Более шестидесяти лет назад, 12 апреля, человек впервые отправился в космос, за пределы атмосферы Земли. Советский летчик и космонавт Юрий Гагарин навеки внес свое имя в историю, а мечтатели, визионеры и писатели-фантасты получили новую волну вдохновения, представляя возможности дальнейшего покорения космоса.
Полет Гагарина был одним из ключевых этапов космической гонки между СССР и США, но далеко не ее завершением. И поскольку как раз недавно вышел роман в жанре альтернативной истории о противостоянии двух держав на ниве покорения космоса, хотелось бы об этой книге немного поговорить.
Речь, конечно же, про «Орбиту смерти» Криса Хэдфилда — того самого Криса Хэдфилда, который популяризатор науки, астронавт-блогер и автор «Руководство астронавта по жизни на Земле». Теперь он дебютировал в художественной литературе и, трезво оценив свои сильные стороны, написал триллер о полете к Луне «Аполлона-18» (который в реальности так и не состоялся). Предлагая читателю достоверное описание работы НАСА и деталей космических полетов, автор добавляет к этому напряжение, которое выливается в реальные противостояния в этих и без того опасных для жизни условиях. Кроме того здесь есть закулисные шпионские игры, которые оказывают влияние и на астронавтов.
Сразу хочется сказать, что Советский Союз показан без излишней «клюквы». Спецслужбы СССР, разумеется, выступают организацией, с которой не хотелось бы связываться, но в целом видно, что все (или почти все) действующие лица — люди, которые стремятся любой ценой выполнить свою миссию. Потому что так уж положено в их сфере деятельности (тут, вероятно, у автора тоже есть какое-то представление о том, как это может выглядеть изнутри). В общем, без лишней подлости и зла ради зла. Все хороши.
Главным героем романа выступает Каз Земекис. Он мог бы сам стать одним из тех, кто отправляется к Луне на «Аполлоне-18», если бы несчастный случай во время управления реактивным истребителем не лишил его глаза. Так что вместо этого, как служащий войск США и сотрудник НАТО, он становится диспетчером предстоящего полета. Именно Каз в начале романа приносит астронавтам информацию о новой цели: по пути к Луне они должны будут изучить и уничтожить спутник «Алмаз», который запускает Советский Союз. Спутник оснащен слишком хорошей оптикой и может быть использован для шпионажа. Так миссия «Аполлона-18» обретает секретное двойное дно.
Собственно, дальше своим чередом течет подготовка к полету (правда, не без происшествий и смертей), мы знакомимся с другими героями, а СССР готовится сделать собственный ход. Действительно яркое событие — день старта, описание эмоций астронавтов, а потом и чисто физических переживаний, страх за возможную неисправность… Даже когда представляешь себе как читатель, что этот корабль должен добраться до Луны, так что с ним все будет в порядке (более или менее), сложно не переживать в момент взлета и сразу после него. Человеческая жизнь действительно становится такой хрупкой при столкновении с космосом…
Как можно догадаться, столкновение с «Алмазом» идет не по плану американцев, и с тех пор все многократно усложняется. Происходят новые смерти, выходят на поверхность шпионские интриги, США и СССР стараются всеми силами замять конфликт в во внеземном пространстве… А у читателей есть немного захватывающе-достоверного экшена в космосе перед возвращением на изначальный курс: к Луне. Вот только на борту «Аполлона-18» три человека, которым будет очень сложно довериться друг другу…
Пожалуй, особенно книга понравится тем, кто любит обилие технических деталей и ценит достоверность, а еще хотел бы узнать больше о том, как полеты в космос устроены «на самом деле» (но с какой-то бодрой историей на фоне). Автору удалось создать напряжение вокруг космического противостояния двух сверхдержав, показать в рамках этого людей, которые просто люди. Кроме того, достаточно элегантно решилась интрига с тем, кому же в итоге достанется ценная находка, сделанная Луноходом на спутнице Земли.
Так что, если хочется, можно найти в истории и какую-то глубинную мысль о том, как долго мы будем делать друг для друга сложнее и без того сложные вещи? Впрочем, это уже задача для любителей заниматься чем-то подобным. Можно просто прочесть увлекательную и реалистичную книгу про космос, иногда с удовольствием думая: «а ведь это написал человек, который сам сидел во взлетающем космическом корабле, и не один раз, ничего себе!».
Комментарии (3)
Ermak
12.04.2023 17:56-1Советский летчик и космонавт Юрий Гагарин навеки внес свое имя в историю
Смешон этот пафос. Гагарину сказали: полетишь ты. И все... Не Юра внес свое имя, его внесли. А вот кто именно - молчок. Короче, читайте источники. Хотя бы того же Каманина.
Art3
А практика одиотивания названий иностранных художественных произведений какие имеет под собой основания? Вот казалось бы, есть авторский текст (или видеоряд), названный «Apollo Murders», а не «Deadly Orbit». Не меняет же переводчик сюжет в конце концов (ну я надеюсь), а тут прям отсебятина через раз.
smrl
А почему бы блаародному дону и не поменять название книжки на правильное?
Там внутри книжки есть еще и сноски, поучающие автора жизни.
Кто этот автор, вообще, такой? Что этот американец себе позволяет?