свой «Гномон», а у вас — свой. Читать чужие отзывы очень интересно, но, пожалуй, уже после прочтения книги.
И все-таки нужно как-то объяснить, чего ждать от истории, верно? «Гномон» начинается медленно. Ощущение наращивания темпа истории — один из наиболее выигрышных приемов автора. От размерности и рутины с появлением первой тайны мы неторопливо движемся навстречу тому, что станет немыслимым калейдоскопом сменяющихся, но взаимосвязанных сюжетных линий. И когда ты оборачиваешься назад и пытаешься понять, в какой момент начался настоящий сюжет — ты понимаешь, что автор тебя обыграл.
Вообще, наверное, от этой книги можно получить гораздо больше. Я позволил себе на первый раз не играть в «угадайку» каждый раз, когда появлялась возможность. Видеть в сюжете — сюжет, а не искать двойное и тройное дно. Хотя греческую мифологию лучше все-таки освежить в голове до прочтения книги, а не во время. Но важные термины можно найти отнюдь не только там, так что это только первый шаг на тернистом пути читателя «Гномона». Это я к тому, что сам роман обязательно собираюсь перечитать, и почти уверен, что второе погружение подарит новые впечатления.
На этом прочтении главное, что осталось в моем сознании — темы ответственности и связи. Основа сюжета — расследование гибели пожилой женщины, работницы библиотеки, которая при жизни всячески отвергала прогресс (или, по крайней мере, отдельные его проявления). Инспектор, назначенная на это дело, должна прояснить обстоятельства смерти — несчастный случай или злой умысел? Вот только вместе с воспроизведением сознания умершей обнаруживаются отголоски загадочных личностей и сущностей, и все оказывается гораздо масштабнее.
«Дети времени» Адриана Чайковски
Эта книга обладает совершенно безумным притяжением. Тот случай, когда открыл — и просто буквально заставляешь себя отрываться, чтобы делать какие-то дела, а самому только безумно хочется узнать, что же дальше. При этом нельзя сказать, что в романе много экшена, но он захватывает. При этом я не раз встречал в отзывах мнения, что «начало надо перетерпеть, потом раскачивается», и у меня просто ощущение, что мы с этими людьми читали разные книги. Хотя все субъективно, конечно.
Для меня это, во-первых, безумно интересный авторский эксперимент — взгляд на прогресс другого вида, даже не млекопитающих. Кроме того, эволюция происходит под влиянием нановируса, который позволяет разумным паукам обмениваться «знаниями». Это примерно как если вы могли бы пойти в библиотеку и «загрузить» в себя курс продвинутого французского и сразу же начать говорить. Или квантовой физики. Или ирландских танцев, неважно. На значительном уровне развития вида наблюдать за этим становится очень увлекательно. И, да, речь все это время идет о пауках. Здесь будут гигантские разумные пауки, так что арахнофобам роман не подойдет. Остальные же смогут насладиться тем, как изящно автор описывает паучьи города и систему науки, общения, даже самого восприятия мира, которое настолько отличается от нашего. А заодно наблюдать историю нескольких войн, эпидемий и других отрезков «паучьей истории», которые раз за разом оборачиваются гимном науке и разуму.
Но если бы эта линия была одинока, роман не был бы столь интересным. Есть здесь и люди, далекие наследники настоящей космической державы. Кое-как ориентируясь по старым звездным картам, они летят на огромном корабле-ковчеге на поиски нового дома, ведь Земля непригодна для жизни. Им придется столкнуться и с пауками, и с наследием собственного прошлого, которое многократно превосходит их с технической точки зрения и считает, что обязано защищать планету. Эти три силы образуют невероятную по красоте систему, в которой понимание, казалось бы, невозможно, потому что все говорят буквально на разных языках.
«Восставшая Луна» Йена Макдональда
«Восставшую Луну» я ждал долго и с трепетом. Потому что вселенная, созданная Макдональдом, полюбилась мне с первых же страниц первого тома, а заключительная часть трилогии — вещь ответственная, и не все авторы справляются с тем, чтобы закончить «на уровне». Тут я смело могу советовать всю серию: все три романа очень разные, но каждый хорош по-своему.
Моим любимым, пожалуй, останется первый, потому что там была подкупающая атмосфера то ли кибер-панковых корпораций, то ли мафиозных семей, то ли всего и сразу. В каком-то смысле, «Новая Луна» была наиболее самобытной. Но второй роман трилогии поддал жару, а третий сумел удержать планку. Кроме того, именно в «Восставшей Луне» становится очевидной идея трилогии как единого произведения. И она довольно выигрышная: небанальная, ненавязчивая и при этом логично сочетается со всем, что было сказано раньше.
Еще «Восставшая Луна» поднимает на новый уровень накал интриг и политики. С самого начала было понятно, что автор в этом силен, но до этой книги его полный потенциал определенно не был раскрыт. И это наиболее масштабный конфликт трилогии, что логично, но от этого не менее приятно. В смысле, и размах сюжета, и определенные повороты вызывают здоровый «вау-эффект». Описывать идею третьей книги в отрыве от предыдущих имеет мало смысла, но в целом задумка «Луны» Макдональда в создании новой среды, законы жизни которого будут разительно отличаться от земных. Это определенная степень анархии, построенная на договорах и сделках, следование которым является буквально библией каждого жителя спутника. Основная власть поделена между пятью корпорациями, сферы деятельности которых не пересекаются, но каждая по-своему необходима в условиях жизни на Луне. И, разумеется, история начинается там, где хрупкое равновесие нарушается.
ajijiadduh
во 1 маловато
во 2 хотелось бы теперь список и из русских писателей
Zangasta
К сожалению, за 2020 год русские писатели ничего значительного не опубликовали.
Воот вообще — я обычно выбираю книгу года — и в этом году не смог.
А что до западных: опубликован перевод Питера Гамильтона "По ту сторону снов" — и это очень актуальная для России книга — в насквозь коррумпированной стране герои устраивают революцию. Но это понятно, только одна из линий книги.
Stecenko
Если не ограничиваться НФ, то позволю себе отметить Г.Л. Олди, «Карп и Дракон».
Но их творчество не всем нравится.
Upd. У них еще «Золотой лук» выходит, из Ахейского цикла, но это уже, наверное, в новом году.
Zangasta
Просто потому, что их можно читать, а можно не читать.
Это просто детектив в средневековом антураже — без осмысления реальности, новых идей и прочего, ради чего мы читаем книги.
Даже проходная книга Пелевина — "Непобедимое Солнце" понажористее будет.
RadioAgent
Я бы так мог сказать про новую техподдержку Дивова. Но не про творчество Олдей в целом. Впрочем до карпа еще не добрался. и вообще, все фломастеры разные.
За обзор автору огромное спасибо. как дочитаю лауреатов премии Хьюго, вернусь к этому списку :)
Zangasta
Обзор не мой, я просто оставил комментарий.
Обзор не мой, я просто оставил комментарий.
А вообще, если кто ищет что почитать, у меня есть:
Премия Джона В. Кемпбела в изгнании
Зы. Принимаю дополнения в список.
Alsandr7
Не соглашусь. Хотя мне ранние Олди нравятся намного больше (Черный Баламут, Мессия очищает диск, Герой должен быть один и т.д.), в «Карп и Дракон» есть и осмысление реальности и новые идеи, в том числе преступления и наказания. Не могу сказать, что в восторге от этого произведения, но прочитал с большим интересом и удовлетворением.
RadioAgent
Герой — моя первая любовь. Что-то общее с Князем Света Желязны все время чудится в этом произведении.
Stecenko
"Ради чего мы читаем книги"
Возможно, стоило написать, "ради чего я читаю книги". Люди читают книги по разным причинам. Плюс, жизненный и читательский опыт разный. То, что для Вас банальность, для другого может оказаться откровением. В моем личном рейтинге Олди выше Пелевина.
Zangasta
Да, но я не обращаюсь к людям вообще! Я беседую с читателями хабра, чьи книжные предпочтения я довольно неплохо знаю.
Fortop
Я тот самый читатель хабра. И писать что мне нравится Пелевин...
Это прямо верх хамства.
Zangasta
Особой вишенкой на торте будет факт, что здесь пока никто не утверждал что вам нравится Пелевин. И вам лично, и вам как среднестатистическому читателю Хабра.
У нас все ходы записаны.
Fortop
И это в сравнении с Олди.
И да
Это прямая отсылка к тому, что среднестатистическому читателю Хабра интереснее Пелевин, чем Олди.
Так вот откровенно заявляю — это не так.
Zangasta
Насколько ответственно?
Я тут посмотрел — в комментариях Пелевин упоминается значительно чаще. При этом комментарии более осмысленные:
" У Пелевина есть книга SNUFF — там эта тема рассмотрена подробно"
Stecenko
Даже «читатели Хабра вообще» имеют весьма разнообразные пристрастия. Вы даже пристрастия активной части Хабра, которая составляет 1% от всех хабрачитателей, не знаете «неплохо», как выяснилось.
Про предпочтения остальных 99%, которым просто влом комментить, Вы просто не знаете. И я не знаю.Вполне возможно, что они предпочитают в свободное от срачей время читать Геродота в оригинале, а может, Ильина с Метельским или Перумова, или, извините за выражение, выползней с ВВВ.
Вам Олди не зашли, мне Пелевин с Солнцем не зашел.
Но поскольку Вы правы в том, что хорошую свежую книгу на русском языке найти очень сложно, и то и другое стоит прочтения.
Wizard_of_light
Еськов дописал «ROSSIJA(reload game)», которую начинал вместе с Крыловым, но выйдет только в следующем году. Розов написал третью часть «Решета джамблей», «Зеркало Утгарта» и «Юхх-ассенизатор», первую в принципе можно почитать, остальные как-то не зашли.
Zangasta
Розов, увы и ах, оказался писателем одной книги. Толстой и однообразной.
Читая "Решето" я постоянно ловил себя на мысли, что всё это уже читал. У Розова же.
Wizard_of_light
Ну, я бы сказал, не одной книги, а одного мира, но соглашусь, со временем у него идея таки всё больше плющит сюжет. Слишком много написано на одну и ту же тему.